История к теме из сборника индийской литературной классики ««Бхагавад-гита» и корзина».



 Старый фермер жил на своей ферме в горах со своим молодым внуком и славился среди людей мудростью, добрым нравом и непоколебимой преданностью Богу. Каждое утро у этого пожилого и мудрого человека, было (как он сам считал) одно самое важное занятие, которому он свято и строго следовал всю свою жизнь. Он рано вставал, омывался и сразу садился читать «Бхагавад-гиту». Его послушный и благовоспитанный внук всегда хотел быть таким же, как и его дедушка, и пытался имитировать его всеми возможными способами.

Однажды внук спросил: «Дедушка, я каждый день пытаюсь читать «Бхагавад-гиту» так же, как и ты, но ничего в ней не понимаю, а если что-то и понимаю, то тут же забываю, как только закрываю книгу. Из-за этого у меня пропадает энтузиазм продолжать делать это и возникает равнодушное отношение к самой этой книге. Скажи мне, пожалуйста, дедушка, какую же реальную пользу приносит чтение «Бхагавад-гиты»?»

Дедушка, немного поразмышляв над вопросом внука, ответил: «Возьми эту корзину от угля, сходи на речку и принеси ее обратно, только уже наполненную водой». Мальчик сделал всё так, как сказал дедушка, но вся вода вытекла ещё до того, как он дошёл до дома. Поглаживая бороду, мудрый дедушка рассмеялся и сказал: «В следующий раз тебе стоит передвигаться быстрее», - и попросил его попробовать ещё раз. На этот раз мальчик бежал быстрее, но снова корзина стала пустой до того, как он успел вернуться. Еле отдышавшись, он сказал дедушке, что невозможно принести воду в корзине, и мальчик предложил заменить корзину на простое ведро. Однако старик ответил на это предложение так: «Мне не нужно ведро воды, мне нужна корзина воды. Ты просто недостаточно хорошо стараешься», - и он попросил внука сделать это еще раз, чтобы преподать какой-то мудрый урок своему любимому внуку.

К этому моменту мальчик убедился, что это было невозможным, но он очень хотел показать своему дедушке, что даже если он будет бежать так быстро, как только может, вода всё равно вытечет до того, как он доберётся до дома. Решительно настроившись, мальчик снова опустил корзину в реку и быстро побежал к дому, но когда он добежал до дедушки, корзина, к сожалению, снова оказалась пустой. Тяжело дыша, он промолвил: «Видишь, дедушка, это бесполезно и я прекращаю свои попытки делать это».

Старик, однако, молвил: «Итак, ты думаешь, что это бесполезно? Теперь же посмотри на эту корзину повнимательней». Мальчик посмотрел на корзину и сразу заметил изменения: она превратилась из старой грязной корзины для угля в совершенно чистую, причем изнутри и снаружи. «Сынок, вот что происходит, когда ты читаешь «Бхагавад-гиту»: подобно тому, как вытекала вода из корзины, когда ты ее нес, поначалу ты также мог не помнить и не понимать всего того, что в ней написано. Но если раз за разом ты будешь продолжать ее читать – ты, несомненно, будешь меняться, т.е. очищаешься изнутри и снаружи. Таково волшебное и мистическое свойство этой живой и великой книги. Поскольку в ней записаны слова Самого Господа, она дает возможность очиститься всем и каждому, кто будет ее читать. Однако, если ты прекратишь делать это, ты потеряешь связь с Господом и проблемы будут сыпаться на тебя одна за другой на протяжении всей твоей жизни. Поэтому, мой дорогой внук, продолжай читать эту книгу так или иначе и ты, несомненно, будешь очищаться, развивать в себе преданность Богу и открывать в ней все новый смысл, несущий мудрость, духовное счастье и нескончаемое вдохновение».


Ограниченные возможности памяти или
важность каждодневного чтения

   Современными физиологами установлено, что память, интеллект и умение концентрироваться, повышаются только за счет постоянной и регулярной практики, подобно тому, как физическая сила и выносливость достигаются посредством упорных упражнений. В духовных кругах говорится: « Чтение духовной литературы, также важно для развития ума, как физические упражнения для тела». Часто для примера развития памяти приводится аналогия с инструментом, у которого есть свойство «притупляться» и которому требуется постоянная заточка. То же самое справедливо и по отношению к нашему разуму и памяти, которые также важно регулярно «затачивать», а точнее «оттачивать», и которые в полной мере могут проявить свои колоссальные способности.

Важность регулярного приложения усилий, необходима для любого дела, в котором мы хотели бы достичь успеха: будь то повторение мантр (джапа), практическое служение или любое другое творческое занятие. С помощью постоянной практики, наш мозг или разум будет более сильным и «острым», благодаря чему наше мышление также станет ясным, сосредоточенным и способным к углубленным размышлениям. Шрила Прабхупада в одном из своих писем на данную тему, мягко говоря, откровенничает со своим учеником: «Умение выступать, как и любое другое умение, зависит от учебы и практики. Я помню, как меня впервые попросил выступать один из моих старших духовных братьев. Я чувствовал себя очень неуверенно, поскольку не привык говорить публично. Позже, выступая с лекциями, слушая и читая, я накопил большой опыт, и теперь мы можем беседовать пятьдесят минут, а то и час без перерыва. Итак, очень внимательно читай наши книги и собирайся с мыслями, тогда ты сможешь говорить часами без всяких затруднений. Необходима практика. Читай наши книги, особенно только что изданный «Нектар преданности», и учись говорить публично: все получится». (Письмо Упендре, 24 июня 1970 г.)

