Однородные члены, ряды однородных членов



Аллегория   (от греч. Allegoria - иносказание) - иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ  Например: Трусость, беззащитность – Заяц; тупость – Осёл; хитрость - Лиса; деспотизм – Лев в баснях Крылова . Аллитерация     (от лат. Al, при, litera - буква) – повторение  одинаковых  согласных  звуков  с  целью усиления выразительности художественной речи.                                                              «Пусть сильнее грянет буря»; «Дремлет чуткий камыш, тишь, безлюдье вокруг...».   Анафора    (от греч. Anaphora- вынесение вверх) - единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или нескольких стихотворных строк:   Как ни гнетёт рука судьбины,  Как ни томит людей обман... Ф. Тютчев Уже купил он сукна такого... Уже приобрёл он отличную пару... Н. Гоголь   Антитеза    (от греч. Antitehesis - противоречие, противоположение) - противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающих эффект резкого контраста «Чёрное и белое», «Война и мир», «Преступление и наказание», пословицы - «Мал золотник, да дорог». Антонимы  (от греч. Ant- против и onуma- имя) - слова, имеющие противоположенные значения:                                                                                                                                   «Коварство и любовь», «Белей лишь блеск, чернее тень».   Архаизм  (от греч. Archaios - древний) - устаревшее слово или оборот речи. Используется архаизм как средство художественной выразительности для воссоздания исторического колорита, речи героев, для придания произведению возвышенного характера: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился... А.С.Пушкин   Ассонанс    (от лат.  Assonare - звучать в лад, созвучие) - повторение одинаковых гласных звуков: Взложу на тетиву тугую, Послушный лук согну в дугу, А там пошлю наудалую. И горе нашему врагу. А.С.Пушкин Афоризм   (от греч. Aphorismos - изречение) - обобщённая, глубокая мысль автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор. «У сильного всегда бессильный виноват» И.А.Крылов Вопросительные предложения. Восклицательные предложения.      Вопросно - ответная форма изложения Гипербола   (греч. Hyperbola - преувеличение) - образ выражения, содержащий непомерное преувеличение размера, силы, значение и т.д. какого - либо предмета, явления                             «В сто сорок солнц закат пылал»   В. Маяковский. «Редкая птица долетит до середины Днепра»  Н. Гоголь.   Градация   (лат. Gratatio - постепенное возвышение) - расположение перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (восходящая градация) или в порядке убывания значений (нисходящая градация). Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть... Оставаясь навсегда отшельником, заключённым в камеру своего тела, он лишён возможности давать кому-нибудь ощутить и почувствовать то, что он сам в своей камере ощущает, воспринимает, чувствует, жаждет и о чём мечтает.  Диалектизм  - слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм):

Петух- кочет

Жаргонизмы - речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений. Различаются жаргонизмы: салонный, мещанский, воровской, студенческий, школьный, армейский, спортивный, и т.д.           «Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского.

Звукопись  - подбор звуков в стихотворной речи (реже прозаической), имеющий художественно - выразительное значение в соотнесении с содержанием текста. Например:          Дремлет чуткий камыш                                                                                                 Тишь безлюдье вокруг

Никитин

Инверсия   (лат. Inversion- перестановка, переворачивание) – обратный порядок слов нарушение общепринятой последовательности речи;  перестановка частей фразы, придающая ей новый, особый оттенок выразительности:
он пришёл - пришёл он
...Где глаз людей обрывается куцый                                              

В. Маяковский

Досадно было, боя ждали

М. Лермонтов

И курганов зеленеет убегающая цепь

А. Фет

Ирония  (греч. Еirоnеiа- притворство, насмешка) – скрытая насмешка - один из тропов, перенос значения по противоположности. Отличительный знак - двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположенный ему, подразумеваемый.

«Отколе, умная, бредёшь ты, голова»? (И. Крылов) (обращение к Ослу - см. аллегорию)

Контекстные  синонимы  -  слова  или  сочетание  слов,  которые   приобретают близкое значение лишь в определённом контексте.                                                               «Ничегонеделание» - пассивный отдых, см. Синонимы контекстуальные.

Лексический повтор  - намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя:

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.                                                                                                (С. Есенин)

Лениво дышит полдень мглистый,  

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака                                                                                        (Ф. Тютчев)

Литота  (от греч. Litotes- простота, малость, умеренность) - образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.

Ниже тоненькой былиночки

Надо голову клонить,

Чтоб на свете сиротиночке

                     Беспечально век прожить.

