Западное и Центральное Средиземноморье
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным
дисциплинам www.vusnet.ru\biblio
Мы приглашаем Вас активно пользоваться Эл. библиотекой РГИУ. В Вашем распоряжении более 4000 полновесных текстов книг и статей, более 70 словарей. Любую книгу библиотеки вы можете свободно скачать и сохранить у себя на ПК.
Об учебном портале РГИУ. www.vusnet.ru
Если вы хотите получить первое или второе высшее образование, мы рекомендуем поступить учиться в РГИУ. Вы получите хорошее образование, гос.диплом аккредитованного Московский вуза, сэкономите временя и деньги.
Обучение проходит в Интернете, где Вам доступны учебники, специально подготовленные для чтения на ПК и тесты. К каждому учебнику прилагаются: хрестоматия, библиография, Интернет-ресурсы, специальные статьи, словари. Инвалидам скидка - 20%.
В учебном Портале РГИУ имеется 100 общеобразовательных и профессиональных курсов. Они в вашем распоряжении. www . vusnet . ru
Если у Вас возникли вопросы, постараемся на них ответить. Если есть пожелания – непременно сообщите.
Пожалуйста, пишите на: elena@vusnet.ru, anna@vusnet.ru Или звоните: (905) 7211213 (Елена).
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ И ГЕНДЕРНОЙ политики
Мария ГИМБУТАС
Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы
Москва
РОССПЭН
2006
УДК 902/904 ББК63.4 Г 48
Редакционный совет
серии «Гендерная коллекция - зарубежная классика»:
|
|
Бенедиктова Т.Д., Воронина O. A., Гениева Е. Ю., Дубин Б. В., Дробижева Л. Л/., Зверева Г. И., Казавчинская Т.Я., Кон И.С, Кочкина Е. В.,Ливергант А. Я., Петровская Е. В.,Посадская-Вандербек А. И., Садомская Н. Н., Самойло Е. Н., Сорокин А. К., Утешева Н. Т., Федорова Л. Н., Хасбулатова О. А., Чистяков Г. П., Юрьева Н. Ю., Ярыгина Т. В.
Научный редактор О. О. Чугай
Рецензент Е. В. Антонова
Перевод с английского М. С. Неклюдовой
This Russian edition was published by arrangement with the Estate ofMarijaGimbutas
Гимбутас M. Г 48 Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 572 с. - (Серия «Тендерная коллекция - зарубежная классика»).
ISBN 5-8243-0600-1
В данной книге автор исследует способы существования, социальные структуры и верования народов, населявших Европу с VII по III тыс. до н.э. (до прихода индоевропейцев), когда формировались стабильные земледельческие общины, значительно увеличилась численность населения, были созданы богатый художественный язык и сложная символическая система, связанная с различными проявлениями культа Великой Богини. Описываются матрилокальные сообщества культур, существовавшие с 6500 по 3500 г. до н.э., их размещение, хронология, искусство и архитектура, религия, письменность, социальный уклад. В заключительной главе рассказывается об упадке этих культур, о чужаках -носителях иного хозяйственного, социального и идеологического уклада, чей приход изменил мир древней Европы.
|
|
Цель книги - привлечь внимание к важнейшим аспектам доисторической Европы, по сей день неизвестным или ранее не рассматривавшимся в общеевропейском масштабе.
ББК63.4
ISBN 5-8243-0600-1
© 2006 by the Estate of Marija Gimbutas
© «Российская политическая энциклопедия», перевод, 2006
© А.Б.Орешина, оформление серии, 2006
Предисловие
Мария Гимбутас принадлежит к блистательной плеяде ученых-гуманитариев XX века, труды которых дали толчок для создания целого ряда работ по истории, этнографии, религиоведению и в гендерной области. Более двадцати монографий вышло из-под пера исследовательницы. Начав публиковать статьи, посвященные языческим культам в Литве она в дальнейшем расширяет ареал своих исследований на Восточную Европу и страны Балтии После выхода в середине пятидесятых годов книги «Доисторическая Восточная Европа» и вскоре другой оаботы «Древнейшие символы r напп.таом игкус-
рГикГьттоы ^б^^ч^^о^оиог^, ейогопгаиода сталГзамечаге^ьнаГкнига?<бСи и Богини Древней ЕюопыГко^ега Мши Гимб^ас ппоГессоп ЛжтеЖмпбеп^^ГппепиДовмиТ^ге
|
|
ЗгТмиТтЕ
uZZT ^ lTJ Er«° • р -' Сйевернои I!Zlr ^" T ^ lZT мноаголетнеи работы ста-
™™»™, r^ монографии. «Язык Богинь» и «Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы». Эта книга, пишет исследовательница, описывает способы существования, социальные структуры и верования народов, населявших Европу с седьмого по третье тысячелетие до нашей эры. Сенсационные археологические открытия середины двадцатого века в Европе кардинально изменили представления людей об истоках цивилизации. Список древнейших центров мировой культуры пополнился таким огромным ареалом, как Южная и Восточная Европа. Египет и Месопотамия уступили пальму первенства Малой Азии и Средиземноморью, а известное еще по раскопкам девятнадцатого века украинское село Три-полье вкупе с румынской деревушкой Кукутень стали центрами великой европейской цивилизации.
В исторической науке существовали две точки зрения на поздний неолит и ранний бронзовый век. Гимбутас в своей последней книге ставит вопрос о существенном различии этих эпох. Именно при энеолите происходит смена матриархальной формации на патриархальную. В советской археологической науке многие исследователи как раз не усматривали суще-
|
|
ственных различий в этих культурах, поскольку бронзовые изделия встречались и в слоях, относящихся к неолиту. Они склонялись к выводу о постепенном нарастании бронзовых изделий в культурах новокаменного века. Гимбутас пишет о коренном изменении ха-рактера культуры и упадке земледельческих сообществ которые угасали под натиском вторгшихся с востока кочевых племен. Бронзовые зеркала, браслеты и фибулы уступили место оружию В коштёктив-ных захоронениях земледельцев встречались предметы обихода статуэт^
ты*Гмогилахското^лческихм^ей были кони оружие и убитые слуга
Земледельцы не знали колеса как средства передвижения, но использовали его как сакральный символ небесной богини. Металл и колесо - вот истинные признаки культуры кочевников-индоевропейцев. Не меньшей заслугой Гимбутас стало иное определение цивилизации. Она поставила вопрос о существенной коррекции этого понятия: «Слово "цивилизация" нуждается в объяснении. С точки зрения археологов и историков оно подразумевает наличие политической и религиозной иерархии, военного ис-кvcсTBa классов и высокого разделения тп\шя Тако-го рода структуры действительно характерны д.1 я пат-рилокальных сообществ Я не согтасна с тем что по-нятие"цив^ патриархальн^
Высокий уровень жизни города с большой численностью населения, священные письмена, изысканные предметы искусства, ремесла, торговля — все это объединяла собой религия Великой Богини с очень сложным пантеоном. Неоспоримое богатство религиозного символизма Центральной Анатолии и Древней Европы - результат непрерывного развития начавшегося в эпоху позднего палеолита. Книга Гимбутас — научное исследование которое будет востребовано отечественными историками археологами культурологами и внесет весомый вклад в совоемен-ные тендер HOCTbSokeн^ гу любомучитателю ^^юшемусТинпо^оГш:-
высокого класса пособие очень
Ольга Чугай
*
Что такое цивилизация?