Продолжая тему, хотелось бы отметить, что в наше время (Кали-югу) возможности памяти у людей весьма и весьма ограничены. На это также повсеместно указывают и сами ведические писания. Например, статистическими наблюдениями ученых установлено, что память обычного современного человека сохраняет способность к запоминанию информации, примерно в течение 20--40 часов, т.е. приблизительно на 40-50%. (Это утверждение сделано для тех случаев, если данная информация активно не используется в практике или какой-либо творческой деятельности). С другой стороны, также выявлен и такой факт, что та же самая информация, которая становится для нас интересной или полезной (т.е. активно используется в нашей повседневной практике), остается в подсознании как минимум на 70-100 часов. Из этого следует, что во время чтения приоритет всегда должен быть сделан не столько на количестве информации, сколько на ее качестве, т.е. способности и желания применить ее в жизни. На этот счет есть даже что-то вроде поговорки: «Запоминается то, что используется, а что не используется – быстро забывается».

Физиологически наш мозг устроен так, что имеет свои пределы и «хитрости», для принятия и переработки информации. Он не настолько «туп» или глуп, чтобы носить в себе совершенно не нужную информацию (если мы ее таковой считаем), и просто «отбрасывает» ее для получения новой. Эта мысль, лишь снова и снова подчеркивает элемент важности углубленного изучения, а не поверхностного, когда информация почти сразу будет забываться и просто «отбрасываться». И напротив: если ту же информацию выписывать, заучивать, или собирать в определенную систему, она, несомненно, усвоится гораздо лучше и быстрее.

Вышесказанное наводит нас на вывод о том, что при поверхностном чтении (чтении для галочки), мы лишь задействуем кратковременную память, которая, как уже говорилось, характеризуется хранением самого минимального количества информации. Это значит, что на следующий день мы практически будем склонны забывать все то, о чем узнали накануне. Этим и подчеркивается важность каждодневного чтения. Дело в том, что необходимо хорошо понимать, что влияние материальной энергии на наше сознание невероятно сильно - особенно в наше время. И к этому случаю весьма уместен пример с зеркалом (или уборкой помещения), когда на него постоянно оседает пыль, если даже его протирать достаточно часто. Что-то подобное происходит с «зеркалом нашего ума», который в наше время современных технологий, нравственного безрассудства и быстрого научного прогресса, постоянно находится в атмосфере негативного загрязнения, и которому просто необходима интенсивная и каждодневная «генеральная уборка». (Разумеется, это утверждение, также относится и к каждодневной практике повторения святых имен Господа).

Одним словом, регулярно очищать и давать новую пищу своему разуму, также необходимо, как мы это делаем, каждый день, «освобождая» свой организм от нечистот, чтобы вновь поставить ему свежую и полноценную пищу. Для практикующего духовную жизнь – это должно стать правилом номер один: как мы каждый день не забываем покормить тело, также нельзя забывать и регулярно «кормить» душу. В пренебрежении этим правилом, наши духовные порывы и стремление к цели, неизбежно будут слабеть, и «истощаться», примерно так же, как это происходит с телом, при отсутствии необходимой пищи, дающей ему жизнь и энергию.

Таким образом, чтобы кратковременную память сделать долговременной (т.е. постоянно тренировать, делая ее все более сильной), необходимо именно углубленное и систематическое изучение, которое к тому же должно сопровождаться использованием этого знания на практике.Шрила Прабхупада пишет:    «…Попытайся сделать все возможное для того, чтобы читать шестнадцать кругов ежедневно. Ты не должен допускать больших нарушений этой нормы. Это никуда не годится. Точно так же, ты должен ежедневно читать хотя бы несколько стихов из «Бхагавад-гиты» и размышлять о них в течение дня. Лучше всего ежедневно читать по одной главе и размышлять о нескольких стихах из «Бхагавад-гиты» в течение дня. Это лучше, чем просто читать один час и затем забывать все до следующего раза». (Письмо Парамананде, 29 июля 1969 г.)

Итак, регулярным чтением книг, мы, несомненно, служим Господу самым прямым и сокровенным образом. Соприкасаясь с Ним и постигая Его величие через книги Шрилы Прабхупады, мы всегда будем способны помнить о важности того, что мы делаем, и будем заметно повышать качество своего служения во всех отношениях. Но если мы перестанем регулярно читать, то будем постепенно забывать, для кого мы трудимся и к чему стремимся, утратив то вдохновение и мужество, которые необходимы, чтобы служить Господу, при любых обстоятельствах, всегда везде и всюду. Шрила Прабхупада заостряет наше внимание на этом важном принципе – читать каждый день: «Непременно с большим вниманием читай мои книги: вначале «Бхагавад-гиту», а после нее «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамриту». Ты должна читать каждый день!» (Письмо Урваши Патель, 25 июля 1975 г.)                                                        

   В священных писаниях также дается такое напоминание: «О Кришна, те, кто постоянно слушает и повторяет рассказы о Твоих трансцендентных деяниях, воспевает их или испытывает наслаждение, когда это делают другие, несомненно, созерцают Твои лотосные стопы, которые одни способны положить конец круговороту рождения и смерти». («Шримад-Бхагаватам» 1.8.36) В противоположность этому стиху, «Шримад-Бхагаватам» указывает нам и на другое напоминание, когда мы начинаем пренебрегать чтением:

«О мой Господь, те, кто лишает себя блага, отказываясь воспевать Твои трансцендентные деяния и слушать повествования о них, - поистине, обделённые судьбой и лишённые разума люди. Они погрязли во всех грехах и пороках и не останавливаются ни перед чем ради того, чтобы испытать мимолетные чувственные наслаждения». («Шримад-Бхагаватам» 3. 9.7)

Как мы каждый день не забываем кормить тело, также нельзя забывать и регулярно «кормить» душу. В пренебрежении этим правилом, основы знания начинают забываться, а духовные порывы и стремление к цели, неизбежно будут слабеть и «истощаться». Запоминается и обновляется то, что используется, а что не используется – забывается».

 

Из сокровищниц духовной мудрости:

- Мудрая книга – это дитя разума.

