Ассирия (древнее название Ашшур - столица)

ИСКУССТВО МЕЖДУРЕЧЬЯ

  1. Хронологические рамки
  2. Общие особенности культуры
  3. Искусство Междуречья

 

ВОПРОС. Хронологические рамки.

Цивилизации Междуречья возникли на рубеже 4-3 тыс. до н.э., когда появились первые шумерийские города (Ур, Урук, Лагаш и др.).

Междуречье – Двуречье – Месопотамия (греческое название) – это территория между Тигром и Евфратом (СЛАЙД 1).

Культура Междуречья уникальна: и по содержанию, и по длительности существования: более 3-х тысячелетий, Европейская культура – 15 веков, русская – 11,5.

Открытие культуры Междуречья было настоящим триумфом археологии и событием величайшего значения. Само обнаружение цивилизации Междуречья стало настоящим триумфом, потому что в Двуречье не было почти никаких следов великой цивилизации. Здесь не сохранилось ни храмов и статуй, как, например, в Греции и Италии, ни пирамид и обелисков, как в Египте.

Вначале в распоряжении учёных было только несколько фраз из Библии (о зверствах ассирийцев, о сооружении Вавилонской башни и блистательной Ниневии, о правителе Навуходоносоре и пр.), нескольких храмов и глиняных черепков с надписями, которые долго принимали за орнамент.

Таким образом, искусство Междуречья включает изучение художественной культуры таких государств:

1. Шумерское государство – 3 тыс.до н.э.

2. Аккадское государство – середина 3 тыс. до н.э.

3. Государство Вавилон:

- старовавилонский период: 19-16 вв.

- средневавилонский период – 16-12 вв.

- нововавилонский период – 10-7 вв – время наивысшего политического и культурного расцвета.

4. Государство Ассирия:

- староассирийский период: 20-16 вв.

- среднеассирийский период: 15-11 вв.

- новоассирийский период: 10-7 вв.

5. Государство Иран эпохи Ахеминидов: 7-4 вв. – последняя держава Междуречья.

ВОПРОС. Общие особенности культуры

1. Открытый характер культуры: географическая открытость территории, а также неавтохтонность населения – этническая и языковая неоднородность, у каждого государства был свой язык. В целом в регионе – трёхязыковая система:

- шумерский язык (к началу 2 тыс. он стал уже мёртвым языком) – язык культуры: религии, литературы;

- аккадский – бытовой

- государственный (у каждого государства свой).

2. Земледельческий характер культуры.

3. Традиционная, консервативная, каноничная. Не сложилось единого канона в искусстве региона, но основой канона послужил шумерский канон.

4. Определяющая роль религии.

 

ВОПРОС. Искусство Междуречья.

Шумер и Аккад

Происхождение шумеров – загадка. Их язык не находит точных аналогов ни в одной языковой семье. Известно лишь, что в Южной Месопотамии они появились не позднее 4 тыс. до н.э., однако обстоятельства этого появления тоже окутаны тайной. Некоторые учёные считают, что произошло завоевание. Большинство же исследователей полагают, что произошёл «мягкий сплав» местной культуры и обычаев пришельцев-шумеров.

История шумеров восходит к периоду возникновения небольших шумерских городов-государств, которые называются номами: Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Ларак и др.

Единое общешумерское государство возникло в 24 в. при правителе города Умма – Лугальзагеси. Шумерское государство пало под натиском аккадских племён (Саргон Древний), но сохранило относительную политическую и культурную независимость. так возникло шумеро-Аккадское государство со столицей в Уре. В 2003 году до н.э. царство было завоёвано кочевниками-аморееями.

Важнейшим достижением шумерской культуры было изобретение письменности на рубеже 4-3 тыс.

Первоначально шумерское письмо был рисуночным. Рисунки выдавливали на влажной глине, но наносить на глину сложные кривые линии было трудно, поэтому постепенно писцы стали использовать только прямые линии. Тонкой палочкой они выдавливали на глиняной табличке нечто подобное клинышку, поскольку палочка соприкасалась с глиной под наклоном – отсюда название – КЛИНОПИСЬ (СЛАЙД 2,3,4,5). Так первоначальные рисунки превратились в сложное сочетание палочек.

Первые копии клинописных табличек проникли в Европу разными путями ещё в 18 в. но никто не мог расшифровать их, а долгое время вообще считалось, что это вид орнамента.

Попыток расшифровать клинопись было немало.

