ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ              ДЕ'ЙСТВИЕ



ЖИ'ЗНЕННОЕ,' Жизненное театрализованное
действие.

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ                ДЕЙСТВИЕ

МА'ССОВОЕ, Массовое театрализованное
действие.

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ             МА'ССОВОЕ

ОБЩЕ'НИЕ, Массовое театрализованное об-
щение.

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ               ПРЕДСТАВ-

ЛЕНИЕ МА'ССОВОЕ, Массовое театрализо-
ванное действо.

ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО                ДЕЙСТВА

МАССОВОГО ВОСПРИЯТИЕ, Восприятие
массового театрализованного действа

ТЕАТРА'ЛЬНАЯ ИГРА', игра, в к-рой пе-
реплавляются материал режиссерского творчест-
ва и эл-ты режиссерской выразительности, ори-
ентированные на постижение высшего смысла
бытия, реж-р ищет этот смысл и в самом себе, и в
содержании пьесы, и в выборе (открытии, изо-
бретении) выразительных средств.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЭТИКА, (rp. ethika, от
e'thos - обычай, нрав, характер), понятие, заро-
дившееся в процессе создания К. С. Станислав-
ским системы воспитания актера. Он рассматри-
вал Т. э. как основу успешной творческой н ор-
ганизационной работы драматического коллек-
тива.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО, про-
странство, предназначенное для театральной
деятельности. Термин, введен Н. Охлопковым и
объединяет в себе понятия "сцена" и «зал». Т. п.
находится в постоянном движении, принимая
различные формы в размере развития спектакля.
В какие-то моменты действия актер простравст-


89


венно отделяется от публики, в другие - сливается
с ней в одно целое. Различают:
дифференцированное пространство, в к-ром
зрительская и сценическая части разделены
порталом; интегрированное пространство, в к-
ром зрительская и сценическая части слиты в
единый пространственный объем;
многоцелевое, предназначенное для демонстрации
спектаклей, концертов, выставок, спортивных
выступлений и т. п.;

нейтральное - пустое помещение, преоб-
разовываемое в Т. п. согласно художественному
замыслу конкретного спектакля; однопро-
странственный театр, в к-ром зрительный зал и
сцена не разделены.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС, здание,
объединяющее в себе несколько театральных
пространств
для одновременной работы разных
театров.

ТЕАТР АЛ ИЗА'ЦИЯ, Метод театрализации
ТЕАТРАЛИЗА'ЦИИ МЕТОД, Метод те-
атрализации.

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ              ДЕ'ЙСТВИЕ.

творческая активность людей, выражающих
свои жизненные стремления художественными,
театральными средствами направленная к дос-
тижению жизненной духовной цели.

ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО МАССОВОГО
ДЕ'ЙСТВИЯ РЕЖИССЕР,
Режиссер массового
театрализованного действия.

ТЕКСТ ДИ'КТОРСКИЙ, Дикторский
текст.

ТЕЛЕИСКУ'ССТВО(< гр. tele - вдаль, далеко
и слова "иск-во"), техногенное пространственно-
временное иск-во. обладающее временными
свойствами радиовещания и говорящее
аудиовизуальным языком кино. Т. и киноиск-во
входят в единую экранную художественную сис-
тему, Особенности Т, как и радиовещания -
симультанность, вездесущность и программность
вещания.

Еще на заре зарождения телевидения С.
Эйзенштейн выразил его уникальное свойство как
способность "прямо и непосредственно пере-
сылать миллионам слушателей и зрителей свою
художественную интерпретацию событий в не-
повторимый момент свершения его, в момент
первой, бесконечно волнующей встречи с ним".
Это относится не только к реальным событиям,
но и к событиям художественным, к самому акту
творчества. Выражением телевизионного иск-ва
являются передачи, где материалом художест-
венной образности становится само живое обще-
ние участников между собой и с телезрителем,
где автор (напр., И-Андронников, Э, Радзинский
Э.Рязанов, Л. Филатов и др.) выступает и в роли
режиссера, и импровизатора, и исполнителя, вы-
страивая на экране своеобразный телетеатр ху-
дожественного общения. Т. становится в празд-
ничном действии и телевизионном представле


нии важным способом коммуникации и сильным
выразительным средством.

„Т. бесконечно расширяет аудиторию празд-
ничного действия, передавая его экранный образ
в эфир, и активизирует участников праздника. Т
дает возможность расширить круг общения с
окружающим миром, включать в прямой диалог
людей, находящихся на дальнем расстоянии от
места праздничного действия.

Возможность прямой трансляции и видеоза-
писи жизненных событий, а также укрупнение на
экране фрагментов происходящего праздничного
действия позволяет использовать Т. как сильное
выразительное средство, включать прямые ре-
портажи или видеокадры в художественно-
документальную драматургию театрализованного
представления, тематического концерта. Само
телевизионное экранное действие может стать
основой массового игрового, праздничного об-
щения, охватывающего весь город, регион, всю
страну.•

Постоянно развивающиеся и расширяющиеся
технические возможности телеобщения рождают
новые формы экранного массового действия
(напр., КВН, концертные "телемосты", телема-
рафон).

