Социальные теории и Реформация.

Тема: Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

      План:1.Основные идеи средневековой философии.2.Августин Блаженный и Фома Аквинский.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           3.Проблема соотношения общего и отдельного.4.Основные особенности эпохи Возрождения.5. Социальные теории и Реформация.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Основные идеи средневековой философии.

Средневековая европейская философия длилась с 4 до 14 в. Особенностью средневековой философии является ее тесная связь с христианским религиозным мировоззрением и поэтому она была религиозной. Основные идеи средневековой философии: 1. Теоцентризм(от греч. Theos-бог)-Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозных представлений. 2. Моноцентризм - Бог един, а не множествен. 3. Креационизм(от лат. сreatio - создавать) - учение о сотворении мира Богом из ничего. 4. Провиденциализм (от лат. providentio – предвидение, предзнание)-события совершаются по воле бога, предопределено им. 5. Средневековый антропоцентризм(от греч. аnthropos-человек):человек обладает не двумя измерениями-телом и душой, как считали в античности, а тремя. Добавляется «дух» (духовность)–причастность к божественному посредством веры. Суть человека - вера, надежда, любовь. Быть человеком - значит жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди. 6. Концепция линейного времени. Идея историзма.                                                                                                                        

Августин Блаженный и Фома Аквинский.

 Первый этап христианской философии - период патристики(4-8 вв., от лат. pater - отец) – учения мыслителей, защищавших христианство от «язычников», еретиков, провозглашенных святыми и названных отцами церкви. Учение крупнейшего мыслителя периода-Аврелия Августина, или Августина Блаженного (354-430) теоцентрично: Бог - высшая сущность, не зависит ни от кого и ни от чего, первопричина любого существования и всех изменений в мире. Человек ничего не может изменить в своей судьбе. Душа есть только у человека, лишь душа познает Бога, тело же препятствует познанию. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился о душе, подавлял чувственные наслаждения. Августин так же обосновал концепцию «Теодицеи» (оправдания Бога): Бог творит только добро. Зло же лежит на совести человека, и повинна в этом его свободная воля. К добру человека направляет воля Бога, к греху человек влечется сам через свою свободную волю.

Бог является и наиважнейшим предметом познания, и причиной познания, он вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. В проблеме о соотношения веры и разума Августин провозгласил формулу «верю, чтобы понимать». Вера предшествовала пониманию. Истину о Боге может познать не разум, а вера.

 Августин Блаженный - родоначальник христианской философии истории. Все происходящее в мире определяется борьбой двух царств - Царства Божьего и Царства земного. В первом обитают праведные люди, которые руководствуются в жизни только любовью к Богу, во втором - те, которые забывают о Боге. Августин подверг критике в обществе все, что связано с земным царством. Смысл и предназначение истории - победа христианства во всемирном масштабе. Этот тезис фактически обосновывал линейную концепцию времени (прогресс) как преодоление его циклического понимания в период античности.  

Этап от VIII до XIV-XV столетий называют схоластикой(от lat. schola-школа).Задачей философии было поиск рациональных путей доказательства всего того, что провозглашала вера. Философия стала «служанкой теологии». Метод схоластической философии - не в поиске истины(она уже дана в откровении), а в том, чтобы изложить и доказать эту истину посредством разума, т. е. философии. Крупнейшим представителем эпохи схоластики был Фома Аквинский (1225-1274). Главная заслуга томизма (от lat. Thomas-Фома) - разработка проблемы соотношения веры и разума в познании. Фома обосновывал возможность гармонии веры и разума: и вера, и разум не исключают, а дополняют друг друга. Однако, познание, будучи объективным и истинным, не может охватить все. Истины сверхъестественные, такие, как божественное откровение, благая весть содержатся только в вере. Поэтому вера все же выше разума. Тем не менее, Фома Аквинский по сути оправдывает разум (разум подкрепляет веру), отмечая, что у неграмотного и дремучего человека и вера неистинная, ненастоящая.

Главный труд Фомы «Сумма теологии» содержит пять рациональных доказательств существования Бога:

1. Мир есть движение, каждая вещь имеет свой источник движения, но эта цепь не может быть бесконечной. Первопричина движения -Бог. 2. Мир есть совокупность взаимодействующих причин и следствий. Исходная, начальная первопричина - Бог. 3. В мире много случайного, но есть также и необходимость, закономерность, которой подчиняется движение планет, земных вещей, жизнь людей. Случайное зависит от необходимого. Существует первая необходимость - Бог. Творец законов - Бог. 4. В мире наличествуют разные степени совершенства. Должна существовать наивысшая степень совершенства. Образец, мерило совершенства - Бог. 5. Мир целесообразен, исполнен глубинного смысла. Все в мире имеет смысл, полезность. Следовательно, существует разумное существо, которое направляет все естественные вещи и цели. Таким источником может быть только Бог.

