ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ГИПОТЕЗА (от 35 страница



САДИЗМ (по имени французского писателя маркиза де Сада, описавшего в своих романах множество способов истязания полового партнера и утверждавшего право человека на ничем не ограничиваемое сексуальное поведение) – половое удовлетворение, испытываемое путем причинения страданий или унижений сексу-


альному партнеру. Синонимы: половое на-сильничество, эротический пшранизм, активная апголагния (альголагния). Термин «С.» предложен Р. фон Крафт-Эбингом. Для садиста сексуальное наслаждение возможно лишь при полном доминировании, неограниченном господстве над партнером, обычно проявляющемся в нанесении физических или психических т^авм. Диапазон действий садиста необычайно широк: от оскорблений, брани, угроз, пачка-ния одежды экскрементами, спермой (пи-кацизм) до побоев, бичевания (флагелля-ция), нанесения ран, убийства.

Садистские наклонности могут не реализовываться на практике, а воплощаться только в фантазиях. Некоторые исследователи полагают, что садистские наклонности присутствуют в сексуальном сценарии каждого мужчины и даже каждой женщины (что проявляется в стремлении к полному обладанию объектом влечения), но обычно тормозятся. Неверно думать, будто С. присущ только мужчинам. Объектом влечения садиста может быть лицо как противоположного, так и своего пола (са-догомосексуализм), а также животное (зоо-садизм). С. часто сочетается с педофилией и геронтофилией, когда слабость и уязвимость жертвы определяются ее молодым или, наоборот, преклонным возрастом. Особым случаем является воспитательный садизм, или диппольдизм (по фамилии домашнего учителя Диппольда, который ради получения сексуального наслаждения так истязая своего воспитанника, что довел его до смерти).

Крайние и весьма редкие случаи С. – некрофилия, вампиризм и бертранизм. Некрофилия (некромания, некросадизм) представляет собой половое влечение мужчин к трупам. Некрофилы чаще используют трупы, а на убийство идут крайне редко. Высказывается предположение, что некрофилия возникает в случае фиксации в сознании эякуляции И оргазма, наступающих у некоторых мальчиков и подростков при острей эмоциональной реакции, вызванной страшными рассказами о привидениях, кладбищах, убийствах. Вампиризм сочетает в себе элементы С. и фетишизма (см.), причем роль фетиша играет кровь партнера. При легкой форме вампиризма девиант использует сладострастные чувства, воображая, как его партнер исте-


339


каст кровью, или представляя потоки крови; при более тяжелой он наносит укусы или царапины, иногда, весьма серьезные порезы и уколы («подкалыватели»). В бер-транизме (по имени описанного Крафт-Эбингом французского поручика Бертрана, сексуально наслаждавшегося, выкапывая трупы, расчленяя их и иногда совершая с ними половой акт) соединяются некрофилия и С,

С. связан с нарушением прав личности, агрессией. Следование садистским наклонностям нередко приводит к половым преступлениям, причем сопротивление жертвы лишь усиливает наслаждение садиста. Однако нередки случаи, когда партнер садиста не является жертвой в буквальном смысле, а также испытывает сексуальное наслаждение (см. Мазохизм). С. и мазохизм тесно связаны, что может приводить не только к созданию устойчивой партнерской пары садист – мазохист, но и к перемене ролей. Многие исследователи предпочитают говорить о садомазохизме (см.).

САДОГОМОСЕКСУАЛИЗМ -

см. Садизм.

САДОМАЗОХИЗМ – собирательный термин для обозначения садизма (см.) и мазохизма (см.), как дополняющих друг друга способов сексуального удовлетворения, включая наличие обеих девиаций у одного индивида. Для обозначения этого сложного комплекса на рубеже веков немецкий врач Альберт Эйленбург предложил так и не ставший общеупотребительным термин «алголагния», или альголаг-ния (от греч. algos – боль и lagneia – соитие, похоть), подразделив ее на активную (садизм) и пассивную (мазохизм) формы. Необходимость обобщающего понятия для, казалось бы, противоположных девиаций обосновывается существованием между ними глубокой связи. Садист и мазохист часто составляют в некотором смысле гармоничную сексуальную пару. Более того, в одном человеке могут сосуществовать садистские и мазохистские тенденции, что определяет чередование сексуальных сценариев (напр., активные и пассивные флагеллянты нередко меняются ролями и бичуют друг друга) и позволяет говорить о единой – садомазохистской наклонности.


Отношение к С. неоднозначно. Успешность партнерства садиста и мазохиста зависит не только от характера девиации, но и от степени ее выраженности. Если формы сексуального поведения одного партнера укладываются в диапазон приемлемости другого, то они, служа лишь средством сексуального возбуждения и удовлетворения, усиливают сексуальные и эмоциональные связи в паре. В таком случае принято считать, что, являясь анормальностью (по сравнению с общепризнанной нормой), С. имеет право на существование. Однако психосексуальная стабильность пары нарушается, если садистская направленность одного усиливается и причиняемые им страдания превышают тот оптимум, который связан с их оргастическим переживанием партнером. В таком случае С. вступает в противоречие с естественными правами сексуального партнера и должен считаться недопустимым. Это справедливо и для нестабильных пар.