ТЕЛЕМАРАФО'Н, общественно-художест-
венная акция, имеющая целью привлечь внима-
ние государства и общественности к проблемам
какой-л. социальной группы и помочь ей всеми
доступными способами. Автор замысла - петер-
бургская тележурналистка Тамара Максимова,

Т. отличается от других форм насыщенной
документальностью; экономической помощью
той структуре, ради к-рой "марафон" проводится;
значительной продолжительностью во времени
(диапазон достаточно широк: от 10 до 24 часов
без перерыва для сценического действия); обя-
зательным "живым" эфиром, так как он позволяет
установить с населением оперативную обратную
связь, дает другой нерв, диктует иную степень
ответственности в организации телевизион-но-
сценического действия. Т. тогда ценен, когда
художественно раскрывает личность всех участ-
ников - его главных героев, артистов, вкладчиков.
Т. является средством их самораскрытия.
(Документ, Факт. Герой, Интервью, Художест-
венный образ).

ТЕ'МА (< rp. thema - то, что положено в ос-
нову), 1) предмет описания, изображения, иссле-
дования, обсуждения, разговора и т. д 2) (В иск-
ве) объект изображения, круг жизненных явле-
ний, отражаемых писателем, художником или
композитором и скрепленных воедино авторским
замыслом. 3) (В музыке) построение, состав-
ляющее основу муз. произведения или его разде-
лов. В крупных муз. произведениях могут быть 2
- 3 и более тем. 3) (В музыке) муз. фраза, главный
мотив, к-рый является в муз. произведении
основой для дальнейшего развития. 4) (В театре)
те явления, события, к-рые отображаются драма-
тургом в произведении. Т. является выражением


90


 


. национальных особенностей, жизни той или иной
эпохи, отрезка времени. Чаше всего драматурги
описывают то," что они видели сами. 5) (В
театрализованном представлении, празднике)
постановка проблемы, предопределяющая отбор
жизненного материала и характер художественного
повествования. Она порождает обращение к тому
(или другому) сюжету. Т. характеризует
содержательный слой представления (праздника),
сюжет, являясь образной конкретизацией темы. -
характеризует его форму. Т. является одной из
составных частей замысла, отвечает на жизненно
важный вопрос «О чем?», требующий своего
размышления и разрешения.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕ'ЧЕР, вид театрали-
зованного представления (зрелища), отличаю-
щийся общественной значимостью затрагивае-
мых тем, органическим слиянием художествен-
но-образного с документальным материалом и их
драматургической разработкой. {Метод те-
атрализации).

Содержанием Т. в. является общественная
жизнь и быт людей, их напряженный, созида-
тельный труд, чувства и стремления, отраженные
в конкретных проявлениях и событиях, в жиз-
ненных конфликтах, пропаганда достижений
человеческой мысли в сфере экономики, полити-
ки, науки, техники, литературы, иск-ва. Основное
методическое требование к Т. в. - раскрытие
темы через призму конкретного чел-ка, его
мироощущение, эмоции, действия. Многооб-
разны жанры вечеров:

Вечер- хроника, - это обращение к рассказу об
исторических событиях в жизни страны, региона
(республики, города, села, района), социальной
группы,        производственного коллектива.

Основной принцип этого вида Т. в - распо-
ложение материала соответственно реальной
жизненной последовательности событий. Цен-
ность таких вечеров - в напоминании о событиях,
к-рые знакомы собравшимся. Но события пред-
стают не как разрозненный набор фактов, а как
непрерывная цепь людских судеб, и сидящие в
зале ощущают себя наследниками и продолжате-
лями традиций, заложенных их предшественни-
ками.

Вечер- портрет рассказывает о судьбе из-
вестного чел-ка (династии, коллектива, бригады,
звена и т. п.) и создает его образ всеми вырази-
тельными средствами.
События, освещаемые
здесь не столь масштабны, но благодаря своей
предельной конкретности, особой теплоте и сер-
дечности подачи материала достигают убеди-
тельности и глубины воздействия. Этот вид по-
зволяет в значительной мере реализовать по-
требность в общении с интересной личностью и
не только показать образ данного чел-ка, но и
раскрыть процесс его становления, т. е. раскрыть
его всесторонне.

Вечер- митинг - наиболее активный вид Т. в.
Тема здесь отличается предельной остротой и
злободневностью. Ему присуща открытая


агитационность, призывность, особая действен-
ность. Среди выразительных средств преоблада-
ют прямое обращение в зал, яркий, эмоциональ-
ный рассказ очевидца событий, широкое исполь-
зование кинохроники. На них нередко принима-
ются резолюции, обращения, письма; использу-
ются массовое исполнение песен, коллективные
клятвы, скандирование лозунгов! шествия через
зал. Все выступления носят пафосно-метинговый
характер.

Вечер-р а с с к а з отличается спокойной по-
вествовательной формой. Характерной чертой
является развернутое изложение темы, обилие
фактов, наблюдений, информации. Чаше всего
такие вечера в свободной образно-
документальной форме раскрывают такие поня-
тия, как героизм, патриотизм, интернационализм,
воинский долг, гуманизм. Здесь нет привязки к
конкретной жизненной судьбе, строго опреде-
ленным историческим событиям. Его цель -
глубже вникнуть в суть нашей жизни.

