Как нейтрализовать болезнетворный потенциал потребительского гедонизма?



 

Образ жизни, ориентированный на потребительский гедонизм, став массовым явлением, не замедлил привести к самым печальным последствиям. Врачи обескуражены стремительным ростом вензаболеваний, в том числе и СПИДом, сексуальных расстройств и бесплодия. Подростки 17–18 лет, страдающие хронической хламидийной инфекцией мочеполовой сферы, приведшей к тяжелейшей форме бесплодия, – повседневное явление в работе сексологических кабинетов. Борьба же с этим явлением, грозящим обернуться национальной катастрофой, бойкотируется СМИ и всеми уровнями власти.

Для всевозможных борцов за нравственность излюбленная мишень критики – откровенные постельные сцены в телевизионных передачах. Суровые обличители, однако, ошиблись адресом. На самом деле, эротика, которой напичканы боевики, триллеры и мелодрамы, способна вывести из душевного равновесия лишь пожилых зрителей, воспитанных в духе ханжеского пуританства прежних времён. Новое поколение приобрело стойкий иммунитет к эротической интоксикации, которой поражено телевидение. Назойливые “занятия любовью”, скроенные по одним и тем же шаблонам и часто идущие во вред фильму, оставляют зрителя равнодушным и даже раздражают его.

Зато на мироощущение молодых людей и на их сексуальное поведение мощное разрушительное воздействие оказывают рекламные ролики. Что бы ни навязывала реклама возможному покупателю, она воспитывает универсальных потребителей. Телезрителям внушается, что тот или иной сорт жвачки, зубной пасты, дезодоранта – отличительная черта всех “нормальных” молодых людей. Секс искусственно привязан к потребительским атрибутам “продвинутого” молодёжного большинства. Подружка персонажа рекламного ролика – точно такой же показатель престижа, как рекламируемое средство, устраняющее дурной запах изо рта, или определённая марка пива. Сексуальные отношения превращаются в половое потребление и воспринимаются вне связи с личностью партнёра или партнёрши – вполне достаточно, чтобы он или она соответствовали рамкам стандарта, навязываемого телевидением молодёжной моде. Секс подаётся рекламой вне связи с избирательностью, или, тем более, альтруизмом; это – совсем не то, что должно “загружать” молодого человека, настроенного на удовольствие. Смена партнёра – дело столь же простое и само собой разумеющееся, как замена одного вида зубной пасты другим, где, якобы, побольше число полезных ингредиентов. Новая случайно встреченная партнёрша тут же кидается на шею юноши из рекламного ролика, ослеплённая блеском его зубов. Его самого, согласно рекламной логике, “заводит” то, что волосы его новой знакомой вымыты рекламируемым шампунем.

Стандартные “секс-потребители” воспринимают рекламу гедонистического образа жизни бездумно и некритично. Молодёжь, живущая стандартно и проводящая свой досуг “как все”, привыкла к промискуитету как к явлению естественному и нормальному. Стали привычными и основные рынки одноразовых партнёров – молодёжные бары и дискотеки.

Особенно болезнетворно реклама воздействуют на молодых людей с невротическим развитием и акцентуацией характера тревожно-мнительного типа. Для них, страдающих невротической неуверенностью в себе, беспрестанные поиски половых партнеров – болезненный способ самоутверждения. Промискуитет, получивший в рамках “рекламного мировоззрения” статус нормы и ставший критерием успеха, принимает у невротиков характер аддиктивного поведения.

В полной мере всё сказанное относится и к представителям сексуальных меньшинств. Комплекс неполноценности – ядро интернализованной гомофобии; отсюда понятно стремление геев-невротиков постоянно менять партнёров: таким способом они хотят убедиться в собственной сексуальной привлекательности. Потому-то реклама потребительского гедонизма как престижного образа жизни воспринимается ими не просто и бездумно, подобно обычным гетеросексуальным подросткам, а как осознанная жизненная программа.

Самоубийственная политика рыночного общества делает практически невозможной организацию достаточного отпора гедонистической потребительской рекламе. Работники телевидения озабочены лишь получением немалых денег от рекламодателей. Санитарно-просветительские же передачи, подготовленные сексологом, кажутся им экономически невыгодными. У практической медицины, отлучённой от СМИ, остаётся лишь один выход на тех, кто нуждается в информации по вопросам профилактики сексуальных расстройств и бесплодия – книги. В книгах, написанных сексологами, красной нитью проводится мысль: эгоистический гедонизм спаян с промискуитетом и наркоманией, с поисками удовольствий, оторванными от любви, а это чревато развитием невротических сексуальных расстройств и бесплодия. Напротив, человек, достигший психосексуальной зрелости, не отягощён невротическими комплексами и способен испытывать максимальное наслаждение в сексе. Исходя из этого, понятны профилактические рекомендации, предлагаемые сексологическими публикациями.

