Список рекомендуемой литературы

Вопросы к Госэкзамену по курсу «Эстетика фотографии»

1. Природа эстетики фотографического образа.

Коренное отличие эстетики фотографии от эстетики других видов изобразительных искусств. Преимущества фотографии, основанные на технической фиксации физической реальности.

2. Предпосылки появления и изобретения фотографии.

Открытие линейной перспективы флорентийским скульптором и архитектором Филиппо Брунелесски и связанное с ним развитие реалистического направления в живописи. Социальные  и технические предпосылки.

3. Проблема выразительности в фотографии. ( Поиски собственного языка).

Два пути решения проблемы выразительности в фотографии на раннем её этапе. Пиктореализм и наиболее яркие его представители. Поиски собственных выразительных средств, начиная с Генри Фокс Тальбота.

4. Формы бытования снимка.

Две группы бытования фотографии. Существование фотографии в рамках фотовыставок и конкурсов. Фотоальбомы и фотокниги. Фотография на страницах журналов и газет. Прикладная, исследовательская, научная, техническая и юридическая фотография. Книжная иллюстрация и реклама. 

5. Реальность в фотоснимках. Отличие фотографического зрения от человеческого.

Фотография как аспект вечности и как зафиксированное краткое мгновение. Отличие фотографического зрения от человеческого. Психологический фактор человеческого зрения. «Жёлтое пятно». Возможность фотографии фиксировать события, которые в реальной жизни протекают неуловимо быстро.

6. Репортажные методы фиксации физической реальности.

История и разновидности «скрытой камеры». Метод длительного наблюдения и последующая его эволюция. Метод съёмки, основанный на том, что реакция объекта на аппарат , изменяющая первоначальную ситуацию, наступает после съёмки.

7. Значение авторского начала в фотожурналистике и в традиционных жанрах фотоискусства.

Безличность фотографии: кажущаяся и настоящая. Механистическая природа фотографии – основа представлений о доминирующей роли камеры. Двуединство созидающего начала человек \ аппарат. Личностный момент в творческой фотографии.

8. Основополагающие выразительные средства. Ракурс и план.

Ракурс как самый эффектный способ расставить акценты. Зависимость смысла кадра от выбора высокой, низкой или даже сверхнизкой точки зрения и съёмки. Зависимость окончательной точности фотографического высказывания от уместно применённой крупности плана. Относительность представлений о крупности планов в фотографии, т. е. их зависимость от масштабов снимаемых объектов.

9. Основополагающие выразительные средства. Композиция.

Фотокомпозиция и прочие выразительные средства: свет, тон, линия, фактура и т.д. Специфические качества фотокомпозиции, возникающие из-за того, что она строится из материала физической реальности. «Шероховатость фотокомпозиции придаёт ей необходимую достоверность.» ( А. Вартанов ). Фрагментарность. Неуравновешенная и ассиметричная композиция и стремительность самой жизни. Эволюция фотокомпозиции во времени.

10.Грамматика фотографии: светотень, тон, цвет.                                                               

Света, тени и цвет как материальная основа фотоснимка, его «первоэлемент». Их место по значимости в ряду выразительных средств фотографии. Нюансировка градаций и фактуры светотени и общая пластическая культура фотографии. Значение светотени как выразительного средства в документальном творчестве. Исторический аспект: применение мягкорисующей оптики и высокая фотографическая культура 19 века. Поиск новых возможностей светотонального воплощения различных аспектов материального мира в 20веке (Й. Судек, А. Штеренберг). Цвет как самостоятельное и сильное выразительное средство. Технические трудности использования цвета. Авторский замысел и колористическое решение снимка. 

11.Эстетика фотографических жанров. Портрет.  

Портрет как самый популярный жанр изобразительного искусства. Глубина проникновения в суть человеческого характера и предельная достоверность воссоздаваемых на снимке деталей – отличительные качества художественного фотопортрета. Достижение сходства внешнего и внутреннего. Присутствие в облике запечатлённго человека творческого облика снимающего. Разновидности студийного фотопортрета и их взаимосвязь с творческими индивидуальностями отдельных крупных фотопортретистов. Документальное начало в репортажном портрете. Кадр- портрет как ключевой в фотоочерке , определяющий его силу и глубину. Парный, тройной и групповой портрет. Эстетические и реальные критерии для показа нескольких человек в одной портретной композиции.

12.Эстетика фотографических жанров. Пейзаж.

