Главный деятель – раввин Маймодин.



Но главнейшем деятелем на поприще еврейской талмудистской литературы является – Маймодин, еврейский учёный и мыслитель, философ, медик и теолог. Маймодин «великий мудрец», слава запада, свет востока и второй после «Моисея, как его называли современники, родился в Кордове, в 1135 году. Отец его пользовался уважением между евреями и обладал значительными капиталами, что дало возможность молодому Маймодину предаться исключительно занятию науками. Он ревностно изучил еврейскую, арабскую, греческую и латинскую литературу, занимался философией, теологией и медициной. Но, при всех своих учёных занятиях, Маймодин преимущественно отдавался присущему своей нации делу – торговле драгоценными камнями.

Маймодин комментировал 3 части гемары, но эти комментарии исчезли. До нас дошли «мишна», тора». Маймодин пришёл к заключению, что в этом море законов трудно разобраться, он предпринял поистине гигантскую работу-подвести итог более чем тысячелетней деятельности учёных. Он составил кодекс законов, в котором всё было выведено на основании Талмуда, или вернее, в котором были изложены добытые учёными, до него жившими, результаты религиозного законодательства.

Несмотря на значения Маймодина-как человека, учёного и знатока талмуда, необходимо сказать, что в одном отношении он нанёс громадный вред своим кодексом, и именно потому, что смотрел на работу своих предшественников, так как учёные третьего века смотрели на мишну.

Более набожные люди время от времени вводили новые ограничения личной свободы в поступках, и тем всё более и более увеличивали зависимость еврея от талмудистского законодательства. В поощрениях в этом духе раввины почти всегда были солидарны, и если сравнить религиозный кодекс евреев нынешнего столетия с таковым, допустим, двенадцатого века, то увидим, что число законов с того времени значительно возросло; а сравните законы тогдашнего времени с таковыми шестого века, то опять увидите большую разницу; ещё шесть веков назад и разница станет уже очень значительной. Чтобы там не говорили, но несомненно, что в отношении религиозном евреям времени второго храма жилось привольнее, чем теперь. В том именно смысле, что целая масса законов, соблюдение которых для евреев ныне обязательны, было неизвестно.

Несмотря на всю свою учёность, Маймодин изумляет нас тратою своего таланта и времени на объяснение мелочной практики, наполняющей целую часть «мишны».

Должная дань удивления уму, талантам и познаниям Маймодина вызывает ещё большее удивление, когда этот православный мыслитель, в своих сочинениях, подтверждает необходимость ненависти евреев к исповедникам другой религии. Он не только позволяет обманывать, но доходить до убеждения в необходимости истреблять злодеев эпикурейцев и еретиков под ненавистным предлогом, - общим всем гонителям, - отвратить опасность, грозящую истинной религии. Конечно, дурная сторона этих правил относится более к талмуду; но это не может быть достаточною причиной для оправдания Маймодина, обладавшего высоким умом, в проповедовании таких правил.

 

Кабала и значение Талмуда.

Талмуд весь пропитан кабалой, особенно его вспомогательная часть, носящая название агады; последователи талмуда все места, непонятные для них, относятся к высшей, не всегда и не каждому доступной, кабалистической мудрости. Главное значение кабаллистики для талмуда-в той части её, где она пособляет выводить из закона определения для индивидуальной жизни; кабалистика неизвестна большинству; она была даже окончательно забыта и вновь появилась только в средние века, около 13 столетия.

Традиционное устное учение евреев – таинственное, которое передавалось из поколения в поколение, - признано многими наукою весьма древнюю, называемую «кабалою». Сами кабалисты приписывают эту науку патриарху Аврааму, и даже первому человеку Адаму, посвященному в её таинства ангелом Разиэлем (ангелом тайн). Иные указывают на гораздо позднейшее происхождение кабалы, относя её к эпохи Вавилонского пленения; другие по видимому, приписывают её возникновение влиянию еврейских Александрийских школ, где учение Пифагора и Платона, слившись со многими философскими доктринами, образовали так называемую восточную философию.

