ДОСТИЖЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ И САМАДХИ 4 страница



8.Также говорят, что видение множественности есть неведение, а видение единства есть знание.

9.Санкхья-йога заявляет, что видение множественности всей Вселенной в "Я" и способность видеть "Я" во множественности Вселенной есть видья (знание), а отсутствие этого знания – авидья (неведение).

10. Йога-веданта утверждает, что все разделы эмпирического знания суть неведение (авидья) и лишь знание Брахмана есть видья. Вследствие этого любое знание, отличное от знания "Я", именуется "авидьей".

* * *

В йоге есть четыре раздела – "О страдании", "О причине страдания", "О нирване" и "О причине нирваны". Страдание описано в афоризме 16. Причина страдания раскрыта в сутре 17. Афоризмы 18-24 описывают темы, относящиеся к двум первым разделам. Теперь дается описание освобождения (кайвальи).

25. тад-абхават санйогабхаво ханам тад дрише кайвальям

абхават – от отсутствия

тат – его (неведения)

абхава – отсутствие

самйога – ложного отождествления

ханам – устранение (отождествления)

тат – то

каивальям – Абсолютное Освобождение, нирвана

дрише – Зрящего, Пуруши

Освобождение Зрящего есть порожденное устранением неведения отсутствие ложного отождествления "Я" с "не-я".

Прекращение страдания состоит в устранении отождествления "Я" с "не-я". Такое ложное отождествление обусловлено неведением. Следовательно, устранение неведения означает устранение ложного отождествления. С исчезновением ложного отождествления Пуруша, "Я", обретает Абсолютную Свободу.

* * *

Всего описываются четыре термина:

1.Хея или дукха – страдание, несчастье;

2.Хея-карана – причины страдания;

3.Хана – прекращение страдания;

4.Ханопая – причина устранения страдания.

Ниже приводится описание причины прекращения страдания.

26. вивека-кхьятир авиплава ханопая

вивека-кхьяти – прямое интуитивное знание Пуруши и пракрити

авиплава – нерушимое, непоколебимое

ханопая – средство устранения страдания

Средством прекращения страдания является нерушимое и непоколебимое различающее знание Пуруши и пракрити.

Страдание нельзя устранить, не устранив его причину. Причиной страдания является отождествление "Я" с "не-я", а коренной причиной отождествления и страдания есть незнание природы "Я". Следовательно, избавление от ложного отождествления и таких его последствий, как страдания, связанные с рождением, смертью и старостью, возможно только в единении с Пурушей, Брахманом, через непосредственную интуицию или самопознание.

Это нерушимое, непоколебимое различительное знание представляет собой распознание абсолютной природы Пуруши, каковой является Вечное Бытие, Сознание и Блаженство.

Различающее знание остается нетвердым, нестойким и легко разрушимым до тех пор, пока не устранено ложное отождествление "Я" с "не-я". Когда потенциальное семя авидьи (неведения) сожжено и уже неспособно принести плод, когда из субстанции разума удалена затмевающая сила раджаса и тамаса, тогда саттва (сознательная энергия) в состоянии наивысшей чистоты может свободно течь по направлению к Пуруше, Брахману. Именно это различающее распознавание является средством устранения страданий.

У освобождения есть два аспекта:

1.сжигание семян всех карм и устранение неведения, не дающее этим кармам прорасти; устранение отождествления "Я" с "не-я";

2.постоянная медитация и самоанализ для достижения различающего знания и установления единства и отождествления "я" с "Я".

* * *

Это различающее распознавание проходит семь стадий.

27. тасья саптадха пранта-бхуми прджня

тасья – его (различающего йогина)

праджня – интуитивное знание (проходит)

саптадха – семь

пранта-бхуми – стадий

Интуитивное знание йога проходит семь стадий.

Эти семь стадий сознания суть следующие:

1.Познание страдания, подлежащего устранению. На этой стадии не остается ничего, что еще нужно было бы знать о боли, несчастье и страдании.

2.Устранение причин страдания. Не остается больше ничего, что еще нужно было бы знать о причинах страдания.

3.Непосредственное культивирование кайвальи, нирваны, посредством различающего знания в самадхи. Нет более высокого состояния счастья, чем нирвана.

4.Достижение понимания средства познания, различающего распознавания.

Таковы четыре вида свободы сознательного различения внешних явлений.

Свобода от внутренних явлений субстанций разума трояка:

5.Прекращается власть читты (мыслящей субстанции) над "Я".