Пейзаж как первый жанр в истории фотографии. Неподвижность натуры и крупные локальные пластические формы – основа популярности архитектурного пейзажа на раннем этапе фотографии. Фактор времени в снимках живой природы. Поиски М. Дмитриева и А. Стиглица. Особая достоверность изображения в современном фотографическом пейзаже. Снимки дюн песков Куршской косы Йонаса Кальвялиса. Общественное звучание (экологическая тема) в современном фотопейзаже. Разнообразие точек зрения на запечатлеваемую природу, вплоть до снимков из космоса. 

13.Эстетика жанровой фотографии.

Тяготение жанровой живописи к простым сюжетам, повествовательности и психологизму. Близость этих качеств фотографии, её языку и выразительным возможностям. Появление высокочувствительных материалов и портативных камер – важный рубеж в развитии и расцвете жанровой фотографии. Обретение её достоинств на перекрёстке возможностей, присущих фотоаппарату с  пластической культурой, идущей от изобразительных искусств. Немаловажность для жанровой фотографии «попадания» в ситуацию и человеческие характеры, выражающие сущность времени.

14.Эстетика фотографических жанров. Натюрморт.

Консервативность фотографического натюрморта. Длительность выдержек при съёмке натюрморта и творческая инициатива фотографа. Двойственная роль этих особенностей в истории развития жанра: обретение свободы для воплощения своих замыслов и отсутствие стимулов для поиска собственных, чисто фотографических способов решения натюрморта. Связь эстетической сути ранних работ Ф. Тальбота с фотографическими выразительными средствами. Творческие искания мастеров школы «Баухауз» и советских фоторепортёров и революционные изменения в эстетике натюрморта, произошедшие в 20-30 годы 20 столетия. Дальнейший отход от традиций живописи в современном рекламном натюрморте.

15.Эстетика фантастической (формотворческой) фотографии.

Стремление автора создавать на снимках сочетания предметов, не существующие в действительности и эстетическая суть формотворческой фотографии. «Два пути жизни» О. Рейландера. Многократные экспозиции и возможность расширения временных рамок происходящего. Выразительные возможности фантастической фотографии и политический фотомонтаж. Применение фотомонтажа для решения эпических задач реалистическим символистом В. Бутыриным в цикле «Рождение». Оптическая деформация объектов и изобразительная метафорика формотворческой фотографии. Монтаж фотоизображения с рисунком и коллажём. Приём сталкивания разнородных предметов. Фотографические фантазии в рекламе. Проблема трактовки содержания в фантастической фотографии.

16.Приём, манера и стиль.

Необходимость слитности содержания и формы в творческой фотографии. Внутреннее единство отдельного произведения и общность принципов, присущих ряду работ отдельного автора, а также, работам авторов, представляющих собой школу, определённый этап, исторический период в развитии фотографии. Иллюстрация сути понятий приём, манера и стиль на примере фотографов творческой группы «Октябрь» (СССР, 20-30 годы 20-го века). Качественные признаки, свойственные фотографическому стилю этого времени. Единство предмета отображения, интонация повествования и стремление автора найти фотографическую форму, соответствующую содержанию.

               

Список рекомендуемой литературы

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974.

2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.,Прометей, 1994.

3. Базен А. Что такое кино? М., искусство, 1972.

4. Барт Роланд. Камера люцида. М., 1997.

5. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Москва,"Медиум", 1996, с. 71

6. Бутырин В. Фотомонтаж. Фотографика. М., Планета, 1991.

7. Вартанов А. Фотография. Документ и образ. М. Искусство, 1985.

8. Вартанов А. Эстетика фотографии. Советское фото., 1985, №3,4,6,7, 9-12. 1986, № 1,3,4,6-9.

9. Дыко Л., Иофис Е. Фотография, её техника и искусство. М., Искусство, 1962.

10. Зонтаг Сюзанн. Взгляд на фотографию. Перевод Сергея Гитмана, 2003г.

11. Зонтаг С. Мысль как страсть. Москва, Русское феноменологическое общество, 1997г.

12. Картье-Брессон А. Моим друзьям. – «Советское фото», 1966, №10. 

13. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М., Искусство, 1974.

14. Лапин А. Фотография как… Учебное пособие. М.: Изд-во Московского университета, 2003.

15. Михалкович В.И. Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. М., Искусство, 1989.

16. Морозов С. Фотография как искусство. М., Знание, 1972.

17. Наппельбаум М. От ремесла к искусству. М., Планета, 1972.

18. Пондуполо Г.К. Фотография и современность. М., Искусство, 1982.

19. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., прогресс, 1976.

20. Стиглиц А. О фотографии. – Фоторевю, 1977, №2.

21. Фотографы о фотографии: Анри Картье-Брессон. –«Фоторевю», 1975, №1

22. Хеджкоу Д. Искусство цветной фотографии. М., Планета, 1981.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!