В книге «Тайны и странности “голубого” мира», читателям предлагается проэкзаменовать себя по ключевым вопросам полового поведения и, если это окажется нужным, внести в него коррективы. Следует проверить, преодолены ли партнёрами поисковое половое поведение и агрессивность; насколько альтруистичны их взаимоотношения; насколько терпеливо и искусно в них практикуется любовная игра; достаточно ли наполнена совместная жизнь пары чтением, посещением театров, кино, концертных залов. Ведь культура является мощным фактором, стабилизирующим сексуальность.

Если, проэкзаменовав себя по всем этим вопросам, читатели обнаружили упущения, предлагалось исправить их, приняв меры к тому, чтобы половое поведение соответствовало критериям зрелости, а партнёрские взаимоотношения были бы основаны на любви и альтруизме. Для устранения невротических сбоев предлагался комплекс аутогенной тренировка (её технику можно найти и в других моих книгах, в частности, в “Секретах интимной жизни”). Овладеть ею рекомендовалось тем настойчивей, чем чаще половая жизнь сопровождается срывами, связанными с особенностями характера одного или обоих партнёров (супругов).

Чувство неуверенности, подозрительность, склонность к немотивированным перепадам настроения, мучающие многих геев с подросткового возраста и делающие их несвободными в любви и половой жизни, – всё это может быть достаточно полно исправлено с помощью аутотренинга. Он стал добрым подспорьем в жизни вообще и в половой жизни в частности многих моих бывших пациентов.

В книге “Секреты интимной жизни” читателю предлагается взять на вооружение тысячелетний опыт индусов, исповедующих тантризм. Упражнения, почерпнутые из тантры, позволяют сделать максимально сильными и разнообразными ощущения в постоянной моногамной половой связи, отказавшись от навязчивой смены партнёров. В условиях эпидемии СПИДа и венерических заболеваний необходим отказ от экстенсивного полигамного секса, что достигается интенсификацией эротических ощущений в моногамной связи. Тантра вполне подходит для этой цели. Только не надо брать из неё мистические и религиозные воззрения, которые приводят верующих индусов к отказу от собственной индивидуальности. Ведь, полагая, что при половом возбуждении они сливаются с индуистским божеством Шивой, тантристы возносят молитвы собственному эрегированному члену. Какая уж тут избирательность, какая любовь?! Чтобы воспользоваться тантрой, её необходимо прежде демистифицировать. То есть, отбросив за ненадобностью мистику и веру в богов, следует взять из неё лишь технические приёмы, усиливающие половые чувства. Их модификация и предлагается в книгах “Секреты интимной жизни” и “Глазами сексолога”.

Чем ярче и интенсивнее половые ощущения двух постоянных партнёров, чем реже они практикуют любовные измены, тем более зрелым, альтруистичным и избирательным становятся их чувство друг к другу. Чем реже любовники от сексуального потребительского гедонизма, тем больше они застрахованы от невротических срывов потенции, тем больше их взаимное влечение соответствует критериям подлинной любви.

В любом случае, считают ли геи себя здоровым или думают, что их невротические расстройства вовсе не связаны с сексом, им полезно получить консультацию сексолога, в том числе, по их желанию, анонимную. Крайне важно узнать о себе то, что обычно вытесняется в подсознание, мешая достичь зрелости в любви.

Сексологический прогноз

 

Прошедшие тысячелетия убедили людей в бесплодности попыток искоренения “ядерной” гомосексуальности. Бессильными оказались зверства ацтеков, придумавших изощрённые пытки для тех, кого они уличали в мужеложстве; ничего не добились фашисты, кастрировавшие гомосексуалов и уничтожавшие их в концентрационных лагерях. Совершенно очевидно, что в третьем тысячелетии гомосексуальность не претерпит никаких существенных перемен.

История человечества продемонстрировала невероятную пластичность представителей сексуальных меньшинств. Их способность приспосабливаться к гетеросексуальной культуре и даже к гомофобии общества поражает и восхищает сексолога. Поведение геев в гетеросексуальной среде обычно маскирует их подлинные пристрастия и привязанности (говоря на современном сленге, геи “шифруются”). В сомнительных случаях, например, при общении с тем, чья сексуальная направленность пока неизвестна, оно остаётся неопределённым и осторожным. Наконец, полная раскрепощённость и отказ от навязанных ограничительных рамок проявляются в гомосексуальной среде. Словом, многоцветие поведенческих стереотипов, связанных с половой ориентацией, подобно радуге. Приведу клиническое наблюдение.

Слыша доносящиеся из коридора переговоры моего пациента Виктора с неведомым мне дневальным, я не верил своим ушам. Только что в беседе со мной во врачебном кабинете молодой солдат ничуть не скрывал своей гомосексуальной ориентации, заботливо тревожась по поводу ссор своего друга с родителями. За дверью кабинета сменилось всё: тональность, словарный запас, образ мышления. Юноша, говорящий по телефону со своим сослуживцем, представлялся этаким бабником и суровым гомофобом.

