ШВЕЙЦАРСКАЯ ГОНЧАЯ ( Лауфхунд ) 2 страница



СТОРОЖЕВАЯ СОБАКА, КОТОРОЙ ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЛЕТ

Чтобы убедиться в том, что собаки действительно существовали в древние времена, и понять, какую социальную функцию выпол­няли Canis familiaris, необходимо обратиться к рисункам, сделан­ным древним человеком.

Однако доисторических художников больше вдохновляли жи­вотные, которые представляли объект охоты. В пещерах встреча­ются изображения оленей, бизонов, диких кабанов, а собак нет. Вероятно, собаки были настолько привычны, что не особенно ин­тересовали древних художников. Однако позднее в так называе­мом доисторическом искусстве произошли изменения, и человек начал изображать шакалов и гиен. Около 4500 г. до н. э. появи­лось первое изображение собаки: естественно, она помогала охот­нику. Правда, внешне изображенное животное не похоже ни на одну из существующих ныне пород собак. Древний человек изоб­ражал не только охотничьих собак: на рукоятке ножа, сделанного 4—5 тысяч лет назад, изображена собака с ошейником. Возмож­но, это первое доказательство того, что уже в то время существо­вали сторожевые собаки.

Благодаря древнеегипетским росписям сохранились первые изображения собак, напоминающих современных. Вначале изоб­ражались охотничьи собаки и таксы. Позднее — мастифы, воз­можно, завезенные с Востока; затем — борзые. Большую роль в распространении новых пород в Египте, Риме и Афинах сыграли финикийцы, которые вели торговлю в средиземноморских странах и Центральной Европе.

СОБАКА КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТА

Собаки настолько прочно вошли в жизнь человека, что в неко­торых странах стали объектом культа. Так, в Египте умершим псам ставили надгробия, на которых писали скорбные эпита­фии. Человека, убившего собаку, подвергали жестоким теле­сным наказаниям, а за некоторые проявления жестокости по от­ношению к этим животным полагалась смертная казнь. У пер­сов убийство собаки также считалось преступлением. В зако­нах Персии собака определялась как «сторож стад и защитник человека».

Греки считали, что собаку выковал Вулкан. Чтобы понять, ка­кую роль она играла в мифологии этой страны, достаточно об­ратиться к греческим изделиям из глины, к скульптуре и лите­ратуре.

В доколумбовой Америке после смерти человека его верного четвероногого друга убивали и хоронили вместе с хозяином.

Однако древние иудеи, которые, как известно, не занимались охотой, к собакам не проявляли особой симпатии. В Ветхом Заве­те о собаках говорится как о низших существах, питающихся от­бросами на дорогах.

В Библии они упоминаются около сорока раз, почти всегда уничижительно.

На Востоке к собакам относились не лучше. Правда, существо­вали «карманные» собачки, которых держали как декоративных и носили в рукавах кимоно. Однако известно, что в III в. до н. э, собачье мясо считалось деликатесом и не сходило со столов ари­стократов. Эта традиция дошла и до наших дней.

 

Статуя египетского божества Анубиса, наполовину собаки, наполовину шакала, связанного с культом мертвых (Египетский национальный музей  Каир). Собаки нередко фигурируют в религии и мифологии различных народов.

ПЕРВЫЕ ОПИСАНИЯ СОБАК

Везде, где, чтобы выжить, приходилось охотиться или необходимо было обезопасить себя от непрошенных гостей, человек исполь­зовал собак, постоянно совершенствуя и создавая новые породы и обеспечивая им правильное питание.

Еще до классического периода грекам служили волкообраз­ные и египетские собаки, а также персидские молосские доги. Греческий философ и зоолог Аристотель упомянул в своих трудах существовавших при нем собак, разделив их на породы по назва­нию мест, откуда они произошли. Благодаря ему мы знаем, что в 300 г. до н. э. уже существовали собаки из Индии, Египта и Эпира (северо-запад Греции). Однако автор не оставил нам более или менее точных описаний, поэтому мы не можем представить себе, как они выглядели.