- В священном писании сокрыта магическая сила знания, открывающаяся только тем, кто знает, как ей воспользоваться.

- Первый и самый главный критерий того, насколько человек духовно здоров – имеет ли он вкус к чтению священных писаний.

- Две вещи успешно действуют на сознание человека - чтение мудрых книг и общение со святыми.

- Нет лучшего средства для освежения ума и укрепления разума, как чтение священного писания.

- Без чтения духовных книг мы не можем с верой и энтузиазмом идти к тому светлому и прекрасному будущему, к которому непоколебимо стремимся.

- Мудрая книга – это святящаяся лампа или факел знания, дарующий человеку надежду и выход при самых трудных жизненных испытаниях, возникающих на самых темных дорогах жизни.

- Книга, написанная святым человеком - это живое явление жизни, как и сам человек, который своим примером и опытом учит нас радоваться и не унывать, бороться и побеждать, терпеть и не сдаваться.

- Хорошая, мудрая книга – самый лучший подарок для жаждущей знания души.

- Великое наслаждение держать в руках священное писание и упиваться его мудростью. Это все равно, что пир для ума, которым можно наслаждаться бесконечно и ни когда им не пресытиться.

- Без чтения духовных книг жизнь человека пуста и примитивна.

 - Умная, вдохновляющая книга – это могучее оружие, которое вооружает душу мечом знания и как щит помогает ей защищаться в битве от всяческих пороков.

- Чтение хороших книг – это сокровенное общение с самыми лучшими людьми, которые сообщают нам свои самые лучшие мысли.

 

Правильный настрой к изучению –
 залог стойкости и крепкого разума

   Для того чтобы изучение священных писаний укрепляло разум, очищало душу и приносило радость, одним из первых и важнейших условий является правильное понимание того, почему, как и зачем мы это делаем. Умение изучать писания и получать от этого процесса максимальное благо и вдохновение – является не менее важным и кропотливым искусством, как, например, искусство ораторства, сосредоточенного повторения мантр, искусство общения и т.д. Как сказал Лев Толстой: «Просто читать, это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем великое таинство и настоящий секрет этого по истине великого искусства».

 Основной секрет этого искусства состоит в том, что писания надо уметь не только правильно читать, их также надо очень бережно хранить, любить, ценить, прославлять, а также выражать всяческое почтение, подобно тому, которое мы выражаем Самому Господу. И это не литературная метафора, сказанная ради «красного словца». В действительности писания – это личности, подобно тому как, по утверждению Вед личностями мы считаем установленные в храме Божества. Эта литературная форма или образ Самого Господа, который проявляется через богооткровенные писания и другие подобные книги. И с этими книгами, как и с людьми - надо уметь общаться, дружить и учиться строить с ними правильные отношения. Тогда и только тогда, они откроют нам свои сокровенные истины и дадут ответ на любой самый трудный и запутанный вопрос, возникший в нашей жизни. Шрила Прабхупада отмечает этот важный момент следующим образом: «…Этим книгам, шастрам, поклонялись в храмах как Божествам. Одним словом, они были большой редкостью. С появлением книгопечатания они стали более доступны. Но мы всегда должны помнить, грантхи, священные писания, следует почитать также, как Самого Бога. Эти книги являются воплощением Бога в звуке, и к ним нельзя относиться пренебрежительно. Не относитесь к «Бхагавад-гите» или к «Бхагаватам» пренебрежительно, не считайте их обыкновенными книгами. Обращайтесь с этими книгами очень бережно, заботьтесь о них так же, как вы заботитесь о Божествах».  (Лекция

 Шрилы Прабхупады, прочитанная в Лос-Анджелесе 6 декабря 1974 года).

Нами было неоднократно подмечено, что когда читатель (преданный) регулярно читает и погружается в деятельность связанную с преданным служением, ему начинает казаться, что книги (тексты и комментарии Прабхупады) начинают, каким-то мистическим образом, вести с ним разговор на данную тему. То есть, столкнувшись, например, с какой-то проблемой в данный момент, мы порой открываем книгу именно в том месте, где самым доступным образом дано ясное решение этой проблемы. (В этом случае рекомендуется не забыть попросить и помолиться Господу о том, чтобы Он подсказал способ решения этой проблемы). Однако при неправильном отношении – эти же книги, словно живые, становятся либо трудными для понимания, либо их знания становятся скрытыми будто в «тайне за семью печатями».

Например, такую книгу как «Бхагавад-гита», Веды называют лучшим из всех существующих на земле священным писанием, сутью всего ведического знания и звуковым (литературным) образом Господа не отличным от Него Самого. Это значит, что к ней необходимо относиться с величайшим благоговением и почтением, но ни в коем случае ни как к книге для праздного времяпровождения, подобно тому, как мы это делаем, читая обычную литературу. Из примера собственной жизни, к сожалению, нам известны случаи, когда некоторые «читатели», специально брали перед сном именно «Бхагавад-гиту», чтобы, читая ее, побыстрее утомиться и заснуть. (Такой совершенно не правильный мотив, был чистосердечным признанием самих читателей). В последствии, когда у нас полностью пропадает вкус к чтению, мы можем думать, что сами не хотим обращаться к писаниям, по тем или иным причинам, но на самом деле, эти мысли возникают лишь потому, что писания просто начинают «отворачиваться» от нас и закрывать понимание в необходимости обращения к ним.

