Детям понравилось упражнение «Телефон», в котором, словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов: внимания,  памяти, восприятия, мышления   - Подвижная игра «У ребят порядок строгий»  По команде дети начинают ходить в произвольном порядке по залу, произнося слова: У ребят порядок строгий, Знают все свои места; Так трубите веселее: Тра-та-та, та-та-та! После этих слов педагог вытягивает правую или левую руку в сторону и командует: «Становись!». Дети должны быстро построиться на свои места в направлении, указанном педагогом (направлено на развитие памяти, внимания). - «Покажи – не ошибись»  В которой педагог показывает и называет предметы: мяч, скакалка и др. Если предмет назван правильно, дети должны поднять правую руку. Если предмет назван неверно, дети должны потопать ногами. Отмечаются самые внимательные игроки. (направлено на развитие памяти, внимания).    - «Вызови по имени» Развивает интенсивность и устойчивость внимания, чувство времени, двигательную память. Дети, предварительно разбившись на две команды, бегают и прыгают в произвольном порядке. Внезапно ведущий подбрасывает мяч и называет имя участника первой команды, который должен поймать мяч. Аналогично вызывается участник второй команды. Побеждает команда, поймавшая мяч большее количество раз.   - «Волшебное слово» Развивает произвольный контроль, интенсивность и устойчивость внимания. Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если это слово не произносится, дети остаются неподвижными. - «Будь внимателен» Развивает способность к концентрации и переключению внимания. Дети стоят в шеренгу и, желательно под музыку, маршируют. Учитель произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети должны выполнять их: «Зайчики!» — Дети прыгают, имитируя движение зайцев. «Лошадки!» — Дети ударяют ногой об пол, будто лошадь бьет копытом. «Раки!» — Дети пятятся назад, как раки. «Птицы!» — Бегают, раскинув руки, или (стоя на месте) машут руками. «Аист!» — Прыжки на месте на одной ноге. «Лягушка!» — Присесть и скакать вприсядку.     - Упражнение «Запрещенное движение» При выполнении ряда движений поточным способом (по командам или показу) заранее условливаются не выполнять одно-два движения (например, руки на пояс и наклон вперед). Кто ошибается и выполнит «запрещенное » движение вслед за преподавателем, делает шаг вперед, при повторной ошибке – еще шаг и т.д. в конце упражнения отмечаются самые невнимательные. Низкая интенсивность упражнения; данное упражнение подходит для подготовительной части урока.     - Упражнение «Делай наоборот» При выполнении вольных упражнений по методу «делай за мной» обучаемый должны делать упражнения зеркальным способом, т.е.если преподаватель поднимает правую руку, обучаемый –левую; преподаватель наклоняется влево, обучаемый –вправо и т.д. Низкая интенсивность упражнения; данное упражнение подходит для подготовительной части урока.   - Игра «Запрещенный цвет» Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.              Количество игроков 6-8 человек.                                                                    Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).       Содержание. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета.      Выигрывает тот, у кого их больше.   - Игра «Поймай мяч» Цель: развитие концентрации, устойчивости внимания. Количество играющих может быть любым. Инвентарь: один мяч среднего размера. Содержание. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим. Методические указания:                                                                                                               1) от количества учащихся, стоящих в кругу, зависит темп игры.                                 2) если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.                                                                                                                                       3) играющие могут свободно передвигать по кругу.   - Игра «Зеваки» Цель: развитие концентрации, устойчивости внимания. Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).   - Игра «Слушай команду» Цель:развитие концентрации, устойчивости внимания. Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений.   - Игра «Расставь посты» Цель:развитие концентрации, устойчивости внимания. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.     - Игра «Три стихии. Земля. Вода. Воздух» Цель: развитие распределения внимания. Количество игроков может быть любым. Содержание: играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово: «Земля» - играющие принимают положение: руки в стороны; «Воздух» - играющие выполняют круговые движения руками назад; «Вода»- выполняются движения, имитирующие волны. Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним. Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения, ведущим слов-заданий; нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др. Низкая интенсивность игры; данное упражнение подходит для подготовительной части урока.   - Подвижная игра «Дотронься до …» Цель: развитие распределения и концентрации внима­ния.  Инвентарь: объектом игры являются любые реальные предметы, объективно существующие в поле зрения детей. Ход игры: дети свободно располагаются на игровой площадке. Ведущий произно­сит: «Дотронься до... синего!» Все дети должны сориентироваться в поиске синего цвета (одежда игроков, оборудование, стены и т.п.). Де­ти отыскивают синий цвет и дотрагиваются до предмета, оставаясь на месте. Следующие задания самые разнообразные: основные цвета, размеры, формы. - Подвижная игра «Сантики-сантики-лим-по-по» Цель: развитие распределения внимания. Ход игры: играющие стоят в кругу. Водящий на несколько секунд отходит от круга на небольшое расстояние. За этом время играющие выбирают, кто будет “показывающим”. Этот игрок должен будет показывать разные движения (хлопки в ладоши, поглаживание по голове, притопывание ногой и т.д.). Все остальные играющие должны тут же повторять его движения. После того, как показывающий выбран, водящего приглашают в центр круга. В его задачу входит определить, кто показывает все движения. Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом на протяжении всей игры хором произносятся слова “Сантики-сантики-лим-по-по”. В незаметный для водящего момент показывающий демонстрирует новое движение. Все должны мгновенно его перенять, чтобы не дать возможности водящему догадаться, кто ими руководит.     - Поставь предмет на место. Команды строятся в колонны. Напротив команд на определенном расстоянии ставятся предметы: мячи, скакалки, кегли, кубики т.д. по количеству игроков. Учитель говорит игрокам, какой предмет принадлежит каждому из них. По сигналу игрок, стоящий впереди быстро добегает, берет свой предмет, возвращается и становится назад. То же самое выполняют все игроки. Затем, не останавливаясь, когда очередь доходит до игрока, который начинал игру, все выполняется в обратном порядке, то есть игроки должны положить предметы на место. Выигрывает команда, которая сделает это быстрее.   -  «Угадай, чей голосок»  Цель:  развитие слухового внимания Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят: Мы собрались в ровный круг, Повернемся разом вдруг, И как скажем скок - скок - скок! - Угадай чей голосок? Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию руководителя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.

