Семья наподобие братской могилы



«...И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Бытие 4:2—8). Таким образом, небрежение бога к Каину и благоволение к брату его Авелю — данное поведение бога прямо указывает на стратагему сеяния раздора 33 — озлобило Каина и подтолкнуло к замышлению убийства.

Другие два брата принадлежали к древнеегипетским богам: Осирис и Сет [у греков Тифон]. Осирис получил от своего отца Геба [у греков Крон] плодородные земли, а Сету достались прочие, пустынные земли. «13. Рассказывают, что, воцарившись, Осирис тотчас отвратил египтян от скудного и звероподобного образа жизни, показал им плоды земли и научил чтить богов; а потом он странствовал, подчиняя себе всю землю и совсем не нуждаясь для этого в оружии, ибо большинство людей он склонял на свою сторону, очаровывая их убедительным словом, соединенным с пением и всевозможной музыкой. Поэтому греки отождествили его с Дионисом. И говорят, что Тифон в его отсутствие ничего не предпринимал, потому что Исида, обладая всей полнотой власти, очень старательно стерегла его и наблюдала за ним, по возвращении же Осириса стал готовить ему западню, втянув в заговор семьдесят два человека и имея сообщницей эфиопскую царицу по имени Асо. Он измерил тайно тело Осириса, соорудил по мерке саркофаг, прекрасный и чудесно украшенный, и принес его на пир. В то время как это зрелище вызвало восторг и удивление, Тифон как бы в шутку предложил преподнести саркофаг в дар тому, кто уляжется в него по размеру. После того как попробовали все по очереди и ни одному гостю он не пришелся впору, Осирис вступил в гроб и лег. И будто заговорщики подбежали, захлопнули крышку и, заколотив ее снаружи гвоздями, залили горячим свинцом, затащили гроб в реку и пустили в море у Таниса, через устье, которое поэтому и теперь еще египтяне зовут ненавистным и мерзким» [Плутарх «Об Исиде и Осирисе». Пер. с др.-гр. Н. Трухиной. ВДИ, 1977, № 3, с. 254-258][389].

И у мифического китайского императора Шуня (2317—2208 до н. э.) оказались скверные ближайшие родственники. «Отец Шуня Гу-соу был слепым. Когда умерла мать Шуня, Гу-соу снова женился, и у него родился сын Сян (см. 16.18). Сян [отличался] заносчивостью. Гу-соу любил сына от второй жены и поэтому много раз хотел убить Шуня, [но] Шунь убегал и скрывался. Когда [Шунь] совершал небольшой проступок, он [послушно] принимал наказание. [Шунь] покорно служил отцу, мачехе и младшему брату, каждодневно проявлял искренность и почтительность, ни в чем не допуская нерадивости. Отец Шуня Гу-соу был склонен к порокам, мачеха — сварлива, а младший брат Сян — заносчив, и все они хотели убить Шуня. Но Шунь покорно следовал [их воле], не нарушая сыновнего долга, дружески относился к младшему брату и почтительно к мачехе. Когда хотели убить Шуня, то не находили его, когда же [от него] что-то требовали, он всегда оказывался рядом» [«Ши цзи», гл 1: Сыма Цянъ. Исторические записки, т. 1. Пер. Р. Вяткина и С. Таскина. М.: Наука, 2001, с. 141 — 142]. В Древнем Китае благодаря такому своему поведению он стал одним из 24 образцов проявления сыновнего долга.

Однажды, как пишет второй по значимости конфуцианский мыслитель Мэн Кэ, «...отец и мать Шуня послали его покрыть крышей житницу. Оттащив лестницу, Гу Coy поджег эту житницу» [«Мэн-цзы», 9.2: в пер. Колоколова с. 131].

Покушения на убийство, замысленное Каином и Сетом, указывают на использование стратагемы 28. Совершенно открыто ей следовал отец Шуня. Данный пример показывает, что стратагема 28 может быть направлена и на уничтожение жертвы стратагемы. В таком случае она смыкается со стратагемой 22, разумеется, при расширенном толковании с добавлением одного шага: «заманить в комнату, запереть дверь, схватить вора».