 В самих же писаниях, таких как «Бхагавад-гита», «Шримад-Бхагаватам», и др., утверждается, что внимательное и кропотливое чтение о славе и деяниях Господа (и Его преданных), доставляет Ему такое огромное удовольствие, что Он сразу стремится ответить взаимностью. Это подобно тому, как слава Святых Имен Господа, открывается лишь тогда, когда нашими усердными попытками становится удовлетворен Сам Верховный Господь. И это особенный момент, поскольку именно через наш разум, Господь, находящийся в сердце каждого как Сверхдуша или Параматма, глядя на наше стремление постичь Его, начинает по собственному усмотрению очищать душу, открывать какие-то сокровенные философские истины и лично подсказывать правильные решения на духовном пути. В «Шримад-Бхагаватам» говорится: «Слушание повествований о Кришне, изложенных в ведических писаниях, или слов Самого Кришны в «Бхагавад-гите» само по себе праведно. Господь Кришна, пребывающий в сердце каждого, действует как лучший друг преданного, неустанно слушающего о Нем, и очищает его сердце от материальной скверны. Тогда в сердце преданного естественным образом пробуждается духовное знание. Продолжая слушать о Кришне от преданных и читать «Шримад-Бхагаватам», человек утверждается на пути служения Господу. (Бхаг., 1.2.17-19).

Поскольку процесс изучения – это личностный процесс, находящийся под контролем Самого Господа, то только так и ни как иначе (т.е. проявляя веру, искренность, почтение и смирение перед священными писаниями), мы можем надеяться получить духовную силу и понимание каких-то важных философских аспектов. И напротив: мы ни когда не сможем понять их сокровенного смысла, если будем небрежны, не смиренны или скептически настроенными, подобно тому, как это делают ученые-теософы, скептики-теологи или философы майявади, пытающиеся понять в священных писаниях какой-то скрытый смысл или искажая его, своими запутанными и эгоистическими представлениями. В «Сканда-пуране» говорится: «Тот, кто постоянно читает книги, в которых даются наставления о том, как заниматься преданным служением, всегда славится среди людей, и Господь Кришна, безусловно, становится очень доволен им. Человек, бережно хранящий такие писания дома и выражающий им свое почтение, избавляется от всех последствий своих грехов, и, в конце концов, даже полубоги начинают поклоняться ему». (Нектар преданности, стр.133).

 

Чтение священных писаний – это великое искусство, владея которым, можно постичь самые сокровенные тайны духовной науки. С правильным к ним отношением, мы сразу получаем милость Господа, даруемое Им через наше сердце в форме знания и очищения. От неправильного же к ним отношения, писания могут проявить и обратный эффект: мы можем полностью потерять к ним интерес, поскольку они «закроют» от нас эти истины и перестанут быть по-настоящему важными.

 

Великие мыслители прошлого о священных писаниях («Бхагавад-гите»):

«Когда меня охватывают сомнения, когда разочарования следуют одно за другим и не видно луча надежды на горизонте, я обращаюсь к «Бхагавад-гите» и нахожу стих, приносящий успокоение. Я сразу начинаю улыбаться, забывая о переполняющей меня печали. Те, кто размышляет над «Гитой», постоянно черпают в ней радость и открывают в ней новый смысл» (Мохандас К. Ганди)  

 «Появление этого перевода на русском языке будет событием не только огромной литературной важности, но и исторической. «Бхагавад-гита» - это одно из величайших Евангелий человечества, и поэтому его воплощение на русском языке несет такие же откровения духу, какие нес с собой славянский перевод Библии… В ней все небесное блаженство и вся земная надежда, всё богопознание и весь земной путь верующего». (Максимилиан Волошин)

«Я был обязан «Бхагавад-гите» замечательным днем. Это первая из книг; такое впечатление, что целая империя говорит с нами; в ней нет ничего мелкого, незначительного – все крупное, последовательное, безмятежное; это голос древнего разума, размышлявшего в другую эпоху и в другом климате, но над теми же вопросами, что беспокоят и нас». (Ральф Уолдо Эмерсон)

«В Великом учении Вед нет ни тени сектантства. Оно преднадначено для всех эпох, климатических регионов и наций и является королевской дорогой к достижению Великого Знания. Утром я погружаю свой разум в величественную философию «Бхагавад-гиты», в сравнении с которой наш современный мир и его литература кажутся незначительными». (Генри Дэвид Торо, американский философ)

«Бхагавад-гита» - это одно из самых ясных и полных обобщений всех духовных мировоззрений. Следовательно, она представляет непреходящую ценность для всего человечества». (Олдос Хаксли, английский писатель)

«Я твердо верю в основной принцип «Бхагавад-гиты», всегда стараюсь помнить его и руководствоваться им в своих действиях, а также говорить о нем тем, кто спрашивает мое мнение, и отражать его в своих сочинениях». (Лев Толстой)

«В целом мире нет учения настолько благотворного и возвышенного, как учение Упанишад. («Бхагавад-гиту» относят к числу «Гитопанишад», являющейся квинтэссенцией всех Упанишад). Оно было утешением моей жизни, и оно станет утешением моей смерти». (Артур Шопенгауэр, немецкий философ)

«Когда я читаю «Бхагавад-гиту», я спрашиваю себя, как же Бог создал Вселенную? Все остальные вопросы кажутся излишними». (Альберт Эйнштейн)

  


Вера в писания и даруемые ими
благадает стимул и вдохновение
следовать им

 Источники вдохновения для чтения священных писаний могут быть для каждого из нас совершенно разные. Это, как правило, зависит от духовного уровня и приоритетов самого человека. Можно, например, это делать для удовлетворения Господа, Шрилы Прабхупады и духовного учителя. Можно для собственного вдохновения и улучшения качества своей духовной практики. А можно и для достижения каких-то результатов, конечно, лучше всего - духовных. Для начинающих духовную жизнь – это является вполне приемлемым мотивом, вдохновляться теми многочисленными благами, которые для того и описываются самими же священными писаниями, чтобы, так или иначе, вдохновить нас на это благое начинание. Как говорится в этих случаях: «Все средства хороши, лишь бы начать делать это…»

Скажем, в «Вараха-пуране» говорится, что если просто регулярно читать «Бхагавад-гиту», то можно получить несметные духовные, а также и всевозможные материальные блага, в зависимости от наших желаний и мотивов. (См. ниже раздел «Блага даруемые «Бхагавад-гитой» из «Вараха-пураны»»). Величие «Бхагавад-гиты» настолько велико, что, как говорится в самих Ведах: «День прошел не зря, если вы выучили хотя бы один стих из «Бхагавад-гиты», или хотя бы одну строчку, или хотя бы одно слово, или хотя бы один слог, или хотя бы одну букву – даже этого достаточно чтобы получить вечное благо». Однако  и здесь  требуется ни малая доля веры во все эти высказывания, поскольку у человека по утверждению самой ведической литературы (из раздела психологии в «Гаруда-пуране»), подмечена склонность преуменьшать значение величия писаний (т.е. склоняться к скептическому негативу и иметь тенденцию к недостатку позитива).

