Почему все без образования лезут в литературу?»

ОЗАРЕНИЯ КУЗЬМЫ ПЕТРОВА-ВОДКИНА

 Фоторепортаж после арт - экскурса, прошедшего в библиотеке «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти» и посвященного 140-летию со дня рождения русского художника

16 октября 2018-го года в библиотеке «Фолиант» с участием тольяттинского художника Владимира Маркова состоялся арт - экскурс, посвященный  140-летию со дня рождения русского художника Кузьмы Петрова - Водкина (1878-1939).

Но, посмотрев репродукции картин художника, чуть ближе прикоснувшись к его художественному миру, читатели библиотеки, активисты ее литературного клуба «Прикосновение», узнали много нового. Например, о том факте, что Петров - Водкин два года учился иконописи. Только вот почему его иконописное творчество пришлось не ко двору? Имея в преподавателях известных русских живописцев - Валентина Серова, Исаака Левитана, Константина Коровина - Петров - Водкин считал себя везунчиком. Отчего же его друзья думали, что он неудачник?

Что за озарения - наваждения посещали художника? На самом ли деле он обладал даром предвидения?

На встрече в библиотеке читатели не только познакомились с творческим методом Петрова - Водкина под названием «Вселенская иконописность» , но и узнали историю создания знаменитого шедевра «Купание красного коня». Картина далеко не так проста, как это может показаться на первый взгляд.

Когда началась Первая мировая война, Кузьма Петров-Водкин сказал: «Так вот почему я написал «Купание красного коня»!» Полотно, которое задумывалось как бытовое, в процессе приобрело символическое содержание и стало для современников кому-то знаменем, кому-то предвестием катастрофы. Так что же скрывает красный чудо-конь? Что за юноша на нем изображен? И почему картины на злобу дня художник называл «осмысленным романом с советской властью?»

На все эти вопросы были получены исчерпывающие ответы.

Итак.

«Ты прежде Петров, а потом уж Водкин»

 

       Родился будущий художник 24 октября 1878 в Хвалынске Саратовской губернии
в семье сапожника. Отец с детства учил его своему ремеслу. Кузьме же хотелось чего-то необыкновенного, и вот этого-то он никак не мог найти в изделиях Сергея Федоровича Водкина. Отец был далеко не последним мастером в своей профессии и славился на весь родной Хвалынск - небольшой пыльный городок, затерявшийся где-то на пути из Самары в Саратов.
       Особым спросом пользовались его «сапоги с форсом», скрипевшие на всю улицу. Девки млели от восторга. Даже их мамаши благосклонно принимали женихов в обувке от Водкина - несмотря на фамилию, он был уважаемым человеком. Это дед его - Петр, от которого и пошла фамилия, слыл некогда первым городским пьяницей. Сам же Сергей Федорович, к удивлению окружающих, был трезвенником. И даже фамилию решил подправить: стал называть себя Петровым-Водкиным.
       Правда, его сына Кузьму, родившегося 24 октября 1878 года, в метрической книге Крестовоздвиженской церкви Хвалынска все равно записали Водкиным. Но отец не уставал наставлять отпрыска: «Ты прежде Петров, а потом уж Водкин». Так что свои первые рисунки юный Кузьма подписывал «Петров». Ну а уж когда собрался уезжать из родного города, бумаги на Петрова-Водкина выправил.
       С благословения матери, Анны Пантелеевны, Кузьма познакомился с хвалынскими иконописцами. Пару лет у них проучился, да все зря. Не принимали они его работ: «Уж больно твоя Богородица похожа на реальную бабу с ребенком! И глазами зыркает, словно мужика ищет. Сущее непотребство!»
       Отец тоже ругался: «Не хочешь быть сапожником - другим делом займись!» Но какие дела в захолустном Хвалынске? Парни, окончившие с Кузьмой четырехклассное городское училище, пили напропалую. А захмелев, шли поразмяться в кулачном бою. Возвращались в разорванной одежде с кровоподтеками. Вот и все развлечения. Не жизнь - маета и зверство! Но Кузьме повезло...

 

Везунчик или неудачник?


