Были ли пророками братья Юсуфа, мир ему и благословение Аллаха?

A1] БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.  

Имена пророков, упомянутых в Коране и Сунне.

 

Содержание:

 

В Коране по именам упоминаются 25 пророков и посланников, насчет пророчества которых нет разногласия.

О положении Зуль-Карнейна.

Мнения ученых о том, был ли пророком Хадыр (Хидр).

Были ли пророками братья Юсуфа, мир ему и благословение Аллаха?

Пророк, который упомянут в Коране, но не назван по имени.

6 Пророк Юша’ ибн Нун (يوشع بن نون) мир ему и благословение Аллаха.

7 О пророчестве Шиса ибн Адама (شيث بن آدم).

8 Что известно о пророчестве Данияла (دانيال)?

9 О ‘Узейре.

Тубба'.

_________________________

 

 

1 В Коране по именам упоминаются 25 пророков и посланников , насчет пророчества которых нет разногласия:

 

1 Адам (آدم), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их ангелам и сказал: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду»». Сура Корова, 31.

 

2 Идрис (إدريس), мир ему и благослование Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Помяни в Писании Идриса . Воистину, он был правдивейшим человеком и пророком». Сура Марьям, 56.

3 Нух (نوح), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Мы отправили Нуха (Ноя) к его народу: «Воистину, я для вас – разъясняющий и предостерегающий увещеватель». Сура Худ, 25.

4 Худ (هود), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Мы отправили к адитам их брата Худа. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас иного божества, кроме Него. Вы же измышляете ложь». Сура Худ, 50.

5 Салих (صالح), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Мы отправили к самудянам их брата Салиха . Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас иного божества, кроме Него. Он сотворил вас из земли и поселил вас на ней. Просите прощения у Него, а затем покайтесь перед Ним. Воистину, мой Господь – Близкий, Отзывчивый»». Сура Худ, 61.

6 Ибрахим (إبراهيم), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Наши посланцы принесли Ибрахиму (Аврааму) радостную весть и сказали: «Мир!» Он сказал: «И вам мир!» – и поторопился, чтобы принести жареного теленка». Сура Худ, 69.

7 Лут (لوط) племянник Ибрахима, мир им обоим и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Они сказали: «О Лут (Лот)! Мы – посланцы твоего Господа, и они не причинят тебе зла. Отправляйся в путь вместе со своей семьей среди ночи, и пусть никто из вас не оглядывается. И только твою жену поразит то, что поразит остальных. Их срок выйдет утром. Разве утро не близко?»» Сура Худ, 81.

8 Исмаил (إسماعيل) сын Ибрахима, мир им обоим и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилу (Измаилу) очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц». Сура Корова, 125.

9 Исхак (إسحاق) сын Ибрахима, мир им обоим и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Мы обрадовали его вестью об Исхаке (Исааке) – пророке из числа праведников. Мы благословили его и Исхака (Исаака). Среди их потомства есть творящие добро и поступающие явно несправедливо к самим себе».

Сура Стоящие в ряд, 112-113.

10 Якуб / Йакуб / Исраил (يعقوب / إسرائيل) сын Исхака, сына Ибрахима, мир им всем и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Когда он удалился от них и от того, чему они поклонялись помимо Аллаха, Мы даровали ему Исхака (Исаака) и Йакуба (Иакова). Каждого из них Мы сделали пророком». Марьям, 49. В другой суре: «Любая пища была дозволена сынам Исраила (Израиля), кроме той, которую Исраил (Израиль) запретил самому себе до ниспослания Таурата (Торы)».

Сура Семейство Имрана, 93.

11 Юсуф / Йусуф (يوسف) сын Якуба, сына Исхака, сына Ибрахима, мир им всем и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Когда Йусуф (Иосиф) достиг зрелого возраста, Мы даровали ему умение принимать решения и знание. Так Мы вознаграждаем творящих добро». Сура Йусуф, 22.

12 Дауд / Давуд (داود), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): « Давуду (Давиду) же Мы даровали Забур (Псалтирь)». Сура Женщины, 163.

13 Сулейман (سليمان) сын Дауда, мир им обоим и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): « Сулейман (Соломон) наследовал Давуду (Давиду) и сказал: «О люди! Мы обучены языку птиц, и нам даровано все. Это и есть явное превосходство (или явная милость)». И собраны были к Сулейману (Соломону) его воины из числа джиннов, людей и птиц. Они были разделены на боевые порядки».

Сура Муравьи, 16-17.

 

 

14 Юнус / Йунус (يونس), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Разве были селения, жители которых уверовали после того, как они узрели наказание, и им помогла вера, кроме народа Йунуса (Ионы)? Когда они уверовали, Мы избавили их от позорных мучений в мирской жизни и дозволили им пользоваться мирскими благами до определенного времени». Сура Йунус, 98.