 (Н. Некрасов)

«Мальчик с пальчик» , «мужичок  с ноготок», тише воды, ниже травы.

Метафора   (греч. Metaphora - перенесение) - представляет собой перенесение значения по сходству. Это средство выразительности очень близко к сравнению. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов:                                                                                                         сонное озеро города, взлетающий бубенметели (А. Блок)                                          слов моих сухие листья (В. Маяковский)                                                                                 моих слов соловьи (Б. Ахмадуллина)                                                                                вранья холодный дым (А. Твардовский)                                                                               ручей улыбки (М. Светлов)                                                                                                  серебряная ложка луны (Ю. Мориц)

Иногда весь текст или значительный по объёму его фрагмент строится на основе переноса значения по сходству. В таком случае говорят о развёрнутой метафоре. Примером такого вида метафоры может служить стихотворение М. Лермонтова «Чаша жизни», которое построено на развёртывании метафорического высказывания пить чашу жизни.

Метафорический эпитет  - соединяет в себе признаки метафоры (перенос значения с одного понятия на другое на основании сходства) и эпитета (образное, необычное, неожиданное определение, обычно выраженное прилагательным или наречием образа действия). Например:

«Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого... входят в человека, становясь мерилом прошлого» Д. Лихачёв.    

 

Метонимия  - вид тропа (см.), употребление слова в переносном значении, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, как в метафоре (см.), с тем отличием от последней, что замещение это может производиться лишь словом, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т.д.) связи с предметом (явлением), который обозначается замещаемым

словом. Например:                                                                                                                    «Все флаги в гости будут к нам», где флаги замещают страны.

Многосоюзие  - стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления, усиливается выразительность речи.

«Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду»

А. Чехов

Бессоюзие

Морфемный повтор  - повторение окончаний, суффиксов, приставок, корней.

Неологизм   (от греч. Neos - новый и logos- слово) - слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий (в науке, технике, культуре, в быту). Неологизм подчёркивает выразительность речи. Например, «бездарь» вместо «бездарность».

 

Однородные члены, ряды однородных членов

Оксюморон   (греч. oxymoron- остроумно- глупое) - необычное соединение слов, сочетание противоречащих друг другу слов, логически исключающих друг друга. «Мёртвые души», «невольник чести», «невозможное возможно», «живой труп».

Олицетворение  - троп, состоящий  в  приписывании  неодушевлённым  предметам признаков и свойств живых существ.                                                                                             «О ком ты воешь, ветер ночной, о чём сетуешь безумно?»

Параллелизм  (от греч. Parallelos - идущий рядом) - сравнение в форме сопоставления. Параллелизм бывает прямой: «Травой зарастают могилы - давностьюзарастает боль» и отрицательный, в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений:

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит-

То моё сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит.

     С. Стормилов.

Парадокс  - суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению («Трус умирает много раз, храбрец - только однажды» В. Шекспир). Парадокс может быть средством разоблачительного, сатирического изображения действительности. Парадокс может ставить суждение на грань нелепости («Торопись медленно», «Чем хуже, тем лучше»), но это лишь придаёт парадоксу особую яркость.

Парцелляция  (итал. Parcellf - частица; от лат. particla) - стилистический приём, расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Цель парцелляции - придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками:

А всё Кузнецкий мост,

И вечные французы,

Откуда моды к нам, и авторы, и музы,                                          Губители карманов и сердец;

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!

А. Грибоедов.

Период  (отгреч. Neriodos - обход) - лингвистический термин, означающий длинное сложное предложение, в первой части которого интонация идёт на повышение, а во второй - на понижение. Например, стихотворения А.С.Пушкина «Когда порой воспоминанье...», М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...».

Перифраз  (отгреч - paraphrases- описательный оборот, описание)

1)Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова: Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора).

2)Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты:                                Царь зверей вместо «лев», Туманный Альбион вместо «Англия», Северная Пальмира вместо Санкт-Петербург.

Сравнение у Пушкина: певец Гяура и Жуана (Байрон), певец Литвы (Мицкевич), творец Макбета (Шекспир).

Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение   (от греч. Rhetorike - ораторское искусство) - специальные приёмы, которые используются для усиления выразительности речи. Риторический вопрос может выражать вопросительное содержание, но задаётся не с целью дать или получит на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя. Риторическое восклицание усиливает в тексте выражение чувств, а риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.

          Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А.Пушкин)

       Знакомые тучи! Как вы живёте? Кому вы намерены нынче грозить? (М.Светлов).


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!