       Ему вообще часто везло. Еще мальцом заплыл на середину Волги и обомлел - вокруг только вода и небо, и нет никакого суетного мира! Вздохнул поглубже и погрузился в эту вечную прохладность воды. Дурачок был, не понимал, что тонет. На его счастье, на берегу оказался лучший пловец Хвалынска - перевозчик Захаров, он и вытащил. Но какое тогда было ощущение вселенского покоя!

Однажды в драке огромный мужик заехал Кузьме кулачищем прямо в лицо. Мальчишка упал на землю и почувствовал нечто странное: вместо боли - восторг. Он увидел, как земля закругляется по краям, ощутил планету как огромный живой шар и себя как часть этого шара. Тогда решил - наваждение. Теперь-то понимает: еще одна удача - озарение. Именно тогда он воочию увидел сферическую перспективу, о которой другие художники только робко толковали. Именно так и надо нарисовать небесный свод на новой картине - огромной круглой линией далекого горизонта. В мастерской он - бог, способный на холсте создать свою Вселенную.

Надо, наконец, написать такое полотно, чтобы все поняли, что он - настоящий художник! Каково это - всю жизнь слышать, что ты неудачник! Приятели, с которыми Кузьма Петров-Водкин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества - Сарьян, Ларионов, Кузнецов, Машков, - уже достигли известности. А он, несмотря на то, что и его картины охотно берут на выставки - все еще «подающий надежды». Это в тридцать четыре года-то!

 

Вечный студент


       Он ведь постоянно только и делает, что учится: два года - в Саратовских классах живописи, два года в - петербургском Центральном училище технического рисования. Потом - семь лет в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. А это, между прочим, лучшее художественное училище страны! Преподаватели - признанные русские художники: Валентин Серов, Исаак Левитан, Константин Коровин!

Кузьме и там необыкновенно повезло: сам Серов взял его в ученики, а ведь желающие попасть в класс к этому мастеру по несколько лет ждали. Признав талант девятнадцатилетнего ученика, Серов посоветовал ему не ограничиваться живописью и развиваться всесторонне. Тогда-то Кузьма и записался на курсы физики, химии и космогонии, где узнал, что Земля - лишь крошечная планета, плывущая сквозь бесконечный космос.

 

Красный чудо - конь


       Однажды Петров-Водкин зашел на выставку палехских икон, увидел юного Георгия Победоносца на резвом коне и понял: на полотне должен быть не гнедой, а написанный киноварью алый конь - символ обновления всего сущего. И нагой отрок на нем - образ человечества, хрупкого, но гибкого, готового к переменам.                                          

Весной 1912 года художник начал работу над полотном «Купание красного коня».  Предварительные рисунки не содержали и намека на символический подтекст - Петров-Водкин предполагал изобразить бытовую сцену: «В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать вообще купание. У меня было три варианта. В процессе работы я предъявлял все больше и больше требований чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость».

Осенью 1911 года ему показывал свою работу ученик Сергей Колмыков. Она называлась «Купание красных коней»: в воде плескались желтоватого цвета люди и рыжие лошади. Кузьма Сергеевич охарактеризовал ее весьма жестко: «Написана точно молодым японцем».

Повлияла ли работа ученика на Петрова-Водкина, и в какой момент деревенская лошадь превратилась в чудо-коня, неизвестно. Однако известно, что позже Колмыков писал в дневниках: «На этом красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. Только ноги коротки от бедра. У меня в жизни длиннее».

Есть и еще два претендента на роль прототипа всадника. Летом 1912 года Петров-Водкин писал двоюродному брату Александру Трофимову: «Картину пишу: посадил тебя на лошадь...» Существует и мнение, что художнику позировал Владимир Набоков (так считает Александр Семочкин, бывший директор музея писателя в Рождествено). Кто из трех претендентов отображен на финальной версии картины, неизвестно. Художник мог вспоминать обо всех мальчиках, создавая символический образ юного всадника.

Петров-Водкин понял, что купание коня должно происходить не в какой-то тихой заводи, как ему поначалу казалось, а прямо-таки на планете Земля.

