Исторические сведения о балалайке.



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества" муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан                                                    Научно-исследовательская

Работа

                           Автор работы: Лысенко Ангелина,

                                                       обучающаяся объединения

 «Край наш-наша гордость»

                      Руководитель: Гильмутдинова А.Р.,

                                                      педагог дополнительного образования

 

 

Г

Содержание

Введение………………………………………………………………………………… …….3

I. Теоритическая часть………………………………………………………………………..4

1.1. Балалайка — музыкальный символ России………………………………………………4

1.2. Исторические сведения о балалайке ……………………………………………………..5

1.3. Роль балалайки в настоящее время………………………………………………………..8

1.4. Памятники русской балалайке……………………………………………………………..9

II . Практическая часть……………………………………………………………………10

2.1. Социологический опрос о народном инструменте балалайка…………………………10

2.2. Изготовление балалайки своими руками……………………………………………….11

2.3. Использование самодельной балалайки в образовательном процессе…………………13

Заключение…………………………………………………………………………………….14

Список используемых источников…………………………………………………………16

Приложения……………………………………………………………………………………17

 

Введение

«...Балалайка - инструмент любительский:

таким он и должен быть,

в этом сила балалайки и ее значение;

но образцовое исполнение на ней,

как показатель игры,

должно существовать,

иначе не может быть подражания...»

В. В.Андреев

             Актуальность. История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов - одна из наименее исследованных областей музыкальной науки.

В наше время очень мало уделяется внимания русской культуре, русским традициям. Дети всё чаще играют с телефонами, в компьютеры, родители не рассказывают им историю русского народа. Поэтому я выбрала тему «Балалайка-народный инструмент», чтобы приобщить детей к русскому народному фольклорному творчеству.

Цель проекта : Приобщить детей к народному фольклорному творчеству; привлечь внимание к русскому народному инструменту -балалайка, к его уникальному звучанию и его истории.

Объект исследования: Балалайка.

Задачи проекта :

1.Изучить историю развития балалайки;

2.Формирование представлений детей о русском народном инструменте – балалайка.

3.Изготовить  балалайку своими руками.

4. Воспитывать интерес детей к народному творчеству.

Гипотеза: Балалайка –народный инструмент, который играет важную роль в культуре народа.

Ожидаемые результаты: Эта проектная работа привлечет интерес моих ровесников к народному русскому творчеству.

.

 

 

I.    Теоритическая часть

Балалайка — музыкальный символ России

Русский народный инструмент балалайка тесно связан с устным народным творчеством. Сотню и даже две сотни лет назад балалайка была самым распространенным музыкальным инструментом на Руси. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. Этот музыкальный инструмент стал любимым у народа, а в дуэте с гармонью она звучала еще мелодичнее и ярче. Поэтому каждый россиянин и гость нашей страны с уверенностью заявит о том, что балалайка - символ России

Балалайка - это трёхструнная русская народная лютня, родственница гитары с тонким грифом. Звук извлекается щипками или так называемыми бряцаниями - ударом указательного пальца по всем струнам сразу.

В минуты отдыха крестьяне любили слушать балалайку, петь под неё, поэтому часто приобретали инструмент, не считаясь с расходами: «Бог даст, батюшка дворик продаст, а балалаечку купит».  О талантливом балалаечнике обычно говорили: "Наш Семён с балалаечкой рождён".

Раньше, когда не было магнитофонов, музыкальных центров, многих в доме была балалайка. Парни и девушки собирались вечером на гулянье, пели песни и плясали, водили хороводы под игру балалайки. Она — непременный участник русских народных гуляний. О ней сложено много потешек, частушек, песен. Вспомним пословицы о балалайке.

«С балалайкой работа спорится».

« Балалайка — не огонь, а разогреет».

«Бери балалайку в руки и не будет скуки!»

Популярность балалайки была столь велика, что, кроме припевок, сочинялись и загадки:

В лесу выросло, из лесу вынесли,

На руках плачет, а на полу скачут.

В лесу тяп-тяп; дома-то ляп-ляп,

На колени возьмёшь - заплачет.