Благодаря появлению в том числе и этой копии стало возможной расшифровка шумерской письменности, которую осуществил Георг Фридрих Гротефенд с помощью гениального метода на пари (СЛАЙД 6).

Однажды он заключил пари, что найдёт ключ к дешифровке клинописных текстов. В 1802 году он представил Академии наук в Геттингене о первых результатах своих исследований «К вопросу об объяснении Персепольской клинописи» (персепольские надгробные надписи).

До Гротефенда были предположения, что древнеперсидский текст находится в центральной части, то есть посередине (по центру всегда самое главное); обратили внимание, что группа знаков и один косой клинообразный знак встречается особенно часто – группа знаков – царский титул, а косой знак – разделитель слов.

Гротефенд:

- обосновал, что клинопись – письменность, а не орнамент

- установил направление письма – слева направо «Таблички необходимо держать так, чтобы острия вертикальных клиньев были направлены книзу, а горизонтальных – вправо, так же как и углы, образуемые двумя знаками».

- расшифровал путём сопоставления современного и древнеперсидского языков имена персидских царей – Дария, Ксеркса, Гистаспа.

Имя Гротефенда неизвестно. Известны имена продолжателей его дела – Лассена и Бюрнуфа.

Независимо от Гротефенда расшифровыванием клинописи занимался англичанин Генри Роулинсон (СЛАЙД), который, не будучи знакомым с методом Гротефенда, но таким же способом расшифровал имена царей и ещё несколько слов.

В 1844 г., рискуя жизнью, он скопировал клинописные надписи Бехистунского рельефа (Бехистунская надпись), которая была высечена персидским царём Дарием I в конце 4 в до н.э. на скале Бехистун. Надпись повествует о главных событиях в Персидской державе на 3 языках: ассирийском – шумерском, эламском и древнеперсидском. Копировать было трудно, поскольку надпись располагалась на высоте 150 метров, даже скалолазы отказывались взбираться. Мальчик за большую плату скопировал самую верхнюю часть рельефа (СЛАЙД 7, 7А). Все надписи на древнеперсидском языке были полностью расшифрованы (в них каждый знак соответствовал букве и звуку).

Позже были найдены клинописные «словари» - переводы шумерийской клинописи на более позднюю аккадскую (шумерийская клинопись – каждый знак – слог).

К концу 50-х годов 19 века клинопись была расшифрована.

Религиозные представления

У шумеров и аккадцев был обширный пантеон богов, у каждого города – главный бог-покровитель (или несколько). Одни и те же боги в разных общинах могли называться по-разному.

Мифы сохранились в более поздних вавилонских и ассирийских пересказах.

Главное религиозно-литературное произведение Междуречья – «Поэма о Гильгамеше», созданное в Вавилоне на основе шумерских рассказов о подвигах героя.

Действие развёртывается в двух сферах: земной, где сражаются герои и небесной, где боги решают их судьбу. Проблема: смысла жизни и соотношения цивилизации и природы.

Миф «Гора небес и земли».

Миф о появлении мира и богов.

Первоначально все стихии были слиты и существовали как огромная гора, плавающая в Мировом океане. Затем Намму – проматерь всего сущего, произвела Анна (Небо) и Ки (Землю), от них родился Энлиль, которые наполнил всё вокруг могучим дыханием – так появились облака, растения и всё живое. Потом родились у них ещё дети, гора стала для них тесной. Ан и Энлиль разорвали гору и появилось небо в форме свода и земля, как плоский диск с горами и ущельями, потому что гора была разорвана, а не разрезана ножом.

Потом Энлиль соорудил центре земного диска город Ниппур, где стали жить его братья и сёстры. Он дал законы и следил за их исполнением.

Потом Энлиль женился на Нинлиль, сказочно красивой девушки. Они возвратились на небо. Энлиль был гневным, от его гнева появились чума, засуха, потопы и другие стихийные бедствия.

Миф «Сотворение людей».

Когда земля отделилась от неба начался голод. Намму разбудила Энки – владыку подземного пресноводного океана и попросила создать помощников богам – людей, которые бы были похожи на богов, но не бессмертны. Людей было решено создать из глины. По этому радостному поводу боги закатили пир. Было решено, что создавать людей будет Нинмах (тоже проматерь как и Нанму), а определять для них судьбу – Энки. Но поскольку боги были пьяные, у них кружилась голова и у них получались люди-уроды (женщина без груди. Старик с тонкими ногами и вздувшимся животом и пр.).