Гомосексуальная (гомогендерная) идентичность была принята Виктором очень рано. Он помнит, как охотно сопровождал своего отца, занимавшего видное положение в спортивной среде, в посещении им всевозможных соревнований. Отец радовался тому, что сына привлекают мужские занятия. Виктор же с четырёх-пяти лет наслаждался красотой полунагих мужских тел. Насколько он себя помнит, любимым его занятием было представлять, как выглядит половой член у того или иного понравившегося ему спортсмена.

Обе ипостаси – мужская и гомосексуальная – его половой идентичности нисколько не тяготили Виктора несовпадением в деталях, не приводили к внутриличностному конфликту. Причиной невроза стала его преждевременная эякуляция, обусловленная низким порогом возбудимости глубоких структур мозга.

Особый его талант – эмпатия, способность мгновенно вчувствоваться в чужое настроение и тут же подстроится к нему. Если бы я стал упрекать юношу фальшью его телефонного разговора с дневальным по казарме, то он искренне удивился бы. Инстинктивно он чувствует, что гомофобия, точно также как нецензурные выражения и нарочитая грубость, играют некую важную роль в жизни подростков, а затем и парней. С их помощью они отмежёвываются от женщин и “гомосеков”, вырабатывая мужское полоролевое поведение. В полной мере всё это относится и к армейской среде, где утрированная мужественность используется для самоутверждения.

Согласовывать собственную гомосексуальность с гомофобными требованиями армейского окружения Виктору кроме его невероятной пластичности помогает и один из приёмов психологической защиты. Речь идёт о рационализации: “Ребята не поймут меня, если я буду выпячивать свои гомосексуальные чувства и привычки”.

Эти нюансы поведения молодого человека в рамках концепции гендера именуются маскулинной гендерной ролью. Старый сексологический термин – “мужское гиперролевое(то есть утрированное, преувеличенное) поведение”,на мой взгляд,точнее отражает суть дела.

Но пластичность геев не беспредельна; не приходится мечтать о том, что бы представители сексуальных меньшинств чувствовали себя вполне уютно в гетеросексуальном мире. Перспектива полного исчезновения гомофобии тоже нереальна. Представим себе ситуацию (сегодня реально невозможную), когда вдруг как по волшебству исчезнет гомофобия. Даже если бы подобное чудо произошло, геи, почувствовав себя комфортнее, тем не менее, не смогли бы адаптироваться в гетеросексуальном обществе полностью.

Дело в том, что эмоциональные, поведенческие и порой даже телесные особенности “ядерных” гомосексуалов имеют не столько приобретённый, сколько врождённый характер, обусловленный типом половой дифференциации мозга в процессе внутриутробного развития плода. Например, к гетеросексуальной эротике они чаще всего остаются эмоционально равнодушными. Нюансы восприятия, обусловленные врождённым характером половой ориентации, приводят к взаимному непониманию гетеро- и гомосексуалов. “Я заметил, что само слово “женщина” действовало на моих товарищей возбуждающе, – делится своими подростковыми воспоминаниямияпонский писатель Юкио Мисима. – По краске, заливавшей их лица, я догадывался, когда именно они произносили его мысленно. Однако для меня слово “женщина” звучало не более соблазнительно, чем “карандаш”, “автомобиль” или “метла”. Во время беседы я иногда попадал впросак и чувствовал, что говорю со сверстниками на разных языках”.

Точек соприкосновения между лесбиянкой и гетеросексуальным мужчиной почти нет, а их противоречия порой непреодолимы. Их подоплёку очень красочно (хотя и не совсем верно) выразила одна из участниц телепередачи, до своего полного перехода к гомосексуальному образу жизни трижды несчастливо побывавшая замужем: “Мужчины – другой биологический вид, чуждый мне по ментальности, запаху и другим параметрам. Нормальный брак – постоянная борьба полов. Мужчины и женщины находятся в разных окопах. Мне проще жить без этой биологической несовместимости”. Здесь не место для подробного анализа этого высказывания, но поверьте, оно проливает свет не столько на противоречия между мужчинами и женщинами, сколько на существующий барьер между гетеро- и гомосексуальным мироощущением.

Различия между сексуальными меньшинствами и гетеросексуальным большинством всегда будут порождать их взаимное недопонимание. Они же проливает свет на живучесть всевозможных спекуляций, бытующих в общественном сознании. Мифы, например, о существовании “голубой мафии”, насаждающей нестандартную сексуальность в обществе, порождены не только невротическими комплексами гомофобов (вспомним откровения Еникеевой или Новохатского!), но и существенной разницей в восприятии мира гомо-, би- и гетеросексуалами. Вполне нейтральная телепередача, весьма полезная в плане получения информации по проблемам полового воспитания, может вызвать чувство раздражения и гнева даже у человека, казалось бы, свободного от гомофобных предубеждений.

