Шаровидных амфор культура (Globular Amphora Culture)



Культура партиархальных скотоводов, чье появление в Северной и Центральной Европе середины IVтыс. привело к распаду культуры воронковидных кубков. Кроме того, были затронуты территории кукутенской, неманской и нарвской культуры. Погребальные обряды напоминают курганную культуру Северопонтийского региона.

Шассе культура ( Chass é e )

Развитая неолитическая культура Франции, пришедшая на смену культуре керамики импрессо (кардиал); связана с культурами кортайо (Швейцария) и лагоцца (Италия). Ее носители занимались интенсивным выращиванием плодов, имели технологически развитую керамику и каменную ин­дустрию. Датируется концом V — началом IVтыс. до н. э.

Швянтойи ( Sventoji )

Торфяниковая стоянка нарвской культуры неподалеку от Балтийского моря, к северу от Паланги, конец IV - на­чало III тыс. до н. э. На протяжении последних 20 лет, на­чиная с 1966 г., ее раскопки проводит Р.Римантиене. Ис­следовано более 40 мест. Примечательна исключительной сохранностью деревянных артефактов, сетей, веревок, луба, значительного числа деревянных весел, мотыг, пес­тов, столбов от домов и изгородей. Кроме того, обнаруже­ны мастерские, янтарные артефакты, деревянные скульп­туры, в том числе 2-метровый столбс лицом Богини-совы Здесь же найдено поселение раннего периода культуры шнуровой керамики (прибалтийский вариант).

Лит.: Rimantienè 1979; Rimantiené R. Sventoji II. Vilnius: Mokslas, 1980.

Шнуровой керамики культура (Corded Pottery Culture)

Скотоводческая, патриархальная культура одиночных захоронений первой половины III тыс. до н. э., охватывав­шая бассейны Верхнего Дуная, Эльбы, Одера и Вислы. Из Центральной Европы она распространилась по Северо-За­падной Германии, Южной Скандинавии, Восточнобалтий-скому региону, Верхнеднепровскому бассейну и Централь­ной России. Также известна как культура боевых топоров.

Эвбюри ( Avebury )

Одна из самых больших церемониальных построек, расположенная к западу от Марлборо, Уилтшир. Камен­ное кольцо, ров и внешняя насыпь этого хенджа окружа­ют территорию в 28,5 акра (11,5 га). В центральной его части — два каменных кольца меньших размеров с вы­кладками из камней посередине каждого. Четыре входа разбивают ров и внешнюю насыпь на равные отрезки. У


482


Гимбутас M. Цивилизация Великой Богини


 


южного входа начинается Кеннет-Авеню из двух парал­лельных рядов валунов песчаника, которая ведет к т.н. «святилищу», расположенному на расстоянии ок. 2 км. Монумент использовался с IV по II тыс. до н. э. Во рву найдены черепки керамики культур уиндмиллхилл, пи-терборо, райнио-клэктон, южнобританских кубков и ке­рамики позднего бронзового века.

Раскопки проводились А.Кейллером в 1925-1939, 1965 гг.

Лит.: Smith 1965; Dames 1977; Burl A. Prehistoric Avebury. New Haven: Yale UP, 1979; Idem. Rites of Gods. London: Dent, 1981.

Эгольцвиль 1-5 ( Egolzwi!)

Небольшие неолитические приозерные поселения кан­тона Люцерн, Швейцария, чьи жители занимались разве­дением скота. Культурная группа эгольцвиль родственна культуре кортайо первой половины IV тыс. до н. э. При­мечательны хорошо сохранившиеся прямоугольные дере­вянные постройки, инструменты и утварь из дерева и коры; богатый материал с точки зрения изучения истории леса и растительности.

Раскопки проводились Э.Фогтом в 1950, 1952, 1954-1964 гг. (Эгольцвиль 3 и 4) и Р.Вюссом в 1956 г. (Эгольцвиль5).

Лит.: Vogt 1951, 1954, 1967; Wyss 1976.

Эзеро

Стратифицированный телль в Центральной Болгарии у г. Нова-Загора, в6000-4300 гг. дон. э. первоначально за­селенный носителями культуры караново. Вслед за пере­рывом, вызванным первой волной курганной культуры, здесь возникла гибридная культура, представлявшая собой смесь древнеевропейских и курганных традиций и близ­кая к баденской культуре. Телль оставался обитаемым поч­ти на всем протяжении IV тыс. до н. э.

Раскопки проводились в 1970-х гг. Н.Я.Мерпертом, Г.И.Георгиевымидр.

Лит.: Георгиев, Мерпертидр. 1979.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!