Ступа Махабодхи, Дерево Бодхи



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТБОР

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МИНИ-ПРОЕКТА

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1. История храма Махабодхи

1.2. Ступа Махабодхи, Дерево Бодхи

 

ГЛАВА 2. ЭКСКУРСИЯ В ИНДИЮ В ХРАМ МАХАБОДХИ

    2.1. Семь главных достопримечательностей

    2.2. Расписание поездки

 

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МИНИ-ПРОЕКТА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность мини-проектаобъясняется тем, что в последнее время международные связи России с Востоком стремительно расширяются. Всё большую популярность приобретают профессии, связанные с его изучением.

Туризмявляетсяоднойизведущихинаиболеединамичныхотраслейэкономикиизабыстрыетемпыонпризнанэкономическимфеноменомстолетия.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизации внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения. Оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития.

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТБОР

           Реализация данного материала осуществляется в туристических компаниях, а также может быть использована как лекционный материал для более подробного изучения одного из известнейших буддистских храмов в Индии.

Автором проекта была разработана тема, составлено расписание экскурсии, подготовлена презентация в программе PowerPoint.

По своему тематическому направлению проект является коммерческим и рассчитан на получение прибыли после реализации.

В процесс создания данного проекта мы подробно изучили имеющиеся данные, выбрали лучше отели и места для посещения. Все это послужило расширению нашего кругозора, умению составлять расписание и правильно использовать данные.

 

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МИНИ-ПРОЕКТА

Основным результатом реализации проекта является увеличение количества поездок в Индию. Ведь на данное время многие туристические компании не в силах предложить россиянам качественные и познавательные экскурсии в Индию. Жители России смогут ближе познакомиться со страной, где зародилась одна из мировых религий.

Еще один важный результат - получение знаний. Люди, окунувшись в индийскую атмосферу и пожив там, смогут дать весьма полезную информацию, которую смогут использовать востоковеды.

Также реализация проекта будет способствовать процветанию туристического бизнеса в России и занятие им определенной ниши на рынке выездного туризма.

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

История храма Махабодхи

 

Махабодхи (санск., Великое Пробуждение) - самый знаменитый буддийский храм мира, расположенный на том самом месте, где Сиддхартха Гаутама достиг Просветления, став Буддой.

Это великое событие, относящееся к 12 подвигам будды, произошло неподалеку от древнеиндийского городка Гая, известного теперь как Бодхгая (санск.Бодхи - "Пробуждение").Он расположен в северо-восточной части Индии, в штате Бихар, в 96 километрах от Патны. С точки зрения Великой колесницы (санск.Махаяна) считается, что в это наполненное силой место приходят для обретения окончательного постижения все исторические будды, дающие начало счастливым периодам существования недвойственного учения, приводящего к Просветлению.

В том месте, где медитировал Будда Шакьямуни, согласно санскритским текстам более двух тысяч лет назад, в 3 в. до н.э. по повелению императора Ашоки была создана чатья (храм), именовавшаяся Самбодхи. За более чем две тысячи лет он не сохранил свой первоначальный облик, но и не исчез бесследно, несколько раз его перестраивали, а затем реконструировали. О первоначальной форме мы можем судить лишь по барельефам ступы в Бхархуте (I в. до н.э.).

Храм Махабодхи, каким мы его знаем,представляет собой мандалу-дворец в традиционном индийском стиле. Свой современный облик он приобрел в 5 в н.э. и считается одной из самых древних кирпичных построек восточной Индии, из всех сохранившихся до нашего времени.

Рядом с ним растет потомок священного дерева Бодхи, в тени которого медитировал Сиддхартха Гаутама, когда достиг Пробуждения от сна неведения.

Теперь Бодхгая с комплексом Махабодхи - одно из четырех важнейших мест паломничества, связанных с жизнью Будды Шакьямуни. Здесь построены храмы и монастыри многих буддийских традиций мира и проводятся ежегодные буддийские ритуалы и праздники, собирающие последователей Будды и туристов со всего мира.

В 2002 году храмовый комплекс Махабодхи получил статус охраняемого объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО[1].

Дворец-мандалаМахабодхи - не только яркий памятник буддийской архитектуры, сакральный смысл его - служить вместилищем высшей осознанности Будды, связывать просветленные энергии внутри и снаружи, пробуждая просветленный потенциал.

