Шлока 1. Приветствие гуру Шиве, рассматриваемому как нада, бинду, калаа



Глава четвертая. 3

САМАДХИ.. 3

Шлока 1. Приветствие гуру Шиве, рассматриваемому как нада, бинду, калаа. 4

Шлока 2. Процесс самадхи. 7

Шлоки 3, 4. Названия высшего состояния. 10

Шлока 5. Ум и атма соединяются, как соль с водой в океане. 11

Шлока 6. Исчезновение праны и ума в самадхи. 11

Шлока 7. Когда дживатма соединяется с параматмой, желания исчезают. 11

Шлока 8. Джняна, мукти, стхити и сиддхи приходят от гуру. 13

Шлока 9. Сострадание гуру приносит успех. 13

Шлока 10. После пробуждения кундалини прана растворяется в пустоте (шунье) 14

Шлока 11. Состояние самадхи является естественным, когда пробуждается кундалини и освобождается прана. 15

Шлока 12. Когда прана течет по сушумне, искореняются кармы.. 15

Шлока 13. Овладение временем.. 17

Шлока 14. Амароли, ваджроли и сахаджоли достигаются посредством невозмутимости ума. 18

Шлока 15. Не может быть никакого внутреннего знания, пока прана является активной, а ум — неконтролируемым 19

Шлока 16. Кундалини должна быть заблокирована в брахмарандхре. 20

Шлока 17. Сушумна поглощает время. 21

Шлока 18. Из всех 72000 нади важна только сушумна, путь шамбхави. 22

Шлока 19. Проведение саманы вайю вместе с кундалини в сушумну и заблокирована в ней. 24

Шлока 20. Когда прана течет по сушумне, устанавливаетсясостояние манонмани, и тогда все практики являютсяутомительными. 24

Шлока 21. Прана и ум ограничивают друг друга. 25

Шлока 22. Читта имеет два источника: васану и прану. 25

Шлока 23. Успокоение и взаимозависимость ума и праны.. 25

Шлока 24. Ум и прана смешиваются, как молоко и вода. 25

Шлока 25. Когда искореняется одно, искореняется и другое. 25

Шлока 26. «Меркуриальные свойства» ума. 27

Шлока 27. «Меркуриальные свойства» праны.. 27

Шлока 28. Саттвическое состояние создается успокоением ума, праны и бинду. 30

Шлока 29. Ум правит чувствами, прана правит умом, нада правит праной. 31

Шлока 30. Согласно некоторым авторитетам, лайя есть освобождение. 31

Шлока 31. Поглощению ума предшествует кевала кумбхака. 32

Шлока 32. Прекращение желаний влечет лайю.. 33

Шлока 33. Когда видение направлено и сконцентрировано, случается лайя. 33

Шлока 34. Характеристики лайи. 35

Шлока 35. Шамбхави мудра предназначена не для каждого, но лишь для достойных. 36

Шлоки 36, 37. Шамбхави мудра направляет прану и ум внутрь. 37

Шлока 38. И шамбхави, и кхечари ведут к экстазу. 38

Шлока 39. Совершенство в шамбхави ведет к унмани. 39

Шлока 40. Смущение, вызываемое интеллектуальным знанием.. 40

Шлока 41. Насикагра дришти и приостановка иды и пингалы.. 41

Шлока 42. «Поклонение» шивалингаму. 42

Шлока 43. Кхечари мудра совершенствуется при наличии потока в сушумне. 45

Шлока 44. Кхечари устанавливается, когда прана в шунье. 45

Шлока 45. Кхечари стимулирует вьома чакру. 45

Шлока 46. Отверстие сушумны должно быть «запломбировано» языком; в лунном потоке — Шива. 45