  Согласно томистской этике, предпосылкой нравственного поведения считается свободу воли. Смысл жизни  видится в счастье, которое понималось как познание и созерцание Бога.

                                                                 3. Проблема соотношения общего и отдельного.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Обсуждение предельно широкой категории-бытия Бога, вывело на проблему соотношения общих, абстрактных понятий - универсалий, и единичных вещей: «Что такое общее? Это только слово, термин? Или же общее существует реально, само по себе?» Номиналисты (от лат. nomen - имя)-Иоанн Росцеллин, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам,- считали, что истинны, значимы только конкретные понятия, отражающие отдельные, единичные вещи. Так, например, существуют отдельные белые вещи - кролик, сахар, простыня, но понятие «белизна» - лишь шевеление губ, сотрясение воздуха. Поэтому, согласно номинализму, общее существует только в уме человека.

Философы-реалисты(от лат. realis - реальный, действительный), в частности, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, напротив, считали, что реальны, первичны, наиболее значимы общие понятия - универсалии, а единичные вещи и соответствующие им понятия вторичны, производны от понятий общих: цвет вообще выше отдельного цвета: человечество выше человека: святость выше отдельного святого: Бог выше всякого отдельного существа. Позиция Фомы была обусловлена тем, что базовым было общее, предельно абстрактное понятие «Бог». Номинализм же, принижая значение универсалий, ставил его под сомнение, поэтому они жестоко преследовались католической церковью. Особую позицию в споре номинализма и реализма занимал Пьер Абеляр, утверждая, что универсалии существуют в вещах. Такую позицию назвали концептуализмом.

                                                       4. Основные особенности эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.).

В XIV-XV веках в Италии, а затем в других странах Западной Европы начинается эпоха Возрождения. Перемены были связаны с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, отсюда и само название «Ренессанс»(фр.), то есть «Возрождение». В центре внимания оказывается человек - антропоцентризм и гуманизм. (от лат. humanus-человеческий): самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, признание творческих способностей человека, разума, индивидуализм, стремление к свободе, земному счастью(«Человек-кузнец своего счастья» - Пико делла Мирандола (1463-1495))-отличительные качества человека. Крупнейшими представителями Возрождения являются представители итальянского гуманизма Франческо Петрарка (1304-1374), Лоренцо Валла(1407-1457), Марсилио Фичино (1422-1495), , Пьетро Помпонацци (1462-1525), а также «заальпийского, северного» гуманизма – такие, как, например, голландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469-1536), французский гуманист Мишель де Монтень (1533-1592).

Гуманисты отстаивали идеи о независимости философии от теологии. Выступая против схоластики средневековья, они полагали, что философия должна сойти «с неба на землю», заниматься основными вопросами естественной жизни человека. Философия должна исходить из научных принципов, истина является результатом рационального познания. Религию следует сохранить лишь для воспитания народа, но она не имеет преимуществ перед истиной.

Возрождение вырабатывает новое мировоззрение - пантеизм (от греч. пан — всё и тео — Бог) — «Природа и Бог — одно и то же» (Лоренцо Валла), — придание природе свойств, которые ранее приписывались только Богу, — разум­ности, бесконечности, объединяющей и созидающей силы. Совершенный Бог не может иметь несовершенных творений. Зна­чит, все природное — божественно, и познание и преобразование его составляет главную цель человеческой деятельности.

Немецкий философ Николай Кузанский(1401-1464) считал, что о Боге можно иметь только «ученое незнание». Бог есть абсолютный максимум и абсолютный минимум. Все конечные вещи располагаются между ними, то есть «Бог во всех вещах, как все они в нем». Окружность бесконечного круга - это бесконечная прямая линия, замкнутая с обеих сторон. Он (бесконечный круг) и есть Бог и реальность. Отсюда бесконечное бытие не имеет центра и внешней границы, следовательно, Земля — не центр мира. Поэтому реальность более подвижна, а отсюда человек обладает свободой. Если Бог есть творчество, то и человек, подобно Богу обладает творческим началом и тем самым человек обожествляется.

Польский астроном Николай Коперник (1473 – 1543) основал гелиоцентрическую систему мира (от греч. Гелиос- солнце), сводящуюся к тому, что центр Земли — не центр Вселенной, и бросил вызов церковным авторитетам в делах науки, разоблачая их невежество в вопросах устройства Вселенной. Все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира. Учение Коперника подрывало самые основы религиозного мировоззрения и откры­вало широкий путь к материалистическому, подлинно научному познанию явлений природы.

