II. Правила записи упражнений на гимнастических снарядах



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

 

Факультет физической культуры

Кафедра спортивных игр и гимнастики

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Дисциплина

Гимнастика и методика преподавания

Направление подготовки: 44.03.01. Педагогическое образование

Профиль подготовки: Физическая культура

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: заочная – 5 года

Выполнила студентка гр. ФПЗ-16-1

Медведева А.С.

Проверил преподаватель

Лебедкина М.В.

Нижний Новгород

2018

Содержание

I. Упражнения на гимнастических снарядах (задачи, классификация, характеристика) 3

II. Правила записи упражнений на гимнастических снарядах. 13

III. Разработать комплекс методических средств обучения гимнастическому элементу. 14

Список использованной литературы.. 18

 

I. Упражнения на гимнастических снарядах (задачи, классификация, характеристика.)

Основные задачи и классификация

1. Формирование двигательных навыков и умений для общего двигательного развития и спортивной подготовки занимающихся;

2. Развитие комплекса физических качеств, обеспечивающих основу для всестороннего физического развития и спортивного совершенствования занимающихся;

3. Воспитание личностных качеств занимающихся (трудолюбия, настойчивости, активности целеустремленности и др.), способствующих формированию нравственных качеств.

Помимо основных задач обучения гимнастическим упражнениям в учебном процессе в каждом конкретном случае решаются различные частные задачи. Они определяются сложностью движения, подготовленностью ученика, условиями и направленностью обучения.

Различают две основные группы упражнений на гимнастических снарядах:

- Статические и силовые упражнения;

- Маховые упражнения.

Каждая из этих групп в свою очередь подразделяется на подгруппы соответственно специфическим особенностям тех или иных упражнений.

Силовые упражнения подразделяют на:

- Статические (собственно - силовые) упражнения;

- Силовые перемещения.

Статические упражнения - это неподвижные позы (висы и упоры), которые гимнаст принимает на снаряде.

Например:

· вис на перекладине и кольцах;

· упор на перекладине и кольцах;

· вис углом;

· упор углом;

· горизонтальный вис сзади;

· горизонтальный вис спереди;

· горизонтальный упор;

· упор руки в сторону - крест.

Диапазон трудности этих упражнений чрезвычайно широк.

Статические силовые упражнения характеризуются удержанием статической позы в течение 2 -4 с. Выполнение многих упражнений из этой группы требует большой статической мышечной силы.

Силовые перемещения - это медленные переходы из одного статического положения в другое без использования инерции движущегося звена или тела в целом.:

а) подтягивание и опускание в висе;

б) подъем с силой в упор и опускание в вис;

в) из стойки на руках - опускание в вис и подъем в стойку;

г) из горизонтального упора - опускание в вис сзади и подъем в горизонтальный упор.

Все эти упражнения подчиняются тем же закономерностям, что и статические.

В зависимости от характера выполняемого упражнения мышцы осуществляют преодолевающую или уступающую работу.

Подавляющее большинство упражнений на снарядах - это маховые упражнения.

Эти упражнения ценны тем, что совершенствуют координационные способности, умение ориентироваться в пространстве.

Маховые упражнения - это вращательные движения по кругу или его частям. Вращательные движения связаны с понятием «ось». Оси, вокруг которых вращается спортсмен, могут быть действительными (например, гриф перекладины или жердь брусьев разной высоты) и воображаемыми (например, линия, соединяющая точки хвата на кольцах или параллельных брусьях) при поперечном положении плечевой оси гимнаста по отношению к оси жерди.

По отношению к телу гимнаста оси называются: фронтальная, сагиттальная, продольная. Все эти оси являются воображаемыми. Они перпендикулярны друг другу и пересекаются в одной точке - ц.т.т. спортсмена.

Характеристика

Упражнение на бревне

Бревно - гимнастический снаряд, специально предназначенный для совершенствования функции равновесия, так как площадь опоры ограничена.