Так объясняется несовершенство людей.

Архитектура.

Градостроительство:

Шумеро-акадеской царство – страна городов.

Шумериский город состоял из 3 частей.

1. Центр – территория, окружённая стеной, с храмами, дворцом правителя и домами горожан.

2. Порт («кар») - торговый центр.

3. За стенами – внешний город: поля, сады, пастбища.

Улицы были узкими и извилистыми, пересекались под прямым углом, по ним ходили только пешком, никогда не ездили.

Главная улица – «священная дорога» - дорога процессий, царская дорога – самая широкая – для торжественных процессий.

Основной массив кладки стен в архитектуре Месопотамии состоял из кирпича - сырца. Первоначально кирпичи лепились руками. Это были небольшие, продолговатые куски глин, в которую иногда примешивалась солома. В начале III тысячелетия до н. э. сделанный вручную продолговато-выпуклый кирпич (он схематично представлен на данном рисунке) сменяется кирпичами, изготовленными в деревянных формах, вначале продолговатыми, а затем квадратными (так называемый "старовавилонский кирпич"). Через 5-13 слоев сырцового кирпича во всю толщину стены укладывались тростник или тростниковая циновка, промазанные битумом, которые предохраняли стены от влаги и почвенных солей (СЛАЙД 8).

Жилая архитектура:

Дома из глины. Дерево использовалось лишь для перекрытий и дверей, так как было мало камня и дерева. Дома были с маленькими окнами, чтобы защититься о солнечных лучей.

Основной тип архитектурного сооружения (не жилых) – храм.

Храмовая архитектура – целый храмовый комплекс, ядро которого – собственно храм.

Храм был хранилищами зерна, центрами управления повседневной работой.

Храм строили в честь покровителя города, а рядом – небольшие святилища для второстепенных богов.

Храм двух типов:

- храм на платформе, к которому вели лестницы – небольшое, прямоугольное в плане сооружение, которое сдвигалось к краю платформы. Храм ставился на платформу, чтобы избежать затопления во время наводнения. Белый храм в Уруке. (СЛАЙД 9,10)

 

- главный тип храма – зиккурат (возможно, развитие 1 типа храма) – «горная вершина» - связь неба и земли, лестница к богам. Зиккурат – храм в форме ступенчатой башни – это сакральное объяснение ступенчатой формы храма.

Есть и иная версия: храм первоначально представлял собой только одну ступень, которая постепенно, поскольку была из необожженного кирпича, разрушалась. Храм переносить на другое место считалось святотатством, поэтому на 1-й высокой платформе появлялась вторая, которая создавалась из остатков разрушенного святилища, а на ней строилось новое святилище. Потом и это святилище становилось платформой

Сам храм – низкое толстостенное прямоугольное здание с внутренним двором, без окон (свет через проёмы под крышей и вход). На одной стороне двора – статуя божества, на другой – стол для жертвоприношений.

Зиккурат служил не усыпальницей властелина, как в Египте, а «домом бога».

Как правило, ярусы окрашивались (красный – земля, черный – подземный мир, синий - небо). Голубой – глазурованная плитка (стекловидное покрытие на керамической поверхности, придающее изделию водонепроницаемость и блеск), красный – обожженный кирпич, чёрный – битум.

В ярусах делали отверстия – дырочки – зачем??? Возможно, для стока воды, так как на ярусах были сады.

 

Сохранилось три зиккурата – мало, так как строили из необожженной глины, хрупкий материал, не сохранились:

- в Уре (современный Ирак) – к.3 тыс. до н.э.

- в Чога-Замбиле (современный Иран) (СЛАЙД 11)– сер.2 тыс. до н.э.

- в Борсиппе (Ирак) – сер. 1 тыс. до н.э.

Зиккурат в Уре (СЛАЙД :12,13,14,15): посвящён Нанне, богу луны.

- 3 ступени (позже увеличили до 7 ярусов)

- общая высота 60 м.

- к храму ведут лестницы и пандусы

- 2 чёрных яруса, 3-1 красный, а сам храм голубой

- доступ сначала имел каждый человек, потом только жрецы.

Светская архитектура

Сохранившееся здание – «Красное здание в Уруке» (к. 4 тыс. до н.э.) – небольшая прямоугольная постройка. Общественное помещение для народных собраний (СЛАЙД 16). Особенность – декоративное украшение –

* мозаика (СЛАЙД 17), орнаментальные узоры, напоминающие орнаменты плетёных циновок и тканей, которые вешались на стену.

