Культурные группы лесостепного региона бассейна Средней и Нижней Волги



Волжская культура Утыс. до н. э., которую в со­ветской научной литературе именуют энеолитической (т. е. относящейся к «меднокаменному» веку или «хал-колиту»), была продуктом развития местной волжской неолитической культуры7. Ее ареал охватывал юж­ные области степных районов между Нижним До­ном, Средней Волгой и Нижним Уралом, чьей есте­ственной границей были Кавказские горы, а на юге -


 


390


Гимбутас М. Цившшзация Великой Богини


 


Рис. 10-2


Рис. 10-3



У V



 


 





л

\

I


'1


[Ш X. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Евро


391


 


Рис. 10-2 В отличие от мирных зем-.мельцев Древней Евро­пы, волжские скотоводы м. 5000 г. до н.э. изготовля­ли внушительные кинжалы из кремня и кости. (1,2) Сьеежевский могильник, рСамара, Куйбышевская область; (3) Липовский Ов­раг. Кремневый кинжал был найден в могиле полу-тораголовалого-двухлетне-го мальчика. Костяные кинжалы обнаружены воз­ле руки или черепа взрос­лых мужчин. Длина костя­ного кинжала (слева) 53 см.

Рис. 10-3 В тот период, когда в Юго-Восточной, Восточной и Центральной Европе про­цветало искусство распис­ной керамики, волжские скотоводы изготовляли примитивные яйцевидные кубки с утолщенным краем, украшенные горизонталь­ными линиями из насечек, надрезов, шнуровых отпе­чатков и ямок. К глиняному тесту примешивали толче­ные раковины. Съезжевский могильник, Куйбышевская область, самарский период. Ок. 5000 г. до н.э. Масштаб 1:3.


Каспийское море. Неолитические и энеолитические культуры этого обширного пространства были открыты в течение послед­них 20 лет; за этот срок археологам удалось выделить несколько региональных групп и фаз развития. Так, энеолит разделен натри периода: ранний, средний (или развитый) и поздний.

Самарский период (ок. 5000 г. до н. э.)

В лесостепной зоне Средней Волги ранняя энеолитическая культура носит название самарской, а в бассейне Нижней Вол­ги - северокаспийской. Открытие и признание этой долгое вре­мя неизвестной культуры началось в 1973 г., когда на берегу реки Самары, одного из притоков Средней Волги (Куйбышевская об­ласть), был найден съезжевский могильник8. Он был частично разрушен; сохранилось шесть индивидуальных и одно тройное захоронение, все в ямах глубиной в 0,7-1 м, некоторые покрыты сверху каменной или низкой земляной насыпью. К числу при­мечательных находок следует отнести признаки того, что рядом с могилами совершались конские жертвоприношения: найдены костяные фигурки лошадей, двуглавых лошадей и двуглавых быков.

В центральной части могильника (на 40 см вглубь от поверх­
ности) была обнаружена площадка для жертвоприношений с
двумя лошадиными черепами, окруженными битыми горшка­
ми, бусинами из раковин, в том числе речных, и гарпунами; все
предметы посыпаны охрой. Раскопки другой площадки для
жертвоприношений этого же могильника дали большое количе­
ство костей ног лошадей и крупного рогатого скота. Под первой
жертвенной площадкой располагались самые богатые могилы,
некоторые из них —детские, щедро усыпанные охрой. Наиболее
примечательна могила мальчика возрастом полтора—два года
(№ 6), в которой был найден длинный кремневый кинжал (рис.
10-2. 1), две вырезанные из кабаньего клыка плоские статуэтки
двуглавых быков (рис. 10-1. 2 и 4), три ложковидньгх предмета,
заканчивающихся скульптурными изображениями утиных голов,
подвески и тонкие пластинки, ожерелье или пояс из бусин из
раковин и клыков животных а также два больших полукруглых
долота и тесла из отшлифованного камня. Подобный погребаль-
ный инвентарь говорит о том что это — могила отпрыска благо-
родного может быть даже царского рода Необычно что столь
маленький ребенок снабжен кинжалом и статуэтками, однако в
этом есть свой символический смысл. Судя по более поздним
археологическим данньш и сравнительным исследованиям ин-
доевгюпейских мифологий кинжал и запряженные в повозку
быки - атрибуты верховного небесного божества Вполне веро­
ятно что пгжнесенивжертвуЛошадей было связано со смер­
тью царского.сына             лошадей оыло     о ^о с ер

Две статуэтки лошади (рис. 10-1. 1 и 3) были найдены в разру­шенных могилах, так же как многие полукруглые долота и тесла из шлифованого камня, большие костяные копья, кинжалы, кремневые острия, наконечники стрел и скребки. Кинжалы из­готовлялись из кремня и кости; порой они достигали 56 см в дли­ну, что делало их чрезвычайно опасным оружием. Лезвия из крем­ня или кварцита вставлялись в костяную рукоятку, закрепляв­шуюся с боков (рис. 10-2. 3).

Горшки не клали в могилу, их, как правило, находят на пло­щадках для жертвоприношений. В съезжевских горшках есть при-


392


Гимбутас M. Цивилизацяя Великой Богини


 


Рис. 10-4


 

месь толченых раковин, что явля­ется характерной чертой и более поздней керамики курганной куль­туры. В основном они имеют усе­ченную яйцевидную форму: су­жающееся книзу плоское основа­ние, утолщенный, завернутый наружу край. Их поверхность, це­ликом или только в верхней части, была декорирована горизонталь­ными или зигзагообразными ли­ниями. Их накалывали, штампова­ли, в том числе гребенчатым ору­дием, а под ободком помещали ямочный или «пуговичный» узор (рис. 10-3). Похожая керамика была найдена в ряде недавно от­крытых поселений между Нижним Доном и Нижним Уралом9.

О поселениях этой культуры почти ничего не известно. Все они невелики по размерам, их слой то­нок. В нем обнаруживают только фрагменты сосудов, кремневые скребки, орудия из кварцита, по­лукруглые долота и тесла из отшли­фованного камня. Поскольку ни съезжевский могильник, ни про­чие стоянки с аналогичными ма­териалами не имеют радиоугле­родных датировок, их хронология устанавливается на основе типо­логических исследований. К при­меру, тонкие пластинки из кабань­его клыка характерны как для днепро-донецкой, так и для самар­ской культуры. В первом случае они предшествуют среднестогов-

ской II культуре, во втором----- хва-

лынской культуре Суля по радио-углеродным датировкам, хвалын-ская культура относится к первой половине Утыс до н э поэтому самарскую культуру следует отне­сти приблизительно к 5000 г или к началу V тыс до н э


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!