 

 

15 Айюб / Аюб / Айуб (أيوب), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Помяни также Айуба (Иова), который воззвал к своему Господу: «Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты – Милосерднейший из милосердных». Мы ответили на его мольбу, устранили постигшее его зло и даровали ему его семью и вдобавок еще столько же в качестве милости от Нас и в назидание тем, кто поклоняется». Сура Пророки, 83-84.

16 Зуль-Кифл / Зу-л-Кифл (ذو الكفل), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Помяни также Исмаила (Измаила), Идриса, Зуль Кифла. Все они были из числа терпеливых». Сура Пророки, 85.

17 Аль-Ясаа /аль-Йасаа / ал-Йаса’а (اليسع), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «… А также Исмаила (Измаила), Аль-Йacaa (Елисея), Йунуса (Иону) и Лута (Лота). Всех их Мы превознесли над мирами». Сура Скот, 86.

18 Ильяс (إلياس), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): « Ильяс (Илия) также был одним из посланников». Сура Стоящие в ряд, 123.

19 Шуайб (شعيب), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Мы отправили к мадьянитам их брата Шуайба . Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас иного божества, кроме Него. Не обмеривайте и не обвешивайте. Я вижу, как вы благоденствуете, и боюсь, что вас постигнут мучения в Объемлющий день». Сура Худ, 84.

20 Муса (موسى), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Мы отправили Мусу (Моисея) с Нашими знамениями и повелели: «Выведи свой народ из мраков к свету и напомни им дни Аллаха». Воистину, в этом – знамения для каждого терпеливого и благодарного». Сура Ибрахим, 5.

21 Харун (هارون) брат Мусы, мир им обоим и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Мы оказали милость Мусе (Моисею) и Харуну (Аарону). Мы спасли их обоих и их народ от великой печали. Мы оказали им помощь, и именно они стали победителями. Мы даровали им ясное Писание и повели их прямым путем».

Сура Стоящие в ряд, 114-118.

22 Закария / Закарийа (زكريا), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Тогда Закарийа (Захария) воззвал к своему Господу, сказав: «Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе»».

Сура Семейство Имрана, 38.

23 Яхья / Йахйа (يحيى) сын Закарии, мир им обоим и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Когда он стоял на молитве в молельне, ангелы воззвали к нему: «Аллах радует тебя вестью о Йахйе (Иоанне), который подтвердит Слово от Аллаха и будет господином, воздержанным мужем и пророком из числа праведников»». Сура Семейство Имрана, 39.

 

24 Иса (عيسى), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!» – и тот возник». Сура Семейство Имрана, 59.

25 Мухаммад (محمد), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Он простил грехи и исправил положение тех, которые уверовали, совершали праведные деяния и уверовали в истину, ниспосланную Мухаммаду от их Господа». Сура Мухаммад, 2.

 

 

2 О положении Зуль-Карнейна.

 

Аллах упомянул в Коране Зуль-Карнейна, начав историю о нем словами (смысл): «Они спрашивают тебя о Зуль Карнейне . Скажи: «Я прочту вам поучительный рассказ о нем». Воистину, Мы наделили его властью на земле и одарили его всякими возможностями». Сура Пещера, 83-84.

 

Среди обладателей знания были такие, кто счел его пророком. Хотя устоявшееся мнение у большинства ученых заключается в том, что это был справедливый правитель.

 

Писал Ибн Хаджар аль-Аскаляни: «Насчет Зуль-Карнейна образовалось разногласие. Было сказано, что он был пророком. Это также передается от АбдуЛлаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса и сходится с внешним смыслом Корана… И было сказано, что он был ангелом. Это мнение передал ас-Са’ляби, и оно передается от Умара… И было сказано, что он был правителем. На этом мнении большинство. Уже оговаривалось, что в хадисе ‘Али есть косвенное указание на это». См. «Фатх аль-Бари» 6/383.

 

Шейх Ибн ‘Усаймин, да помилует его Аллах, сказал: «Он был праведным правителем и жил во времена возлюбленного Аллаха Ибрахима, благословение ему и мир. Говорят, что он обходил вместе с ним Дом (Аллаха), а Аллах знает об этом лучше!» См. «Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб» Ибн ‘Усаймина (4/60).

 

Достоверно передаётся от Муджахида, что он сказал: «Четыре человека владели востоком и западом земли, двое верующих и двое неверных. Двое верующих (это) Сулейман ибн Дауд и Зуль-Къарнайн, а двое неверных – Бухтанассар и Намруд ибн Кан’ан. И никто не владел ею помимо них». Это сообщение передал ат-Табари в «ат-Тафсир» 5/433.