6.Заканчивается бесконтрольная деятельность космических сил в субстанции разума. Без поддержки субстанции разума давление гун прекращается, как с горы падают лишенные опоры камни. Гуны стремятся к растворению и приходят в покой вместе с субстанцией разума. Когда они растворены и побудительной причины больше нет, они больше не вызывают роста индивидуальности. В этом состоянии "Я" непосредственно объединяется с Пурушей, Брахманом.

7.В этом состоянии "Я" становится тождественным с Пурушей, Брахманом, пребывающим за пределами космических сил. Оно становится имманентным и трансцендентным.

Йог, прошедший через эти семь стадий сознания, называется кушалой (искусным). Он утвердился в высшем Бытии, Сознании и Блаженстве. Это состояние можно только испытать; описать его нельзя. На каждой стадии сознания открывается много сверхъестественных сил. Они будут описаны в главе 3.

Соответственно бесчисленному множеству объектов во Вселенной, имеются бесчисленные классы сознания. Здесь перечислены семь фундаментальных классов, которые включают в себя все другие подклассы и разнообразные виды сознания.

* * *

Благодаря совершенству различающего распознания человек обретает освобождение. Далее описываются средства различающего распознавания.

28. йогангануштханад ашуддхи-кшайе джняна-диптир авивека-кхьятех

ануштханат – из-за практики

анга – вспомогательных средств

йога – союза индивидуального сознания с Высшим Сознанием

кшайе – в разрушении

ашуддхи – загрязнений

джняна-дипти – свет знания

авивека – вплоть до различающего

кхьяте – распознавания

В результате разрушения посредством постоянной практики вспомогательных средств йоги физических и психических загрязнений в субстанции разума проявляется свет "Я".

Следует использовать вспомогательные средства йоги до тех пор, пока не проявится Абсолютное "Я", Пуруша, Брахман. Как химические средства можно использовать для устранения примесей в веществах, так вспомогательные средства йоги очищают ум и тело.

Химикаты сами по себе не являются чистыми, но, устраняя примеси, они косвенно становятся причиной чистоты. Точно так же практика сама по себе не является Брахманом, Пурушей, но она разрушает загрязнения ума и тела и косвенно становится причиной просветления.

* * *

Дается описание восьми вспомогательных средств йоговской практики.

29. яма-ниямасана-пранаяма-пратьяхара-дхарана-дхьяна-самадхайо'штавангани

яма – сильная воля к обузданию

нияма – сильная воля к соблюдению и применению истины

асана – физические и психические упражнения, включая позы

пранаяма – трансформация индивидуальной энергии в космическую

пратьяхара – перенаправление и сублимация психической энергии

дхарана – фиксация ума на различных объектах, внутренних или внешних

дхьяна – психология и философия внушения

самадхи – психология и философия чувствования и восприятия; эволюция сознания от индивидуальности к универсальности

аштавангани – восемь ступеней йоги

Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи – восемь ступеней йоги.

* * *

Что такое яма?

30. татра ахимса-сатьястея-брахмачарьяпариграха яма

татра – здесь

ахимса – ненасилие

сатья – правдивость

астея – неворовство

брахмачарья – воздержание

апариграха – ненакопление, несобирание

яма – (называются) ямой.

Яма состоит из ненасилия, правдивости, неворовства, воздержания и ненакопления.

Из их числа ненасилие (неубиение, воздержание от причинения вреда) означает воздержание от дурных намерений по отношению ко всем живым существам, от причинения им вреда любым способом и в любое время. Это является основой соблюдения других ограничений. Если целью человека является совершенствование в ахимсе, (ненасилии) и самоограничении, он достигнет поставленной цели. Когда ученик дает обеты, его ум отвращается от зла и грехов, совершенных им вольно или невольно; в результате его ум становится все чище и чище, а его личность поднимается на новый уровень.

Воздержание от лживости означает не говорить неправду – физически (вслух) или в уме. Правдивость должна быть в слове и в мысли. Речь служит для передачи знания от одного человека к другому. Она не должна вводить в обман, содержать ошибки или быть бессодержательной. Ее нужно использовать для служения всем, а не для причинения вреда кому-либо. Центральной основой правдивой речи являются мягкость, приятность, благожелательность, благотворность и дружелюбие; правда, используемая только для разрушения, – это не истина, а грех65. Разрушительное использование истины является симуляцией добродетели. Из-за злоупотребления правдой человек впадает в кромешную тьму страдания. Нужно хорошо всё взвесить и затем произносить только истину на благо всем живым существам.