Иными словами, если, например, считать, что сказанное в писаниях - это всего лишь чьи-то скучные, утомительные проповеди, досужие домыслы или обычные преувеличения, то и результаты того, о чем мы прочтем в них, будут не прибавлять  у нас вкуса к чтению, а наоборот – уменьшать его. Проще говоря, будучи даже немного скептически настроенным, читая без всякого интереса, или как говорят «для галочки», мы скорее проникнемся умонастроением «кабинетного скептика-мыслителя», чем реально получим от этого хоть какую-то духовную пользу и вдохновение. Подходя к чтению священных писаний с подобным умонастроением, большинство читателей постепенно находят это занятие совершенно неинтересными, считая сказанное в них чем-то преувеличенным, скучным или крайне сложным для понимания. То есть, когда мы начинаем относиться к прочитанному как к неким мифическим преувеличениям, (особенно когда дело касается описания игр и деяний Господа), то, под влиянием подобного умонастроения, мы естественным образом, начинаем выдумывать всякого рода предлоги, лишь бы отложить изучение «на потом», считая при этом какие-то второстепенные дела более важными. И тогда, неизбежно включается тот самый механизм, когда мы начинаем преуменьшать важность и значение этого процесса, теряя понимание, ради чего мы должны это делать.

Простой пример: замечено, что многие читатели, имеющие «Бхагавад-гиту», относятся к ней как к весьма сложной книге, которую (как они говорят) трудно читать. Для многих из них (с их же чистосердечного признания) стало обычным делом не открывать ее годами, держа на полке просто как реликвию или благоприятный книжный талисман, нежели как практическое руководство к действию. На самом деле, все то, что в ней сказано – это слова Самого Господа, которые обращены именно к каждому из нас и именно к нашим каждодневным проблемам. В этой настольной книге есть ответы (и советы) на все случаи жизни, которые были и останутся самыми мудрыми, актуальными и эффективными на все времена – вплоть до скончания существования нашей Вселенной. Вопрос лишь в том, хотим ли мы найти эти ответы и есть ли у нас вера в то, что причину всех своих проблем нужно искать именно в духовных истинах, которые и содержатся в «Бхагавад-гите».

В этом весь смысл изучения священных писаний: обращаясь к ним и глубоко изучая, мы начинаем «смотреть в корень» своих проблем. И вера в эту истину, что в писаниях есть ответ на любой жизненно важный вопрос, не должна вызывать у нас и толики сомнений в практичности, совершенной мудрости и божественной непогрешимости этих трансцендентных, духовных книг. Нужно просто научиться общаться с этими книгами и стараться, как можно глубже проникнуть в их сокровенную суть.

Из этого следует вывод, что необходимо незамедлительно начать читать и изучать книги Шрилы Прабхупады с полной верой, почтением и энтузиазмом, и неподдельный вкус и сила разума, обязательно придут как необратимое следствие этого достойного всяческих похвал начинания. Шрила Прабхупадаговорит: «Сколько бы мы не перечитывали священные писания, они всегда сохраняют для нас новизну и привлекательность. Когда у меня есть время, я читаю книги, которые сам же написал». (Письмо Хамсадуте, 1октября 1974г.)

Смысл изучения священных писаний заключается в том, что мы учимся «смотреть глазами писаний» (шастра-чакшу). И вера в то, что в писаниях есть ответ на любой жизненно важный вопрос, не должна вызывать у нас и толики сомнений в их практичности, совершенной мудрости и божественной непогрешимости этих трансцендентных, духовных книг.

 

Из сокровищницы духовной мудрости:

Далее приводятся блага, описанные в «Вараха-пуране», где говорится, что чтение самого главного из священных писаний «Бхагавад-гиты» (особенно вслух), дарует человеку следующие благословения:

- Если просто прочитать вслух девять глав (половину «Гиты») – это все равно, что совершить Го-дану, т.е. пожертвовать корову достойной личности.
- Чтение одной трети «Гиты» (т.е. шести ее глав) равнозначно благу от совершения Сома-ягьи.
- Чтение вслух трех глав, приравнивается к омовению в священной реке Ганге.
- Ежедневное чтение двух глав, дает благочестие, достаточное, чтобы жить целую кальпу на Индралоке.
- Если каждый день читать вслух всего одну главу, можно заработать благочестие, которого хватит, чтобы много лет жить на Рудралоке.
- Ежедневно читая половину или четверть главы, можно заработать благочестие, которое позволит много лет наслаждаться на Сурьялоке.
- Ежедневное повторение десяти, семи, пяти, трех, двух стихов (шлок) или даже половины стиха позволит десять миллионов лет жить на Чандралоке.
- Тот, кто перед смертью слушает чтение «Бхагавад-гиты» или объяснение ее смысла, непременно обретет освобождение из оков материи.
- Если человек читает «Бхагавад-гиту» во время обряда шраддха (поминальная церемония), его предки никогда не попадут в ад.
- Но самое главное благо заключается в том, что если просто читать «Бхагавад-гиту» день ото дня, можно получить все благословения Верховного Господа Хари.