Гомосексуалы вынужденно более терпимы в извечных противоречиях с сексуальным большинством (сказывается воспитание, полученное ими в рамках культуры сексуального большинства). Но они не могут изменить своей природы.

Идеальной представляется такое положение дел, когда государство и общество перестанут заглядывать в постели гомосексуалов, а те в своём повседневном поведении максимально адаптируются к культуре гетеросексуального большинства. От этого выиграют все: общество избавиться от лишних раздоров и противоречий, гомосексуалы не будут провоцировать гомофобов, врачей обрадует снижение количества невротиков.

Кон прав, утверждая: “Геи и лесбиянки не могут ни отделиться от гетеросексуального (по преимуществу) общества, ни полностью раствориться в нём. <…> “Голубые” мужчины и женщины всегда будут чем-то отличаться от других и благодаря этому вносить свой вклад в человеческую культуру”.

С их оппонентами из среды сексуального большинства дело обстоит намного сложнее.

Поскольку гетеросексуальное развитие часто включает стадию утрированной маскулинности, подростки в той или иной мере обычно дискриминируют своих гомосексуальных сверстников. Между тем, ХХI век приведёт к заметному росту числа гомосексуалов. Это касается и России: утяжеляются и учащаются стрессы, выпадающие на долю беременных, растёт число неполных семей, в которых сыновья растут без отцов. Обществу следует позаботиться не о том, чтобы всем без исключения, навязывать гетеросексуальную ориентацию, а о том, чтобы дать своим согражданам равные возможности для полноценного развития, вне зависимости от типа их полового влечения (разумеется, речь не идёт о парафилиях). Задача в том, чтобы свести к минимуму болезнетворность конфликтов, приводящих к развитию интернализованной гомофобии и к невротическому развитию представителей сексуальных меньшинств. В рамках цивилизованного общества этого следует добиваться половым просвещением и воспитанием, что является важнейшей задачей сексологов и педагогов.

Американские геи добились от правительства и от общественности принятия существенных мер, направленных на борьбу с гомофобными предрассудками. В России дело обстоит намного хуже. Обсуждая этот вопрос, Игорь Кон, позабыв о своих нападках на врачей, приводит ярчайшие примеры истеричного и инфантильного поведения гей-активистов. Он с неподдельной искренностью рассказал о бедах отечественного движения геев за свои права; об эпатажных выходках их лидеров; о том, как они растратили на собственные нужды средства, пожертвованные геевскими организациями Америки (Кон И. С., 1998).

Не очень ответственно ведут себя и рядовые геи. Они боятся высовываться и потому вовсе не собираются отстаивать право представителей сексуальных меньшинств быть самими собой (речь идёт о так называемой “геевской идентичности”).Самого Кона, похоже, вполне устраивает отказ от активных выступлений гомосексуалов, подобных тем, которые сотрясали Америку в шестидесятые годы. “Идея “геевской идентичности” многим россиянам тоже не импонирует, а мелкие склоки и претензии самопровозглашённых лидеров их раздражают. “Эти паршивые активисты только и делают, что всюду ходят и рассказывают о своей сексуальности. И делают они это только для того, чтобы привлечь внимание Запада; активизм здесь появился потому, что западные люди научили этому русских. Мои добрые друзья знают, что я гей, но это моё личное дело. Мне незачем рассказывать каждому, что мне нравиться спать с мужчинами”, сказал один петербургский “голубой” интеллигент американскому журналисту. А другой добавил: “Я не хочу принадлежать ни к какой субкультуре. Я знаю, что это модно на Западе, но из того, что я предпочитаю спать преимущественно с мужчинами-геями, не вытекает, что я хочу общаться в первую очередь с ними же”.

Кон добавляет: “И даже тем, чей круг общения почти исключительно гомосексуален, мысль о какой-то институционализации этого положения вещей представляется вполне нелепой. Принципиально нынешний расклад всех устраивает: минимум геевской инфраструктуры (бары, дискотеки, журналы и т. п.), а всё остальное общение – чисто приватным образом”.

Тут-то Кон и сменил свой прежний гнев на милость, заявив, что гомосексуальному сообществу необходимо иметь “свой медицинский центр и психотерапевтическую службу”.

Уверен, что американский журналист, беседовавший с русскими геями, вёл свои записи не без иронии. Ему-то доподлинно известно, что нарочитая преданность геевской субкультуре в США объясняется не пристрастием к некой моде. Геи дорожат тем, что было добыто в ходе нелёгкой борьбы. Если бы все “голубые” американцы чурались всего, что способно выдать их сексуальную принадлежность, то были бы бесправны по-прежнему. Именно благодаря активной социальной позиции геев новый “Стоунуолл” или погром, подобный учинённому в московском гей-клубе, в США наших дней уже невозможны.

