ДОСТИЖЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ И САМАДХИ 11 страница



В шумных городах начинающие не могут медитировать, но если они практикуют саньяму на внимание ко всем звукам, то звуки трансформируются в энергию ума и их отдельное существование, являющееся причиной помех, прекратится. Таким же образом можно устранить любое болезненное ощущение и превратить его в ощущение нормального состояния. Посредством практики саньямы можно создать чудесные видения, запахи, вкусовые и осязательные ощущения, а также устранить все нежелательные.

* * *

Карма может приносить плоды быстро или медленно. Посредством саньямы на карму приходит интуитивное знание смерти и предзнаменований необычных событий.

23. сопакрамам нирупакрамам ча карма тат-саньямад апаранта-джнянам ариштебхйо ва

сопакрамам – приносящая плоды быстро

ча – и

нирупакрамам – приносящая плоды медленно

карма – судьба

тат-саньямат – из-за этой саньямы (на карму)

джнянам – (приходит) знание

апаранта – смерти

ва – а также

ариштебхья – предзнаменований необычных событий

Посредством саньямы на карму, которая приносит плоды быстро или медленно, человек обретает интуитивное знание смерти и необычных событий.

Карма, являющаяся причиной тех или иных условий жизни, времени жизни и опыта, бывает двух видов:

1.карма, которая приносит плоды быстро;

2.карма, которая приносит плоды медленно.

Например, путешествуя на реактивном самолете, мы прибываем в пункт назначения скорее, чем поездом или автомобилем. Аналогичным образом, некоторые кармы движутся и приносят плоды быстро, а другие – медленно.

Посредством саньямы на карму человек приобретает интуитивное знание смерти и необычных событий. Необычные события или предзнаменования бывают трех видов:

1.Адхьятмика – относящийся к телу и уму личный субъективный опыт. Человек замечает психические, физические и личностные изменения. В современной психологии и психиатрии такие изменения личности являются важными путеводными нитями для определения прошлого, настоящего и будущего статуса личности.

2.Адхибхаутика – изменения в элементах (стихиях). Человек видит изменения во Вселенной. Эти изменения объективны по своему характеру.

3.Адхидайвика – эти события по своему характеру божественны. Человек видит небесные миры, святых, ангелов, йогов, богов и т.д.

На реактивном самолете можно за короткое время прибыть в самое отдаленное место; посредством саньямы все дремлющие и медленно движущиеся кармы можно преодолеть за короткое время.

Опыт смерти и необычных событий можно приобрести благодаря практике медитации.

Жизнь и смерть суть два аспекта творческих сил. Одно не может существовать без другого. Следовательно, процесс жизни нельзя понять без познания процесса смерти, и наоборот. Эти процессы жизни и смерти включают в себя все события – обычные и необычные.

Жизнь, смерть и сопутствующие им обычные и необычные события происходят постоянно, но непросветленный человек не способен разобраться в них. Ежесекундно ткани, клетки, тело и чувства проходят через процессы жизни и смерти, но непросветленная личность не понимает их.

Когда человек концентрируется на свете Пуруши, Брахмана, он постигает дхарму природы и познает процессы жизни-смерти и сопутствующие им события. Физическая смерть не имеет для него значения, но он озабочен психической смертью. Для обычного человека материальные наслаждения – это жизнь, просветленный же понимает, что они являются игрой смерти. Смерть, как искусный рыболов, играете живыми существами, но только просветленные заботятся о том, чтобы не схватить приманку, не попасться в ловушки материи.

Если йог постиг процессы жизни и смерти, он может очень быстро преодолеть все кармы с помощью саньямы. Многие инкарнации могут быть пройдены посредством переживаний в сновидениях Вследствие этого йог освобождается от необходимости получать такой опыт в следующем воплощении.

До тех пор, пока не постигнута Абсолютная Жизнь, свет Пуруши, Брахмана, нельзя ощутить кармы (движущиеся медленно или быстро). Реальная практика самадхи начинается с того момента, когда йог уже не может делать, желать или обдумывать то, что приносит ощущение физической, психической или духовной смерти. Событие, являющееся вполне обычным для непросветленного человека, для просветленного может быть хуже смерти.

Обрести истинное знание – значит понимать правильное как правильное и ошибочное как ошибочное. Когда такое знание приобретается, оно проявляет Вечное Бытие, Знание и Блаженство.

* * *

В результате саньямы на дружелюбие, сострадание и т.п. обретается физическая, психическая и духовная сила.

24. маитрьядишу балани

маитрья адишу – (посредством саньямы) на дружелюбие, сострадание и т.п.

