Хлопушки (корейская народная игра).



Все играющие встают в круг. Вожатый разучивает с детьми следующий ритм: два удара по коленям, затем дважды выбрасываются руки с жестом “Во!” (кисти рук сжаты в кулак, большой палец каждой руки поднят). Освоив ритм можно приступать к самой игре. После первых двух хлопков по коленям, вожатый называет свое имя (одновременно с выбрасыванием жеста “Во!”), после вторых двух хлопков имя того кому он передает голос. И так далее. Дабы избежать проблемы с повторяющимися именами, можно заменить жест на указующий. Возможны варианты:

1) игрок может вызвать себя (после вторых хлопков снова назвать свое имя) , но не более 2-х раз;

2) не называя себя сразу передать эстафету. В случае ошибки игрок выходит из игры, по мере выбывания того или иного игрока его имя называть нельзя.

Платочек.

Реквизит: платок, кусок ткани. Все играющие становятся в круг. .За кругом находится водящий, у него в руках “платок”. Двигаясь вокруг, водящий машет платком между любыми двумя участниками. Те между кем оказался платок, бегут в разные стороны, по внешней стороне круга, встретившись на полпути, бегущие громко здороваются и произносят свои имена, после чего продолжают движение в том же направлении что и до встречи. Тот кто первым добегает до водящего и успевает взять платок - становится новым водящим; старый водящий занимает место в кругу.

 

Интервью.

Необходимый реквизит: листы бумаги (по количеству участников), пишущие принадлежности. Участникам игры предлагается выбрать из всех присутствующих того человека, с которым они меньше всего знакомы. Разбившись таким образом на пары можно приступать к игре, суть которой заключается в составлении биографии своего напарника и нарисовать его портрет. Вожатый определяет продолжительность интервью (30-45 мин.) за которое каждый участник должен побывать как в роли репортера, так и в роли интервьюируемого. После этого, собравшись все вместе, участники рассказывают все то, что им удалось выяснить о своем напарнике в ходе интервью. Листки с интервью и портретами после игры крепятся на стену “холла”.

Граница.

Цель игры - получить как можно больше информации о ребятах. Ход игры: чертится (определяется) граница, вожатый предлагает перейти на одну сторону тем кто объединен каким-то общим признаком. Вожатый устанавливает простые критерии объединения, например, вожатый предлагает перейти на другую сторону границы тем:

кто любит мороженное;

у кого есть дома собака (кошка);

кто любит смотреть мультики и т.д.

В то же время, в ходе игры, вожатый может выяснить:

кто любит петь;

кто любит танцевать;

кому сколько лет;

кто первый раз в лагере.

И множество другой полезной информации, задавая эти вопросы вперемешку с теми простыми, которые написаны выше. Вопросы задаются вперемешку для того чтобы ребята не задумывались надолго.

 

 

"Карточки".

Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека. (Hапример: Я люблю петь. У меня есть собака. Мне грустно. И т.п.) Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы оказались заполнены все клетки. В упражнение следует включать те качества, которые важны педагогу: интерес к профильной деятельности (я люблю театр), группы по увлечениям (я люблю читать фантастику), качества присущие только участнику, которого хочется "выиграть" в рамках упражнения (пишутся под конкретного человека).

Hесколько ребят становятся в шеренгу и называют водящему свои имена. Потом водящий отворачивается, участники меняются местами и водящий должен правильно назвать их по именам.

 

"Животные на спину".

Каждому человеку на спину вешается картинка (или название) животного так, чтобы он его не видил. Чтобы отгадать, человек может задавать вопросы окружающиим, на которые те отвечают да или нет. (Hапример: "У меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде? и т.п.). Желательно, чтобы вопросы задавали всем. Если человек быстро отгадывает животное, ему на спину можно повесить следующее. Вместо животных можно использовать портреты людей из данной группы. Вопросы следует задавать по поводу их личных внутренних качеств.

 

"Поздороваться за руку с максимальным количеством людей".

Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.

Игра "Из пункта "А" в пункт "Б" .

Цель ведущего: сделать определенное количество шагов, пройти расстояние. Цель группы - задержать его (расстояние определяется произвольно, например, от лавочки до лавочки). Ведущий будет стоять на месте дол тех пор, пока группа будет задавать ему вопросы (любые, относительно его самого).

Игры на контактность

 

"Поздороваться носами". За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками, губками и т.д.

 

"Орех". Делается в парах мальчик- девочка. Человеку в одну штанину кладется орех Задача партнера - "перегнать" этот орех в другую штанину.

"Найти значок". Проводится в парах мальчик-девочка. Например, мальчик выходит за дверь. В этот момент второй мальчик прячет на девочке какой-то предмет типа значка. Лучше в неожиданных местах. Можно проводить вместе несколько пар, кто быстрее. Можно проводить "в слепую". Можно делать прищепками - пары с завязанными глазами, ведущий развешивает на них прищепки - а потом кто быстрее снимет их с партнера. Или парные соревнования.

 

"Рисуем на ладошках". Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой - вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и т.д.). Затем пары меняются.

 

"Молекулы". Группа хаотично передвигается по помещению. Ведуий кричит, - "Объединяемся в группы по 3(4,5 и т.д.) человек. Остальные должнны быстро объедениться, как было сказано, и крепко обняться в группах. Если после этого в играх нужно несколько микрогрупп, то можно назвать сразу нужное число.

"Салки-обнималки". Игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить тех, кто стоит, крепко обнявшись. Но так стоять можно не более 7 сек.

"Определи наощупь". Группа стоит в кругу. Нужно пройти и определить, у кого самые теплые руки (носы, уши...).

 

"Остров - 1". Группе сообщается, что они оказались на необитаемом острове. Вдруг на горизонте они увидели корабль. Это их последний шанс, поэтому нужно постараться любым способом привлечь к себе внимание. После этого можно спросить у группы - кто кого заметил. Этот человек загибает палец, а потом смотрят, у кого пальцев больше.

"Остров" - 2". "Группе нужно уместиться на "острове" - куске ткани. Причем "вода поднимается" - т.е. размер острова уменьшается. Уменьшать можно почти до бесконечности.

 

"Путаница". Все встают в круг и протягивают вперед руки. Нужно схватиться своими руками за руки разных людей. Затем нужно распутаться. Можно усложнить задание, если запретить разговаривать. На обсуждении путаницу можно сравнить с человеческими отношениями, которые кажутся запутанными, когда все между собой переплетены, но если всем к этому стремиться, то можно распутать.

 

"Живой мост". Группа встает в две шеренги, лицом друг к другу и противоположные люди крепко держат друг друга за руки. Человек ложится на руки и как по "живому мосту" перемещается в конец. Затем - следующий, но нужно соблюдать технику безопасности.

 

"Бесконечное кольцо". Группа встает в круг и берется за руки. На руке у ведущего висит веревочное кольцо. Не разрывая рук все должны пролезть сквозь него (по кругу) и вернуть кольцо обратно. Второе кольцо можно пустить в другую сторону.