С другой стороны, свобода выбора, которой добились геи, пошла на пользу и обществу в целом, и им самим. Люди искусства получили возможность гораздо большего, чем прежде, выбора. Теннесси Уильямс, например, открыто ввёл гомосексуальную тематику в одну из своих лучших пьес “Французский квартал”, но сделал это так, что она отнюдь не раздражает гетеросексуального зрителя. Что же касается его мемуаров, то они обращены преимущественно к гомосексуальному читателю. Фильмы Лукино Висконти и Дерека Джармена, книги гомосексуальных поэтов и писателей сделали западных гетеросексуальных интеллигентов более толерантными к проблемам однополых отношений и чувств. В России же пока процветает гомосексуальная “попса”.

Думается, что русским геям всё же придётся выйти из тени для организованного сопротивления нарастающей гомофобии. Достаточно вспомнить об экстремистских гомофобных подстрекательствах Новохатского; о навязчивых попытках протащить через Государственную Думу антигомосексуальные законы; достаточно понять, что милицейские облавы на гей-клубы могут повториться не только по наущению самих гомосексуалов, как это случалось ранее, а по заданию уже иных, более опасных кругов.

Без умения организовать сопротивление на всех уровнях, от бытового до законодательного, поражение сексуальных меньшинств станет неизбежным, что приведёт к исчезновению всей уже созданной геевской инфраструктуры. Больше, чем кто-либо, геи заинтересованы в укреплении демократии в стране. Так что лучше бы им не примыкать к неофашистам (чем они нередко балуются в поисках “идеала мужественности”).

Необходимо, наконец, сделать эффективной борьбу с эпидемией СПИДа. Этого можно достичь в первую очередь, наладив половое воспитание в школах. На роль “специалистов” по половому воспитанию нынче претендуют все, включая венерологов, казаков, священнослужителей различных конфессий и т. д. Их взаимная критика приобретает порой комичные формы. Чего стоят, например, обвинения в злонамеренном тотальном растлении молодого поколения России и в геноциде россиян, адресованные в адрес Российской ассоциации “Планирование семьи” вкупе с фирмой “Проктер энд Гэмбл”?

Разумеется, эти обвинения несерьёзны. Брошюры, изданные ими для школьников и учителей, отнюдь не способны кого-либо растлить и “огомосексуалить”. Они красочны, дают определённые гигиенические сведения и даже снабжены бесплатными прокладками “Олвейс” для девочек. Разумеется, фирма выпускает их с рекламными целями, но это вовсе не криминал. Другое дело, что подобные брошюры, предлагаемые школе, ни в коей мере не соответствуют своему названию “Пособие для учителей” и никак не могут решить проблему полового воспитания молодёжи и тем самым быть средством профилактики СПИДа. Ведь суть вопроса в том, чтобы молодые люди обрели способность любить. Только тогда устраняется промискуитет и исчезает почва для роста эпидемии.

Половое воспитание – часть общей задачи воспитания гармоничной личности. “Любые попытки человека любить останутся тщетными, пока он не направит свои усилия на развитие собственной личности во всей её целостности, чтобы выработать в себе установку на созидание (и, добавим мы, на альтруизм. – М. Б.). Невозможно получить удовлетворение в любви к одному человеку, если вы не способны любить ближнего вообще, если у вас нет настоящей скромности, мужества и дисциплинированности... Спросите себя: много ли вы знаете по-настоящему любящих людей?” Трудно не согласиться с этими мыслями Эриха Фромма (Фромм Э., 1990a).

Половое воспитание, будучи частью общего воспитания, имеет свои трудности, связанные с юношеской гиперсексуальностью, характером взаимоотношений в родительской семье, специфическими табу, зависящими от типа культуры и от исторического периода жизни народа. Они-то, эти трудности, и приводят к невротическому становлению личности, к застреванию полового развития на детских стадиях становления либидо. Чтобы добиться успеха в половом воспитании своих питомцев, педагоги нуждаются в советах и лекциях сексолога. Гигиена – лишь скромная часть полового воспитания и подменять ею проблему в целом – это недальновидная “страусовая” политика.

Вызывают сомнения и методики для работы в школе, предлагаемые ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), а также некоторыми западными фондами, созданными в рамках борьбы с СПИДом. Сходу отметать их было бы неправильно: они составлены отличными психологами и могут многому научить. Вот, скажем, схема одного из лучших занятий со школьниками. В ходе урока ученики знакомятся с ситуацией, толкающей её участников к промискуитету или делающей их жертвами насилия.

“Рекомендации учителю: напишите на доске: “Советы, как отказаться от секса”. Зачитайте вслух ситуации. Попросите учащихся выбрать три лучших способа (из списка на доске), чтобы помочь участникам ситуации.

Ситуация 1. Помогите Джейн.

1. Решите, насколько далеко вы хотите зайти в сексуальных отношениях прежде, чем окажитесь в затруднительной ситуации.