Вечер- р е п о'р т а ж объединяет единой те-
мой короткие выступления непосредственных
свидетелей и участников тех или иных событий
прошлого и настоящего. Особая оперативность,
злободневность, публицистичность, докумен-
тальность предъявляют особые требования к ве-
дущему.
Часто такие вечера ведут журналисты.

Вечер- ритуал содержит эл-ты торжест-
венного акта. Такие вечера связаны с важней-
шими событиями в жизни чел-ка, к-рые означают
существенные перемены в гражданском, полити-
ческом и социальном состоянии личности. Они
вбирают в себя многие эл-ты старинных обрядов
и в связи с этим имеют глубокую традиционную
основу. Помимо официального ритуального акта
(вручение паспорта, студенческого билета,
приема в скауты и т. п.) этот вид вечеров всегда
включает в себя ряд традиционных действий, в к-
рых «виновники торжества» и присутствующие
на нем проявляют свое отношение к проис-
ходящему Эти действия позволяют красиво и
впечатляюще выразить торжественное обяза-
тельство, добрые пожелания, благодарность,
признательность. Многие из этих действий пере-
дают большие идеи и глубокие чувства лучше и
выразительней, чем любое другое средство. (06-
ряд. Ритуал).

Вечер- интервью предполагает возможность
постановки и открытого обсуждения острых-
вопросов, широкого обмена мнениями, важность
и злободневность тематики, участие местных
руководящих кадров. Основная роль здесь
принадлежит ведущему, к-рый «избирает» лицо,
и обращается к нему от имени всех присутст-
вующих, комментирует его выступление и под-
водил" итог. Художественно-зрелищные эл-ты
используются в качестве "художественных про-
кладок" для заполнения пауз. (Интервью).

Вечер- диспут близко стоит к вечеру-
интервью. Но его основное содержание - про-
блемы воспитания подрастающего поколения. От


91


участников вечера требуется уметь не только
высказать, но и отстоять свою точку зрения на
затрагиваемые вопросы.

В основу вышеназванных жанров положены
различные виды человеческой деятельности. Идя
по этому пути, режиссеры могут преумножить
жанровое многообразие Т. в. (Метод театрали-
зации, Сценарный ход. Режиссерский ход. Прие-
мы активизации),

ТЕМП (ит. tempo, < лат. tempus - время), 1)
степень быстроты движения, осуществления,
интенсивность развития чего-л., в исполнении
чего-л., какого-н. дела, задания. 2) (В физических
упражнениях) определенная частота повторения
выполненных многократно движений (напр.,
шагов при ходьбе); 3) (Муз.) скорость следования
метрических счетных единиц; основной Т. (в
порядке возрастания): лагро, ленто, адажио
(медленные Т.); анданте, модерато (умеренные
Т.); аллегро, виво, престо (быстрые Т.); некото-
рые жанры (марш, вальс) характеризуются опре-
деленным Т.; для точного измерения Т. служит
метроном; 4) (В театре) течение выступления
артиста во времени (быстро-медленно) относится
к внешнему проявлению сквозного действия.

ТЕ'МПО - РИТМ. сочетание ритма (напря-
женности шульса, внутренней интенсивности
постановки) и темпа (внеш. проявления хода
сквозного действия), к-рые могут либо совпадать.
либо резко контрастировать друг с другом.

Т.-р. театрализованного представления - со-
четание взаимодействия внутренней и внешней
динамики исполнения и сочетание номеров и
эпизодов.

В верном Т.-р. представления заложен успех
его восприятия как единого непрерывно и стре-
мительно развивающегося действия, идущего как
бы на одном дыхании. Современные режиссеры
чаше всего используют синкопированное
построение Т.-р. (при непременном соблюдении
закона его нарастания). Т. е. такое чередование и
сочетание номеров, к-рое приводит к резкой,
контрастной смене (переакцентировке) ритмов.
Сочетание темпо-ритмов - одно из действенных
выразительных средств, позволяющих реж-ру
наиболее точно и ярко выявить через динамику
развития эпизода его главную мысль.

ТЕНЕВО'Й ТЕАТР, Театр теней.

ТЕ'ХНИКА СЦЕ'НЫ, (гр. technike - искусная
< idchne •• иск-во, мастерство), совокупность
средств, устройств, приспособлений (2) для об-
служивания сценического зрелища. К Т.е. отно-
сится архитектурное устройство сцены-коробки.
ее оборудование, а также технические приспо-
собления, к-рые иногда изготавливаются специ-
ально для конкретной постановки. У театральной
техники есть и другая функция - создание сцени-
ческих эффектов,
необходимых по ходу дейст-
вия.

ТОЛПЫ, МИЗАНСЦЕ'НЫ, Мизансцены
толпы.


