Требования к санитарному состоянию и содержанию спортивного зала



Спортивный зал перед началом занятий, после каждого урока и в конце рабочего дня должен тщательно проветриваться.

Влажная уборка спортивного зала должна проводиться не менее двух раз в день. Уборочный инвентарь (ведра, тряпки, щетки) должен выделяться в соответствии с назначением помещений: спортивный зал, душевая и т.д., и храниться в специально отведенном месте. Инвентарь для мытья туалетов должен иметь сигнальную маркировку (ярким красным цветом) и храниться отдельно. Инвентарь для мытья санитарных узлов промывают с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Дезинфицирующие моющие средства, а также приготовленные рабочие растворы, хранятся в специально отведенном месте, недоступном для детей.

Наличие защитного ограждения окон и светильников от ударов мячом. Стекла окон и светильники должны быть защищены от ударов мячом сеткой.

Наличие ограждения батарей и трубопроводов отопительной системы сеткой или деревянными щитами, а также ограждения выступающих частей конструкций здания по периметру зала деревянными панелями на высоту не менее 1,8 метров. Пол спортивного зала должен быть упругим, без щелей и застругов, иметь ровную, горизонтальную и нескользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной краской. Состояние раздевальных комнат. Раздевальные комнаты должны быть оборудованы шкафами или крючками для одежды и скамейками. Раздевальные комнаты для девочек и мальчиков должны быть оборудованы туалетными комнатами и душевыми кабинами, оснащенными индивидуальными смесителями холодной и горячей воды, деревянными решетками для мытья, а также полочками для туалетных принадлежностей. Полы душевых, туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой. Не должны использоваться цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.


 

Задание 2.

Название Назначение Характеристики
Брусья     Мужские брусья обычно устанавливаются на высоте 160-170см от пола, расстояние между жердями 42-46см. Женские (разной высоты) - нижняя жердь на высоте130-150см, верхняя 190-240см. Наименьшее расстояние между жердями 43см. Низкие - вспомогательные или для детей высотой 100-130см.
Перекладина     длина грифа 2,40м, устанавливается на высоте от120до250см. к полу она крепиться с помощью крюков
Кольца     Высота крепления их от пола 5,5м. Их стальной трос заканчивается ремнями длиной 70см (или плотной тесьмой). Высота колец от пола 2,5м, ширина между ними 50см. кольца с пристенным креплением имеют «замок», которым крепится на твердо укрепленный в стене штырь.
Бревно     Длина 5 м, высота 1,6м, ширина верхней поверхности 10см., обычная высота бревна 1,2м. Бревно крепиться к стойкам и полу.
Конь     Конь имеет корпус 1,6 метра в длинну и 0,35 метра в ширину, высота — 0,28 метра, высота над полом — 1,1 метра. Этот снаряд должен быть стойким, металлические опоры, которые называют ноги, раздвинуты очень широко. Конь для прыжков без ручек, высота для женщин — 1,2 метра, для мужчин — 1,35 метра. Универсальный конь высотой от 0,9 до 1,35 метра, его используют как для махов, так и для прыжков.
Канат (или шест) для лазания   подвешивается на потолочных балках или на других креплениях выходящих из стены. Длина каната 4-6 м.
Скакалка Один из самых универсальных снарядов, который подойдет как для разминки, так и для основных упражнений Одной из главных характеристик скакалки является ее толщина. Она должна составлять 0,8-0,9 см. Как правило, изготавливают скакалки из нейлона. Иногда можно встретить модели из других материалов – например, пеньки. Однако в силу их характеристик в настоящее время они практически вышли из употребления. Стандартная длина данного снаряда составляет 3 м, однако желательно выбирать скакалку с учетом показателей роста спортсмена

 

 

Задание 3

Музыкальное сопровождение на зантиях гимнастикой

Музыкальное сопровождение на занятиях гимнастикой служит одним из основных вспомогательных моментов, с помощью которых значительно упрощается организационный процесс, повышается эмоциональное состояние занимающихся, проявляется больший интерес к занятиям, сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего урока.

Музыкальное сопровождение является своеобразным средством и методическим приемом, способствующим более быстрому и точному формированию двигательных умений и навыков. Его умелое использование требует знания основ музыкальной грамоты.

Содержание музыки передается совокупностью средств музыкальной выразительности. К ним относятся: мелодия, темп, динамические оттенки, ритм, размер, структура музыкального произведения.

Мелодия является важнейшей основой музыкального сопро­вождения. В ней воплощаются различные образы и состояния. Разнообразие мелодии передается направлением мелодических рисунков, которые условно делятся на восходящий, нисходящий, волнообразный и ровный. При выполнении упражнений непременно учитывается направление мелодии.

Различные виды мелодического рисунка воспроизводятся: движением рук — поднимая их на восходящую мелодию и опуская на нисходящую; движением всего тела, например, на восходящую мелодию из упора присев встать на носки, руки вверх, на нисходящую мелодию — принять упор присев. На волнообразный мелодический рисунок следует переходить из высокого положения в низкое и обратно: поднимая и опуская руки, голову, туловище или все тело.

Кроме того, особого внимания требует характер исполнения музыкального произведения: слитно или отрывисто.