"Слепой скульптор". Группа разбивается по три человека, и одному завязывают глаза. В это время второй из третьего "лепит" скульптуру. Затем "слепой" должен из второго слепить то же, что тот слепил из третьего.

"Встать спиной друг к другу". В парах: встать спиной друг к другу и присесть без помощи рук; встать лицом друг к другу и присесть. То же можно делать в группах по 5-7 человек.

"Сесть друг другу на колени". Задание нужно всем сесть друг другу на колени. Для этого группа встает в круг, поворачивается боком, сужает круг и одновременно садится так, чтобы можно было расслабить ноги. Затем можно обойти кружок. Группу нужно страховать.

"Мешочек". Группа встает кругом и, взяв друг друга под руки и протянув руки вперед, перебрасывает по кругу мешочек с горохом. Главное его не уронить т.к. в этом случае игра начинается с начала. Затем мешочек кидают через одного, потом через двоих.

 

"Определение по ногам". Девочки садятся в случайном порядке, мальчику завязывают глаза, предлагаем наощупь (по ногам!) определить кто где сидит.

"Шоколадка" - девочки ложатся, во рту у них шоколадка, мальчикам завязывают глаза и раскручивают - задача найти "свою" девочку и откусить кусок шоколадки...

"Статуя любви." Играет равное кол-во мальчиков и девочек. В комнате остаются трое - остальные за дверью. Скульптору предлагается слепить из пары статую любви - как он себе представляет, когда работа закончена он меняется с одним из стоящих ( мальчик с мальчиком), вызывается следующий скульптор - если первым лепил мальчик - второй девочка. Идеал - когда дети не подозревают, что им придется меняться...

"Танец на газете" - пара танцует, газетка уменьшается, кто смог танцевать на меньшем клочке - выиграл

"Прятки в темноте". Надо не только найти но и узнать на ощупь.

 

"Бревно дедушки Ленина" - группа ложится на пол, один человек перпендикулярно сверху, задача совместным вращением вокруг оси передвинуть его из начала ряда в конец. Руками помогать нельзя.

"Яблоко на веревке" - подвешивается на капронке и пара должна его съесть не пользуясь руками - проводится как соревнование пар. (Но можно группой - кто первый откусит - или по-очереди). Веселее когда они прыгают на одной ноге. Hе попавший в группу – выбывает

 

На взаимодействие

 

Человек к человеку. Участники разбиваются на пары и встают в круг. Галящий дает команды, которые выполняются каждой парой. Например: правая рука к левой руке, спина к спине, ухо к уху, правая нога к правой ноге и т.д. Выполняя команды одну за другой, фигура все более и более усложняется, то есть предыдущие команды остаются зафиксированными до команды “Человек к человеку”. После этой команды каждый участник ищет себе новую пару. Задача галящего успеть найти себе пару. Оставшийся без пары становится новым галящим.

 

Я вижу в тебе. Участники игры становятся в два круга лицом друг к другу (получается два круга внутренний и внешний). Первый этап игры - “Три пальца”: по команде вожатого, на счет 3 участники показывают человеку стоящему напротив пальцы от 1 до 3; 1 палец - просто постояли, посмотрели друг другу в глаза, 2 пальца - пожали друг другу руки, 3 пальца - обнялись; в случае если участники показывают разное количество пальцев, выполняется действие соответствующее меньшему количеству (например, один показал 3 пальца, а другой 2 - просто пожали друг другу руки). Вожатый после того как участники выполнили действия дает команду “Переход” и внешний круг смещается на одного человека вправо. После этого вожатый снова считает: “Раз, два, три. Переход” и так до тех пор пока люди не пройдут полный круг, оказавшись снова в паре с тем же человеком с которым и начинали данный этап.

Второй этап игры - “Я хочу предложить тебе”. “Я хочу предложить тебе” - коренная фраза этого этапа. По команде вожатого “Внутренний к внешнему, поехали”, те кто стоят во внутреннем круге начинают говорить тому кто стоит напротив что они хотят ему предложить, начиная свою речь коренной фразой. По команде “Стоп” все разговоры прекращаются, и после следующей команды: “Внешний к внутреннему, поехали” начинает говорить тот, кто стоит во внешнем круге. Вторая команда “Стоп” прекращает разговоры. Вожатый дает 1-2 секунды на то, чтобы участники в паре посмотрели друг другу в глаза и подает команду “Переход”, по которой игроки внешнего круга перемещаются на одного человека вправо. Очень важно вести строгий учет времени отведенного на предложения одного круга к другому; промежутки времени должны быть равными (20-30 сек.). Необходимо отметить, что предлагать можно все что угодно, начиная от мороженки и прогулки до поездки в Америку и виллы. Основная цель этого этапа “разговорить” ребят.

Третий этап - “Я вижу в тебе”.

Четвертый этап - “Мне нравится в тебе”.

Пятый этап - “Мне не нравится в тебе”

Этапы с третьего по пятый проводятся по тому же принципу, что и второй; заменяется только ключевая фраза.

Шестой этап - “Три пальца” (см. этап 1).

 

Я + Ты=Мы. Играющие делятся на две команды. Обе шеренги становятся напротив друг друга. Вожатый задает критерии по которым команды должны построиться на скорость и на качество. Например: построиться по росту, по цвету волос (от самых светлых к самым темным), по первым буквам имени, по размеру обуви, по длине волос, по цвету глаз и так далее. Дополнительным условием может быть - молчание участников во время выполнения заданий.

 

Фиксация. Все играющие встают в круг. Каждый участник выбирает любого человека стоящего в кругу себе в пару, никому об этом не говоря. Вожатый объясняет, что каждый должен сделать 15 шагов (не больше и не меньше) так, чтобы подойти к намеченному человеку и зафиксировать какую-либо заранее придуманную фигуру в паре с этим человеком. Вожатый громко вслух считает до 15, на каждый счет делается один шаг. Игра позволяет выделить эмоциональных лидеров, группировки, которые есть в отряде, определить уровень сплоченности в отряде. Сразу же после проведения игры необходимо провести обсуждение.

 

Путаница. Все участники встают в круг держась за руки. Выбирается галящий, который отходит так, чтобы не видеть, что делает остальная группа. Игроки не размыкая рук, деформируют круг, запутывают цепочку. После того как цепочка запутана, приглашается галящий задачей которого становится распутать всех и восстановить первоначальный круг.

 

Космическая скорость. Цель игры - передать мяч из рук в руки за три секунды. Обязательное условие - чтобы мяч побывал у каждого только один раз и мяч нельзя передавать (одновременно держать мяч два человека не могут).

Жадина. Две команды, две шоколадки (яблоки и т.п.). Все игроки по очереди откусывают по кусочку. Побеждает та команда, которая быстрее съест шоколадку, причем шоколадки должно хватить на всех игроков.