Детям понравилось упражнение «Телефон», в котором, словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.

 

- «Топ-хлоп»

Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают. Примеры:"Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

 

- «Что изменилось?»

Вариант 1. Перед началом игры следует подготовить инвентарь (разнообразные мелкие предметы, например спички, ластики и т. д.), разложить его на столе и накрыть газетой. Ребенок должен в течение З0 секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение. За каждый угаданный предмет ребенку можно начислить 1 очко, за каждую ошибку - вычесть 1 очко. Если в игре принимали участие несколько человек, победителем считается тот, кто наберет наибольшее количество очков.

 

 

- Игра "Как тебя зовут"?

 Ведущий бросает по кругу мяч, задавая всем участникам один и тот же вопрос «Как тебя зовут?». Называть свое имя нельзя, нужно быстро придумать прозвище, которое соответствует твоему характеру или внешности. Например, девочка с золотыми волосами – злотовласка, галантный мальчик – рыцарь и т.д. Кто ошибется и назовет свое имя, выбывает. Приз вручается самому внимательному ребенку.

 

- «Пишущая машинка»

Каждому ученику присваивается одна из букв алфавита, можно две-три буквы. Класс превращается в живую пишущую машинку. Учитель задает фразу, которую хочет напечатать. Например: «Буря мглою небо кроет…», первый встает и называет букву «Б» ученик, которому присвоена эта буква, затем ученик, которому присвоена буква «У» и т.д. Промежутки между словами отхлопывает в ладоши весь класс. Хорошая пишущая машинка работает быстро.

· Упражнение «Что пропало?»

Цель: активизировать психические процессы, развить зрительную память, внимание.

Инвентарь: мячи, кубики, фишки, кегли и т.д.

Ход игры: перед учащимися на площадке раскладывают 4–5 предметов. В течение одной минуты дети рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем дети поворачиваются спиной к предметам, а педагог берет один из них и прячет за спину. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Учитель хвалит наиболее внимательных учеников.