С помощью кабалы пытаются истолковать святое писание, все важнейшие вопросы метафизики, захватывая в свой круг разъяснения всех проблем догматической теологии, трансцендентальной космогонии, учение о душе, этику-составляющую предмет столь горячих споров в догматических системах 18 столетия.

По мнению кабалистов, святое писание, как небесное откровение, естественно должно обладать и небесными свойствами и, следовательно, способностью разгадать те высшие вопросы, разрешения которых лежит вне границ методически мыслящего разума. Благодаря такому взгляду, изобретается новый способ, с помощью которого каждому слову, каждой букве в «святом» писании придаётся высший, таинственный смысл. Занятие «тайным учением» дозволяется только избранным.

Талмуд, относящийся с благоговением к современной кабале, запрещает открывать профанам даже заглавие её статей, допуская чтение их только для лиц учёных и известных своею скромностью. В мишне находится такой же запрет в следующих выражениях: «История творения не должна быть объяснена двум человекам вместе; история о небесной колеснице (меркаба)-даже ни одному; но мудрому и умеющему самому понимать – можно открыть заглавие статей.»

Кабалисты разделяют свою науку на две главные части: на кабалу теоретическую, или спекулятивную, и на практическую. Последняя содержит мнимую тайную науку, дающую наставления, при каких условиях можно заставлять высшие силы действовать на земной мир, - или, сказать просто, творить чудеса. Произнося известные слова из св. писания, заключающие намёки на какие-то духовные существа, или надписывая имена Бога и ангелов на амулетах, можно себе подчинить упомянутые духовные силы, изгонять демонов, вылечивать больных, тушить пожары, - словом, производить всякие чудеса. Это произведение больных умов, являющее собою печальный пример человеческих заблуждений, почерпнуто в суевериях Востока в продолжение и после Вавилонского пленения. Следы сего мы находим в некоторых апокрифических книгах и разных богословских сочинениях.

Что касается спекулятивной части кабалы, - она замечательна тем, что в начале 16 до половины 17 веков занимала умы самых серьезных учёных христианского мира, и ей удалось завоевать себе место в философии, филологических исследованиях, во всеобщей истории философии рациональной теологии; она имела также влияние на естественные науки и медицину. До конца 12 века «тайная наука» была известна у евреев только по имени; древняя мистическая книга как «шиур кома» (изменения Божьего величия), книга «Энох Метатрон», книга «творения» (сефэръ иецира) и проч., считались непонятными, всякая попытка объяснить их смысл была осмеиваема, и никто не брался за такое дело. Первое появление кабалы – совпадает по времени с ожесточённою полемикою против философского направления Маймодина в религиозных вопросах. Первый, решившийся открыть «тайну учения», по мнению кабалистов, был Исаак Слепец, главнейший противник Маймодина. От кабалистического учения рабби Исаака Слепца (процветавшего от 1190-1210 гг.) до нас дошли только некоторые отрывки, доказывающие, что он усиленно занимался книгою «творения», объясняя и истолковывая её непонятный смысл.

Кабалистическая книга «зогар», вдохновенная, мистического воодушевления, явилась несчастьем для евреев, как погубившая сотни тысяч душ, опьянённые её обманчивой фантазией, они бросались в ослеплении на явную смерть и гибли, как мухи в отраве.

Книга «зогар», сочинённая в 13 столетии, первая появилась тогда в печати и начала распространяться неимоверно быстро, проливая ослепляющие лучи над каждым еврейским гетто. Евреям казалось, что в ней открыты были все тайны, относящиеся к временам пришествия миссии. В ней евреи фантазёры ясно увидели: пророка Илью, ангелов, духов, праведные души, - и наконец весь небесный собор, не исключая и десяти спиритических естества. Тут кабалисты познали все движения стихий и причину этих движений, ровно как и таинственные слова, возбуждающие эти движения.

Евреи – кабалисты книгу «зогар» считают, как бы первою святынею: написанное в ней принимают откровением свыше всех тайн познания. Такое откровение, как полагают они, снизошло в первом столетии нашего тысячелетия, в Палестине, святому отшельнику Симону-бенъ-Иохаю, который и изложил «зогар» письменно. В действительности, однако, книга эта была сочинена не в первом, а в 13 столетии, одним испанцем де-Леоном. С какой целью автор написал её, была ли она плодом его фантастических представлений, в которые он веровал, или же она просто написана мистификации ради, - всё это остаётся не вполне известным; некоторые историки, однако, прямо называют де-Леона мистификатором и обманщиком. Учение кабалистов много кружило головы книжника-евреям; оно опасно для каждого еврея незнакомого с европейской философией.