 В подтверждение сказанному Сам Господь Кришна дает Свое благословение всем читающим «Бхагавад-гиту»: «Тот, кто внимает нашей беседе с верой и без зависти, освобождается от последствий своих грехов и достигает благих планет, на которых живут праведники» (Б.-г., 18.71).

 Также в «Вараха-пуране» утверждается, что чтение «Бхагавад-гиты» наравне с поклонением Туласи-деви или повторением Вишну-сахасра-намы, доставляет такое удовольствие Господу, что Он прощает все оскорбления, нанесенные во время поклонения Ему в образе Божества. И самый простой способ, избавляющий от любого вида оскорблений, дается в Аванти-кханде «Сканда-пураны», где утверждается, что человек, нанесший Господу какое-либо из оскорблений, должен просто прочитать вслух хотя бы одну главу «Бхагавад-гиты». (В соответствии с «Гита-махатмьей» особенно в этих случаях рекомендуется читать девятую главу, которая к тому же освобождает от любого даже самого ужасного положения). О многочисленных благах даруемых «Бхагавад-гитой», также можно узнать из «Шримад-Бхагаватам» и из других авторитетных источников. Шрила Прабхупада в письме своему ученику Хамсадуте дасу, датированным 21января 1969 г., пишет: «Вначале тщательно изучите «Бхагавад-гиту как она есть». Это наиболее важная книга, и вы должны изучить ее в первую очередь».

Каждый разумный человек, желающий избавиться от невежества и перестать быть связанным этим материальным миром, обязательно должен стремиться и сильно хотеть изучать эту великую книгу – «Бхагавад-гиту». А чтобы еще больше оценить ее могущество нужно читать ее снова и снова, и тогда она несомненно откроет все свои тайны, чудеса и свое мистическое могущество, присущее Самому Всемогущему Господу. Даже просто слушая прославления в адрес «Бхагавад-гиты», мы удостаиваемся величайших благ. В «Гита-махатмье» составленной Кришной Дваипайаной Вйасой говорится:

«Любой, кто слушает или изучает Гита-Махатмью (Прославление Гиты), очень скоро избавится от грехов, которые он накопил. А тот, кто с большой верой помнит об этих поучениях, получит результаты всех видов благочестивой деятельности и великих жертвоприношений и, насладившись всеми мировыми богатствами, достигнет обители Господа Вишну». («Гита-махатмья»)

 (Этот стих из «Гита-махатмьи», записанной в «Падма-пуране» Кришной Дваипайаной Вйасой. В этом классическом произведении описывается могущество и величие «Бхагавад-гиты» в форме 18-ти интересных историй, прославляющих каждую из ее глав. При желании читатель может обратиться к нам и приобрести все 18 историй целиком, которые в данный момент переведены на русский язык и имеются как в книжном, так и в электронном вариантах).

 


Секрет настоящего вкуса
изучения «Бхагавад-гиты» или
лекарство против стрессов

  Зачастую, каждодневное чтение духовной литературы, для некоторых учеников воспринимается чем-то вроде принудительной аскезы. Однако, в духовной жизни, особенно на ее начальных этапах, во многих вещах требуются некоторые усилия для того, чтобы быть способным подниматься над такими концепциями как «хочу - не хочу», «нравится – не нравится» и т.д. По мере все большего духовного опыта, приходит осознание того факта, что если в начале, нам что-то могло показаться совершенно не по вкусу, то со временем, то же самое - становится просто необходимо как жизненный воздух. Это напрямую относится к изучению писаний. Наше нежелание читать о славе, деяниях и качествах Господа – это как  запущенная хроническая болезнь (ложное эго или сильная сосредоточенность на самом себе), проявляющаяся подобно тому, как больной гепатитом, на какое-то время, может потерять способность испытывать вкус сладкого, испытывая вместо него – горечь и отвращение. 

Наш личный, хоть и не такой богатый опыт изучения книг Шрилы Прабхупады, неудержимо вдохновляет нас поделиться с читателем собственными пониманием, помогающим ощущать привлекательность и могущество изучения священных писаний, в частности «Бхагавад-гиты». Поистине это настолько увлекательно, что если посвятить всего себя этому занятию, оно буквально окунает нас в безграничный океан мудрейших мыслей, погружает в запредельный мир духовных откровений и приоткрывает кладезь самых сокровенных знаний. Углубляясь в ее («Бхагавад-гиты») суть, пусть даже на несколько прекрасных минут в день, своей мудростью и  кришна-катхой, она способна поднять, а точнее поглотить, наше сознание настолько, что материальный мир как будто перестает существовать вокруг нас. Этот опыт может быть доступен каждому, при условии, что мы согласимся, хотя бы на несколько минут в день, отодвинуть все другие дела в сторону, и целиком сосредоточиться на изучении этой удивительной книги. А результатом и наградой этому будет то, что Сам Кришна начнет реально проявляться на каждой ее странице, и живое ощущение счастья от соприкосновения с этой книгой, начнет также заметно увеличиваться с каждым прочитанным стихом – все больше и больше.