балани – (появляется) психическая, моральная и духовная сила

Благодаря саньяме на дружелюбие, сострадание и другие чувства, приходит сила этих качеств.

Дружелюбие, сострадание и почтительность – это три великих чувства. Ощущая дружелюбие к живым существам, которые счастливы, человек раскрывает психическую и моральную способность дружественности и дружелюбия. Сострадая тем, кто несчастен и мучается, он открывает способность сострадания. Радуясь за тех, кто добродетелен, он открывает способность радости. Не испытывая ни ненависти, ни любви к грешникам, он обретает способность судить и быть беспристрастным.

В результате культивирования этих ощущений и чувств, появляются силы неисчерпаемой сознательной энергии самадхи, Космического Сознания.

Причины физического, морального, психического и духовного разложения суть следующие:

1.дружба с дурной компанией;

2.потакание собственным дурным привычкам и склонностям;

3.наслаждение инстинктивными силами;

4.страдание от вида чужого прогресса и процветания;

5.радость при виде чужого несчастья или падения.

На такие действия расходуется огромное количество психической энергии. Вследствие этого физические, моральные, психические и духовные силы становятся все слабее и слабее. От зависти появляются физические и психические заболевания. Наступает индивидуальная, семейная, социальная, национальная, международная и космическая дезорганизация. С величайшим вниманием следует концентрироваться на добродетелях (см. афоризмы 1: 33 и 3: 24), чтобы обретать физическую, моральную, психическую и духовную силу, а также организовать личную, семейную, социальную, национальную, международную и космическую жизнь.

* * *

Знание – сила всех сил.

25. балешу хасти-баладини

балешу – (посредством саньямы) на силы

хасти-бала адини – человек приобретает силу слона и пр.

Саньямой на силу слона или на другую силу обретается эта сила.

Посредством саньямы на различные силы, человек приобретает такую силу, как у сильнейших существ – например, у слона. Неограниченная энергия находится в распоряжении каждого, кто обладает могуществом мудрости, то есть знает, как ее получить.

Слон – символ созидательной силы, а лев – символ разрушительной силы.

Что является творцом всех сил и энергий? Этим творцом является ум. Раскрыв способности ума, человек получит все энергии и силы.

Описание криптестезии, которая включает в себя яснослышание, ясновидение, любое сверхнормальное восприятие на расстоянии, телестезию, телепатию, телекинез и т.д.

26. правриттьялока-ньясат сукшма-вьявахита-випракришта-джнянам

ньясат – из-за направления (саньямы)

алока – (на) сияющий

правритти – лучезарный свет

джнянам – (приходит) интуитивное знание

сукшма – тонких

вьявахита – скрытых, завуалированных

випракришта – (и) удаленных (вещей)

Посредством саньямы на сияющий и лучистый, лучезарный свет приходит интуитивное знание тонкого, скрытого и удаленного.

Внутренний лучезарный свет уже был объяснен (см. 1: 36). Это свет субстанции "саттва", принципа сознания; он ясный, сияющий, лучистый и всепронизывающий. Когда йог воспринимает этот свет, он видит очень тонкие и микроскопические вещи, вплоть до элементов и атомов; он видит вещи, которые скрыты, а также очень удаленные предметы и события. Посредством саньямы на этот свет раскрывается внутреннее сознание. Оно пребывает за пределами времени и пространства и включает в себя всё. Вследствие этого йог обретает криптестезию.

* * *

Результат саньямы на Солнце.

27. бхувана-джнянам сурье саньямат

бхувана-джнянам – знание миров и планет, эволюции, поддержания (существования) и инволюции Вселенной

сурье саньямат – от саньямы на Солнце

Посредством саньямы на Солнце человек приобретает знание Вселенной.

Солнце является душой проявленной Вселенной. Эволюция, существование и инволюция мироздания зависят от Солнца. Проявленная Вселенная есть не что иное, как разнообразные формы солнечной энергии.

Солнце является непосредственным проявлением Всевышнего, в то время как другие проявленные вещи Вселенной порождены солнцем.

* * *

Саньяма на Луну.

28. чандре тара-вьюха-джнянам

чандре – (посредством саньямы) на Луну

тара-вьюха-джнянам – (приходит) знание звездных систем

Посредством саньямы на Луну обретается знание расположения звезд.

Луна непосредственно связана с умом. Есть два пути йогов80:

1.Путь Солнца. Так как солнечный свет является непосредственным проявлением Всевышнего, то на этом пути осуществляется непосредственная связь индивидуального сознания со Всевышним. Такое состояние приобретается в санпраджнята-самадхи, в Космическом Сознании.

