Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.



Леонардо да Винчи)

 

Константин Георгиевич Паустовский

Начало формы

   
 

Конец формы

 

С русским языком можно творить чудеса!

* * *

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому и будущему своего народа.

* * *

Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.

* * *

Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира

 

Михаил Дмитриев

Слово

Не играйте, люди, словом! В нем дар силы заключен; В нем таинственным покровом Дух незримый облечен! В нем глагол творящий: «буди!» Исходил, являясь вне! Охраняйте слово, люди, В тайной сердца глубине!

Но прельщая даром слова, Изливаете вы яд, Вы от корени святова Разсаждаете разврат; И глагол ваш зараженный Заражает чистый слух, И обходит он вселенны Племена, как темный дух!

И наследуют потомки От отцов и праотцов Лжи и истины обломки, Хаос мыслей в вихре слов, Сладострастья пламень темный, Бурной воли океан — И клубяся, в мир подземный Унесет их ураган!

Вы ответ за то дадите! Люди! слово не ничто! Силой слова вы творите, И не ведая про то! Духа вашего рожденья В вашем слове примут плоть И в день страшный осужденья Взыщет слово с вас Господь!

1 октября 1843


Александр Сумароков

Довольно наш язык в себе имеет слов

Довольно наш язык в себе имеет слов, Но нет довольного числа на нем писцов. Один, последуя несвойственному складу, Влечет в Германию Российскую Палладу И, мня, что тем он ей приятства придает, Природну красоту с лица ея берет. Другой, не выучась так грамоте, как должно, По-русски, думает, всего сказать не можно, И, взяв пригоршни слов чужих, сплетает речь Языком собственным, достойну только сжечь. Иль слово в слово он в слог русский переводит, Которо на себя в обнове не походит. Тот прозой скаредной стремится к небесам И хитрости своей не понимает сам. Тот прозой и стихом ползет, и письма оны, Ругаючи себя, дает писцам в законы.

Кто пишет, должен мысль прочистить наперед И прежде самому себе подать в том свет; Но многие писцы о ном не рассуждают, Довольны только тем, что речи составляют. Несмысленны чтецы, хотя их не поймут, Дивятся им и мнят, что будто тайна тут, И, разум свой покрыв, читая темнотою, Невнятный склад писца приемлют красотою. Нет тайны никакой безумственно писать, Искусство — чтоб свой слог исправно предлагать, Чтоб мнение творца воображалось ясно И речи бы текли свободно и согласно. Письмо, что грамоткой простой народ зовет, С отсутствующими обычну речь ведет, Быть должно без затей и кратко сочиненно, Как просто говорим, так просто изъясненно. Но кто не научен исправно говорить, Тому не без труда и грамотку сложить. Слова, которые пред обществом бывают, Хоть их пером, хотя языком предлагают, Гораздо должны быть пышняе сложены, И риторски б красы в них были включены, Которые в простых словах хоть необычны, Но к важности речей потребны и приличны Для изъяснения рассудка и страстей, Чтоб тем входить в сердца и привлекать людей. Нам в оном счастлива природа путь являет, И двери чтение к искусству отверзает.

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат, Но скупо вносим мы в него хороший склад. Так чтоб незнанием его нам не бесславить, Нам должно весь свой склад хоть несколько поправить. Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть, А правильно писать потребно всем уметь. Но льзя ли требовать от нас исправна слога? Затворена к нему в учении дорога. Лишь только ты склады немного поучи, Изволь писать «Бову», «Петра Златы ключи». Подьячий говорит: «Писание тут нежно, Ты будешь человек, учися лишь прилежно!» И я то думаю, что будешь человек, Однако грамоте не станешь знать вовек. Хоть лучшим почерком, с подьяческа совета, Четыре литеры сплетай ты в слово «лета» И вычурно писать научишься «конец», Поверь, что никогда не будешь ты писец. Перенимай у тех, хоть много их, хоть мало, Которых тщание искусству ревновало И показало им, коль мысль сия дика, Что не имеем мы богатства языка. Сердись, что мало книг у нас, и делай пени: «Когда книг русских нет, за кем идти в степени?» Однако больше ты сердися на себя Иль на отца, что он не выучил тебя. А если б юность ты не прожил своевольно, Ты б мог в писании искусен быть довольно. Трудолюбивая пчела себе берет Отвсюду то, что ей потребно в сладкий мед, И, посещающа благоуханну розу, Берет в свои соты частицы и с навозу. Имеем сверх того духовных много книг; Кто винен в том, что ты псалтыри не постиг, И, бегучи по ней, как в быстром море судно, С конца в конец раз сто промчался безрассудно. Коль «аще», «точию» обычай истребил, Кто нудит, чтоб ты их опять в язык вводил? А что из старины поныне неотменно, То может быть тобой повсюду положенно. Не мни, что наш язык не тот, что в книгах чтем, Которы мы с тобой нерусскими зовем. Он тот же, а когда б он был иной, как мыслишь Лишь только оттого, что ты его не смыслишь, Так что ж осталось бы при русском языке? От правды мысль твоя гораздо вдалеке. Не знай наук, когда не любишь их, хоть вечно, А мысли выражать знать надобно, конечно.

1747. Эпистола о русском языке. 4 Соч., т. I, стр. 329 — 333.

 

Начало формы


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!