Барахоева А.А.: буддийская мандала имеет четыре входа, многоярусную пирамидальную структуру, где каждый следующий ярус сужается кверху.Последний ярус представляет собой крытую балюстраду. Внешне архитектура дворца будды, подробно описанного в тантрических текстах и схематически изображаемого на танках, изобилует многочисленными балкончиками и гирляндами. Однако такое разнообразие декора не является прихотью архитектора. Каждый элемент имеет конкретный смысл. Связан он, как правило, с качествами и совершенными признаками будд и их аспектов.

Высотой более 50 метров устремленный ввысь храм в виде четырехгранной конусообразной башни, окруженной пирамидальными башенками по бокам, увенчан ступой. Главный вход по традиции находится на востоке. Квадратный по плану, храм окружен каменным безводным рвом - символом нерушимой ограды, также описанной в текстах.

Внутри храма Махабодхи "пребывает" Будда Шакьямуни: его огромная статуя расположена в центральном зале.

Спустя 250 лет после просветления Будды, легендарный царь Ашока (270–232 гг. до н. э.) посетил Гаю[2].

Он вошел в историю как правитель, покровительствовавший буддизму, дхармараджа, со времени правления которого сохранилось множество исторических памятников буддизма, по его инициативе были увековечены места, связанные с жизнью Будды Шакьямуни. Именно Ашоку считают основателем храма, посвященного Просветлению Будды, в Бодхгае.

Император Ашока несколько раз посещал Бодхгаю. Его первый визит красочно описан в санскритском тексте периода Ашокавандана: вдохновленный своим учителем Упагуптой, император принял обеты и начал здесь строительство чайтьи (храма). Ашока построил первую чайтью, названную Самбодхи, в III веке до н. э. вблизи дерева Бодхи.

Этот храм в своем первоначальном виде не сохранился, он был перестроен во втором столетии уже нашей эры и позднее также подвергся ряду изменений.

Возведение ступы, венчающей Махабодхи, по традиции приписывается Нагарджуне (II-IIIвв).

Начиная с XI века буддизм в Индии постепенно угасал, но храм поддерживался в течение нескольких столетий на средства Бирмы (период империи Паган) и был полностью отреставрирован (Барахоева А.А).

С XIII века в Индии начались гонения на буддизм, и Бодхгая как философский и религиозный центр прекратила свое существование. К началу XIX века храм находился в полуразрушенном состоянии, чему немало способствовали местные жители, растаскивающие стены на кирпичи и квадры.

В 1877 году индийской и английской аристократией было принято решение восстановить полуразрушенный комплекс.

Также начались археологические исследования местности. Внимание к раскопкам и реставрационным работам в Бодхгае на протяжении XIX века не только не ослабевало, но и активно подогревалось в поэтических кругах.

В 1879 году вышла поэма сэра Эдвина Арнольда о Будде Шакьямуни под названием «Свет Азии», благодаря которой слава Бодхгаи разнеслась по всему миру.

Вдохновителем поэмы стал АнагарикаДхармапала, уроженец Шри-Ланка (о.Цейлон), посвятивший свою жизнь борьбе за буддийскую Бодхгаю, и в особенности за храм Махабодхи.

В восстановлении храма приняли активное участие англичане. Сэр Александр Каннингем в XIX веке осуществил реконструкцию храма С 1883 года Александр Каннингем, Дж. Д. Беглар и доктор РаджендралалМиитра проводили тщательные раскопки в рамках деятельности Британского археологического общества.

В 1953 году управление храмом было поручено Комитету управления Бодхгаи, собранному в соответствии с законом правительства Бихара от 1949 года. С этого времени Бодхгая начал бурно развиваться и стремительно расти.

2005 году под эгидой ЮНЕСКО был разработан специальный проект глобального восстановления не только самого храма, но и прилежащих монастырских территорий со всеми сопутствующими постройками и памятниками. План включает также создание научного и информационного центра, в котором будут продолжены исследования истории буддийского комплекса Махабодхи.

В 2013 году было принято решение украсить знаменитый храм Махабодхи золотом и позолотить вершину храма. Одним из инициаторов стал 85-летний король ТайландаПумипонАдульядет, который пожертвовал 100 кг золота . Щедрый дар стоимостью в $14,5 млн., доставили специальным рейсом в индийский штат Бихар. Как отмечают хранители храма, для золочения вершины сооружения будет использовано около 300 кг золота и необходимый драгоценный металл уже собран благотворителями.

