Переезд на Гляденовскую гору.



Чем же она знаменита?

 Давным-давно здесь жили гляденовские племена. Интересным памятником гляденовского времени, а это 2й век до н.э. – 4й в.н.э., является так называемое костище.

Костище – это археологический памятник, при раскопке которого находят большие скопления костей домашних и диких животных. Иногда кости бывают обожженными, иногда сырыми.

Накопились эти кости в результате жертвоприношений.

Все подобные костища были святилищами, где древние жители Прикамья осуществляли различные магические действия, поклоняясь своим языческим богам.

Здесь находят очень много предметов звериного стиля –бляшек в виде фигурок пчел, змей, волков, собак и других зверей и птиц. Находят орудия труда, предметы вооружения, глиняную посуду, различные украшения. Такие святилища были у каждого рода.

 Гляденовское костище было самое большое. Археологи нашли здесь несколько десятков тысяч находок. Гляденовское святилище было главным святилищем камских народов.

А жили здесь в те далекие времена остяки и вогулы.

 

Спуск под гору.

Вторая цель нашей поездки, и главная: побывать на святом месте, где давным-давно преподобный Трифон провел 2 года, поклониться этому месту, помолиться святому пустыннику, святому нашей Пермской земли, узнать побольше из его

Жития.

 

На поляне Трифона Вятского:

А) Что сейчас

 

  Пещера

  Часовня.

   Святой источник

   Купель

   Зона отдыха

Б) Во времена Преподобного Трифона

 

 На этом месте было остяцкое мольбище: остяки приносили здесь жертвы своим идолам.

В) 2 года жизни святого на берегу реки Мулянки.

На новом месте преподобный начал подвизаться с новой силой: он беспрес­танно молился, питался травой, называемой сарана, сам копал землю и сажал овощи для пропитания себе.

 Он усердно просил Господа, чтобы Он осенил его благодатью, отверз ему очи сердечные к разумению Писания. И Господь услышал молитву святого. С того времени прп. Трифон стал читать Божественные книги, разуметь их и по ним молиться.

Между тем жившие поблизости остяки узнали, что недалеко поселился от­шель­ник. Их старейшина Зевендук собрал до 70 человек остяков; все воору­жились и пришли к преподобному. В это время он копал землю, в одной руке держал лопату, в другой железную клюку. Когда остяки увидели подвижника, то им показалось, что в руках его меч и железная палица. Зевендук спросил преподобного: «Кто ты, как твое имя, зачем пришел и поселился здесь? Что де­лаешь ты? Часто я видел, как с сего места к небу восходит огненный столб, а иногда дым или пар».

«Имя мое Трифон, — отвечал преподобный, — я раб Господа моего Иисуса Христа». «Но кто же твой Бог?» — спросил остяк. Тогда преподобный передал им всю историю Божественного домостроительства и заключил, что кумиры, которым они поклоняются — не боги, а таинственные явления, которые случаются при них, — вражье наваждение. Внимательно слушали остяки проповедь отшельника. После того они пошли к своему князю Амбалу и сказали ему о преподобном и его учении. «Никогда, — говорили они, — не слышали ни мы, ни отцы наши такого учения». Амбал расспрашивал их о преподобном и сказал, что и он также хочет увидеть святого мужа.

Около того места, где поселился преподобный, росла огромная ель. К ней собирались для жертвоприношений остяки с рек Печеры, Сильвы, Обвы, Тулвы, приезжал остяцкий князь Амбал, вогульский Бебяк со своими соплеменниками вогулами.

При этом дереве происходили дивные, устрашающие явления. Если кто из христиан, не твердый верою, смеялся под деревом, ломал его ветвь или брал что-нибудь из приношений, с теми случались несчастья, даже смерть.

В то время посетил прп. Трифона купец Федор Сухоятин, который вел торговые дела с остяками. Он дал преподобному топор из хорошего железа. При этом купец рассказывал, как один христианин из города Чердыни, посмеяв­шись над почитаемым деревом, внезапно заболел и помер. Услышав об этом, прп. Трифон решился на подвиг — истребить языческое мольбище. Молитвою и постом он готовил себя к подвигу четыре недели. Затем, взяв святую икону, пошел к тому месту, где стояла ель. Это было огромное и необычайно широкое дерево, в обхвате две с половиной сажени; ветви ее имели четыре сажени длины и даже более. Помолившись перед образом, преподобный возложил его на себя и с молитвой начал рубить топором дерево. При Божией помощи он ско­ро срубил его. На если висело много предметов, которые язычники приносили в жертву своим богам, — золото, серебро, шелк, полотенца и шкуры зверей. Святой сжег все приношения вместе с деревом.

Когда услыхал об этом остяцкий князь Амбал, он со множеством остяков пришел к преподобному. Увидев, что их священное дерево повержено на землю и сожжено, остяки дивились, как мог сделать это святой без всякого вреда для себя. Амбал без укоризны и поношения тихо сказал святому: «Дивлюсь я, старче, как это мог ты сделать. Отцы наши и мы почитали это дерево как бога; никто не мог даже подумать о том, чтобы сокрушить его. Даже люди вашей веры и те не смели его касаться. Или ты сильнее богов наших?» Пре­подобный ответил: «Бог, Которого я проповедовал вам, Тот помог мне в этом удивительном для вас деле, помог для вашего спасения». Остяки громко восклик­нули: «Велик Бог христианский!»