Цель этой книги — привлечь внимание к важнейшим аспектам доисторической Европы, по сей день неизвестным или ранее не рассматривавшимся в общеевропейском масштабе. Собранные в ней данные могут в корне переменить наше представление о прошлом, о потенциале настоящего и будущего. Наша общая историческая память должна быть сфокусирована по-новому. Необходимость эта тем более велика, что, как мы видим, путь «прогресса» ведет к уничтожению самих условий существования жизни на земле.
Эта книга исследует способы существования, социальные структуры и верования народов, населявших Европу с VII по Ш тыс. до н.э.: применительно к этой эпохе я буду использовать термин «Древняя Европа», имея в виду европейский неолит до прихода индоевропейцев. В этот период формируются стабильные земледельческие общины, значительно увеличивается численность населения, наши предки создают богатый художественный язык и сложную символическую систему, связанную с различными проявлениями культа Великой Богини.
Убедительные свидетельства существования быстро развивавшейся неолитической культуры с середины VII тыс. до н.э. присутствуют в Эгейском регионе, на Балканах, в Центральной и Восточной Европе. Вторая очаговая зона — центральная часть Средиземноморья. В западных прибрежных районах Средиземноморья окончательный переход от охоты и собирания продуктов питания к земледелию занял все VII тыс. до н.э., а в Западной Европе эта смена произошла лишь в начале VTbic. до н.э.
Первая часть книги посвящена описанию сообществ культур, существовавших с 6500 по 3500 г. до н.э. (в случае Западной и Северной Европы - несколько долее 3500 г. до н.э.), их размещению и хронологии. Искусство и архитектура этих региональных групп отличались удивительным богатством стилей, изобретательностью и воображением. Далее речь пойдет о религии, письменности и социальных структурах. В заключительной главе рассказывается об упадке этих культур, о чужаках, носителях иного хозяйственного, социального и идеологического типа, чей приход изменил мир Древней Европы. За этими событиями — не только распад цивилизации Древней Европы, но и переход к патрилокальным и воинственным типам общества. Как свидетельствуют меж-
дисциплинарные исследования в области археологии, лингвистики, мифологии и древнейшей истории, это изменение хронологически совпадаетс ин-доевропеизацией Европы.
Слово «цивилизация» нуждается в объяснении. С точки зрения археологов и историков, оно подразумевает наличие политической и религиозной иерархии, военного искусства, классов и высокого уровня разделения труда. Такого рода структуры действительно характерны для патрилокальных сообществ, в том числе и для индоевропейского, в отличие от описываемых в этой книге матрилокальных культур. Цивилизация, существовавшая в Древней Европе между 6500 и 3500 гг. до н.э., а на Крите — вплоть до 1450 г. до н.э., знала долгий период ничем не потревоженного мира,благодаря чему был создан художе -ственный язык удивительной красоты и изящества — верный признак того что для нее было характерно более высокое качество жизни нежели для многих патрилокальных и классовых типов общества.
Я не согласна с тем, что понятие «цивилизация» приложимо исключительно к патриархальным и воинственным сообществам. Генерирующие способности любой цивилизации определяются уровнем творческих и эстетических достижений, наличием нематериальных ценностей и свободы, делающей существование осмысленным и радостным, а еще — сбалансированным распределением отношений между полами. Европейский неолит не был периодом «доцивилизационным» (какего окрестил Колин Рен-фрю в своей книге «До цивилизации: радиоуглеродная революция и доисторическая Европа», 1973 г.). Напротив, это была цивилизация в самом лучшем и истинном смысле слова. В Vи вначале IV тыс. до н.э., на излете ее существования в Центральной и Восточной Европе, у древних европейцев были города, объединявшие значительную часть населения, святилища высотой в несколько этажей, священные письмена просторные жилища из четырех-пяти комнат профессиональные керамисты, ткачи, медники, зо-лотых дел мнетера и другие ремесленники, чья про-дукция отличалась сложностью и разнообразием Благодаря существованию сети торговых путей такие товары как обсидиан раковины мрамоо медь и соль, могли перемещаться на сотни километров
Конечно, все это не возникло на пустом месте. Рядом, в анатолийском поселении Чатал-Хююк, много-
Что такое цивилизация':
7
численные святилища были украшены поразительно богатыми и искусными стенными росписями еще за тысячу лет до того, как Европа достигла высокого уровня в архитектуре, фресках, скульптуре и керамике. А Чатал-Хююку предшествовал трехтысяче-летний эволюционный переход к земледелию и оседлым формам существования. Неоспоримое богатство религиозного символизма Центральной Анатолии и Древней Европы — результат непрерывного развития, начавшегося в эпоху позднего палеолита.
Серьезное заблуждение считать, что неотъемлемой частью человеческого состояния является война. Действительно, начиная с бронзового века и до нынешнего времени жизнь людей нередко сопровождалась боевыми схватками и возведением укреплений. Однако это не так в случае палеолита и неолита. Среди пещерных рисунков эпохи палеолита нет изображений боевого оружия (то есть оружия, направленного против себе подобных), как нет и свидетельств его существования в эпоху древне-европейского неолита. Ни один из примерно 150 дошедших до нас рисунков из Чатал-Хююка не запечатлел конфликты, сражения, войны или пытки.
Местоположения древнеевропейских поселений не слишком выгодны с точки зрения обороны: как правило, их выбор обусловлен соображениями удобства, наличием хорошей воды, плодородной земли и пастбищ для скота. Древняя Европа не знала ни труднодоступных укреплений на возвышенностях, ни кинжалов, копий или алебард. Неолитические поселения порой бывали окружены рвом и очень редко-деревянной или каменной изгородью. Земляные укрепления и другие оборонительные сооружения появились в эпоху позднего неолита и в медном веке, когда возникла необходимость защиты от набегов чужаков. В Центральной Европе эти изменения стали заметны лишь к концу V и в IVтыс. до н.э.
Это исследование сфокусировано на религии, и этот выбор сам по себе значим. В книгах по европейскому неолиту нередко рассматриваются жилища, инструментарий, керамика, торговый обмен и проблемы окружающей среды, однако они не касаются «второстепенного» вопроса — религии. Такой подход трудно объясним, поскольку в рассматриваемую эпоху повседневная и религиозная жизнь были нераздельны. Упуская из виду сакральную
Глиняная статуэтка (столбообразная) культуры хаманджия из могильника Чернаводэ, ок. 4800 г. до н. э.