Слитное исполнение используется при выполнении плавных, широких, волнообразных движений; отрывистое — при выполнении резких, коротких движений. Правильно подобранная мелодия, ее грамотное слияние с выполняемыми упражнениями способствует лучшей усвояемости изучаемых упражнений и их связи с музыкой.

Темп— это скорость исполнения музыкального произведения Он может быть медленным, умеренным и быстрым. Медленный темп применяется для сопровождения движений, выполняемых с большой амплитудой, для статических (силовых) упражнений и при обучении новым упражнениям. Быстрый темп нужен для движений, выполняемых с небольшой амплитудой: бег, подскоки

и др. Умеренный темп используется для сопровождения большинства общеразвивающих, вольных, акробатических, прикладных упражнений.

«Динамика» в переводе с греческого означает «сила». Все, что касается силы, громкости звучания, относится к динамическим оттенкам музыки. Динамические оттенки музыкального сопровождения занятий включают в себя громкое и тихое звучание, постепенное усиление или ослабление силы звука, динамические акценты. Громкого звучания требуют все движения, выполняемые с большим мышечным напряжением. Под тихое звучание выполняются плавные, волнообразные движения, ходьба на носках и др. Постепенное усиление или уменьшение громкости звучания соответствует движениям, выполняемым с постепенным изменением мышечных напряжений.

Ритм — это организованная последовательность длительностей звуков. Они бывают различной длительности и обозначаются нотными знаками. За единицу измерения принята целая нота — о. Она длится четыре счета. Звук вдвое короче обозначается поло­винной нотой — J и длится два счета и т.д.

Ритмический рисунок — это организованное сочетание длительностей звуков. Его можно воспроизвести движениями (хлопками, притопами, шагами и др.). Например, хлопками можно передать следующий ритмический рисунок: музыкальный размер

Количество хлопков должно соответствовать числу нотных знаков, а длительность каждого хлопка — длительности данного нотного знака.

Музыкальный размер — это метр, доля которого выражена определенной ритмической единицей. Метром принято называть чередование сильных и слабых долей через равные промежутки времени (через одну или две слабые доли)

Метр организует звуки во времени. Музыкальный размер обозначается в виде дроби. Цифра, стоящая в числителе дроби, указывает на количество долей в каждом метре (такте). Знаменатель дроби обозначает длительность этих долей, т.е. ритм. Для занятий гимнастикой наиболее удобны музыкаль­ные размеры \, \, \.При выполнении общеразвивающих упражне­ний подсчет ведется только по сильным долям, а при марше и танцевальных шагах — по сильным и слабым. Например, \— две доли (сильная и слабая), \ — три доли (сильная и две слабых), \ — четыре доли (первая и третья — сильные, вторая и четвертая — слабые). Полька, галоп и т. п. относятся к музыкальному размеру \, вальс, мазурка — \, марши — \. Размеры \ и \ называются сложными, так как в них кроме метрического акцента есть еще одна сильная доля.

С целью закрепления восприятия музыкального размера выделяют сильные (акцентированные) и слабые (неакцентированные) доли такта. Это делается посредством хлопков, притопов, акцентированной ходьбы, сочетания хлопков с ходьбой. Так, при музыкальном размере \ (марш) можно выполнить хлопки под 1 и 3 счета, то же под 2 и 4 счета, то же в ходьбе на месте и в движении. Вместо хлопков можно сделать удары ногой (притоп) или под 1 счет — хлопок, под 3 счета — удар ногой и другие сочетания движений. Упражнение можно усложнить различными движениями головой, руками, ногами и туловищем.

Хорошим упражнением является тактирование (дирижирование) на I, I, \.

Тактирование на \. И. п. — стойка руки вверх; 1 — руки с акцентом вниз; 2 — руки вверх.

Тактирование на \. И. п. — стойка руки вверх; 7 — руки с акцентом вниз; 2 — руки в стороны; 3 — руки вверх.

Тактирование на \. И. п. — стойка руки вверх; 1 — руки с акцентом вниз; 2 — руки скрестно перед грудью; 3 — руки с небольшим акцентом в стороны; 4 — руки вверх.

При тактировании руки выполняют свободные движения по неполной амплитуде. Тактировать можно при выполнении различных видов ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений, танцевальных шагов, элементов хореографии и др.

Структура музыкального произведения представляет собой единое целое и в то же самое время подразделяется на связанные между собой части: период, предложения, фразы и такты. Период — это наиболее крупная часть музыкального произведения, имеющая устойчивую концовку. С окончанием периода в движении делается остановка, а в массовых выступлениях производится перестроение. Период чаще всего состоит из двух предложений, первое из них является незавершенным, второе — завершенным. Иногда остановка движения производится с окончанием первого незавершенного предложения. В этом случае преподаватель подает предварительную команду «Группа» за одну музыкальную фразу до конца предложения и аккомпаниатор из незавершенного предложения делает завершенное.

Музыкальные предложения делятся на фразы, а фразы — на такты. Чаще всего фраза состоит из четырех тактов. Музыкальные фразы из пяти или шести тактов неудобны для сопровождения упражнений, так как завершение движения не совпадает с окончанием музыкальной фразы. Применять их не рекомендуется. Движения, как правило, составляются на 4 счета и повторяются 2, 4,> 8 и т.д. раз.

Для учителя физической культуры важно правильно подавать команды соответственно построению музыкального произведения. Все команды подаются в зависимости от того, как построен музыкальный период. Если период состоит их четырех музыкальных фраз, исполнительную часть команды нужно давать на четные фразы, причем лучше не на 2-ю, а на 4-ю (когда музыкальная мысль закончена).