 

Ибн Кясир, да помилует его Аллах, сказал: «Аллах Всевышний упомянул этого Зуль-Къарнайна и похвалил его за справедливость, и что он достиг востока и запада (земли) и завладел многими областями и их жителями, установил там полную справедливость, был правителем, которому оказывалась помощь, победоносным, неодолимым, справедливым. И достоверно то, что он был одним из справедливых правителей». См. «аль-Бидая уа-н-нихая» (2/122).

 

Что касается того, что распространилось на языках некоторых (людей) у которых нет истинного знания об этом (которые говорят,) что это Александр Македонский, который построил (город) Александрия и который воевал с Китаем, Индией и страной турков, а также покорил царя персов и овладел его владениями, то это является заблуждением, которое неприемлемо и это разъяснили исследователи из числа обладателей знания.

 

Хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: "Александр Македонский (Искандар аль-Юнани) жил ближе ко времени жизни ‘Исы, мир ему, а между Ибрахимом и ‘Исой было более двух тысыч лет, и ясно, что Александр, который пришёл позже, был прозван Зуль-Къарнайном уподобляя его предшественнику из-за того, что его власть была обширной и из-за того, что он завоевал множество территорий, или это было сделано из-за того, что когда он победил персов и убил их царя, он овладел двумя огромными царствами: римским и персидским, по причине чего он был прозван Зуль-Къарнайн (Двурогий). Истина же заключается в том, что тот, о ком рассказал Аллах в Коране, был первый (из этих двоих). Разница между ними имеет несколько сторон, одна из которых та, что я упомянул. Вторая это то, что Александр (Македонский) был неверующим, а его учителем был Аристотель, к советам которого он прислушивался, а он из числа неверных без сомнения. Третья – Зуль-Къарнайн был арабом, а что касается Александра, то он был из Греции". См. «Фатхуль-Бари» 6/382-383.

 

Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал: «Аль-Азракъи и другие упомянули, что Зуль-Къарнайн принял Ислам через любимца Аллаха Ибрахима и обходил вместе с ним и Исмаи’лем (Дом Аллаха) Священную Каабу. Что касается грека Македонского и Египетского, который построил Александрию и со времени которого ведут летоисчисление римляне, то он жил намного позже первого (т. е. Зуль-Къарнайна). Этот был до (появления) Мессии (сын Марьям) приблизительно за триста лет, а философ Аристотель был его визирем. И это тот, кто убил Дария сына Дария, унизил царство персов и забрал их земли. Мы уделили этому много внимания, так как множество людей считают, что они (Зуль-Къарнайн и Александр Македонский) являются одним (человеком), а тот, кто упоминается в Коране, был его визирь Аристотель, по причине чего появляется большая ошибка и обширная порочность. Однако, первый (из этих двоих) был верующим рабом (Аллаха), праведником и справедливым правителем. Что касается второго, то он был многобожником, а его визирем был философ и между ними был отрезок времени более двух тысяч лет, так как же он (Александр) может быть им (Зуль-Къарнайном)?! Они не равны друг другу, и это не ясно только для глупого человека, который не ведает истинной сути дела!» См. «аль-Бидая уа-н-нихая» 2/122-125. (с небольшими изменениями).

 

Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа, да помилует его Аллах, сказал: «Аристотель жил приблизительно за триста лет до появления Мессии сына Марьям. Он был визирем у Александра, сына Филиппа Македонского, который победил персов и со времени которого ведут летоисчисление римляне, и то же самое делают иудеи и христиане. И этот Александр не является Зуль-Къарнайном, о котором упоминается в Коране, как об этом думают некоторые люди, так как он (Зуль-Къарнайн) был раньше этого (Александра). И этот, который был ранее тот, который построил преграду (против) Яъджуджа и Маъджуджа, а этот Македонский не достигал до этой преграды. Тот (Зуль-Къарнайн) был мусульманином-единобожником, а этот Македонский и жители в его стране Греции, были многобожниками, которые поклонялись планетам и идолам». См.«Минхаджу-с-Сунна ан-набауиййа» (1/220). Также см. «Маджму’уль-фатауа» (11/171-172) Ибн Таймиййи и «Игъасату-л-ляхфан» Ибн аль-Къаййима (2/263-264).

 

Из того, что было сказано становится ясно, что Зуль-Къарнайн, о котором идёт речь в Коране, был мусульманином-единобожником, был из числа арабов, и тот, кто утверждает, что он был прадедом персов, или был одним из их пророков, следовавших их путём и религии, утверждает ложное, как это разъяснили исследователи из числа обладателей знания и истории. Аллах же знает об этом лучше всех!