8
Гимбутас М. Циви.<шзация Великой Богини
составляющую жизни эпохи неолита, мы рискуем не понять культуру в целом. Но археологам не удастся до бесконечности прятаться за научный материализм, открещиваясь от многодисциплинарного подхода. Лишь при комплексном использовании археологических, мифологических, лингвистических и исторических данных мы сможем прийти к пониманию и материальных, и духовных реалий доисторических культур. Кроме того, социальная организация неолитического общества была неразрывным образом связана с религией: они взаимно друг друга отражали.
Последние полвека археологию раздирают противоположные тенденции. Как утверждает Джеймс Мелларт: «Необходима сбалансированная амальгама лучших элементов обеих школ (то есть, с одной стороны, раскопок "мусора", с другой- святилищ), которая бы препятствовала сектантским раздорам между разными направлениями археологии, ориентированными на "искусство" или на "науку"»1.
В силу определяющей роли материнства исконное божество наших палеолитических и неолитических предков было женским. Не известно ни одно изображение Бога-отца, которое можно было бы датировать доисторическим периодом. Палеолитические и неолитические символы и образы связаны с самозарождающейся Богиней и с ее основными функциями Дарительницы жизни и смерти, Источника плодородия. Это символическая система, представляющая циклическое, нелинейное, мифологическое время.
Культ Богини - отражение общественного уклада, характерного для большей части древнего человечества, где первенствующее положение принадлежало матери и родственным связям по материнской линии. Это не обязательно «матриархат», если истолковывать его в ложном смысле как женское «правление», зеркальную реплику патриархата. Мат-рилокальная традиция была мвойстве,на ртоним земледельческим сообществам Европы, Анатолии,
Ближнего Востока и Крита минойского периода. В отличие от культур патриархальных, стремившихся к господству, культуры этого типа были в первую очередь направлены на развитие знаний, способствовавших поддержанию человеческой жизни.
Древнеевропейская структура общества была прямо противоположна сменившей ее индоевропейской. Как свидетельствуют археологические, исторические, лингвистические и религиозные данные, ядром древнеевропейского общества была теократическая храмовая община, управляемая главной жрицей, ее братом или дядей и женским советом, имевшим функции руководящего органа. Однако, несмотря на то, что в рамках религиозного бытия статус женщины был сакрализирован, судя по раскопкам захоронений V и большей части IV тыс. до н.э., в отношениях между полами не было ни диспропорции, ни подчинения одного пола ADvrOMv Напротив они предполагают взаимоуважение И женский и мужской погребальный инвентарь символически связан с сакральным ЦИКЛОМ смерти и возрождения, и в тоже время он ОТ-озжает личные достижения в искусствах ремесла.х торговле и других сферах деятельности.
Древнссвропейское общество не знало централизованной организации индоевропейского типа, во главе которой стоял вождь. Однако неверно было бы утверждать, что на всем протяжении неолита и медного века оно представляло собой не более чем конгломерат мелких разрозненных сообществ. РРнненео-литическое общество Древней Европы действительно складывалось из небольших земледельческих общин, но в V тыс. до н.э. в него уже входили значительные по размеру и сложные объединения. Цен-тральноевропейские и восточноевропейские поселения много больше самых внушительных протоурба-нистических теллей Ближнего Востока. Когда примерно в 4000—3500 гг. до н.э. позднекукутенская культура достигла урбанистического этапа развития, в ее городах окруженных средними и мелкими посе-лениями, могло жить до десяти тысяч человек*.
* В настоящем исследовании используется датирование по радиоуглероду, выверенное по счету древесных колец (так называемые калиброванные даты). Хронологические данные, связанные с культурными сообществами VII—III тыс. до н.э., представлены в приложении («до н.э.» обозначает точные даты, «до н.э.» - относительные, а «до н.в.» - количество лет, предшествующих нашему времени).
ГЛАВА I
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
*
Конец последнего ледникового периода принес потепление климата на всем земном шаре, способствовавшее как изобилию дикой растительности и процветанию животного мира, так и росту численности населения. Примерно между 9000 и 6500 гг. до н.э. происходит постепенный переход от охоты и собирательства к оседлости, одомашниванию животных и окультуриванию растений. Более мягкие климатические условия, сложившиеся примерно в VIII тыс. до н.э. во время бореального периода и приведшие к значительному повышению уровня моря кардинально повлияли на пищевые ресурсы людей и животных. В прибрежных областях и вokdvt внуттленних озер образовались болотистые и торфяные местности, идеаль-ные места обитания для рыбы, моллюсков ракообраз-ных и водяных птиц. Наличие подобных пищевых источников и расгшостранение лиственных — дубовых — лесов обусловили переход человека к более оседлому образу жизни В Средиземноморье начинается выращивание овощей и фруктов.
Приручение различных животных и окультуривание растений происходили далеко не одновременно и зачастую в разных географических точках. Так, в Центральной Европе домашняя собака обособилась от волка уже в мадленскую эпоху позднего палеолита1. Овца стала домашним животным еще до 7000 г. до н.э. на горных склонах Загроса (Иран, Ирак) и Тавра (Турция), где ранее охотились на ее диких предков. Крупный рогатый скот и свиньи были одомашнены в Анатолии между 7500 и 6500 гг. до н.э.; этот процесс продолжался в разных частях Европы с 6500 по 5500 гг. до н.э.2. Домашняя лошадь не появится ни на Ближнем Востоке, ни в Центральной и Восточной Европе вплоть до конца VтblC. до н.э.
Первобытное земледельческое хозяйство основывалось на освоении трех зерновых культур: пшеницы-однозернянки или полбы (Triticum monococcum), пшеницы-двузернянки или эммера (Triticum dicoc-cum) и двурядного ячменя (Hordeum vulgare ssp. distichum). Эти злаки были окультурены в VIII и VII тыс. до н.э. на территориях между Юго-Восточной Европой и Афганистаном. По сей день пшеница, как полба, так и эммер, произрастает в диком виде между Грецией и Афганистаном, адикий ячмень можно встретить между Эгейским морем и Балхом (Северный Афганистан)3.
Переход к оседлой жизни также происходил постепенно. Предшественниками оседлых землепашцев были полуоседлые собиратели, жившие за несколько тысячелетий до того, как началось развитие земледелия: их можно рассматривать как промежуточное звено между поздним палеолитом и неолитом. Таковы натуфийцы, которые населяли восточное побережье Средиземного моря в 10 000 - 8000 гг. до н.э. и обитали не только в пещерах, но и на открытых пространствах.