* зигатти – вставленные в сырцовую кладку глиняные гвозди с разноцветными шляпками, составлявшими геометрический узор (СЛАЙД 18,19,20).

Скульптура.

Главная тема – взаимоотношение людей и богов. Боги изображались в антропоморфном и зооморфном виде.

Принцип не как я вижу, а как я знаю.

КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА

1. Скульптура, не имевшая портретного сходства, поскольку не было заупокойного культа.

- адоранты (божок-заступник) (СЛАЙДЫ 21-25)– младшие божества, заступники за семью перед богами.

30-40 см., ставились в каждом доме.

Позы статичны, фронтальны, главное внимание на руках, позе, жестах, а не на лице.

Большие глаза и уши – признак мудрости.

2. круглая портретная скульптура

– голова Саргона Древнего (аккадский царь) (СЛАЙДЫ 26,27) Знаменитый памятник связан с именем основателя аккадского государства и династии Саргонидов. Хотя часть исследователей связывает это произведение исусства с именем Нарам-Суэна, внука Саргона. Саргон Аккадский (Древний), правивший с 2316 по 2261 гг. до н. э., происходил из жителей Северной Месопотамии, говоривших на восточносемитском языке; на этом языке его имя звучало как Шаррум-кен, что значит "царь - истинен". Саргон был одной из тех исторических личностей, в которых слились воедино легенда и история. Согласно легенде, его матерью была жрица, бросившая сына в Евфрат в тростниковой корзине. Младенца спас и воспитал огородник Акка, и Саргон, подобно богам и полубогам - Таммузу (Думузи), Гильгамешу, стал любимцем богини Иштар. Этой богине он был обязан и своим восхождением на трон, и господством над Междуречьем. Так гласит легенда.

– статуя правителя Гудеа (22 в.) – правитель Лагаша, 2150 г. до н.э. (СЛАЙД 29,30).

Шумеры часто для пояснения значения статуэток, помещаемых в храмах в качестве подношений богам, делали на статуэтках соответствующие надписи. Клинопись на юбке этой статуэтки гласит, что она изображает Гудеа, правителя Лагаша около 2150 года до н. э., и что властелин города преподносит богине Гештинане не только эту статуэтку, но и весь храм.

Гудеа, благочестивый правитель Лагаша, символично изображенный в облике благодетеля, держит в руках сосуд, из горлышка которого вытекает вода, богатая рыбой. На примере этой статуи еще раз мы можем проговорить основные особенности канонической статуи правителя: предстает в молитвенной позе (в данной статуе это подчеркивается тем, что Гудеа изображен в момент совершения ритуала); строго фронтальная постановка фигуры; строго определенный антураж (жреческие одежды); наличие индивидуальных черт лица, хотя и переданных крайне условно

3.Мелкая пластика.

*Статуэтка быка (СЛАЙД 31). Этот бык, вылитый из бронзы и инкрустированный серебром почти 4500 лет назад представляет еще один образец высокохудожественной и технически сложной работы. Образ быка очень часто встречается в шумерском искусстве. Бык мог быть олицетворением материальной силы и физической мощи; олицетворением половой мощи, хранилищем животной потенции мира; олицетворением прочности, стабильности положения.

*Статуэтка козлика (СЛАЙД 32)

*Двойное кольцо, украшенное фигуркой осла, Около 2600 г. до н. э. (СЛАЙД 33)

Поводья упряжки волов продевались через это двойное кольцо из электрума, украшенное золотым ослом. Найденное в могиле Пуаби, оно когда-то крепилось на конце дышла колесницы.

РЕЛЬЕФ

Чаще всего барельеф.

1. Стела Нарам-Суэна (СЛАЙД 34) с изображениями победы царя над лулубеями, происходящая из Суз.

Аккадский период 2300-2100 гг. до н. э.