 

Ступа Махабодхи, Дерево Бодхи

 

Первый образ Будды в Ступе Махабодхи был изваян будущим Буддой Майтрейей. Долгое время никто не брался за эту работу, но однажды появился некий брахман и сказал, что сделает это изваяние[3]. При этом он поставил условием, чтобы никто не входил внутрь в течение шести месяцев, и заперся в храме с лампой и ароматизированной глиной. Когда до окончания срока оставалось всего четыре дня, изнемогавшие от любопытства монахи решили посмотреть, что происходит, и открыли дверь. Они обнаружили статую высотой более четырех метров, все формы и знаки которой были прекрасны и совершенны, однако небольшая часть над правой грудью не была выровнена; сам же скульптор исчез. Позднее одному монаху приснился сон, в котором пропавший скульптор сказал ему: «Я – Майтрейя. Боясь, что другие художники не смогут изваять образ, я сделал это сам. Правая рука Будды спускается вниз. Он говорит с Марой, указывая на землю как на своего свидетеля».

Эта статуя Будды, превозносимая за свою красоту и проникновенность всеми паломниками-мемуаристами, не сохранилась до нашего времени. Одним из последних Дхармасвамин писал о нем: «Лицо образа в храме Махабодхи высотой два локтя. Нельзя пресытиться, созерцая такой образ, и нет желания пойти посмотреть на другой. Даже люди с малой верой, стоя перед образом, не могут не проливать слезы».

Та статуя, которая сейчас находится на алтаре, была обнаружена на огороженном участке, принадлежащем шиваитам-махантам. По просьбе А. Каннингхэма она была помещена в Ступу. Впоследствии ее позолотили, и теперь монахи из Шри-Ланки каждый день облачают ее в новые монашеские одеяния шафранового цвета; как реликвию, этот набор из трех полос материи можно получить в офисе общества Махабодхи за небольшое подношение. Буддисты, как и положено в соответствии с древней традицией, обходят Ступу посолонь (по часовой стрелке), таким образом выказывая свое почтение. Многочисленные группы индийских туристов и паломников, в соответствии со своей традицией, идут в противоположном направлении, так что в часы наплыва посетителей возникают завихрения движения. Во внешних стенах Ступы – многочисленные ниши; нижние ряды заполнены изображениями, как в древности, а верхние пока еще пустуют. Все они – современные и являются наиболее популярными формами основных Бодхисаттв – Авалокитешвары, Тары, Манджушри, Ваджрасаттвы, а также Будды Шакьямуни в различных позах – касания земли, учения, медитации.

Пройдя вдоль южной стены по гладким мраморным плитам, посетители выходят к большому камню с еще одним отпечатком ступней Будды, за которым возвышается дерево Бодхи с расположенным под ним Алмазным Троном.

Оно растет в двух метрах от западной стены. Маленькая, огороженная высокой каменной оградой площадка с деревом и каменной плитой под навесом – нечто вроде копии алтаря в Ступе, но под открытым небом.
То дерево, которое мы видим сегодня, – прямой потомок того самого, под которым Шакьямуни сел с твердым решением не вставать до тех пор, пока не достигнет Пробуждения. Здесь же он пребывал первую неделю после Пробуждения, медитируя о причинно-следственной связи и наслаждаясь блаженством полного освобождения и умиротворения.

Своей развесистой кроной оно доминирует над всей западной частью комплекса. Его кора отполирована ласковыми и трепетными прикосновениями тысяч паломников и, будучи сосредоточием их почитания, любви, открытости и молитв, уже поэтому является чем-то особенным. Будучи живым звеном, связывающим наше отдаленное время с почти легендарной древностью, это дерево на каком-то инстинктивном уровне воздействует на паломников, очаровывая их своим естественным величием и умиротворяя чувства. Что-то отзывается в глубине сердца паломника, напоминая, что каждый может достичь того же, что и сидевший на этом месте 2 550 лет назад Будда. Именно поэтому к нему относятся чрезвычайно трепетно, оберегая от всяческих повреждений и обеспечивая всем необходимым. И особенное чувство сопричастности возникает, когда к сидящему под этим деревом в медитации паломнику мягко планирует листок, – благословение, поддержка, вдохновение…

Рассказ о событиях, связанных с этим деревом, сохранился во многих источниках. Первая история связана с именем Ашоки, владыки всей Индии. Он посетил Урувелу тогда, когда он еще не был буддистом. Выполняя индуистский обряд, молодой Ашока срубил дерево, сложил ветви в нескольких десятках метров в западу и поджег, поднося богам. Однако ветви и листья не горели, а только сияли в огне. После этого неудачного подношения на месте костра выросло двойное дерево. Почувствовав свою вину, Ашока стал поливать корни ароматизированным молоком, и уже на следующий день дерево стояло как прежде.

