Возникновение и эволюция к демократической республике. Общественный и



Nbsp;   Экзамен ИГПЗС:   1. Исторические особенности общественного строя на Древнем Востоке. Ответ: Типичная форма правления - деспотия. Ее признаки: - неограниченная власть монарха; - обожествление личности монарха и сосредоточение в его руках религиозной власти; - наличие централизованного бюрократического аппарата чиновников; - признание монарха верховным собственником всей земли. 2. Особенности рабовладельческой государственности на Древнем Востоке. Особенности: Наличие пережитков родового(первобытно-общинного строя): Патриархальный быт. §  Слабое развитие или отсутствие частной собственности на землю. §  Длительное сохранение сельской общины. §  Наличие коллективного рабовладения. §  Патриархальный характер рабства(Было отношение к рабу,как к младшему члену большой патриархальной семьи).

Законы Ману в древней Индии. Общая характеристика.

Законы Ману являются так называемой дхармашастрой – сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было. Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют

и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

Легизм и конфуцианство – основные направления развития правовой мысли Древнего Китая.

Конфуцианство — китайское этико-политическое учение.

Особенности:

1. Цель: разработать правила идеального управления обществом и государством.

2. Обществом должен управлять «благородный муж».

3. Отрицание наследственного характера гос. Власти.

4. Отрицание демократии (старшие должны всегда подчиняться младшим).

Легизм — этико – политическое учение.

Особенности:

1. равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием

2. крайне жестокие законы и наказания.

3. Форма правления – деспотическая монархия.

4. Законы должны быть доступны к пониманию каждым.

Общее м/у конфуцианством и легизмом: необходимость усиление царской власти таким образом ослабление власти родовой аристократии.

5. Законы Хаммурапи: общая характеристика, правовое положение населения.

Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда.Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов.Текст сборника состоит из трех частей:

• введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего госу-

дарства;

• 282 статьи законов;

• заключение.

Источники: обычное право; шумерские судебники; новое законодательство.

Сословия

1. Авилум - самостоятельный мужчина - хозяин, глава патриархального семейства. Он мог принадлежать к категории свободных общинников, быть собственником выделенной общинной земли, обладать всеми подразумеваемыми правами в отношении имущества, семейных отношений.

2. Мушкенумы -. Охватывает людей, которые, не будучи членами какой-либо общины и не имея своей земельной собственности, должны были взять в держание участок царской земли или перейти на иное государственное обеспечение, попав тем самым в лично-административную зависимость от царя и приня на себя обязанность выполнять определенную повинность перед государством.

6. Законы Хаммурапи: нормы брачно-семейного и наследственного права.

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой право-способностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать имущество после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось

иметь побочную жену.Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети; усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей); внуки; дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

 

7. Законы Хаммурапи: вещное и обязательственное право.

Обязательственное право: присутствуют понятия: найма, займа, дарения, купли-продажи и договор поклажи. На все виды существовали твердые цены. Причинение вреда чужому имуществу влекло обязанность возмещения убытков. Собственник пропавшей вещи, обнаружив ее у другого лица, мог ее истребовать через суд. При этом он должен был предоставить свидетелей, подтверждающих его право собственности.

Широко распространен договор займа. Должник должен был вернуть деньги в срок с процентами При невозможности отдать долг должник поступал в долговую кабалу к кредитору на 3 года Договоры личного найма делились на: найм благородных профессий; найм сельскохозяйственных работников.

Мало статей купли-продажи. Существовала защита добросовестного покупателя от пороков вещи. Претензия - в течении месячного срока При продаже важных вещей (земли, рабов, животных и др.) составлялся письменный документ. Много статей по найму имущества. Арендатор был обязан платить плату, а так же возвратить землю в обработанном виде.

Вещное право: Кодекс закрепляет право частной собственности. Собственность на землю имели: царь, храмы, общины, частные лица. Царская храмовая собственность могла быть передана некоторым категориям лиц (воинам, жрецам, др.) или быть передана в аренду земледельцам, находящимся в той или иной зависимости от царско-храмового хозяйства. Общинная земля - в коллективном или частно семейном владении. Крестьянин-общинник обладал значительными правами: мог менять, продавать, и др.

Раб - вещь. Хозяин мог свободно распоряжаться им - продавать, дарить, передавать по наследству. Кража рабов каралась смертной казнью.

8. Законы Хаммурапи: нормы уголовного и процессуального права.

Виды преступлений:• против личности; имущественные; против семьи.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть.Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды.

Виды наказаний: смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол;

 членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.; штрафы; изгнание.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона. Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например,

отрубанием руки сыну, ударившему отца.

Процессуальное право: по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии. Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

 

9. Государство-полис Древней Греции. Афинское политическое государство:

возникновение и эволюция к демократической республике. Общественный и


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!