2.Путь Луны. Так как лунный свет является косвенным проявлением Всевышнего, то на этом пути связь индивидуального сознания со Всевышним косвенна. Лунный свет есть не что иное, как отражение солнечного света.

Ум начинающего подобен отражению Луны. Медитация новичка спокойна и успешна в полнолуние. Но по мере продвижения ум непосредственно соединяется с Солнцем и без всяких помех входит в состояние более высокой медитации. Патанджали использовал эти термины во внутреннем и внешнем смысле, в физическом и метафизическом отношении. В физическом смысле, изучение звездных систем возможно только ночью, так как днем звезды не видны.

* * *

Саньяма на Полярную звезду.

29. дхруве тад-гати-джнянам

дхруве – (посредством саньямы) на Полярную звезду

тад-гати-джнянам – (приходит) знание движения (звезд)

Посредством саньямы на Полярную звезду человек обретает знание движения звезд.

* * *

Саньяма на солнечное сплетение.

30. набхи-чакре кайя-вьюха-джнянам

набхи-чакре – (посредством саньямы) на пупочную чакру

джнянам – (приходит) знание

вйюха – системы

кайя – тела

Благодаря саньяме на пупочную чакру приходит знание строения тела.

Тело состоит из микроскопических клеток, которые служат единицами структуры и функций тела. Клетки группируются вместе и образуют ткани. Эти ткани делятся на четыре типа:

1.Поверхностные (эпителиальные) ткани. Это внутренние и внешние покровы органов тела: кожа, слизистые оболочки и т.п.

2.Связующие и поддерживающие ткани, образующие матрицу тела: ткани, составляющие жидкую основу – кровь и лимфу; ткани, составляющие полужидкую основу – свободные волокнистые связующие ткани, ткани связок и т.п.; ткани, составляющие твердую основу тела – кости и хрящи.

3.Ткани, способные к сокращению (мышцы).

4.Проводящие, или нервные ткани.

Эти разнообразные ткани вместе составляют одну большую структурную единицу и образуют какой-нибудь орган, имеющий конкретное назначение: желудок, глаз, ухо и т.п. Органы составляют систему, а системы образуют организм, тело. Все многоклеточные организмы осуществляют свою разнообразную деятельность по принципу разделения труда, согласно которому различные системы специализируются на определенных функциях. В организме имеются следующие системы:

1.система кровообращения;

2.система дыхания;

3.система пищеварения;

4.система выделения;

5.эндокринная система;

6.мышечная система;

7.скелетная система;

8.система воспроизведения;

9.нервная система.

Нервная система – это обширная и сложная организация структур, посредством которой внутренние реакции индивида коррелируются и интегрируются, и посредством которой осуществляется контроль за приспособлением человека к окружению. Для удобства, в целях описания, она классифицируется на два главных раздела:

1.Центральная нервная система, включающая: а) переднюю часть мозга, б) среднюю часть мозга, в) заднюю часть мозга, г) продолговатый мозг, д) спинной мозг.

2.Периферическая нервная система, включающая: а) нервные волокна, б) нервные узлы, в) оконечные органы.

Имеется также автономная нервная система, включающая симпатический и парасимпатический отделы. Они связывают центральную нервную систему со всеми другими частями тела.

Нервная система любого типа, от примитивной до самой сложной, состоит по сути из трех категорий элементов:

1.сенсорные нервные клетки, имеющие дело со всевозможными ощущениями (зрительными, слуховыми, тактильными, вкусовыми, обонятельными);

2.моторные нервные клетки, имеющие дело со всевозможными движениями;

3.связующие нервные клетки, играющие роль координатора и регулятора двух предыдущих категорий клеток.

Оконечный орган (а точнее, рецепторные органы сенсорных клеток) воспринимает ощущение. Проводящая система передает сенсорные импульсы воспринимающим органам центральной нервной системы, посредством которых психическая энергия ощущений и восприятий анализируется и синтезируется,

В нервной системе совместно и гармонично действуют следующие силы:

1.физическая, или механическая сила тела;

2.химическая сила;

3.биологическая сила;

4.биохимическая сила;

5.психологическая сила.

Первые четыре силы называются физиогенными силами, а последнюю (пятую) силу называют психогенной.

Каждый акт сознания оказывает специфическое действие на центральную нервную систему. В сфере относительности без этой кооперации невозможно никакое действие или ощущение. Таким образом, посредством саньямы на центральную нервную систему человек приходит к познанию единства физиогенных и психогенных сил в индивидууме, а позже – к познанию единства индивидуальных и космических сил.

