Турция после Первой мировой войны. Подъём национально-освободительного движения. Образование Турецкой республики.
Османская империя потерпела в Первой мировой войне тяжелейшее поражение. 30 октября 1918 г. она подписала с Антантой перемирие, по которому лишалась Египта, азиатских владений (Ирак, Сирия, Ливан, Палестина, Аравия), всей армии и флота. Была оккупирована даже столица империи Стамбул. Однако при разделе державами Антанты собственно турецких земель — Анатолии — возникло мощное народное движение, которое возглавил генерал Мустафа Кемаль-паша. Под его руководством в 1919 г. было создано революционное правительство и сформирована армия, получившая помощь Советской России, рассчитывавшей на разрастание мировой революции.
Мустафа Кемаль Ататюрк — первый президент Турции
Обосновавшиеся в Анкаре революционные власти отказались признать подписанный в августе 1920 г. султанским правительством Севрский мирный договор, ограничивавший территорию Турции только центральной Анатолией. Прибегнув к интервенции, Антанта попыталась заставить кемалистов признать мирный договор. Её основную военную силу составляли войска Греции, которой был обещан весь запад Турции. Но турецкой армии удалось нанести противнику ряд поражений и в 1922 г. изгнать из страны. Это заставило державы Антанты признать новые границы Турции (в основном совпадающие с современными).
Во внутренней жизни страны происходили значительные перемены. В 1923 г. власть султана была ликвидирована, Турция стала республикой. Её возглавил Кемаль-паша, получивший фамилию Ататюрк («отец турок»). Он пользовался в народе огромным авторитетом. Согласно конституции, в стране вводились демократические права и свободы. Турция стала светским государством, исламское духовенство утратило все свои привилегии. Запрещались радикальные политические течения, к которым было отнесено и коммунистическое. Женщины уравнивались в правах с мужчинами. Всё население обязали перейти на европейскую форму одежды, европейский календарь и летосчисление. Была введена гражданская форма брака, ликвидировавшая многожёнство.
|
|
В ходе проведения экономических реформ в Турции утвердились принципы этатизма. В стране ликвидировались иностранные концессии, на средства государства строились новые железные дороги, портовые сооружения, промышленные предприятия. Турецкое правительство стремилось стимулировать частное предпринимательство. Эти усилия дали положительный результат. Модернизация привела к росту промышленного производства. В то же время в стране установился жёсткий политический режим, фактически исключавший оппозиционную деятельность.
29 октября 1923 г. турки провозгласили Турецкую Республику. Президентом стал Мустафа Кемаль, а столицей — Анкара. Новый президент приложил немало усилий, чтобы сделать Турцию современным государством, и его прозвали «отцом турок», или Ататюрком. Кемаль Ататюрк провел также экономические реформы: были национализированы общественный транспорт и крупные предприятия, создавались новые банки. Кемаль Ататюрк умер в 1938 г., а его преемником стал Исмет Инёню. Во время Второй мировой войны Турция соблюдала нейтралитет.
|
|
В апреле 1928 г. президент Мустафа Кемаль Ататюрк создал Комиссию по алфавиту. Обновленная Турция стала светским государством, и президент старался избавиться от следов арабского влияния, в числе которых был арабский шрифт. По оценкам комиссии перевод всей страны на латиницу должен был занять не менее пяти лет, однако Ататюрк принял решение провести реформу за три месяца. После изготовления первого варианта адаптированной латиницы развернулась масштабная кампания по ее внедрению. Ататюрк принял в ней непосредственное участие, лично продемонстрировав новый алфавит в Стамбульском парке Сарайбурун. За три месяца все школы были переведены на новый алфавит, более миллиона служащих сдали экзамен по латинице. 3 ноября 1928 г. новый алфавит был утвержден государственным законом.
|
|
В отличие от многих других реформаторов президент Турции был убежден, что бессмысленно просто модернизировать фасад. Чтобы Турция могла устоять в послевоенном мире, необходимо было произвести фундаментальные изменения всей структуры общества и культуры. Можно спорить, насколько удалась кемалистам эта задача, но она была поставлена и проводилась при Ататюрке с решимостью и энергией.
Мустафа Кемаль видел в халифате связь с прошлым и исламом. Поэтому вслед за ликвидацией султаната он уничтожил и халифат. Кемалисты открыто выступили против исламской ортодоксии, расчищая путь для превращения страны в светское государство. Почва для преобразований кемалистов была подготовлена и распространением передовых для Турции философских и социальных идей Европы, и все более широким нарушением религиозных обрядов и запретов. Офицеры - младотурки считали делом чести пить коньяк и закусывать его ветчиной, что выглядело страшным грехом в глазах ревнителей мусульманства.