ТРАГЕ'ДИЯ (< гр. tragodia), вид драмы,
проникнутый пафосом трагического. Основу Т.
составляют острые общественные конфликты,
коренные проблемы человеческого бытия,
столкновения личности с судьбой, обществом,
миром, выражающийся в напряженной форме
борьбы сильных характеров и страстей. Трагиче-
ская коллизия разрешается обычно гибелью
главного героя. Классикой жанра стала Т. Древ-
ней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид), Возрож-
дения и барокко (У. Шекспир, Ж. Расин). Начи-
ная с 18 в. и особенно в драматургии реализма
жанр утрачивает строгость; Т. сближается с
драмой (как видом); возникают промежуточные
жанры, напр.: "мещанская Т." (Ф. Шиллер), тра-
гическая драма (Г. Кленст. В. Гюго), историче-
ская драма (А. С. Пушкин, А. К. Толстой), ге-
роическая драма (Вс. Вишневский); с конца 19 в.
становится актуальной трагикомедия.

ТРАГИКОМ Е'ДИЯ, драматическое произ-
ведение, обладающее признаками как комедии,
так и трагедии. В Т. лежит ощущение относи-
тельности существующих критериев жизни; одно
и то же явление драматург видит в комическом и
трагическом освещении. Характерна дня драма-
тургии 20 в. ("Шесть персонажей в поисках ав-
тора" Л. Пиранделло).

ТРАГИЧЕСКОЕ, философско- эстетическая
категория, характеризующая неразрешимый об-
щественно-исторический конфликт, разворачи-
вающийся в процессе свободного действия челка
и сопровождающийся его страданием, гибелью.
Т. неотделимо от идеи достоинства и величия
чел-ка. проявляющихся в самом его страдании,
предмет специфического вида драмы - трагедии.

ТРАДИ'ЦИЯ (< лат. traditio - передача), эл-
ты социального и культурного наследия, пере-
дающиеся от поколения к поколению и сохра-
няющиеся в определенных обществах, классах и
социальных группах в течение длительного вре-
мени. В качестве Т. выступают определенные
общественные установления, нормы поведения,
ценности, обычаи, обряды и т. д. Те или иные Т.
действуют в любом обществе и во всех областях
общественной жизни. Наиболее распространены
Т в религии. Реакционные Т. служат сохранению
отживших общественных и культурных форм,
прогрессивные - способствуют развитию
творческих начал в общественных отношениях и
культуре.

ТРАНСПОРТ (< лат. transportare - перено-
сить, перемещать, перевозить) , нетрадиционное
выразительное средство массового театрализо-
ванного представления. В постановках могут
участвовать легковые и грузовые автомобили,
трактора и танки, машины-амфибии и броне-
транспортеры, молоковозы, цементовозы, сель-
скохозяйственная техники (веялки, сеялки, жней-
ки, комбайны и др.), велосипеды и мотоциклы,
самолеты и вертолеты, катера и глиссеры,
шлюпки и яхты, пароходы и теплоходы, сухо-


92


путные и плавучие подъемные краны, метеозонды
и воздушные шары и т. д. В Петрограде в 19-20-м
гг проходили "трамвайные" шествия. На одном из
массовых представлений, проводившемся в
ночное время, использовались иллюми-
нированные электрокары. А. П. Конников поста-
вил хоровод - "Мотоберезка" на празднике "Рус-
ской зимы" в Лужниках, смонтировав на мото-
циклах высокие "гнезда" и поместив туда девушек
в полушубках, расписные полы к-рых накрывали
всю конструкцию вместе с мотоциклом.
Транспортные средства могут «заговорить», стать
«действующими лицами». Т. является очень
удобной          самодвижущейся            декорацией,

сценической площадкой.

ТРАНСФОРМАЦИЯ (лат. transforniatio
преобразование, превращение), в театре, цирке и
на эстраде прием основанный на быстром изме-
нении актером своего внеш. облика. (Ср., Пере-
воплощение}.
В театрализованных представлени-
ях часто используются Т. костюмов, реквизита,

ТРЕТИЙ ПЛАН, один из дальних планов,
поперечная доля сценической площадки, распо-
лагающаяся в глубине за вторым (сценическим)
пианом.
Т. п. соответствует общему плану в
кино. Нюансы игры, глаза - зеркало души актера
- тут разглядеть трудно. Но при этом взгляд зри-
теля охватывает все или большую часть сцениче-
ского пространства.
Т. п. - раздолье для худож-
ника
и режиссера, чтобы «поиграть» рельефом
сцены.

ТРЕХЧЛЕ'ННОСТЬ, по определению М.
Чехова, основное качество композиции целого.
Начало переживается как зерно, из к-рого
развивается растение, конец - как созревший
плод и середина - как процесс превращения зерна
в зрелое растение. Каждая из этих частей имеет
свою задачу и свой специфический характер в
композиции целого.

ТРОП (гр. tropos - поворот, оборот речи),
слово или меткое выражение, употребляемое в
переносном, иносказательном смысле (перенос
названия с традиционно обозначаемого предмета
или явления на др., связанных какими-то смы-
словыми отношениями с первым) для достиже-
ния большей выразительности. К Т, относятся
.метафора, эпитет, аллегория, олицетворение,
сравнение, символ, гипербола и др. В театраль-
ном иск-ве Т. выступает как синоним художест-
венного приема.

ТРУАКАТ, Полуфас.

ТРУППА (нем. Тшрре), актерский состав
драматического, оперного, опереточного и др.
театров.