С антропологической точки зрения, натуфийцы не отличались от современного человека, они походили на нынешний средиземноморский тип4; их жизнь зависела от урожаев дикой пшеницы и ячменя. В местах их поселений археологи находят ступки и камни для растирания зерна и семян, равно как кремневые зубчатые вкладыши для серпов. Встречаются тут и костяные орудия: шилья, иглы, лопатки, жатвенные ножи, рыболовные крючки и гарпуны - набор, который на протяжении тысячелетий будет представлять типичный неолитической инструментарий. О продолжении позднепалеолитических традиций говорят натуфийские костяные изображения животных, а наличие раковин денталиум (Dentaiium) с берегов Средиземного и Красного морей, из которых изготовлялись бусы, — о существовании морского сообщения с отдаленными регионами. Натуфийцы охотились на газелей, оленей и свиней; у них были прирученные собаки но более никакой другой домашней живности. ,
К 8000 г. до н.э. в Восточном Средиземноморье происходит окончательное окультуривание злаков, и здесь, как и в Анатолии, натуфийская культура сменяется докерамическим неолитом (культурой, знакомой с производством продуктов питания, но еще не знавшей глиняной посуды). К 7000-6500 гг. до н.э. Ближний Восток и Юго-Восточная Европа обладали полноценной земледельческой системой; обитатели их поселений могли прокормить себя благодаря разнообразию и многочисленности злаков, овощей (гороха и чечевицы), а также поголовью овец, коз, свиней и крупного рогатого скота. В этот период возникает искусство керамики. А поскольку глиняные изделия не поддаются полному разрушению, то именно они — наиболее часто встречающиеся остатки неолитической культуры, о каком бы из ее периодов ни шла речь.
*
12
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини
Распространение земледелия в Европе
Некоторые теории
Теория «революции»
В наши дни уже совершенно невозможно принять гипотезу, согласно которой европейский земледельческий комплекс был в готовом виде привнесен с Ближнего Востока. Действительно, во времена В.Гордона Чайлда (1892-1957) было модно говорить о приходе агрокультуры как о своеобразной «революции», однако теперь процесс развития неолита в Европе представляется исследователям гораздо более сложным— длительным неоднородным во многом обусловленным природными и географически-
ми УСЛОВИЯМИ.
Биологическая модель распространения
Благодаря интенсивному изучению мезолитических и ранненеолитических поселений в восточных областях Средиземноморья утратила актуальность и другая теория. В 1936 г. генетик Р.А.Фишер предложил биологическую модель распространения сельского хозяйства; позднее его идеи продолжили и развили А.Дж.Аммерман и Л.Л.Кавалли-Сфорца, авторы труда «Неолитическая эволюция и генетика европейских народов» (1984). Они рассматривают распространение земледелия как диффузионный процесс, обусловленный ростом и миграцией насе-
леНИЯ СОГласНО ЭТОЙ мОДСлИ рclсnDOCTDclHeHHe по-
лучитэ не ился земледелия но непосредственно сами земледельцы 1Сэ.к утверждают исследователи в те х случяях когда рост численности населения совпалэ-локальной миграцией возникает эсЬсЬскт волно-вого взрыва которыйраспространяетсяТравномер ной радиальной частотой и поддается математиче-
иродвиж^ничлчшиюк ли с ра Л) идни и пения (2S uptI ипи же mнOuv киломртт? в гоп Хотя Гт.орети™йточки,пения данный метод1Г
селениядейс™ ^°^^^^ z ^^ Z -
ными процессами однако его нельзя оезразоора применять ко всем регионам Европы. наши рассуждения должны опираться на реальные археологические данные и на результаты радиоуглеродного анализа.
Переход от собирательства к земледелию и миграцяя земледельцев На территории Европы первые признаки перехода от уклада, связанного с охотой и собирательством, к производящему хозяйству обнаруживаются в Средиземноморском регионе. В основном процесс не-олитизации шел в двух направлениях: в западной и центральной частях Средиземноморья местные собиратели начинают заниматься земледелием; а в Юго-Восточной и Центральной Европе его распространение происходит за счет миграции земледельцев из юго-восточных регионов в северо-западные, что сочеталось с переходом местного населения к земледельческому укладу.
Западное и Центральное Средиземноморье
Постепенный переход к доместикации в эпоху южнофранцузского и испанского мезолита
Долгое время считалось, что неолит пришел сюда из Восточного Средиземноморья вместе с керамикой кардиал или импрессо (в глину вдавливались края раковины cardium edule,, характерной для центральных и западных районов Средиземноморья. Но в 1980-е гг. стало очевидно, что неолитизация прибрежных областей Западного Средиземноморья была обусловлена постепенным переходом к доместикации который происходил в рамках местной мезолитической культуры кастельновьен охватывавшей восточные районы Испании и юг Франции. Кроме того в южных районах Франции ппотозем-ледельческое использование бобовых и зеленных куjTKTvр имело место уже около 10 ООО лет назад Исследование ряда мезолитических поселений в Провэнсе и Лангедоке салата
туре.FKom гоiW Прислггствие. овец и коз потреб ление овоп.ей и зелени преемственность по отно шению к позднеп^
прибрежных районах Восточной Испании и Южной Франции, равно как и по данным радиоуглерод-ного анализа, этот переход имел место в VII тыс. до
Глава I- Возникновение и распространение земледелия
13
н.э. (об этом см. главу VI). Тому способствовали многие факторы: улучшение климата, все большая оседлость рыболовов и собирателей раковин, природное окружение.
Согласно иберийским и французским археологическим данным, одомашнивание животных началось задолго до выращивания зерна и появления глиняных изделий. Следы присутствия не только овец, но даже свиней и крупного рогатого скота есть в докерамических культурных слоях начала VII тыс. до н.э., и не исключено, что и в более ранних. Керамика и злаки часто встречаются в слоях восходящих к 6500-6000 гг. до н.э. А обработка камня в этих мезолитических или точнее протонеолитических слоях указывает на непрерывную преемственность тозлииии Таким образом весь Konnvc имеющихся материалов заставляет предположить что в Западном Смдиземноморье неолит возник под воздействием внутренних культурных механизмов
Но хотя гипотеза поэтапного культурного развития представляется вполне бесспорной, нельзя отрицать и реальность восточного воздействия. Прямые предки домашних овец и коз, оставившие следы своего присутствия в мезолитических пластах, были не местного происхождения. Прародитель овцы - ближневосточный муфлон, а коза ведет свое происхождение не от местного (Сарга ibex или Caрга pyrenaica), а от ближневосточного вида (Сарга aefiagrus) что конечно дает археологам большой простор для гипотез. Установить, когда и
КЗ к ЭТи вИЛы при ШЛИ сЮДА п дело будущего. Мож-
но предпо южить что дикие пгзедки козы прибыли в прибрежные районы Центрального Средиземно-морья не прямо с Ближнего Востока а из Эгейской области Известно что мореплаватели у которых уже была ранняя кегтмика и козы от берегов Эгей ского моря доплывали до островов, расположенных к заггагту от Гретгии (напримеп до острова Корchv см ™TrvV) Но в Ътдном Гпедизеишмопке nlз '
IZl '^ Z IZ ^ Z распространения евро-
пейского неолита.
