Живопись, скульптура, музыка.

Параграф № 17.

КУЛЬТУРА РУСИ X - НАЧАЛА XIII В. ЗАРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Особенности культурного развития.

Культура восточных славян была единой, хотя и имела свои особенности — одни для Поднепровья, другие — для Северо-Восточной Руси, третьи — для северо-западных земель. Культура восточных славян была одновременно и культурой старого языческого мира с его древними народными обычаями, обрядами, и культурой христианской с мощным влиянием Церкви в области литературы, архитектуры, искусства, письма, школьного дела, библиотек. Языческие народные традиции больше сохранялись в отдалённых местностях, в сёлах и деревнях. Христианская культура господствовала в развитых районах, на больших торговых путях, в городах. Эти два культурных потока обогащали и дополняли друг друга.

Письменность, грамотность, школы.

Письменность на Руси зародилась задолго до введения христианства. Об этом свидетельствует относящийся к X в. глиняный сосуд, обнаруженный археологами под Смоленском. На нём написано горушна (горчица), т.е. это

был сосуд для пряностей. Сохранились сведения и о том, что буквы на Руси в глубокой древности вырезали на деревянных дощечках и называли их резами. Позднее эта традиция письма на дереве сохранилась в виде использования в качестве материала для письма бересты и появления так называемых берестяных грамот. Берестяное письмо было очень распространённым в Древней Руси. И не только в Новгороде, но и в Пскове, Смоленске и других русских городах. Широкое распространение на Руси получила славянская грамота — алфавит, созданный братьями Кириллом и Мефодием, выходцами из греческого города Фессалоники (на Руси его называли Солунь). Христианизация Руси дала мощный толчок развитию письменности, грамотности. Вместе с деятелями Церкви на Русь пришли писцы и переводчики, хлынул поток греческих, болгарских, сербских книг религиозного и светского содержания. Особенно широкий размах это явление приобрело при Ярославе Мудром и его сыновьях. Переводные книги читали не только в княжеских и боярских семьях, в монастырях, но и в среде купечества и ремесленников. Так, широкое распространение получило жизнеописание Александра Македонского «Александрия». Первые русские грамотеи появились в школах, открытых при церквах, а позднее — при монастырях. Поначалу детей из богатых семей туда привлекали по приказу князей. Позднее в школах стали учить не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка основала в Киеве женский монастырь со школой для девочек при нём.

Летописи.

 Выдающимися памятниками письменности, литературы и истории Древней Руси являются летописи — погодные изложения важных событий на Руси. Позднее они превратились в художественные и исторические произведения, став значительным явлением духовной культуры Руси. В них отражались взгляды авторов на историю Руси и мировую историю, на деятельность князей, они содержали философские и религиозные размышления. Многое из того, что мы знаем сегодня о Древней Руси, почерпнуто из летописей. Первая общерусская летопись, по мнению историков, была создана в конце X в., при князе Владимире. В последующем каждый летописец включал в составляемый им текст предыдущие повествования. В первое десятилетие XII в. появилась древнейшая из дошедших до нас летописей — знаменитая «Повесть временных лет». Многие её страницы монах Киево-Печерского монастыря Нестор посвятил отношениям Руси с окружающими странами. Гордостью за свой народ, за его высокое место в мировой истории веет со страниц Несторовой летописи. Целая галерея исторических деятелей проходит на её страницах — князья, бояре, посадники, тысяцкие, дружинники, купцы, церковные деятели. Она рассказывает о военных походах, строительстве монастырей и храмов, об открытии школ, о религиозных спорах и реформах русской жизни. По мере политического распада Руси и появления отдельных княжеств-государств там стали создаваться свои летописные своды. Они рассказывали о жизни края, прославляли деяния местных князей. Но все обязательно включали «Повесть временных лет». Продолжалось создание и общерусского летописания, которое охватывало историю всех основных княжеств в XII—XIII вв. Появились целые библиотеки летописных сводов. Большинство их погибло в огне междоусобных войн и последующего монгольского нашествия.

 

 

Литература.