Охотничьи собаки также высоко ценились в Древнем Риме. Овидий писал о том, как убедиться, что у суки будут хорошие щен­ки. А писатель Варрон давал первые советы начинающим собако­водам. В частности, он писал, что не стоит доверять собакам, пита­ющимся объедками. Он считал, что от этого они привыкают к вку­су крови и потом могут нападать на живых животных. Грек Оппиан, автор книги «Кинегетика» («Охота»), сам занимался разведе­нием собак небольшого размера, которые, по его мнению, больше подходили для охоты в лесу.

Таким образом, можно утверждать, что уже две тысячи лет назад у людей существовал интерес, а может быть, и любовь, к собакам. В Помпеях на домах висели таблички с надписью «Cave Canem» («Осторожно, злая собака»), что доказывает, что здесь было принято держать сторожевых собак. Обычно для этого ис­пользовали свирепых молосских догов огромного размера и с устрашающими зубами. Днем они сидели на цепи, ночью их от­пускали, и они бегали по территории, принадлежащей хозяину. Было модно держать свирепых животных в доме или в саду.

ОТ ДРЕВНЕГО РИМА К СРЕДНЕВЕКОВЬЮ

С древнейших времен собак использовали на войне. Так, у рим­лян были связные и боевые собаки. Для обороны и нападения использовались молосские доги, обладавшие мощными клыками. Им на шею надевали металлические ошейники с торчавшими во все стороны лезвиями. При виде таких собак враг часто бежал, даже не вступив в бой. Но хуже всего приходилось так называе­мым связным собакам. Военные приказы помещали в небольшой медный цилиндр, который проглатывала собака. Когда она при­бывала по назначению, зачастую не было времени ждать, пока цилиндр выйдет естественным путем, поэтому ничего не подозре­вающего гонца приходилось убивать.

Гипсовый слепок собаки, погибшей при извержении Везувия 79 г. н. э., безуспешно пытавшейся освободиться от своей цепи. Лава и пепел навечно сохранили ее последнюю конвульсию.

В первые десятилетия после падения Римской империи во время нашествия варваров о собаках забыли, и они вернулись в перво­бытное состояние. По городам и деревням стали рыскать свире­пые стаи голодных собак, сопровождавших завоевателей.

Правда, в средние века собак, в отличие от кошек, никто не обвинял в колдовстве и связях с дьяволом. Однако в этот пери­од они внушали людям отвращение. Возможно, именно тогда по­явились такие выражения, как «устал как собака», «собачья жизнь», «сукин сын» и «собаке собачья смерть». И все же в средние века собаки остались на службе у человека благодаря охоте. Когда наступал голод, человеку, чтобы хоть как-то разнообразить свой стол, ничего не оставалось, как охотиться. И богатые, и бед­ные, вооружившись луками, арбалетами, копьями, всевозможны­ми ножами, а также сетями и ловушками, начинали охотиться. Чем больше человек занимался охотой, тем больше понимал, что ему необходим помощник — собака, способная охотиться в дре­мучих лесах и болотах, которых так много было в то время. В этот период в Англии хорошая охотничья собака ценилась так же, как и раб.

НАЧАЛО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

В средние века собак держали при монастырях как сторожевых, возможно, они помогали монахам скрашивать одиночество. Так, в аббатстве св. Губерта в бельгийских Арденнах был выведен блад-хаунд. Так же, согласно достоверным источникам, немецкие мона­хи, которым нужна была собака, способная защищать монастырь от нападений, вывели немецкую овчарку.

Именно в этот период началась специализация охотничьих со­бак. Пойнтеров и сеттеров использовали для поиска добычи; со­баки с хорошим нюхом вспугивали оленей; грейхаундов исполь­зовали для преследования добычи; молосские доги сопровожда­ли охотников на бизона и медведя. Небольшие собаки, которых называли бобровыми, в это время также начали использоваться для норной охоты за лисой и зайцем. Таким образом, появились первые терьеры.

