ЧЕЛОВЕК ОСТАВЛЯЕТ СЕБЯ В ЧЕЛОВЕКЕ 1 страница



Nbsp;   Сухомлинский В.А.   Хрестоматия по этике   ББК 87.717 С91     Рецензенты: доктор педагогических наук Г. И. Щукина, доктор педагогических наук А. В. Мудрик Составитель О. В. Сухомлинская Сухомлинский В. А. С91 Хрестоматия по этике / Сост. О. В. Сухомлинская. — М.: Педагогика, 1990. — 304 с. ISBN 5-7155-0266-7 В книгу включены оригинальные произведения: рассказы, новеллы, притчи, написанные В. А. Сухомлинским. Они могут быть использованы учителями и родителями для проведения этических бесед с детьми о добре и зле, трудо­любии, любви к близким, об отношении к товарищам. Многие произведения, взятые из архива В. А. Сухомлинского, публикуются впервые. Для широкого круга читателей. 4306000000—004 С -----  51—90--- ББК 87.717 ISBN 5-7155-0266-7 005(01) —90 © Издательство «Педагогика», 1990 ОТ СОСТАВИТЕЛЯ Важное место в теоретическом наследии Василия Александровича Сухомлинского занимает художественно-этическая трактовка педагогической проблематики. В большинстве случаев она используется педагогом для иллюстрации тех или иных теоретических положений, но зачастую имеет и самостоятельное значение, высту­пает специфической формой разработанной Василием Александровичем системы воспитания, особенно в подходах к решению вопросов воспитания нравственности. В целом все творчество педагога имеет высокую идейно-гражданскую направлен­ность. Это позволило Василию Александровичу определить пути, формы, средства и методы воспитания детей и молодежи в духе коммунистической идейности и высо­кой нравственности. В. А. Сухомлинский подошел к решению задач не традиционно, а избрал одной из ее магистральных путей педагогическую этику, науку о формировании нравст­венных основ человеческой личности, уделив при этом большое внимание вопро­сам воспитания посредством слова. Он включил категории этики — долг, честь, до­стоинство, добро, долженствование, свобода и другие — в структуру педагогиче­ской науки, придал им педагогическое содержание, наполнил их широким общест­венным, подлинно гуманистическим смыслом. Специальной работой по педагогиче­ской этике является книга «Как воспитать настоящего человека». Она построена в виде бесед, поучений, наставлений и заповедей педагога, обращенных к учите­лям и ученикам. Ее органичным продолжением стали сказки, легенды, притчи, рас­сказы, раскрывающие сущность проблем нравственности. Эти художественные миниатюры вошли в предлагаемую читателям «Хрестоматию по этике», над кото­рой Василий Александрович трудился многие годы. «Хрестоматия по этике» органично вписывается в строго продуманную и логич­но построенную педагогическую систему, созданную В. А. Сухомлинским, являет­ся важной ее гранью. Через художественные образы Василий Александрович рас смотрел проблемы формирования у подрастающего поколения морального созна­ния, нравственных отношений, нравственной деятельности, моральных ценностей, т. е. все стороны нравственно зрелой личности. Весь этот комплекс вопросов вос­питания у подрастающего поколения коммунистической нравственности, вобрав­шей в себя и освоение непреходящих нравственных ценностей человеческого об­щества, сгруппирован в хрестоматии в восьми разделах. В раздел «Красота — радость жизни» вошли произведения, повествующие о красоте человеческих поступков, о разнообразии, многоликости и индивидуаль­ности окружающей ребенка природы, о желании ее сберечь и приумножить. На при­мере этих рассказов Василий Александрович рассматривал нравственную катего­рию красоты как в природном, так и в общественном значении. Он видел в ней прежде всего источник идейно-нравственных и гражданских чувств, важное сред­ство воспитания доброты, патриотизма, благородных стремлений. Следует отметить, что вопросам нравственно-этического воспитания подрастаю­щего поколения средствами окружающей ребенка природы В. А. Сухомлинский придавал особое значение. Художественные миниатюры, раскрывающие многооб­разный и притягательный мир природы, призваны, по твердому убеждению Васи­лия Александровича, не