Разложение на составные части



Разложение на составные части – это разворачивание текста на различные доктрины, подобное распутыванию полотна ткача. Аполлос обладал высоким мастерством в «распутывании» Писания: «Ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос» (Деян. 18:28)

Иногда доктрина формулируется в тексте ясно и определенно. Это иллюстрируется в ссылках Нового Завета на Ветхий Завет: «…ибо мы уже доказали, что, как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: «нет праведного ни одного; нет разумевающего, никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:9-11). Еще один пример можно найти в Деян. 2:24-27.

В других случаях доктрина, которая конкретно не обозначена, может быть правильно выведена из текста, потому что так или иначе она подразумевается в написанных строках. Имеется множество примеров того, как это делается в самом Писании. Например:


БИБЛЕЙСКИЙ ТЕКСТ Пример 1 Иоан. 10:34: «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги?» Пример 2 1 Кор. 9:9: «Ибо в Моисеевом законе написано: «не заграждай рта у вола молотящего». О волах ли печется Бог?» Пример 3 Галатам 3:10: «А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». Пример 4 Гал. 3:11: «…потому что праведный верою жив будет». Пример 5 Евр. 8:8: «Но пророк, укоряя их, говорит: «вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет». ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВЕДЕННОЕ ИЗ ТЕКСТА Иоан. 10:35: «Если Он назвал Богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание»;  36: «Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я Сын Божий»?» 1 Кор. 9:4: «Или мы не имеем власти есть и пить?» Гал. 3:9: «Итак верующие благословляются с верным Авраамом». Гал. 3:11: «А то, что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно…» Евр. 8:13: «Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению».  

 

Разъясняя доктрины, мы должны помнить, что этический, экономический, политический, обычный или необычный пример имеет силу общего правила в рамках своей собственной сферы. Примеры из жизни отцов – это образы для нас, как пишет Павел: «Все это …описано в наставление нам…» (1 Кор. 10:11). По принципу логики, род представлен всеми своими видами; и подобным образом правило зрительного восприятия гласит, что общие свойства вещей воспринимаются прежде частных.

 

Пример 6 Рим. 9:7: «И не все дети Авраама, которые от семени его, но (сказано): «в Исааке наречется тебе семя»; и 10: «И не только это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего…» Пример 7 Рим. 4:18: «Он [Авраам] сверх надежды…»; 21: «…и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное»; 22: «Потому и вменилось ему в праведность».   Рим. 9:8: «То есть, не плотские дети суть дети Божии; но дети обетования признаются за семя». Рим. 4:23,24: «А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса (Христа), Господа нашего».

 

Заметьте, однако, что доктрины следует выводить непосредственно из текстов только в том случае, когда этот способ является подходящим и обоснованным. Доктрины должны извлекаться из подлинного смысла Писания. В противном случае мы закончим тем, что сможет «нарисовать» любую доктрину из любого места Библии.

Пример такого рода ошибки – способ истолкования Пр. 8:22. В этом стихе Премудрость, то есть Христос, говорит о Себе. Согласно Септуагинте (греческому переводу Ветхого Завета), здесь записано: «Господь создал меня». Из этого перевода ариане сделали ошибочный вывод, что Сын был создан. Но в древнееврейском тексте написано: «Господь имел меня…» (древнееврейское слово qanah). Отец имеет Сына, потому что Он единородный от Отца от начала дней, потому что Отец – в Сыне и Сын – в Отце. Когда у Адама родился сын, его жена сказала: «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1, здесь также употреблено слово qanah). Возможно, недоразумение здесь возникло из-за ошибки (случайной или преднамеренной) переписчика в греческом тексте.

Подобным образом Августин комментирует Пс. 38:10, давая такое прочтение: «Я хранил молчание, потому что Ты сотворил меня». Он сделал тонкий намек на удивительную вещь – тот, которому даны уста, чтобы говорить, должен молчать. Но слово «меня» отсутствует как в древнееврейском, так и в греческом тексте. Далее, в своем комментарии на Пс. 71:14 он рассматривает вопрос передачи денег в рост и доказывает, что это является грехом. Но в данном тексте ничего не написано по этому поводу! Здесь говорится: «От коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его».

Будет также полезным развивать аналогии или аллегории. Это заключения и суждения, извлекаемые из похожих друг на друга предметов и явлений. Павел часто пользовался ими (например, 1 Кор. 9:9). Но они должны использоваться со следующими предосторожностями:

1. Их следует использовать трезво и экономно.

2. Они не должны быть неестественными и натянутыми, но соответствующими рассматриваемому предмету.

3. Они должны приводиться в краткой форме.

4. Они должны использоваться для практического наставления, а не для доказательства доктрины.