Шлока 47. Форма кхечари из раджа-йоги также приводит к унмани. 45

Шлока 48. Бхрумадхья — это место пребывания Шивы и царства унмани. 47

Шлока 49. Достижение йога нидры посредством кхечари. 49

Шлока 50. Неподдерживаемый ум подобен горшку в пространстве. 50

Шлоки 51, 52. Приостановка дыхания и успокоение ума. 51

Шлока 53. Когда тело наполнено нектаром, оно становится совершенным.. 52

Шлока 54. Центрирование ума и шакти. 53

Шлока 55. Центрирование атмы в Брахме. 53

Шлока 56. Шунья внутри и снаружи. 54

Шлока 57. Отсутствие мыслей. 54

Шлока 58. Мир есть порождение мыслей. 54

Шлока 59. Ум растворяется в самадхи. 56

Шлока 60. Познающий, познаваемое и познавание сливаются. 57

Шлока 61. Двойственность исчезает вместе с исчезновением ума. 57

Шлока 62. Исчезновение ума приводит к кайвалье. 57

Шлока 63. Существуют различные методы достижения самадхи. 57

Шлока 64. Приветствие сушумне, кундалини, амрите, манонмани, шакти, атме. 59

Шлока 65. Концентрация на налах. 59

Шлока 66. Нада анусандхана ведет к лайе. 59

Шлоки 67, 68. Нада анусандхана — исследование звука. 61

Шлока 69. Четыре стадии переживаний в нада-йоге. 64

Шлоки 70, 71. Арамбха авастха — начальная стадия. 65

Шлоки 72, 73. Гхата авастха — состояние сосуда. 66

Шлоки 74, 75. Паричайя авастха — стадия нарастания. 67

Шлока 76. Нишпатти авастха — состояние завершения. 69

Шлока 77. Раджа-йога есть состояние Ишвара таттвы.. 70

Шлока 78. Из лайи проистекает наслаждение, даже если нет освобождения. 70

Шлока 79. Практика хатха-йоги без реализации раджа-йоги является бесплодной. 71

Шлока 80. Интеллектуальные способности не являются необходимыми для практикования шамбхави мудры и нада-йоги 72

Шлока 81. Изобилие блаженства в состоянии самадхи, достигаемом посредством нада анусандханы.. 73

Шлока 82. При выполнении йони мудры слышна нада и достигается состояние безмолвия. 73

Шлока 83. При вслушивании в наду исчезает внешнее осознавание; через пятнадцать дней приходит блаженство 73

Шлока 84. Сначала слышны самые сильные нады.. 73

Шлоки 85-87. Типы воспринимаемой нады.. 75

Шлока 88. Вслушивайся только в глубокие и более тонкие звуки. 75

Шлока 89. Ум «прилипает» к наде и сливается с ней. 75

Шлока 90. Будучи поглощенным в наде, ум перестает страстно желать чувственных переживаний. 75

Шлока 91. Нада покоряет ревущий ум и контролирует органы чувств. 77

Шлока 92. Ум, поглощенный в наде, становится неподвижным.. 77

Шлока 93. Желающий достичь состояния йоги должен вслушиваться в наду. 77

Шлока 94. Нада подобна сети, которая ловит и убивает ум.. 78

Шлока 95. Нада подобна засову, запирающему ум.. 78

Шлока 96. Нада подобна сере, которая заставляет отвердеть меркуриальный ум.. 78

Шлока 97. Когда ум слышит наду, он гипнотизируется, как зачарованная змея. 78

Шлока 98. Ум сжигается надой. 78

Шлока 99. Ум привлекается к наде, как олень к музыке. 78

Шлока 100. Сущность нады есть сознание, то есть Вишну. 80

Шлока 101. Пока слышна нада, существует акаша таттва. 81

Шлока 102. Звук есть шакти, он растворяется в сознании. 81

Шлока 103. Хатха-йога и лайя-йога являются средствами достижения раджа-йоги. 82

Шлока 104. Таттва есть семя, хатха-йога есть душа, отсутствие желаний есть вода, так что из них произрастает калпа врикша, то есть унмани. 82

Шлока 105. Концентрация на наде сжигает «плохую карму». 84

Шлока 106. В состоянии унмани тело становится неподвижным и не слышна даже нада. 84