ТРЮК (фр. true), 1) ловкий, эффектный при-
ем;
искусный, сложный маневр; 2) (В цирке) од-
но из главных выразительных средств, отдель-
ный законченный фрагмент любого циркового
номера, даже если Т. самый обыкновенный по
технике и кратковременный по выполнению, он
вполне самостоятельный и в себе замкнутый. Т.
является простейшим возбудителем реакгцш,


действующей на зрителя таким реально выпол-
няемым разрешением задания, к-рое лежит вне
обычного круга представления и кажется нераз-
решимым. Т. включает в себя необычность, ало-
гизм. 3) (На эстраде) Т. - язык оригинального
жанра,
средство его выражения. С его помощью
создается эстрадное произведение - в этом его
существенное отличие от спорта, где демонст-
рация самого Т., техническая виртуозность ис-
полнения является конечной целью выступления
спортсмена. Т. - не самоцель, а краска, особый
язык, строительный материал, которым создается
произведение. Любой Т. можно рассматривать
как художественную метафору. Аттракцион.
Монтаж' аттракционов).

УЛИЦА, в населенных пунктах: два ряда
домов и пространство между ними для прохода и
проезда, а также само это пространство. Празд-
ники, проводимые на улице - это форма театра
под открытым небом.
Праздники могут быть
тематически не связаны с данной У. и, наоборот,
посвящены конкретной У. В первом случае У.
является просто местом проведения праздника.
Во втором - У. становится реальным героем
(напр., праздник ул. А. П. Чехова, Моховой, Нев-
ского проспекта). Содержание праздника У. от-
ражает ее историю, архитектурные памятники,
дома, людей, к-рые в них работали и жили когда-
то, работают и живут сегодня.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ (<: лат. universal -
всеобщий), разносторонность, владение всеми
частными специальностями в свое профессии.
Владение многими профессиональными навыка-
ми, нахождение «на стыке» нескольких видов
иск-ва - важное сценическое качество эстрадного
исполнителя. Этим он и развлекает, и увлекает
публику, вызывая у нее положительные эмоции
не только содержанием исполняемого произве-
дения, но и своей «У.».

УНИФОТТМА (фр. uniforme), l) форма, при-
веденная к единообразию (унификации) (напр..
форменная одежда военных, учащихся и т. п.) 2)
(В цирке) одетый в специальные одежды перег-
нал, обслуживающий арену во время представ-
лений.

У. может быть достаточно ярким вырази-
тельным средством
в некоторых театрализован-
ных представлениях. Напр., У. активно исполь-
зовалась агиттеатрами «синей блузы». В массо-
вых театрализованных представлениях, чтобы
избежать эклектики .в костюмах, режиссеры
прибегают к У. (парадной пионерской форме,
форме бойцов студенческих строительных отря-
дов, к трико, военной и спортивной формам, ра-
бочей спецодежде и т. п.). Однако такой прием
использования костюма именно в массовых
представлениях ведет к однообразию, унылому


93


фону, отсутствию ярких цветовых пятен. ( Аксес-
суар ).

УПРАЖНЕНИЕ , повторное выполнение ка-
кого-л. задания, действия с целью его совершен-
ствования, усвоения. В театрализованных пред-
ставлениях на стадионе У. являются выразитель-
ным средством в построении массовых сцен . Ис-
пользуются У. с индивидуальными предметами
(напр., шарф, лента, мяч) или с групповыми
предметами (напр., лестница, шест, круг). Свою
специфику имееют У. вольные, поточные, пира-
мидковые и проч. ( Графический метод . Фото -
макетный метод . Прием обратного действия ,
Прием прямого действия . Прием возврата к ис-
ходному положению .)

УСЛОВНОСТЬ , воображаемый, несущест-
вующий или символический (напр., условная
линия, условная декорация , условная игра ). У. -
одно из существенных свойств иск-ва, подчерки-
вающее отличие художественного произведения
от воспроизводимой в них реальности. Эстетиче-
ский эффект У. возникает благодаря наличию и
сознательному разведению таких полюсов об-
разно-творческих противоречий, как «сходство» и
«несходство», видимость и сущность, чувст-
венное и мыслимое, объективное и субъективное.
Отнюдь не порывая с реальностью, художе-
ственная У. помогает выразить ее сущность, делая
ее наглядно, чувственно воспринимаемой,
достигая высокой степени художественной прав-
ды. В этих целях используется видоизменение
природной формы изображаемых явлений и
предметов, нарушение временны'х и пространст-
венных связей, доступных непосредственному
наблюдению, одушевление вещного и овеществ-
ление живого и т. п. ( Условный театр ).

УСЛОВНОСТИ МЕТА, Мера условности.

УСЛОВНЫЙ ТЕА ' ТР , тип театра , в к-ром
режиссер стремится привлечь внимание зрителя
открытием новых граней и черт характера героя ,
мастерство актера яркими и неожиданными
средствами сценической выразительности. Про-
исходящее в этом случае сотворчество, как вид
восприятия, основано на восполнении
воображение .^ зрителя пробелов или сознательно
организованных разрывов между логически-
последовательным бытием персонажа в событии.
Зрителя поражает и вызывает восторг вымысел и
заразительность , необычность сценического
действия , пластика актера, . мизансцена , свет .