Тренинги на снятие агрессии

 

"Пара ласковых". Группа в кругу. Одному завязывают глаза. Ведущий (или сосед) показывает на кого-то рукой и просит вылить на него всю злость. После потока "высказываний" человеку развязывают глаза. Он видит свою "жертву" и извиняется перед ней. Мол, был несдержан. "Сорвалось". Интересный эффект, когда показывают человеку на его самого.

"Рисунок". Hарисовать портрет человека, к которому испытываешь агрессию. Потом подписать его корявыми буквами, порвать и выбросить.

"Фигура". Сидя в кругу, составляется фигура из всего акрессивного, плохого, ч то есть в группе. "Hа общее дело" идут клыки, зубы, когти и т.д. по кругу. (Или качества-для более старших). Затем одновременным нажатием "кнопок" на ручках стульев фигура отправляется в космос.

Одноразовые игры

 

"Верблюд". Играющие встают в круг и кладут руки друг другу на плечи. Вожатый говорит, что сейчас каждому на ухо скажет название какого-то животного, а потом встанет в центр и будет произносить названия, и чье животное будет названо, должен поджать ноги и повиснуть на соседях. Вожатый подходит к каждому и говорит: "Верблюд". Это надо делать очень аккуратно, чтобы другие не слышали, что говорится соседу. Затем вожатый встает в центр и говорит: "Слушайте внимательно! Сейчас я буду называть животных. Возможно, что некоторых я вообще не называл, так что точно помните свое животное. Итак: Кошка! Лошадь! Верблюд!!!".

"Дикая обезьяна" Эта игра еще известна под названием "Бухарский осел". Один желающий выводится из зала или просто подальше от места расположения общего круга, чтобы он не видел и не слышал оставшихся. Ведущий говорит: "Значит так. Сейчас мы его (ее) подколем. Он вернется, а мы скажем, что здесь симпозиум самых диких обезьян и ему нужно определить, кто же самая дикая. Для этого, - скажем мы, - ты должен спросить: "Кто здесь самая дикая обезья- на?" Все закричат? "Я! Я!" С двух попыток ты должен угадать, кто же эта обезьяна. А самая дикая - эта та, кто громче всех кричит и сильнее бьет себя кулаком в грудь. Итак, две попытки. Вот. Он будет спрашивать, а мы орать. После двух попыток он на кого- нибудь укажет. Мы все как бы удивимся и скажем, что он угадал. Тот на кого показали, как на самую дикую обезьяну, выходит. Мы кого-то загадываем вроде бы по- настоящему, и когда вернется второй ведущий и начнет спрашивать, первый раз мы закричим, а второй _ наберем воздух для крика и _ станет ясно. Вопросы есть? Игра протекает согласно данной инструкции. Хорошо в начале удалить не одного, а трех-четырех человек.

"Да-нет-да" Зрелищная игра. Из зала вызывается три мальчика и три девочки. Ведущий оставляет себе одного участника противоположного пола из шести. А остальных уводят, чтобы они не подслушивали и не подглядывали. С оставшимся участником договариваются, что он будет отвечать на вопрос в последовательности "Да" -_"Нет" _ "Да". И так три раза на три ответа.

Ведущий задает такие вопросы:

Ты знаешь, что это?

Ты знаешь, для чего это?

А хочешь узнать?

В первой серии ведущий показывает на ладонь, и после согласия узнать, для чего она нужна, пожимает ладонь участника. Во второй серии ведущий показывает на плечо и после 3-го ответа нежно обнимает за плечо участника. В третьей серии ведущий показывает на губы и после 3-го ответа, вытягивает свои губы к участнику как бы хочет поцеловать, и потом играет на губе как маленький. После дружного хохота ведущий садится в зал, а на его место встает 1- й участник. И для него вызывается второй участник противоположного пола. Так по очереди проходят все шесть участников.

"Знаешь ли ты Яцека?" Желающих человек 8-10, выстраивают в колонну и очень тесно сжимают плечами. Ведущий подстраивается перед первым и спрашивает: "Знаешь ли ты Яцека? Яцек вот такой!" И показывает, вытягивая руки на уровень головы. Первый спрашивает у второго: и повторяет движение ведущего. Второй - у третьего и т.д. Причем, руки остаются в том же положении. Затем ведущий снова начинает круг, но руки остаются на уровне живота. Опять повтор - руки на уровне коленей. И, наконец, руки почти касаются пола. Когда все оказыаются в таком неудобном положении, ведущий говорит: "Знаешь ли ты Яцека? Яцек вот такой!" И с этими словами сильно толкает корпусом первого играющего.

"Любовный рассказ" Двух желающих - парня и девушку - уводят за пределы слышимости. Вожатый говорит, что они сейчас придумают собственную историю любви. По возвращении водящего будут задавать вопросы, если в последнем слове их вопроса последняя буква - гласная, то круг отвечает: "да!" а если - согласная, то - "нет!". В случае, если слово оканчивается мягкими знаками, то круг говорит: "не знаем" и "неважно", по выбору. Водящим дается инструкция: "Мы тут без вас придумали любовную историю. Вы должны ее узнать, задавая вопросы, которые предусматривали бы лишь однозначные ответы: "да", "нет", "не зна-ем". Что вы поймете, потом расскажете. Если водящие растерялись, нужно им чуть помочь. В конце концов вожатый благодарит водящих за то, что они рассказали всем свою "чудесную любовную историю".

"Палата номер 6" Двух желающих выводят за пределы слышимости. Вожатый говорит, что все - пациенты-психи из палаты номер 6. Вышедшие - доктора- должны определить синдром нашей болезни. Они, проходя по кругу, будут задавать по одному вопросу. Но отвечать на вопрос, который был задан игроку, должен тот, кто сидит от него через одного человека, то есть четвертый в круге отвечает на вопрос, заданный второму, пятый _ третьему и т.д. Первые двое отвечают: "Сам дурак" или что-то в этом духе. Когда входят "доктора", во- первых, говорят, что они - врачи, а вокруг - больные из палаты №6. Объясняют, что им нужно задавать по одному вопросу, чтобы понять синдром болезни: сдвиги по фазе в левую сторону на два такта.

"Идти по часам". У группы собираются часы и прочие небольшие, но ценные предметы и раскладываются по полу. Человека выводят на край комнаты, просят хорошенько запомнить рас-положение предметов и завязывают глаза. Его задача - дойти до другого конца комнаты. Тем временем часы незаметно убирают (а на их место можно положить что-то типа орехов): подска- зывают человеку "как аккуратно идти" и гровко "переживают" от "раздавленных" часов. Пока он снимает повязку, часы укладываются на место

 

Игры-минутки

В программе смены иногда случаются незапланированные паузы. Например, когда работа на станции в игре закончилась раньше. Очень часто дети скучают, когда возвращаются с экскурсии, во время регистрации на заезде, когда организовывают сбор отряда и ждут детей. Чтобы продуктивнее использовать это время, мы предлагаем вам поиграть в удовольствие себе и на радость детям.