 

· Подвижная игра «Запомни имя»

Цель: развитие воображения, двигательной памяти.

Количество игроков- 6-10.

Ход игры: участники группы встают в круг. Один из них делает шаг вперед, называет свое имя, любимый вид спорта и показывает движения, характерные для данного вида спорта. Следующий участник повторяет его имя и показанные движения. Затем называет свое имя и « демонстрирует» свой любимый вид спорта. И так далее по кругу. В конце упражнения выясняется, что все дети знают друг друга по именам и даже помнят, каким видом спорта увлекается каждый.   

Варианты проведения игры в зависимости от уровня освоения и возможностей (степени развития ребенка). Можно:

 -назвать только имя;

- назвать только имя, а вид спорта, изобразить не называя, что бы дети угадали.

 

 

 

- Вызов номеров с заданием.

 Построить команды в шеренгу. Команды рассчитываются по порядку. Каждый игрок запоминает свой номер и получает определенное задание. Например, игроку под номером 1 соответствует задание «бег на четвереньках спиной вперед»; по номером 2 – бег «тараканчиком», под № 3 – прыжки на левой и правой ноге; под № 4 – ходьба «гуськом», по № 5 – бег, и т.д. Учитель называет номер, после чего участник под этим номером стартует, выполняя задание. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

 

-  эстафета   "Сравнение предметов"  По сигналу дети ведут мяч к обручу, в котором находятся картинки с изображением к примеру, грибов, можно брать любые предметы,  задача ребенка выбрать 2 одинаковых и вернуться к команде. Побеждает команда, которая выбрала правильные картинки. (развивается мыслительная операция: сравнение )

 

- Вариант 3. " Найди лишний предмет" По сигналу дети ведут мяч к обручу, в котором находятся 3 различных предмета, задача ребенка выбрать, по его мнению, какой предмет является лишний. Побеждает команда, которая выбрала правильные картинки. (развивается мыслительная операция: обобщение)

 

 

- Полоса препятствия

У каждого ребенка свой мяч, от старта с ведением мяча нужно добежать до обручей с различными заданиями, которые обозначены станциями. У каждой станции смотрящий, мы привлекли к участию в полосе препятствия  

станция 1: «Цветочек», задача детей собрать цветок из отдельно вырезанных деталей (стебель, листочки, корни, лепестки).

станция 2: «Урожай», задача детей разделить на 2 группы (фрукты, овощи).

станция 3: «Стоянка», задача детей выбрать одинаковые машины.

Задания можно усложнять согласно возрасту детей.

(развитие мыслительной операции: сравнение, синтез, классификация)

 

- Игра “Четвертый лишний”

 В зале разложены кубики, шарики и конусы различных цветов, соответствующих изображению на картинках. Детям предлагаются карточки с геометрическими фигурами, им необходимо определить какая фигура лишняя, ориентируясь на форму и на цвет фигур и добежать до указанной фигурки, расположенной на площадке.

 

- Эстафета " Выбери по смыслу"

В колоннах, команды рассчитываются по порядку номеров, затем по очереди

добегают до стенда, маркером соединяют слова. В данном упражнении детям предлагается выделить общий признак. (Выделить общее и частное)

 

 


- Эстафета с мячом “Четвертый лишний”(для 1-2 классов)

В 2 колоннах команды по очереди ведут мяч до обручей, в которых разложены 4 картинки с изображением предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Определив “лишнюю”, т. е. не подходящую к другим, картинку, ребенок отдает учителю. Побеждает команда, набравшая больше количество правильных ответов.  

 

- «День и ночь»

Цель игры: быстроты реакции, развитие мыслительных процессов, внимание.

Ход игры: На игровой площадке на некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой — девочки. Между ними находится ведущий. Команда мальчиков — «ночь», команда девочек — «день». По команде «Ночь!» и маху левой руки , мальчики ловят девочек, по команде «День!» и маху правой руки ,девочки ловят мальчиков.«Осаленные» переходят в команду соперника.