2. Будьте честны с самого начала, сказав, что вам не нужен секс.

3. Решите, сколько спиртного вы можете выпить безбоязненно.

Ситуация 2. Помогите Джорджу.

1. Остерегайтесь идти к кому-нибудь домой, когда там больше никого нет.

2. Будьте честны с самого начала, сказав, что вам не нужен секс.

3. Дайте волю своим чувствам, когда же ситуация станет затруднительной, уйдите.

Ситуация 3. Помогите Надин.

1. Не принимайте подарки и деньги от незнакомых людей.

2. Избегайте уединённых мест, где вы не можете позвать на помощь.

3. Будьте честны с самого начала, сказав, что вам не нужен секс.

Рекомендация учителю: дайте учащимся возможность выбрать три совета, которые будут особенно полезны лично для них”.

Часть занятий цикла, предлагаемого этой программой, удачна, подобно приведённому, часть – не очень. Есть методики, которые мало подходят к нашим условиям. Скажем, занятие с надеванием презервативов на фаллоимитаторы, огурцы или бананы вряд ли приемлемы для российских школьников. Ведь сексуальная революция, благополучно разрешившаяся на Западе, у нас в самом разгаре. Способы реагирования американских и наших подростков на, казалось бы, одинаковые раздражители, чаще всего диаметрально противоположны.

Но как бы ни шокировали нас школьные игры с презервативами, дело совсем не в них. Главное другое – насколько эффективен в плане полового воспитания курс в целом? Увы, ценность педагогических приёмов, предложенных американскими психологами, оказалась сомнительной и для Запада. Доказательством тому служит расширение масштабов эпидемии. Недаром западные психологи в последнее время с тревогой говорят о необходимости кардинального пересмотра многих принятых ныне концепций профилактической работы с молодёжью.

Объясняется это несколькими причинами. Скажем, в основном разделе “Ответственное половое поведение”, есть схема занятия “Отказ от секса”. Школьники знакомятся с аргументами, способными помочь им воздержаться от вступления в половой акт:

“Почему для молодёжи важно проявлять привязанность без секса?

Это важно потому, что способствует здоровому общению, уменьшает шанс заболеть СПИДом и венерическими заболеваниями, уменьшает риск беременности, способствует уважению к себе и к партнёру, обеспечивает приемлемые тёплые и дружеские отношения”.

Боюсь, что аргументы, сформулированные в таком виде, кажутся вескими лишь на первый взгляд. Поскольку под “привязанностью без секса” подразумевается отказ от полового акта, то, действительно, опасность заболеть СПИДом снижается, но не исчезает вовсе. Есть и другие пути заражения (в частности, при инъекциях). Именно гедонистическая погоня за удовольствием, лежащая в основе наркомании, сопровождающаяся многократным использованием шприцев, привела к новой вспышке ВИЧ-инфицирования. Кроме того, заражение возможно при контакте жидкостей, содержащих вирус (сперма, кровь, слизь, секретируемая влагалищем), со слизистой оболочкой половых органов, глаз, рта, прямой кишки и кожи (если на ней есть даже микроскопические ранки) и без глубокого соприкосновения половых органов. Снижается, но не исчезает полностью опасность беременности (она возможна при семяизвержении в области гениталий в ходе глубокого петтинга и без введения полового члена во влагалище).

Снижается ли опасность заражения венерическими заболеваниями? Смотря какими – ведь заразиться сифилисом можно и при многих других видах сексуальных контактов. А они приводятся тут же по нарастающей, включая влажные (глубокие) поцелуи, петтинг, оральный акт и т. д. Остаётся лишь “сохранение тёплых дружеских чувств”. Не очень убедительно, хотя “ответственное половое поведение” включает и применение презервативов. Вряд ли подобное обсуждение обеспечит мотивацию, способную преодолеть юношескую гиперсексуальность и осилить половой инстинкт, подавление которого привело когда-то к галлюцинациям святого Антония.

Слабость аргументации в том, что она не выходит за рамки потребительского гедонизма. Речь идёт о поведении, основанном на поисках сомнительного удовольствия, хоть и достающегося с меньшим риском (однако, без полной гарантии избежать серьёзных неприятностей и бед). При этом избирательная любовь, альтруизм, романтика чувств – всё то, что действительно даёт молодёжи достаточную мотивацию для отказа от промискуитета, остаётся вне поля зрения составителей программы.

Очевидно, что если отдельные методики, предложенные американскими психологами, могут быть взяты на вооружение нашими педагогами, то программа в целом должна быть пересмотрена. Основной путь к преодолению кризиса – введение курса сексологии при институте усовершенствования учителей, где воспитатели молодёжи смогут получить от врача-сексолога фундаментальные и строго научные знания, необходимые для педагогической работы в условиях эпидемии СПИДа.

В рамках этого курса может проводиться и борьба с гомофобией. Если же говорить о профилактике интернализованной гомофобии, то она требует усилий со стороны самих геев.

