Внутрипартийная борьба в СССР в 1920-е годы и установление единоличной власти И.В.Сталина.



   В годы НЭПа наряду с экономической либерализацией идет процесс ужесточения политического режима. Большевики добиваются устранения с политической арены своих противников – левых эсеров (над ними в 1922 году устроен открытый судебный процесс) и меньшевиков.

Формируется однопартийная система. Большевистская партия превращается в главное звено государственной структуры. Наиболее значимые решения принимаются ЦК партии. Перед этим они обсуждаются в узком кругу большевистских лидеров – Политбюро. В него входили Ленин, Сталин, Троцкий, Бухарин, Зиновьев, Каменев и другие. Потом эти решения закрепляются в решениях государственных, т.е. советских органов (а во главе все те же лица).

На X съезде РКП(б) в 1921 году была принята секретная резолюция «О единстве партии», по которой запрещалось создание фракций и групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения. Разногласия в партии были, но пока Ленин мог активно работать, он играл роль баланса между двумя группами: Троцким, чьи позиции сильны в армии, и Сталиным, Зиновьевым и Каменевым, которые опирались на партийный аппарат. Ленин принимал позицию более слабой стороны и сохранял равновесие. Ситуация резко обострилась в период болезни Ленина (1922 – 1923) и особенно после его смерти в 1924 году.

В последние годы жизни, будучи уже больным, Ленин написал ряд работ, речь в которых шла о судьбе социализма в стране, о судьбе НЭПа («Как нам реорганизовать Рабкрин», «О кооперации», «Лучше меньше да лучше»). Написанная в 1923 году работа «Письмо к съезду» считается его политическим завещанием. В ней он дал характеристику лидерам партии. Ленин боялся, что после его смерти в партии начнется борьба за власть. Особенно его беспокоило противостояние между Троцким и Сталиным, так как оба были сильными лидерами, людьми самоуверенными, злопамятными, часто жестокими. Сталина же отличало бескультурье, грубость, капризность. Поэтому Ленин предлагал заменить его на посту Генерального секретаря партии, который он занимал с1922 года. Но к мнению Ленина не прислушались. К концу 1920 – х годов власть Сталина стала единоличной. Все, кто реально мог претендовать на власть, были от нее отстранены.

Внутрипартийная власть в 1920 – е годы шла по двум направлениям:

1.– борьба за власть, за лидерство в партии.

2. – шла борьба теоретическая, идеологическая по вопросу о возможностях, путях и методах построения социализма в стране, о судьбе НЭПа. Эти дискуссии для рядовых членов партии были малопонятны.

Этапы борьбы:

I. 1923 – 1924 – Сталин, Зиновьев и Каменев боролись против Троцкого и «левой оппозиции». Разногласия были по оценке хозяйственного положения страны. Троцкий критиковал бюрократизацию аппарата, восхвалял свою роль в проведении революции. В итоге пленум осудил деятельность Троцкого. Он был снят со своих постов, позднее исключен из партии, а в 1929 году выслан из страны, в 1940 – в Мексике убит.

II. 1925 – 1927 - Сталин и Бухарин боролись против Каменева и Зиновьева и «новой оппозиции», которые настаивали на прекращении НЭПа. В итоге Каменев и Зиновьев были сняты с руководящих постов и исключены из партии.

III. 1928 – 1929 – Сталин и ближайшее окружение вели борьбу против Бухарина, Рыкова, томского и «правого уклона». Речь шла опять о дальнейшей судьбе НЭПа. Бухарин настаивал на его дальнейшем продолжении, но безуспешно.

Тактика Сталина состояла в том, что пока он не обрел полной самостоятельности, он объединялся со своими политическими противниками против других политических противников.

 

Таким образом, в 1920 – е годы Сталин устранил основных претендентов на власть и установил свое единовластие.

Развитие отечественной культуры в 1920-е годы.

  На развитие культуры в 20-е годы ХХ века сильное влияние оказали два фактора: подъем культуры начала ХХ века, получивший название «серебряного века», так как развитие продолжалось как бы по инерции, продолжали работать многие видные ученые, писатели, художники того периода. Приход к власти большевиков поставил задачу создания новой пролетарской культуры. Достижения дореволюционного периода отбрасывались как ненужные, вредные, развитие культуры было поставлено под партийный контроль.

Были сформулированы главные задачи в области культуры:

· ликвидация неграмотности,

· создание новой советской интеллигенции,

· внедрение в сознание людей новой идеологии, борьба с церковью.

Самой основной задачей стала ликвидация неграмотности. Научив неграмотных людей читать и писать, можно было через этот процесс воздействовать на их умонастроения. В 1919 году вышел декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все граждане в возрасте от 8 до 50 лет должны были обучиться грамоте. Была создана широкая сеть ликбезов, увеличилось число школ. Это дало свои результаты. По переписи 1926 г. число грамотных людей увеличилось на 5 млн. человек.