Постепенный переход к земледелию
на побережее Адриатики и в Центральном
Средиземноморье
В эпоху позднего палеолита и мезолита побережье Адриатики населяли собиратели, чей способ обработки камня указывает на существование длительной традиции, не прерывавшейся вплоть до прихода неолитической керамики импрессо6. В данном случае также маловероятно, что земледелие было занесено сюда с Ближнего Востока или даже из эгейских областей. Заселение Корсики и Сарди-нии донеолитическими группами происходило не позднее VIII тыс до н э (самые ранние оэлиоуглс— родные показатели на Корсике -^ 9140 лет до н в получены в Стреттс 8650 лет до н в — в Арагина-Сенноле у г. Бонифачо). В этих местах неолитиче-
тыс донч ВскоренаСардиниибылнайденобси диан ставший предметом обмена и в силу этого нас',|1 катализатоппМ ГГймеж™™1Гми районами Центрального"Средиземноморья иАдриа-
тиKTltf (с\л гТТаИ\7 \Г\
Юго-Восточная Европа
Производящее хозяйство сложилось в районе Эгейского моря еще до середины VII тыс. до н.э. Пока нам не известно, был ли этот неолитический уклад в какой-то мере принесен новыми переселенцами, или же соответствующие идеи на протяжении многих поколений проникали сюда из Анатолии постепенно и без посредства крупномасштабных миграций. И что произошло с мезолитическим населением, было ли оно поглощено? Судя по имеющимся данным все перечисленные факторы могли сыграть определенную роль. Действительно в самых ранних неолитических поселениях Юго-Восточной
Европы основные виды скота.___________ овцы и козы бы ти
уже полностью одомашнены. Существенное преоб-
ЛЭдЭ.Т-ГИС JTом9.il Г НИУ жИВОТНЫХ НИ. Л дИТВОЙ fhjlVнOT't Y3.— VtаVTf ^ tyUCi J \ ГТя iT ' rtеllнf *йTTIWY ЛЛ^К и'ЧТ-К^Г'Т'Н T » TY НЯ1М Hf ^ OTTW -
тических поселений,
предположения, что и люди, и скот когда-то при-
шли в Европу из дпугих мест
*
14
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини
К сожалению, мы почти не располагаем археологическими данными о периоде, предшествовавшем неолиту. Потепление климата в постледниковый период привело к повышению уровня моря, и не исключено, что многие памятники мезолита на островах Эгейского моря и в прибрежных районах в основном оказались затоплены. Следы мезолитических и неолитических жилищ были обнаружены лишь в районе Арголида на Пелопоннесе, в пещере Франхти, но культурная преемственность и тут не вполне очевидна. Найденные в этой пещере остатки скелетов позволяют выдвинуть два предположения: либо первоначальное население принадлежало к местным мезолитическим группам либо было восточного происхождения
Гетерогенность физического типа
Антропологический материал, обнаруженный севернее, в греческой Македонии (поселение Неа-Ни-комедия), с точки зрения таксономии, разнороден. Как указывает Энджел, там было представлено несколько типов: динарический - средиземноморский и так называемый основной белый тип с кроманьонскими чертами. Эта вариативность объясняется тем, что на протяжении веков происходило постепенное смешение земледельческого населения с охотниками-собирателями. Гетерогенность физического типа также отмечается в культуре старчево Центральных и Северных Балкан (см. главу II).
На Дунае, в районе Железных Ворот, можно проследить непрерывную культурную преемственность, существовавшую от позднего палеолита и на всем протяжении мезолита, о чем свидетельствует стабильность местного европейского, кроманьонского населения, способов обработки камня, религии и искусства. Это так называемая «балкано-дунайская культура эпиграветт и мезолита», или же «культура лепенски-вир» (Лепенски-Вир — одно из четырнадцати раскопанных поселений, прославившихся своими святилищами и скульптурами к которым мы еще вернемся в главах II и VII). Производящее хозяйство пришло сюда вместе с центральнобалкан-ской (старчевской) культурой принесенной неолитическими племенами примерно в 6000 до н э
I I рИИТе ТТТТГИе с ЮТЯ граТТильНЫР СТ^е ГТИ Чем НОЛ/ f ОТШТ-ъТ
либо вытеснили населявших этот регион более мае-
f1 \Л"П¥ ГТчТ Y VП 1"Ч\Лil Т FТ».Л Т ТТТ АТ1 ТТ \ЖРьf4 ТТ о f"1 Т*еТТ.е¥ тт i f \ j-ътж жт тту"\\гт^ s *
другом смешались9
Мореплавание и торговый обмен - ггавные
катализаторы развитяя культуры
По всей видимости, навыки мореплавания, торговля и натуральный обмен, увеличивая интенсивность контактов между людьми, послужили катализатором беспрецедентного расцвета неолитической культуры. Начиная с VIII тыс. до н.э., т.е. еще до наступления неолита, можно найти следы существования торгового обмена кремнем и обсидианом10. После установления производящего уклада о постоянном росте контактов свидетельствуют завезенный в эти места обсидиан, мрамор и раковины спондилус (Spondylus). Обсидиан - вулканическое стекло, образующееся из насыщенной кварцем лавы идеально подходит для лезвий серггов и режущих инctovmchtob Поэтому и сттпос на т-гего ftLTjr болълтюй TTO^TOIWV и находят его иногда
километров от мест добычи Основным источником обсидиана как для Эгейского региона, так и для всей Греции был остров Мелос располо-женный в южной части Эгейского бассейна" Цен траттьную часть Средиземномопкя ялпиятические области и внутренние мйоыЪпмпГютгм*
Сицилии. А Карпатский бассейн и долины Дуная снабжались карпатским обсидианом из Северо-восточной Венгрии и Северо-Западной Румынии. мрамор, из которого делали чаши, блюда, украшения и статуэтки, мог происходить из многих мест, но, по-видимому, основными его источниками были острова Парос и Скирос, расположенные соответственно в южной и северной частях Эгейского моря, поскольку именно там были обнаружены неолитические поселения. Из характерных для Эгейского бассейна раковин спондилус делали бусы, подвески и браслеты. От берегов Эгейского моря они в большом количестве попадали на север, в Болгарию и Румынию, а затем, по Дунаю, -в Центральную Европу . Раковины с берегов Адриатики имели хождение в западных частях Юго-славии и в Северо-Восточной Италии.
Глава I. Возникновение и распространение земледелия
15
Дуная оно дошло до Восточной Франции и Голландии. Северная Европа, от Дании до Литвы, перешла к земледелию лишь в 4000-3500 гг. до н.э. Неолитические города Анатолии (Турции) Ранние формы неолита в Юго-Восточной Европе тесно связаны с аналогичной культурой Анатолии. В обоих случаях мы видим сходные орудия, украшения, скульптуру, близкие традиции возведения святилищ для поклонения одним и тем же божествам, использование единого символического языка. Археологические данные из Анатолии, равно как и из восточных областей Средиземноморья, позволяют судить о промежуточных этапах перехода от полуоседлой натуфийской культуры кдокерамическо-mv неолиту тоглэ. как в случае Юго-Восточной Ев- |
Рис. 1-1 (1) Рукоятка для серпа из оленьего рога из телля Азмак (Центральная Болгария), культура караново I, ок. 5900—5800 гг. до н.э.; длина — 30,8 см. (2) Обсидиановые лезвия, закрепленные в деревянной рукоятке серпа. Ахиллейон, Фессалия, ок. 6200 г. до н.э. |
|
Развитые неолитические культуры в Греции
к 6500г. до н.э.