Но жалея о своем мольбище, они отправились в городок на реке Сылве и жаловались приказчику Иоанну на преподобного — рассказывали ему, как подвижник срубил и сжег священное дерево, и спрашивали: «Он проповедует нам Христа Бога и велит креститься, мы же не знаем, что сделать с этим че­ло­веком?»

В городке тогда случился другой приказчик Строгановых Третьяк Моисеев, который знал преподобного. Слыша слова остяков, Третьяк сказал им: «Я знаю этого человека, о котором вы говорите. Он муж святой. Исполните все, что он го­во­рил вам: учение его ведет к бессмертной жизни».

Остяки не знали, как им быть, как отомстить святому за истребление свя­щенного дерева. Видя, что они замышляют злое, Иоанн и Третьяк сказали им: «Зачем вы гневаетесь на него? И мы его отыскиваем, чтобы принять бла­­гословение. Укажите нам, где он поселился».

Между тем вскоре разнесся слух, что черемисы идут войной на Пермь, грабят суда по реке Каме, убивают торговых и других людей и собираются идти на остяков.

Тогда остяки решили убить преподобного, потому что боялись, как бы он, захваченный черемисами, не указал им остяцкие жилища. В то время у на­чальника остяков Зевендука находилось несколько русских людей, бежавших из плена от черемис; когда остяки с Зевендуком пошли убивать святого, эти русские люди последовали за ними. Придя на то место, где обитал преподобный, остяки долго искали, но не могли найти его келлии, ибо по воле Божией она осталась для них невидима. Святой же в то время стоял на молитве в своей келлии. Много дивились этому сами остяки, которым не пришлось исполнить своего умысла. С того времени они начали почитать блаженного Трифона и об­ра­щаться в христианство. Скоро крестилась дочь остяцкого князя Амбала и дочь вогульского князя Бебяка, а с ними и многие другие обратились в Хрис­тову веру. Крещеные остяки приносили святому воск, мед и все потребное. Чтобы не огорчать их, святой принимал приношения и молился за новообра­щенных христиан.

Но не долго прп. Трифону пришлось жить с остяками. Скоро он оставил уеди­нение и снова поселился в Пыскорском монастыре. Случилось это так. Бра­тия стали жалеть удалившегося от них подвижника.   Доходили слухи о его подвигах и чудесах в пустыне. В то время на монастырских соляных промыслах иссяк соляной раствор. Работы знающих людей не помогли. Тогда настоятель и братия решили обратиться к преподобному с просьбой вернуться в обитель. Было для того и другое побуждение. При преподобном монастырь посещали многие, прося его молитв или исцеления от болезни, теперь монастырь беднел. Строитель и братия обратились к Третьяку, упомянутому приказчику Строга­новых, чтобы он уговорил преподобного возвратиться в обитель. Третьяк от­правил за преподобным своих людей рекою Камою. Они уговорили подвижника вернуться в обитель и привезли его на струге.  

А) А сейчас

 

На месте, где росла священная для язычников ель, до сих пор бьет Трифонов родник. Вода его целебна. И зимой и летом купаются в этом источнике люди, потому что даже во время сильных уральских морозов он не замерзает.

Эта вода течет тут сотни лет, и будет течь денно и нощно, так же как при пустыннике Трифоне. Кажется, что это струится сама вечность.

В этой пещере преподобный Трифон жил два года, совершая свой подвижнический подвиг.

Когда-то рядом с источником была часовня, снесенная после революции, затем вновь восстановленная, а теперь перестроенная с большой любовью молодыми рабочими «Лукойла».

 

Г) Здесь удивительное место.

Посмотрите, какая красота вокруг! 2 речки, крутая гора, лес первозданный. Летом здесь красивейший луг, утопающий в цветах. Пение птиц. Сердце радуется. Душа отдыхает. Точно также красиво и радостно было здесь во времена жизни преподобного Трифона. И он, так же, как и мы с вами любовался этой красотой и восклицал радостно: «Лепота!», и благодарил Бога, и молился Ему.

 

Д) Как же все это появилось на нашей земле? Давайте подумаем.

 

Да, все это Создание Божие, Его Творение.

И должны мы бережно относиться к нашей природе, к каждой былинке-травинке, как к чуду Божию. Не срывать без надобности, не топтать. Никогда не мусорить в лесу. Убирать за собой, когда уходите. Это очень важно – бережно относиться к окружающему нас миру, потому что это Мир Божий.

 

      

Е) Сейчас здесь все устроено удивительным образом. Чтобы можно было помолиться перед иконой преподобного Трифона, испить святой воды, искупаться в купели, удобно подойти к пещере. Пообедать за столом под навесом, посидеть у костра.

 

А преподобный Трифон жил в темной, глухой пещере, молился под открытым небом. По ночам где-то рядом выли волки, и было страшно, до крови искусывали комары, а днем оводы, и было очень больно. Было голодно. Зимой страшные морозы, и пещера согревала мало. И воинствующие остяки часто угрожали убить преподобного.

 

А он выжил в таких условиях. Убедил язычников остяков и вогулов креститься в веру христианскую и почитать Иисуса Христа. Думается, что не только его проповеди способствовали этому, но и личный пример всей его жизни.

 

Ж). Как, по вашему, какими качествами обладал преподобный? Каким он был?

 (Да. Прежде всего это огромная любовь к Богу помогала ему во всем. Смелость. Выносливость. Выдержка. Любовь к ближнему, и даже к врагам своим. Терпение. Смирение. Кротость).

 

8. Подъем на гору и обратный путь.

 

9. Домашнее задание.

 

 

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!