По мнению некоторых авторов, элементы С. присутствуют в сексуальной жизни большинства людей. Именно они создают возможность хотя бы частично компенсировать, с одной стороны, обычно подавляемое желание властвовать и, с другой, стремление к покорности, вверению себя более сильному и могущественному партнеру, отказу от психологической защиты. Современный польский сексолог К. Имелинский высказывает предположение о связи С. и эротической любви, проявляющейся в том, что страдания, связанные с любимым человеком, усиливают чувство и наслаждение. Кроме того, он квалифицирует публичные казни, бои быков, гладиаторские игры и т. п. как массовое проявление С.

САККАДИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ – быстрые, скачкообразные верси-онные движения глаз, наблюдающиеся при зрительном поиске объектов, чтении, рассматривании изображений, а также на той стадии сна, которая, по-видимому, связана с возникновением сновидений. Амплитуда С. д. определяется локализацией объекта и стоящей перед субъектом задачей. Минимальная их величина равна десяткам угловых минут, а максимальная – 40 – 60 угловым градусам. Обычно столь большие С. д. возникают как часть ориентировочной реакции на появление в периферическом зрении нового объекта и сопровож-


340


даются движениями головы и корпуса. Скорость £. д. увеличивается при увеличении их амплитуды и может достигать 800 угловых градусов/с. Латентный период С. д. составляет около 200 мс. Параметры С. д. определяются примерно за 50 мс до начала скачка, поэтому изменение положения цели внутри этого временного интервала приводит к тому, что скачок сначала осуществляется на старое и лишь затем на новое место цели.

Незадолго до начала и во время С. д. происходит повышение зрительных порогов. Этот феномен, названный саккадиче-ским торможением, свидетельствует о том, что прием зрительной информации осуществляется г. о. в промежутках между С. д., когда глаза фиксируют ту или иную деталь объекта.

САККАДИЧЕСКОЕ ПОДАВЛЕНИЕ – снижение чувствительности зрительной системы, вызванное саккади-ческим движением глаз при смене точки фиксации. В диапазоне ±100 мс относительно начала саккады функция С. п. имеет V-образную форму, причем минимум чувствительности приходится на время движения глаз. Положение точки минимума на оси вероятности правильных обнаружений стимула зависит от его физических характеристик (размера, яркости, контраста, длительности экспозиции) и амплитуды скачка глаз. При последовательных скачках во время рассматривания сложного изображения происходит сумма-ция саккадического подавления, так что при каждом очередном скачке чувствительность зрительной системы снижается и является монотонно убывающей функцией от порядкового номера скачка в цикле сканирования.

САМОВОСПИТАНИЕ– формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью . С. как сознательная цель чаще всего возникает в подростковом возрасте. Однако предпосылки С. можно видеть в поведении детей более раннего возраста. Так, в акте принятия намерения (см.), наблюдающемся уже в дошкольном детстве, выражаются сознательность и целенаправленность поведения ребенка. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок ориентируется преимущественно на оценки взрос-


лых, то при переходе к подростковому возрасту усиливается влияние коллектива сверстников на его личностное развитие. Наиболее благоприятной для С. можно считать такую организацию коллектива, при которой каждый ребенок может найти свое место в общей деятельности сообразно своим индивидуальным особенностям и склонностям.

В подростковом возрасте решающую роль в С. начинает играть самооценка (см.). Важным мотивом С. становится недовольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим идеалам. В юношеском возрасте С. приобретает более зрелый и целенаправленный характер. Благодаря возникшему осознанию своего места в мире, стремлению служить высоким общественным идеалам С. невозможно без анализа своих индивидуальных особенностей, способностей и возможностей. Эффективности С. способствует адекватная самооценка, ее соответствие реальным способностям и возможностям человека. Поскольку развитие личности является непрерывным процессом, не имеющим предела, С. –дело всей жизни человека.

САМОНАБЛЮДЕНИЕ – наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического развития ребенка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает, что происходит обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции (по выражению Л. С. Выготского, к овладению собственным поведением). Методическая проблема, которую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологического исследования, сохраняя за последним объективный научный характер.

Проблема С. имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в экспериментальной психологии. В концепции «аналитической интроспекции» В. Вундта и особенно его ученика Э. Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в услови-


341


ях психологического эксперимента и удовлетворяющее основным принципам научного метода, было противопоставлено «внутреннему восприятию», протекающему в естественных условиях. Кроме того, С., проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой аналитической установке, якобы позволяющей непосредственно постигать психологическую реальность. При этом в силу сенсуализма и атомизма этой концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах основных элементов сознания – ощущений, представлений, чувств и их атрибутов – интенсивности, длительности во времени и протяженности в пространстве. Все, что не укладывалось в эту жесткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула».

Кризис «аналитической интроспекции» наметился уже после появления работ Вюрцбургской школы. Однако подлинному пересмотру ее положения подверглись в гештальтпсихологии, согласно которой целое не складывается из суммы «элементов». Поэтому представилось необходимым заменить расчленяющую «аналитическую» установку на естественную, «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание переживаний целого во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю.