Узел. Выводят одного или нескольких участников в другую комнату, остальные становятся в круг, берутся за руки и начинают "перепутываться", т. е. перешагивать через руки, проходить под руками, перекручиваться и т. д. Главное условие - нельзя расцеплять руки, иначе может ничего не получиться. Когда из участников игры образуется большой узел, начинается самое интересное - приглашают водящего, он распутывает этот узел (в итоге должен получиться круг, в котором все держатся за руки). Здесь также действует основной принцип соблюдения сцепления рук!

Сантики - фантики - лимпомпо

Участники становятся в круг. Выбираются двое водящих. Один из них по условиям игры показывает различные движения, которые все синхронно повторяют, незаметно меняя движения (назовём его условно - "танцор"). Второго водящего выводят в другую комнату, его задача - определить "танцора". Игра начинается всеми участниками со слов "сантики - фантики - лимпомпо". Затем "танцор" показывает различные движения, группа - копирует их, по-прежнему, сопровождая словами "сантики - фантики - лимпомпо". Задача водящего: с трех попыток определить "танцора". Таким образом, участники должны смотреть куда угодно, только не на "танцора"! Если водящий отгадал, то "танцор" автоматически занимает место водящего. Игра продолжается.

Арам-шим-шим

Участники берутся в кругу за руки (по принципу: мальчик и девочка). В центр круга выходит водящий, закрывает глаза и вытягивает руки (стрелой) в любом направлении. Круг начинает двигаться по часовой стрелке, а водящий - в противоположном направлении. При движении все повторяют хором слова: "арам-шим-шим, арам-шим-шим, арамия-дульсия - покажи-ка на меня! И раз, и два, и три!" На счет "три" все останавливаются. Игрок противоположного пола, на которого при остановке указал водящий выходит в центр круга. Эти игроки становятся спиной друг к другу и закрывают глаза, а остальные участники хором начинают считать до трех. На счет "три" игроки в центре поворачивают головы в любом направлении. Если повернули в одну сторону - целуются в щёчку, если нет - жмут друг другу руки.

Охотники

Участники образуют круг. Один из игроков в роли охотника должен сложить руки пистолетом и, направляя этот жест на кого - либо одного, должен имитировать выстрел, при этом необходимо сопровождать выстрел звуком "У". "Жертва" мгновенно реагирует на этот выстрел, отклоняется назад, поднимает руки вверх и произносит звук "У". Одновременно с ним, те участники, которые стоят слева и справа от "потерпевшего", наклоняются в его сторону, присоединяют ладонь к ладони и произносят тот же звук. Далее "жертва" становится охотником. Все это должно происходить очень быстро. Кто не успевает - покидает игру.

Летел лебедь

Участники становятся в круг, вытягивают руки, при этом ладони необходимо держать вертикально, положив свою правую ладонь на левую ладонь соседа справа. Все игроки поочерёдно произносят по одному слову из считалки, под каждое слово делают ход - хлопок по левой руке соседа слева. "Летел - лебедь - по - синему - небу - загадал - число - …". Тот человек, на кого выпало слово " число", называет вслух любое число и делает хлопок. Хлопки вслух поочерёдно считают. Задача игрока, на которого "выпада - ет" названное число, быстро убрать руку из под хлопка. Кто не успел - выбывает. Таким образом, выясняется самый ловкий в отряде.

 

Подвижные игры

 

Подвижные игры - один из способов физического развития ребенка. Они позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой.

Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов.

Подвижные игры формируют положительные нравственные качества у детей. Доброта, взаимопомощь, поддержка, смелость, внимательность, взаимовыручка высоко ценятся среди играющих, а такие качества, как трусость, себялюбие, похвальба осуждаются.

Чаще всего подвижная игра начинается с выбора вожака. В некоторых играх каждому хочется водить, а в некоторых – никому. А потому предлагаем выбирать вожака с помощью считалок. Для этого участники игры должны встать в круг, и кто-нибудь один начнет произносить считалку. Каждому участнику предстоит произнести слово или слог. Тот, кто должен будет сказать последнее слово (слог) считалки, станет ведущим.

Вот примеры считалок:

    * * *

Шла собака темным лесом

За каким-то интересом.

Инти-инти-интерес,

Выходи на букву «С».

Буква «С» не подошла -

Выходи на букву «А».

Буква «А» не нравится -

Выходи, красавица»!

   * * *

Я куплю себе дуду

И по улице пойду.

Громче, дудочка, дуди!

Мы играем, ты води.

    * * *

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить,

Выходи - тебе водить.

    * * *

На золотом крыльце сидели

Мишки Гамми, Том и Джерри,

Дядя Скрудж и три утенка

Выходи – ты будешь Понка!

    * * *

Тани, Вани, трикадоры,

Сахар, махар, помидоры,

Аз, бас, трибабас,

И выходит кислый квас!

    * * *

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Помимо считалок, существуют жеребьевки, которые применяются в тех случаях, когда необходимо разделить играющих на команды. Например, игроки выбирают с помощью считалки двух детей, а они, договорившись, кто из них, как будет называться, берутся за руки и образуют «воротца». Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают через «воротца». «Воротца» задерживают любого игрока и произносят:

- Конь вороной

Остался под горой.

Выбираешь какого коня,

Сивого или златогривого?

Играющий встает позади того, кого выбрал. Ведущим необходимо регулировать количество игроков в командах.

Принцип деления на команды может быть и другим. Когда вожаки выбраны при помощи считалки, остальные игроки могут сойтись парами отдельно от вожаков и сговариться между собой, как им называться. Один, например, «Лев», другой – «Орел» и т.п. Когда все сговорятся, становятся парами и идут к вожакам. Первая пара становится перед вожаками и спрашивает: «Орел или Лев?». Вожаки выбирают. Таким образом, определяется состав команд.

В некоторых подвижных народных играх для выбора вожака применяют забавные певалки – считалки, произносимые нараспев. Например:

Кто засмеется, губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять - с этих пор молчать!

Тот, кто первым засмеется или заговорит, становится вожаком.

Итак, вожаки выбраны, участники разделены на команды, а значит, можно начинать игру.

"Перетягивание каната". Две команды перетягивают канат. Кто сильнее.

"Себихуза". В центре комнаты - полоса. Две команды по разные стороны полосы пытаются пе-ретянуть друга на свою сторону. Заступивший за линию переходит на другую сторону с сра-жа-ется уже за противоположную команду..

"Тайландский бокс". Два человека на ринге с завязанными глазами сражаются мешками, набитыми мягкими тряпками. Возможны и различны варианты: можно одному дать колокольчик, а другому мешок - он бьет на звук, человек с колокольчиком укланяется, можно дать мешки обоим, и ввести двух посредников - они направляют своих игроков короткими командами.

Раскладывается лента из туалетной бумаги, нужно пробежать по ней ни разу не оступившись.

"Эстафета". Группа выстраивается в несколько колонн. Перед каждой стоит ряд кеглей. Первый человек закрывает глаза и пытается петляя их обойти, а группа подсказывает ему направление движения. Сложность состоит в том, что когда все группы начинают кричать одновременно, выделить из общего шума команды своей группы крайне проблематично.