УЧАСТНИК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ .

ПРАЗДНИКА , человек, включившийся в
праздничное творческое действие. Наблюдатель

- зритель - соучастник - участник - вот последо-
вательные стадии внутр. включения в празднич-
ное игровое общение . Превратить зрителя из на-
блюдателей в участников праздничного действия

- основная цель режиссуры праздника. Всех уча-
стников по уровню социально-художественной
активности можно дифференцировать на ини-
циаторов, организаторов и исполнителей (про-
фессионалов, любителей, реальных героев ) с ярко


выраженной социальной активностью; на активно
одобряющих его идейно-тематическое содер-
жание и проявляющих готовность к участию; и
пассивных зрителей, не имеющих ярко выражен-
ной готовности к участию.

Ф

ФА'ЬУЛА (- лат. l;ihula – повествование,ис-
тория, басня, рассказ), в художественном произ-
ведении цепь основных событий , о к-рых пове-
ствуется в сюжете , в их логической причинно-
временной последовательности. В изложении Ф.
различают экспозицию , завязку , развитие дейст-
вия , кульминацию , развязку .
Часто Ф. называют
сюжетом. Единица Ф. - с о б ы т и е. К одному и
тому же событийному ряду могут обращаться
художники разных времен, народов, поколений и
разного места жительства (напр., библейские
легенды или события Великой отечественной
войны). Однако на одной и той же событийной
основе создается принципиально новый художе-
ственный мир, в к-ром известная фабульная канва
обретает новый смысл и значение. Т. о., Ф.
возникает в конкретном сюжете как продукт
творчества художника. В тех видах и жанрах
иск-ва, к-рые обращены к предметно-
событийному аспекту отображаемой действи-
тельности (эпос, драма, теле- и кинофильм, исто-
рическая живопись, опера, сюжетные театрали-
зованные представления и пр.), Ф выполняет
организующую функцию, объединяя все детали
сюжета и давая тем самым ключ к эстетическому
восприятию художественного произведения. В
бестекстовой музыке , лирике , натюрморте, пей-
заже и т. п. Ф. отступает на второй план, утрачи-
вает организующую функцию; развитие сюжета
осуществляется на основе движения эмоций , пе-
реживаний, настроений. Возможны бесфабуль-
ные произведения иск-ва (арабеска, некоторые
лирические произведения).

ФАКТ (< лат. fact urn - сделанное, совершив-
шееся), 1) действительность, реальность, то. что
объективно существует. 2) Действительное, не-
вымышленное происшествие, событие , явление.
3) Твердо установленное знание, данное в опыте,
достоверность к-рого доказана, служащее для
какого-л. заключения, вывода, являющиеся про-
веркой какого-л. предположения. 4) В обычном
смысле - синоним понятий истина, событие, яв-
ление, результат. ( Действенный Ф ., Документ ,
Драматургия Ф ., Оценка Ф ., Событийный жиз-
ненный Ф ., Ф . иск - ва , Ф . жизни )

ФАКТ ДЕЙСТВЕННЫЙ. Действенный факт.

ФАКТ ЖИЗНЕННЫЙ СОБЫТИ'ЙНЫЙ,
Событийный жизненный факт.

ФАКТ ДЕЙСТВЕННЫЙ, Действенный
факт.

ФА'КТА ДРАМАТУРГИЯ, Драматургия
факта.


94


ФАКТА ОЦЕ'НКА, Оценка факта.

ФА'КТЫ ЖИЗ'НИ, реальные факты и события,

происходящие в жизни, не относящиеся к сфере
иск-ва, а также реальные события, зафик-
сированные в документах, фотографиях, магни-
тофонных записях, кинохронике, письмах, офи-
циальных документах и т. п. (Документ).

ФА'КТЫ ИСКУССТВА, все жанровое раз-
нообразие произведений иск-ва, а также их
фрагменты (музыкальные, поэтические, хорео-
графические, драматические, отрывки из худо-
жественных фильмов, номера различных видов и
жанров). (Документ).

ФАНТАЗИЯ (< гр. phanlasia - психический
образ, плод воображения), 1) мечта, вы дум ка,
нечто неправдоподобное. 2) То, чего нет, чего в
действительности мы не знаем, чего никогда не
было. 3) Муз. пьеса в свободной форме, импро-
визационного характера. 4) Основная тенденция
воображения, заключающаяся в преобразовании
представлений памяти, обеспечивающего создание
заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.
5) Способность к творческому воображению,
выраженная в создании новых чувственных или
мыслительных образов в человеческом сознании
на основе преобразования полученных от
действительности впечатлений. 6) Эл-т творческой
деятельности чел-ка, заключающийся в свободном,
нестесняемом  логичностью,  отрывом  от
реальности (правдоподобием) преобразовании
представлений и образов, характеризующаяся
особой силой, яркостью и необычностью, (Логика)
Сущность Ф. - преобразование представлений,
создание новых образов на основе уже
имеющихся. Ф. - это отражение действительности
в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и
связях. Синтез представлений в процессах
воображения осуществляется в различных формах:
агглютинация - соединение несоединяемых в
реальности качеств, свойств, частей предметов
(сфинкс, русалка, Тяни-Толкай);
гиперболизация  - увеличение  предметов
(Гулливер) или уменьшение предмета (Мальчик-
с-пальчик), изменение качества его частей (ковер-
самолет; молочная река, кисельные  берега);
заострение - подчеркивание каких-л. признаков
(на этой основе создаются шаржи, эстрадные
маски конферансье);

схематизация - сглаживание различий предметов
и выявление черт сходства между ними;
типизация                 выделение существенного,

повторяющегося в однородных явлениях и во-
площение его в конкретном образе (напр., в литре
Евгений Онегин, Павел Власов - типичные-герои,
маски комедии день арте, скоморохи и
т. п.).