Шлока 107. Кто выше трех состояний ума, освободился от мыслей и кажется мертвым, тот достиг освобождения. 84

Шлока 108. В самадхи йог не подвержен влиянию времени, кармы и других воздействий. 84

Шлока 109. В самадхи нет ощущений и восприятия эго. 84

Шлока 110. Освобожденный не спит и не бодрствует, он не является ни сознательным, ни бессознательным.. 84

Шлока 111. В самадхи нет переживаний двойственности. 84

Шлока 112. Кто кажется спящим, но не спит, кто без дыхания, но здоров, тот освобожден. 84

Шлока 113. В самадхи йог неуязвим со стороны оружия, мантр, янтр и др. видов нападения. 87

Шлока 114. Тот, кто говорит о духовном знании, но не активизировал свою сушумну, не стабилизировал свое бинду или не достиг спонтанной медитации, произносит ложные слова. 89

Словарь. 90


Глава четвертая

САМАДХИ


Шлока 1. Приветствие гуру Шиве, рассматриваемому как нада, бинду, калаа

Приветствую Гуру Шиву, который рассматривается как нада, бинду и калаа (звук, ядро и исходящий луч). Тот, кто всецело предан ему, переходит в вечно безупречное состояние.

Шива — это звуковой символ предельного состояния существования/несуществования, проявленного/непроявленного. В трактате «Шримад Деви Бхагаватам» говорится: «Шива за пределами пракритических свойств, то есть за пределами нады, бинду, калаа, а также того источника, из которого они происходят; он вечная вездесущность, неизменность, непреложность; он достижим только через йогу (единение)». Это нечто, что невозможно определить или постичь ограниченным умом. Шиваиты восхваляют Шиву; вишнуиты — Вишну; ведантисты — Брахмана; шактииты и тантрики — Шакти; последователи философии Самкхья — Пурушу. Это все имена одной и той же реальности.

Почитание Шивы имеет своим источником Веды, в которых он известен как Рудра. Мантра «Шива» появляется в трактатах «Риг Веда» и «Артхарва Веда». В Ведах Рудра описывается как дикий «бог природы», управляющий всем окружающим. Он был, по-видимому, еще у древних индийских племен, дравидов, и был унаследован капаликами. Только во втором веке до нашей эры в трактате «Яджур Веда» он принял форму Шанкары, Шивы, Махадевы и стал считаться Ишварой.

В «Артхарва Веде» и в «Брахманах» Рудра известен как Пашупати, то есть управляющий животными инстинктами. Во времена Упанишад он становится создателем. Шива представляет источник сознания. Таким образом, на протяжении постепенного исторического изменения понятия «Шива» мы наблюдаем эволюцию индивидуального сознания от примитивного понимания до просветления.

Шива и гуру являются синонимическими терминами, указывающими на существование высших сознания и реальности. Они находятся внутри каждого тела и в то же время вне каждого тела и объекта. Когда эта реальность постигается (или реализуется), становится известным внутренний гуру, или Шива. Такой человек получает право называться гуру.

Традиционно считается, что существует три линии гуру: божественный гуру, или дивьяугха, сиддха гуру, или сиддхаугха, и человеческий гуру, или махаваугха. Садхаки, посвятившие себя конкретному девате (форме бога) или духовному пути, будут иметь гуру различных линий. Шива является Адигуру, первым источником всего, и поэтому он является гуру всех гуру и стоит выше всех этих линий; эти линии нисходят из него.

Согласно тантре сознание, или шива, не может существовать само по себе. Рядом с шивой всегда существует аспект шакти. Шива, или сознание, является неактивным и инертным. Шакти является аспектом активности и изменения и, в действительности, ни чем иным, как отражением энергии шивы. В схеме творения мира шакти, в проявленном или в потенциальном виде, всегда имеет полярность, противоположную шиве. Сознание является безмолвным свидетелем, шакти является деятелем.

Средней точкой между этими двумя «полярными напряженными состояниями» является бинду. Когда две полярности встречаются в бинду, или ядре, ядро взрывается и проявляет нада (звук) и калаа (исходящий луч). Нада — это первое проявление праны, начало творения.