"Два кольца". Группа стоит взявшись за руки вокруг нарисованного на зимле кольца. Внутри этого большого кольца находится маленькое. Человек может находиться только либо вне большого кольца, либо внутри малого. Задача каждого - заставить других наступить на запретную территорию и при этом удержаться самому.

"Бежать в связке". Нужно пробежать расстояние с связанными ногами. Можно в парах или даже несколько человек.

Бежать со свечкой так, чтобы она не погасла.

"Американский треугольник". Все разбиваются на четверки. Трое образуют треугольник. Оставшийся - водящий. Его задача - осалить одного из треугольника. Задача остальных двоих в треугольники - защитить своего товарища. Салить, протягивая руку через круг нельзя, можно лишь обегать треугольник вокруг. Когда водящему удается осалить, осаленный становится водящим, постепенно все меняются ролями

Борьба за мяч»

Играющие делятся на две равные команды. В каждой команде выбирают капитана. Площадка для игры ограничивается линиями. Примерные размеры площадки - 18х36 метров.

Капитаны команд выходят на середину площадки и становятся друг напротив друга. Все остальные игроки, размещаясь по площадке, становятся парами: один игрок - из одной команды, второй – из другой. Ведущий подбрасывает мяч между капитанами, которые стараются его поймать или передать кому-нибудь из своих игроков. Поймав мяч, игрок стремится передать его кому-нибудь другому из своей команды. Участники другой команды отбивают, перехватывают мяч у соперников и передают его своим игрокам. Задача всех участников – сделать десять передач подряд между своими игроками. Команда, которой это удается, зарабатывает очко, и игра уже продолжается с середины площадки. Если мяч перехватил соперник, счет передач начинается снова.

Играют в течение установленного времени: 10 – 15 минут (или до обозначенного количества очков – 10 - 20). Выигрывает команда, набравшая большее количество очков или раньше набравшая обозначенное количество очков.

Правила игры:

1. Вырывать мяч нельзя, можно только перехватывать его на лету или выбивать из рук, не толкая соперника.

2. Если мяч пересечет поле, то команда соперников бросает мяч с того места, где он перелетел границу.

3. Если мяча коснутся одновременно два игрока, то игра останавливается и судья должен бросить между ними спорный мяч.

4. С мячом нельзя пробегать больше трех шагов, но можно вести его, ударяя об пол, как в баскетболе.

5. Если во время передач игрок допустил грубость (вырвал мяч, умышленно толкнул соперника) игра останавливается и мяч отдается команде, передававшей мяч.

«Конь вороной»

Участники игры выбирают ведущего. Задача ведущего - «запятнать» всех игроков. Для этого все участники разбегаются в разные стороны, а ведущий, догоняя, легким прикосновением касается плеч игроков. Тот, кого «запятнали», замирает на месте, разводит руки в стороны и кричит: «Расколдуйте меня, вороного коня!». «Распятнать» своих друзей можно только горячим объятием. Итак, задача ведущего – «запятнать» всех игроков, задача игроков - выручать друг друга.

«Хвост дракона»

Играющие выстраиваются в колонну по-одному и берут друг друга за пояс или за плечи. Задача игрока, стоящего первым, - поймать игрока, стоящего последним. Внимание! Игру лучше всего проводить на поляне.

«Тише едешь - дальше будешь»

Водящий становится лицом к стене. Остальные выстраиваются в шеренгу на расстоянии 20-30 шагов от водящего. Водящий произносит: «Тише едешь - дальше будешь». Игроки в этот момент приближаются, говоря: «А приедешь - дома будешь!». После этих слов водящий резко поворачивается к игрокам. Тот, кого он заметил в движении, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто приблизился настолько, что может коснуться стоящего у стены. Выигравший становится водящ

«Третий лишний»

В игре два водящих: один - убегает, другой - догоняет. Все остальные игроки распределяются по парам и становятся таким образом, чтобы образовалось 2 круга, один в другом. Убегающий может встать перед любой из пар. В этом случае начинает убегать игрок, оказавшийся в колонне третьим от центра. Перемещаться убегающий и догоняющий могут только за кругом. Если убегающий пойман, водящие меняются местами.

Мигалки

Часть участников игры занимает стулья, расставленные по кругу, при этом один стул должен остаться свободным. Другие игроки по-одному становятся позади участников, сидящих на стульях. Тот, кто окажется за спинкой пустого стула, должен подмигнуть одному из игроков, сидящему на стуле, а последний, в свою очередь, может занять пустое место. Остальным участникам, стоящим за стульями, важно удержать игроков на стульях.   

«Веселая ткачиха»

Играющие разбиваются на две равные команды и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов. Команды - это станины ткацкого станка, они сходятся и расходятся, при этом игроки произносят хором слова:

- Я веселая ткачиха,

Хорошо умею ткать.

Пич-поч, клепа-клепа,

Хорошо умею ткать.

Двух игроков назначают челноками. Их задача - поменяться местами, когда станины «работают». Игра заканчивается тогда, когда челноки не успевают поменяться местами или оба оказываются в одной станине. Можно несколько раз менять челноков.

«Три шага»

Игра проводится на открытой площадке (стадионе). Игроки разбиваются на две равные команды, берутся за руки и становятся спиной друг к другу. Задача каждой команды – полным составом, ровно, строго следуя правилам, как можно быстрее достичь конца площадки. При движении команды произносят хором правила:

- Три шага влево-

Три шага вправо.

Шаг вперед - один назад

И четыре прямо.

«Четыре стихии»

Играющие становятся в круг, в середине его – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: «земля», «огонь», «вода», «воздух». Если сказано «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. При слове «вода» играющий называет какую-либо рыбу. Когда звучит слово «воздух», игрок должен дать название птицы. При слове «огонь» всем нужно несколько раз повернуться, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

 «Доброе утро, охотник!»

Игроки становятся в круг, выбирают «охотника», который ходит за кругом. Неожиданно он прикасается к плечу одного из игроков, тот поворачивается и произносит: «Доброе утро, охотник!», - продолжая идти по кругу в направлении, противоположном движению «охотника». Пройдя полкруга, они встречаются, игрок вновь говорит: «Доброе утро, охотник!», - после чего оба начинают бежать каждый в своём направлении, чтобы занять оставшееся пустое место. Не успевший занять место становится «охотником».

«Коснись железа!»

Ведущий в течение игры произносит: «Коснись железа! Коснись дерева! Коснись желтого!..» Все как можно быстрее должны выполнить просьбу ведущего. Последний игрок выбывает из игры. Название предметов в заданиях можно менять.