Тренировка на бревне, степень устойчивости на котором значительно меньше, чем на полу, позволяет создавать новые навыки равновесия, повышая тем самым двигательные возможности занимающихся.

Этот снаряд можно также использовать для лазанья в смешанных висах, перелазеней через него и т. д.

Гимнастическое бревно можно применять и для группового выполнения упражнений в смешанных висах и упорах с целью совершенствования силовых качеств, гибкости и подвижности в суставах, для улучшения осанки и ориентировки в пространстве.

Упражнения на бревне сочетают в себе элементы вольных и акробатических упражнений, а также опорных прыжков (различные «вскоки»). С точки зрения удержания равновесия все они являются упорами, хотя терминологическое название «упор» имеют лишь немногие из них, в основном простейшие, типа упор на одном колене, упор присев, упор лежа. Все упражнения на бревне являются неустойчивыми равновесиями. Оси, вокруг которых происходят вращения (типа поворотов, кувырков, сальто и переворотов), могут быть подвижными и неподвижными.

Конкретные требования к технике зависят от условий равновесия, связанных с особенностями взаимодействия тела с опорой. Последние обусловлены кинематической формой движений, лежащей в основе распределения упражнений по классификационным группам:

I. Упражнения на месте (с постоянной опорой). Это статические положения, равновесия, повороты, акробатические элементы (перевороты продольно, стойки силой и др.).

II. Упражнения в движении (с переменой опоры). Это разновидности передвижений (без фазы полета), то же с поворотамиs танцевальные движения, акробатические элементы.

III. Упражнения с фазой полета (на месте и в движении): подскоки, прыжки, то же с поворотами, танцевальные связки, прыжковая акробатика и др.

Вскоки и соскоки (разные способы перехода с пола на снаряд и обратно) относятся в зависимости от кинематической формы движения к одной из двух последних групп.

Задача сохранения равновесия в элементах первой группы связана с удержанием ц.т.т. над заданной площадью опоры, второй -- со строгой прямолинейностью перемещения тела (без поперечных колебаний), а третьей - с точностью попадания (прихода) на бревно после фазы свободного полета. Способы решения этих задач реализуются конкретно в соответствии с наличием (или отсутствием) вращательных движений вокруг вертикальной или горизонтальной оси.

Упражнения на брусьях р/в

Современные брусья разной высоты - это своеобразная сдвоенная перекладина. Высота верхней жерди 245 см, нижней - 165 см. Расстояние (ширина) между жердями регулируется. Упражнения, выполняемые на них, в большинстве своем заимствованы из мужской гимнастики. В связи с этим изменился и характер упражнений. Практически полностью исключились статические и силовые упражнения. Комбинации на этом снаряде обрели ярко выраженную динамику. В них преобладают маховые упражнения, перелеты с одной жерди на другую. Статические и силовые упражнения используются, как правило, на начальной стадии обучения и в основной гимнастике. Они выполняются в простых и смешанных висах и упорах. К ним относятся различные висы и упоры, подъемы, спады, опускания, перемахи и круги ногами, простейшие соскоки. Успешное овладение ими зависит от развития силы рук, плечевого пояса и туловища, координации движений, гибкости, ориентировки в пространстве, решительности и смелости. Эти способности и развиваются прежде всего в процессе систематических занятий на этом снаряде. Простейшие из упражнений входят в содержание школьной программы по гимнастике.

Упражнения на брусьях разной высоты (р/в) для общей физической подготовки выполняются с целью совершенствования гибкости (подвижности в плечевых, тазобедренных суставах, в поясничной и грудной частях позвоночника), силы, скоростной силы мышц, окружающих плечевой и тазобедренный суставы силовой выносливости и других физических качеств. Маховый характер упражнений требует умения правильно использовать силы инерции, прикладывать физические усилия в нужные моменты движения.

Для развития гибкости:

Махи ногами из различных и. п., используя нижнюю или верхнюю жердь как опору для рук.