Любой пункт доктрины, выводимый из текста на основе адекватного истолкования, должен приниматься с верой в авторитет Слова. Это достаточное основание для принятия доктрины. «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес, …ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос» (Деян. 18:24,28). Из этого следует, что:

1. Мы не должны основывать нашу веру на человеческих свидетельствах, будь то произведения философов или отцов церкви. Вот как Августин комментирует Пс. 65: «Если я говорю, пусть никто меня не слушает; если Христос говорит, горе тому, кто не слушает». Далее он так комментирует: «Давайте не будем слушать, когда говорят: «Это я говорю, это он говорит», - но давайте послушаем, когда говорят: «Так говорит Господь». Имеется единственное дополнение к формулировке этого принципа: если они [человеческие свидетельства] не касаются сознания слушателя. Именно по этой причине Павел ссылался на свидетельство Арата: «Ибо мы им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». Итак, мы, будучи родом Божиим…» (Деян. 17:28,29). Подобным образом он цитирует высказывание Менандера: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). В другом месте Павел цитирует Эпименида: «Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые» (Тит. 1:12).

Но подобное цитирование светских авторов должно быть очень осторожным. В библейских примерах таких цитат имена их авторов обычно опущены.

2. Лишь немногие свидетельства Писания следует использовать для доказательства доктрины; чаще вообще никаких доказательств не требуется.

3. Пророки, которые объясняют свое учение таким способом, не должны критиковаться другими пророками (см. 1 Кор. 14:32,37).

 

Польза и применение

 

Применение – это умение доктрину, должным образом выведенную из Писания, использовать на практике так, чтобы это соответствовало обстоятельствам места и времени и было применимо к людям в данной церкви. Вот библейский подход к применению: «Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде» (Иез. 34:15,16). «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня…» (Иуд. 22,23).

Основной принцип, на котором основывается применение текста Писания – знать, является данный текст частью закона Моисеева или Евангелия. Потому что при проповеди Слова закон и Благая весть «работают» по-разному. Посредством закона грех обнаруживается, его побочным действием является «стимулирование» греха. Но закон не предусматривает средств борьбы с грехом. Евангелие же, наоборот, не только учит нас тому, что мы должны делать, оно также снабжает нас для этого силой Духа Святого. Когда мы Им возрождены, мы получаем силу как для того, чтобы верить в Евангелие, так и для того, чтобы поступать так, как оно учит. Поэтому в списке «наставников» закон стоит первым, а затем следует Евангелие.

Формулировка закона подчеркивает необходимость совершенной и неотъемлемой праведности, утверждает, что вечная жизнь дается на основании дел закона, указывает на грехи, которые совершаются против закона, и на проклятие, которое они влекут за собой. «А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». А что законом никто не оправдывается перед Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Га. 3:10,11). «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?.. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мтф. 3:7,10). Наоборот, Евангелие благодати говорит о Христе и о преимуществах принятия Его, а также о вере, приносящей плод в добрых делах. Например, «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16).

По этой причине многие утверждения, которые, как кажется, принадлежат закону, следует, в свете Христа, понимать не с точки зрения закона, а через призму Евангелия. «Блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его» (Лук. 11:28). «Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека… Но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Втор. 30:11,14). Та же фраза, которая по своему характеру является законодательной у Моисея, становится евангельской в послании Павла (Рим. 10:8). «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его» (Пс. 118:1,2). «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим… Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14:21,23). «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9). «Я Бог всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17:1).

Имеются семь основных методов применения Писания, в соответствии с семью духовными условиями.

Категории слушателей

1. Те, которые являются неверующими, ничего не знают и не поддаются наставлению. Эти люди должны быть прежде всего подготовлены к принятию доктрин Слова. Иосафат послал левитов по всем городам Иудеи, чтобы учить людей и уводить их от идолослужения (2 Пар. 17:9). Эта подготовка должна частично включать беседу и рассуждение с этими людьми с целью узнать их отношение и расположение и частично – осуждение любого явного греха, чтобы их сознание пробудилось и его коснулся страх Божий, чтобы они могли стать способными к принятию учения. (см. Деян. 9:3-5; 16:27-31; 17:17; 17:22-24).

Когда появляется некоторая надежда на то, что люди становятся способными воспринимать учение и подготовленными, к ним должно быть обращено Слово Божие, как правило, в общих понятиях, затрагивающих основополагающие темы (как это делал Павел в Афинах, Деян. 17:30,31). Если на такое обращение нет положительной реакции, учение должно быть подано в более детальной и обстоятельной форме. Но если они по-прежнему остаются непонятливыми и нет надежды обратить их, их следует просто оставить (Пр. 9:8; Мтф. 7:6; Деян. 19:9).

2. Те, которые поддаются обучению, но не знают ничего. Мы должны наставлять таких людей при помощи катехизиса (см. Лук. 1:4; Деян. 18:25,26). Катехизис – это краткое объяснение фундаментальной доктрины христианской веры в форме вопросов и ответов. Этот прием удобен для понимания и для запоминания. Поэтому в катехизис должны быть включены основы христианской веры, резюме ее базовых принципов (Евр. 5:12).

Принцип веры – это библейская истина, которая прямо и непосредственно связана со спасением человека и со славой Божией. Если она отрицается и отвергается, у нас нет оснований иметь надежду на спасение. Имеются шесть таких принципов: покаяние, вера, крещение (то есть таинства), возложение рук (образ служения Слова), воскресение и последний суд (Евр. 6:1-3).