 

 

3 Мнения ученых о том, был ли пророком Хадыр (Хидр).

 

В суре «Пещера» рассказана история Хадыра / Хидра / Хыдра (الخضر), в которой он не назван по имени. Имя его приходит в хадисах. Например, у Муслима под номером 2380 и у Аль-Бухари— 4726.

 

Его история начинается с аята (смысл): «Они встретили одного из Наших рабов , которого Мы одарили милостью от Нас и обучили из того, что Нам известно».

Сура Пещера, 65.

 

И заканчивается словами (смысл): « Я так поступал не по своему усмотрению. Вот толкование того, к чему ты не смог отнестись с терпением». Сура Пещера, 82.

 

Ученые разделились во мнениях о том, кто он. Многие сказали, что он был приближенным к Аллаху праведником (уали, аулия), и многие сказали, что он был пророком. Так что даже мнения о том, на какой стороне большинство, расходятся. И есть мнение, что он — ангел.

 

Писал имам Абу Мухаммад аль-Хусейн ибн Мас’уд аль-Багауи аш-Шафии: ««Мы обучили его из того, что Нам известно»то есть знанию сокровенного посредством озарения / внушения. Хадыр не был пророком по мнению большинства обладателей знания». См. «Ма’алим ат-танзиль» 3/205.

 

И писал Абу АбдуЛлах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби аль Малики:

« Хадыр — пророк по мнению большинства. И есть мнение что он праведный раб (Аллаха), но не пророк. А аят говорит о его пророчестве, потому что сокровенная сторона его поступков не может быть, кроме как из откровения. Также дело в том, что человек обучается и следует только за тем, кто выше него, и недопустимо, чтобы выше пророка (Мусы) был тот, кто не является пророком. Есть также мнение, что он был ангелом, и Аллах повелел Мусе взять, что есть у него из знаний сокровенного. Правильным является первое мнение. И Аллах лучше знает».

См. «Аль-Джами’ ли-ахкам аль-Кур-ан» 11/16.

 

 

Были ли пророками братья Юсуфа, мир ему и благословение Аллаха?

 

У пророка Юсуфа, мир ему и благословение Аллаха, было 11 братьев, которые в Коране многократно называются «коленами».

 

Десять из них в свое время совершили преступление против Юсуфа и принесли большое горе своему отцу Якубу (см. сура «Йусуф»), мир и благословение Аллаха этим двум пророкам. Несмотря на это, были ученые, которые посчитали, что они покаялись, и позже им было даровано пророчество. Так они поняли аят, смысл которого: «Скажите: «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам, и что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам »». Сура Корова, 136.

 

Ас-Суюты написал в ответ на затронутый вопрос подробную фатву с исследованием мнений и доказательств.

О мнениях он писал: «Насчет братьев Юсуфа, мир ему, два мнения у ученых. Большинство, как предшественников (саляфов), так и преемников (халяфов) на том, что они не были пророками.
И что касается предшественников, то не передано ни от одного из сподвижников мнения об их пророчестве. Так сказал Ибн Таймия. И я не помню такого мнения ни от одного из табиинов. А что касается табии табиинов, то передано от Ибн Зейда (АбдуРрахман ибн Зейд ибн Аслям аль-‘Адауи), что он высказался об их пророчестве. За ним в этом последовала небольшая группа. А большинство табии табиинов и тех, кто был после них, осудили (или: отвергли) это мнение.
А что касается преемников, то муфассиров можно представить по группам. Среди них есть такие, которые высказали мнение Ибн Зейда, как, например, аль-Багауи. Есть такие, которые с силой отвергли это мнение, как, например, аль-Куртуби, имам Фахруддин (ар-Рази) и Ибн Касир. Есть такие, которые передали оба мнения, не выбирая более весомое (на их взгляд), как поступил Ибн аль-Джаузи. И есть такие, кто не стал затрагивать этот вопрос».

См. «Аль-Хауи ли аль-фатауи» 1/368.

 

Сам ас-Суюты пришел ко мнению, что братья Юсуфа, мир ему и благословение Аллаха, не стали пророками. Что касается вышеприведенного аята, то он объяснил, что в нем нет однозначного указания на их пророчество, потому что «коленами» назывались не только сыновья Якуба, но и потомки их родов, среди которых в более поздние времена были пророки. К тому же совершенные братьями Юсуфа грехи и преступления совершенно не характерны для людей, которые избираются Аллахом для пророчества.

 

А если исходить из мнения, что они стали пророками, то их имена передает имам, табиин Мухаммад ибн Исхак аль-Мадани. По всей видимости передает из исраилиятов, то есть из сообщений людей Писания, о которых посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Доносите от меня, даже если это будет один аят. И рассказывайте то, что передается от сынов Исраила, нет в этом проблем. А кто намеренно возведет на меня ложь, пусть приготовится занять свое место в Огне».