Наклоны из различных и. п., используя нижнюю жердь как опору для рук или ног.

Простые и смешанные висы (вис, вис широким или обратным хватом, вис сзади, вис присев, вис стоя сзади, вис лежа ноги сзади, вис лежа боком, вис прогнувшись с опорой и т.п.).

Перемещения из одного виса в другой (из виса присев в вис стоя прогнувшись, из виса стоя согнувшись в вис лежа ноги сзади, из виса присев в вис стоя ноги врозь, из виса стоя сзади в вис присев сзади, из виса лежа справа в вис лежа слева и т. п.).

Выкруты в плечевых суставах, выполняемые в смешанных висах при различных хватах (обратный хват, разный хват). Шпагаты или полушпагаты из виса стоя или виса присев хватом за нижнюю или верхнюю жердь. Сгибания в тазобедренных суставах из виса лежа ноги сзади на нижней жерди и другие упражнения.

Спады: назад, согнув ноги в вис лежа на нижней жерди из упора на верхней, их упора на верхней жерди спад назад с перемахом ноги врозь в висе лежа на нижней жерди.

Повороты: скрестным перехватом в сед на бедро из виса лежа на нижней жерди. Из виса правой (левой) перемах одной с поворотом на 270є в сед на бедре.

Подъемы: в упор на верхнюю жердь из виса присев на нижней жерди, завесом, переворотом на нижнюю жердь махом одной, из виса лежа на нижней жерди махом одной и толчком другой, подъем переворотом в упор на верхнюю жердь.

Переходы: из виса в вис согнувшись, из виса завесом на нижней жерди хватом за верхнюю жердь в вис завесом на нижнюю жердь.

Соскоки: из седа на бедре без поворотов и в поворотом кругом, прогнувшись махом одной и толчком другой, перемахом левой (правой), из седа на бедре соскок углом назад.

Для развития силы:

Размахивания изгибами в висе, а также в висе лежа ноги сзади.

Сгибания рук в различных висах (в висе, висе лежа, висе лежа ноги сзади, в висе лежа сзади, висе лежа боком, висе стоя согнувшись на нижней жерди, в упоре, разном упоре и т. п.).

Перевороты в упор на нижнюю и верхнюю жерди из различных и. п. (из виса стоя, виса присев, виса лежа, виса) махом одной и толчком другой или силой.

Поднимание ног до виса углом или виса согнувшись из простых или смешанных висов на нижней или верхней жерди.

Из виса на верхней жерди подъем силой с поочередной или одновременной постановкой рук в упор.

Из виса стоя согнувшись на нижней жерди хватом за верхнюю или виса присев толчком двумя подъем в упор на верхнюю жердь.

Из виса, сгибая ноги или согнувшись, перемах в вис сзади и обратно.

Упражнения прикладной направленности:

1. Различные способы  перелезания  через нижнюю и верхнюю жерди (упор на нижней жерди, медленным переворотом вперед встать на пол; упор на нижней жерди, перемах правой вперед о поворотом налево и перемахом левой назад соскок; из разного упора сесть на нижнюю жердь перемахом  двумя и затем спрыгнуть е другой стороны жерди; упор на нижней жерди, перехватом правой за верхнюю жердь через упор присев на правой встать на нижнюю жердь с последующим переходом в упор на верхней жерди, переворотом вперед, сгибая ноги, опуская в вис на верхней жерди; подъем силой в упор на верхнюю жердь лицом к нижней жерди, сгибаясь в тазобедренных суставах, перехват за нижнюю жердь; прогибаясь, сползти в упор на нижней жерди, переворотом вперед вис присев на нижней жерди).

2. Лазанье на руках, а также в смешанных висах и упорах (из виса поперек на верхней жерди поочередными перехватами переместиться от одного конца жерди до другого; то же, но каждый перехват с поворотом на 180°; из виса завесой одной или двумя продольно или поперек переползти до другого конца жерди; то же, но в висе лежа на нижней жерди; из упора, упора ноги врозь или виса лежа ноги сзади хватом одной за верхнюю жердь поочередными перехватами переползти от одного конца жерди до другого).

