Ответ на совместную молитву (18:19-20).



 

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, 20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

 

Речь здесь идет о молитве Церкви. У иудеев для создания общины требовалось не менее десяти человек. Церковь Иисуса Христа может состоять и из двух верующих! И «двое из вас», которые молитвенно просят, – это минимальное число членов Церкви. Конечно, здесь мы видим некоторое риторическое усиление, характерное для речи Иисуса. Но мысль такова, что, сколь бы мала Церковь ни была, ее согласная молитва будет услышана Богом. Говорится здесь, конечно, не о каком-то произвольном, бессмысленном или эгоистическом прошении. По этому поводу Святой Иоанн Златоуст поясняет это свои слушателям. Может ведь случиться и такое: « Почему же они не все получают? Потому, что есть много причин …, которые препятствуют получать. Не получают, например, потому, что часто просят бесполезного. … Не получают потому, что недостойны того, чтобы слушали их. … Или потому, что приносят молитвы против оскорбивших, требуя им отмщения и наказания, что запрещено. … Или потому, что просят милости грешники нераскаянные. … Если же … ты и полезного просишь, и делаешь все, что от тебя требуется, и жизнь ведешь апостольскую, и с ближними находишься в согласии и любви, – то получишь по своей молитве, потому что Господь человеколюбив»[223]. – Все это как-то само собой разумеется. Сила же прошения в «согласии», во внутреннем духовном единении членов Церкви.

Но главное даже не в этом. Главное в том, что Церковь, сколь бы мала она ни была, собрана «во имя Иисуса», то есть исповедует Иисуса, служит Иисусу, в согласии с Его волей направляет свои действия. Исполнение молитвы такой Церкви обусловлено таинственным присутствием в ней Самого Иисуса: « Я посреди них». – Это обетование имеет глубокий смысл. Дело в том, что эти слова антиномически противопоставлены раввинскому изречению, зафиксированному в Мишнé, сборнике так называемого Устного Закона: «Когда двое сидят вместе, и между ними речения Торы, то среди них пребывает Шехина [то есть Слава Божия, присутствие Самого Бога]»[224]. Иисус сменил Закон Моисея, Тору. Теперь Его мистическое присутствие среди верующих – Шехина Божия. Это Он, Иисус, доносит до Своего Отца Небесного молитвы Церкви, ибо Он – ходатай перед Богом. Об этом многократно говорится в писаниях Нового Завета: «Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим 8:34; ср. Евр 7:25; 1 Ин 2:1). «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин 14:13-14; 16:23).

 

Заповедь всепрощения (18:21-22).

21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? 22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.

 

Вопрос Петра напоминает раввинистические размышления о том, сколько раз можно прощать одного и того же человека. В Талмуде: « Раввин Осия бен Иегуда сказал: “Если человек оскорбит один раз - его прощают; если он оскорбит во второй раз - его прощают; если он оскорбит в третий раз - его прощают; на четвертый раз не прощают”»[225]. Так что Петр, спросивший о семи раз, полагает, что он высказался в духе чрезвычайного великодушия. Он ожидает, что Иисус его похвалит, но Иисус отвечает, что до всех этих ученых рассуждений о числе прощений христианину нет никакого дела. В свете Нового Завета и приблизившегося Царства Небесного вопрос Петра лишен смысла. Прощение должно быть бесконечным.

«Сколько раз прощать…? до семи ли раз? …». Нет, «но до седмижды семидесяти раз!». Оба числа – семь и семь раз по семьдесят – употреблявшиеся в образной речи круглые числа, обозначавшие «много». Вспомним некоторые примеры: «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней» (Ис 30:26); «тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там» (Мф 12:45); «Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов» (Лк 8:2). Во всех этих случаях речь идет, конечно же, не об арифметических подсчетах. Если уж «семь» – очень много, то «семь помноженное на семьдесят» – бесконечно много. Ответ Иисуса намекает на известное место из книги Бытия – на хвастливую речь Ламеха перед своими женами: «Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт 4:24). Иисус Христос обращает эту мстительную речь в свою противоположность: Он отвергает месть и призывает к бесконечному прощению.

Тема прощения продолжается и в следующей притче, в которой речь уже идет не о том, сколько раз надо прощать брату, а вообще о принципиальной обязанности прощения.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!