Передал Аль-Бухари, 3461.

 

Пишет имам Мухаммад ибн Джарир ат-Табари: «Рассказал нам Ибн Хумейд, что рассказал ему Саляма, что рассказал ему Мухаммад ибн Исхак:
«Якуб (Иаков) ибн Исхак (Исаак) — он же Исраил (Израиль) - женился на Лие (ليا), дочке своего дяди по матери, которого звали Лиян ибн Тубиль ибн Ильяс. Дети, которых она ему родила: Рубиль (روبيل / Рувим) ибн Якуб, который был его старшим сыном, Шим’ун (شمعون / Симеон) ибн Якуб, Ляуи (لاوي / Левий) ибн Якуб, Яхуза (يهوذا / Иуда) ибн Якуб, Райялюн (ريالون / Завулон) ибн Якуб, Яшджар (يشجر / Иссахар) ибн Якуб и Дина (دينة) бинт Якуб. Затем Лия умерла, и Якуб женился на ее сестре Рахиль (راحيل) бинт Лиян ибн Тубиль ибн Ильяс. Она родила ему Юсуфа (يوسف / Иосиф) ибн Якуба и Биньямина (بنيامين / Вениамин) — в переводе на арабский его имя означает «лев». Также от двух рабынь, имя одной из которых Зульфа (زلفة / Зелфа), а другой Бульхия (بلهية / Валла), у него родилось четверо сыновей: Дан (دان) ибн Якуб, Нафсалий (نَفثالي / Неффалим) ибн Якуб, Джад (جَاد / Гад) ибн Якуб и Ишраб (إشرب / Асир) ибн Якуб. У Якуба было 12 сыновей, от которых Аллах умножил 12 колен (родов), так что их не счесть, и не знает их родословных никто, кроме Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Мы разделили их на двенадцать колен – народов». (Преграды, 160)».
См. «Джами’ аль-баян» 3/112-113.

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть четыре качества, тот в ком они присутствуют, является абсолютным лицемером, а в ком будет одно из этих качеств, в том будет одно из качеств лицемерия, пока он не оставит его. Если ему доверяют, он обманывает доверие, если говорит, то врёт, если обещает, то нарушает обещание, и если препирается, то отходит от Истины».

(Хадис привели аль-Бухари и Муслим).

Имам аль-Мунауи привёл сообщение, в котором сообщалось, что однажды один человек из Басры пришел к ‘Ата ибн Аби Раббаху и сказал: “Я слышал, как Хасан аль-Басри говорил: «В ком проявились три качества, то я не затруднюсь сказать, что он лицемер!»”.

‘Ата сказал ему: “Когда вернёшься к Хасану, скажи ему: «‘Ата передаёт тебе салам и спрашивает: “Что ты скажешь о братьях пророка Юсуфа, которые лгали, не сдержали обещание и поступили вероломно?! Являлись ли они лицемерами?!»”. Когда же тот человек передал это Хасану аль-Басри, он сказал: «Да воздаст Аллах благом ‘Ате!»”. См. “Файдуль-Къадир”, 1/194.

5 Пророк, который упомянут в Коране, но не назван по имени.

 

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Не знаешь ли ты о знати сынов Исраила (Израиля), живших после Мусы (Моисея)? Они сказали своему пророку : «Назначь для нас царя, чтобы мы сражались на пути Аллаха». Он сказал: «Может ли быть, что, если вам будет предписано сражаться, вы не станете сражаться?» Они сказали: «Отчего же нам не сражаться на пути Аллаха, если мы изгнаны из наших жилищ и разлучены с нашими детьми?» Когда же им было предписано сражаться, они отвернулись, за исключением немногих. Аллах ведает о беззаконниках. Их пророк сказал им: «Аллах назначил вам царем Талута (Саула)». Они сказали: «Как он может стать нашим царем, если мы более достойны править, чем он, и он лишен достатка в имуществе?» Он сказал: «Аллах предпочел его вам и щедро одарил его знаниями и статью. Аллах дарует Свое царство, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий»». Сура Корова, 246-247.

 

Имя этого пророка также сообщается в тафсирах, которые ранние исламские ученые (саляфы), позаимствовали из исраилиятов.