При подборе музыкального произведения учитываются возраст и подготовленность занимающихся. Для учащихся младшего и среднего школьного возраста рекомендуются музыкальные произведения с простой мелодией и четким ритмом, а для старшего школьного возраста — произведения с более богатой мелодией и сложным ритмом.

Наиболее распространенными музыкальными произведениями на уроках гимнастики являются песни и танцевальные мелодии. Они должны быть разнообразны. Длительное применение одних и тех же музыкальных произведений на протяжении многих уроков снижает внимание и интерес к занятиям.

К каждому виду упражнений подбирается соответствующее по характеру музыкальное произведение: для ходьбы — размер \ (марш, песня), реже \, темп умеренный, медленный или быстрый; для бега и прыжков — размер \ и \ (галоп, полька, различные песни и проч.), темп быстрый; для танцевальных движений — соответствующие названию танца; для общеразвивающих упражнений силового характера — размер \, \ с широкой, ровной, слитной мелодией, с ярко выраженной динамической структурой; для упражнений с характерным акцентом (рывки, толчки, маховые движения, взмахи) — размер \, \, \, причем фаза основных действий должна совпадать с сильной долей такта.

Музыкальные произведения подбираются педагогом совместно с аккомпаниатором. При подготовке к уроку и в процессе его проведения преподаватель должен:

а) заранее ознакомить аккомпаниатора с содержанием занятий, с особенностями вновь включенных в урок упражнений;

б) строить группу и выбирать свое место так, чтобы занимающиеся хорошо были видны аккомпаниатору;

в) показывать упражнения в нужном темпе, ритме, характере движений;

г) подавать команды своевременно, громко и четко. Музыкальное сопровождение на уроках гимнастики можно осуществлять с помощью аудиовизуальной аппаратуры.

Содержание музыкальных произведений может быть самым разнообразным: веселым, лирическим, торжественным, героическим и т.д. Для сопровождения упражнений музыка скорбного, меланхолического, упаднического характера не рекомендуется, так как отрицательно влияет на эмоциональное состояние занимающихся. Не рекомендуется использовать также большие по объему и сложные по содержанию произведения. Наиболее приемлемы для сопровождения движений песни и мелодии танцевального характера.