Отличительной чертой катехизиса является простота изложения основных элементов веры при помощи вопросов и ответов (Деян. 8:37; 1 Пет. 3:21). Как выразился Тертуллиан, «Душа очищается не омовением, но ответами».

Здесь важно определить разницу между «молоком» и «твердой пищей». Эти категории имеют отношение к одной и той же истине; разница между ними состоит в способе и стиле преподавания доктрины. «Молоко» - это краткое, простое и общее объяснение принципов веры: мы должны верить в единого Бога в трех лицах – Отца, Сына и Святого Духа; мы должны полагаться на благодать Божию во Христе; нам следует верить в прощение грехов; когда нас научат, что нам необходимо покаяться, нам нужно воздерживаться от зла и делать добро.

С другой стороны, «твердая пища» - это подробное, полное, понятное и разъясняющее изложение доктрины веры. Оно включает тщательное и доступное представление библейского учения по следующим темам: состояние человека до грехопадения, первородный и совершённый грех, вина человека, свободная воля; тайны Троицы, две природы Христа, их единство в одной Личности, служение Христа как Посредника, вменение праведности; вера, благодать и польза закона. «Молоко» должно подаваться «младенцам», тем, которые несовершенны в возрасте и знании; «твердая пища» предназначена для более зрелых и подготовленных людей (1 Кор. 3:1,2; Евр. 5:13).

3. Отдельную категорию составляют люди, которые имеют знание, но не имеют смирения. Здесь нам необходимо увидеть основание покаяния, находящееся в том, что Павел называет «печалью ради Бога» (2 Кор. 7:8-10). Печаль ради Бога – это сожаление о грехе уже только потому, что это грех. Чтобы возбудить это чувство, необходимо служение закона. Оно может вызвать в сердце настоящее чувство сокрушения, привести сознание в состояние страха. Хотя этот способ не является сам по себе достаточным и полезным, но он дает многое необходимое для укрощения греховной непокорности и для подготовки души к принятию учения.

Чтобы возбудить это чувство сожаления, стоит воспользоваться какой-либо особенной частью закона, которая может обличить в любом явном грехе тех, которые не желают смиряться. Сожаление и раскаяние хотя бы в одном грехе – это в сущности сожаление и раскаяние во всех грехах (Пс. 31:5; Деян. 2:23, 8:32).

Если какой-либо человек, который переносит страдания и горе, имеет лишь мирскую скорбь, то есть он не скорбит о грехе как таковом, а только о наказании за грех, не следует говорить ему слова утешения. Такая скорбь должна прежде всего превратиться в печаль ради Бога. Представьте себе аналогию с лечением болезни. Если жизни человека грозит опасность из-за сильного кровотечения из носа, врачи могут приписать кровопускание из руки или какого-либо другого подходящего места, чтобы остановить кровотечение из носа. Мотив их действий – желание спасти человека от смерти.

Итак, Евангелие должно проповедоваться так, чтобы Дух Святой действительно производил спасение. Потому что, обновляя людей так, что они начинают желать и делать то, что благоугодно Богу, Дух Святой действительно и истинно производит в них печаль ради Бога и покаяние ко спасению.

Для жестокосердных людей закон должен звучать подчеркнуто, его проклятия и предупреждения должны произноситься ясно. Людей следует научить, как трудно получить освобождение, пока их сердца тверды (Мтф. 3:7; 19:16,17; 23:13,33). Но когда появляются признаки истинной печали, их следует утешать Евангелием.

4. Те, которые смирились. Здесь мы должны аккуратно понаблюдать, является ли смирение, которое уже имело место, полным и здравым, или это только начало смирения, и оно еще неглубокое и поверхностное. Важно, чтобы люди получили евангельское утешение именно тогда, когда это необходимо. Если это произойдет раньше, человек может ожесточиться подобно тому, как железо становится предельно твердым после того, как его бросят в раскаленную печь.

Вот несколько рекомендаций к общению с так называемыми частично смирившимися людьми. Разъясните им закон, аккуратно прибавив к нему элементы Евангелия, так, чтобы, устрашившись своих грехов и суда Божия, они одновременно нашли утешение в Евангелии (Быт. 3:9-15; 2 Цар. 12; Деян. 8:20-23). Пророк Нафан показывает нам здесь пример. Посланный Богом, он призывает Давида к осознанию своего истинного состояния через притчу, а затем, после искреннего раскаяния Давида, объявляет ему Божие прощение.

Таким образом, полностью смирившихся людей следует учить вере и покаянию и предлагать им евангельское утешение (Мтф. 9:13; Лук. 4:18; Деян. 2:37,38).

5. Те, которые уже веруют. Мы должны учить их следующему:

(i) Евангелию: библейским учениям об оправдании, освящении и усердии.

(ii) Закону: но в таком плане, как он применяется к тем, кто находится не под проклятием, чтобы они были научены тому, как приносить плоды нового послушания в гармонии с покаянием (Рим. 8:1; 1 Тим. 1:9). Здесь моделью может служить учение Павла в послании к Римлянам.