В чем же состоит настоящая ценность, неподдельный вкус и истинная польза от соприкосновения с этой мистической и божественной книгой? Самое большое благословение и радость, которые она несет, состоит в том, что те, кто регулярно слушает трансцендентные беседы Кришны и Арджуны (отражающие диалог истинного духовного учителя и ученика), вдохновляются или получают редчайшую возможность стать преданным Кришны (или стать еще более искренним в своих устремлениях). А это – по истине самая большая удача и благословение в этом мире, какое только можно себе представить и обрести. Этот величайший секрет заключается в том, что, просто став преданным Господа и отбросив свою гордыню, можно стать по-настоящему счастливым и достичь полного умиротворения. И не мудрено, что для такого счастья, в этом бренном и исполненном страданий мире, нам больше чем необходим настоящий Защитник, истинный Покровитель и самый достойный Господин, каковым во всех отношениях и является всемогущий Верховный Господь. В обретении Его милости и заключается истинный секрет и настоящий вкус изучения «Бхагавад-гиты», которая каждым своим стихом прославляет преданное служение Господу. Для тех, кто это понял и пытается таким образом связать с Ним всю свою жизнь, Он во всеуслышание утверждает и обещает:

«Во всех делах и начинаниях всегда полагайся на Меня и помни, что ты находишься под Моей защитой. Таким образом, занимаясь преданным служением, всегда думай обо Мне. Всегда думая обо Мне, ты Моей милостью преодолеешь все препятствия обусловленной жизни. Если же ты будешь действовать, побуждаемый ложным эго, не слушая Моих указаний и не памятуя обо Мне, то потеряешь себя». (Б-г. 18. 57-58).

 «Бхагавад-гита» дает нам «золотой ключик» к той таинственной двери, за которой «спрятано» настоящее счастье, а также истинное решение всех наших как духовных, так и материальных проблем. В этом смысле чтение этой книги становится для нас как пища для ума - слаще самой сладкой, как драгоценность для тела - ценнее самой драгоценной, и как заветной мечтой для сердца, которая становится желаннее самой желанной. (Разуется это относится и к святому имени, в важности повторения которого и содержится основная мысль и идея «Бхагавад-гиты»). В самой же «Бхагавад-гите» об этом сокровище (духовном знании) говорится: «Это знание – царь знания, самая сокровенная из тайн. Это – чистейшее знание, и, поскольку оно дает человеку живой опыт постижения природы своего «Я», оно является совершенной религией. Знание это вечно, и постижение его радостно». (Б.-г., 9.2). Шрила Прабхупада дополняет это утверждение: «В «Бхагавад-гите» есть все! Мы просто должны досконально изучить это писание и глубоко понять его».(Из лекции Шрилы Прабхупады)

  Мы видим, как люди в материальном мире всегда искали, ищут, и будут искать этот редкий, хотя и каждому доступный «золотой ключик» - знание о своем «Я» и истинном счастье. Но зачастую они ищут его совершенно не в том месте или не в том направлении, пытаясь делать «суррогаты» этого счастья из чувственных наслаждений, материального благополучия и других попыток найти его в этом мире, который всегда исполнен невежества, боли и разочарования.

Итак, только разумные люди понимают, что решением всех проблем, является преданное служение Господу, которое красной нитью проходит через всю эту книгу, включая в себе три простые, но очень важные истины:

Мы не есть это тело и каждый из нас – это вечная душа, неотъемлемая частичка Господа (приняв эту жизненную позицию, Господь начинает заботиться о нас лично, предоставляя нам все возможности для духовного роста).

Все происходящее в этом мире находится под полной властью и контролем Бога (предавшись Ему,  для нас нет ничего невозможного, мы находимся в самом наилучшем положении и защищены всегда, везде и всюду).

Вся наша жизнь – это дорога любви, проложенная Самим Богом как Его совершенный план для нашего спасения. Поэтому чтобы с нами не случилось, предназначено только для нашего очищения и высшего блага.

Если глубоко понять и принять во внимание силу этих трех утверждений, основанных на знании «Бхагавад-гиты», то, даже не прибегая к многочисленным книгам по психологии или психотренингу, можно легко решить любую свою проблему. Например, того, кто хорошо понял (пусть даже теоретически), что он не есть это тело - не могут вывести из равновесия ни какие треволнения материальной жизни. То есть, главная суть этого утверждения в том, что какой бы существенной ни была для нас потеря или какой бы страшной ни была болезнь – все это связано лишь с временным, бренным телом. Или какой бы трагичной и неожиданной ни была смерть близкого нам человека, а также, какой бы несправедливой и болезненной ни была критика, сказанная в наш адрес, это – всего лишь телесное, материальное представление о сути вещей, которое не является ни истинным, ни долговечным. На этом утверждении основана вся суть «Бхагавад-гиты».   

Второе утверждение указывает на то, что если Господь является последним из тех, кто утверждает и позволяет чему-либо случиться или не случиться, то, как можно о чем-то беспокоиться и сожалеть. Ведь если все, что с нами происходит, является волей всемогущего Бога, то нет и причин для скорби, поскольку Он в совершенстве знает, что нам положено и что для нас будет наилучшим. Бог – это высшая и последняя инстанция, которая наблюдает, дозволяет, всех обеспечивает и утверждает все то, что происходит в этом мире. Это значит, что в каком бы положении мы не оказались, и что бы с нами не случилось – это высшая воля Бога, а ни «его величество случай» и непредвиденное стечение обстоятельств. Любое событие в этом мире - это в высшей степени, закономерное и санкционированное решение, исходящее от непогрешимого, всемилостивого, всемогущего, всезнающего и всегда любящего нас Господа. И все это может означать, что все, что бы ни делал Господь - Он делает это исключительно для нашей духовной пользы и вечного блага.

И, наконец, если наша жизнь, с ее трудностями и испытаниями, это лишь путь, который ведет и выковывает из нас свободную и любящую душу, то, как можно подвергаться стрессу или впадать в отчаяние, даже если у нас что-то не получается на духовном пути?! Нужно терпеливо «нести свой крест» и просто уметь правильно относится к любым проблемам жизни (болезням, кризисам, стрессам или критике), извлекая из посланных нам уроков нужные выводы. Нужно понимать, что все это не случайно и находится под пристальным взглядом Господа, сострадающего, любящего и всегда готового помочь нам.

