Правление Владимира Святославича. Крещение Руси



Образование Древнерусского государства.  «Повесть временных лет» (автор – Нестор, 1113г.) содержит рассказ о том, как словене ильменские в 862 г . призвали варягов для наведения порядка на своей земле. Три брата, варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор, откликнулись на этот призыв, и пришли в новгородские земли вместе со своим племенем – Русью, давшим название всей Восточной Европе. От старшего, Рюрика, севшего в Новгороде, пошел княжеский род, постепенно объединивший все русские земли под своим управлением и создавший государство с центром в Киеве. Династия Рюриковичей правила на Руси до 1598 г. На этих летописных сведениях основывалась норманнская теория. Ее авторами были немецкие историки XVIII в. Байер, Шлёцер и Миллер. Они утверждали, что государственные начала были привнесены примитивным славянским племенам извне норманнами (викингами), и носили для них чисто искусственный характер. Норманнской теории придерживались многие историки XVIII-XIX вв., хотя и тогда у нее было немало противников. Первым антинорманистом стал М. В. Ломоносов. Большинство современных ученых не отрицают того, что норманны сыграли определенную роль в становлении русского государства, однако они указывают на то, что государственность является продуктом закономерного исторического развития и не может быть, в связи с этим, предметом импорта или экспорта. Рюрик со своей сильной дружиной (существование Синеуса и Трувора отрицается современной наукой), очевидно, лишь завершил этот длительный и сложный процесс.

Первые Киевские князья (последовательность правления и кратко-дела)

 

В 879 г. Рюрика на новгородском престоле сменил его «родич» Олег (Вещий).

В 882г. Олег совершил поход на Киев и убил правящих там князей Дира и Аскольда, скорее всего – потомков Кия, а затем, провозгласил себя правителем единого киевско-новгородского государства.

Позднее, в XIX веке, оно получит название Киевская Русь.

Олег совершает походы на Константинополь (Царьград), берет его штурмом (907 г), и заключает выгодный для Руси торговый договор (911 г ., разрешил киевским купцам создание факторий в Константинополе). Этот документ считается древнейшим памятником славянской письменности на Руси.

В 912 г. Олег передал киевский престол сыну Рюрика Игорю Старому. Новый князь организовал несколько походов в Византию (941-944 гг.), а также предпринял первую попытку создания системы государственного устройства Древнерусского государства.

 Будучи крайне примитивным по своей структуре государством Киевская Русь представляла собой конгломерат покоренных племен, в основном славянских. Власть князя осуществлялась в двух формах:

· Систематические военные походы к окраинам Руси с целью повторного завоевания этих районов.

· Ежегодно совершаемое полюдье, т.е. обход всех славянских племен с целью сбора дани.

 Желая сделать государство более управляемым, Игорь выделяет из него шесть уделов, которые раздает своим боярам в кормление, т.е. не в собственность, а с правом сбора дани. Так на Руси появляются первые элементы государственного устройства.

 В 945 г . Игорь был убит древлянами при попытке повторно совершить сбор дани. Летопись сохранила слова древлян: «Коли повадится волк в стадо овец таскать, так всех и перетаскает, покуда не убьют его».

Новым Великим князем стал четырехлетний Святослав Игоревич при регентстве своей матери княгини Ольги. Жестоко отомстив за гибель мужа древлянам (убиты древлянские послы, сожжен Искоростень), Ольга провела реформу сбора дани (по сути – налоговую реформу):

· полюдье сменил повоз - теперь местные князья должны сами привозить дань на условленные места – погосты;

· Ольга установила фиксированный размер дани - урок.

Примерно в 957 году Ольга посетила Константинополь и приняла крещение под именем Елена.

С 964 г. Святослав правил самостоятельно. Он не проявлял интереса к внутренним проблемам Руси и вошел в историю как великий восточнославянский полководец («Александр Македонский Восточной Европы»). В Западной Европе князь считался одним из образцов рыцарства, поскольку всегда предупреждал врагов о начале похода против них: «Иду на вы!».

В 964 – 965 и 966 – 967 гг. им проведены успешные походы в Булгарию и Хазарский каганат, который был полностью уничтожен. С 968 по 971 гг. Святослав ведет войны в Болгарии (на Балканском полуострове), сначала – против болгар, а затем – против Византии. Потерпев поражение под Доростолом (971 г.), в 972г. Святослав возвращается в Киев, но по дороге погибает в печенежской засаде.

С 972 по 980 гг. происходит Первая усобица на Руси – борьба за власть сыновей Святослава – Ярополка, Олега и Владимира.

Правление Владимира Святославича. Крещение Руси

2. Владимир I. Крещение Руси: причины и последствия

 

В 980 г . Великим киевским князем стал Владимир Святославич, проведший целый ряд преобразований:

1. Варяжская наемная дружина была заменена им славянской (первым это, видимо, сделал его брат Олег).

2. Вдоль юго-восточной границы Руси создана система оборонительных укреплений для защиты от набегов кочевников, прежде всего, печенегов (т.н. «Богатырские заставы»).

3. С целью сплочения государства Владимир провел религиозную реформу

· Была предпринята попытка создания единого для всех племен пантеона языческих богов во главе с Перуном.