В целом С. нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой, требующей специального истолкования форме.

САМООБРАЗОВАНИЕ – образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего. Известен рад блестящих имен в науке и культуре, не получивших систематического образования. Напр., автодидактами (самоучками) были археолог Генрих Шлиман, этнограф Эдуард Тайлор, художник Нико Пиросмани. Жан Жак Руссо, заболев в 25 лет и «считая каждый день последним», занялся С., что принесло пользу душе и телу и привело его к мысли о необходимости «Энциклопедии». Важность С. как возможности восполнения традиционного образования понималась во многих странах, что приводило к созданию вечерних курсов, воскресных школ и пр. В 1893 г. в России возникли организации, ставящие своей целью содействие С.: в Москве – «Комиссия для организации домашнего чтения» (ею была создана 4-летняя программа для систематического чтения по разным наукам, издана Библиотека для самообразования, включавшая и «Психологию» А. Бэна), в СПб. –«Отдел для содействия самообразования при Педагогическом музее».

Вопрос о включении С. в категорию учебной деятельности (см.) является спорным. Если существенным признаком последней считать содержание деятельности, то он должен решаться положительно; если общение с обучающим, то предварительно следует рассмотреть проблему: можно ли считать чтение (представляющее основной метод С.) определенным видом общения. Основания для такой точки зрения заложены в диалогичности дискурсивного мышления.

Слабыми сторонами С. являются отсутствие руководства, обратной связи, несистематичность. Однако нередко они компенсируются сильными сторонами: 1) преодолевается то, что Д. Дьюи называл вытекающей из организации школы непродуктивной тратой сил; 2) решаются (или не приобретают печальной остроты) проблемы индивидуального подхода, мотивации и сознательности учения. С. требует от субъекта видения жизненного смысла в учении; сознательной постановки целей; способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самоконтролю. Это делает его невозможным для многих, в первую очередь для детей. Однако начиная с юношеского возраста С. может быть очень результативным. Еще Дж. Локк видел цель воспитания не в том, чтобы сделать юношу ученым, а в том, чтобы так развить и направить его ум, чтобы сделать его способным к восприятию любого знания, когда он сам .пожелает приобрести его. Д. И. Писарев считал, что настоящее образование есть только С. и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами.

Хотя учебная деятельность является ведущей только для определенного возраста, все же «учение проходит через всю жизнь человека» (С. Л. Рубинштейн). В этой связи уместно выделить широкий смысл понятия С. как самостоятельно организуемой субъектом деятельности учения, удовлетворяющей его потребности в познании а личностном росте. Так понимаемое С. становится необходимой составляющей саморазвития.

САМООЦЕНКА – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концещии, самопознания (см.), и как процесс самооценивания. Основу С. составляет система личностных смыслов (см.) индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

С. выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, С. создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, достижения целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности (см.). Защитная функция С., обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.

С. развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую эбщую С., которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные С., карактеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельно-:ти. С. может быть разного уровня осознанности.

С. характеризуется по следующим параметрам: 1) уровню – высокая, средняя и низкая С; 2) соотношению с реальной успешностью – адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) С.; 3) особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная С. Для развития личности эф-'|>ективным является такой характер само-этношения, когда достаточно высокая общая С. сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными С. разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая С. (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная С., а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность С. может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность С. возрастает в критические периоды развития, в частности в подростковом возрасте.

По характеру временной отнесенности выделяются прогностическая, актуальная и ретроспективная С.

С. формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.

Сохранение сформировавшейся, привычной С. становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких, как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и др.

САМОСОЗНАНИЕ – осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. С. выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков.

В основе С. – способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных (фундаментальных) способов человеческой жизнедеятельности (см. Мышление, Понимание, Сознание). Отношение к своему бытию, опосредствованное совместной (в общении осуществляемой) деятельностью, способствует формированию определенного представления о себе самом как о способном на общественно значимые поступки и действия. Представления о себе (субъективный образ своего Я складывается под влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами и

социальными нормами поведения, принятыми в обществе. «Образ Я» – непременное условие каждого акта целеполагания. Представление о цели и путях ее достижения есть одновременно и представление о своих будущих действиях, о формирующихся в этих действиях способностях – о себе, уже добившемся своей цепи, так или иначе изменившемся. При этом человек может и завышать, и занижать свои возможности; в первом случае он относит себя к тем, кто обладает нужными и престижными способностями, во втором – к тем, у которых этих способностей нет.

В психологической литературе о С. иногда говорится как о высшей форме развития сознания. Однако и сознание человека (Т. и. его отношение к миру с знанием) невозможно без отличения себя от своей жизнедеятельности, без эмоционально-смысловой оценки своих возможностей – без отношения к себе как к субъекту общественно значимой деятельности, в процессе которой каждый человек может сам изменять и развивать свои способности, самого себя. Поэтому С. не только результат, но и предпосылка развития самосознания.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!