(iii) Хотя некоторых праведных и святых в глазах Божиих людей не следует предупреждать о проклятии закона, все же необходимо указывать силой закона на их определенный пребывающий грех. Подобно тому, как отец может предупредить своих сыновей о наказании за провинности, чтобы внушить им здоровое чувство опасения перед злыми делами, так необходимо часто побуждать истинных верующих к размышлению над проклятием закона, чтобы они не злоупотребляли милостью Божией для греховной жизни, чтобы возрастало их смирение. Наше освящение – все еще неполное. Для того, чтобы остатки греха были удалены из нашей жизни, мы должны всегда начинать с размышления над законом с осознанием нашего греха, чтобы затем успокоиться в благодати Евангелия.

6. Те, которые отпали. Возможно, некоторые частично отошли от благодати либо в вопросах веры, либо в образе жизни.

Отпадение от веры происходит через незнание доктрин Евангелия или неправильное познание Христа.

Отпадение от учения означает уход в заблуждения и отклонение от фундаментальной или второстепенной доктрины.

В такой ситуации необходимо подготовить и преподать особое наставление, которое может противодействовать их заблуждению. Мы должны подчеркнуть им его важность, а также предложить доктрину о покаянии. Но мы должны делать это с братолюбием (2 Тим. 2:25).

Отпадение от познания Христа приводит к отчаянию. Чтобы возвратить таких людей к вере, мы должны точно определить их духовное состояние, а затем найти средство для исправления. Мы должны проанализировать причину их искушения или их настоящего состояния. Оценка причины должна производиться должным образом путем личного исповедания (см. Иак. 5:16). Но для того, чтобы избежать превращения такого исповедания в инструмент пытки, необходимо руководствоваться следующими принципами:

(i) Исповедание должно происходить добровольно и без малейшего принуждения. Оно не может повлиять на спасение.

(ii) Это не должно быть исповедание всех грехов, а только тех, которые в данный момент мучают совесть и могут привести к еще более серьезным духовным последствиям, если с ними не покончить.

(iii) Такое исповедание должно происходить главным образом в присутствии пастора, но с пониманием, что данная проблема может быть конфиденциально доверена и некоторым другим надежным людям в церкви.

Оценка духовного состояния личности включает исследование того, находятся эти люди под законом или под благодатью. Чтобы выяснить это, мы должны узнать у них, испытывают ли они недовольство самими собой из-за того, что они сделали противное Богу. Ненавидят ли они грех как таковой? Это основание для покаяния, которое приводит ко спасению. Во-вторых, мы должны спросить у них, чувствуют ли они в сердце желание примириться с Богом. Это – фундамент живой веры.

Когда диагноз поставлен, должно быть предписан и проведен курс лечения на основании Евангелия. Это лечение имеет двойной характер:

Во-первых, многие евангельские истины должны быть объяснены им и запечатлены в их сознании, а именно:

(i) То, что их грех может быть прощен.

(ii) Что обетования благодати касаются в общем всех, кто верует. Они не были даны отдельным личностям, поэтому они не исключают никого.

(iii) Что желание верить – это и есть вера (Пс. 144:19; Откр. 21:6).

(iv) Что грех не отменяет благодати (поскольку Бог все обращает во благо для тех, кто принадлежит Ему), скорее, он может привести к ее дальнейшим проявлениям.

(v) Что в этом падшем и греховном мире все дела Божии делаются способом, неугодным Ему!

Во-вторых, их необходимо ободрить в самых горьких искушениях, чтобы возродить в них веру, которая уснула. Они должны успокоить и убедить себя, что их грехи прощены. Они должны быть готовы к энергичной молитвенной борьбе, самостоятельно или вместе с другими, против плотской природы и тщетной человеческой надежды. Чтобы они были способны делать все это, они должны принять честное и искреннее увещевание; даже те, кто проявляет нежелание, должны быть каким-либо образом принуждены делать это (см. Пс. 76:2,3; 129:1,2; Рим. 4:18).

Чтобы эти «медикаменты» действовали эффективно, следует использовать власть «связывать и развязывать» в той форме, которая предписана в Писании. (2 Цар. 12:13; 2 Кор. 5:20). Если по какой-то причине человек находится в подавленном состоянии, в этом случае следует искать индивидуальный подход.

Отпадение от христианского образа жизни происходит, когда христианин совершает явный грех, как в случае с опьянением Ноя, прелюбодеянием Давида, отречением Петра и в других подобных случаях. Сила и расположение пребывающей благодати Божией могут быть утрачены на некоторое время. Тем, кто отпал таким образом, необходимо наряду с Евангелием объяснять и закон. Каждый новый совершённый грех требует нового шага веры и покаяния (Ис. 1:4,16,18). 

7. Церкви, в которых собираются верующие и неверующие. Это наиболее типичная ситуация в наших общинах. В таких собраниях можно объяснять любую доктрину, будь то закон или Евангелие, при условии соблюдения всех ее библейских ограничений и предписаний (см. Иоан. 7:37). Именно это делали пророки в своих проповедях, объявляя суд и погибель нечестивым и обещая избавление в грядущем Мессии всем, кто покается.