Ходьба по нижней жерди с опорой двумя, одной или без опоры руками о верхнюю жердь; обычным, приставным, скрестным  шагом, с поворотами, перемахами над верхней жердью и т. п.).

Прыжки через нижнюю или верхнюю жердь (наступая, боком, прогнувшись с поворотом, согнув ноги, ноги врозь и др.). При прыжках через нижнюю жердь необходимо пользоваться мостиком, а прыжки через верхнюю жердь следует выполнять на горку матов.

5. Прыжки с использованием подкидного мостика (с прыжка вис на верхней жерди и махом вперед, сгибая ноги, соскок через нижнюю жердь; прыжок согнув ноги через нижнюю жердь в вис на верхней жерди и махом вперед соскок; прыжком упор присев на нижней жерди, выпрямляясь с перехватом за верхнюю жердь, левая хватом снизу, прыжок боком вправо с поворотом налево).

Описание примерных упражнений для общей физической подготовки и с прикладной направленностью имеет целью показать вспомогательные возможности снаряда.

При выполнении упражнений на брусьях разной высоты используются различные хваты. По способу удержания за жердь различают:

а) хват сверху (в висе). Тыльные поверхности кистей обращены назад, а большие пальцы - друг к другу. Все пять пальцев обхватывают жердь сверху;

б) хват снизу (в висе). Тыльные поверхности кистей обращены вперед, а большие пальцы - наружу. Все пять пальцев обхватывают жердь с противоположной от исполнителя стороны.

Захват жерди пятью пальцами в висе относится также к разному и обратному хватам. В упоре при всех видах хвата четыре пальца каждой кисти обхватывают жердь со стороны, соответствующей хвату (как обычно), а большой палец - с противоположной стороны.

Перекладина (низкая)

Висы смешанные: стоя, присев, лежа, боком, завесом.

Висы простые: согнувшись сзади, прогнувшись, прогнувшись ноги врозь правой (левой).

Упоры смешанные: упор вис, сзади, ноги врозь.

Перемахи: одноименные из упора и упора сзади, правой (левой) в упоре.

Спады и опускания: вперед из упора и упора ноги врозь правой (левой).

Подъемы: завесом на правой (левой), переворотом махом одной и толчком другой.

Обороты: вперед в упоре ноги врозь правой (левой), в упоре назад

Соскоки: из седа на бедре без поворотов и с поворотами, из упора махом назад, из упора ноги врозь одноименным  перемахом с поворотом и без поворотов.

Вольные упражнения

Вольные упражнения - это комбинации разнообразных гимнастических и акробатических элементов, логично связанных между собой по законам композиции.

В содержание вольных упражнений для начинающих включаются доступные ОРУ, простые элементы художественной гимнастики. В отличие от комплексов оздоровительной гимнастики, где каждое упражнение выполняется многократно, в вольных упражнениях, как правило, упражнения не повторяются.

Существенное отличие вольных упражнений от комплексов ОРУ - слитность всех движений, объединенных композиционно в единую комбинацию, которая должна выполняться в соответствии с принятым в гимнастике стилем и оценивается по качеству исполнения. В связи с этим особое значение имеет сочетание движений с музыкой.

В спортивных видах гимнастики вольные упражнения выполняются на специальном ковре - настиле размером 12x12 м и включают в себя акробатические элементы и соединения, прыжки, равновесия, повороты, перемахи ногами, движения хореографического характера, элементарные движения частями тела и позы.

Вольные упражнения в начальной подготовке гимнастов могут носить спортивный или учебный характер. Вольные упражнения в спортивных видах гимнастики - это твердо установленные комбинации классификационной программы (обязательные упражнения) и произвольные композиции -комбинации, составляемые индивидуально в соответствии с требованиями правил соревнований.