Астея (неворовство) подразумевает не только воздержание от воровства, но и отсутствие алчности. Воровство – это недозволенное присвоение чужих вещей, имеющих какую-либо ценность. Воздержание от воровства, свобода от алчности называется "астея" (а, "не" + стея, "кража").

Брахмачарья (воздержание) – это сохранение гормональных сил посредством контроля за сексуальными импульсами. Это воздержание не только от полового общения, но и от сексуальных мыслей и импульсов.

Мужские и женские семенные субстанции представляют высшую производительную энергию. Их следует использовать только для деторождения.

Накопление материальных благ, которыми не делятся с другими, называется париграхой. Воздержание от такого накопления материальных благ носит название апариграха.

Эти пять запретов называются ямами.

* * *

Раскрывается область охвата и приложения ям.

31. эте джати-деша-кала-самаянаваччхинна сарва-бхаума маха-вратам

эте – эти (ямы)

анаваччхинна – не ограниченные

джати – кастой

деша – страной

кала – временем (прошлым, настоящим, будущим)

самая – обстоятельствами

сарва-бхаума – (эти ямы суть) всемирный

маха-вратам – великий обет

Эти ямы не ограничены классом, страной, временем (прошлым, настоящим, будущим) или ситуацией. Поэтому они называются универсальными великими обетами.

Яму должны практиковать все мужчины, женщины и дети, независимо, от класса, веры, цвета кожи, страны или времени.

* * *

Описывается вторая ступень йоги, нияма.

32. шауча-сантоша-тапа-свадхьяйешвара-прандханани нияма

шауча – чистота, очищение

сантоша – удовлетворенность

тапас – аскеза, самодисциплина

свадхьяя – изучение физики и метафизики с точки зрения самоанализа

ишвара-пранидхана – посвящение себя и всей своей деятельности Всевышнему

нияма – ниямы

Нияма – это чистота, удовлетворенность, самодисциплина, самообучение и преданность Всевышнему.

Очищение, или чистота, делится на три вида:

1.физическая – очищение тела и его органов, а также одежды и окружения;

2.словесная – правильное употребление слов;

3.ментальная – правильное мышление.

Удовлетворенность – отсутствие желания обеспеченности большей, чем необходимо. Это приносит удовлетворение жизнью.

Самодисциплина состоит из правильного использования чувств, очистительных действий и из терпения по отношению к таким парам противоположностей, как боль и наслаждение, жара и холод, стояние и сидение, разговор и молчание и т.д.

Самообучение – это чтение литературы по науке освобождения и повторение пранавы (слога Ом).

Ишвара-пранидхана – это союз и отождествление с Ишварой посредством приношения всех действий Высшему Учителю. Сделать Ишвару движущей силой всех действий – значит совершать все действия с целью исполнения замысла Великого Учителя, Высшего Сознания, Пуруши-вишеши, который проявляется в субстанции разума благодаря сверхсознанию. Тот, кто предан Ишваре, связан с ним в каждом поступке и действии – видении, слышании, осязании, обонянии, ощущении вкуса, хождении, разговоре, постижении, воспроизведении, сне и дыхании.

Человек должен обретать достоинства Ишвары посредством медитации на положительные и отрицательные аспекты. Положительные аспекты включают в себя атрибуты Ишвары: вездесущесть, всезнание, всемогущество, вечность, бесконечность, сила, чистота, всепроникаемость, имманентность, трансцендентность, самосущность, светимость, благость. Он есть Высший Судья и Высший Учитель. Отрицательная оценка состоит из устранения из жизни человека атрибутов, не принадлежащих Ишваре: он не есть тело, чувства и ум; он не имеет в себе никаких изъянов; он не подчиняется ограничению тела, чувств и ума; он никогда не совершает никаких греховных деяний; его никогда не беспокоит страдание, боль или неведение. Целью ишвара-пранидханы является внедрение в свою жизнь всех положительных атрибутов Ишвары и устранение из своей жизни атрибутов, не принадлежащих Ишваре. Ишвара справедлив и милосерден, и каждый медитирующий должен быть справедлив и милосерден. Если человек медитирует, но не обретает добродетелей Ишвары и не устраняет свои отрицательные качества, он не достигнет просветления даже за триллион инкарнаций.

Методы ишвара-пранидханы

(обретения достоинств Ишвары)

1.О Высший Свет, просвети мой ум той мудростью, которой обладают просвещенные, святые, адепты, освобожденные и йоги.