Но что делать, если кто-то в собрании впадет в отчаяние, тогда как остальные ожесточатся? Что нужно делать в этом случае? Ответ таков: тем, кто ожесточился, необходимо слушать элементы закона, относящиеся к определенным в данной ситуации людям и грехам. Отчаявшейся душе следует дать возможность услышать голос Евангелия, который обращается к ней специально.

 

Аспекты применения

 

Применение имеет два аспекта: умственный и практический.

Умственное применение

Умственное применение относится к разуму и связано с учением и обличением (2 Тим. 3:16,17).

Когда речь идет о доктрине, при помощи библейского учения разум получает информацию, которая помогает приходить к правильному суждению о том, во что следует верить. При обличении библейское учение используется для вывода разума из заблуждения.

Когда при изложении Писания опровергается лжеучение, необходимо соблюдать следующие предосторожности:

1. Убедитесь, что вы правильно понимаете рассматриваемую проблему, или «сущность вопроса», который будет обсуждаться.

2. Обличайте только те заблуждения, которыми церковь поражена в текущий момент. Не касайтесь других ошибок, если они остались в прошлом или не имеют отношения к вашей аудитории, и если вы уверены, что они не вызовут других духовных проблем. Подобная ситуация описана во второй главе книги Откровения, в которой Пергамская церковь предупреждается об опасности учения Николаитов, которое уже оказало влияние на членов этой церкви.

3. Если заблуждение не затрагивает самих основ Евангелия, обличение должно происходить не только в истинно христианском стиле (как это должно быть всегда), но и в дружеской манере. В этого должно быть по-доброму высказано братское несогласие.

Практическое применение

Практическое применение относится к образу жизни и поведению и связано наставлением и исправлением.

Наставление – это применение учения, помогающее нам жить по-христиански в семье, государстве и церкви. Оно включает ободрение и увещевание (Рим. 15:4).

Исправление – это такое применение учения, которое преобразует жизнь, пораженную нечестием и неправедностью. Оно включает предостережение. Такое предостережение сначала должно делаться в общей форме, не касаясь конкретных обстоятельств. Этот принцип ярко проиллюстрирован в 2 Цар. 12, где Нафан приводит Давида к осознанию его греха через обычную притчу. Кажется, что и Павел взял на вооружение этот подход (см. Деян. 19:26,35,37).

Если такой способ обличения не приносит результата, оно должно быть выражено в более конкретной форме (см. 1 Тим. 5:20). Но наше выражение ненависти ко греху должно всегда сопровождаться ясным проявлением любви к человеку, который согрешил. Где это возможно, служитель должен включать в обличение свой личный опыт. Таким способом его проповедь, учение и совет будут выдержаны в мягком и кротком духе (см. Дан. 4:16,19; 1 Кор. 4:6; Гал. 2:15).

Эти различные аспекты применения могут быть отнесены к каждому предложению Писания. Но для нас может быть ценным пример, взятый из того, что Маттиас Флаций Иллирик (1520-75), лютеранин, написал по поводу Мтф. 10:28, где Иисус призывает учеников не бояться тех, кто может убить только тело, но бояться тех, кто может и тело, и душу погубить в геенне. Из этого текста легко извлечь множество доктрин, относящихся как к нашему исповеданию веры, так и к Божиему провидению.

Доктрина

1. Нам необходимо публично исповедовать известную нам доктрину, где только для этого возникает нужда.

2. Мы должны исповедовать Христа, даже если это представляет опасность для нашего имущества или нашей жизни.

3. Мы должны пренебрегать ценой нашей жизни по сравнению с тем, как мы ценим Христа и Его истину.

4. Вечное осуждение, которое будет ощущаться как душевно, так и телесно, приготовлено для тех, кто не боится отвергать Христа и Его слово.

5. Бог намеревается и готов управлять и руководить нами, помочь нам в истинном исповедании нашей веры.

6. Божие провидение – не только общее, но также и частное, индивидуальное, касается мельчайших деталей, вплоть до волос на нашей голове!

Обличение

1. Ошибочно думать, что достаточно просто принять сердцем веру и правильные взгляды на религию. Также ошибочно представление, что человек в силах иногда что-либо допускать или утверждать перед людьми, например, обстоятельства места, времени и человеческие потребности, особенно когда кажется, что жизнь близится к концу.

2. Эпикурийцы заблуждаются, отрицая божественное провидение и считая, что Бог слишком высок и велик, чтобы заботиться о простых человеческих нуждах.

3. Стоики заблуждаются, думая, что все процессы управляются судьбой (или некоторой непреодолимой и фатальной необходимостью).

4. Те, которые смешивают мудрое руководство Божиего провидения с удачей или фортуной, также ошибаются.

5. Пелагиане ошибаются, приписывая слишком много человеческой силе, как будто человек силен принять веру по своему собственному желанию, стойко держаться в ней и бесстрашно исповедовать до конца жизни.

6. Другие заблуждаются, более полагаясь на внешние обстоятельства и преходящее богатство, чем на силу и благость Божию.

Наставление

1. Вы должны, насколько это возможно с вашей стороны, стараться иметь страх Божий, потому что вы узнали, что только одного Бога следует бояться превыше всех людей.