 

Пишет имам ат-Табари:

«Сказал знати сынов Исраила их пророк Шамуйель (شمويل / Самуил): «Аллах дал вам то, о чем вы просили, послал вам Талута царем». Когда он сказал им это, они ответили: «Как может быть Талут нашим царем, в то время как он из «колена» Биньямина (Вениамина) ибн Якуба? У колена (рода) Биньямина нет власти и пророчества. Мы более достойны царствования, чем он, потому что мы из колена Яхузы (Иуда) ибн Якуба». «И он лишен достатка в имуществе», — то есть у Талута не было много имущества…
Рассказал нам Ибн Хумейд, что рассказал ему Саляма ибн аль-Фадль, что рассказал ему Мухаммад ибн Исхак (табиин), что рассказали ему некоторые обладатели знания от Уахба ибн Мунаббиха (ранний табиин), что он сказал: «Знать из сынов Исраила сказала то, что сказала Шамуйелю ибн Бали, и их пророк Шамуйель попросил Аллаха, чтобы Он послал им царя».
См. «Джами’ аль-баян» 5/306-307.

 

6 Пророк Юша’ ибн Нун (يوشع بن نون) мир ему и благословение Аллаха.

 

Передал имам Ахмад (8315) с иснадом до Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Из людей Солнце задерживалось только для Юша’ в ночи его движения к Иерусалиму».

 

Исследователи «Муснада» имама Ахмада (изд. ар-Рисаля) во главе с шейхом Шуайбом аль-Арнаутом заключили, что иснад хадиса достоверен и соответствует условиям имама аль-Бухари.

 

В другом хадисе, который передали аль-Бухари (3124) и Муслим (1747) сообщается, что человек, для которого задерживалось Солнце, был пророком. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Отправился в военный поход один из пророков… Приблизился он к населенному пункту во время предвечерней (‘аср) молитвы или около того и сказал Солнцу: «Ты делаешь то, что тебе велено, и я делаю то, что мне велено. О Аллах, задержи его для меня». И оно было задержано для него, пока Аллах не даровал ему победу».

 

 

7 О пророчестве Шиса ибн Адама (شيث بن آدم).

 

Передал имам Мухаммад ибн Хиббан аль-Бусти аш-Шафии в своем сборнике достоверных хадисов длинный хадис (№361), согласно которому пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Шису (Сифу) было ниспослано пятьдесят свитков».

 

Шейх Шуайб аль-Арнаут не согласился с имамом Ибн Хиббаном в решении о достоверности этого хадиса, и, опираясь на обвинение в лживости одного из его передатчиков со стороны имамов Абу Хатима и Абу Зур’а, вынес решение, что его иснад очень слаб. А имам Ибн аль-Джаузи отнес его к числу выдуманных.

 

Тем не менее, этот хадис вкупе с исраилиятами используется учеными при составлении истории пророков и человечества и в тафсире аятов о пророках. Поскольку в области истории и тафсира обычай ученых заключается в большей снисходительности к достоверности используемых сообщений, нежели к достоверности сообщений, из которых извлекаются законоположения. К тому же в достоверности хадиса все же есть разногласие.

 

Пишет хафиз Ибн Касир аш-Шафии: «Когда умер Адам, мир ему, бремя на себя взял его сын Шис (Сиф). Он был пророком согласно ясному тексту хадиса, который передал Ибн Хиббан в своем «Сахихе» от Абу Зарра с отнесением к пророку (Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха), о том, что ему (Шису) было ниспослано 50 свитков. Когда пришло время его смерти, он завещал дело своему сыну Анушу, который взял на себя заботы после него. Затем его сменил его (Ануша) сын Кайнан. Затем его (Кайнана) сын Махляиль». См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 1/232.

 

Здесь стоит отметить, что имам Ибн Касир в курсе претензий мухаддисов к иснаду этого хадиса, как он это указал в своем тафсире, где также неоднократно его цитировал.

 

И это же сообщение имам ат-Табари передал с другим иснадом. Можно обратить внимание, что имам пишет не в форме утверждения, а словно предлагая известный ему возможный вариант событий.

Он писал: «Шису, как говорят, было дано завещание его отца Адама, мир ему. И главенство после смерти Адама перешло к Шису. И Аллах ниспослал ему, как передается от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пятьдесят свитков.
Рассказал нам Ахмад ибн АбдуРрахман ибн Уахб, что рассказал ему его дядя по отцу, что рассказал ему аль-Мады ибн Мухаммад, передавая от Абу Сулеймана, который передал от аль-Касима ибн Мухаммада, который передал от Абу Идриса аль-Хауляни, который передал от Абу Зарра аль-Гифари, что он сказал: «О посланник Аллаха, сколько писаний ниспослал Великий и Могущественный Аллах?» И он ответил: «104 писания. И ниспослал Аллах Шису пятьдесят свитков». См. «Тарих ат-Табари» 1/152-153.