Задание 4

Класс Брусья параллельные (мальчики) Брусья разновысотные (девочки) Перекладина (мальчики) Бревно Акробатика
6 класс И.п. – о.с. внутри брусьев – Наскок в упор-обозначить – размахивания 2-3 раза – Сед ноги врозь – Перехват рук вперёд – Перемах ног внутрь – Мах вперёд и мах назад – Махом вперёд соскок с поворотом на 90 градусов лицом к брусьям.   И.п. – вис на верхней жерди, лицом к нижней - размахивание изгибами, 2-3 маха – перемах согнув ноги в вис лёжа прогнувшись перемах ноги врозь назад и мах назад – мах вперёд в вис присев - стоя прогнувшись – через вис присев в вис лёжа прогнувшись – перехват рук попеременно в упор сзади – перехват левой рукой в хват снизу и махом ног соскок с поворотом на 90 градусов в стойку, левым боком к брусьям.   И.п. – о.с. в 1м от снаряда – махом рук прыжок в вис углом – Мах назад в вис стоя – Махом одной и толчком другой переворот в упор – Опускание вперёд в вис с согнутыми ногами – Вис согнувшись – вис завесом правой – 2-3 маха и подъём завесом в упор верхом – Перемах ногой в упор – Махом назад соскок в о.с.   И.п. – о.с, на конце бревна – 5-6 шагов на носках, руки в стороны - приставляя ногу, полуприсед, руки округлённо вверх - поворот кругом, руки в стороны – шаг ногой, равновесие, руки в стороны, ногу под углом 45 градусов назад – выпрямляясь, с шагом поворот направо (налево) до стойки ноги врозь – сгибая левую выпад в сторону, руки вперёд – перемещая массу тела, выпад в другую сторону – руки на пояс – приставляя ногу, упор присев - соскок прогнувшись.   Мальчики: И.п. – о.с. «Старт пловца» - Длинный кувырок вперёд – Кувырок вперёд скрестив ноги в упор присев – Поворот кругом в упор присев – cтойка на голове с согнутыми ногами – обозначить – Упор присев, кувырок назад в упор присев – Выпрямляясь, махом ноги поворот вис на 90 до стойки ноги врозь, руки в стороны – Переворот в сторону («колесо») до стойки ноги врозь, руки в стороны – Прыжком, соеди- няя ноги, упор присев – Прыжок прогнувшись ноги врозь, «доскок». Девочки:  И.п. – о.с. Равновесие («ласточка») - держать – «Старт пловца» - длинный кувырок вперёд в упор присев – Кувырок вперёд в положе- ние седа, с прямыми ногами с последующим наклоном – держать – Поворот кругом в упор на коленях и далее толчком ног упор присев – Выпрямляясь, махом ноги с поворотом на 90 переворот в сторону ногу («колесо») до стойки ноги врозь – Прыжком, соединяя ноги, упор присев и далее прыжок прогнувшись ноги врозь «доскок» и о.с.  
8 класс И.п. – о.с. внутри брусьев. – Наскок в упор и размахивание – 2-3 маха. - Сед ноги врозь. – Перехват рук вперёд. – Кувырок вперёд в сед ноги врозь. – Угол – держать. – Мах назад. – Махом вперёд соскок с перемахом до стойки боком к брусьям.   И.п. – вис стоя снаружи брусьев. – Махом одной и толчком другой Подъём переворотом с опорой о верхнюю жердь в упор. – Перемах правой в упор верхом с перехватом правой рукой за верхнюю жердь. – Перемах правой в вис лёжа прогнувшись. – Поднять правую (левую) ногу до касания жерди, с перехватом правой рукой обратным хватом поворот в лево на 360 в сед на правом (левом) бедре, левая рука в сторону. – Хват левой рукой сзади, поднять ноги, угол – держать. – Сгибая левую и опуская правую ногу, встать на левой, равновесие «ласточка» - держать. – Выпрямляясь, приставить ногу, поворот направо лицом к верхней жерди, упор на ней – обоз- начить. – Медленное опускание вперёд с согнутыми ногами в вис. – Махом вперёд соскок с верхней жерди.   И.п. – вис стоя. – Переворот в упор силой. – Перемах правой (левой) в упор верхом. – Спад и подъём завесом. – Опускание вперёд в вис углом. - Угол в висе – обозначить. – Опуская ноги в вис лёжа прогнувшись, встать.   И.п. – о.с.Наскок прыжком на конец бревна, руки в стороны. – Переменный шаг с правой ноги, руки на пояс. – То же с левой ноги, руки в стороны. – Два прыжка со сменой ног из полупри- седа, руки вниз и в стороны. – Поворот кругом, руки округлённо вверх и в стороны. – Шаг вперёд, равновесие «ласточка» - дер- жать. – Два шага выпадами, руки на пояс. – Бег на носках до конца бревна, «старт пловца», соскок прогнувшись.   Мальчики: И.п. – о.с. С 2-3 шагов разбега длинный кувырок вперёд в упор присев. - Кувырок вперёд в упор присев. – Кувырок назад в упор согнувшись, ноги врозь. – Стойка ноги врозь, руки вверх. – Наклоняясь вперёд, руки через стороны, соединяя ноги, стойка на голове – держать. – Опуская прямые ноги, перейти в упор присев. – Выпрямляясь, с шагом перево- рот в сторону, «колесо» до стойки ноги врозь. – Прыжком упор присев. – Прыжок прогнувшись с поворотом на 180 в доскок.  
10 класс   И.п. – вис на верхней жерди. – Мах вправо, мах влево с перемахом ле- вой ноги над нижней жердью в вис лёжа правая нога снизу. – Перемах правой ноги с перехватом правой руки над левой и поворотом на 270 в сед на бедре. – Махом вперёд через сед углом, опираясь левой рукой сзади, согнув левую ногу и махом правой ногой назад встать. – Рав- новесие «ласточка», руку вперёд. – Хватом левой рукой за нижнюю жердь, махом правой и толчком левой ноги соскок прогнувшись.       Девушки: И.п. – о.с. Правую ногу вперёд перед левой, руки вверх, скрёстный поворот на 180. – Равновесие на левой (правой) ноге. – Выпрямляясь, махом руки вверх, стойка на руках со сменой ног. – Не приставляя но- гу, кувырок вперёд с одной ноги в упор присев. – Кувырок вперёд в положение лёжа на спине. – «Мост» - держать. – Опуститься на спину, руки вверх. – Поднимая ногу, угол руки в стороны. – Согнутые в коле- нях ноги положить справа , руки влево. – Вставая на колени, наклон назад, руки в стороны. – Наклон вперёд, упор присев. – Кувырок на- зад в упор присев. – Прыжок прогнувшись, «доскок».  
11 класс   Размахивание изгибами, 2-3 маха. – Вис присев. – Вис согнувшись. – Подтягиваясь на верхней жерди с опорой ног, выход в упор прогнув- шись на верхней жерди (обозначить). – Спад на нижнюю жердь вниз прогнувшись, правая нога снизу на жерди, с перемахом ноги через нижнюю жердь поворот вправо (влево) на 270 на бедре, рука в сторону. – Хват правой рукой сзади махом ног углом, соскок прогнувшись до стойки боком к нижней жерди.       Девушки: Равновесие «ласточка» - держать. – С махом левой (правой) ногой переворот в сторону «колесо» до стойки ноги врозь. – Переворот на 90 и упор присев. – Кувырок вперёд в упор присев. – Переворот направо. - Перекат боком вправо согнувшись ноги врозь в упор присев. – Кувырок назад с перекатом назад, стойка на лопатках – держать. – Перекатом вперёд в сед группировка. – Сед углом, руки в стороны – держать. – «Мост» - держать. – Лечь на спину, руки вперёд. – Пово- рот кругом прогнувшись, руки в стороны – обозначить. – Упор лёжа согнув руки. – Выпрямляя руки толчком обеими ногами упор присев. – Прыжок вверх прогнувшись в «доскок».  
           

 


Задание 5

Схемы строевых упражнений

Произвести построение (занять место в строю). По команде «СТАНОВИСЬ!» учащиеся становятся в строй и при­нимают строевую стойку.

Выполнить равнение.