Начинающие спортсмены могут соревноваться также в выполнении вольных упражнений, состоящих из элементов, типичных для гигиенической или производственной гимнастики. Подобные комбинации выполняются индивидуально или группой. В групповых вольных упражнениях оценивается не только качество исполнения, точность движений, ритмичность, но и согласованность движений всех участников, общий замысел композиции, оригинальность построений и перестроений участников. Примером групповых упражнений могут служить выступления со своими композициями целых классов общеобразовательных школ, вплоть до участия во всесоюзных соревнованиях «Старты надежд», соревнования представительниц женской гимнастики - разновидности основной гимнастики для женщин, конкурсы групп ритмической гимнастики. Вольные групповые упражнения являются неизменной составной частью содержания массовых физкультурных праздников, проводимых на стадионах, площадках, в парках.

Велико значение вольных упражнений в овладении школой движений, в воспитании физических качеств: силы, быстроты, выносливости, подвижности в суставах, ловкости. В условиях более простых и естественных, чем при упражнениях на снарядах, гимнасты получают представления о таких характеристиках движений, как направление, амплитуда, темп, ритм, силовые оттенки, точность положений тела и его частей, чистота линий, осанка, пластичность и выразительность.

С этой целью, особенно на этапе начальной спортивной подготовки и в занятиях основной гимнастикой, применяются учебные комбинации вольных упражнений. Это небольшие комплексы различной сложности, используемые е целью развития координации движений, создания двигательной базы для последующего овладения более сложными упражнениями, развития творческих способностей занимающихся. В каждом занятии преподаватель может предлагать занимающимся комплекс несложных для запоминания и в техническом отношении движений в новом сочетании. Как правило, это комбинации на 8, 16, 32 счета, которые должны выполняться слитно, без остановки, под счет или музыку. Благодаря серии таких занятий занимающиеся овладевают значительным объемом движений и способами их соединения.

 

II. Правила записи упражнений на гимнастических снарядах

    При записи упражнений на гимнастических снарядах кроме названия самого снаряда принято указывать:

 

    Исходное положение (из виса, упора, с прыжка, с разбега) или движения, предшествующее первому элементу (размахивание в упоре на руках, предплечьях).

1. Название движения (подъем, спад, перелет, оборот, выкрут и др.)

2. Способ выполнения (разгибом, дугой, махом назад, переворотом).

3. Направление (влево, назад и др.).

4. Конечное положение (в вис, в упор сзади), если само движение не указывает на него.

 

При записи движений отдельными частями тела надо одно от другого отделять запятой. При записи в строчку комбинаций на снарядах основные элементы (соединения) отделяются знаком тире. Например, на перекладине:

размахивание - подъем разгибом - оборот назад - мах дугой с поворотом налево кругом в вис разным хватом - соскок махом назад.

При записи же обязательных упражнений (для соревнований) каждый элемент или соединение записывается с абзаца, а справа от них указывается относительная трудность.

Например, на коне-махах:

1. С прыжка круг левой 3,0

2. Перемах левой вперёд и назад 1,5+1,5

3. Перемах правой 1,5

4. Перемахом левой соскок с поворотом направо 2,5

Слитность двух и более элементов обозначают союзом «и», а совмещение двух движений в одно – предлогом «с». Например, на перекладине: подъем правой и поворот налево кругом. В интересах краткости и более удобного произношения отдельные определения можно опустить, а также отклоняться от указанной выше последовательности, если улучшается понимание.

Различные типы записи позволяют исчерпывающе описать любое гимнастическое упражнение – элемент, соединение или комбинацию.

Элементом – называется кратчайшее гимнастическое упражнение. Для элемента характерны законченность и невозможность расчленения на составные элементы.

Соединение – это совокупность последовательно и слитно исполняемых элементов. Выполнение элемента в соединении качественно отличается

от его одиночного исполнения.

Комбинацией называется соединение с четко выраженными начальным

(вскок, запрыгивание) и конечным элементами (как правило, соскок).


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 1844; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!