       С целью развития мыслительных операций мы модифицировали игру "День и ночь", условия игры: если слова схожи - НОЧЬ убегает, если слова различны ДЕНЬ убегает ночь догоняет, это задание первый раз вызвало. недоумение ребят, примерно на 3 раз проведение игры, дети стали верно выполнять задание. (Стимульный материал в приложении)

 

-  Эстафета : Расположи в правильной последовательности

Цель:  развитие быстроты мышления, мыслительных операций, скоростные качества, координационные способности.

Оборудование: таблички с цифрами, указатели старта – финиша.

Ход игры: дети делятся на команды и выстраиваются у линии старта. На противоположной стороне каждой команды на расстоянии 8-10 метров педагог выкладывает таблички с цифрами  и просит расположить их в правильной последовательности. Число табличек равняется числу игроков. По сигналу педагога дети по очереди выполняют задание.

Пример:

                 
 1
 
 2
 
 3
 
 4
 
 5
 7
 
8
 
 9
 
 10
 6

 


  

- Игра  “Отвечай быстро”

 В ходе игры, учитель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета. Цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много. Дети называли на красный цвет - светофор, на зеленый - дерево, было много неверных ответов, дети повторяли ответы других.

 

- Подвижная игра «Покажи по-разному»

Цель: научить ребенка операции сравнения; развития внимания; освоение детьми слов – антонимов, развития мыслительных процессов.

Ход игры: ведущий говорит, что дети пойдут по кругу. Если он скажет: «Сейчас вы будете проходить высокие ворота» - надо идти, как раньше; если ворота низкие, то надо нагнуться. Тот, кто не нагнется вовремя, выбывает из игры. На освоение слов тяжелый – легкий ведущий выдает пустые пакеты и просит показать, как несут легкую сумку, а как - тяжелую. Дети показывают. После этого по команде «сумка легкая» показывают, как несут легкую сумку, «Сумка тяжелая»- как тяжелую. Аналогично строятся упражнения быстро – медленно и т.д.

 

 

- Подвижная игра «Атомы и молекулы»

Цель: развитие внимания, мыслительных процессов, ориентировки в пространстве.

Ход игры: в начале игры все игроки (кроме ведущего) – атомы. Участники беспорядочно перемещаются по помещению. По команде ведущего игроки должны объединиться в молекулы.

По команде: «Молекулы по два!» объединиться в пары; «Молекулы по три!» в тройки и т.д. В молекулу могут объединяться и пять-шесть атомов. Те дети, которым не хватило место в «молекулах», временно выбывают из игры. Они могут опять присоединиться к играющим, когда ведущий подаст команду: «Атомы!» По этой команде все «молекулы» распадаются, и все выбывшие игроки снова могут вступить в игру.

 

 

- «Не перепутай!»

Цель :развитие памяти, развитие мыслительных операций.

Ход игры: Педагог предлагает проделать такое упражнение (демонстрирует):-«Оно только на первый взгляд может показаться очень простым и легким. На самом деле это не так. Положите руки на колени, хлопните в ладоши перед грудью, правой рукой возьмитесь за нос, а левой - за правое ухо, потом опять хлопните в ладоши, возьмитесь левой рукой за нос, а правой - за левое ухо. Повторите упражнение в той же последовательности еще несколько раз, постепенно убыстряя темп. Только не перепутайте, где у вас нос, а где ухо, где правая, а где левая сторона.»

Методические указания:

•   Ведущем становиться игрок, который меньше всего допустил ошибок.

•   Игру можно усложнять разными движениями.

 

 

- Эстафета «Посади и собери урожай»

Цель: развитие внимания, мыслительных процессов.

Инвентарь: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 «картофелин» (мячи, кубики)

Ход игры: участвуют 2 команды по 4 человека

1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).

2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).

3-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).

Побеждает более быстрая команда.

 

- Игра “Вершки-корешки”

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, тот приседает. (Количество раз определяет учитель)

Ход игры. Учитель уточняет с детьми, что они будут называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками”. Учитель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, приседает .

 Учитель может предложить иной вариант; он говорит: “Вершки”, а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки.

 

- “Назови, одним словом”

Детям предлагается карточки с изображениями. Их задача обобщить все изображения, одним словом.

