Исцеление бесноватого слепого и немого. Иисус или Веельзевул? Хула на Духа Святого (12:22-32).



 

22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. 23 И дивился весь народ и говорил: «Не это ли Христос, сын Давидов?» 24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского».

25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. 26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? 27 И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. 28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.

29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его. 30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. 31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; 32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».

 

У иудеев влиянию бесов и демонов приписывали не только душевные болезни, а буквально все болезни. В данном случае Иисус, изгнав бесов, исцелил слепого и немого человека. После того как Иисус совершил еще одно удивительное исцеление бесноватого, который был к тому же еще и слепым и немым, толпа народа пришла в такое восхищение, что люди стали поговаривать, уж не Мессия ли, Сын Давидов, пришел к ним. Ведь именно с наступлением мессианского царствия потомка Давида связывалось исцеление слепых, глухих, хромых и немых, как пророчествовал Исаия:

«Тогда откроются глаза слепых,

И уши глухих отверзутся.

Тогда хромой вскочит, как олень,

 и язык немого будет петь» (Ис 35:5-6).

Конечно, народ только высказывал осторожное предположение: уж очень непохож был Иисус на ожидаемого блестящего сына Давидова, в которого они привыкли верить с детства. Перед ними был простой плотник из Галилеи. Что же касается фарисеев, то у них даже осторожных предположений такого рода не было. Они нисколько не сомневались в том, что Иисус принципиально не может быть Мессией, ибо Он учит странным вещам и постоянно нарушает, с их точки зрения, Закон – величайшую святыню Израиля. Они просто не могли допустить мысль, что через Иисуса может действовать Бог. Фарисеи, конечно, не сомневались в чудесных исцелениях, производимых Иисусом. Но ведь чудеса могут иметь различную природу. Поэтому они, вопреки мнению народа, говорили: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». Такое их суждение об Иисусе нам уже встречалось (Мф 9:34; 10:25). «Веельзевул» – одно из названий сатаны, или «князя бесовского». Этимология этого слова не очень прозрачна. Одни предполагают, что это греческий вариант еврейского «баал-зебул», что означает «хозяин дома». Другие считают, что Веельзевул – название ассиро-финикийского божества Баалзевув, одного из олицетворений Ваала, и переводится как «повелитель мух»[156]. Итак, Иисус, как полагают фарисеи, одержим сатаной.

Иисусу нетрудно было опровергнуть этот довод. Зная помышления фарисеев, Иисус отвечает им двумя притчами: о разделившемся царстве и о «сильном», охраняющим свой дом. Он не доказывает неправоту фарисеев, но говорит слова, с которыми они, как и все, должны согласиться: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит».Это элементарное государственное и политическое наблюдение: Всякая гражданская война опустошает государство. Раздоры разрушают город, скандалы разрушают дом, то есть семью. Это справедливо и для царства сатаны. Если «князь бесовский» изгоняет бесов из своего царства, то с этим царством что-то не в порядке, и оно вот-вот рухнет. Но это не так. Бесовское царство отнюдь не расколото, не распалось, оно представляет собою вполне единый сатанинский фронт сопротивления Богу. Сатанинское царство еще стоит, хотя оно ослаблено, уже не имеет прежних сил, как это и показал случай с исцелением бесноватого слепого и немого.

Иисус добавляет к притче вопрос: «И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями». Речь идет об экзорцистах, которых среди иудеев, как и среди прочих древних народов, было немало. Если иудейские экзорцисты («сыновья ваши») тоже, бывает, изгоняют бесов, то делают они это, конечно, силою Божией, а не как пособники веельзевула. Разве могут фарисеи допустить мысль, что их «сыновья» действуют силою князя бесовского? Вот так и Сам Иисус изгоняет бесов Духом Божиим. Все больше сил обретает Царство Божие, которое приблизилось, «достигло до вас», пришло к вам, хотя и не проявилось пока в полной мере. С пришествием Иисуса Христа уже занялась заря, ночная тьма стала рассеиваться. В Его учении, деяниях, в Его присутствии уже сейчас и здесь познается присутствие Царствия Божия. Важно отметить, что признаком пришествия Царствия Божия названо проявление человеческого милосердия, победа над болезнями и страданиями.

Вторая притча – о некоем «сильном», который охраняет свой дом. Конечно, речь идет о сатане. Возможно, здесь Иисус обыгрывает наименование сатаны «веельзевул», которое, как мы упоминали, в одном из вариантов означает «хозяин дома». Нет, власть сатаны, этого «сильного хозяина дома» рухнет, и его «дом» будет опустошен не в результате внутреннего раскола, но в результате победы над ним Того, Кто сильнее его и Кто сможет «связать» «сильного» сатану, лишить его силы. Тогда его дом и имущество может быть «расхищено».

Нам неизвестно, как звучали эти слова с устах Самого Иисуса. Он ведь говорил на арамейском языке, а до нас Его речи дошли только в написанном по-гречески Евангелии. Поскольку церковно-славянский перевод передает греческий текст точнее, чем Синодальный русский, прочитаем эту притчу на церковнославянском языке: «И#ли2 ка1кw мо1жетъ кто2 вни1ти въ до1мъ крё1пкагw и3 сос8ды e3гw2 расхи1тити, а4ще не пе1рвёе свя1жетъ крё1пкаго, и3 тогда2 до1мъ e3гw2 расхи1титъ;». Редко обращают внимание на то, что эта притча – намек на следующее место из пророка Исаии, которое не называет сатану «крепким»:

«Может ли быть отнята у исполина (в Синод. переводе «у сильного») добыча,


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 361; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!