2.Ишвара – Высший Свет; да войдет этот Свет в меня. Он – бесконечное могущество, бесконечная сила, бесконечная жизненность; да обрету я эти качества. Ишвара исполнен бесконечного гнева к порокам; Да обращу я так же свой гнев на дурные склонности в себе.

3.Мой ум имеет озаряющие качества, простирается далеко и широко, когда я бодрствую, входит в глубокий сон, когда я крепко сплю, и уходит далеко, когда я вижу сновидения. Он есть Свет светов. Да наполнят мой ум благородные идеи; пусть он всегда думает хорошо о себе и о других. Пусть он никогда никому не желает зла.

4.Ум – это инструмент познания, с помощью которого человек совершает добродетельные и похвальные деяния. Ум пребывает во всех существах как мыслящая сила. Пусть в мой ум внедрятся хорошие желания и уйдет все неправедное.

5.Уму внутренне свойственно познавать, ощущать, хотеть. Он является светоносной и нетленной способностью во всех существах. Да войдут в мой ум светлые качества Пуруши.

6.С помощью ума йоги, святые и освобожденные познают тайну Вселенной, прошлое, настоящее, будущее и соединяют индивидуальное сознание с Всевышним. Да наполнится мой ум знанием Пуруши.

7.Все писания – не что иное, как проявление ума. Да войдет в мой ум вечная наука Пуруши и пракрити.

8.Ум, подобно исправной машине, заставляет людей двигаться по тому или иному пути. Он является могущественной силой, ведущей от низшей жизни к высшей, от тьмы к свету, от смерти, болезни и страдания к бессмертию. Да освободится мой ум от неведения и да войдет в него сила Всевышнего. Да отвратит мой ум чувства от неправедных путей и обратит их на путь добродетели.

9.О Высший Учитель, Свет светов, Податель счастья, о Самоозаренный, всезнающий, дай нам знание праведных средств и удержи нас от кривых путей несправедливости и неведения.

10. Да войдут в мой ум свет, бессмертие и истина Ишвары, и да отринет он от себя тьму, тлен и не истину.

Благодаря обретению положительных и отрицательных атрибутов Ишвары человек преодолевает все разрушительные инстинктивные движущие силы ума и достигает тождества с Ишварой, которое уничтожает все помехи.

* * *

Как преодолеваются инстинктивные движущие силы (витарки)?

33. витарка-бадхане пратипакша-бхаванам

витарка-бадхане – для (преодоления) разрушительных инстинктивных движущих сил

пратипакша-бхаванам – культивирование противоположного

Для преодоления разрушительных ложных мыслей следует развивать их противоположности.

Когда в ум приходят разрушительные движущие силы, с ними следует бороться посредством созидательных движущих сил. Когда в уме появляются разрушительные идеи о причинении вреда самому себе или другим, например: "Я убью своих врагов; я скажу ложь, чтобы уничтожить его; я присвою имущество этого человека; я захвачу жену и детей этого человека; почему у меня нет вещей, которые есть у него?" – следует направить свой ум к противоположным идеям. Нужно размышлять так: "Будучи сжигаем огнями мира, я нашел прибежище в истине, которая дает защиту всем живым существам. Я отказался от всех дурных действий. Если я возобновлю их, то уподоблюсь собаке, которая срыгнула, а потом возвращается обратно и слизывает блевотину с земли. Я поступлю как эта собака, если снова примусь за то, от чего однажды отказался"66.

Убийство, неправдивость, стяжание, несдержанность, эгоистичность, нечистоту, неудовлетворенность, потворство своим слабостям, пренебрежение учением и отсутствие преданности следует заменить неубиением, правдивостью, нестяжанием, сдержанностью, неэгоистичностью, чистотой, удовлетворенностью, самодисциплиной, учением и преданностью. Гневу и ненависти следует противопоставить спокойствие и любовь, сексуальным побуждениям – духовные переживания.

Пратипакшабхавана включает в себя три способа, которыми можно контролировать разрушительные инстинктивные влечения:

1.Защитная реакция, когда ум принимает позицию, прямо противоположную этому импульсу, и пытается преградить ему дорогу.

2.Замещение, посредством которого ум вызывает сознательно противодействующий импульс, когда из подсознания исходит сильное нежелательное течение.

3.Сублимация. Конечная цель йоги – вызвать полную трансформацию и сублимацию субстанции разума в свет Пуруши, Брахмана. Это делает возможной трансформацию индивидуума в универсальную, космическую форму, т.е. отождествление индивидуума с сознанием Брахмана.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!