· Сам Владимир присвоил себе имя бога солнца – Хорса (отсюда его прозвище «Красно Солнышко»).

· Возрождены человеческие жертвоприношения.

· Проводятся погромы дворов главных конкурентов новой веры – христиан.

· Однако славянские племена отказались принять новый пантеон, составленный на базе полянского и северогерманского пантеонов.

4. В 988 (990) г., убедившись в провале предыдущей реформы, а так же стремясь к сближению с передовыми странами Европы, Владимир Святославич вводит христианство на Руси. Крещение Владимира и его дружины произошло в византийской крепости Корсунь, которую киевский князь взял штурмом. При крещении Владимир получил имя Василий.

Последствия крещения Руси:

Ø Наблюдается общая гуманизация социально-политической системы Руси.

Ø Благодаря христианизации культура Руси попала под сильное византийское влияние, значительно ее обогатившее (каменное строительство, церковная архитектура, иконопись и т.д.).

Ø Христианизация способствовала массовому распространению грамотности. Первые школы на Руси были основаны по приказу Владимира для детей знати («нарочитой чади») и готовили священников.

Ø Русь получает возможность на правах равноправного члена войти в клуб европейских государств.

Ø Христианство способствовало сплочению народов Руси, хотя и не настолько как ожидалось.

Ø В результате крещения Руси намечается тенденция к сакрализации государственной власти (к признанию ее священного характера).

Ø Благодаря крещению происходит некоторое упорядочивание общественной жизни.

Ø Владимир так же организует успешные военные походы против печенегов, которым нанесены решающие поражения, и отдельных народов Руси (прежде всего, против вятичей).

 

3. Ярослав Мудрый. «Русская Правда» как первый единый свод законов на Руси.

В 1015 г. Владимир Святославич умирает и начинается Вторая усобица на Руси борьба за киевский престол приемного сына Владимира Святополка Окаянного (сына Ярополка) и новгородского князя Ярослава Владимировича (Мудрого). Стремясь избавиться от конкурентов, Святополк убил братьев Ярослава – Бориса и Глеба – позднее ставших первыми русскими святыми.

В 1019 г., одержав победу, Ярослав Мудрый становится Великим киевским князем. Ярослав окончательно покончил с набегами печенегов, но потерпел серьезные поражения от Византии, поэтому не вошел в историю как великий полководец.

 

Славу великого князя ему принесли мирные преобразования:

1. В 1016 г. Ярослав создает первый письменный свод законов на Руси – Правду

Ярослава - первую часть Русской Правды. Главная тема документа – кровная месть, на которую вводятся ограничения. Первоначально действие Правды Ярослава распространялось только на Новгородскую землю.

2. Ведется активное каменное строительство. Первая каменная церковь – церковь

Пресвятой Богородицы (Десятинная) была построена еще Владимиром в 996 г. Теперь построены Спасский собор в Чернигове (1036 г.), Софийские соборы в Киеве (1037 г., по образцу Константинопольской Софии) и Новгороде (1045 - 1050 г.)

3. При церквях открываются общедоступные светские школы, в том числе и для

девочек. Грамотность становится всеобщей, об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты бытового содержания, клейма на ремесленных изделиях и пометки на бревнах срубов.

4. Возрастает международный авторитет Руси. Этому способствуют многочисленные

династические браки детей Ярослава с европейскими королями и принцессами (Анна Ярославна стала королевой Франции).

5. При Ярославе возникают первые монастыри, самый знаменитый – Киево-Печерская

лавра. Его основателями были Антоний и Илларион (будущий митрополит).

6. Ярославу Владимировичу удалось вывести русскую церковь из-под контроля

Константинопольского патриарха, добившись права самостоятельно назначать митрополита из числа русского духовенства.

Первым русским митрополитом становится около 1051 г. Илларион. Он же известен и как автор первого философского трактата на Руси – «Слова о законе и благодати». Главная тема произведения – обоснование духовного превосходства православия над католицизмом и права Руси на достойное место среди Европейских государств, обусловленное ее христианизацией.

7. Ярослав Мудрый создает систему феодального землевладения на Руси. Он проводит обояривание, т.е. начинает передачу боярам земли на правах вотчины (в наследственное владение). Бояре составляют элиту дружины – старшую дружину. Из них же формируется совещательный орган при князе – Боярская дума. Кроме нее есть так же младшая дружина, состоявшая из отроков и гридей. В своих ставках великий князь назначает управляющих – огнищан.

 

 

14. Владимир Мономах. Начало феодальной раздробленности Руси.

В 1054 г. Ярослав умирает, завещав Киевскую Русь перед смертью трем своим сыновьям – Изяславу, Святославу и Всеволоду. Первоначально братья правили триумвиратом (совместно, втроем).

В 1068 г. в битве на реке Альте войско Ярославичей было разбито половцами кочевыми племенами – новыми врагами Руси. Во главе половецкого войска стоял хан Шарухан. Киевляне, видя неспособность князей организовать оборону столицы, потребовали от Изяслава (киевского князя) раздать им оружие. Его отказ спровоцировал народное восстание. Изяслав был изгнан из Киева, а на престол сел Всеслав – давний недруг Ярославичей.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!