Бинду является как макрокосмической, так и микрокосмической сущностью. В конечном счете существуют маха бинду (все сознательное творение), затем пара бинду (форма Ишвары), сукшма бинду (индивидуальный ум) и стхула бинду (грубое бинду в форме яйцеклетки или сперматозоида). Появление бинду представляет собой эволюцию изначальной шакти в проявленные ум и материю.

В начальном маха бинду, называемом Шивой, Брахманом, Парамешварой, сознание и шакти являются не различными, а одним. Сознание известно как чит, а шакти — как чидрупини, через которую сознание ощущает себя. Здесь шакти равна сознанию и не является подчиненной. Она равноправна, а не подчинена, и называется парасамвит или самьявастха, что указывает на полное равновесие.

Когда в шакти имеет место движение, или спандана, шива таттва и шакти таттва исходят как отдельные сущности. Когда они объединены, то «вибрация единения» есть нада. Это первое движение шивы/шакти, и его результат называется садашива таттва или Турийя Брахман. Он содержит потенциал налы. Хотя шакти еще не проявлена, возникают очень тонкие и чистые признаки «существования» или «бытия». После этого момента шакти таттва становится преобладающей. Садакхья эволюционирует в бинду шакти, ко торая есть Ишвара таттва, и в пара бинду, в котором превалирует знание, или джняна шакти. Это пара бинду известно как гханавастха шакти, то есть тотальность шакти. Это то, что носит названия Шабда Брахман, Вак, слово, космическое каузальное (причинное) тело и каузальное тело нады, царство сатьялока, шунья.

Из Ишвары исходят три бинду, известные как нада, бинду и биджа, или калаа. Это совместное движение нады и бинду, которое образует калаа, или исходящий луч. Это три качества, или гуны — саттва, раджас и тамас; они известны также как три деваты — Брахма, Вишну и Махешвара, или Шива. Над этими тремя бинду превалирует шакти таттва. Нада, или шабда, как она часто называется, описана сэром Джоном Вудрофом как «напряжение» или как сила притяжения между двумя противоположными полюсами, то есть нада является силой притяжения между бинду и биджей, или калаа. Единение бинду с биджей есть проявленный звук, или дхвани.

Эволюция индивидуального сознания означает усиление напряжения между двумя полярностями шивы и шакти, времени и пространства или сознания и праны. Когда они встречаются в ядре, или бинду, взрывообразно выделяется тотальный потенциал сознания и шакти. Только тогда может быть достигнуто истинное переживание Шивы.

Из бинду сознание выражается посредством шакти. Когда сознание и прана встречаются внутри индивидуума в ядре материи (в муладхаре), появляются бинду, калаа и нада. Калаа есть изначальная шакти и сила, через которую получают свое проявление тридцать шесть принципов творения, а в физическом теле это есть движение праны. Нада есть поток сознания, текущий от бинду к объекту. Объединяя эти две сущности в пределах нашего тела и сознания, мы возвращаемся к первоначальному бинду, шунье. Когда это достигнуто, это нирвана, мокша, освобождение. В «Сканда Пуране» сказано: «Простираемся перед Гуру, который есть чистое знание, вечный, спокойный, вне пространства, полон света, непривязанный, вне бинду, нады, калаа». Это то, что должно быть реализовано.


ЭВОЛЮЦИЯ БИНДУ


Шлока 2. Процесс самадхи

Итак, теперь я изложу лучший процесс достижения самадхи, которое уничтожает смерть и приводит человека к величайшему блаженству Брахмы.

Теперь мы подходим к кульминации хатха-йоги и раджа-йоги — к самадхи. Слово самадхи составлено из двух корней: сама, что означает «равный», и дхи, что означает «отражение» или «воспринимать». В «Хатхаратнавали» говорится: «Когда ум становится неподвижным в результате (глубокой) концентрации, это состояние называется самадхи». В трактате «Гхеранд Самхита» говорится: «Отсоединяя ум от тела, человек должен сделать его единым с Параматмой. Это называется самадхи, которое не является любого рода состоянием сознания в обычном понимании этого слова».