Команда «РАВНЯЙСЬ!» обычно подается после построения в шеренгу. Все учащиеся, кроме правофлангового (направляющего), по этой команде поворачивают голову на­право и выравниваются так, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым. Носки ног у всех учащихся должны быть на одной (прямой) линии.

Если необходимо равнение в другую сторону, то подается команда «Налево – РАВНЯЙСЬ!». Все учащиеся, кроме левофлангового, по этой команде поворачивают голову налево.

Принять положение «смирно». По команде «СМИРНО!» учащиеся должны быстро принять строевую стойку и не шевелиться.

 

Принять положение «вольно». В строю по команде «ВОЛЬНО!» учащийся может стоять свободно, расслабив правую или левую ногу; сходить с места нельзя.

 

 Принять предшествующее команде положение.

Команда «ОТСТАВИТЬ!» подается для того, чтобы отменить или прекратить выполнение приема.

Покинуть строй. По команде «РАЗОЙДИСЬ!» учащиеся выходят из строя.

 Произвести расчет по порядку.

По команде «Класс, по порядку – РАССЧИТАЙСЬ!» учащие­ся громко и четко называют порядковые номера: первый, второй, третий и т. д. Расчет начинается с правого фланга и сопровождает­ся поворотом головы налево. Последний в шеренге называет свой номер, делает с левой ноги шаг вперед, приставляет правую ногу к левой и говорит: «Расчет окончен», после чего (опять с левой ноги) делает шаг назад.

 Выполнить поворот направо. По команде «Напра-ВО!» выполняется поворот на месте направо на пятке правой ноги и носке левой. Вначале учащиеся выполняют по­ворот по разделениям на два сче­та: из исходного положения(и.п.) на счет «раз»(1) – повернуться на пят­ке правой ноги и на носке левой в пра­вую сторону; на счет «два»(2) – при­ставить левую ногу к правой.

Когда все научатся выполнять поворот на месте по разделениям, можно приступать к его выполнению по команде: по предваритель­ной команде «Напра-» выполнить первую половину поворота, что соответствует счету «раз», т. е. поворот на правой пятке и левом носке; по исполнительной команде «-ВО!» приставить левую ногу к правой, заканчивая поворот.

Выполнить поворот налево. По команде «Нале-ВО!» выполняется поворот на месте налево – на пятке ле­вой ноги и на носке правой. В начале учащиеся выполняют поворот по разделениям на два счета: из и. п. на счет «раз» (1) – повернуться на пятке левой ноги и на носке правой в левую сторону; на счет «два» (2) –приставить правую ногу к левой.

 

 Выполнить поворот кругом. По команде «Кру-ГОМ!» выполняется поворот на 180° в сторону левого плеча на пятке левой ноги и на носке правой. По исполнительной команде «-ГОМ» приставить правую ногу к левой.

Выполнить поворот на месте направо (налево) прыжком. По команде «Прыжком напра-ВО (нале-ВО)!» учащиеся выполняют поворот направо (налево) – прыж­ком вверх.

Перестроение из одной шеренги в две шеренги.

Вначале подается команда «На первый – второй РАССЧИТАЙСЬ». После расчета подается команда «Класс, в две шеренги – СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера на счет «раз» (1)делают шаг левой но­гой назад; на счет «два» (2) правой ногой – шаг вправо, чтобы встать в затылок первым номерам; на счет «три» (3) – приставить левую ногу к правой.

Перестроение из двух шеренг в одну шеренгу.

Для обратного перестроения подается команда «Класс, в одну шеренгу – СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера выходят на линию первых, делая на счет «раз» (1) левой ногой шаг влево; на счет «два» (2) правой ногой – шаг вперед; на счет «три» (3) – приставить левую ногу к правой.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два. Вначале подается команда «На первый-второй РАССЧИТАЙСЬ». После расчета подается команда «Класс, в колонну по два – СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера на счет «раз» (1) де­лают левой ногой шаг влево; на счет «два» (2), не приставляя пра­вой ноги, шаг вперед, чтобы встать рядом с первыми номерами; на счет

«три» (3) – приставить левую ногу.

 Перестроение из шеренги в круг.

Первый способ. Учащиеся берутся за руки. Учитель, взяв левой рукой правую руку направляющего (правофлангового), двигается по кругу и соединяет руки направляющего и замыкающего.

Второй способ. Учитель, остановившись против ученика по­середине шеренги на расстоянии нескольких шагов, дает команду: «Держась за руки, построиться в круг». Находящийся в середине шеренги ученик стоит на месте, а остальные, держась за руки и двигаясь влево и вправо от него, образуют круг.

Передвижения

 Движение на месте. Подается команда «На месте шагом (бегом) – МАРШ!» По предварительной команде «На месте шагом (бе­гом)» надо перенести вес тела на правую ногу, а по исполнительной коман­де «МАРШ!» начать движение с левой ноги.

 

 Передвижение обычным шагом. При движении шагом с места подается команда «Шагом – МАРШ!». Движение начинается с левой ноги. При переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании упражнений в движении подается команда «Обычным шагом – МАРШ!».

Изменение длины шага и скорости движения.

Команды «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Ре-ЖЕ!» обычно подаются во время передвижения класса в колонне.

Прекращение движения.

Команда «Класс – СТОЙ!» подается под левую ногу; делается шаг правой ногой, приставляется левая нога.