Сегодня эксперты утверждают, что всадник на коне напоминает традиционный для русской иконописи образ Георгия Победоносца - символ победы добра над злом. В то же время в облике наездника, внешне совсем не похожего на простого деревенского мальчишку, художник показал типичные утонченные черты петербургской богемы начала века, далекой от народа.
       Красный конь. Окрашивая коня в необычный цвет, Петров-Водкин снова использует традиции русской иконописи, где красный является символом величия жизни, а иногда обозначает жертву. Неукротимый конь часто присутствует и в литературе как образ могучей стихии родной земли и непостижимого русского духа: это и «птица-тройка» у Гоголя, и летящая «степная кобылица» у Блока.
       Розовый берег. Яркий розовый цвет ассоциируется с цветущими деревьями - образом райского сада.
       Водоем. На картине не конкретное место у какого-то реального водоема, а пространство Вселенной. Синезеленые краски соединяют мир земной и мир небесный.   

Зеленый цвет - напоминание о цветущей, вечно продолжающейся жизни, а отраженное в водоеме синее небо - отсыл к помыслам о мире высшем.

Фигуры купальщиков. Петров-Водкин никогда не изображает мимолетного движения. Во всех его работах действие словно замедляется, фигуры приобретают ритуальную неподвижность. Кроме того, тела мальчиков лишены и намека на индивидуальность. Это юноши «вообще», во всей красоте пластического совершенства. Они совершают плавный хоровод в вечном круговороте дней.
       Публика впервые увидела «Купание красного коня» в Москве в 1912-м на выставке объединения «Мир искусства». Картина висела над дверью зала и произвела эффект разорвавшейся бомбы. Хвалили все. Сам корифей русской живописи Илья Репин, который раньше картины Петрова-Водкина называл не иначе как «возмутительным безобразием неуча», а его самого «рабьей душой», долго стоял у полотна и наконец вынес вердикт: «Талантище!»
       А Александр Бенуа восторженно прокомментировал: «Как все абсолютно новое, это образец гениальности!» Кузьме оставалось только чесать затылок: конечно, что может быть «новее» иконописи, которую он взял за образец?

Известный критик 1910-х годов Всеволод Дмитриев, печатавший рецензии в «Аполлоне», едва ли не самом знаменитом журнале того времени, назвал картину «высоко поднятым знаменем, вокруг которого можно сплотиться». Однако последователей у Петрова-Водкина не нашлось: слишком странной и недосягаемой была его манера. В советские годы картину трактовали как предчувствие наступления революционных пожаров в России. Художник считал иначе. Когда началась Первая мировая война, Петров-Водкин сказал: «Так вот почему я написал «Купание красного коня»!»

Картина стала культовой. Ей посвящались стихи и поэмы. Мелодекламацию модного поэта Рюрика Ивнева даже положили на музыку:

Кроваво-красный конь,
К волнам морским стремящийся,
С истомным юношей на выпуклой спине...

       Кузьма слушал этот бред в Петербургской филармонии, куда его чуть ли не под конвоем привела жена Мария. Смотрел на сцену и злился: вечер поэзии Пушкина уже третий месяц откладывают, а всякие модные декламации в чести. В антракте к нему протиснулся поэт - высокий юноша в темной бархатной блузе с шелковым бантом. «Бархатный» Рюрик окинул Кузьму томным взглядом и проворковал:
- Сколь прекрасен ваш алый конь и юноша-мессия!
       Художник опешил. Он вообще тяжело сходился с людьми. Несуразный, большеголовый, грубовато скроенный природой, он так и не овладел искусством светского разговора. Вот и теперь брякнул:
       - Конь хорош, не спорю. А вот мессия-то с голым задом!
«Бархатный» поэт в недоумении воззрился на «культовую фигуру живописи», но тут, как всегда вовремя, подоспела Мария и начала разводить политес:
       - Мы необычайно ценим ваше творчество, месье Рюрик!
       Надо же - «месье Рюрик», с ударением на последнем слоге! - Кузьма старался не расхохотаться. Да, ловка Мария, лопочет, словно графиня. Не то что он - вечный сын сапожника...
       А ведь когда Кузьма впервые встретил свою будущую жену, она всего лишь разносила еду постояльцам дешевого пансионата, который держала ее мать. Пансионат находился в местечке Фонтене-о-Роз под Парижем и охотно принимал небогатых путешественников из России. Отец Марии, носивший фамилию Йованович, был сербом по происхождению, и его жена с дочкой вполне сносно освоили разговорную русскую речь.