только развивать познавательные интересы ребенка, но и нести заряд большой воспитательной силы, охватывающий многие грани процесса воспитания. Вот почему в хрестоматии этот раздел занимает значительное место. В раздел «Человек — это сила духа» включены художественные миниатюры, раскрывающие силу духа советских людей, верность революционным идеям, Роди­не, презрение к измене и предательству. Значительная часть рассказов этого раз­дела посвящена героизму советских воинов в годы Великой Отечественной войны, их подвигам, утверждающим высокие идеалы патриотизма и гуманизма. Сюда же вошли художественные миниатюры, повествующие о неразрывности судьбы ребен­ка с судьбой Отчизны, его моральной ответственности за все происходящее на родной земле. Раздел «Человек — высшая ценность» содержит художественные произведе­ния, отражающие верность долгу человека перед человеком, идею любви и уваже­ния к людям, идею долженствования, потребности человека в человеке, умение чувствовать настроения и желания окружающих людей. На примерах взаимоот­ношений родителей и детей, взрослых членов семьи, членов коллектива Василий Александрович проводит мысль о том, что моральный и общественный долг чело­века — бороться за правое дело, уметь переносить трудности, отстаивать свои принципы и убеждения. Педагогическая направленность этого цикла миниатюр — превратить общест­венные требования и нормы социалистического образа жизни во внутренние по­зиции личности, в правила поведения для каждого человека. Раздел «Уважение и почитание старших — закон нашей жизни» — это сказки, рассказы, притчи об отношении к бабушке и дедушке, отцу и маме, о жизни одино­ких пожилых людей. Именно эти отношения, согласно В. А. Сухомлинскому, явля­ются основой всех нравственных чувств личности. Почитание старших, забота о них, уважительное отношение к их труду, осторожное и нежное отношение к мате­ри, уважение к отцу и восхищение им, чуткое и бережное отношение к бабушке и дедушке, к одиноким престарелым людям — непременное условие развития всех высоких гражданских чувств личности, воспитания высокой культуры человека. В ряде произведений вскрываются недостатки родительского воспитания, уродую­щие душу ребенка, порождающив'самовлюбленность, крайний эгоцентризм. Раздел «Путешествия к истокам мысли» состоит из художественных миниатюр, раскрывающих роль и значение школы, знаний, учителя в становлении личности. В рассказах Василия Александровича сам процесс овладения знаниями, поиска истины облагораживает ребенка, является его духовной силой и оружием. На примерах реальной школьной жизни В. А. Сухомлинский показывает, что ум без сердечности, знания без нравственности говорят о бездуховности и бед­ности личности. Он обращает внимание учителей на особую ответственность педа­гога перед развивающейся личностью, подчеркивает ценность и незаменимость влияния личности учителя на становление духовного мира ребенка, на важность эмоциональных связей между учителем и учеником. Различные явления школьной жизни, отражающие своеобразие и неповтори­мость каждой человеческой индивидуальности, также вошли в этот раздел. Сложные вопросы рождения и смерти человека, детской дружбы, юношеской любви нашли отражение в художественных произведениях, вошедших в раздел «Человек оставляет себя прежде всего в человеке». В рассказах, притчах, леген­дах раскрывается глубоко оптимистическое, материалистическое понимание смыс­ла жизни, которое придает исключительное значение ценности земного существо­вания. Смысл жизни человека рассматривается в тех добрых делах и поступках, которые сделал человек для людей и общества. Автор показывает, что в жизни наряду с добром есть и зло, горе, беда, страдания, отчаяние, что нужно бороться против зла и противопоставить горю и страданию энергию, героизм, мужество. В этот же раздел вошли художественные миниатюры, повествующие о чувстве дружбы и любви у детей, о том, что даже незначительные на первый взгляд факты и события влияют на развитие и закрепление чувства товарищества у детей. Раздел «Гармония