Философский энциклопедический словарь – религия



Фамилия и имя _____________________________________________________ Группа __________ Тема. Практическое занятие № 1 «Основные проблемы философии» Цель: раскрыть основные проблемы философии  

Краткие теоретические сведения

Основные проблемы философии:

Проблема № 1: Проблема БЫТИЯ (существования )Что такое бытие? Какова сущность мира? (наука о бытии – Онтология)

1.1) Проблема БЫТИЯ имеет два аспекта (Аспект - 1. Точка зрения, с которой рассматриваются какие-л. предметы, явления, понятия и т.п. 2. Определенная сторона какого-л. явления, понятия и т.п.):

а) что существует;

б) как доказать существования того или иного элемента бытия.

В настоящее время в философии сложилось представления, о том, что бытие есть система 3-х реальностей:

I. Объективная реальность - используется для характеристики объектов и явлений, существующих независимо от сознания человека.

II. Субъективная реальность - используется для характеристики явлений, связанных с человеческой психикой (это мир духовных явлений).

III. Объективно-субъективная реальность - с помощью этого понятия характеризуются объекты, которые с одной стороны является объективной реальности, а с другой стороны субъективной. Общество с одной сторон представлено материальными отношениями, а с другой стороны общество является носителем определенных идей.

1.2.) Проблема первоначала, первоосновы.

На протяжении столетий мыслители пытались найти, то, из чего возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь.

Так Древнегреческие философы (первые философы) понимали под первоначалом нечто конкретное:

· Фалес - вода;

· Анаксимен - воздух;

· Гераклит - огонь;

· Эмпедокл - вода, воздух, огонь, земля.

· Кроме материального первоначала философы допускали духовное начало. Платон - идеи (нечто духовное), по Платону мир идей творит, создает мир вещей.

1.3.) Фундаментальные свойства бытия. К таковым относятся материя (вещество, поле), пространство, время, движение.

Проблема № 2: Вопросы о познании мира (Познаваем ли мир? Можно ли познать мир?), об источниках наших знаний, вопрос об истине. (Теория познания - Гносеология).

Проблема № 3: Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Загадочных потому, что сознание – это особое состояние, свойственное только человеку. Оно мгновенно связывает то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.

В сознании человеку одновременно доступен и мир, и он сам.

Именно сознанием объясняется способность человека к духовной жизни, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей, духовные ценности (истина, добро, красота), мораль, мировоззрение.

Проблема № 4: Проблема, связанная с фактом неизбежности смерти человека.

Неизбежность смерти - своей и своих близких, всех, кого так любишь и жалеешь, тяжелым камнем ложится на сердце человека. Человеческий разум, человеческая воля не могут с этим смириться. Где-то глубоко в душе каждого человека обретается чувство личного бессмертия, на уровне подсознания каждый человек верит, что его минет "чаша сия".

Философия – это то, что отличает человека от животного. Животные не философствуют. Как и человек, они смертны, их представление о мире тоже несовершенно, но они не сознают этого. Они не сознают своего существования и своей конечности. Способность сознавать своё существование, свою конечность и своё несовершенство – основа и источник философии. Сознание конечности своего существования – это и знание о своей смертности. Сознание неизбежности смерти побуждает задуматься о “смысле” жизни, о важном и существенном в ней, о том, что будет “после смерти” или “после жизни”.

Философия – это стремление человека, как разумного, мыслящего существа, преодолеть свою конечность, свою ограниченность и смертность, своё несовершенство, и постичь абсолютное, “божественное”, совершенное, вечное и бесконечное.

 

Философский словарь – значение слова Мифология.

(от грсч. mythos предание, сказание, рассказ) -1) совокупность мифов, т. е. созданных народной фантазией сказаний, в к-рых в олицетворенной наглядно-образной бсссознательно-художеств. форме отражаются явления природы и обществ, жизни. На ранних стадиях человек, истории в М. причудливо соединялись элементы реалистич. знаний о действительности, художеств, образы, нравств. предписания и нормы, ре-лиг. представления. Наиболее распространенными являлись рассказы о возникновении и эволюции мира, солнца, луны, звезд и пр., о происхождении животных, появлении человека и т. д. В качестве обязат. элемента миф сохраняется в религии. Мир. религии при своем формировании заимствовали ряд сюжетов др. мифов, в то же время создав новые. Христианство, напр., использовало др. мифы об умирающем и воскресающем боге, искупит, жертве и т. д., разработав одновременно и «оригинальные»: о сошествии «св. духа» на апостолов и др. С развитием человеч. общества М. утрачивает значение универс. средства духовного освоения действительности. Познание закономерностей объективного мира, рост господства человека над внешними силами подрывают ту основу, на к-рой вырастает М. «Всякая мифология, - писал К. Маркс, - преодолевает, подчиняет и преобразовывает силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы» (т. 46, ч. I, с. 47); 2) наука, раскрывающая сущность мифа и описывающая многообразие мифических феноменов.

 

Философский энциклопедический словарь – религия

 

Религия (от лат. relegio благочестие, набожность, святыня) мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. Особенности различных религий должны быть выведены из специфических душевных и народно-психологических особенностей исповедующих религию людей; эти особенности наиболее ярко могут обнаруживаться в различных представлениях о божестве, которые они себе составляют. Согласно Канту, религия является познанием наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций, т.е. не в виде произвольных, случайных для самих себя предписаний некой чужой воли, а как существенные законы любой свободной воли, которые, однако, должны рассматриваться как заповеди высшего существа. Шлейермахер основывает религию только на чувстве: "Ощущать, что все тождественно в чувстве Движущего нас в его высшем единстве, опосредовать этим все индивидуальное и особенное, а следовательно, представить нашу жизнь как бытие и жизнь в Боге и через Бога это и есть религия". Для Гегеля религия является самосознанием абсолютного духа или знанием божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом. Гёте сказал: "Кто овладевает наукой и искусством, имеет также и религию; кто не овладел ни тем, ни другим, также имеет религию". "Если человек мог и должен был оставаться только человеком как тогда могли появиться боги и творцы этих богов?" (Шиллер). Различают следующие ступени развития религии (однако они не обязательно соответствуют историческому развитию): 1) естественная религия, которая находит своих богов в природных силах; 2) религия закона, требующая повиновения божественным заповедям; она исходит из современного представления о всемогущем "Боге-господине"; она может подняться от генотеизма (см. Бог) к монотеизму, а также и к "религии как простой морали" без Бога; 3) религия искупления, которая возникает из чувства "греховности", не исчезающего даже при великих нравственных стремлениях. Она связана с верой в милосердную любовь и милость оскорбленного Бога, освобождающие от греха (христианство), или (без Бога) она возникает из убеждения в "скорбности" всего бытия и стремления освободиться от этой "скорбности" благодаря отрешению души от скорбного бытия (джайнизм, буддизм)

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 342; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!