Передвижение бегом. Команда «Бегом – МАРШ!» подается под левую ногу; шаг правой ногой – и с левой начинается бег.

 Движение (ходьба) в обход выполняется по команде «Направо (налево) в обход шагом – МАРШ!». Следует передвигаться в колонне по периметру спортзала

(спортплощадки).

Движение (ходьба) противоходом выполняется по команде «Противоходом налево (на-право) – МАРШ!». Противо-ход – это движение в обратном направлении рядом со строем (справа или слева). Для ходьбы противоходом налево исполнительную команду «- МАРШ!» надо подать под шаг левой ноги, а для ходьбы противоходом направо – под шаг правой. Интервал между встречными колонами – один шаг.

 

 Движение (ходьба) по диагонали выполняется по команде «По диа­гонали – МАРШ!». Движение по диагонали – это движение по прямой из одного угла спортзала (спортплощадки) через центр к другому углу. Исполнительную команду «-МАРШ!» нужно подать в тот момент, когда направляющий дойдет до угла.

Движение (ходьба) змейкой – это несколько противоходов, выполненных подряд; выполняется по двум командам. Первая команда (как при движении противо-ходом) – «Противоходом налево (направо) – МАРШ!». Вторая команда («Змейкой – МАРШ!») подается в момент завершения первого противохода. Величина змейки определяется по первому противоходу.

Одностороннее размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге. Размыкание производится по фронту. По команде «Вправо (влево) на вытянутые в стороны руки приставными шагами – разом-КНИСЬ!» все учащиеся, кроме стоящего справа, отходят вле­во, одновременно вытягивая руки в стороны, до тех пор, пока кон­цами пальцев не коснутся пальцев рук соседей справа и слева. Смыкание выполняется по команде «Вправо (влево) приставными шагами – сом-КНИСЬ».

 

 Размыкание на вытянутые руки в колонне выполняется по команде «На вытянутые вперед руки – разом-КНИСЬ». Учащиеся вытягивают руки вперед и размыкают колонну до тех пор, пока каждый не коснется прямыми

руками плеч того, кто находится впереди.

Задание 6

Комплекс ОРУ на месте

Содержание

Дозировка Ому
  И.п. - Стойка ноги врозь, руки на пояс. 1- наклон головы вправо. 2- и.п. 3 - наклон головы влево. 4- и.п. 4-8 раз Выполнять медленно, без резких движений.
  И.п. - Стойка ноги врозь, руки за спину. 1- наклон головы вперед. 2- и.п. 3 - наклон головы назад. 4- и.п. 4-8 раз Выполнять медленно, без резких движений.
  И.п. - Стойка ноги врозь, руки на пояс. 1-4 круговые движения головой по часовой стрелке. 5-8 - круговые движения головой против часовой стрелке 4 - 6 раз Выполнять медленно, без резких движений.
  И.п. - Стойка ноги врозь, руки к плечам. 1-4–круговые движения руками вперед 5-8 -круговые движения руками назад 4-8 раз Выполнять с большой амплитудой.
  И.п. – Стойка ноги врозь, руки на пояс 1- поворот туловища влево, руки в стороны 2- и.п. 3- поворот туловища вправо, руки в стороны 4- и.п. 4-8 раз Руки прямые.
  И.п. – Стойка ноги врозь, руки на пояс 1- наклон туловища влево, правую руку вверх 2- и.п. 3- наклон туловища вправо, левую руку вверх 4-8 раз Рука прямая.
  И.п. – Стойка ноги врозь, руки на пояс круговые движения в тазобедренном суставе 1-4 по часовой стрелке 5-8 против часовой стрелке 4-8 раз Выполнять с амплитудой.
  И.п. – Стойка ноги врозь, руки на пояс 1-3-наклон вперед, коснуться руками пола 4- и.п. 4-8 раз Руками достать пол, колени не сгибать.
  И.п. – Стойка ноги врозь, руки на коленях 1-4- круговые движения в тазобедренном суставе согнутой ногой во внутрь 5-8- круговые движения в тазобедренном суставе согнутой ногой во внешнюю сторону 4-8 раз Колени максимально отводить в сторону.
  И.п. - Стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – выпад правой, руки вперед 2 – и.п. 3 – выпад левой, руки вверх 4 – и.п. 4-8 раз Опорная нога перпендикулярно полу.
  И.п. - выпад вправо, руки на коленях 1-4 – пружинистые покачивания 5-8 – то же в другую сторону 4-8 раз Опускать таз ниже.
  И.п. - Стойка ноги врозь, руки вперед. 1 – мах правой вперед, коснуться левой руки 2 - и.п. 3 – мах левой вперед, коснуться правой руки 4 – и.п. 4-8 раз Мах как можно выше, нога прямая.
  И.п. – основная стойка, руки на пояс. 1-полуприсед, руки вперед 2-и.п. 10-12 раз Спина прямая, колени на уровне носков.
  И.п. – основная стойка, руки на пояс. 1- прыжок вперед 2 – прыжок назад 3 – прыжок вправо 4 – прыжок влево 4-8 раз Прыгать выше.