труда, счастья и долга» состоит из новелл, в которых труд расценивается как основной ваятель личности, как важнейшее средство идейно- нравственного воспитания детей. Перед читателями раскрываются красота и смысл труда, направленного на решение созидательных и нравственно-этических задач, его необходимость и общественная значимость. Все содержание этого раздела на­правлено на воспитание у ребенка потребности трудиться. Разговор идет о боль­шом значении самовоспитания в этом процессе. Раздел «Развивай в себе чуткость» посвящен вопросам формирования чувства совести как категории нравственности и проявления его в поступках, отражающих нравственную сущность человека. Художественные миниатюры этого цикла рас­крывают личность, ответственную за свои поступки, умеющую управлять своими действиями, скромную, терпимую к отдельным слабостям и недостаткам других людей. Педагогическая направленность этих новелл — воспитать прочную внут­реннюю опору человека, выражающуюся в таких чертах характера, как честность, смелость, порядочность, самоуважение в сочетании с уважением к другим людям, скромность, внимательность, чуткость. Темы, поднимаемые в каждом разделе, выступают средствами для достижения единой цели — воспитания одухотворенной, высоконравственной личности с актив­ной жизненной позицией. Вместе с тем каждая сказка или рассказ содержит в себе несколько воспитательных задач, которые учитель будет творчески разрешать в каждой конкретной ситуации в соответствии с определенными целями и задачами. Кроме того, немаловажное значение при работе с хрестоматией имеет (о чем так много говорил и писал Василий Александрович) учет нравственного, эмоциональ­ного уровня развития детей, степени их готовности к восприятию. Поэтому члене­ние материала хрестоматии на разделы не должно сковывать инициативы учите­лей и родителей, особенно если они по-своему увидят художественный мир Сухо- млинского, откроют новые грани в миниатюрах, предложат свою педагогическую трактовку. Василий Александрович предназначал хрестоматию для детей самого разного возраста — от старших дошкольников до подростков. Структура хрестоматии учи­тывает возраст детей, мир их представлений и интересов. Внутри каждого раздела материал расположен по мере его усложнения, т. е. соблюден возрастной подход. Глубокая эрудиция, исчерпывающее знание быта, традиций и культуры украин­ского народа, наблюдения над школьной жизнью, богатый жизненный опыт помог­ли В. А. Сухомлинскому создать художественные миниатюры, отличающиеся вы­разительностью, пластичностью, высоким нравственно-этическим пафосом. Для них присущи эмоциональная окраска и философско-психологическая трактовка рассматриваемых явлений и фактов. Мир сказок, рассказов, легенд и притч населен персонажами и событиями, при­вычными и понятными для детского разума, и он с легкостью постигает их. Очень часто художественная миниатюра несет в себе ситуацию нравственного выбора, который либо поставлен, либо разрешен педагогом. Нравственный конфликт под­разумевает выбор между двумя нравственными дилеммами: идейность и пустота души, высокая гражданственность и предательство, добро и зло, долг и безответ­ственность, сострадание и черствость, участие и безразличие и т. д. Прямая нази­дательность и нравоучительность отдельных произведений смягчаются лиричной интонацией, поэтичностью. Художественные миниатюры, созданные Василием Александровичем, прочно вошли в практику учебно-воспитательной работы Павлышской средней школы на Кировоградщине, которой он руководил. На материалах хрестоматии воспитыва­лось не одно поколение учеников. Диапазон ее творческого применения учителя­ми из Павлыша был очень широк: от осмысления содержания, живой беседы по поводу услышанного или прочитанного до обобщений и дискуссий по рассматри­ваемой нравственной проблеме, до организации аналогичной ситуации нравствен­ного выбора. И сегодня павлышские дети пишут сказки, а в Мемориально-педаго- гическом музее В. А. Сухомлинского хранятся работы разных поколений павлышан, рукой которых водили идеи