 

В Германию на велосипеде

Ну а уж как попал за границу Кузьма Петров-Водкин - это отдельная история...
Случилось это еще в годы московского учения. На каникулы было принято выезжать на этюды. И почти все соученики Кузьмы отправлялись за границу. Ему же приходилось тащиться к родителям в Хвалынск: на заграничные разъезды денег не было. Да и откуда им взяться, если он учился на «благодетельские средства»?
       В 1895 году мать, работавшая прислугой в богатых купеческих домах, показала его работы сестре своей хозяйки - Юлии Ивановне Казариной. Та была замужем за богатым купцом-хлеботорговцем и приняла участие в жизни талантливого мальчика. С тех пор каждый месяц она посылала Кузьме двадцать пять рублей. Конечно, с голоду не умрешь, но и по заграницам не поездишь. Но Кузьма - парень ушлый: нашел выход.
       Одна из московских газет пообещала оплатить поездку в Европу тому, кто отважится добраться из Москвы до Парижа на новом модном средстве передвижения - двухколесном велосипеде. Вот Кузьма с приятелем Владимиром Сорохтиным и отважились.

       От Москвы до Варшавы добрались за двенадцать дней - это по сто верст в день. Стерли руки-ноги, а Кузьма еще и зад. У Владимира к тому же и велосипед сломался. Дальнейший путь друзья проделали порознь: один - на поезде, другой - на велосипеде. В Бреславле поменялись транспортом. Из Бреславля Владимир покатил на велосипеде, а Кузьма поехал поездом в Мюнхен. Там в знаменитой рисовальной школе Антона Ашбе училось много русских: Билибин, Грабарь, Кандинский... В итоге, Кузьме опять повезло: товарищи собрали для него немного средств по подписке - хватило на пару месяцев занятий и обратный билет в Москву.
       В долгожданный Париж Кузьма сумел попасть только через пять лет. К тому времени он уже окончил Московское училище, немного подрабатывал сам и все еще получал свои благотворительные двадцать пять рубликов. Да много ли ему надо? Словом, двадцатисемилетний художник на несколько месяцев махнул сначала в Италию, а в мае 1906 года наконец оказался в Париже.

 

«Я на вас женюсь!»

 

И почему он так стремился в этот город? Словно знал, что найдет там свою любовь...
       Вообще-то с любовью у застенчивого и грубоватого Кузьмы не ладилось. Ну не нравился он девушкам! Единственный раз в жизни на него обратила внимание сестра одного его знакомого гимназиста - темноволосая странная девочка Леля. Кузьма ходил за ней по пятам, и когда она улыбалась, сыну сапожника сыну казалось, что земной шар шатается вместе с ним.

Но однажды на Покров, когда все играли в предсказания судьбы, он взял в свою большую ладонь худенькую руку девушки и вдруг проговорил, как в некоем странном озарении: «Зиму вы не переживете!» Леля ахнула, наговорила всяких колкостей, ее родители выставили неудавшегося поклонника вон. А через несколько месяцев Кузьма узнал, что в январе девушка подхватила скарлатину и умерла...
       Ох, уж эти его вечные «озарения» - то хорошие, то плохие. Они случались часто. Однажды Кузьма написал матери: «Мне кажется, я не увижу больше бабушку Арину». И оказался прав: когда он учился на первом курсе Московского училища, его бабушка умерла. А как-то сказал своему доброму другу художнику Борисову-Мусатову: «Следующей весной Елена Александрова станет вашей женой». В 1903 году так и произошло.
       Добравшись до Парижа и поселившись в пансионате Фонтене-о-Роз, Петров-Водкин сразу же объявил хорошенькой девушке, приносившей ему еду: «Я на вас женюсь!» Мадемуазель только хихикнула, не восприняв слов всерьез. Но через пару дней Кузьма взялся писать ее портрет и совершенно серьезно осведомился:
       - Ну как, мадемуазель, вы согласны стать моей женой? Я буду звать вас не Мари-Маргарита, а просто Мара. А поскольку ваш папаша - Теодор, в России вы будете Марией Федоровной.
       Будущая Мария Федоровна покраснела и подумала: не влепить ли нахалу пощечину? Но внимательно посмотрев на странного поклонника, произнесла:
       - Это самое необычное предложение руки и сердца, месье! Вы хорошо подумали?
И тут молодой русский сказал совершенно неожиданное:
       - Я не думал, меня озарило. Я увидел вас и себя в Петербурге у Исаакиевского собора!
Мари вскочила:
       - А что еще вы увидели?
Кузьма почесал затылок и выпалил:
       - Нашу дочь Ленушку...
       Хозяйка пансионата восприняла новоиспеченного зятя в штыки. Но что поделаешь, молодежь нынче совсем от рук отбилась - дочь даже не попросила у родителей благословения! Чтобы не раздражать мать, Мари посоветовала Кузьме уехать на этюды. Тот согласился, но отправился... в Алжир.
       А Мара каждый день стала получать письма. И какие!