Судьба геевского движения во многом зависит от того, насколько молодёжь способна избежать интернализации гомофобии и развития типичных для гомосексуалов неврозов: гомосексуальной тревоги и паники; комплекса неполноценности в сочетании с убеждением в собственной исключительности; склонности к самоизоляции с сектантским уходом в узкий круг себе подобных; в погоне за сексом, оторванным от любви. Очевидно, что оздоровление молодого поколения геев невозможно без активной помощи сексологов. Вопрос лишь в том, как обеспечить сексологическую помощь тем, кто, страдая неврозом, не осознаёт этого?

Игорь Кон прав – в первую очередь необходимо создание некоммерческих психотерапевтических центров с клубами для общения. В работе таких клубов могут принять участие любые лица, заинтересованные в предупреждении половых нарушений; профилактике заболеваний, передающихся половым путём, в том числе и СПИДа; коррекции сексуальной дисгармонии. При этом вполне возможна работа с анонимными посетителями. Каждый получит возможность пройти обследование на наличие ВИЧ-инфекции, сифилиса, гонореи, хламидиоза и других заболеваний, передаваемых половым путем. Кроме того, по желанию, анонимно или под своей фамилией, все смогут проконсультироваться по вопросам психологии и сексологии, а также пройти соответствующее тестирование. Всем желающим после этого выдаются визитки анонимного сексологического обследования. В них указывается дата обследования и сообщаются его результаты. Чтобы избежать подлога, в визитку вклеивается фотография обследованного.

В рамках клуба можно посмотреть и обсудить талантливый видеофильм, принять участие в спектакле, послушать лекцию по искусству, по психологии или сексологии и т. д.

Поскольку выступить при обсуждении спектакля или фильма может каждый, это даёт всем возможность приглядеться друг к другу и выбрать знакомых по интересам и взаимному влечению. Одним из критериев вступления в половую связь становятся результаты клинического обследования, психологического и сексологического тестирования. В отличие от экспериментов Э. Хукер, такое системное исследование обязательно включает собеседование с молодыми людьми, и даёт достаточно надёжные сведения об них. Это позволяет отсечь опасных партнёров и избежать многих бед.

Самый широкий в плане возможного выбора состав аудитории (члены клуба – люди разного пола, возраста и сексуальной ориентации) позволяет избежать сектантства, свойственного однополым группам, и поможет гомосексуалам в их адаптации. Им можно будет убить сразу двух зайцев: и анонимно выступить в защиту гомосексуальности, отреагировав тем самым соответствующую насущную психологическую потребность, и закрепить свои гетеросексуальные тенденции.

В качестве иллюстрации работы клуба при Центре сексуального здоровья разберём обсуждение фильма “Солярис”, снятого Андреем Тарковским по роману Станислава Лема. События в фильме происходят в далёком будущем, когда человечество освоило полёты к звёздам. Оказалось, что одна из планет в чужой галактике покрыта океаном, состоящим из протоплазмы и представляющим собой гигантский мозг. Люди, мечтая о контакте с инопланетным разумом, построили на планете научную станцию, рассчитанную на 80 человек. Увы, столетия шли, а контакт с Океаном так и не осуществлялся. До трёх человек сократилось число обитателей станции. Чтобы окончательно решить её судьбу, на Солярис был командирован психолог Крис Кельвин.

Прибыв на планету, он столкнулся с загадочными явлениями. Гибарян, один из учёных, работавших на станции, с которым Крис был знаком ещё на Земле, покончил с собой. В его комнате хранилась видеозапись, сделанная им перед самоубийством и обращённая к Кельвину. Просматривая её, психолог обнаружил рядом со своим другом 11–12-летнюю девочку, присутствие которой на станции было абсолютно невозможным. Потом он увидел её, спокойно разгуливающей по коридору. Оба оставшихся в живых учёных ведут себя более чем странно. По временам они запираются, прячась друг от друга, причём Кельвину удалось подсмотреть в комнате одного из них, Сарториуса, то ли мальчика, то ли карлика. Когда же психолог, предварительно забаррикадировав изнутри дверь отведенной ему комнаты, лёг спать, то, проснувшись, обнаруживает рядом с собой свою покойную жену Хари, покончившую с собой десять лет тому назад. Крис обманом заманивает её в ракету и запускает на космическую орбиту вокруг Соляриса. Тут-то Снаут, один из старожилов станции, объясняет ему суть происходящего. Оказалось, что Океан, прозондировав во время сна мозг каждого из обитателей станции, нашёл в нём некие островки памяти, составляющие суть его половых желаний. По ним изготовлялись биороботы, материализующиеся рядом с теми, кто послужил для них матрицей. Словом, Океан оказался идеальным сводником, но каждый из людей, получивший от него столь роскошный подарок, вовсе не обрадовался своему приобретению. Все прятали своих “гостей” друг от друга и, улучив момент, отправляли их в космос. Это не помогало, так как утром точная копия “гостя”, как ни в чём не бывало, заново ждала каждого из них. Трагедия происходящего заключалась в том, что биороботы сделали явными девиации землян, искренне считавшими себя вполне нормальными.