К 6500 г. до н.э. в прибрежных районах Греции и на примыкающих к ним равнинных территориях существовал развитый неолитический способ существования, с характерным для него производством керамики и одомашненными овцами, козами, крупным рогатым скотом, свиньями и собакой. Полный набор домашних животных появился здесь на пятьсот лет раньше, чем в Юго-Западной Азии. Население уже выращивало пшеницу ячмень вику чечевицу горох и лен. Не исключено что эммер рожь и овцы были занесены сюда из Анатолии меж тем как одомашнивание KDvnHoro рогатого скота и свиньи происходило в Юго-Восточной Европе независимо от посторонних влияний В земледельческий инвен-
входили'
или из оленьих рогов мотыги, дере- Рис. 1-1
вянные или костяные серпы с лез-
виями m обсидианя шерта или
кпрмня (рur 1-1 ) и чргшптрпк'м ptvti
III, п™„ ^РНОГеРКИ' "У"-
Krl И 11С1ЛИКИ.
После того как неолитический образ жизни утвердился в Эгейском и Средиземноморском бассейнах, неолитические технологии производства довольно быстро распространяются в Восточной и Центральной Европе. Средиземноморский климат в ту эпоху был более влажным, нежели сейчас, что создавало благоприятные условия для земледелия.
Распространение земледелия с юго-востоаа на сесеро-запад
Как показывает карта распространения земледелия по Европе(рис.1-2), быстрой диффузии идей в эпоху неолита в первую очередь способствовали морские пути. В Эгейском и Адриатическом морях, равно как и вдоль берегов Средиземного моря, навигация особых трудностей не представляла: об этом свидетельствует широкая циркуляция обсидиана и раковин. Контакты во внутренних районах происходили медленней. Понадобилось почти 500 лет чтобы земледелие распространилось от Эгейского моря до Дуная и еще 500 лет для того, чтобы от Среднего
16
Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини
Рис. 1-2
Верхний мезолит
мезолитическая культура касте.чьновьен, начальная стадия одомашнивания животных мезолит (прерукадур) Центральной Франции
Щ — буго-днепровская (гребенниковская)
культура
I — культура кукурек к горнокрымская яультура аурзак-коба
Неолит
3000 ДО н.л —даты, фиксирующие распространение земледелия
—«-*- — границы керамически! о неолита
Рис. 1-2 Распространение земледелия по Европе. Указанные даты основаны на данных радиоуглеродного анализа и дендрохронологии; они относятся к периоду развитого керамического неолита. В Западном Средиземноморье одомашнивание животных началось приблизительно за тысячу лет до перехода к полноценному земледельческому укладу. В Юго-Восточную Европу неолит пришел вместе с полным земледельческим комплексом (выращиванием зерновых и полным набором одомашненных животных, за исключением лошади).
Глава I Возникновение и распространение земледелия
17
I
ропы подобная информация отсутствует. Сообщение между Грецией и Турцией, по-видимому, началось около 7000 г. до н.э., еще в докерамический период, или даже ранее. Западная Турция до сих пор мало изучена, и мы не знаем точную географию подобных контактов. Наиболее значительные из известных нам неолитических поселений располагались в Центральной Анатолии, в 300-600 км от берегов Эгейского моря. Но несмотря на разделяющее их расстояние нет сомнения в большом культурном сходстве этих регионов.
Древнейшие города Анатолии достигли удивительно высокого уровня культурного развития: об этом свидетельствует пример Чатал-Хююка и Хад-жилара, первый из которых датируется концом VIII— VII тыс. до н.э., а второй — концом VII — началом VI тыс. до н.э.
Чатал-Хююк
В 1961-1963 и 1965 гг. Джеймс Мелларт провел раскопки Чатал-Хююка, города VII тыс. до н.э., что в корне изменило представление о доисторической Анатолии и о доисторическом Старом Свете в целом13.
Чатал-Хююк - это два «жилых холма», стоящих неподалеку от реки на сухом плато (1000 м над уровнем моря) равнины Конья (южная часть Центральной Турции). Тот, что покрупней, занимает примерно 32 акра (16 га), из которых один акр был раскопан. В нем археологи обнаружили тринадцать строительных горизонтов — остатки домов, святилищ, стенных росписей, рельефов, скульптур, предметов обменаи многое другое. Эти находки вызвали настоящее потрясение в научной среде и открыли глаза на уровень развития неолитической культуры VII тыс. до н.э. Культурная близость неолита Юго-Восточной Европы и его анатолийского варианта заставляет нас с особым вниманием приглядеться к Ча-тял-Хютоку ^tomv удивительному кладезю ин(Ъор-
который проливает
свЙТ на многие стоглоны
неолитического образа жизни в том числе на хо зяйственноеустппйство обмен архитектупу на об становку жилищ и святилищ, на религию и искус-ство.
Равнина Конья - одна из плодороднейших частей Старого Света, богатая дикорастущими злаками и поддающимися приручению животными. Согласно уточненной хронологии, поселение возникло здесь примерно в 7250 г. до н.э. и просуществовало более тысячи лет, вплоть до 6150 г. до н.э. (или с 6500 по 5750 г. до н.э. по относительной хронологии:
именно эта датировка фигурирует в книгах и статьях Мелларта и других авторов, опубликованных до 1989 г.). Но Чатал-Хююк возник не на пустом месте. Под ним скрыты и другие напластования — двенадцать строительных горизонтов культуры, еще не знавшей керамики. Нижние слои относятся кдоке-рамическому неолиту и поздней натуфийской культуре, а обнаруженные там материалы связаны с культурами Сирии и Палестины. На уровне докерамического неолита А были найдены модели святилища статуэтки пряслица богато украшенные известняковые таблички и остатки полихромных стенных росписей. В ттоздненатуфийском (нижнем)
слое--- деревянные тяо\пич1£И с роегтисью тэйличтси
из глинистого сланца микролиты геометрической формы и другие находки14 Эти предшествующие Чатал Хююку напластования свидетельствуют о длитёльном развитии данной культуры поохплив-m ^ X -^ UT » c ^»4 CKnJe ^ lrn в Гитыся"
VIII lblUWUH.JкV, ирсс ^^ь
на табличках и полихромная стенопись, "вйденные в этих слоях культовые предметы, модели святилищ и статуэтки будут потом встречаться на всем протя-
жении неолита.
Чатал-Хююк был упорядоченно устроенным поселением, что свидетельствует об удивительно стабильном общественном порядке на протяжении многих столетий. Это - самый большой ранненео-литический город во всем Старом Свете: по некоторым подсчетам, в нем одновременно могло жить до 7000 человек. (Как теперь считается, в знаменитом Иерихоне в долине Иордана могло быть не более 400-900 жителей15.)