Деятельность Ф. актера, как отмечает Б. Е.
Захава, заключается в том, что он реально
воспринимаемым объектам мысленно приписывает
такие свойства, которыми эти объекты на самом
деле не обладают, и силою своего творче-


ского мышления включает их в такие ситуации,
в к-рых они никогда не были и не будут. Ее дея-
тельность только тогда оказывается продуктив-
ной, если она сочетается с работой воображения,
к-рая состоит в том, чтобы комбинации, созда-
ваемые Ф., делать объектами внутр. чувственно-
го переживания в соответствии с творческой за-
дачей. Для актера фантазировать - значит внут-
ренне проигрывать. Воображая, актер не вне
себя рисует предмет своего воображения (как
это стал бы делать живописец или скульптор), а
самого себя ощущает действующим в качестве
образа. Поскольку материалом в иск-ве актера
являются его действия, "поэтому для актера
фантазировать - значит действовать, но не на
самом деле, а пока еще только в воображении, в
своих творческих мечтах. Воображая что-л. из
жизни своего образа, актер не отдаляет себя от
образа; он думает об образе не в третьем лице -
«он», - а всегда в первом лице - «я». Вне себя
актер видит только то, что в данных
обстоятельствах (создаваемых воображением
актера) должен видеть образ». Т, о., для того,
чтобы в будущем слиться со своим образом на
сцене, актер должен предварительно много раз
«сливаться» с ним в своем воображении - это
закон творчества актера. (Перевоплощение).
Если Ф. - игра ума, то воображение - игра
чувств. Оба эти процесса протекают одно-
временно, взаимодействуя и помогая друг дру-
гу"

Ф. необходима режиссеру, чтобы детализиро-
вать, конкретизировать пьесу, показать ту скры-
тую жизнь персонажа, которую не может по-
стичь актер, те ситуации, где он может еще ярче,
глубже и многосторонне раскрыть своего героя.
Образы Ф. подвластны конструктивным, осоз-
нанным сферам психической деятельности.

Своеобразной формой Ф. является мечта. Ф.
играет важную роль в совершенствовании худо-
жественной формы и языка нск-ва. Многообра-
зие форм и творческих решений в нем было бы
невозможно без Ф., составляющей фундамент,
основу творческой интуиции-

Диалектическое взаимодействие Ф. и вооб-
ражения рождают театральную игру.

Ф. - способность воображения на основе пе-
реработки прежних представлений создать но-
вый целостный образ, умение освещать и рас-
крывать новые, еще неизвестные, связи вещей и
явлений. Творческая Ф. художника не противо-
стоит действительности, а является особой, при-
сущей только иск-ву формой отражения жизни,
ее познания и обобщения. Богатство и сала Ф.
зависят от природных данных художника, от
качеств его психики.' Решающее значение для
творческого воображения имеет его эмоциональ-
ная память,
способность ассоциативно мыслить,
мироощущение, неразрывно связанное с миро-
воззрением, глубина познания им реальной дей-
ствительности, постижение общественно-
исторического опыта, личный жизненный опыт и


95


главное - увлеченность идеей произведения.
(Эмпатия).

ФАНТАСМАГОРИЯ (< гр. phantasma - ви-
дение, призрак, и agoreuo - говорю), 1) нечто не-
реальное, причудливые ведения, бредовые фан-
тазии. 2) Призрачные, фантастические картины и
фигуры, полученные при помощи различных
оптических приспособлений. (Лазер, Гологра-
фия. Фантазия).

ФАНТАСТИКА (< rp. phantastike1 - иск-во
воображать), 1) форма отражения мира, при к-рой
на основе реальных предметов создается
логически несовместимая с ними ("сверхъестест-
венная", "чудесная") картина Вселенной. Распро-
странена в мифологии, фольклоре, иск-ве, соци-
альной утопии. В художественной лит-ре, театре,
кино, изобразительном иск-ве Ф. в гротескных
образах, символах, сюжетных конструкциях мо-
жет выражать миросозерцание автора и целой
эпохи («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле). 2)
Представления, мысли, образы, создаваемые во-
ображением.
3) Литературное произведение,
сюжеты и персонажи к-рых не имеют прямого
соответствия в действительности; научная Ф. -
литература, основанная на художественном до-
полнении, образной интерпретации научных от-
крытий и выводов. 4) Нечто несуществующее,
нереальное, несбыточное.