«Посикота»

Дети становятся в круг, взявшись за руки, двигаются по часовой стрелке и поют первые две строчки из любой популярной песни. Ведущий с платочком в руках занимает положение в центре круга. Как только песня заканчивается, ведущий задевает платком любую пару игроков, таким образом, разбивает круг в любом месте и становится, держа платок на вытянутой руке. Двое игроков, рядом с которыми разбили круг, бегут в разные стороны вдоль круга с внешней стороны. Когда они встречаются, то останавливаются, кланяются друг другу и произносят: «Посикота, посикота»,- и быстро бегут на своё место, каждый стараясь первым взять из рук ведущего платок. Победивший становится ведущим.

«О-ей-ей-ей!»

Игроки становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Ведущий, находясь в центре, называет любые два номера. Игроки, которым достались эти номера, должны ударить по коленкам, добавив: «О-ей-ей-ей!» - и быстро поменяться местами. Ведущий стремится занять место одного из игроков. Участник, оставшийся без места становится ведущим.

«Фыфки - пыфки»

Участники игры встают в два круга (внутренний – «пыфки», внешний – «фыфки») лицом в центр, образуя пары (игроки внутреннего круга стоят спиной к игрокам внешнего круга). Важно, чтобы «фыфек» и «пыфек» было одинаковое количество. По команде ведущего «Пыфки!» игроки внутреннего круга должны поменяться местами, при этом не занимая мест своих ближайших соседей. По команде «Фыфки!» местами меняются игроки внешнего круга. Ведущий стремится занять свободное место. Оставшийся без пары игрок становится ведущим.

«Красный, жёлтый, зелёный»

Участникам раздают жетоны трёх цветов. Таким образом, получается три команды. Игрокам необходимо догнать «противников» и ликвидировать их жетоны. «Красные» догоняют «жёлтых», «жёлтые» – «зелёных», «зелёные» – «красных». Ведущий даёт сигнал и следит за временем.

«Освобождение пленного»

Играющие делятся на две команды: «освободители» и «захватчики». На игровой площадке очерчивают круг диаметром 7 – 10 метров. В центре – «пленный». По окружности (с внутренней стороны круга) располагаются «захватчики» с завязанными глазами. Они охраняют «пленного», которого стремятся освободить другие игроки. Если кто-то из «захватчиков» коснется игрока, тот замирает. («Захватчики» из круга не выходят.)

«Кошки-мышки»

Участники выбирают «кошку» и «мышку». В течение игры «кошка» должна догнать «мышку». Все остальные участники встают горизонтальными рядами, вытянув руки в стороны. «Мышка» бегает вдоль рядов. Как только «кошка» начинает близко приближаться к «мышке», та может пискнуть и ряды станут вертикальными.

«Летучий голландец»

Игроки становятся в круг и берутся за руки. Одна пара бегает за кругом. Внезапно кто-то из них ударяет по сцепленным рукам кого-нибудь из круга. Пара, которую ударили по рукам, должна выскочить из круга и обежать его, то же самое делает пара, которая ударила, только она двигается в противоположном направлении. Игроки, быстрее обежавшие круг, занимают пустое место; другие - передвигаются за кругом. Игра продолжается.

«Пятка-нос»

Участники игры образуют два круга: внутренний и внешний (с одинаковым количеством игроков). Игроки внутреннего круга стоят лицом к игрокам внешнего круга, таким образом, образуют пары (важно запомнить своих партнеров). По команде ведущего игроки внешнего круга начинают бежать по часовой стрелке, а игроки внутреннего круга – в противоположном направлении. Ведущий дает команды, которые должны выполнять пары, причем очень быстро.

Например, ведущий произносит: «Спина к спине!»,- игроки должны встать спинами друг к другу. Пара, которая последней сделает это, выбывает из игры. Побеждает та пара, которая безошибочно выполнит все задания.

Команды могут быть следующими:

- «Ладонь к ладони!»;

- «Ухо к плечу!»;

- «Колено к ладони!»;

- «Ступня к ступне!»;

- Тесты

- В лагере есть один незыблемый принцип - вы не сможете изменить детей за месяц общения с ними, но вы можете помочь им разобраться в себе и своих отношениях с людьми.

- Тесты - это форма оценки профессиональной деятельности воспитателя-вожатого. Это даже не попытка распознать характеры и привычки детей, а, в большей степени, оценка того, насколько вожатый- воспитатель справился со сплочением детей, с превращением их в единый отряд.

- Предложим следующее условное деление:

- тесты, помогающие распознать проблемные моменты отношений между детьми

-

- "Я - позиция". Участники рисуют круг, где точкой должны изобразить себя.

- Точка находится в центре круга - человек всегда окружен людьми, всем интересен, общается на равных.

- Точка вне круга - человек находиться вне коллектива, на всех смотрит свысока, не участвует в событиях.

- Точка смещена по отношению к центру круга - человек не явлюяется лидером, но принимает достаточно активное участие в событиях.

-

- "Симпатии". Необходимо нарисовать окружность и на ней нанести столько точек, сколько людей участвует в тестировании. Все точки нужно подписать. Необходимо найти себя. После этого следует от себя провести линии к другим точкам, при этом:

- сплошная линия означает симпатию,

- прерывистая линия означает просто дружелюбие,

- отсутствие линии - нейтральность отношений.

-

- "Кто вы?" Из представленных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг) необходимо выбрать ту, которая больше всего понравилась.

- квадрат - трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, выносливость, терпение, методичность, распланированность и соблюдение порядка,

- треугольник - способность концентрироваться на главной цели, лидерство, энергичность, неудержимость, честолюбие, стремление к соперничеству, конкуренции. Очень сильные личности.

- прямоугольник - люди, не удовлетворенные тем образом жизни, в котором живут. Переходная, временная форма. Любознательность, пытливость, смелость, открытость для новых идей и вообще всего нового.

- круг - доброжелательность, высокая чувствительность, эмпатия, эмоциональная отзывчивость, уступчивость.

- зигзаг - творческая натура. Оригинальность, восторженность, возбудимость, увлеченность, неутомимость.

-

- "Рисунок из геометрических фигур". Нарисовать с помощью кругов, треугольников и квадратов человечка.

- треугольник - высокий мотив к достижению успеха, большой оптимизм, жизнелюбие. Если треугольников пять и более - карьерист, личность сильная, холерик с завышенной самооценкой.

- квадрат - творческая личность. Если пять и более квадратов - личность обладает техническим складом мышления, склонность к депрессиям, злопамятность, впечатлительность.

- круг - чем больше кругов, тем человек более общительный, возможна вероятность конфликтов. Если круги в дефиците, значит есть проблема общения, закомплексованность, неуверенность в себе.

-

- "Автопортрет". Чем больше деталей на рисунке, тем выше желание общаться.

- уши - милосердие, хорошая внушаемость, наивность.

- шея - потребность давят на сознание.

- ноги - высокая жизнеприспособленность.

- туловище - гложут внутренние проблемы

- тесты, оценивающие "насколько состоялся отряд" (состоялся как единое целое)

-

- "Метод недописанных предложений". Предложения могут быть самые разные, например:

- никак не могу понять, почему я ...... (возможно этот случай уже относится к категориям баек, один мальчик Козев Валя 12 лет дополнил предложение всего одним словом - никак не могу понять, почему я здесь)

- больше всего я испугался в лагере, когда .......