Чатал-Хююк был тесно застроен, многие жилища возводились вплотную к уже существующим постройкам, открытые дворы встречались редко (рис. 1-3). Каркасы этих домов с плоскими кровлями были деревянными, стены - из необожженного кирпича. Дверей не было, люди проникали в свои жилища через отверстия в кровле. Отсутствие во внутренних помещениях следов или остатков пищи говорит о том что их обитатели тщательно следили за чистотой. Внутреннего убранства почти не было: приподнятые над полом глиняные платформы служили сиденьями и лежанками Исходя из того что площадь жилища равнялась примерно 25 кв м атак-
Мелларт заключил ЧТо tjи в оjtнom wi раскопанных домов не могло жить бо-
18
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини
|
Рис. 1-3 (а) План и (Ь) схематическая реконструкция части города Чатал-Хююк с постройками из сырцового кирпича. Вход в них был с плоских кровель. VI уровень, середина VII тыс. до н.э. Святилища помечены знаком «X». |
нераскопанная часть |
лее восьми человек. Кухни зани- Рис. 1-3 мали примерно треть общего пространства дома, а печи располагались в нижней части стены. В кладовых стояли плетеные корзины для хранения зерна, инструментов и пр.
Жители города выращивали три вида пшеницы и один — ячменя, а также выращивали или собирали целый ряд зеленных культур, корнеплодов и фруктов. Крупный рогатый скот был главным источником мясной пищи и молока, кроме того, они держали коз и охотились на оленей и диких свиней.
На протяжении всего сущест
вования города постоянными
предметами торгового обмена
были обсидиан и кремень. Обси
диан, вероятно, находили у вул
кана Хасан-Даг и в других местах
Центральной Анатолии. Это вул
каническое стекло шло не только
на изготовление режущих инстру
ментов из него делали и зеркала
причем их умели отполировывать
без единой царапины. Кальцит и
алебастр (использовавшийся для
изготсичления украптений и стату
эток) поступали скорей всего из
окрестностей Кайсери а белый
мрамор - из Западной Анатолии
Холмы к западу от Коньи бога
тые минералами япко окран.ен
ннми о™гями ж* даваГ1и
7_Гне*птппыегпягки "; S™? А ITIJ nvn»
склонах Тавра. Раковины попадали в эти места с берегов Средиземного моря, а горный хрусталь, сердолик, яшма, халцедон и другие минералы, из которых изго-товлялись бусы и чье точное про-
Глава I. Возникновение и распространение земледелия
19
нахождение не всегда можно установить, наверное, поступали очень издалека. Можно предположить, что торговый обмен немало способствовал процветанию Чатал-Хююка, где существовала специализация производства: одни люди занимались обработкой обсидиана, другие - работой с металлами или ткачеством, обработкой дерева и т.д. Многие из здешних изделий отличает необычайно высокий уровень мастерства.
Вполне очевидно, что религиозные практики были тесно вплетены в повседневную жизнь людей. Святилища располагались рядом с жилищами, в строениях, схожих с жилыми домами. Из трехсот раскопанных комнат в восьмидесяти восьми были расписаны стены. Каждая фреска была длиной от 12 до 18 м (рисунки-реконструкции многих из них опубликованы Джеймсом Меллартом в первом томе его книги «Анатолийская Богиня» [1989]). Изображения на восточных и северных стенах вдоль кото-рых располагались платформы отличались поразительной изобретательностью и разнообразием рисунка подчеркивавшегося глиняными рельефами и букраниями (бычьими головами или черепами)
Для стенописи использовались желтая и коричневая охра (из окиси железа), ярко-синие и зеленые цвета (из медной руды), темно-красный и ярко-красный (изокиси ртути и гематита), розовато-лиловый и фиолетовый (из марганца) и свинцово-серый (из галенита). Для придания блеска в краски добавляли слюдяную крошку. Мелларт отмечает, что эти стенные росписи имели обрядовое назначение и после того как они исполняли свою функцию их покрывали слоем белой обмазки. Когда же снова возника-
ла НСОбХОДИМОСТЬ НЭ ЭТУ чИСТУЮ пОВСОХНОСТЬ нано-СИТЗСь нОВЭ.Я DOCFIись
Основной мотив этих стенописей и рельефов -рожающая женщина в позе лягушки — связан с Богиней плодородия. Она ассоциируется с животным миром: рядом с ней можно видеть как грифа — воплощение смерти, так и бычью голову, символ обновления жизненного цикла. Картину равномерно обрамляет множество сопроводительных символов, по большей части — схематизированные изображения рогов треугольников ромбов или двойных треугольников, «песочных часов» или бабочек. Эти символы удваиваются утраиваются умножаются накладываются друг на друга ВЫ воГШчиВсИОТСЯ наизнанку, стают в виде позитива или негатива. Разнообразие их сочетаний практически не имеет гтпеделэ Кроме ТО FO встречаются полуреалистические изображения охо-ты на оленей женщин, несущих рыболовные сети,
гор, растений и водоемов с рыбой. (Мы вернемся к святилищам Чатал-Хююка в главе VII; образцы стенописи см. на цветных вклейках 38 и 39, святилищ с грифами - на рис. 7-26, бычьих голов и рогов - на рис. 7-51 и 7-52.)
Покойников обычно закапывали под платформами, но перед этим они подвергались экскарнации (то есть скелет освобождали от мягких тканей и внутренних органов, для чего тела выставляли на поживу птицам, возможно — на открытых башнях). Под полом святилищ и под украшенными росписью стенами находят захоронения женских скелетов, окрашенных охрой. В самом большом из святилищ (Е VII, 4) было обнаружено богатое захоронение женщины вокруг головы которой лежали три нижних клыкастых челюсти дикого кабана. На самой крупной фреске этого святилища изображен город (возможно сам Чатал-Хююк) позади которого виден извергающий лаву вулкан. Размеры святилища и находившейся в нем стенописи а также необычный погребальный инвентарь заставляют жить чтоэто-захоронениеженщины ззнимавшей высокое положение в ооществе, возможно, главной
и девушки занимали важное положение ооществе-
чем речь пойдет главе IЛ. Ни одна из мужских могил не обладала столь значительным символическим инвентарем.
Антропологическое исследование около 300 обнаруженных в Чатал-Хююке костяков еще не закончено. По предварительным отчетам, его население делилось на длинноголовых евроафриканцев (54,2%), длинноголовых протосредиземноморцев (16,9%) и круглоголовых (брахицефальных) альпий-цев (22,9%). У наиболее многочисленной группы прослеживается сходство с верхнепалеолитическим типом из Комб-Капелль (Южная Франция), который характеризуется как средиземноморский вариант кроманьонца Вслед за Меллартом следует подчеркнуть что основная часть населения по-прежнему мало отличалась по типу от своих верхнепалео-литических предков
Хаджилар и после
Хаджилар — город меньших размеров, примерно из 50 домов, расположен в 220 км к западу от Чатал-Хююка; его раскопки также проводил Мелларт16. Его возникновение более или менее совпадает с закатом Ча-
20
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини
тал-Хюкжа, а существование охватывает всю первую половину VI тыс. до н.э. В этот же период происходил подъем неолитической культуры Юго-Восточной Европы — групп сескло, старчево и караново, обладавших собственным стилем в керамике и скульптуре.