 

Писательские выдумки

 

Кузьма и раньше любил рассказывать романтические истории.

- Конечно, в моей жизни их не было, - признавался он. - Но так хотелось! Еще когда я был мальцом, подружился с одним гимназистом. Представляешь, он - мытенький, чистенький, тужурочка с золотыми пуговочками, и я - полено деревянное, вечно кожей воняющее. Ну чем мне его было взять? Я и выдумал, что у меня есть сестра Леония. Пусть я некрасивый, зато она - раскрасавица. И так убедительно про нее рассказывал, что мой гимназистик влюбился. Стал умолять: познакомь. А где я ее возьму? Пришлось выдумать, что сестру турецкие пираты похитили.
       Вот и теперь, читая послания мужа, Мара не слишком-то верила написанному. Кузьма сообщал, что в Сахаре на него напали кочевники, но он не растерялся - выхватил винтовку и начал палить не глядя. Правда, как на грех, кончились патроны. Перезаряжать было некогда, и тогда он начал свистеть на всю пустыню отчаянным молодецким посвистом. Ошарашенные кочевники отступили. Более того, им так понравились коленца этого посвиста, что они назвали Кузьму «Тот, Который Свищет» и наказали всем бедуинам не трогать храброго русского.
       В другой раз Кузьма написал, что его похитили бандиты. Мара чуть было не кинулась в полицию, да вовремя остановилась. Оказывается, бандиты заставили Кузьму рисовать картины «под Леонардо да Винчи» и «под Рафаэля». А ему ведь не трудно! Да он две леонардовских «Леды» за неделю написать может, были бы краски.

Но однажды в пещеру, где прятали похищенного художника, разбойники привели девушку невиданной красоты. Велели: «Пиши портрет!» Ну, он и написал. Девушка та ему в душу запала: редко такая красота в мире встречается. Затосковал пленник. Плачет, убивается, рука трясется, кисть держать не может. Сжалились над ним разбойники, отпустили и рассказали, где найти красавицу. Да только узнал несчастный художник, что погибла та девица от бандитской пули.
       Ну и фантазии у Кузьмы! То выдуманная сестра, то кочевники, то разбойники с раскрасавицей - ну просто авантюрный роман! Ладно, пусть фантазирует. Зато в конце письма удивительные строки:

«Какие дивные вещи есть на земле! Целые леса платанов, бамбуковых пальм, кокосовых, завитых лианами и филодендронами. Какая красота! Но ты первая заполнила одиночество моей жизни. Мара, можешь гордиться, что у Петрова-Водкина в мозгу засела женщина, и эта женщина - ты! Скоро мы поедем в Петербург - вместе и навсегда!»
        Так и вышло: в ноябре 1908 года супруги Петровы-Водкины приехали в Петербург.

 

Почему все без образования лезут в литературу?»