Песчанник; высота - 2 м

Данная стела воздвигнута в честь военного похода внука Саргона Аккадского Нарам-Суэна (Нарамсина). Нарам-Суэн (около 2291-2255 гг. до н. э.), вновь укрепил царскую власть в Аккаде, первый в истории Месопотамии стал употреблять божественные эпитеты применительно к своей особе, кроме того, он присвоил себе титул "царя четырех стран света". Эта титулатура не столько отражала реальное положение вещей, столько содержала политическую программу, направленную на поддержание образа сильного единоличного правителя мира. Нарам-Суэн вел активную внешнюю политику, его государство простиралось от Мари до Мехрана в Юго-Западном Иране. В годы его правления заключен древнейший из всех известных до сих пор "международный" договор о дружбе и взаимопомощи между Эламом и Аккадом. Благодаря соглашению с Эламом Нарам-Суэну удалось одержать победу над горными племенами лулубеев, угрожавших Аккаду. Стела Нарам-Суэна отказывается от шумерской построчной линейной композиции и заменяет ее спиралеобразным построением фигур на плоскости, что объясняется выбранным сюжетом: военные действия в горах (даже сама форма стелы уподоблена горной вершине). Но композиционных линий целых три, все три линии идут почти параллельно снизу вверх, обозначая путь войска, его подъем на горную вершину - композиция приобретает лучевой характер. Воины Нарам-Суэна поднимаются вверх не по вьющейся тропинке-спирали, а параллельными склонами, что почти не бывает на практике. Мест перехода с одного склона на другой не обозначено и остается только догадываться как Нарам-Суэн, выступающий впереди войска оказался на вершине горы. Есть и нарушения в пропорциональных построениях: воины, поднимающиеся по склону холма гораздо меньше в размере, чем фигура стоящего на вершине царя. Нарам-Суэн выделен размером и композиционным построением. Он стоит на вершине горы перед поверженными лулубеями как единственный герой, все остальные персонажи не столь значимы, их тела, горные террасы как пьедестал на котором возносится слава Нарам-Суэна. Исчезают из композиции и изображения богов, есть лишь знаки божественных светил. Главным, ради чего создается данная композиция – триумф бога-человека Нарам-Суэна. С одной стороны аккадский рельеф передает более динамичное и целенаправленное движение, с другой - при изображении Нарам-Суэна время остановлено, чтобы не передавать действие, а фиксировать только самое главное - вечно длящийся триумф. В изобразительном искусстве ритуальные мотивы отступают на второй план, их потеснили сцены военных сражений и побед.

КАНОНЫ

*В это время – ослабление канонов, изображение не регистрами, а в реальном пространстве.

*Есть соотношение фигур: царь больше обычных людей

* голова в профиль, плечи и туловище в фас, ноги в профиль – как в Египте.

* изображение сопровождалось подписями – клинопись – описание событий, чтобы обозначить имя царя-победителя и чтобы потомки не присвоили победу себе.

2. Львиноголовый орёл Имгудут и олени, 2500 г. до н.э. (СЛАЙД 35) – образ власти богов над миром.

ГЛИПТИКА

Пример мелкой пластики – резьба по камню и кости – цилиндрические печати (СЛАЙДЫ 36,37).

 

 

Искусство Вавилона

Старовавилонский период

В 2003 г. царство Шумера и Аккада прекратило своё существование после разгрома столицы Ур эламским царём. В это время самым важным политическим центром Междуречья становится Вавилон. Выдающаяся личность – правитель Хаммурапи, который создал сильное централизованное государство Вавилонию.

Старовавилонский период – золотой век месопотамской литературы: Эпос о Гильгамеше, правителе Урука.

Нововавилонский период

Период политического расцвета начался после того, как Ассирия прекратила своё существование – при Навуходоносоре II (605-562 гг.), который известен разграблением Иерусалима и пленением иудеев. Расцвет искусства. Вавилон одним из самых богатых городов мира. Геродот: «Устроен так прекрасно, как ни одни другой город» («История») (СЛАЙД 38). Население 200 тыс. – огромный город. Окружён крепостными воротами, по которым могла проехать четвёрка лошадей. Улицы прямые, широкие.

Сильно влияние Ассирии, но в основном строительство храмов, а не царских дворцов и нет изображения царей и царских воинских подвигов.

Сохранилось мало памятников.

· Единственное что сохранилось – ворота богини Иштар – богиня плодородия. (СЛАЙДЫ 39-45). Одни из 8 парадных въездных ворот, носивших имена 8 главных божеств. От каждого из въездов вела священная дорога к храме того же божества. То есть ворота были частью храмового комплекса. Ворота Иштар имели особое значение – от них мимо храма Мурдуку была проложена широкая дорога процессий, по которой проходили торжественные шествия. Ворота представляли собой огромную арку, по 4 сторонам которой стояли высокие массивные зубчатые башни. Ворота были покрыты глазурованной плиткой с рельефными изображениями священных животных бога Мардука.