- мне очень понравилось .......

- мне очень не понравилось .......

-

- "Каверзные вопросы".

- какие претензии есть к вожатому

- какие мероприятия ты хотел бы, чтобы проводились в лагере

- какой был самый счастливый день за смену

-

- "Ассоциации". Попросите ребят провести ассоциации между Вами и каким-либо животным, цветком, временем года, едой, сладостями, спортивным снарядом.

-

- "Зоопарк". Знаете ли вы каких животных дети хотели бы видеть в лагере, а ведь это тоже характеризует их (мягкие и покладистые или норовистые и взбалмошные).

-

- Помните: результаты надо оглашать обязательно!, подчеркивая положительные моменты и сглаживая отрицательные.

 

Речевки. Кричалки.

 

В столовую:

- Оп, оп, опаньки – мы идем в столовую

Оп, оп, опаньки – самые голодные.

- Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда!

Всем-всем приятного аппетита.

- Повара нам варят суп, кормят нас картошкой,

Мы за это хорошо работать будем ложкой.

- Съели все – в тарелках пусто, это было очень вкусно.

- Дружно ложки в руки взяли, быстро съели, все убрали!

- Идем в столовую гурьбой,

Берем еду мы смело.

И вместе дружною толпой

Беремся мы за дело.

- Куда шагает дружно в ряд веселых (шрековцев) отряд?

Спешим туда, где пахнет вкусно кастрюля с квашеной капустой.

Где накормят нас всегда очень вкусно повара.

- Мы в столовую идем, песню звонкую поем

Очень кушать мы хотим, все в столовой мы съедим.

Мы стоим у вашей двери, мы голодные как звери.

Есть хотим быстрей, быстрей, открывайте поскорей!

- Эй, лихая детвора! Собираться нам пора.

Бим-бом! Та-ра-рам! Никогда не скучно нам.

Смотри народ! Отряд идет. Что голодный хор поет,

Когда повар есть зовет!

Бери ложку, бери хлеб и садись-ка за обед!

Бим-бом! Та-ра-рам! Что сготовил повар нам.

- Чашки, вилки, кружки, ложки,

Много жаренной картошки,

Много супа, макарон,

Мы бежим со всех сторон.

- Раз, два - есть хотим,

Три, четыре – все съедим.

Не дадут картошки,

Мы съедим все ложки.

Не дадут нам чайника,

Мы съедим начальника.

 

Утренняя.

- Раз, два, три, четыре! Три, четыре, раз, два!

Солнце только что проснулось и ребятам улыбнулось!

Поскорей, дружок, вставай, на зарядку выбегай!

Солнце светит ярко-ярко! Нам от солнца жарко-жарко!

Солнышко, сильнее грей, воду в речке нам согрей!

Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!

 

На стадион.

Кто задору, солнцу рад? Эй, команда стройся в ряд!

А команда есть? – Есть! Командиры здесь? – Здесь!

Выходи скорей на поле поддержать отряда честь.

Мы идем на стадион, отряд наш будет чемпион!

Мускулы: сильные! А сами все: красивые!

Что задору, солнцу рад? Эй, спортсмены, стройся в ряд!

 

Туристическая.

Кто шагает с рюкзаками?

- Мы туристы!

Кто со скукой не знаком?

- Мы туристы!

Нас вперед ведут – Дороги!

Наш девиз: «Всегда вперед!»

Эй, ребята, тверже шаг!

Что турист берет в дорогу?

- Песню, ложку и рюкзак.

Мы голодные, как звери,

Открывайте шире двери.

Нам еда полезна будет –

Силы новые разбудит!

Кто отстал? – Не отставай!

Кто устал? – Не унывай!

Кто идти захочет с нами нашу песню запевай.

 

Вечерняя.

- Мы скакали, мы играли, очень сильно мы устали.

Поскорее ляжем спать, а то соскучится кровать.

- День отшумел и ночью объятый лагерь зовет ко сну.

Мал.: Доброй вам ночи – девчата!

Дев.: Доброй вам ночи – ребята!

Все.: Доброй вам ночи, вожатые наши,

Завтра нам снова в путь.

- Почитать, поиграть. Ровно в 10 – время спать!

 

На зарядку.

На зарядку выходи! На зарядку всех буди.

Все ребята говорят: физзарядка – друг ребят!

Физкультур …….. – ребенок, набирайся-ка силенок!

Физзарядка по утрам не во вред – на пользу нам.

Левая! Правая! Бегая, плавая.

Вырастем смелыми, на солнце загорелыми.

 

Отрядная.

- Раз, два, три, четыре, эй, ребята, шире шаг.

Нет, наверно, в целом мире веселей, дружней ребят.

Не грустят в семействе нашем, мы поем, рисуем, пляшем.

Все занятья хороши, веселимся от души.

- Раз, два! Пацаны! Три! Четыре! И девчата!

Раз, два! Кто же мы? – обалденные ребята!

Не страшны нам труд и грусть,

Нам с дороги не свернуть.

Будем вместе мы всегда, мы теперь одна семья!

 

Кто из нас не любит скуки? – Мы!

Кто здесь мастер на все руки? – Мы!

Кто танцует и поет? – Мы!

Кто одежду бережет? – Мы!

Под кровать ее кладет? – Мы!

Вещи кто хранит в порядке? – Мы!

Кто спасибо говорит? Кто за все благодарит?

Ну, конечно, это Мы …….(название отряда)

Отрядные огоньки.

 

Вид огонька определяется ситуацией:

- знакомство – решение индивидуальных проблем, связанных с вводом ребенка во временный коллектив, новые условия жизни, быта,

- конфликтный – решение межличностных микрогрупповых конфликтов в критических точках смены,

- адаптации – психологическая подготовка личности ребенка к плавному введению в макросоциумную систему,

- анализ – обучение и закрепление у ребенка навыков психологической оценки ситуации и анализа проведенных дел,

- тематические – разговор, акцентирующий внимание на одной из тем, волнующих детей, поддерживающих логику дел отряда. Уровень отряда определяется вожатым субъективно.

В первом огоньке должно быть:

1. Рассказ о традициях огонька, откуда он появился,

2. Рассказ об орлятском круге,

3. Рассказ об огне,

4. Весь огонек будет идти, столько часов, сколько задаст ведущий (первый говорит не более 5 минут).

Чего не должно быть:

- Огонек не должен быть затянутым.

- Нельзя пить чай.

- Вожатым запрещается давать оценку сказанному.

- Обезличивать сидящих в кругу.

Огонек – это особая форма общения, позволяющая каждому человеку высказаться, раскрыть себя.

Задачи огонька:

- научить коллективно анализировать.

- Научить ребят общению.

- Воспитать культуру общения.

Условия, необходимые для проведения огоньков:

- все должны быть удобно устроены, чтобы видеть каждого человека,

- наличие живого огня,

- создание эмоционального настроя,

- разговор в полголоса.