Комплекс ОРУ в движении

1. И.П.- 1-4- 5-8- Круговые движения руками: руки к плечам круговые движения согнутыми руками вперед то же назад 3-4 раза Амплитуда больше. Лопатки свести.
2. И.П.- 1-4- 5-8- руки вверх круговые движения рук вперед то же назад 3-4 раза Руки прямые. Смотреть вперед. Спина прямая.
3. И.П.- 1-2- 3-4- 5-8- руки перед грудью два шага с правой, два рывка согнутыми руками в стороны два шага, два рывка прямыми руками в стороны то же 3-4 раза Локти вниз не опускать. Рывок резче. Лопатки свести.
4. И.П.- правая рука вперед–вверх, левая рука вперед-вниз ходьба со сменой положения рук 50 метров Руки не сгибать. Резче.
5.

Ходьба перекатом с пятки на носок с высоким подниманием бедра

2х30м Отталкиваться стопой. Бедро выше.
6. И.П.- руки вперед –в стороны - махи ногами к разноименным рукам 50 метров Мах выше. Ноги прямые.
7. И.П.- 1- 2- 3-4- руки на пояс выпад правой вперед подставляя левую И.П. то же левой 6-8 раз Левая прямая. Спина пряма. Выпад глубже.
8.

Ходьба в приседе, руки на пояс

50 метров Спина прямая. Голень проносить под собой
9. И.П.- ст. на правой, левая согнута - прыжки с подтягиванием голени опорной ноги. 30-40 м на каждую ногу Прыжок выше. Бедро выше. Смотреть вперед.
10.

Ходьба, чередуемая со спортивной ходьбой и медленным бегом

- ходьба

- спортивная ходьба

- медленный бег

- спортивная ходьба

- ходьба и т.д.

30-40м 40-50м 150-200м 40-50м 30-40м Спина прямая. Шаг шире. Постановка стопы с носка.

Комплекс ОРУ в парах с мячом

1. И.П.- 1-2- 3-4- ст. ноги врозь мяч вверх наклон вперед, мяч вперед –вниз -назад (между ног) И.П. 6-8 раз Наклон ниже. Ноги согнуть.
2. И.П.- 1- 2- 3-4- ст. ноги врозь, мяч у груди - броски от груди двумя руками вперед-вверх. туловище наклонить назад, слегка согнуть ноги резко выпрямить ноги и податься вперед – вверх – бросок то же выполняет партнер 6-8 раз Бросок закончить усилиями мышц кистей и пальцев.
3. И.П.- 1- 2- 3-4- ст. ноги врозь, мяч внизу - броски снизу вперед – вверх наклон вперед, согнуть ноги, мяч назад между ног выпрямляя ноги, туловище подняться на носки, мяч вперед – вверх – бросок то же выполняет партнер 6-8 раз броски дальше, отталкиваться ногами
4. И.П. - ст. ноги врозь, мяч внизу - броски снизу вверх – назад 6-8 раз броски дальше, отталкиваться ногами
5. И.П.- ст. ноги врозь, мяч за головой - броски вперед 6-8 раз броски дальше, отталкиваться ногами
6. И.П.- 1- 2- 3-4- ст. ноги врозь, мяч возле груди присед выпрямляя ноги бросок мяча вперед – вверх то же партнер 6-8 раз броски дальше, отталкиваться ногами
7. И.П.- 1- 2- 3-4- ст. ноги врозь, мяч внизу спиной в сторону метания отвести мяч вправо (влево) – назад поворачивая туловище влево (вправо) бросок назад то же партнер 6-8 раз броски дальше, отталкиваться ногами
8. И.П.- ст. ноги врозь на коленях, мяч у груди - бросок мяча двумя руками коротким движением 6-8 раз В момент броска туловище прямо (вперед не наклонять)
9. И.П.- 1- 2- 3-4 - сед ноги врозь, мяч вперед лечь назад, руки вверх сесть – бросок вперед – вверх то же 6-8 раз Резко подняться.
10. И.П.- 1- 2- 3-4 - ст. ноги врозь левым боком в сторону метания, мяч в правой руке у плеча согнуть правую, наклон вправо выпрямляя ногу и туловище – бросок вперед –вверх то же 6-8 раз Движение закончить кистью.

 


Задание 7

Тест: Основные средства гимнастики.

1) Какая команда подается


 

Задание 8

Помощь и страховка

Выполнение учащимися отдельных упражнений (особенно на гимнастических снарядах и опорных прыжков) связано с определенным риском. При несоблюдении мер предосторожности и неловком движении возможны срывы со снарядов (перекладина, брусья, бревно, гимнастическая лестница и др. ) и падения, а в результате – травмы.

Типичные травмы:

 • ссадины, потертости и срывы мозолей;

 • ушибы и растяжения сумочно-связочного аппарата лучезапястного, локтевого, плечевого, коленного и голеностопного суставов;

 • разрывы ахиллова сухожилия и трехглавой мышцы голени;

 • не исключены ушибы головы.

 Меры обеспечения безопасности

1. Правильно выбирать места занятий и размещать снаряды в зале, располагать их на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. Нельзя ставить снаряды так, чтобы учащиеся выполняли упражнение лицом к яркому свету. Ученики должны хорошо видеть снаряд и место соскока. Снаряды необходимо обложить гимнастическими матами с учетом мест приземления после соскоков и возможных срывов и падений. В местах приземления желательно уложить два слоя матов. Гимнастические маты укладывать так. чтобы между ними не было промежутков, а приземление приходилось на середину одного из них.