2. Вы должны научиться до такой степени пренебрегать всеми человеческими ценностями, чтобы всегда иметь желание, оставив их, покинуть этот мир и быть с Христом на небесах.

3. Размышление над особым Божиим провидением должно научить вас думать о присутствии всевидящего и всеведущего Бога, искать Его помощи, а также верить, что Он помогал вам во всем и, наконец, что нет такой страшной опасности, от которой Он не мог бы и не хотел бы вас избавить, если на это есть Его воля.

Исправление

1. Эти слова Христа исправляют небрежность тех, кто не молится об искренней любви, чтобы, горя ею, они были бы способны отдать свою жизнь за Его имя.

2. Здесь также виден упрек тем, кто не признает или не замечает Божиего провидения, которое явно видно во всем.

3. Здесь есть обличение тем, кто не благодарит Бога за обещание руководить нами и хранить нас во всей нашей жизни.

4. Здесь имеется упрек тем, кто пренебрегает Божиим творением, поскольку ясно, что Бог заботится о всем Своем творении.

По такому пути можно исследовать любое место Писания. Заметьте, однако, что мы не должны стараться развивать каждую доктрину из каждого текста Писания, но только те доктрины, которые могут быть должным образом применены в настоящих условиях данной церкви. Их следует тщательно отбирать и ограничивать их количество, чтобы те, кто слушает Слово Божие, не получали голый набор различных применений.

 

Использование памяти

 

Поскольку проповедь обычно произносится по памяти, следует сказать несколько слов относительно использования памяти.

    Пособия по искусственному запоминанию,[6] например, те, которые рассчитаны на запоминание мест и образов, могут научить нас, как можно легко запомнить проповедь, но их использование нельзя одобрить по нескольким причинам:

1. Пособия по запоминанию, которые используют стимуляцию образа для активизации нашей памяти, вовлекают нас в недуховную деятельность. Такой метод требует подключения абсурдных, бесполезных и даже чудовищных мыслей. Это особенно касается тех мыслей, которые поднимают и разжигают самые развращенные пристрастия плоти.

2. Приемы искусственного запоминания притупляют разум и память. Они требуют не единичного, а тройного включения памяти: вначале запомнить место, затем – образ и, наконец, то, что нужно сказать.

Гораздо полезнее для нас при подготовке к проповеди тщательно запечатлить в нашей памяти – при помощи аксиоматического, силлогистического или методического мышления – различные доказательства и применения доктрин, иллюстрации применений и порядок, в котором мы собираемся это излагать. Нет необходимости чрезмерно заботиться о точных словах, которыми мы будем выражаться. Как говорит Гораций, слова «будут охотно следовать за заранее обдуманным предметом».

Практика запоминания рукописи проповеди наизусть имеет много недостатков. С одной стороны, это требует большого объема работы. С другой стороны, если в волнении мы забудем какое-либо место нашей проповеди, собранию будет тяжело понять вас, а мы окажемся в неудобном положении. В дополнение, эта практика препятствует свободной речи оратора, действию богодухновенного потока духовных явлений, потому что нас почти преследует мысль и опасение, не подведет ли нас память, которую мы нагрузили таким количеством информации.

 

Проповедь Слова

 

Мы говорили о подготовке проповеди. Сейчас мы должны подумать о самой проповеди. Здесь существенными являются две вещи: (i) сокрытие человеческой мудрости и (ii) демонстрация, или проявление, Духа. Человеческая мудрость должна быть исключена как из содержания проповеди, так и из языка, который мы используем. Проповедь Слова – это свидетельство о Боге и исповедание познания Христа, а не демонстрация человеческого искусства. Более того, слушатели не должны приписывать свою веру заслугам людей с их даром проповеди, а единственно силе Слова Божия (1 Кор. 2:1,2,5). Но это не означает, что выступающий на кафедре должен носить отпечаток необразованности и невежества. Служитель может и должен свободно использовать свои общие умения, философию и обширное количество информационных материалов при подготовке проповеди. Но в публичном выступлении все они должны быть скрыты от общины, а не нарочито выставлены напоказ. Как гласит латинская пословица, Artis etiam celare artem – «скрывать свое мастерство – это также мастерство».

«Явление Духа» (1 Кор. 2:4) становится реальностью, когда служитель Слова ведет себя так, что любой человек – даже незнакомый с Евангелием или неверующий – понимает, что это говорит не проповедник, но Дух Божий в нем и через него (Мих. 3:8; 1 Кор. 2:4; 14:24,25; 4:19,20). Это то, что делает его служение живым и сильным (Лук. 11:27).

Такое «явление» может выражаться через речь или жесты. Речь должна быть духовной и благодатной. Духовная речь – это речь, которой учит Дух Святой (1 Кор. 3:12). Она простая и ясная, адаптированная для понимания слушателями и соответствующая для прославления Божиего величия (Деян. 17:2,3; 2 Кор. 4:2-4; Гал. 3:1). По этой причине никакие специальные выражения из области искусств, никакие словосочетания на иностранных языках и замысловатые обороты не должны использоваться в проповеди. Это может сбить с толку слушателей, которые не смогут проследить связь между тем, что было сказано, и тем, что следует дальше. Вдобавок непривычные слова скорее препятствуют, чем помогают людям понять смысл того, что говорится. Они приводят к переключению их внимания с предмета проповеди на другие темы. В связи с этим также следует избегать простого рассказывания историй, а также вульгарных или глупых высказываний.