Каждое ощущение, восприятие и действие имеет свое особое отношение к нервной системе. Те участки центральной нервной системы, которые контролируют определенные действия, ощущения и управляют какой-либо функцией, называются центрами. Каждой части тела в центральной нервной системе соответствует определенный центр, который управляет ею. Для общего сведения перечислим некоторые из них:

1.сердечно-сосудистый центр;

2.рвотный центр;

3.центр голода;

4.жажды;

5.эрекции;

6.рефлекторный;

7.терморегуляции;

8.потовыделения;

9.мочевыделения;

10. зрительный центр;

11. слуховой;

12. вкусовой;

13. осязательный;

14. обонятельный.

С каждым движением и ощущением связан определенный центр центральной нервной системы.

* * *

Результат саньямы на центры голода и жажды.

31. кантха-купе кшут-пипаса-нивриттих

кантха-купе – (посредством саньямы) на центры голода и жажды

кшут-пипаса-нивритти – (достигается) победа над голодом и жаждой

Посредством саньямы на центры голода и жажды человек перестает зависеть от них.

Голод ощущается в животе, а жажда – в горле. Таковы проявления потребностей всех тканей тела в жидкости и питании.

Цель процессов еды и питья состоит в извлечении солнечной энергии из продуктов и воды. Если человек сможет усваивать солнечную энергию непосредственно, ему не нужна будет пища. Многие йоги годами живут без еды и питья. Однако эту разновидность саньямы нельзя выполнить, просто читая книги. Ей необходимо учиться непосредственно у опытных учителей.

Каждый может проверить, что при концентрации внимания на горле начинает выделяться слюна и жажда исчезает.

* * *

Саньяма на центр равновесия, направления и тяжести.

32. курма-надьям стхаирьям

курма-надьям – (посредством саньямы на) центр равновесия и тяжести

стхаирьям – (достигается) устойчивость индивидуального сознания

Посредством саньямы на центр равновесия и тяжести обретается устойчивость индивидуального сознания.

В этой сутре речь идет о нервном канале курма-нади, который управляет легкими и трахеей.

Человеческое тело является продуктом времени, пространства, причины, следствия и силы земного притяжения, которая постоянно действует на тело и воспринимается центром равновесия. Последний удерживает тело в вертикальном положении. Человек не задумывается над тем, как держаться на ногах и сохранять равновесие. В каком бы положении ни оказалось тело, мы тотчас же получаем информацию обо всех изменениях. В этот процесс вовлечено множество явлений, неизвестных нам, и всё здесь происходит автоматически. Когда вестибулярный аппарат не в порядке, человек чувствует дурноту, головокружение и т.п.

Индивидуальное сознание регистрирует упомянутые изменения и ощущения благодаря гравитации, но само находится за ее пределами. Оно не занимает пространства и пребывает вне времени. Когда медитирующий достигает единения со Всевышним, его тело приходит в состояние совершенной и естественной релаксации; его центр равновесия помогает "я" освободиться от забот тела и обрести устойчивость и твердость в единстве со Всевышним.

Без правильного функционирования этого центра человек не сможет достичь устойчивости в единстве со Всевышним, так как физический дисбаланс выводит из равновесия его сознание.

Большинство начинающих медитировать чувствуют, что их тело совершает круговые и вращательные движения, плавает в воздухе, парит в небе, летает в сновидениях. Также они чувствуют, как через разные части тела проходит электрический ток.

Когда всё тело перестраивается и организуется по-новому, центр равновесия обретает высшую устойчивость, а сознание человека утверждается в единении со Всевышним.

Все неправильные мысли и поступки следует пресекать, так как они вызывают дисбаланс этого центра. Психические и физические заболевания приводят к дезорганизации работы центра равновесия.

При психических заболеваниях, связанных с нарушением деятельности этого центра, возникают разные ощущения. Например, человек может чувствовать боль в тех или иных частях тела, хотя они здоровы и невредимы. Может наступить паралич конечностей, несмотря на то, что с ними все в порядке. Могут появиться симптомы язвы желудка, хотя желудок работает нормально. Человек слепнет, хотя с глазами ничего не произошло, или глохнет, хотя функции уха в норме. Могут иметь место и другие необычные ощущения: например, слепой человек видит цвета, глухой слышит голоса, инвалид ощущает наличие ампутированной конечности, и т.п. Когда отдельные центры выходят из равновесия, то эго (будучи представителем всезнания, вездесущести и всемогущества, объединяет все ощущения и восприятия) также приходит в беспорядок. Такие разнообразные болезненные феномены можно классифицировать как истерию или психосоматическое расстройство.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!