Балалайка вошла и в образы детских считалок (жеребьёвок), служащих детям для выбора водящего в игре:

Цынцы-брынцы, балалайка,

Цынцы-брынцы, заиграй-ка,

Цынцы-брынцы, не хочу,

Цынцы-брынцы, спать хочу.

Слова "цынцы-брынцы" имитируют звучание балалайки. Слово "брынцы" можно связать со глаголами "бряцать", "ударять", "бренчать" по струнам.

Но чаще всего балалайка упоминается в частушках. Исполнение частушки под аккомпанемент "трёхструнного бубенца", так любовно называл поэт И. Кобзев балалайку, всегда было одной из наиболее распространённых форм народного музицирования.

У народа нет рояля,
Белого на ножках,
Но, зато, есть балалайка,
с Тульскою гармошкой!
Балалайка, балалайка,
Я в тебя влюбленная,
Потому что ты родная,
Русская, народная!
Балалайка заиграла,
Ноги в пляс пускаются,
А нахалы на вечорку
К нам не допускаются!

(Приложение 1.)

Исторические сведения о балалайке.

Существуют различные точки зрения на происхождение балалайки. По словам историков, балалайка не является истинно русским инструментом. Она пришла к нам от татарского народа или киргизов. Некоторые источники указывают, что ее предшественницей была Кыргызская домбра; высказывают предположение, что она заимствована у татар и в подтверждение приводят перевод на русский язык слова «балалар», которое означает «дети» (лар – в татарском языке признак множественного числа). ». Оно быть может и послужило источником происхождения слов «балакать», «балаболить» и т.д. заключая в себе понятие о неразумной, как бы детской болтовне. Эта мысль не так далека от истины, ведь если к «балалар» добавить русское окончание «ка», да изменить одну букву, то и получится сначала «балаларка», а затем уже и «балалайка».

Впрочем, теория татарского происхождения интересна тем, что увеличивает возраст этого любимого русского народного музыкального инструмента на 400 лет: до времени монголо-татарского нашествия. Однако, это – одно из мнений, не базирующееся на исторических источниках.

Исследователи народных инструментов полагают, что слово балалайка произошло от слов «балакать» или «балаболить», что означает болтать или пустозвонить. Вероятно, такое название инструмента возникло из-за его специфического бренчащего звучания. Существует пословица: На словах - как на гуслях, а на деле-как на балалайке. 

Никто точно не знает, когда появилась балалайка на Руси. Первое упоминание о ней найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ» в 17 веке (1688 г.).

Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.

Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Собирали инструменты очень долго, получилась огромная гора на Московской площади, которая горела и дымилась несколько дней.

Но, несмотря на запреты, все еще существовали бродячие артисты и музыканты, игравшие на ярмарках, свадьбах и других торжествах. Скоморохи пользовались большой популярностью в народе, и поэтому духовенство и власть, их обвинили в язычестве и изгнали из Москвы. Преследуемые властями скоморохи были вынуждены покинуть большие города, оставив тем самым производителей инструмента без работы. Музыканты сами начали мастерить балалайки. Иногда балалайку делали не из дерева, а из… тыквы! Тогда балалайка получалась овальной формы, внутри тыквы приклеивали порошок битого хрусталя, тогда звук получался очень звонким. В результате появились новые модели. После смерти царя балалайка снова зазвучала по всей стране – она стала популярной не только в народе, но и среди профессиональных музыкантов. Но опять ненадолго.

Шло время. Вновь потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. (Приложение 2.) Андреева поразило звучание этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. (Приложение 3.) Только в результате творческого сотрудничества и дружбы этих двух талантливых людей был создан существующий до сих пор комплект инструментов для струнной группы русского народного оркестра. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. (Приложение 4.) Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.

Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки .И в этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.

Совместная творческая работа С. И. Налимова и В. В. Андреева зародилась и продолжалась много лет на некоммерческой основе: оба они стремились добиться наилучшего усовершенствования инструмента, а не своей личной выгоды.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 621; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!