 

И, в общем, во многих книгах прежних ученых можно встретить, как они говорят о Шисе, относя его к числу пророков. Вместе с тем можно в наше время встретить утверждения, что для признания его пророком нет достаточных оснований, так как хадисы об этом слабые. И Аллах лучше знает.

 

8 Что известно о пророчестве Данияла (دانيال)?

 

Передано много сообщений о том, что, когда сподвижники овладели городом Тустар (совр. Шуштер, Иран), они обнаружили древнюю могилу человека, тело которого сохранилось невредимым, местные жители называли его Даниялом, и Умар ибн аль-Хаттаб посчитал его пророком.

 

Из этих сообщений то, что передал имам Абу Бакр ибн Аби Шейба «Мусаннафе» №33819 с достоверным, как сообщают исследователи с сайта шейха аль-Мунаджида, иснадом от Анаса, да будет доволен им Аллах, что рассказывая об овладении Тустаром он сказал: «Мы нашли в гробу человека с носом по локоть. Местные жители добивались побед и дождя посредством него. Абу Муса (аль-Аш’ари) написал об этому Умару ибн аль-Хаттабу. Умар ответил: «Это один из пророков. Огонь не ест пророков, и земля не ест пророков. Возьмись ты и кто-нибудь из твоих, — то есть Абу Мусы — спутников и захороните его в таком месте, о котором будете знать только вы двое». Анас сказал: «Я и Абу Муса пошли и похоронили его».

 

И есть другое сообщение, которое проясняет, что этого человека звали Даниял, но при этом преподносит некоторое сомнение насчет того, что именно этот Даниял был пророком.

 

Передал имам Абу Бакр аль-Байхакы в «Даляиль ан-нубувва» 1/381 от Халида ибн Динара от табиина Абу аль-Алия, что он рассказывал: «Когда мы открыли Тустар, то в сокровищнице Хурмузана обнаружили кровать, а на ней мертвого человека…
Если долго не было дождя, то (местные жители) приходили к его кровати, и шел дождь». Я (Халид) сказал: «Как вы подумали, кто это был?» Он ответил: «Человек, которого называли Даниялом». Я сказал: «Как давно он умер перед тем, как вы его обнаружили?» Он ответил: «За триста лет до этого». Я сказал: «И ничего в нем не изменилось?» Он ответил: «Нет. Только несколько волосков на его затылке».

 

Абу Хальда рассказывал, что Абу аль-‘Алия сказал: «Когда мы завоевали Тустар, нашли в здании казны их правителя Хурмузана постель, на которой лежало тело человека, над головой которого лежала книга. Мы взяли эту книгу и отнесли ее ‘Умару. ‘Умар вызвал Ка’ба, который перевел ему содержание книги на арабский язык. И я был первым из арабов, который прочитал эту книгу. Содержание ее напоминало содержание священной книги». Абу Хальда сказал: «Я спросил Абу аль-‘Алию: «Что вы сделали с этим телом?» Он сказал: «Мы выкопали днем тринадцать (13) могил в разных частях города, а ночью захоронили его в одну из них и сровняли все эти могилы, чтобы люди не знали, в какой из них он захоронен и не раскопали его». Абу Хальда сказал: «А что эти люди делали с этим телом?» Он ответил: «Когда у них случалась засуха, они выносили постель с его телом и просили у Аллаха дождя». Абу Хальда сказал: «А кем был этот человек и как давно он умер?». Абу аль-‘Алия ответил: «Человек, которого они называли Данияль, а умер он около трехсот (300) лет назад». Абу Хальда спросил: «Его тело не испортилось за это время?» Абу аль-‘Алия сказал: «Нет, если не считать некоторых волос на его затылке. Это потому, что тела пророков не поддаются гниению».

 

У этой истории три (3) иснада:

 

1 В первом иснаде Мухаммад ибн Исхак, который был мудаллисом, и не сказал, что он лично слышал эту историю от Абу Хальды.

 

2 Во втором иснаде Сейф ибн ‘Умар ат-Тамими – лжец, а также Шу’айб ибн Ибрахим аль-Куфи – неизвестен.

 

3 Третий иснад прерван и пришел в форме «мурсаль» от Катады.

 

Исходя из правил науки хадисоведения, можно было бы сказать, что третий иснад подкрепляет первый, и иснад сообщения поднимается до хорошего, но этому мешают две вещи:

1 Истории, пришедшие по этим двум иснадам, слишком разнятся.

 

2 В этой истории много странного, как, например то, что Данияль был пророком и умер 300 лет назад со времен ‘Умара, из чего получается, что Данияль жил между Иисусом и нашим пророком, что неправильно, так как между Иисусом и нашим пророком не было пророков.