Слово самадхи не указывает на мгновенное освобождение, но это поле осознавания, составляющего сверхсознание. Это результат тотальной однонаправленности ума и расширения сознания от мирского восприятия до восприятия космического сознания. Это конечное переживание каждого человеческого существа и то, по направлению к чему мы все эволюционируем. Посредством йогических и тантрических практик этот процесс ускоряется. Как ученые открыли средства для высвобождения ядерной энергии из атома урана, так и йоги построили научную систему высвобождения энергии и сознания из бинду, расположенного в теле.

Самадхи есть переживание того, что существует за пределами временного переживания, за пределами влияния природы. Это безвременное состояние за пределами рождения, смерти, начала, конца. Самадхи начинается с тотальной концентрации на объекте медитации при отсутствии каких-либо других мыслей и без осознавания свидетеля.

В «Йога-сутре» Патанджали описываются шесть стадий самадхи: савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, ананда и асмита. Все это названия очень тонких флуктуации, имеющих место перед высшим самадхи — нирвикальпой.

Самадхи — это не транс и не экстаз. Самадхи — это состояние сознания, в котором нет никаких флуктуации. Мысль есть флуктуация, осознавание объекта есть флуктуация, осознавание субъекта есть флуктуация. Сон есть флуктуация, духовное видение есть флуктуация, психические формы являются флуктуациями. Знание «я» в глубине медитации также является флуктуацией. Глубокая медитация, в которой вы перестаете осознавать что-либо, также является флуктуацией. Это носит название санкальпа/викальпа, то есть намерение и фантазия, осознавание и рассеенность.

В самых глубоких ментальных состояниях санкальпа/викальпа все еще существует, но когда санкальпа/викальпа умирает, тогда возникает состояние, называемое самадхи. Самадхи — это либо савикальпа, либо нирвикальпа. Савикальпа есть самадхи или состояние сверхсознания с викальпой, рассеянностью. Нирвикальпа есть самадхи без какой-либо викальпы, или рассеянности. В савикальпа самадхи существует высшее осознавание, но четыре основных типа викальпы остаются. Эти викальпы не похожи на страсть или страх, но они являются незначительными модификациями того, что Патанджали называл витарка, вичара, ананда и асмита.

Когда самадхи начинается, сознание движется за пределы осознавания физических и пранических оболочек, то есть аннамайя коши и пранамайя коши, и обитает в ментальной оболочке маномайя коши. Позже осознавание развивается в праджну, или интуицию, в высший ум в виджнянамайя коше, затем в трансцендентальное осознавание в анандамайя коше и потом выходит за пределы всего этого. Самадхи — это прогрессивный, последовательный выход за пределы (трансценденция) сфер объекта, движения, мысли и инстинкта.

Весь диапазон самадхи разбивается на две части: савикальпа, известная также как сабиджа, то есть «с семенем», и нирвикальпа, или нирбиджа, то есть «без семени». Семя есть самскара, след эго, который проявляется как викальпа. Развитие из витарки к асмите называется сабиджа, или савикальпа, или саламбана самадхи, поскольку сознание все еще имеет базовую поддержку, или пратьяю. Сознание работает с кошами и поэтому все еще впутано в отношения с шакти, пракрити или майей. Нирбиджа выше этого, она лишена осознавания и сознания. Это, скорее, сознательная бессознательность. Здесь нет никаких вибраций или движений, здесь полный покой во всем.

Каждая стадия сабиджи имеет позитивный и негативный аспекты. Позитивное самадхи есть сампраджнята. Сампраджнята указывает, что существует сознательное осознавание объекта ме дитации, или пратьяя. Асампраджнята есть негативное самадхи, которое означает, что существует бессознательное осознавание объекта. Это называется вирама пратьяя. Это не полное отсутствие символа. Символ концентрации находится в уме, но там нет осознавания. Это динамическое состояние, которое прерывает витарку/вичару, вичару/ананду и асмиту/нирвикальпу. Это состояние шуньи, или лайи, характеризуемое присутствием самскары, но выпадением объекта, или пратьяи. Это временное состояние, предшествующее подъему в более высокое или более глубокое состояние. Возможно, однако, и опускание в более грубое состояние, и об этом не следует забывать. Заключительный момент сампраджнята самадхи всегда раскрывается через асампраджняту.