и мысли Василия Александровича. Художественные миниатюры, написанные В. А. Сухомлинским, широко используются учителями Украины, отдельные работы вошли почти во все учебники и хрестоматии по чте­нию для младших школьников, выходили отдельными изданиями. В хрестоматию вошли и ранее не публиковавшиеся произведения, написанные В. А. Сухомлин­ским на русском и украинском языках. Многие из них переведены впервые. О. В. Сухомлинская КРАСОТА — РАДОСТЬ ЖИЗНИ Зачем петуху гребешок У нашего петуха красный гребешок. Ночью, как только куры усядутся на насест, он берет свой гребешок и расчесывает свой разноцветный хвост. Вот почему хвост у него такой пышный. Расчешет хвост и кладет гребешок на голову. А днем ходит, распустив хвост. Коту стало стыдно Сидит кот на пороге. Жмурится от ясного солнышка. Вдруг слы­шит: воробьи зачирикали. Притих кот, насторожился. Тихонько начал пробираться к забору. А там сидели воробьи. Подполз к самому забору — и как прыгнет. Хотел воробья схва­тить. А воробышек — порх и улетел. Кот перелетел через забор и в лужу упал. Выскочил мокрый, грязный. Идет кот домой. Стыдно ему. А воробьи слетелись со всего дво­ра, летают над неудачником и чирикают. Это они смеются над котом. Как мы спасли птенцов жаворонка В пшенице мы нашли гнездо жаворонка. В гнезде том — пять птенцов. Летать не умеют. А завтра же пшеницу будет косить комбайн. Смотрим мы на маленьких птенцов, а жаворонок летает над нами. Тревожно кричит. Взяли мы гнездо с птенцами и пере­несли в зеленое просо. Просо еще долго не будут косить. Идем домой. Смотрим: полетел жаворонок в гнездо. Долго си­дел там. Потом взлетел в синее небо и радостно запел. Это он говорил нам: — Спасибо, вы спасли моих деток. Чтобы бабочка не укололась Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На ака­ции — острые-острые колючки. Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку — что же тогда будет? Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью. Мама увидела и спрашивает: — Что ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь? — Чтобы бабочка не укололась, — ответила Зоя. Дождик и Гром На теплой тучке спал Дождик. Это такая маленькая птичка, похожая на петушка. Спит себе Дождик. Подкрался к нему Гром. Это такой зверь — лохматый, волоса­тый. Подкрался Гром к Дождику да как загремит. Испугался Дож­дик, проснулся, заплакал. Полились слезы на землю часто-часто. А люди говорят: дождь идет. Умываются поле и луг. Умывают­ся пшеница и капуста. Выплакался Дождик. Перестал дождь. Утренний ветерок Была тихая летняя ночь. Все спало. И ветерок заснул, прилег под кустом ивняка. Но вот запылала утренняя зарница. Проснулся ветерок, выбе­жал из-под куста. Побежал по берегу пруда. Разбудил камышин­ку. Зашелестела камышинка, закачалась. А на ней спала бабоч­ка. Проснулась и бабочка. Полетела к селу, а утренняя зарница все яснее разгорается. Вот уже и солнышко скоро взойдет. При­летела бабочка к цветку розы. Села на цветок, проснулся цветок. Взглянул вокруг себя, а уже солнышко светит. Зайчик и рябина Наступила зима. Засыпало снегом землю. Трудно стало зайчи­ку добывать еду. Однажды увидел он на рябине красные ягоды. Прыгает зайчик вокруг дерева, а ягоды высоко. Просит зайчик: — Дай мне, рябинка, ягод. А рябина отвечает: — Попроси ветер. Он тебе поможет. Обратился зайчик к ветру. Прилетел ветер, колышет, трясет рябину. Оторвалась кисть красных ягод, упала на снег. Радуется зайчик ягодам. — Спасибо тебе, ветер, — говорит. Осень принесла золотистые ленты Растут над прудом две березы. Стройные, высокие, белокорые. Опустили березы зеленые косы. Веет ветер, расчесывает косы. Ти­хо шепчут листья березы. Это они о чем-то разговаривают. Однажды ночью похолодало. На траве заблестели белые кри­сталлики льда. Пришла к березам осень. Принесла им золотистые ленты. Вплели березы ленты в зеленые косы. Взошло солнце. Растопило кристаллики льда. Посмотрело солн­це на березы и не узнало их — в зеленых косах золотые ленты. Смеется солнышко, а березы грустят. До свидания, Солнышко! Вечером маленькая девочка