Кабалистика тесно связана с талмудом. Самые первейшие талмудистские мудрецы были вместе с тем и кабалистами, - и сама наука эта могла являться и быть доступной одним высшим талмудистам.

Еврейские учителя превозносят талмуд что ни есть высокими похвалами, но действительное достоинство его далеко не соответствует этим превозношениям, расточаемым раввинами. Талмуд составлен из невежественных народных преданий и толкований еврейских фанатиков и учителей, с целью объяснения и пополнения библейского учения; но эти предания и толкования как раз противоположны чистоте библейского учения; они искажают его, придавая ему языческий характер. Талмуд переполнен языческими легендами, баснями, сказками, апологами, из которых одни ничтожны, мелочны, пусты, не стоят на одинаковом уровне с важностью практикуемых предметов, а другие даже неприличны, соблазнительны и богохульны.

Талмудистское учение носит на себе печать самой крайней ограниченности, не способной возвысить его до религиозного созерцания; характер его местами бывает совершенно языческий, противоречащий тем понятиям, какие раскрываются в писаниях Моисея и пророков. Ограниченность воззрений составителей талмуда очевидна уже потому, что в него включены места, которые набрасывают невыгодную тень на стремления раввинов древнего времени, с преднамеренной целью скрыть под этой внешней грубой оболочкой более духовные стороны еврейского учения. Не имея силы объяснить настоящее их значение, эти раввины ждут разъяснения их с пришествием Илии, а большинство евреев верит и здесь букве сказаний, потому что правоверный еврей не смеет даже усомниться, чтобы мудрые его учителя могли говорить что-нибудь, противоречащее смыслу и истине. Знакомясь по талмуду с учением книжников, нельзя удивляться его узкости, догматичности и материальности взгляда. Оно холодно по изложению, пусто по содержанию, изветшало и заключает в себе беспрестанное повторение одного и того же. В нём нет ни свежести, ни силы, ни огня; оно рабствует перед властями, противится всякой независимости; в нём чувствуется в одно и тоже время учёность и малоумие, заносчивость и низость. В этом учении каждый заметит путаницу регламентирующих мелочей и целый лабиринт систем. Оно постоянно вращается около священников и фарисеев, в храме, в синагоге, в школе в синедрионе и необычайно хлопочет о самых ничтожных мелочах.

Один просвещённый европейским светом здравомыслящий еврей восклицает: «Слушай, Израиль, я тебе говорю – неужели ты не устал от ненависти, которую питают к тебе народы? Неужели не надоело тебе твоё мракобесие и буквоедство? Неужели ты не видишь, что если бы ты был, действительно избранным народом Божьим, а не скопищем фарисеев, то не был бы так глуп, и в то же время, высокомерен, так беден производительностью, жалок, ничтожен и презираем, так труслив и так, наконец, плутоват и изворотлив. Ты, избивавший пророков своих в древности, горе тебе, если ты прольёшь и мою капельку крови за то, что я правду устами, запекающимися от жажды истины и добра! Я хочу твоего обновления и спасения! Пробудись же, Израиль!

 

Важность «гемары» и «мишны».

Выше всего талмудисты ставят гемару и мишну. Неравное значение различных частей законодательства выражается в следующем сравнении: микра (библия) сравнивается с водой, мишна – с простым вином, т.е. водкой, а гемара – с ароматическим вином. Поэтому, кто противится раввину, тот прекословит, по определению талмуда, самому Богу; кто противится слову книжника, тот достоин смерти, потому что слова книжников имеют гораздо большее значение, чем слова самого Моисеева закона.