 

- “Кто больше?”

 В игре дети должны назвать как можно больше предметов, относящихся к какой-либо группе, например, предметы посуды, мебели.

 

- “Какой предмет лишний?”

Учитель говорит разные предметы связанные собой по смыслу, при этом один предмет не как не связанно с другими. Задача детей правильно отгадать лишний предмет.

 

      «Кто что любит?»

Цель игры: развитие мыслительных процессов

Ход игры:Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

Методические указания:

- Игра может выполняться командно.

- Игра может выполняться на скорость.

 

Найди лишнюю картинку »

Цель игры :развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

   Ход игры: Подобрать серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

Методические указания:

- Картинки можно подбирать разные например: птицы, звери, автомобили, разные виды спорта и т.д

-

«Пятнашки»

Цель: развить быстроту, ориентировку в пространстве, развитие мыслительных операций, развитие памяти.

 Ход игры: Выбрав «пятнашку», дети разбегаются в разные стороны. У каждого играющего есть свой «дом», куда можно спастись от прикосновения «пятнашки». Кроме того, если играющий коснется рукой земли, «пятнать» его тоже нельзя, поэтому «пятнашке» приходится гнаться то за одним, то за другим и быть очень бдительным, чтобы «запятнать» (осалить) кого-нибудь врасплох. «Запятнанный» становится «пятнашкой».

Методические указания:

- Игру можно усложнять разными заданиями, например :нарисовать домик каждому играющему мелом на полу ,если он прибежит не в свой домик, то он автоматически становиться водящим, тем самым мы развиваем память .В процессе игры так же можно каждому менять домик местами.

- «Найди отличия»

Цель игры: развитие внимания

Ход игры: Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.

Методические указания: Игру можно проводить между игроками, найти отличия друг от друга или сравнить два разных предмета.

-«Вспомни и покажи»

Цель игры: развитие памяти

Ход игры: Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).

Методические указания: для того что бы детям было интересно можно попросить их показывать разных персонажей из сказок ,мультфильмов и т.д

 

 

-« Пересядки»

Цель: развить быстроту, ориентировку в пространстве, развитие мыслительных операций.

Ход игры: Дети сидят в кругу и передают мяч по кругу, рядом сидящему. По сигналу воспитателя тот, у кого в это время оказался мяч в руках, прекращает передачу его по кругу и бросает через круг любому из играющих. Тогда двое детей, сидящих справа и слева от того, кому брошен мяч, встают и быстро обмениваются местами и игра продолжается.

Методические указания:

- Замешкавшийся ребенок из игры выбывает, считается проигравшим .

Запомни пару»

Цель: развитие зрительной памяти

Оборудование: картинки с изображением предметов: 1)тучка и зонт; 2)тетрадь и карандаш; 3)ведро и лопата; 4)горшок и цветок; 5)елка и гриб; 6)дом и забор, но другие картинки перепутались

Ход игры: «Посмотри картинки, которые нарисовала зайка. Постарайся запомнить пару к каждой картинке. Зайкины картинки перепутались. Попробуй вспомнить, какая была у каждой картинки»

Методические указания:

- Класс можно разделить на несколько команд.

- Игру можно проводить на время

"Поиск нового". Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков Стандартные ответы заключаются в себе указание на внешние характеристики вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существующих признаков.1 вариант: тарелка, лодка.2 вариант: солнце, рубашка.

Примеры нестандартных ответов по варианту 1: лодка и тарелка имеют углубление; в лодку и тарелку можно налить жидкость. Пример оригинальных ответов: лодка и тарелка – изделия человеческих рук; лодка и тарелка могут держаться на поверхности воды.

 Игра " Целая часть".

 Учитель читает набор из пяти слов и предлагает найти понятия, одно из которых обозначает целый предмет, а другое – его часть.

1. Животное, рыба, лодка, плавник, озеро.

2. Юг, стрелка, горизонт, компас, направление.

3. Число, дробь, цифры, математика, числитель.

4. Дерево, почва, цветок, кустарник, лепесток.

5. Обувь, туфли, щётка, крем, подошва.

6. Экран, изображение, телевизор, радио.                                                                                                            

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!