Еще первые османские реформы ограничили могущество улемов и отняли у них часть влияния в области права и образования. Но богословы сохраняли огромную власть и авторитет. После уничтожения султаната и халифата они оставались единственным институтом старого режима, который сопротивлялся кемалистам.
|
|
Кемаль властью президента республики упразднил древнюю должность шейх-уль-ислама - первого улема в государстве, министерства шариата, закрыл отдельные религиозные школы и колледжи, а позже запретил шариатские суды. Новый порядок был закреплен республиканской конституцией.
Все религиозные учреждения стали частью государственного аппарата. Департамент религиозных учреждений занимался мечетями, монастырями, назначением и смещением имамов, муэдзинов, проповедников, наблюдением за муфтиями. Религию сделали как бы отделом бюрократической машины, а улемов - государственными служащими. Коран перевели на турецкий. Призыв на молитвы стал звучать на турецком языке, хотя попытка отказаться от арабского на молитвах так и не удалась - ведь в Коране в конце концов было важно, не только содержание, но и мистическое звучание непонятных арабских слов. Выходным днем кемалисты объявили воскресенье, а не пятницу, мечеть Айя-София в Стамбуле превратилась в музей. В быстро росшей столице Анкаре практически не строили культовых сооружений. По всей стране власти косо смотрели на появление новых мечетей и приветствовали закрытие старых.
Турецкое министерство просвещения взяло под свой контроль все религиозные школы. Медресе, существовавшее при мечети Сулеймана в Стамбуле, которое готовило улемов высшего ранга, было передано богословскому факультету Стамбульского университета. В 1933 году на базе этого факультета был открыт Институт исламских исследований.
Однако сопротивление лаицизму - светским реформам - оказалось сильнее, чем ожидали. Когда в 1925 году началось курдское восстание, его возглавил один из дервишских шейхов, призывавших свергнуть «безбожную республику» и восстановить халифат.
В Турции Ислам существовал на двух уровнях:
· формальный, догматический - религия государства, школы и иерархии;
· народный, приспособленный к быту, обрядам, верованиям, традициям масс, который находил свое отражение в дервишесте.
Несмотря на бедность в стране, Кемаль упорно тянул Турцию за уши в цивилизацию.
Швейцарское гражданское право, переработанное применительно к нуждам Турции, было принято в 1926 году. Кое-какие правовые реформы проводились и раньше, при танзимате (преобразованиях середины XIX века) и младотурках. Однако в 1926 году светские власти впервые осмелились вторгнуться в заповедник улемов - семейно-религиозную жизнь. Источником права вместо «воли Аллаха» были провозглашены решения Национального собрания.
Принятие швейцарского гражданского кодекса многое изменило в семейных отношениях. Запретив полигамию, закон предоставил женщине право развода, внедрил бракоразводный процесс, уничтожил юридическое неравенство между мужчиной и женщиной. Конечно, новый кодекс носил вполне определенные специфические черты. Взять хотя бы то, что он предоставлял женщине право потребовать у мужа развода, если тот скрыл, что он безработный. Однако условия общества, установившиеся веками традиции сдерживали применение новых брачно-семейных норм на практике. Для девушки, которая хочет выйти замуж, непременным условием считалось (и считается) девственность. Если муж обнаруживал, что его жена - не девственница, он отсылал ее обратно родителям, и до конца жизни она несла позор, как и вся ее семья. Иногда ее убивали без жалости отец или брат.
Мустафа Кемаль всячески поддерживал эмансипацию женщин. Женщины были допущены на коммерческие факультеты еще во времена Первой мировой войны, а в 20-е годы они появились и в аудиториях гуманитарного факультета Стамбульского университета. Им разрешили находиться на палубах паромов, которые пересекали Босфор, хотя раньше их не выпускали из кают, разрешали ездить в тех же отделениях трамваев и железнодорожных вагонов, что и мужчинам.
Кроме гражданского, страна получила новые кодексы для всех отраслей жизни. На уголовный кодекс оказали влияние законы фашистской Италии. Статьи 141 -142 использовались для расправы с коммунистами и всеми левыми. Коммунистов Кемаль не любил. Так, признанный всем миром Назым Хикмет за свою приверженность коммунистическим идеям провел в тюрьме много лет.
Мустафа Кемаль сформулировал основные принципы национальной идеи - родина, нация, республика, общественные права. Наряду с ними было приняты ряд принципов, которые были включены в Конституцию. Республиканизм означал верность республиканской форме правления; революционизм - верность принципам борьбы за независимость, национализм - возвышение турецкой нации; лаицизм - защиту принципа отделения религии от государства; народность - непризнание классов и классовой борьбы; осуществление народного суверенитета на основе демократизма. В разной степени эти принципы были претворены в жизнь при правлении Ататюрка и в нынешние времена.
В 30-е годы Турция занимала третье место в мире по темпам промышленного развития. Однако реформы кемалистов распространялись в основном на города. Лишь самым краем они касались деревни, где до сих пор живет почти половина турок, а во время правления Ататюрка жило большинство.
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 2845; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!