Разменянный в игре как пешка

В 316 г. рухнула недолговечная династия Цзинь [«Западная Цзинь»], в 280 г. покончившая с Троецарствием и объединившая под своей властью Китай (см. 27.5). Часть правящего рода Сыма цзиньской династии бежала на юг и в районе нынешнего Нанкина создала новое государство, получившее название «Восточная Цзинь» [317—420][390]. Это было одно из 20 государств, на которые распался в IV и начале V вв. единый Китай. В Восточной Цзинь своего наивысшего расцвета достигла восточно-азиатская культура IV—V вв. «Но сопутствующие явления подобной чрезмерной утонченности оказались ужасными... Весь досуг посвящали козням, более отвратительным, чем когда-либо прежде» (Вольфрам Эберхард (Eberhard). История Китая («Geschichte Chinas»). Штутгарт, 1971, с. 192). На первом месте был двор и его окружение. Ни один из правителей восточно-цзиньской династии не обладал ни личным, ни политическим весом. Власть династии была крайне ограничена1. В этих условиях полководец Хуань Вэнь (312—373) родом из влиятельной семьи, происходившей из одного с императорским домом города, попытался укрепить свою власть. Благодаря удачным походам он стал приобретать все большее влияние. Для его острастки император [Му-ди (343—361, правил 344—361)] вызвал ко двору хоть и блистательного, но неспособного [к военному делу] сановника Инь Хао (ум. 356 н. э.). В 351 и 352 Инь Хао потерпел два поражения [в походе на север], чем не преминул воспользоваться Хуань Вэнь, направивший императору доклад с резкими нападками на Инь Хао. Слабовольный [которому на ту пору было девять лет] император разжаловал Инь Хао в разряд простолюдинов [«шу жэнь»]. Раздосадованный Инь Хао сказал: «Император возвел меня на стоярусную башню, а ныне, забрав лестницу, удаляется» [«Шан жэнь чжо бай чи лоу шан дань ти цзян цюй»]. Его слова сохранила танская энциклопедия «Записи для приступающих к учебе» («Чусюэ цзи», 30 тт., 749 г.)

Вообще государственная организация в Южном Китае с самого начала была слабой. Аристократия, захватившая значительные территории, была очень могущественна и оказывала большое влияние на ход политических дел. При дворе постоянно плелись тайные заговоры; время от времени власть узурпировали влиятельные сановники, принадлежавшие к тому или иному могущественному клану. При Юань-ди все высшие должности занимали представители рода Ван. Глава этого клана Ван Дао (276—339) был главным советником императора. При Чэн-ди (правил 325—342) управление перешло к Юй Ляну (289—340), родственнику императора по женской линии. Затем в царствование Му-ди (правил 344—361) произошло быстрое возвышение клана Хуань, который подчинил себе Цзинчжоу и сделался значительно сильнее дома Ван. Дело дошло до того, что в 361 г., после смерти Му-ди, глава Хуаней, Хуань Вэнь, попытался завладеть престолом. Другие аристократические роды поддержали тогда династию Цзинь, и замыслы Хуань Вэня не осуществились (там же, с. 453). —Прим. пер.

[24-й том], составленная Сюй Цзянем (659—729) по поручению императора Сюань-цзуна (правил 847—859) для обучения императорских сыновей, а до этого они появились в сборнике «Ходячие толки в новом пересказе» («ши шо синь юй») восточ-но-цзиньского царевича Лю Ицина (403—444) в 28-й главе «Разжалование» [«Чу мянь»: «шан жэнь чжо бай чи лоу шан, дань ти цзян цюй»]. Выражение для стратагемы 28 здесь дано в общих чертах и рисует вероломное поведение: человека, когда в нем нуждаются, ставят на высокое место, а затем при возникновении непредвиденных обстоятельств бросают на произвол судьбы вместо того, чтобы помочь сохранить положение и лицо.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!