А. С. Пушкин «Станционный смотритель»



Проблемы неблагодарности детей и безграничной родительской любви отражены в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Пример дочери, забывшей о своём отце, доказывает, что зачастую дети начинают понимать, что значат для них родители,

только тогда, когда родных людей уже невозможно вернуть.

Главный герой повести Самсон Вырин пережил побег дочери, её равнодушие. Его существование потеряло всякий смысл, он спился и умер. Лишь через три года автор узнаёт, что на могилу смотрителя приезжала барыня с барчатами, она долго горько плакала и молилась. Значит, всё же проснулись в ней совесть и дочерняя любовь.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Детство Гринёва походит на жизнь других бар- чат-недорослей. Шалости Петруши в 17 лет вынуждают отца отправить его на службу, полагая, что это образумит сына. Послужит, потянет лямку, нюхнёт пороху, станет солдатом. Спорить было не принято, воля отца — закон. В Гринёве изначально его отец закладывает нравственную основу: «Береги честь смолоду».

Гринёв чётко уяснил, что за проигрыш следует платить, он возвращает деньги Зурину. При взятии Белогорской крепости, когда, не присягнув злодею, ждал расправы, он рисковал жизнью и честью, что для него было важнее.

Когда надо было отвечать за клевету Швабрина, Гринёв не стал оправдываться именем Маши. Герой мужает, постепенно взрослеет, соблюдает присягу и наказы отца.

Испытания, которые Пётр преодолел, превращают его в настоящего мужчину. Конфликт отца и сына в финале заканчивается благополучно, родители благословляют его на свадьбу с Машей.

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Не обошёл стороной проблему отцов и детей и русский писатель А. С. Грибоедов в своём произведении «Горе от ума». В комедии прослеживаются взаимоотношения Фамусова с дочерью Софьей.

Софья привыкла ко лжи и обману, так как росла в атмосфере фальши, она скрывает свои отношения с Молчалиным и поступает наперекор воле отца. Молчал ин же делает всё так, как велел ему его отец — угождает «всем людям без изъятья».

Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него — деньги. Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно.

 

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Вариант 1

В романе русского писателя И. С. Тургенева «Отцы и дети» проблема конфликта поколений раскрыта через образы Базарова, его родителей и членов семьи Кирсановых.

Главный герой испытывает противоречивые чувства по отношению к своим родителям: с одной стороны, он признаётся, что искренне любит их, с другой — презирает патриархальную, «глупую жизнь отцов».

От родителей отдаляют Базарова его убеждения. И если у молодого Аркадия Кирсанова наносное презрение к старшему поколению вызвано желанием подражать другу, то у Базарова это презрение обусловлено идеей, его жизненной позицией. При всём этом читатель видит, что родителям Евгения их сын по-настоящему дорог.

Старики Базаровы очень любят своего сына, и эта любовь смягчает отсутствие взаимопонимания в их отношениях с Евгением. Родительская любовь сильнее всех остальных чувств, она живёт даже тогда,когда главный герой умирает.

Смерть Базарова, умершего от пустяковой царапины, символична: оторванный от своих истоков, от родной почвы, презрительно относящийся к старикам, отрицающий нравственные устои, Базаров оказался слаб, он не выдержал испытаний жизни, его сила оказалась надутым пузырём, лопнувшим от маленькой иголки.

Драматический финал показал несостоятельность и безжизненность таких представителей новых идей и тенденций, как Базаров.

 

Вариант 2

Центральным образом романа замечательного русского писателя И. С. Тургенева «Отцы и дети» является Евгений Базаров. Проблема конфликта поколений, отсутствие взаимопонимания в их отношениях представлена именно через этот образ. Базаров — мужественный и волевой человек. «Базаров умён и знающ», любознателен, увлечён медициной и естественными науками, усердно работает и сам воспитал себя. Он не любит поэзию, живопись, музыку из-за того, что считает их бесполезными. Всем своим видом Базаров показывает безразличие к окружающим его людям. Ему неважно, что о нём будут говорить аристократы. Базаров подавляет свой внутренний мир, желая принести больше пользы своей работой. Ему суждено было умереть, и он умирает достойно.

Он нигилист и без эмоций отрицает значимость общепринятых ценностей как нравственных, так и культурных, презирает патриархальную, «глупую жизнь отцов». Родители же Базарова беззаветно любят своего сына. Для них на свете нет ничего дороже его. Василий Иванович и Арина Власьевна с трепетом и благоговением относятся к нему, даже пытаются

постичь его нигилистические взгляды, но Базаров отвечает на их заботу холодностью, просит их сдерживать свои чувства. Однако Евгений всё же испытывал чувства по отношению к ним, просто не хотел их выставлять напоказ. Ведь это о них Базаров сказал: «таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать».

 

Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

Герой поэмы Чичиков хотел доказать отцу, что превзошёл его ожидания и воплотил в себе его лучшие качества и стремления. Через всю жизнь пронёс наказ «копить копейку». Пагубное отцовское влияние отца и бедность сделали героя тем, кем он предстал перед нами. Он ещё в детстве понял, что бедность — не порок, важно уметь услужить в нужную минуту, втереться в доверие. Это и есть те самые отмычки, которые обязательно откроют двери к богатству. Если нужно, то можно продать всё. Товарищ назвал Чичикова христопродавцем не случайно.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!