Кайова и команчей, резервация Kiowa and Comanche Reservation



Расположена в шт. Оклахома. Племена: команчи, кайовы, кайова-апачи. Основана по договору от 21 окт. 1867 г. Впоследствии относительно данной резервации принимались следующие документы: Соглашение от 6 окт. 1892 г., ратифицированное Постановлением от 6 июня 1900 г.; президентские прокламации от 4 июля 1901 г., 23 июня 1912 г., 4 сент. 1902 г. и 29 марта 1904 г.

 

Кайова-апачи Kiowa-Apache

Маленькое атапаскоязычное племя, с давних времен настолько тесно связанное с кайовами, что даже имело свое место в их лагерном круге. Кайова-апачи сумели сохранить свой язык, хотя большинство культурных аспектов заимствовали у кайовов. Называли себя «Надииша-дена» или «Наиишан-дина», что означает «Наш народ». Кайовы в прошлом называли их «тагуи» — термин, применяемый ими для обозначения всех апачеязычных племен, или «садалсомте-киаго» — «Люди Ласки (зверька. — Авт. )». Но приблизительно с середины 1870-х гг. кайовы стали называть их «семат» — «Воры», потому что кайова-апачи начали красть у них лошадей и скот. В первых французских сообщениях XVII в., отчетах Льюиса и Кларка, а также в договоре с правительством США от 1837 г. кайова-апачи появляются под названием «гатаки». Прежде кайова-апачи вместе с кайовами жили на севере в районе Черных Холмов, а затем ушли на Южные равнины. Еще в 1805 г. Льюис и Кларк сообщали, что кайова-апачи живут в верховьях двух развилок р. Шайен в районе Черных Холмов на северо-востоке Вайоминга. Несмотря на одно происхождение с апачами Аризоны и Нью-Мексико, они узнали об их существовании только в начале XIX в. В первой половине XIX в. у них сложились дружеские отношения с мескалеро-апачами. Берландье, путешествовавший по Южным равнинам в 1828 г., писал, что кайова-апачи «такие же свирепые, как и липаны». Генерал Теран в том же году определил их численность в 80–100 семей. В 1853 г. о кайова-апачах сообщалось как о воинственном племени, кочующем в районе р. Канейдиан, на землях команчей, с которыми они часто отправлялись в совместные военные экспедиции. По договору 1865 г. им была определена совместная с южными арапахо и шайенами резервация. Любопытно, что кайова-апачи сами попросили отделить их от кайовов из-за враждебного отношения тех к белым людям. Соглашение, однако, не получило практической силы, и в 1867 г. по договору у Медисин-Лодж кайова-апачи были формально объединены с кайовами, хотя часть племени продолжала жить с южными арапахо и шайенами до конца восстания 1874–1875 гг. Во время восстания они, в отличие от кайовов и команчей, оставались мирными, хотя некоторые воины, несомненно, участвовали в рейдах и набегах. Численность: Льюис и Кларк (1804 г.) — 25 типи или 300 чел., из которых 75 воины; Фицпатрик (1850 г.) — 50 типи, т. е. 300–400 чел., и он же (1854 г.) — 40 типи и 320 чел; Ливенворт (1865 г.) — 500 чел. в 40 типи; 1891 г. — 325 чел.; 1905 г. — 155 чел.

 