       Кузьма раздал картины своих «французского» и «африканского» циклов на выставки, которые устраивали «Союз русских художников», «Золотое руно» и «Мир искусства». Да только мало кто признал живописца своим - для многих он так и оставался «сапожником Кузькой Водкиным»!
       Средств на жизнь не хватало. Благодетельница купчиха Казарина, семнадцать лет посылавшая по двадцать пять рублей в месяц, скончалась... Верная Мара стала мастерить шляпки. Но в Петербурге и своих модисток хватало.
     Новую картину Петрова-Водкина «Мать» называют грубой подделкой под «мадонну с младенцем». Художник пытается выяснить, что плохого в изображении «крестьянской мадонны»? Но с прессой контакта нет.
       Еще несколько лет назад Кузьма увлекался литературой, сам пробовал писать. Его пьесу «Жертвенные» даже поставили в Передвижном театре Гайдебурова в Петербурге. Собрав свои рассказы, отнес в газету, редактируемую Горьким: казалось, что выходец из народа поймет сына сапожника. Но Горький даже читать не стал, только скривился: «Почему все без образования лезут в литературу?» (Можно подумать, что у пролетарского писателя оно было...) Так и ушел Кузьма ни с чем. Пресса с подачи лидера пролетарской литературы невзлюбила «недоучку» Петрова-Водкина.                                        А потом Кузьме вновь повезло. Грянули революции - сначала Февральская, потом Октябрьская.
       Новые власти вспомнили о его происхождении. Вначале он стал членом Совета по делам искусств, затем - профессором - руководителем мастерской при Академии художеств.

Но Мара все равно пугалась. Ночами вскакивала от любого шума: а ну как идут уплотнять или того хуже - реквизировать «неправильно нажитое» добро?! Но беда обходила Петровых-Водкиных.

«Наука видеть», или «Вселенская иконописность»

По оценке Елены Евстратовой, искусствоведа и сотрудника Третьяковской галереи, в картине Петрова-Водкина приземленное, бытовое правдоподобие исчезает и возникает ощущение сопричастности к космосу. Эту систему изображения мира на плоскости холста Петров-Водкин разработал в 1910-х годах, он назвал ее «наука видеть».  

Художник использовал прием сферической перспективы - подобно иконописцам он изображал предметы одновременно сверху и сбоку. Линия горизонта приобретала закругленные очертания, вовлекая в орбиту удаленные планы картины.

Этой же задаче служила и знаменитая трехцветка художника - картина строится на сочетании основных цветов: красного, синего и желтого. Об этом принципе, использовавшемся в иконописи, художник узнал в юности, когда наблюдал за работой иконописца-старовера. Петрова-Водкина завораживали баночки с красками:

-Они сияли девственной яркостью, каждая стремилась быть виднее, и каждая сдерживалась соседней. Казалось мне, не будь между ними этой сцепленности, они, как бабочки, вспорхнули бы и покинули стены избушки.

Петров-Водкин развил целую живописную систему - он утверждал, что истинно русский художник должен пользоваться только тремя основными цветами и что все живописцы должны идти по его пути. Дошло до того, что коллеги, возненавидев «систему трехцветки», назвали ее «трехплеткой».

В 1912-м году все газеты и критики в голос восхваляли самобытность Петрова-Водкина. В художественных кругах говорили разное: одни шептались, что когда-то «Купание красного коня» произвело неизгладимое впечатление на наркома Луначарского, другие - что Горький решил привлечь «самобытного Кузьму» на сторону большевиков.
Художник, которого раньше не принимали всерьез, начал читать философские лекции.

Неожиданно обласканный властью, он счел себя истинно достойным. И только Мара, как всегда, пугалась: муж становился жестким и своенравным.

Однако живописи это только помогало. Кузьма писал, как видел, и все время гнул свою «вселенскую иконописность». На его полотне юная мать держала на руках младенца. Картина официально именовалась «1918 год в Петрограде», но художник, теперь уже не смущаясь, называл ее «Петроградской мадонной». Никто не посмел и слова сказать. А что скажешь - самобытнейший красный художник...
       Его снова и снова посещали «озарения». В первые годы советской власти, когда и холст добротный было негде достать, Петров-Водкин выпросил у жены клеенку и на обратной стороне нарисовал скудный революционный паек ржавую селедку, четвертушку грубого черного хлеба и две картофелины.
       Коллеги подняли его на смех: «Водкин рисует селедку!» Кузьма ответил, как всегда, несуразное: «Это паек блокадного времени!» Как будто мысленным взором он уже увидел Ленинградскую блокаду...
       В 1934 году он написал картину «1919. Тревога». На полотне глава семьи со страхом вглядывается в ночную тьму, а мать в спешке одевает дочку.
       Мара, рассмотрев, не поняла: «Про какую это тревогу? В девятнадцатом году обыски «награбленного» проводили засветло...» Кузьма вздохнул: «А я вижу обыски по ночам...» И вновь художник оказался пророком: с 1937-го начнутся ночные обыски и аресты...