   Идет процесс создания новой школы. В 1918 г. вышло «Положение о единой трудовой школе РСФСР». Идет трудный поиск нового. Перед школой была поставлена задача не просто воспитания образованного человека, а строителя коммунизма. Достоинством новой школы была ее доступность, бесплатность. В 1927 г. было введено обязательное 9-летнее образование. Высшая школа решала проблему создания советской интеллигенции. Создавались рабфаки, на которых обучались рабочие и крестьяне.

     Сразу после прихода к власти большевики мирились с существованием различных направлений в культурной и научной жизни. Позднее появилось стремление все поставить под партийный контроль. Позиция интеллигенции по отношению к революции и проводимым преобразованиям была противоречивой. Многие ученые и деятели культуры избрали удел эмигрантов. Уехали из страны писатели Бунин, Куприн, Мережковский, художники Репин, Коровин, М.Шагал, музыканты Рахманинов, Прокофьев, Шаляпин. Многие, уйдя в глубокую духовную оппозицию к правящему режиму, продолжали работать в России. Это Ахматова, Блок, Короленко, Пришвин, Булгаков и др. Власть по отношению к интеллигенции пошла по пути устрашения. В 1922 году группа видных ученых (Тихвинский, Гумилев и др.) была обвинена в попытке организации переворота и расстреляна. 160 видных ученых были высланы из страны. Создается цензура.

      В то же время государство было заинтересовано в создании положительного образа СССР у эмигрантов. Большую помощь в этом оказал сборник статей «Смена вех», вышедший в 1921 г. в эмиграции, где положительно оценивались результаты Октябрьской революции.

      Шел активный процесс формирования новой пролетарской культуры. Большую роль в ее становлении оказали организации: Пролеткульт, ставившей цель развития творческой самодеятельности пролетариата (в нее входило до 400 тыс. чел.). В 1925 г. оформилась Ассоциация пролетарских писателей (РАПП),Ю которая оценивала художественную ценность произведения по социальному происхождению автора. Появилась плеяда талантливых писателей – Фадеев, Фурманов, Серафимович, Зощенко, Ильф и Петров. Расцветает искусство плаката, которое в доступной понятной форме агитирует за коммунистическое будущее. Развивается монументальное искусство, призванное увековечить образы героев революции.

   

 

 

 Идет активная борьба с религией и церковью.  До октябрьской революции религия играла важную роль в жизни российского народа. Церковь была сильной влиятельной и богатой организацией. Многонациональное население страны исповедовало разные религии: ислам, буддизм, старообрядчество и другие. Официальной религией считалось православие. Церковь считала своим главным делом нравственное совершенствование людей на основе 10 заповедей. Делами церкви управлял Синод.

   После прихода к власти большевиков началась активная борьба с церковью. Первым актом устранения церкви из активной общественной жизни стал декрет 1918 года об отделении церкви от государства, а школы от церкви. Этот декрет послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и ее служителям – закрывались храмы, конфисковывались церковные ценности, арестовывались священнослужители.

  В 1917 года патриархом был избран митрополит московский Тихон. Это был мужественный человек, стремившийся сохранить влияние церкви. В годы гражданской войны церковь заняла нейтральную позицию, не поддерживая ни белых, ни красных. Во время страшного голода в Поволжье именно церковь выступила с инициативой организации помощи голодающим, начала сбор средств. Большевики не смирились с тем, что у них перехватили инициативу, и в 1921 году вышел Декрет «О конфискации церковных ценностью в пользу голодающих». На местах начался настоящий грабеж, чувства верующих игнорировались. Начались столкновения с властями. Самым крупным было выступление в городе Шуя, во время которого 4 человека погибли и 10 были ранены. Это использовано как повод для организации шумных судебных процессов против крупных церковных деятелей. Тихон был арестован и в 1925 г. умер в тюрьме.

   Государство принимает и другие меры для того, чтобы уменьшить влияние религии, сделать советских людей атеистами, не принимающими религию вообще и ведущими с нею непримиримую борьбу.

   Усиливается антирелигиозная пропаганда. Ее активно вели школа, пионерские и комсомольские организации. В 1925 г. был создан союз воинствующих безбожников, организуется выпуск массового журнала «Безбожник». В 30-е годы были закрыты многие храмы, многие из них были взорваны, исчезли уникальные исторические памятники      (Храм Христа Спасителя в Москве). Начинаются массовые репрессии против духовенства.

     Человек не может жить без веры, и духовную пустоту, образовавшуюся после изгнания религии, заменили верой в светлое коммунистическое будущее. Коммунистическая партия закрепила за собой монополию на духовную жизнь общества и приступила к воспитанию нового человека, духовным стержнем которого стала коммунистическая мораль, по которой нравственно то, что способствует строительству коммунизма.

 

    Т.о., в 20-е гг. идет процесс становления новой культуры.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 730; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!