Благодатная речь выражает благодать сердца (Лук. 4:22; Иоан. 7:46). Такая благодать должна проявляться как в человеке, так и в его служении.

Благодать в человеке – это святость его сердца и его непогрешимой жизни. Хотя сами по себе эти качества не означают, что их обладатель непременно должен быть служителем, но никто не может совершать труд служения без них. Этому есть несколько причин:

1. Потому что учение Слова трудно понять и применить. Следовательно, служитель должен демонстрировать то, чему он учит, на своем собственном примере в качестве образца для применения своего собственного послания (Фил. 4:8; 1 Тим. 4:12; 1 Пет. 5:3).

2. Человек неправеден, если он не получает внутреннее осмысление и переживание Слова Божиего в своем сердце, как бы глубоко он ни понимал Писание (Быт. 18:17-19; Пс. 24:8,9; Ам. 3:7).

3. Бог ненавидит благочестивые речи, не связанные с благочестивой жизнью (Пс. 49:16,17). Как пишет Григорий Назианзин (с. 329-389), странно видеть человека, который ведет других по пути, с которого сам сбивается, – это то же, что видеть врача с признаками болезни.

4. Один из секретов служения состоит в том, что служитель должен скрывать свои слабости, чтобы они не были заметны. Простой человек не проводит различия между служителем и служением. Он не способен увидеть важность служения, не дав прежде моральную оценку личности самого служителя. Ирод охотно слушал Иоанна Крестителя не потому, что он был отличным служителем, а потому, что он был хорошим человеком (Мк. 6:20). Григорий Назианзин взял верный тон: «Тот, кто учит здравым доктринам, а живет нечестиво, подобен человеку, который дотягивается одной рукой до того, что отталкивает другой». Джон Хризостом (347-407), комментируя Мтф. 20, говорит: «Служитель церкви, уча доброму и живя хорошо, показывает людям, как нужно жить благочестиво, а живя в зле, он учит Бога, как осудить его». И еще: «Очень легко показывать мудрость на словах; научи меня жить на примере твоей жизни, вот лучшее учение!» Слова не производят на душу такое большое впечатление, как дела!

5. Служитель, который тайно или явно живет нечестиво, недостоин стоять пред лицом святого и всемогущего Бога (Лев. 10:3; Ис. 6:6-8; Иер. 15:19). Вот почему суды Божии произносились против нечестивых служителей и приводили их в трепет (1 Цар. 2:17,25).

Святость

Что касается служителя, святость включает следующие элементы:

1. Добрая совесть (Деян. 24:16; 2 Кор. 1:12; 1 Тим. 1:19). Без этого уста проповедника будут затворены (Ис. 56:10).

2. Внутреннее понимание доктрины, которую мы собираемся проповедовать. Дерево, которое способно гореть, не может воспламениться, пока к нему не будет поднесен огонь. Подобным образом, каждый, кто хочет пробуждать благочестивые чувства и желания в других, должен сам иметь благочестивые чувства. Таким образом, тот отклик, который должна получить та или иная проповедь, прежде должен прозвучать в нашем сердце, чтобы мы были способны зажечь такой же огонь в сердцах наших слушателей.

3. Страх Божий, для того, чтобы, наполненные благоговением перед Божиим величием, мы могли говорить трезво и умеренно.

4. Любовь к людям (1 Фес. 2:7). Чтобы поддерживать это чувство, служитель должен серьезно и горячо молиться за народ Божий (1 Цар. 12:23).

5. Служитель также должен быть достойным уважения за свою стойкость, прямоту, серьезность и верность. Он должен уметь проявлять уважение к другим людям в обществе и наедине, учитывая особенности своей общины.

6. Он должен быть умеренным, уметь внутренне сдерживать любые сильные эмоции. Но его внешний стиль поведения, его жесты должны быть умеренными и откровенными. Таким способом он будет отмечен достоинством и авторитетом. Следовательно, он не может быть ни жадным, ни пьяницей, ни спорщиком, ни драчуном, ни склонным ко гневу. Молодые люди должны упражняться в благочестии и отвергнуть юношеские похоти (1 Тим. 4:7).

Благодать

Благодать служителя состоит из следующих качеств:

1. Он должен быть способным учить (1 Тим. 3:2). Павел не имеет в виду, что этот дар весьма желателен для служителя; он настолько важен, что просто не может отсутствовать. Вот та причина, по которой Григорий Назианзин отказался от сана епископа. Феофилакт, комментируя этот текст, пишет: «Обязанность учительства – самая главная у тех, кто именуется епископом». В самом деле, на Никейском и Милетском соборах была утверждена форма наказания, согласно которой человек носил имя служителя, но не имел права проповедовать Евангелие. 

2. Власть, с которой служитель говорит как посланник великого Иеговы (Тит. 2:15; 1 Пет. 4:11).