Общий подъём Руси в XI — первой трети XII в., создание центров письменности и грамотности, появление образованных людей привели к рождению и развитию древнерусской литературы. У людей возникла потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, на историю страны, свои размышления о власти и обществе, о роли религии. Первым известным нам литературным произведением Руси является «Слово о Законе и Благодати» Илариона. В нём он изложил свой взгляд на историю Руси, на выдающуюся роль христианства в её становлении и роль Владимира Святославича и Ярослава Мудрого в судьбах Русского государства. «Словом...» зачитывались на Руси, оно воспитывало людей патриотами, помогало им понять место своей страны в мировой истории. Во второй половине XI в. появились и другие литературно-публицистические произведения. В «Памяти и Похвале Владимиру» монах Иаков описал роль князя Владимира как государственного деятеля и крестителя Руси. «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси» и «Сказание о Борисе и Глебе» посвящены истории раннего христианства, которое круто изменило жизнь страны, и судьбам первых христиан. В XII в. были написаны первые отечественные мемуары. Это прежде всего знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха, одно из самых любимых произведений многих поколений русских людей. В это же время появилось «Хождение игумена Даниила в святые места». Богомольный русский человек подробно описал свой путь в Иерусалим, ко Гробу Господню, рассказал о многих интересных встречах, в том числе с крестоносцами. Наивысшим достижением древнерусской литературы считается «Слово о полку Игореве», созданное в конце XII в. Хотя в центре повествования лежит рассказ о неудачном походе князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г., вся поэма стала взволнованным призывом к единству Русской земли, рассказом о мужестве русичей, плачем по погибшим. Она полна размышлений о месте Руси в мировой истории.

Архитектура.

 Говорят, что архитектура — это душа народа, воплощённая в камне. На Руси же душа народа в течение долгого времени воплощалась в дереве. Из дерева строились языческие молельни. Именно в дереве русский народ и жившие с ним бок о бок балты и финно-угры выражали своё восприятие прекрасного. С появлением на Руси христианства, по мере развития русских городов и накопления в обществе богатств в строительном деле всё чаще стали использоваться камень и кирпич. Для зодчества были характерны затейливость, многоярусность, наличие в постройках башенок и теремов. Жилое здание было окружено разного рода пристройками — клетями, сенями, переходами, лесенками. Все деревянные сооружения украшались художественной резьбой. С христианством на Русь пришло строительство крупных каменных храмов. Такими были Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Замечательные архитектурные сооружения были созданы в период политического распада Руси. По приказу Андрея Боголюбского во Владимире были выстроены Успенский собор и Золотые ворота. При нём же появилось чудо русской архитектуры — однокупольный храм Покрова на Нерли. Князь повелел построить его неподалёку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава.

По приказу Всеволода Большое Гнездо русские мастера соорудили богато украшенный каменной резьбой Дмитриевский собор во Владимире. Каменные храмы, дворцы, палаты богатых людей возводились и в других крупных русских городах — Новгороде, Смоленске, Галиче, Пскове. Характерной чертой русской архитектуры тех десятилетий стала украшающая эти сооружения резьба по камню. Она, как кружево, оплетала стены, окна и купола зданий.

Живопись, скульптура, музыка.

С принятием христианства живопись, скульптура и музыка также пережили глубокие перемены. Древние резчики по дереву и камню прежде создавали скульптуры языческих богов и духов. Живописцы разрисовывали стены языческих молелен, изготовляли магические маски. Музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли вождей, развлекали простой народ. Языческое искусство, как и языческие боги, было связано с культом природы. Христианское искусство было подчинено совершенно другим целям. Оно воспевало Бога, подвиги святых апостолов, деятелей Церкви. Появились иконы со строгими ликами святых, мозаики и фрески на религиозные темы. Но и в рамках строгого церковного искусства скульпторы, живописцы и музыканты создавали произведения в русле народных традиций. Так, иконы работы монаха Киево-Печерского монастыря Алимпиянапоминали портреты живых людей. Фрески и мозаики Софийского собора в Киеве воссоздавали эпизоды жизни великокняжеской семьи, напоминали о занятиях и увеселениях простых людей, в том числе изображали пляски скоморохов. Позднее в отдельных русских княжествах складывались свои направления в искусстве.