 – Нормальный человек… Что это такое – нормальный человек? – рассуждает Снаут. – Тот, кто никогда не сделал ничего мерзкого. Но наверняка ли он об этом не думал? У кого не было когда-нибудь такого сна? Бреда? Подумай о фетишисте, который влюбился, ну, скажем, в грязный лоскут; который, рискуя шкурой, добывает мольбами и угрозами этот свой драгоценный омерзительный лоскут… Это, должно быть, забавно, а? Который одновременно стыдится предмета своего вожделения и сходит по нему с ума, и готов отдать за него жизнь, поднявшись, быть может, до чувств Ромео к Джульетте. Ну, а теперь вообрази себе, что неожиданно, среди бела дня, в окружении других людей встречаешь это, воплощённое в плоть и кровь, прикованное к тебе, неистребимое…

После рассказа Снаута становится понятным самоубийство Гибаряна. Судя по ожившему образу его сексуального желания, он всегда был неуверен в себе, в своей потенции, мужественности. Потому-то он чувствовал себя со взрослыми женщинами неуютно. Больший комфорт он испытывал, находясь рядом с неполовозрелой девочкой. Мало того, неуверенность в собственных силах выходила за рамки собственно сексуальной сферы, отравляя существование Гибаряна в быту, в контактах с другими людьми. В подобной ситуации в силу вступает механизм гиперкомпенсации. Вопреки своей слабости и неуверенности в себе, Гибарян становится зримым воплощением мужества, космическим волком. Он и в постели, наверное, играет роль “крутого” любовника. Но всё это лишь видимость. Хотя Гибарян никогда не решился бы не только реализовать, но даже подумать о реализации своей педофилии, он не способен по-настоящему полюбить женщину.

На станции Солярис скрытое стало явным. Впервые Гибаряну пришлось признать тот факт, что в основе всех его научных и космических достижений лежит ничто иное как слабость, сомнение в собственных мужских достоинствах, вечный самообман. Оказалось, что и стремление к инопланетному контакту тоже зиждется всё на той же слабости и неуверенности в себе. Об этом говорит Снаут:

 – Мы отправляемся в космос, приготовленные ко всему, то есть к одиночеству, борьбе, страданиям и смерти. Из скромности мы не говорим об этом вслух, но думаем про себя, что мы великолепны. А на самом деле нам нужно зеркало. Мы хотим найти собственный идеализированный образ. Между тем по ту сторону есть что-то, чего мы не принимаем, от чего защищаемся. Мы принесли с Земли не только дистиллят добродетели, не только героический монумент Человека! Прилетели сюда такими, какие мы в действительности, и когда другая сторона показывает нам эту действительность – ту её часть, которую мы замалчиваем, – не можем с этим примириться. Мы добились этого контакта. Увеличенная, как под микроскопом, наша собственная чудовищная безобразность. Наше шутовство и позор!

Снаут и Гибарян считают, что все достижения человечества выросли из чувства неполноценности; ведь в зеркало, льстящее глядящемуся в него, нужно лишь тому, кто нуждается в утешении и в самообмане. Отсюда чувство стыда перед Океаном, стоившее жизни Гибаряну и мучающее Снаута.

Но Снаут оказывается не слишком последовательным в своём унижении. Он собирается оправдаться перед космическим разумом, уговаривая Криса послать Океану мысли бодрствующего, а не спящего мозга, то есть собственную энцефалограмму, наложенную на пучок рентгеновского излучения. Кельвин сомневается в том, что такая “рентгеновская проповедь о величии человека” уместна, особенно если она исходит от него, Криса. Он винит себя в смерти жены, рассказывая об этом в следующих словах:

 – Мы поссорились. Собственно… Я ей сказал, как говорят со зла… Забрал вещи и ушёл. Она дала мне понять… не сказала прямо…но если с кем-нибудь прожил годы, то это и не нужно… Я был уверен, что это только слова… что она испугается и не сделает этого… так ей и сказал. На другой день я вспомнил, что оставил в шкафу яды. Она знала о них. Они были мне нужны, я принёс их из лаборатории и объяснил ей тогда, как они действуют. Я испугался и хотел пойти к ней, но потом подумал, что это будет выглядеть так, будто я принял её слова всерьёз, и …оставил всё как было. На третий день я всё-таки пошёл, это не давало мне покоя. Но… когда я пришёл, она была уже мёртвой.

Ни один суд присяжных не обвинил бы Криса Кельвина в убийстве. Поэты, а в их числе Оскар Уайльд, прозорливее, когда речь идёт о садомазохизме:

Любимых убивают все,

Но не кричат о том.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!