3. Усердие, то есть в стремлении видеть славу Божию он через свое служение будет стараться исполнить повеление о Божием избрании мужчин и женщин для спасения (Иов. 32:18,19; Кол. 1:28,29; 2 Тим. 2:25).

Физические жесты

Жесты – это действия, производимые голосом и телом.

Голос оратора должен быть достаточно громким, чтобы его все могли слышать (Ис. 58:1; Иоан. 7:37; Деян. 2:14). При изложении доктрины в проповеди нам следует быть более умеренными, а при наставлении и увещевании – более горячими и энергичными. В жестах тела должна быть определенная торжественность, которая будет по-своему украшать посланника Бога. Поэтому для проповедника будет правильным держать туловище напряженным и спокойным, в то время как остальные части тела (кисть руки, рука, лицо и глаза) будут выражать и как бы говорить о духовных переживаниях сердца.

Писание содержит примеры коммуникативной силы физических жестов. Поднятие кверху глаз и рук означает веру (2 Пар. 6:13,14; Деян. 7:55). Опущенные глаза указывают на сожаление и тяжесть (Лук. 14:18). Относительно жестов мы не можем устанавливать дальнейших принципов; здесь руководством может служить пример широко почитаемых Божиих служителей.

 

Публичная молитва

 

До сих пор мы рассматривали тему проповеди Слова. Наконец, необходимо сказать несколько слов о публичной молитве. Это второй аспект пророчества. Здесь служитель является гласом народа, взывающего к Богу (1 Цар. 14:24; Лук. 11:1).

В этой связи мы отметим следующие пункты:

1. Объектом молитвы должны быть прежде всего недостатки и грехи людей, а также милости Божии и благословения, в которых они нуждаются (1 Тим. 2:1,2). Тертуллиан говорит: «мы все молимся за всех императоров, чтобы им была дарована долгая жизнь, чтобы их царствование было спокойным, чтобы они имели благополучную семью, мужественных воинов, верных советников, лояльных подданных, спокойный мир и все, чего желает человек и кесарь». Далее он говорит: «Мы молимся за императоров, за их слуг и начальников, за время, в которое они живут, за положение их дел и за продление их жизни». Молитва Господня покрывает все эти сферы под шестью заголовками: Божия слава, Божие царство, наше послушание, сохранение жизни, прощение грехов и укрепление духа.

2. Форма молитвы должна быть следующей: служитель молится вслух, вся община в тишине молитвенно присоединяется к нему, показывая свое согласие с содержанием молитвы в конце ее словом «Аминь!» (Неем. 8:6; Деян. 4:24; 1 Кор. 14:16). Как утверждает Иустин, такова была практика в ранней церкви: «Когда председательствующий закончил молитвы и благодарения, весь присутствующий народ с одобрением воскликнул: «Аминь!»

3. Но этот единственный голос, который произносит общую молитву, должен быть понятным (1 Кор. 14:15). Молитва не должна звучать в скачкообразной и прерывистой манере, но представлять собой ровный поток прошений, в котором нет места бесполезным повторениям (Мтф. 6:7).

4. Молитва состоит из трех элементов: (i) тщательное размышление над содержанием молитвы; (ii) расположение тем молитвы в подходящем порядке; (iii) изложение молитвы в церкви в такой форме, которая служит наставлению присутствующих.

Да будет слава Триединому Богу!

 

Резюме

 

Проповедь включает:

1. Внятное чтение текста из канонического Писания.

2. После прочтения текста – объяснение его значения в свете самого Писания.

3. Извлечение нескольких полезных пунктов доктрины из настоящего смысла данного отрывка.

4. Объяснение применения доктрин в жизни и служении церкви в прямой и доступной форме.

Глубинная сущность предмета проповеди следующая:

Проповедовать Одного Христа,

именем Христа,

к славе Христа.

Soli Deo Gloria

Единому Богу слава!

 


[1] Эти апокрифические книги были включены в канон Писания римско-католической церковью.

[2] Многие апокрифические книги были написаны на древнееврейском и арамейском языках, но до недавнего времени сохранялись или были известны только на греческом языке.

[3] Апостольский Символ веры не был написан апостолами, но его форма возникла в первые дни христианской церкви, и он на протяжении веков рассматривался как краткое изложение христианского вероучения.

[4] Во многих переводах Библии слова, добавленные по смыслу высказывания, напечатаны курсивом. Сам Перкинс использует в качестве иллюстрации Еф. 3:1, но она была опущена из-за сомнения в правильности прочтения текста.

[5] Перкинс приводит список всего тридцати семи различных примеров оттенков значения, которые имеют древнееврейские слова. Этот список здесь не печатается.

[6] Использование таких пособий по запоминанию в публичных выступлениях обсуждалось в средневековье и во времена классиков. Здесь Перкинс имеет ввиду «системы запоминания», изобретенные итальянцем Джордано Бруно и шотландцем Александром Диксоном, против которого Перкинс написал два трактата в 1584 году. Эти пособия памяти основывались на использовании образов и оккультных наук, а некоторые другие вызывали разгул страстей при помощи памяти. Имеется некоторое доказательство, что до своего обращения Перкинс сам увлекался оккультизмом.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!