 

Дни проведения Форма огонька Проведение огонька (идея) Что дает эта форма огонька примечания (уровень отряда)

ОГОНЬКИ ЗНАКОМСТВА

3-4 день смены

Рассказ – эстафета Передача предмета по кругу, говорит тот, у кого находится предмет Выговаривание сидящих в кругу по типу: «Все говорят, а чего бы и мне сказать». Работает система закручивания всех в разговор.

Уровеь отряда любой

Пакет откровений Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами Раскрытие личности с необычной стороны, проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопрос
Музей любимых вещей Рассказ идет не о себе, а о предмете, характеризующем хозяина и демонстрируемом на огоньке Развитие образно - ассоциативного внимания участников огонька. Возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны.
2-3 день смены Гороскоп Гороскоп по группам – знакам зодиака. Перед выступлением детей вожатый дает краткую характеристику каждому знаку Необычность характеристики детей, форма запоминания личности через выделение необычных качеств. Уровеь отряда любой

3-5 день

«Фонарщик» Эмоциональное представление легенды о маленьком фонарщике. Говорит тот, у кого в руках фонарь. Фонарь передается по свободному выбору.

Определяет умение выбирать, выделять для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение микрогрупп.

Уровень отряда высокий

Вариант: Букет цветов В каждом цветке – вопрос. Высказывающий дарит цветок другому по выбору
2-3 день Памятный день Рассказывая о себе, ребенок вспоминает яркий день или случай из жизни Вожатый получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам

ОГОНЬКИ АНАЛИЗА

8-10 день

Анализ оргпериода Ответ на вопросы: Что хотели? Что получили? При проведении огонька могут быть использованы некоторые формы конфликтных огоньков Фиксация перехода от пассивной позиции жизни в отряде к активной. Начало блока обучения З.У.Н., связанным с системой анализа и построения дальнейшей жизни (после событий).

Уровень отряда любой

Цепочка Один говорит одну – две фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает этот разговор Игровая форма огоньков, работающая на концентрацию внимания, получения большого количества информации, кратковременность проведения
Машина времени Игра – отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив, т.е. ребята рассказывают о предстоящей неделе, как будто они ее прожили Образно-ассоциативное развитие детей, закрепление навыков построения перспектив, творческих подходов. Вожатый может выделить для себя основные проблемы, волнующие детей.

Финиш смены

Отряд для меня Каждый участник отвечает на вопрос: чем стал для меня отряд? Осмысление детьми прожитого в лагере, в смене. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни
Свечка (анализ дня) Рассказ – эстафета, передача предмета по кругу, у кого предмет, тот высказывается по дню, затем передает предмет Высказывается каждый ребенок. Этот способ заставляет задуматься над темой высказывания каждого ребенка, но принцип добровольности высказывания не нарушается.
Свободный микрофон По очереди высказываются желающие в свободном режиме, по вопросам, анализирующим жизнь отряда за день Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуаций. Появится возможность самореализации ребенка, укрепление его в отряде как личность

10, 16 дни

Круг молчания 1     Круг молчания 2 Все сидит в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается лицом в центр. Все сидит в помещении. Говорящий садится в круг. Напряженность обстановки провоцирует эмоциональные выплески, снимает личное эмоциональное напряжение. Происходит снятие конфликта в отряде. В обоих огоньках «круг молчания» создается элитностью говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда
Наедине с собой Говорящий выходит в круг к свечке Путем использования свеч, достигается эффект одиночества.
Разговор со свечкой Говорящий выходит за круг к свечке Ситуация, в которой человек может вслух высказать мысли «скребущие» душу – крик души… Акцентирование внимания на проблемах, возникающих в отряде.

ОГОНЬКИ ИТОГОВОГО ПЕРИОДА (Адаптационные)

  Позиция Моделирование предположительного поведения ребенка в социуме, его практического конструирования. Обыгрывается ситуация на «вживание» ребенка в социум «большой земли» не теряя своих положительных качеств, полученных или закрепленных в лагере Уровень отряда средний, высокий
Самый последний разговор Живой уголек В руках у говорящего свеча, дымящаяся ветка – «живой уголек». После того, как желающие выскажутся, «живой уголек» передается следующему. Огонек дополняется традициями прощания. Снятие эмоционального напряжения. Связанного с прощанием. Огонек позволяет подготовить детей к расставанию.

Уровень отряда любой

Финальный огонек (после ЛЗС) Расскажи мне обо мне О каждом участнике огонька высказывают свое мнение два – три человека, по выбору того, о ком идет речь. Действует принцип «свободного микрофона». Взгляд со стороны на систему деятельности и поведения ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем.
  Я, как в зеркало, смотрюсь в людей В помещении, где проводится огонек, создается эффект зеркала (при помощи свечей, оформления). Говорящий и сидящий находятся в креслах друг против друга Достигается концентрация внимания на диалоге. Уровень отряда только высокий
  Разговор с попутчиком Заданная ситуация: закончилась смена, вы едите домой и рассказывайте попутчику о жизни в лагере Снятие отрицательных эмоций и закрепление положительных, полученных в лагере Уровень отряда любой
  Анализ дня по микрогруппам Обсуждение дня по микрогруппам, после этого от каждой микрогруппы говорит один представитель Решение вопросов: «+» и «-» дня и дел, причины и что с этим делать, как это можно сделать по-другому Уровень отряда средний

ОГОНЬКИ ОТКРОВЕНИЙ (Конфликтные)

Пользоваться конфликтными огоньками нужно очень осторожно! При выходе из конфликта, внутри огонька требуется провести игры на доверие, оптимизацию общения, выводящие эмоции детей на положительные

8-11 день смены

Письмо к другу Участники огонька «пишут» вслух письмо другу, родным (принцип ведения пед.дневника Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии, понимании, возникновение потребности друг в друге

Уровень отряда любой

Разговор с игрушкой Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке Дополняется воздействие на тактильность, кинестетику ребенка

Последняя неделя

«Я не понимаю» Бессистемное распределение участников огонька в помещении. Каждый ребенок может подойти к любому участнику огонька с вопросом, начинающимся с фразы: «Я не понимаю, почему…?» Предъявление требований с позиции более глубокого проникновения в мировоззрение другого человека. Налаживание контакта, выход на один уровень
Разговор в темноте Рекомендуется проводить в холле при отсутствии света (в полной темноте). Дети в расслабленном состоянии (лежа на матрацах), разговаривают о наболевшем. Эффект эмоциональной разгрузки (очищение от отрицательных эмоций). Выход детей на самостоятельное решение проблем, возникающих в отряде
«Электрический стул» Один из участников огонька сидит спиной к аудитории. Остальные пишут анонимные записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются вожатыми (с небольшой корректировкой) Дает возможность узнать оценку поведения того или иного ребенка членами отряда (без амбиций, обид, оскорблений), оценку его личностного достоинства Уровень отряда высокий

 


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 688; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!