Новгородская школа иконописи отличалась реальностью изображения. Символика иконографии оказалась доступной пониманию простых людей. В XIII в. прославилась ярославская школа живописи, художники которой воссоздавали на иконах прекрасные лики Богородицы и святых. Широкое распространение получили иконопись и фресковая живопись в Чернигове, Ростове, Суздале, Владимире. И в наши дни зрителей поражает своей выразительностью фреска «Страшный суд» в Дмитриевском соборе.

Фольклор.

Важным элементом древнерусской культуры являлся фольклор — песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие стороны жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось о том, как похищали невест, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и её родителей на брак. Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой — богатырь, доблестный защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой. Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда ни махнёт, тут и улицы лежат, куда отвернёт — с переулками». Богатыри были наделены также чародей

екой силой и мудростью. Волхв Всеславич, например, мог обернуться и сизым соколом, и серым волком, и туром с золотыми рогами. Народная память сохранила образы богатырей — выходцев из крестьянской среды, а также боярского сына Добрыню Никитича, представителя духовенства хитроумного Алёшу Поповича. Каждый из них обладал своим характером, но все они были выразителями общих народных чаяний и дум, защитниками народа.

Повседневная жизнь.

 Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, а быт во многом определялся уровнем развития хозяйства страны. Люди жили и в городах с населением в десятки тысяч человек, и в сёлах, состоявших из нескольких десятков дворов, и в деревнях по два-три двора. Киев был большим и богатым городом, соперничавшим с другими тогдашними европейскими столицами. В старом Ярославовом городе располагались дворы видных бояр, здесь же, на горе, находились дома духовенства, богатых купцов, других видных горожан. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. С крепостных стен города можно было видеть в зелёных кущах белокаменные церкви Печерского и других киевских монастырей. Во дворцах, богатых боярских хоромах толпились дружинники, слуги, челядь. Отсюда шло управление княжествами, городами, сёлами, здесь судили и рядили, сюда свозили дань и подати. В просторных гридницах устраивали пиры, где рекой текли заморские вина и родной мёд, слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом наравне с мужчинами. Известно немало женщин, принимавших активное участие в управлении хозяйством, в политической жизни. Это княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, жена Андрея Бо- голюбского и др. Гусляры пели «славу» именитым гостям. Большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно от имени хозяина происходила раздача пищи и мелких денег неимущим.

Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная и псовая охоты. Устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью русского быта являлась баня. В княжеско-боярской среде в три года мальчика сажали на коня, затем отдавали его на попечение и выучку к пестуну (от слова «пестовать» — «воспитывать»). В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами. Внизу, на берегах Днепра, шумел киевский торг, где продавались разнообразные изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света. По склонам гор к Подолу спускались крепкие деревянные дома и убогие землянки — жилища ремесленников и работных людей. У причалов Днепра и Почайны теснились большие и малые суда: многовёсельные и многопарусные ладьи, купеческие насады, юркие лодочки. По городским улицам сновала пёстрая, разноязычная толпа. Неспешно шествовали бояре и дружинники в дорогих шёлковых одеждах, в украшенных мехом и золотом плащах, в красивых кожаных сапогах. Купцы были одеты в добротные льняные рубахи и шерстяные кафтаны, люди победнее — в холщовые домотканые рубахи и порты. Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями, ожерельями из бисера, который очень любили на Руси, серьгами, золотом и серебром. Украшения попроще, из недорогих камешков, меди и бронзы, носили небогатые люди. Традиционной женской одеждой были рубахи (нижние и верхние) и юбки-понёвы, головы накрывали убрусами (платками). Знатные женщины носили также плащи, а поверх платка — шапочки. Своя жизнь, полная трудов и тревог, протекала в сёлах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли пряжу, мужчины ремесленничали. Вспоминали минувшие дни, пели песни, слушали сказителей и сказительниц, а с деревянных полат


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!