Мало что известно об анатолийском неолите после Хаджилара, тогда как культура Юго-Восточной Европы процветает и достигает высшей точки развития между 5500 и 4500 гг. до н.э. Развитие этих культур пошло разными путями, и местные культурные сообщества сформировались в разных экологических и географических зонах. Ихдетальному описанию будет посвящена следующая глава: мы начнем с Эгейского бассейна и Балкан, а закончим Центральной Европой.
Судя по святилищам с их стенописью и статуарными изображениями, анатолийский неолит был цивилизацией Великой Богини: это подразумевает, что люди в основном поклонялись ей, веря, что она наделена таинственной производительной силой, и первостепенную роль играли святилища — общественные центры, катализаторы творческой активности и религиозного самовыражения, а кроме того, что общество обладало сбалансированной матрили-нейной структурой. Начиная примерно с 6500 г. до
н.э. сходные культурные признаки появляются сперва на юго-востоке, а позднее - по всей Европе, и сохраняются вплоть до распада этой цивилизации в 4500-2500 гг. до н.э. Однако на некоторых средиземноморских островах, таких как Крит и Тира, ее существование продлилось вплоть до середины II тыс. до н.э.
Даже если допустить, что в VII тыс. до н.э. Юго-Восточная Европа находилась под анатолийским влиянием, это была не своеобразная «пересадка» дерева, которая имеет свой срок, но плавное течение реки. Кроме того, нельзя ставить знак равенства между этой матриальной цивилизацией, с ее ярко выраженной любовью к искусству, и протоиндоевропейской - колыбелью индоевропейских языков - которая, согласно компаративистским работам по индоевропейской лингвистике и мифологии, была патриархальной, патрилинейной, воинственной, подвижной (конной) и имела преимлтцественно мужской пантеОН. Когда в 1987 г. Колин Ренфрю17 предложил не д&ЛЭ.ТЪ мвЖЛУ ниМИ различия то он основывался на
исКЭ^1СвННЪ1Х ПОвЛсТЙШТеНИСТХ о KVJfhTVnWTiTY CTOVKTV «дх \ж очевидн Т*ТМ обра " irtiif тт ППТИЙПП^ЧМ ТТ ТТЛ UH ы \х \Л И ПЛРвПП FIf * Mf * TLf LTLf
Глава II
Неолитические культуры юго-восточной и центральной Европы
Самые примечательные из европейских неолитических культур сложились в Юго-Восточной и Центральной Европе. И хотя многие из здешних традиций также характерны для Анатолии и Восточного Средиземноморья, искусство и архитектура этих культур поражают оригинальностью, равно как и способностью приспосабливаться к различным природным условиям.
Между культурами Эгейской области (Греция) и Анатолии (Турция) существовала теснейшая связь. Не меньшим постоянством отличался культурный обмен между юго-востоком и Дунайской равниной, включая прилегающие к ней с севера и запада районы. Распространение земледелия шло с юго-востока на северо-запад, с отклонениями на запад и на восток. Его можно сравнить с течением реки, которая катит свои волны по плодородным землям и огибает горы, замедляя свой бег у их подножья. Этот процесс происходил поэтапно: сперва, примерно к 6500 г. до н.э., он охватил прибрежные и равнинные районы Эгейского моря и Южных Балкан ; затем к 6000 г до н э Нижнедунайскую и Среднедунайс,кую равнины, а примерно к 5500 г. до н.э. дошел до Верхнего Дуная и до лежащих к северу речных долин.
В отличие от анатолийского неолита, известного лишь по нескольким поселениям, неолитические культуры Юго-Восточной и Центральной Европы представлены материалами сотен раскопок. Это позволяет судить о распределении культурных групп и наблюдать развитие их индивидуальных черт на протяжении целого тысячелетия и даже более. Для исследователей доисторической Европы это истинная удача и, одновременно, испытание, поскольку им приходится иметь дело не с монотонно-однообразным, нос поразительно многоликим культурным материалом.
В рамках этого разнообразия на всем пространстве между Эгейским морем и Центральной Европой сформировался более или менее устойчивый (для данного периода) образ жизни, система верований, обрядов, символов и общественных структур. Родство различных культурных групп, проживавших на этой территории, объясняется тем, что обитатели южных областей постепенно продвигались вглубь, распространяя свое влияние на местных охотников и рыболовов (сохранившихся в бассейне Верхней Тисы, в районе Железных Ворот и в бассейнах Днестра и Буга), и смешивались с ними.
Далее речь пойдет о шести группах: мы начнем с Эгейского региона и будем продвигаться к бассейнам Днестра и Буга в Молдавии и на Украине. Перечислим их:
1. Культура сескло Северной Греции и ее богатейшей житницы, Фессалии. Раскопки здесь проводились в самом начале XX в., затем были продолжены во второй половине этого же столетия.
2. Культура старчево (кёрёш, криш), которая охватывала континентальную Югославию, Юго-Восточную Венгрию и Южную Румынию. Изучена она до сих пор не слишком хорошо, хотя за последние тридцать лет объем сведений о ней значительно возрос благодаря раскопкам.
3. Культура караново Центральной Болгарии, тесно связанная с культурой старчево: она была открыта в конце 1950—1960 гг. в результате интенсивных раскопок крупных теллей («жилых холмов»).
4. Центральноевропейская культуралинейно-лен-точной керамики, характерная для территорий, лежащих между Францией и Румынией. У нее самый обширный ареал распространения; кроме того, в XX в., благодаря усилиям французских, голландских, немецких, чехословацких, польских и румынских археологических экспедиций, она была лучше всего изучена.
5. Культура бюкк бассейна Верхней Тисы (Северо-Восточная Венгрия и Восточная Словакия): священные пещеры в Карпатах были известны уже в 1876 г., их изучение и публикация находок продолжились и в 1920-е гг., и в последние десятилетия.
6. Буто-днестровская культура черноземного региона: была открыта в 1950-1960 гг. Похоже, что одомашнивание крупного скота и свиней, как и измельчение зерен диких зерновых культур появились здесь вне зависимости от общего распространения земледелия по Юго-Восточной Европе, до того, как стало ощутимым влияние культуры старчево-криш.
Эгейский неолит: культура сескло
Северной Греции
Фессалийская и Македонская равнины - плодороднейшие земледельческие области Греции. В наше время, как и на протяжении многих тысячелетий, они служат житницей для всей страны. Обширную Фес-салийскую равнину орошает река Пиньос, а Маке-
24
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини
Рис. 2-1.1 |
донскую - Альякмон. Их многочисленные притоки берут начало в горах, сливаются в единое русло и впадают в Эгейское море. Самые ранние неолитические поселения появились здесь на естественных возвышенностях, неподалеку от водных источников — рек или ручьев. Эти области относятся к средиземноморской климатической зоне, для которой характерен сухой и жаркий летний период и холодные, дождливые зимы. 8500 лет назад здешний климат был более влажным, а растительность — богатой; речные дол и н ы были покрыты дубовыми и фисташковыми рощами.
Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!