· дворец Навуходоносора II с висячими садами Семирамиды – только росписи (СЛАЙД 46). По легенде Навуходоносор создал сады в угоду молодой жене, которая, будучи уроженкой месопотамского севера, тосковала по гористой родине.

· Зиккурат Этеменанки, посвящённый верховному богу города Мардуку – главный бог вавилонского пантеона, создатель мира (прообраз Вавилонской башни) – не сохранился. Высота 90 м. (СЛАЙД 47, 48).

Ассирия (древнее название Ашшур - столица)

Долгое время об Ассирии не было ничего известно.

Впервые Поль Эмиль Бота (СЛАЙД ) в 30-е годы 19 века раскопал Ниневию – столицу Ассирии.

Остин Генри Лэйярд (СЛАЙД)– открыл царские дворцы Ашшурнасирапала II 9 в. до н.э. на холме Нимруд.

Ассирия – самая воинственная страна Месопотамии.

Расцвет искусства – в новоассирийский период. Искусство восприняло традиции шумеро-акадского периода.

Но создали особый стиль

– прославление могущества обожествлённой царской сласти, военных успехов государства, роскошь придворной жизни.

– светский характер искусства

Главные ассирийские астральные боги – Мардук (крылатый бык, защитник стад от хищников и болезней), Набу (крылатый человек), Нергал (крылатый лев), Нинурт (орёл).

Мифические существа: человек-скорпион, поддерживает небесный свод, страж бога солнца Уту-Шамаша.

Львиноголовый орёл Анзуд – охранял границы загробного мира, сильный и агрессивный.

Архитектура

Градостроительство

Известны два города-столицы – Ашшур и Ниневия. По приказу Синаххериба II улицы должны быть прямыми, а кто нарушит приказ, будет посажен на кол на крыше своего дома. Была система водоснабжения в городах.

Светская архитектура:

Дворцово-храмовые комплексы, центры которых не храмы, а дворцы!!!!

В начале 8 в. до н.э. Саргон II, принявший имя аккадского царя Саргона Древнего (Шаррукина), воздвиг город – свою резиденцию Дур-Шаррукин (СЛАЙД 49). Дур-Шаррукин имел форму прямоугольника площадью 28 гектаров, окруженного мощной крепостной стеной, которая была расчленена контрфорсами и имела восемь ворот. Внутри город был строго распланирован. В северной части города, выступая за его пределы, помещалась цитадель на искусственной прямоугольной платформе площадь. 10 гектаров, где находились храмы, дворец Саргона и дома его ближайших приближенных. Дворец занимал больше половины всего комплекса. Дворец как бы вписывался в город и доминировал над ним. Платформа, на которой он был возведен, имела 14 метров в высоту, была сложена из сырцового кирпича и облицована огромными каменными глыбами. К платформе вели пандусы, по которым могли подниматься колесницы. Во дворце было вскрыто около 200 помещений, образующих парадные, служебные и жилые помещения. При дворце располагались три храма - типа зиккурата и типа бит - хилани, они были сдвинуты от центра дворцового комплекса в один из дальних углов платформы, они как бы венчали комплекс, но не доминировали над дворцом.

По сторонам центрального входа в виде большой арки с башнями по углам стояли изваяния – ШЕДУ (СЛАЙД 50, 51, 52)– фантастические крылатые существа с телом быка и головой бородатого мужчины в высокой тиаре. С 5 ногами.

Дворец Ашшурнасирапала II (883-859) в Кальху.

Дворец Ашшурбанипала в Ниневии (7 в. до н.э.).

Помещения дворца украшены рельефами.

Культовая архитектура – зиккураты – богу неба Анну и его сыну – богу грозы и ветра Ададу – двойной зиккурат. 800 г. до н.э. (СЛАЙД 53).

Бит-хилани – здание с комплексом галерей, параллельных главному фасаду.

Культовая архитектура находилась на территории дворцов.

 

Скульптура

Основной вид изобразительного искусства – рельефы – барельефы, которые украшали царские дворцы.

В рельефах – национальные черты, условный тип ассирийца – идеал красоты, олицетворение физической силы, молодости, здоровья, военной доблести.

Фигуры крепкие, низкорослые, с подчёркнутой мускулатурой, завитые бороды и пышные кудрявые причёски.