 2. При подготовке к занятиям на брусьях прежде всего необходимо проверить высоту брусьев. Для этого следует, поддерживая одной рукой жердь (а не вкладыши), а другой, отвернув стопорный винт, надавить пружину защелки. Если делать это вдвоем, то один ученик должен держать жерди и изменять их высоту, а другой – отвертывать и завертывать стопорные винты. Высоту жердей обычно устанавливают одновременно с обоих концов, при этом стоять под ними запрещается.

 3. При установке перекладины и брусьев разной высоты особое внимание необходимо обратить на вертикальное положение стоек и равномерное натяжение тросов у грифа перекладины или у жердей брусьев, чтобы не было их захлестываний. При закреплении к крючкам на полу (лягушкам) необходимо следить за тем, чтобы звено цепи предварительно было освобождено и растяжки были закручены надежно. Для проверки правильности установки снарядов нужно взяться за тросы и сильно потянуть их на себя и от себя: перекладина и брусья должны находиться в строго вертикальном и устойчивом положении. Перед началом урока следует протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой.

 4. Не реже одного раза в учебный год необходимо тщательно осматривать подвесные снаряды (канат, шест, кольца) и гимнастические стенки. Особенно часто и внимательно следует проверять надежность крепления снарядов. Канаты, шесты, гимнастические стенки должны быть крепкими, надежно прикреплены к потолку, стене. На канатах не допускаются порывы нитей и завязывания узлов. Шесты и рейки гимнастической стенки должны быть гладкими и не иметь трещин, сколов.

 5. В подготовительной части урока, при выполнении общеразвивающих упражнений, особенно с предметами, надо указывать соответствующие дистанции и интервал, чтобы учащиеся не задевали друг друга, что может привести к ушибам. В разминку необходимо включать подготовительные упражнения направленного воздействия.

 Для подготовки лучезапястного сустава применяются вращательные движения кисти; подскоки и передвижения на руках в упоре лежа; из положения стоя согнувшись падение вперед в упор лежа.

 Подготовка голеностопного сустава осуществляется вращательными движениями стопой; поднимание на носки с пружинистым покачиванием и др.

 Для подготовки локтевых и плечевых суставов выполняют: вращательные и рывковые движения; сгибание и разгибание рук. Эффективным является выполнение этих упражнений с использованием гимнастических палок и отягощений, например гантелей.

 Подготовка меж позвонковых сочленений включает: прогибания и глубокие наклоны; различные повороты и вращения.

 При выполнении упражнений на гибкость необходимо учитывать уровень физической подготовленности занимающихся, так как некоторые упражнения (например, шпагат) могут стать причиной повреждений мышечно-связочного аппарата.

 6. В основной части урока важное значение для обеспечения безопасности имеют помощь и страховка. Помощь в гимнастике – это облегчение действий ученика при выполнении упражнений. Она способствует созданию у занимающихся правильного представления об упражнении, овладению техникой его выполнения; применяется при недостаточном развитии у обучаемых мышечной силы, координационных способностей, быстроты.
Различают следующие вилы помощи:

 • проводка – действия учителя физкультуры сопровождают ученика по ходу всего упражнения или отдельной его части, фазы;

 • фиксация – задержка ученика учителем в определенной точке движения;

 • подталкивание – кратковременная помощь при перемещении ученика снизу-вверх;

 • поддержка – кратковременная помощь при перемещении ученика сверху вниз;

 • подкрутка – кратковременная помощь ученику при выполнении поворотов;

 • комбинированная помощь – использование различных приемов, применяемых одновременно и последовательно.

 Помощь, как правило, оказывается на начальной стадии обучения новому упражнению. По мере овладения техникой выполнения упражнения непосредственная помощь заменяется страховкой, которая позволяет решать задачи психологической подготовки занимающихся (преодоление страха), а также избежать травмы.

Страховка – это обеспечение безопасности при выполнении упражнений, осуществляемое учителем физической культуры или учениками класса. В зависимости от сложности упражнения страхует кто-то один или одновременно несколько человек. Нельзя ставить на страховку не подготовленных для этого учеников.

 Всех занимающихся следует обучать не только приемам помощи и страховки, но и самостраховки для того, чтобы они умели самостоятельно выходить из опасных положений.

Самостраховка – это заранее разученные приемы обеспечения безопасности, применяемые самим занимающимся для предупреждения травм. Например, предотвратить срыв со снаряда можно своевременным прекращением движения, соскоком со снаряда, выполнением дополнительных движений (сгибания рук, ног, туловища для замедления инерционного движения), изменением упражнения.

Очень важно научиться правильно приземляться во время падения: при падении назад надо присесть, согнуться и выполнить перекат назад; при падении вперед – сделать кувырок вперед или упасть в упор лежа, упруго сгибая руки.

Стоящий на страховке обязан правильно выбрать место для оказания страховки и, не мешая выполнению упражнения, умело использовать разные приемы страховки. Так, при выполнении упражнений на брусьях нельзя держать руки над жердями на пути движений ученика. На перекладине, кольцах и брусьях разной высоты страхуют, либо стоя точно под снарядом, либо незначительно перемещаясь по ходу выполнения маха. Особенно необходимо страховать учеников во время выполнения соскока (страхующий должен находиться непосредственно около места приземления). При выполнении опорных прыжков на коне (козле) страхуют, стоя непосредственно у места приземления, поддерживая ученика за руку.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 607; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!