Итальянский исследователь Галилео Галилея (1564–1642) продвигал в науке экспериментальный опыт с использованием приборов и инструментов, поддающийся точным измерениям. С помощью изобретенного им телескопа Галилей увидел, что Луна имеет сложный рельеф и солнечные пятна; сделал вывод, что Солнце вращается вокруг своей оси; установил, что Венера меняет фазы, а значит светит отражённым светом Солнца; подтвердил вращение планет вокруг Солнца, а не вокруг Земли; открыл спутники Юпитера и кольца Сатурна, показал, что Млечный путь представляет собой громадное скопление звёзд.

Праосновой мира у Джордано Бруно (1548-1600) выступает Единое - материя. «Душа мира», всеобщий разум существует внутри материи, формирует ее изнутри, удерживает мир в единстве и в разнообразии. Таким образом, Бруно пантеистически отождествляет природу и «Душу мира» (Бога). Поскольку Бруно считал природу, Вселенную единой и бесконечной субстанцией(идея бесконечности миров), творящей саму себя, и у нее не может быть никакого «центра», отсюда природа есть Бог в вещах, и Бог находится в самой природе, а не вне её. Тем самым отвергается наличие внешнего Бога, а значит - и креационизма. Таким образом, Бруно вступил в конфликт с церковью, со схоластической философией и университетской наукой. Преследуемый инквизицией, он 17 февраля 1600 г. был сожжен.

 

Социальные теории и Реформация.

Новые социальные концепции основывались на положении о естественном характере человека, на его земных интересах и потребностях. Никколо Макиавелли (1469-1527) - итальянский мыслитель, основатель теории политического реализма - государственной политики, свободной от религиозных и моральных ограничений. Правитель должен руководствоваться моралью силы, но не моралью религиозной при достижении политических целей, может быть жестоким, хитрым, коварным, беспощадным(произведение «Государь»). «Цель оправдывает средства».

Утопический социализм XVI в. выдвигает идеалы социального равенства(точнее уравнительного положения людей).     Английский гуманист Томас Мор (1479-1555) предлагает(произведение «Утопия») изменить общественные отношения на основе общественной собственности, высокоорганизованного производства, целесообразного руководства, гарантирующих справедливое и равное распределение общественного богатства. Все люди должны иметь право и обязаны работать. Итальянский монах Томмазо Кампанелла (1568-1639) призывает в соответствии с христианской совестью к ликвидации частной собственности и эксплуатации. Государственное устройство «Города Солнца» представляет собой идеализированную теократическую систему, в которой политическая, светская власть переплетается с церковной, духовной. Произведения утопистов, в особенности Кампанеллы, противоречивы. С одной стороны, они выдвигают идеал социального равенства, с другой – провозглашают диктат государства над личностью.

 «Реформация» - движение в европейских странах, критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учение. В XVI веке это выразилось в формировании протестантизма. Реформация начинается с деятельности Мартина Лютера (1483-1546), выступившего против церкви как посредника между Богом и человеком и против выдачи за деньги отпущений грехов (индульгенций)=> дело освобождения находится в руках каждого человека. Спасение человека не зависит от церковных таинств, обрядов и жертв в пользу церкви, но достигается чистой верой, которая является «божьим даром».

В первой половине XVI в. лютеранство распространяется в другие страны. В Швейцарии возникают цвинглианство и кальвинизм. Французский теолог Жан Кальвин (1509-1564). дополнил лютеровское учение. У Лютера любой человек предопределен в конечном счете к спасению. Кальвин же полагал, что еще до своего рождения человек определяется либо к спасению, либо к вечной погибели, и в течение земной жизни своего предопределения он не знает. Однако характер предопределения может быть с некоторой долей вероятности угадан по двум основным признакам. Первым является личная вера, о которой может судить лишь сам верующий, вторым – успех в мирских делах(«Упорный труд и богатство-богоугодное дело»). Эти признаки сформировали в среде кальвинистов особое сознание, характеризующееся фанатичной самоцензурой и стремлением к накоплению материальных благ, и ставшее одним из факторов ускорения первоначального накопления капитала благодаря стремлению не тратить накопленное, а пускать его в дело.

Итак, и Реформация, и Возрождение объективно преследовали одну цель - обоснование индивидуализма, автономности личности, означая поиск новых религиозно-философских оснований развития европейской культуры, которые были необходимы для перехода к новой индустриальной цивилизации.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!