В талмуде говориться например такое: «Кто мало ценит слова раввинов, тот повинен смерти»; кто от постановлений и учения раввинов переходит к библии, тот более не имеет счастья». В другом месте толкуется, что «слова писателей талмудистских приятнее слов библии»; «кто держит в руках только библию и мишну, а не талмуд, тот недостоин того, чтобы с ним водить знакомство». А знаменитый Раши (1105 г. н.э) говорит вместе с талмудом: «Сын мой, обращай внимание более на слова талмуда, чем на слова библии».

В книге одного раввина, умершего в 1500 году после Р.Х. находим подтверждение, - что «читающие библию без мишны и гемары не веруют ни в какого Бога». Маймодин говорит: «Страх перед раввином, есть страх перед Богом». Талмуд повествует, что «умершие раввины, всегда находясь на небе, поучают других, живых раввинов».

Каждый еврей считает своей священной обязанностью обучать своих детей талмуду, дабы они прониклись до глубины души сознанием высокого своего достоинства, чтобы имели в руках оружие против врагов своей веры.

В заключении нельзя оставить без внимания того замечательного обстоятельства, что талмуд, помимо всех других делений, разделяется еще на официальный и неофициальный, то есть: на издаваемый на показ гражданским властям и на издаваемый для собственного употребления евреям. В первом случае (показной), талмуд является совершенно приличным, не только не поражая читателя фанатизмом своих воззрений, но даже щеголяя высокой нравственностью и чистотой своих гуманных правил; во втором (для собственного употребления евреям) – проповедуется непримиримая злоба и ненависть к гоям, даже запрещает вытаскивать гоя из ям, в которую бы он случайно не упал. Последнего рода талмуд, единственно почитаемый и канонизируемый еврейскими учителями, в каждой своей строчке дышит самым закоренелым фанатизмом, самою закоснелой враждой к христианам, в каждом своём правиле являет полную безнравственность талмудистских учений.

 

Талмуд на русском языке.

Евреи издают книгу состоящий из 3 томов под названием: «Мировоззрение талмудистов.» изданной на русском языке, из которых первый трактует человеке и его обязанностях к Богу, второй-об его обязанностях к ближнему, третий-об обязанностях его в общественной и гражданской жизни. Это сборник, над составлением которого потрудился ареопаг учёных представителей и сотрудников братства «Хабура-марбе-гегаскала» (Братство для распространения просвещения между евреями в России). Цель этого жидовского общества, как бы не была она хитро скрыта. Всё-таки и по первому взгляду ясно видна каждому. Во-первых, сборник издан на русском языке: этим делается вид, что «Общество» желает заменить еврейский язык на русский, даже при религиозном чтении, и этим как бы содействовать обрусению евреев. С первого взгляда это, конечно, не может возбудить сочувствия в русском обществе к просветителям наших сынов Израиля; но дело только по виду кажется таким, в сущности же совсем не таково. Между тем, предисловие сборника обращается не к еврейской публике, а к каким-то другим лицам, которым сборник может попасть в руки. Введение русского языка требует объяснения причин, почему еврейские реформаторы решились переменить язык; требует доказать пользу этой перемены, отсутствие в ней противоречий с духом еврейства и пр.; но в предисловии нет и речи о всём этом. Ясно, что еврейская публика здесь игнорируется; ей только по заглавию предназначается этот сборник. Даже название сборника указывает на то, что он преподносится русской публике, которая незнакома с этим мировоззрением и для которой сборник может быть интересен и может привлечь её к себе. Мало того, сборник не может даже заменить собою чтения еврейских книг, потому что представляет собою набор несвязных между собою нравственных и гуманных ценностей, клочками вырванных из разных мест еврейской обширной литературы. Умысел у составителей был иной, учёные и прогрессивные талмудисты набором гуманных фраз старались лишь замазать вовсе негуманные предписания своего талмуда в глазах русского читателя. Эти-то современные талмудисты своим сборником отвлекают лишь внимание христиан от изуверства и воровских надувательств, практикуемых как просвещённым, так и не невежественных жидовством против христиан. Не просветить евреев имеет ввиду сборник, а только пустить пыль в глаза христианам, чтобы через это евреи не представлялись столь отвратительными, как они кажутся и каковы они и есть в действительности. В сборнике каждому ясно видны все эти хитрые уловки, подтасовка и подчистка еврейского фанатизма. Приёмы и уловки этих защитников по части сглаживания талмудистских резкостей усматриваются самым очевидным образом. Так, например, в первом приложении к первому тому находится под №18 следующая статья: «Цель учения (Торы) и заповедей-вера, ибо у кого нет веры тому лучше было бы, если бы он совсем не родился! Вера же обитает в сердце, т.е. человек должен верить, что во вселенной есть такое существо, которое печётся о низменном мире, о роде человеческом, о всех людях вообще, о каждом человеке в особенности; должен также верить, что наитие Божие может почивать на человеке, так что он делается пророком и чрез него даётся божественное учение. В учение же этом-всё душевное блаженство человека и его вечное спасение. Им научается он направлять свои действия к добру; через него он узнаёт пути жизни во всех своих направлениях, как в отношении чистоты душевной, так и в отношении непорочности будущей жизни, вечной и истинной». (Р. Бехаи, в своём сочинении «Кадъ-Гакемахъ»).