На первой стадии сабиджа самадхи, то есть савитарки, известной также как витарка сампраджнята, ум поглощается в объекте, субъекте и в чувстве восприятия, или «в познающем, познаваемом и акте познавания». Между этими тремя нет разницы. Читта, или память, существует и смешивает в одну кучу субъект, объект и идею, так что они кажутся одним. В этом состоянии идея все еще существует в языке и в грубой форме.

Когда познающий, познаваемое и познавание перестают смешиваться друг с другом и память освобождается от любых прошлых впечатлений, касающихся объекта, то это состояние называется нирвитарка, или витарка асампраджнята. Грубая форма объекта и знание его сияют в уме, но там нет ни осознавания, ни языка. Способности памяти контролируются.

Савичара, или вичара сампраджнята, начинается тогда, когда появляется тонкий слой объекта. Ум, однако, не полностью зафиксирован на тонком объекте, или сукшма артхе, из-за его связи со временем, пространством и идеей. Имеет место присутствие и осознавание каждого аспекта (познающий, познаваемое, процесс познания) отдельно. Вичара есть прямое отражение без опоры на язык. Это пратьябхиджна, «освещенное знание», которое ведет все процессы в более глубоких состояниях сверхсознания.

Когда время, пространство и идея (познающий, познаваемое и процесс познания) удалены и остается лишь сущностная (изначальная) природа мыслей, это нирвичара, или вичара асампраджнята. В кульминационный момент этого самадхи читта освещается и интеллект исчезает.

Нирвичара развивается в ананду, или в санандан самадхи, когда читта проникает за пределы тонкой сущности объекта и есть только осознавание существования вритти «я есть» (ахам асми). Это саттвичная ахамкара, или эго, состояние чистого существования и осознавания без слов или идей.

Ананда становится асмитой, когда исчезают различия между объектом сознания и сознанием. Осознавание и сознание являются абсолютными, но еще присутствует семя эго. Это высшее саттвичное состояние сознания.

В конце этого самадхи существует состояние, которое называется динамическим самадхи. Перед совершением прыжка от савикальпы к нирвикальпе существует промежуток, и этот промежуток заполнен шуньей, или пустотой; здесь нет никакого переживания. Эго представляет собой динамический потенциал, а после этого промежутка наступает нирвикальпа самадхи.

До наступления нирвикальпы, однако, существуют еще несколько других самадхи. Одно из них известно как дхарма мегха самадхи. Мегха означает «облако», дхарма — «добродетель». Дхарма мегха самадхи происходит из сознания, в котором добродетели изливаются на вас. Это не обязательно добродетели в религиозном смысле — просто к вам автоматически приходят все хорошие качества, поскольку это весьма необходимо перед нирвикальпой. Если перед нирвикальпа самадхи не происходит расцвет всех добродетелей, то вы можете войти в нирвикальпа самадхи со всем тем хламом, который вы носили в себе всю жизнь. Для того, чтобы удалить всю эту грязь, необходимо достичь дхарма мегха самадхи.

Нирвикальпа или нирбиджа самадхи предполагает исчезновение последних следов самскары и викальпы. Индивидуальное сознание исчезает, как умирает огонь, который потребил все имеющееся топливо. После наступления дхарма мегха самадхи существует полная свобода от кармы и клеш (невежества, эгоизма, привязанностей, антипатий, цепляния за жизнь). Нет даже желания быть освобожденным, но, тем не менее, нирвана, кайвалья и мокша наступают. Это состояние без времени и без изменений — высшее самадхи.


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ СТАДИИ САМАДХИ


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!