Кайовы Kiowa

Небольшое, но крайне агрессивное кочевое племя Южных равнин. Название происходит от самоназвания «Га-и-гву» или «Ка-и-гву», что означает «Главные люди». Согласно древнейшим преданиям, в прошлом кайовы жили в самой верхней части р. Миссури, в окрестностях совр. г. Вирджиния-Сити, шт. Монтана. Предания шошонов и арапахов подтверждают эту информацию. В дальнейшем они переместились с гор вниз и вступили в союз с кроу, с которыми с тех пор всегда поддерживали очень близкие дружеские отношения. Даже после переселения кайовов на Южные равнины кроу и кайовы часто посещали друг друга, проходя для этого сотни миль по вражеским территориям. Помимо кроу в ранние времена кайовы были очень дружны с хидатсами, манданами, арикарами и сарси. Многие влиятельные люди племени имели среди предков сарси (Сатанк, Гаапиатан, Патадал). Причиной переселения кайовов на юг обычно называют давление со стороны враждебных сиу, арапахов и шайенов, но, скорее всего, племя постепенно мигрировало на юг, привлеченное большим количеством поступающих оттуда лошадей. Упоминания о посещении кайовами Южных равнин встречаются в испанских источниках с 1732 г. Сразу начавшаяся война с команчами продолжалась пр. до 1790 г. Среди равнинных племен кайовы считались самыми дикими и кровожадными. Гамилтон писал о них в 1842 г.: «В Сент-Луисе в разные времена я видел много индейцев, но никто не выглядел так дико и свирепо, как эти». Считается, что пропорционально к своей численности кайовы убили больше белых людей, чем любое другое племя Дикого Запада. В 1840 г. кайовы заключили мир с шайенами, закончив длившуюся с 1826 г. войну. С осейджами жестокая война велась до 1844 г. До поселения в резервацию кайовы делились на 2 части, известные как «токинахьюп», или «Люди холода», и «гвахалего» — от команчского «квахади». Эти термины были эквивалентны делению племени на северную и южную части. Кайовы делились на 6 общин, одна из которых (куато) была полностью уничтожена сиу пр. в 1780 г. В лагерном круге, начиная от входа, общины располагались в следующем порядке: ката (Отрезанные), когуи (Олень), кайгву, кингеп (Щит), семат (кайова-апачи — отдельное племя) и конгтальюи (Черные). Первый договор с правительством США кайовы заключили в 1837 г. В течение многих лет кайовы и их союзники воевали с мексиканцами и техасцами, но с американцами на севере поддерживали дружеские отношения. Приток переселенцев увеличивался, и 27 июля 1853 г. правительство США подписало с племенем новый договор, что не остановило набегов. В 1860 г. армия получила приказ наказать кайовов и команчей, но успеха не достигла. В 1864 г. нападения индейцев на Южных равнинах так участились, что на территории 400 миль были покинуты все ранчо и станции. В октябре 1865 г. в устье р. Арканзас с кайовами, кайова-апачами, команчами, шайенами и арапахо был подписан новый мирный договор. Сохраняя мирные отношения с США, кайовы продолжали совершать рейды в Техас, жестокую войну с которым они вели на протяжении всего XIX в. В 1867 г. у Медисин-Лодж был подписан новый договор, по которому племена согласились поселиться в резервации. 27 ноября 1868 г. генерал Кастер атаковал селение шайенов на р. Вашита, ниже которого по реке стояли лагеря кайовов, команчей, кайова-апачей и арапахов. Чуть позже в ходе переговоров Кастер обманом захватил в заложники вождей племени Одинокого Волка и Сатанту, обещая повесить их, если в течение 2 дней все племя не появится в агентстве. Кайовы вернулись в резервацию, но продолжали совершать рейды в Техас. Самая крупная стычка произошла 18 мая 1871 г. и получила известность как «Нападение на караван фургонов Уоррена». Последний раз кайовы приняли участие в войне с армией США во время восстания 1874–1875 гг. Кайовы никогда не были многочисленными, а эпидемии (оспа в 1816, 1839–1840 и 1861–1862 гг., холера в 1849 г.) и бесконечные войны постоянно сокращали их численность. Берландье (1828 г.) — 150 семей; Додж (1835 г.) — 1800–2000 чел.; Бэтти (1873 г.) — 1600 чел. (вероятно, вместе с кайова-апачами); официальные данные 1875 г. — 1014 чел.; индейский агент (1881 г.) — 1145 чел.; 1905 г. — 1165 чел.

 

Кайятена

 

Кайятена Kayatena

Апач (чирикауа — чихенне /мимбре/). Родился в 1858 г. Также известен как Кайятенна, Кайтена, Катеней, Джейкоб Кайятенна и др. Был одним из лучших и агрессивных воинов Викторио и Наны. Брат Кинжуны и родственник вождя Чиуауа. Находясь в рейде за боеприпасами вместе с Наной, избежал резни в Трес-Кастильос, случившейся в октябре 1880 г., когда мексиканские войска практически полностью вырезали общину людей Викторио. В апреле 1882 г. сопровождал Ху (?) и Джеронимо в рейде на Сан-Карлос, во время которого враждебные апачи принудили вождя Локо и его людей покинуть резервацию. Впервые сдался и поселился в резервации после экспедиции генерала Крука в Сьерра-Мадре 1883 года. После того как Чатто и Микки Фри убедили Бриттона Дэвиса в том, что Кайятена планирует убить его из засады, апача арестовали и отправили на 3 года в заключение в тюрьму Алькатраз, шт. Калифорния. По совету Крука его продержали под жестким надзором всего 1 месяц, после чего режим был ослаблен, и ему даже разрешали посещать Сан-Франциско, чтобы убедить в мощи белых людей. После освобождения Кайятена стал выступать за мир с американцами и необходимость «идти путем белого человека». В марте 1886 г., во время переговоров Крука с Джеронимо в каньоне Де-лос-Эмбудос, шт. Сонора, Кайятена призывал враждебных апачей сдаться. Был дважды женат. Одной из его жен стала мать Джеймса Кайвайклы. Вместе со всеми чирикауа-апачами Кайятена был сослан во Флориду. Взял имя Джейкоб. Из Флориды с остальными апачами переведен в Алабаму, а затем в форт Силл, шт. Оклахома. В 1913 г., после освобождения чирикауа-апачей от статуса военнопленных, поселился в резервации Мескалеро, шт. Нью-Мексико. Пользовался большим уважением и среди индейцев, и среди белых людей. Умер от пневмонии в январе 1918 г.

 

Калабаса Calabasa

Тюрьма. Происходит от исп. «calabozo».

 

Калабус Calaboose

Тюрьма. Происходит от исп. «calabozo».

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 365; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!