Орлиные профили, огромные обведённые глаза, густые брови.

Канон:

Голова и ноги в профиль, глаза – фас, ближнее к зрителю плечо – фас, дальнее- профиль.

Рельефы дворца Ашшурнасирапала II (883-859) в Кальху.

Цикл рельефов, прославляющих царя как полководца, мудрого правителя, физически сильного человека.

Три темы:

- война

- охота

- торжественное шествие с принесением дани.

Рельефы сопровождались клинописными текстами прямо по изображению.

Люди условно, животные натуралистично.

(СЛАЙДЫ 54-61)

Круглая скульптура - Статуя Ашшур-нацир-апала II 883-859 гг. до н. э. Известняк

(СЛАЙДЫ 62, 63).

Женская голова- «Мона Лиза» (СЛАЙД 64)

Живопись – фрески.

Густой черный контур очерчивает фигуры, раскрашенные локальными красками. Стиль росписи совершенно плосткостный, основные цвета, используемые живописцами - черный, красный, белый, синий. (СЛАЙДЫ 65, 66, 67)

Иран Ахеменидов

Расцвет Древнего Ирана (Персии) – в эпоху Ахеминидов – при Кире II Великом (558-530). Подчинил Вавилонию, Египет и превратился в гигантскую империю.

Мягко относились к культурам завоеванных государств.

Религия – зороастризм. Основатель Заратуштра (Зороастр): в основе мироздания лежит постоянная борьба между божествами добра и зла – Ахура-Маздой и Анхра-Майнью. Человек имеет свободу выбора между добром и злом, но его моральный долг – быть на стороне добра. Почитание священных стихий – земли, воздуха и особенно огня (символа Ахура-мазды).

Официальная религия Ирана Ахеменидов.

Создали свой стиль – «имперский стиль» - торжественность, масштабность, проработанность деталей.

Архитектура

Храмовой архитектуры не было – зороастрийцы не строили храмов, а сооружали искусственные террасы из каменных блоков или квадратные в плане сооружения (СЛАЙД 68). Здание является точной репликой здания в Пасаргадах (так называемая "Тюрьма Соломона") и имеет прямой прототип в урартской архитектуре. Его конструктивные детали повторяют отчасти алтарь в Пасаргадах. Эти башни скорее всего были храмами. Но нет никаких данных относительно того, кому эти храмы посвящались и какие ритуалы могли здесь выполняться.

Главные памятники – царские резиденции огромные архитектурно-скульптурный комплекс, главная цель – прославление царя.

Ансамбль в Пасаргадах, 6 в.(СЛАЙД 69, 70) – город основан Киром II – самый древний, но плохо сохранился. При анализе памятников архитектуры, представленных в Пасаргадах, вспоминаются египетские гипостильные залы, несомненное ионийское влияние в конструкции колонн, вероятнее всего лидийские черты в планировке дворцов, урартские приемы возведения зданий на искусственных платформах. Так в Пасаргадах сформировалась школа мастеров, которая затем расцвела в Персеполе, в которой объединились различные "формальные языки" под властью единого государственного идеологического заказа.

Ансамбль включал:

- масштабный вход-портал - пропилеи, по бокам которого столяи шеду – (СЛАЙД 71, 72)

- дворец для торжественных приёмов – (СЛАЙД 73).ападана – прямоугольное в плане сооружение с толстыми стенами и без окон. Оформлена портиками – галерея на колоннах перед зданием – 72 колонны по 20 м. вмещала 10 тыс. человек. Крыша над парадным залом поддерживалась восемью колоннами (СЛАЙД 74, 75). Эти колонны высота их достигала 13 м, были высечены из белого известняка и имели базы из черного цвета. К ападане с двух сторон примыкали портики, в каждом из которых крышу поддерживали восемь колонн.

- дворцовое помещение для жилья – таджара

Это типичная планировка.

Царский дворец в Сузах – резиденция Дария I, Ксеркса, Артаксеркса I.

Резиденция Дария I и Ксеркса в Персеполе (СЛАЙД 76)дворцы царей, ападана с парадным колонным залом, куда вела лестница с рельефами (СЛАЙД 77, 78, 79). Стоколонный зал – главное сооружение.

 

Гробницы царей – Дария I в скальной породе, портал и гробница Кира II – похож на зиккурат (СЛАЙДЫ 80,81, 82)

Скульптура – рельефы дворцов. (СЛАЙДЫ)


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!