Предназначение жизни в том и состоит, чтобы осознать связь всего сущего с Богом, очиститься от всех своих ложных представлений и возродить в себе утраченную любовь к Нему. То есть, суть сказанного в том, чтобы не впадать в летаргию и безысходность при появлении трудностей и разного рода испытаний, неизбежно присущих материальному существованию. Нужно просто научиться жить с ними так, чтобы они нас не беспокоили, полностью положившись на милость, справедливость и совершенную волю Господа. Однако для этого мы должны четко видеть свою цель и решительно, с воодушевлением и полной убежденностью стремиться к ней, несмотря ни на какие трудности и материальные обстоятельства. Суть «Бхагавад-гиты» в том и состоит, чтобы избавить нас от всех сомнений и излишних опасений, и полностью вручить себя Господу, который обещает позаботиться обо всем, в чем бы не нуждались в этом мире.

Чтение и изучение «Бхагавад-гиты» должно стать нашей пищей для ума - слаще самой сладкой, нашей драгоценностью для тела - ценнее самой драгоценной, и нашей заветной мечтой для сердца и души, которая желаннее самой желанной.

 

Благоприятные дни для дарения священных писаний (блага и величие праздника Гита-джаянти):

В праздник Гита-джаянти отмечается годовщина того дня, когда Господь Шри Кришна поведал «Бхагавад-гиту» Своему дорогому другу и преданному Арджуне, которые находились между армиями Куру и Пандавов на поле битвы Курукшетра. Это место сохранилось до наших дней, и каждый год в этот день многочисленные паломники приходят на Курукшетру и читают «Бхагавад-гиту» с раннего утра и до следующего дня. Этот праздник празднуется ни один день, а целый месяц - декабрь, в то самое время, когда  и была поведана «Бхагавад-гита». Сейчас на этом месте, ныне известном как Джйотисар-тиртха, установлены изваяния Партха-саратхи - Господа Кришны в образе колесничего и Его преданного Арджуны. Обитатели ашрама, ухаживающего за этим священным местом, говорят, что дерево, которое растет рядом с изваянием Партха-саратхи, потомок того самого дерева, под которым была рассказана «Бхагавад-гита».

Но главная особенность этого праздника в том, что на протяжении всего дня, очень благоприятно распространять или дарить «Бхагавад-гиту» знакомым, друзьям, близким родственникам и т.д. В писаниях утверждается что тот, кто делает это, больше ни когда не забудет ее («Гиты») сокровенного смысла, который будет лишь углубляться и приумножаться как духовный опыт человека, на протяжении всей его оставшейся жизни. Также говорится, что если даже такой человек не занимается или по какой-то причине оставляет занятия духовной практикой, в следующей жизни он обязательно соприкоснется с этим знанием и вспомнит все то, что уже знал об этом или вновь приступит к практике преданного служения с того уровня, на котором когда-то остановился. Иными словами, однажды ему также кто-нибудь подарит (или распространит) эту книгу, либо, так или иначе, он обязательно соприкоснется с чистым преданным Верховного Господа, продолжив свой духовный путь.

Давайте же позаботимся, чтобы у каждого из наших друзей, близких и знакомых обязательно хранилась дома «Бхагавад-гита», поскольку это лучшая из всех книг для познания духовных истин и самый лучший подарок для жаждущей знания души. То великое благо, которое получает человек, читающий или просто хранящий у себя дома книги о поклонении Верховному Господу, описано в цитате из «Сканда-пураны»: «Тот, кто постоянно читает книги, в которых даются наставления о том, как заниматься преданным служением, всегда славится среди людей, и Господь Кришна, безусловно, очень доволен им. Человек, бережно хранящий такие писания дома и выражающий им свое почтение, избавляется от всех последствий своих грехов, и, в конце концов, даже полубоги начинают поклоняться ему». (Нектар преданности,стр.133).
(Все вышеописанные рекомендации, сказанные в адрес «Бхагавад-гиты», имеют ту же силу, если то же самое делать по отношению к «Шримад-Бхагаватам», преподнося его или давая в дар, в каждое полнолуние пребывающей луны).

 


4 основных препятствия,
 мешающих эффективному
 изучению писаний

    Как мы уже упоминали в «Предисловии», существует пять основных оправданий, которые являются корнем, вернее скрытой причиной того, почему нам порой так тяжело изучать книги Шрилы Прабхупады. Здесь же мы разберем четыре главных препятствия, которые также нужно знать, чтобы грамотно и эффективно бороться с ними и всячески избегать. В духовной практике, чтобы эти препятствия или «ловушки» не превратились в привычку – их своевременному устранению, следует уделить самое пристальное внимание.

Прежде всего, нужно, при чтении священного писания необходимо учиться ясно осознавать написанное и уметь рассматривать ценность того или иного факта с разных точек зрения. Например, чтение всякого рода детективов и подобной мирской беллетристики, как правило, не преследует практической цели, кроме как побыстрее узнать конец книги или испытать какое-нибудь острое переживание. Что же касается чтения писаний, то основным мотивом должно быть непременное извлечение какой-нибудь существенной пользы или дельного совета с желанием использовать их на практике. В искусстве изучения важно не количество прочитанных страниц, а, прежде всего, умение концентрироваться, обращать внимание на метко сказанные фразы и развивать способность улавливать идеи связанные с нашей практической повседневностью. И может быть наиболее важным моментом, является глубинное понимание замысла и настроения самого автора. Однажды Тамала-Кришна Госвами (ученик Шрилы Прабхупады) на одной из своих лекций процитировал слова  своего духовного учителя: «Мои книги лучше меня самого, ибо в них – лучшая моя часть. Я просто сажусь за стол и начинаю диктовать, и так получается, что каждое слово, которое я произношу, - это лучшее из того, что во мне есть» (из лекции, прочитанной в Бельгии 1 августа 1989 года). Чтобы уметь глубже проникать в замысел автора и стараться досконально понять настроение самого Шрилы Прабхупады, необходимо хорошо знать четыре основных препятствия, мешающие эффективному изучению писаний:

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!