Выражая одни и те же мысли о вере, строки эти дышат гуманностью, и можно подумать, что между мировоззрением талмудистов и самой Христианской Церковью нет никакой разницы.

Вот что говорят евреи о судебной системы: «Воспрещается (евреям) судиться в нееврейских судах, даже в таких случаях, когда нееврейских закон согласен с еврейским законом, и каждый (еврей), судящийся в суде не-евреев, - злодей, который поднял руку и поносил закон Моисея».

Такова игра в истину, допускаемая беззастенчивыми адвокатами мрачных учений талмудистского еврейства, и нужно признаться, что они действуют по одной системе с талмудистами-издателями, выпускающими два сорта талмудов: один для того, чтобы застилать туманом глаза правительства, администрации и общества; другой же – для собственного употребления к руководству и назиданию своей паствы.

Цель составителей талмуда была та, чтобы отделить еврейство от других народов,-и цель эта достигнута. Единственное, как нам кажется, средство к достижению вышеупомянутой цели-это уничтожение талмуда, но не через сожжение, как то делалось прежде, не через отнятие его у евреев, а с помощью обнаружения всех его нелепостей, злобы, вреда, причиняемых обществу и христианству. Тогда можно будет надеяться, что всё еврейство узрит истинный свет и главную Божественную заповедь-любить ближнего, как самого себя.

Талмудисты учат; «Вся вселенная и её произведения сотворены только для евреев, который, как любимец Бога, обладает высшими небесными богатствами и должен поэтому пренебрегать ничтожными земными благами. Еврейская нация хотя и распространена по всему земному шару, всё-таки считается избранной и не должна сливаться с другими народами. Всякий еврей назначен Богом быть миссионером и учителем других народов, которые рано или поздно признают его великое учение.

Ужасные речи талмуда.

«Вы евреи-люди, а прочие народы-нет».

«У ближнего не отминай ничего, как гласит заповедь; но ближний твой еврей, а не прочие народы света».

«Человеком не признается никто, кроме еврея,-другие должны называться скотами».

«Нам нет нужны повторять эти законы, так как они изложены у нас в главах о ближнем, о ненависти к христианам и об убийствах и истреблении всех не-евреев».

«Не-еврей, делающий зло еврею, делает зло Самому Богу; огонь геенны бессилен даже против нечестивых из иудеев».

«Израильтянин не должен лечить караима ни от какой болезни; если тот упадёт в яму,-не должен его вытаскивать; не должен избавлять его даже из рук убийцы».

И все подобные изречения и изречения считаются нравственно-догматическими, как самый закон! Мало того, приписывая талмуду божественное происхождение, не смея видеть в нём безобразную компиляцию, над которой трудились усердно невежды и фанатики, еврей привыкает считать его важнее даже Моисеева закона, ибо постоянно слышит: что «противоречить своему раввину –то же, что противоречь самому Богу»; что «слова израильских учёных гораздо достойнее внимания, чем слова закона Моисеева». Учители талмуда, заботясь о сохранении в евреях национальности, отделяют их, как избранников, от остального мира; и талмуд действительно убил в них всё человеческое.

 

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 312; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!