 

                           «Теперь мне есть для чего жить!»


       1 сентября 1922 года на свет появилась долгожданная дочь Ленушка. Новоявленный отец растрогался: «Я был наполовину человек, не испытав этого!»

Впрочем, отцовские хлопоты оказались непростыми. Маре уже тридцать семь лет, она страдает тромбофлебитом и ожирением. Два месяца после родов она лежит, не вставая, и кормит дочку со слезами на глазах от боли в груди. Ругает своего нерасторопного Кузьму и каждые четверть часа требует жидкий чай, который, путая слова, называет то малокровным, то малокрепким.

Кузьма терпит все. «Теперь мне есть для чего жить!» - патетически говорит он.
 Чуть не каждый день рисует свою ненаглядную дочку. Он вообще теперь не может жить без Ленушки. Собираясь в сентябре 1927 года в Коктебель, в гости к поэту Волошину, он взял с собой жену и дочь.
       В Крыму в тот год случилось землетрясение. Дома ходили ходуном, а земля встала дыбом. Мара, в ужасе прижав Ленушку к груди, бросилась бежать. Но куда бежать - кругом трясет! Кряжистый Кузьма едва успел сдержать жену с ребенком - земля разверзлась чуть ли не в метре от них.

- Если погибнем, так вместе! - прошептал он. - Но я вижу: мы вернемся домой!

 И опять оказался прав. Живые и здоровые, они возвратились в Ленинград.

 

«Осмысленный роман с советской властью»

Кузьма решил изменить жизнь: ради будущего Ленушки он готов на «осмысленный роман с советской властью».Большевикам нужно восхваление героев Гражданской войны - пожалуйста: «После боя», «Смерть комиссара». Требуются пролетарии и пролетарки - получите «Первую демонстрацию» («Семья рабочего в первую годовщину Октября») и «Девушку в красном платке».
       Он готов рисовать Ленина (даже в гробу), лишь бы у его девочки была комфортная и счастливая жизнь!
       Его ретивость оценили: в 1930 году присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Да, видно, Небеса не благословили «романа с властью»: у художника обнаружился застарелый туберкулез, а потом и вовсе невозможное - аллергия на... краски.
Это был удар!

Пришлось отложить этюдники и холсты и осесть «на воздухе» в Детском Селе под  

Ленинградом. Правда, там собралась неплохая компания: Алексей Толстой писал «Петра I», Федин - «Братьев», Шишков - «Угрюм-реку». И, как ни странно, Кузьма, малообщительный с собратьями-художниками, легко сошелся с писателями. Они даже выпивали по маленькой - тайком, чтобы не проведала Мара. Петров-Водкин тоже взялся за перо - решил написать автобиографические сочинения: «Хвалынск» и «Пространство Эвклида».
       Мара, став первой читательницей, посмеивалась:
- Может, не надо столько романтики?
       И тут Кузьма взорвался:
       - Надо! У нас теперь одно бытописательство пошло. Детали, детали - а где главное? Недавно был на заседании в Академии. Там Исаака Бродского чествовали. Как же - директор Академии. А что он написал? Ленин в кресле? Не спорю, кресло добротное, большое, в чехле до пола. А Ленин сидит как сирота казанская... И все восхваляют. Меня тоже просили высказаться. Ну, я и выдал: много у Бродского заслуг, но об одной не сказал никто. Раньше в туалетах Академии были грязь и вонь. Но с тех пор как директором стал Бродский, все изменилось. Чистый унитаз - вот его главная заслуга!
       Кузьма захохотал и тут же закашлялся. Мара кинулась к мужу: «Ох, наговоришь ты на свою голову!»
       Но Кузьма уже ничего не боялся. Может, он и «недоучка», но не идиот. И все понимает. Не эпохой перемен стал XX век, а эпохой крови. Войны, революции, партийные чистки, аресты, расстрелы... А он-то, дурень, мечтал о «веке красного коня»!.. Даже пытался повторить мотив: нарисовал «Фантазию», где всадник на алом коне пролетает над городами и весями. Но теперь Кузьме все чаще видится, что этот всадник улетает куда-то далеко-далеко, оборачиваясь к зрителю, словно прощаясь...
       15 февраля 1939 года русский художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин скончался.