прощалась с Солнышком. Оно са­дилось за горизонт. — До свидания, Солнышко, — сказала девочка. — До свидания, девочка, — ответило Солнышко. — Ложись спать. Я тоже отдохну. Рано утром я проснусь и ласково встречу тебя. Жди меня вон в том окошке. Легла девочка спать. Снится ей голубое небо. Вот и Солнышко взошло. Ласковым лучом дотронулось оно до лица девочки. Проснулась девочка и говорит: — Добрый день, Солнышко! Как я рада тебе! Как Муравей перелез через ручеек Бежит лесной тропинкой маленький Муравей. Бежит он за едой: ведь дома детки маленькие у него. Вдруг тропинку пересек ручеек. А на другом берегу ручейка лежат душистые зернышки. Как же добраться до них? Видит Муравей — на берегу- ручейка растет высокий стебель ржи. Срезал Муравей стебелек — ведь у него такие острые зубы, как ножи. Упал стебелек через ручей. Перелез Муравей на другой берег. Вот и душистые зернышки. «Ждите, детки, я еду уже вам несу!» Как спаслась Ласточка Летела Ласточка высоко в небе. Заметил Ласточку хищный Коршун и погнался за ней, чтобы съесть. Вот-вот настигнет Лас­точку. Жалобно пискнула Ласточка. Это она заплакала от горя. А потом вспомнила, что в гнезде ждут ее маленькие птенчики. Го­лые, беспомощные. Ждут они не дождутся матери. «Кто же будет кормить вас, маленькие, если я погибну! Нет, не догонит меня хищный Коршун». Стрелой полетела Ласточка и спряталась в гнезде. Обрадова­лись птенцы, радостно запищали. Когда маковка раскрывает лепестки Вечером маковый цветок закрыл лепестки. Спит целую ночь маковка. Уже и день настал, уже и солнце взошло, а она все спит, не открывает лепестки. Вдруг из-за яблони вылетел мохнатый шмель. Летит, гудит. Услышал цветок, что шмель приближается, и открыл лепестки. Прилетел шмель и сел между лепестками. Радуется маковый цве­ток. Ведь теперь будет полная коробочка мака. Вот почему маков­ка так долго не открывала лепестки. Она ждала шмеля. Кого ждала рябина Осыпались листья с рябины. Остались только гроздья красных плодов. Висят они, как бусинки. Красивые, но горькие и терпкие. Какая птичка ни прилетит, попробует — горькие — и дальше ле­тит. Однажды утром над рябиной зазвенела прекрасная песня, будто заиграла серебряная струна. Прилетели удивительные хохлатые птицы. Это свиристели. Они прилетели из далекого Севера. Вот кого ждала рябина! Радостно приласкала она хохлатых гостей своими красными ягодами. И не знал никто из птиц, что ягоды рябины стали сладкими. Говорят люди: от мороза. Нет, не от мороза, а от горя. Ведь так долго ждала рябина своих дорогих гостей, грустила, горевала, ду­мала, что не прилетят. И ягоды от горя стали сладкими. Снежинка и капелька Бегала Аленка по льду. Падали снежинки. Будто плыли в воз­духе. Одна снежинка опустилась на Аленкин рукав. Смотрит Ален­ка на пушистую снежинку. Шестиконечная звездочка, такая кра­сивая, блестящая. Словно сказочный мастер вырезал ее из сере­бряной пластиночки. Наклонила Аленка лицо к снежинке. Смотрит, любуется ею. И вдруг случилось чудо: снежинка стала капелькой воды. Карасик в аквариуме У Петрика дома — маленький аквариум. Там живут золотые рыбки. Петрик их кормит. Однажды пошел Петрик к пруду. Поймал в мисочку маленько­го карасика. Принес домой и пустил в аквариум. Думает, что там карасику будет хорошо. Дает Петрик еду рыбкам. Золотые рыбки едят, а карасик не ест. Забился в уголочек на самое дно и сидит там. — Почему это ты, карасик, не ешь? — спрашивает Петрик. — Выпусти меня в пруд, — просит карасик, — а то я погибну здесь. Выпустил Петрик карасика в пруд. Цветок и снег Это было зимой. Первоклассница Вера каталась на санках. Возвращаясь домой, она нашла возле куста сирени сломленную веточку. Вера взяла веточку, принесла домой. Налила в кувшин воды, поставила в него веточку сирени. Через несколько дней распустились почки, появились зеленые листочки. Однажды Вера посмотрела на зеленую веточку и всплеснула руками от радости. Между листочками зацвел фиолетовый цветок.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 355; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!