После этого прошло некоторое время, Ашока пережил потрясение и стал буддистом, и одним из первых мест, которое он посетил в своем путешествии по стране, стала Бодхгая. На этот раз император был исполнен такими сильными чувствами по отношению к дереву, что, по мнению его супруги, проводил около него слишком много времени, пренебрегая супружескими обязанностями. И однажды в то время, когда Ашока уехал оттуда, ревнивая королева приказала срубить дерево. Убитый горем император снова приказал купать корни в молоке и совершал горячие пожелания, чтобы оно выросло вновь. И действительно, дерево выросло снова в течение нескольких дней. Чтобы предупредить такие несчастья в будущем, Ашока построил вокруг святыни каменную стену трехметровой высоты.

Царствование Ашоки было временем широкого распространения буддизма в соседних с Индией странах. Одним из эмиссаров была дочь этого чакравартина принцесса Сангхамитра. Отбывая на Шри Ланку, она увезла с собой побег дерева Бодхи, и он вырос в живущее до нашего времени дерево в Анурадхапуре. Это – одно из самых древних растений в мире (ему около 2 250 лет), чье существование подтверждается документально. Вообще, ботаники отводят виду ficusreligioza всего несколько сот лет жизни, однако растущие на Шри Ланке и в Шравасти деревья являются исключениями.Однако вернемся в Бодхгаю.

В следующий раз дерево было срублено в VII веке королем Шашанкой, который также разрушил ограду и пытался уничтожить изображение Будды. Он хотел выкорчевать его полностью, жег корни огнем и поливал их сахарным сиропом, чтобы их сгрызли муравьи, но так и не смог уничтожить самые глубокие корни. После его смерти Пурнаварма, король Магадхи, считавшийся потомком Ашоки, сделал все от него зависящее чтобы оживить дерево: в течение недели монахи совершали ритуалы, читали молитвы и лили в яму молоко тысяч коров. Древо Бодхи выросло вновь, но теперь его побег был немногим более 3 метров.

На этот раз для защиты дерева король оградил его как крепость, – стеной почти семиметровой высоты. Возможно, что именно тогда этой стеной были определены границы нынешнего участка. В последующие века древо Бодхи, по-видимому, росло без всяких драматических событий, процветая под любовной заботой буддистов. В день Пробуждения тысячи людей со всей Индии собирались вокруг него, омывали ствол и корни благовонной водой и молоком, подносили горы цветов и играли на музыкальных инструментах. Мусульманское нашествие, вероятно, не повредило ему, и оно продолжало стоять среди заброшенных развалин до XIX века. В его второй половине древо все больше и больше увядало, пока в 1876 году не рухнуло окончательно после бури. Но это не было его концом: на месте изъеденного ствола уже зеленели новые побеги, один из которых впоследствии вырос в гиганта, которого мы видим сегодня. Другой вариант происхождения современного дерева, более популярный, хотя и не подтвержденный никакими фактами, состоит в том, что оно выросло из побега, взятого в Анурадхапуре[4].

Во время раскопок 1880 года А. Каннингхэм рядом со стволом на глубине одного метра обнаружил два древних куска дерева, которые, как он рассудил, были останками дерева шестого века. Сейчас они находятся в новой ограде, окруженные каменной рамкой пятого века, нижняя часть которой представляет собой стертый рельеф с изображениями людей и животных.
Находящийся внутри ограды еще один Алмазный Трон – один из самых старых объектов комплекса, и, вероятно, был перенесен сюда при строительстве Ступы. Материал плиты (полированный песчаник из Чунара размером 143х238х14 см) и выбитые на нем рисунки (стилизованные пальмовые листья и дикие гуси — символ отсутствия привязанности) говорят о том, что она относится к временам Ашоки.

Сейчас над этой позолоченной плитой установлен балдахин, и она всегда заполнена цветами и подношениями.


 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!