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИ'ЗМ, глубо-
кая правдивость раскрытия внутр. мира чел-ка в
органическом сочетании с гиперболической,
причудливо гротескной (Гротеск) формой спек-
такля. Ф. р. создан на сцене Е. Б. Вахтанговым.
Его отличает игра контрастов между жизненной
достоверностью, психологической насыщенно-
стью одних персонажей и марионеточной без-
жизненностью др., интенсивным вводом в ре-
жиссерскую партитуру музыки и танцев, смелое
использование условно-обобщенных декораций и
варьирование световых эффектов- Понятие Ф. р.
особенно близко к эстетической природе
массового праздника и театрализованного пред-
ставления.

ФАРС (фр, farse. < лат farcio - начиняю), 1)
вид средневекового западноевропейского (пре-
имущественно французского) народного театра и
литературы бытового комедийно-сатирического
характера (14 - 16 вв.) Близок немецкому фаст-
нахшпилю, ит. комедии дель арте и др. 2) В те-
атре 19-20 вв. комедия-водевиль грубоватого,
игривого содержания с чисто внешними комиче-
скими приемами и эффектами. 3) Разновидность
комического. Комизм Ф. - комизм положений.
для него характерны цепь остросюжетных си-
туаций, буффонада, эксцентрика, образы-маски,
являющие собой социальную типизацию.

ФАС (< фр. face - лицо), ракурс сценический.
Ф.
раскрывает всю фигуру артиста, его лицо и
глаза. Различают четыре основных случая разво-
рота актера на зал в общении с партнером: 1)
вынужденность (напр., солдат в строю); 2) пред-
полагаемый объект внимания находится в сторо-


не зала (напр., двое беседуют, глядя на дорогу
перед собой); 3) чел-к желает остаться на мгно-
вение наедине с собой, чтобы в лицо ему никто
не Смотрел; 4) физическое действие, разворачи-
вающее актера на зал (напр., протирание очков и
рассматривание стекол на свет). В отличие от
иной позы, выражающей целую фразу, чистый Ф.
однозначен, выражает одно слово. Случаи, когда
Ф. интересен и выражает одно из двух: 1)
беззащитность; его еще называют Ф. Белого
Пьеро - символа беззащитности, наивной
прямолинейности и чистоты; 2) глупый Ф., если
персонаж не содержит в себе обезоруживающей
трогательности Пьеро, его простота соединяется
с глупостью, тупостью или в ином отношении
достойна осмеяния. Прямолинейный выход на
зрителя композиционно "выращивает" фигуру
артиста, на глазах она обретает все большую
значительность, зритель ждет какого-то важного
сообщения. Ф. применим в различных случаях:
когда перед глазами зрителя возникает фигура
решительного и сильного чел-ка или, наоборот,
усталого и потерянного.

ФЕЕРИЯ (фр. feerie. < fee - фея, волшебни-
ца), 1) жанр театральных спектаклей, в к-рых для
фантастических сцен применяются фантастиче-
ские костюмы, декорации, с широким использо-
ванием постановочных эффектов. Возник в Ита-
лии в 17 в. 2) Цирковое представление с исполь-
зованием различных эффектов. 3) Волшебное,
сказочное зрелище, (Виды концертов / шоу. Эф-
фекты сценические).

ФЕЙЕРВЕРК (нем. Feurwerk), 1) цветные
огни, получаемые при сжигании пороховых пи-
ротехнических изделий (ракеты и др.) во время
увеселений, торжеств и т. д. 2) Сплошной поток
чего-л.; внеш. блеск, блестящий поток (обычно о
чём-л. ярком, выразительном, напр., Ф. слов).
(Пиротехника, Световые эффекты)

ФЕЛЬЕТО'Н (фр- feuilleton, < feuille - лис-
ток), I) злободневный художественно-публицис-
тический газетно-журнальный жанр, основная
особенность к-рого - острокритическое отноше-
ние к описываемому явлению, лицу, конкретно
гражданское, обличение. Ф. печатались впервые
во Франции на отдельных листках (отсюда на-
звание). В современном Ф. - эл-ты сатиры и
юмора. 2) (На эстраде) сатирический Ф. как в
газете, так и на эстраде изобличает, типизирует,
бичует, нравственно карает, профилактически
лечит. Их объединяет высокая энергия граждан-
ственности. Его орудие - ядовитая ирония, мо-
гущество насмешки, сарказм, гротеск, памфлет-
ность. Сатира - его сущность. Утверждение
идеала гуманизма через посрамление зала и по-
рока - его пафос. При этом в одном Ф. могут за-
кономерно сосуществовать героическое и сати-
рическое, памфлет и лирика, юмор и сарказм,
пародия и патетика. В зависимости от стержне-
вой мысли, устремленности, заданное™, от темы,
индивидуальности исполнителя доминирует


96


тот или иной жанровый элемент. (Эстрадный
фельетон. Муз. фельетон).

ФЕЛЬЕТО'Н ЭСТРА'ДНЫЙ, Эстрадный

фельетон.

ФЕЛЬЕТО'Н МУЗЫКА'ЛЬНЫЙ, Муз.
фельетон.

ФИЗИ'ЧЕСКИХ ДЕ'ЙСТВИЙ МЕТОД,

Метод физических действии.

ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПА'МЯТЬ,

Память физических действии.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!