 

Хафиз Ибн Касир прокомментировал: «Этот иснад достоверен до Абу аль-Алии, однако, если время его смерти передано правильно и было за 300 лет до этого, то он не пророк, а праведник. Потому что между Исой ибн Марьям и посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не было пророка согласно хадису, который в «Сахихе» аль-Бухари …
И может быть так, что время его смерти — за 800 лет до этого (арабскими буквами у 800 близкое написание с 300, поэтому могла произойти ошибка в передаче). А это уже близко ко времени Данияла (Даниила), если это действительно тот самый Даниял. Ведь это может быть и другой человек из пророков или праведников. Но высока вероятность у предположения, что он — Даниял. Потому что царь персов задержал его, и он жил у него под арестом, как уже говорилось…
И есть вероятность, что это мог быть один из более древних пророков, который жил до этих времен».
См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 2/376-377.

 

И передал имам Ибн Аби ад-Дунья в «Ахкам аль-кубур» хадис с подобным содержанием, в котором, кроме того, говорится, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Даниял обратился к своему Господу с дуа, чтобы его похоронила община Мухаммада».

 

Но хафиз Ибн Касир сообщил, что в его иснаде есть разрыв, и сомнительно то, что эта версия хадиса правильная. См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 2/378.

 

И передается исламскими историками от имама-табиина АбдуЛлаха ибн Аби Хузейля история о пророке Данияле и фараоне Бухту-Насар (Навуходоносор), почерпнутая, судя по всему, из исраилиятов. См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 2/374.

 

Все это побудило ислам ученых упоминать в своих трудах Данияла в статусе пророка.

 

 

9 О ‘Узейре.

 

Приходит в книге "Кисас аль-анбийа" что ибн Касир пишет:

Известно, что ‘Узайр (мир ему) был одним из пророков израильтян.

Он жил после Давуда и Сулеймана, но до Закарийи и ‘Исы, в то время, когда среди израильтян не осталось никого, кто помнил бы Тору наизусть. Аллах внушил ему, что он должен запомнить её, и он читал её своим соплеменникам.

 

Как сообщает Ибн ‘Асакир, однажды Ибн ‘Аббас задал ‘АбдуЛлаху ибн Саляму вопрос о смысле слов Аллаха «Иудеи говорили: “‘Узайр — сын Аллаха”» (9:30), желая узнать, почему они так говорили. ‘АбдуЛлах ибн Салям рассказал ему, что ‘Узайр по памяти записал Тору для израильтян, после чего те стали говорить: «Даже Муса смог принести нам Тору только в записи, а ‘Узайр принёс нам её без записи!» — и тогда представители некоторых религиозных общин из их числа стали утверждать, что ‘Узайр — сын Аллаха. [Ибн ‘Асакир, т. 40, с. 325].

 

Вот почему многие улемы говорили, что при жизни ‘Узайра традиция передачи Торы многими передатчиками была прервана. Как считали ‘Ата ибн Абу Рабах и аль-Хасан аль-Басри, это было бы вполне вероятно, если бы ‘Узайр не являлся пророком.

 

Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал: «Из всех людей в этом мире и в мире вечном я наиболее близок к ‘Исе, сыну Марьям. Пророки — братья от [одного отца]: матери у них разные, а религия — одна». [Бухари, № 3443].

 

Абу Хурайра также передал, что Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал: «[Как-то раз] муравей укусил одного пророка, который сидел под деревом. Он велел убрать из-под [дерева] свою поклажу и сжечь муравейник, и тогда Аллах ниспослал ему в откровении: «Почему же [ты не сжёг только] одного муравья?»». [Бухари, № 3319; Муслим, № 2241].

 

Ибн ‘Аббас, Муджахид и аль-Хасан аль-Басри говорили, что этим пророком был ‘Узайр, а Аллах знает об этом лучше.

 

Источник перевод книги: "Кисас аль-анбийа".

 

 

Тубба'.

Он упоминается в Благородном Коране.

 

Всевышний сказал: «Они лучше или же народ Тубба' и их предшественники? Мы Погубили их. Воистину, они были грешниками». Сура 44 «Дым», аят 37.

 

Он также сказал: «До них сочли лжецами послаников народ Нуха, жители Расса и самудяне, 'адиты, народ фараона и братья Люта, жители Айки и народ Тубба'. Все они сочли лжецами посланников, и исполнилось Моё грозное обещание». Сура 50 «Каф», аяты 12-14.

 

Был ли он пророком, посланным к своему народу, который не внял его призыву и был погублен Аллахом? Это известно только Аллаху.

 

 

Да благословит Аллах и ниспошлет благоденствие всем пророкам, посланникам и тем, кто отозвался на их призыв и с чистым сердцем последовал за ним.

 

 

[A1]ыыыфсввм


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 718; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!