                           Долгая дорога к пониманию

 

Шедевр Петрова-Водкина «Купание красного коня»  долгое время находился вне России и выпал из поля зрения искусствоведов. В 1914-м году в числе других картина была отправлена автором на «Балтийскую выставку» в город Мальмё (Швеция). Только в 1950 году, благодаря усилиям вдовы Петрова-Водкина, полотно удалось вернуть на родину.

В 1953 году Мария Фёдоровна уступила картину в коллекцию Казимиры Басевич (1898–1973), тогда же купившей «Портрет М. Ф. Петровой-Водкиной» (1913) и пейзаж «На Дону» (1912). У Казимиры Константиновны было особое отношение к работам Петрова-Водкина: они были для нее живыми и волнующими душу. Тем удивительнее для окружающих явилось ее решение в 1961 году передать десять картин (в том числе и «Купание красного коня») Государственной Третьяковской галерее. Этот бесценный дар был по достоинству оценен не только руководством и сотрудниками галереи, но и широкой общественностью.

 

P . S . https :// vk . com / album -46420619_257595607 - вот в этом фотоальбоме - «Озарения Кузьмы Петрова -Водкина» - можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные 16.10.18. в ходе арт - экскурса в библиотеке «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти» и посвященного 140-летию со дня рождения русского художника. Всего их - 60.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Адаскина Н. Л. К. С. Петров-Водкин. Жизнь и творчество. - М.: «БуксМАрт», 2014. - 360 с. .

2. Адаскина Н. Л. Петров-Водкин. - М.: «Изобразительное искусство», 1970. - 40 с. - (Серия «Мастера советского искусства в собрании Государственной Третьяковской галереи»).

3. Власенко О. Тайный гений на красном коне авангарда/Ольга Власенко// Эксперт-Казахстан. - 2006.- 10 июля.

4. Грибоносова-Гребнева Е. В. Творчество К. С. Петрова-Водкина и западноевропейские «реализмы» 1920 -1930-х. - М.: «Галарт», 2010. - 200 с.

5. Грибоносова-Гребнева Е. В. Образ высоты в творчестве К. С. Петрова-Водкина // Искусствознание. - 2012. - № 3-4. - Стр. 430- 453.

6. Даниэль С. М. Кузьма Петров-Водкин: жизнь и творчество, суждения об искусстве, современники о художнике. - СПб.: «Аврора», 2011.-  (Серия: «Искусство России. Золотой запас»). - 124 с.: портр., цв. ил.

7. Епишин А. С. Работницы, колхозницы, комсомолки… Несколько слов по поводу послереволюционного творчества К. С. Петрова-Водкина // Московский журнал,. – 2012.- № 2(254)..

8. Епишин А. С. Миф, проект и результат. Ранняя советская живопись 2-й половины 1920-х - начала 1930-х годов. - М.: «Грифон», 2012.

9. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. - СПб.: «НП-Принт», 2007. - 450 c.

10. Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. - Л.: «Художник РСФСР», 1976. - Cтр. 26, 46.

       11. Кантор М. К. Свидетель истории. Художник Петров-Водкин// «Story». - 2014. - № 9 (73). - Стр. 74- 83.

12. К. С. Петров-Водкин. Альбом. Вступительная статья Л. Мочалова. - Л.: «Аврора», 1971.

13. Лазарев С. Е. Образ Степана Разина в изобразительном искусстве //Преподавание истории в школе. -2016. -№ 8. - Стр. 29-34.

14. Интернет: http://www.emii.ru/vystavki/vladelica-krasnogo-konya-dar-kazimiry-basevich-muzeyam-rossii-12-event-1127.html- Владелица Красного коня. Дар Казимиры Басевич музеям России

15. Интернет:

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8F&lr=240- Елена Коровина. Век красного коня (о русском художнике К. Петрове-Водкине)

16. Интернет: https://diletant.media/articles/33547902/ -Петрова С. История одного шедевра: «Купание красного коня» Петрова-Водкина/Снежана Петрова

 

16.10. 18. Россинская Светлана Владимировна, гл библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com ; 30-78-00



 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!