По примеру Великого Хана татаромонголов, который, по рас­сказам Марко Поло, брал на охоту пятитысячную свору, европейс­кие феодалы держали от тысячи до полутора тысяч охотничьих собак.

Солдатам английской королевы Елизаветы I в подавлении ир­ландских повстанцев помогало не менее восьмисот собак, а ис­панских конкистадоров во время завоевания Америки сопровож­дали крупные псы, одетые в броню.

В гражданской, военной и спортивной жизни собаки стали играть большую роль. Уже существовали трактаты об уходе за собакой, в которых рекомендовалось держать собак в тепле, если они вернулись уставшими с охоты, каждый день их вычесывать, содержать в чистоте их миски, рассказывалось о правильном питании собак и о том, как морской водой вылечить собаку от экземы.

В средние века ветеринарная наука была весьма приблизи­тельна. В то же время собаки использовались для лечения болез­ней человека. Так, считалось, что кровь белой собаки может выле­чить безумие, а черной — помогает при тяжелых родах. Первые знания о ветеринарии и хирургии в Европу пришли из арабских стран.

РОСКОШЬ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Со временем средневековые нравы смягчились, больше внима­ния стали уделять и собакам. Очевидно, жестокость к животным, которую мы иногда наблюдаем и в наше время, является насле­дием средних веков — периода нищеты, невежества и суеверия. На пороге эпохи Возрождения иметь собаку считалось проявле­нием снобизма. Люди продолжали охотиться, но многие уже заво­дили собак, чтобы они просто сопровождали хозяев во время про­гулок. В основном такими собаками были молосские доги. По­явились четко разграниченные породы, среди которых наиболь­шей популярностью во всей Европе пользовался грейхаунд.

Женщины, особенно аристократки, не интересовавшиеся охо­той, предпочитали держать маленьких декоративных собачек, ко­торых они баловали и украшали лентами, создавая тем самым моду на дорогих декоративных собак. Нередко, чтобы добиться расположения благородной дамы, нужно было сначала заслужить доверие у ее маленькой четвероногой фаворитки.

Одно из многочисленных изображений собаки. Репродукция иллюстрации к трактату XV в.н.э. различных видах охоты.

СОБАКИ И ИСКУССТВО

Число пород собак, особенно охотничьих, росло. В XVII в. Фран­ция была на первом месте по количеству пород охотничьих со­бак. Все французские короли любили охотиться и делали это с поистине королевским размахом и роскошью. Именно к этому времени относится появление породы chien blanc du roi (белых королевских собак), элегантных, здоровых, не имеющих равных в охоте в сворах. Благодаря обменам, торговле и конфликтам меж­ду различными европейскими государствами эти благородные и воспитанные, красивые и дружелюбные животные, не имеющие себе равных по верности, силе и уму, стали пользоваться боль­шой популярностью. Они были увековечены величайшими ху­дожниками, которые изображали их лежащими у ног благород­ных хозяев.

Вот уже несколько веков художники помещают на своих кар­тинах собак, иллюстрируя любовь человека к этим животным. На картинах эпохи Возрождения есть много красивых собак. Среди известных художников, которые изображали собак, были Дюрер, Боттичелли, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Тициан, Босх, Брей­гель Старший, Рубенс, Каналетто, Веласкес, Гойя. Этот список бес­конечен.

В поэзии и театре любовь к собакам также нашла проявление, достаточно упомянуть Лоренцо Медичи и Шекспира.

В XIX в. консолидация демократических сил в Англии и рево­люция во Франции изменили жизнь не только людей, но и собак.

Исчезли огромные своры гончих, которые держали дворяне, но страсть людей к охоте осталась. Охотники среднего класса до­вольствовались одной или двумя собаками, лишь бы они были быстры и обладали хорошим нюхом. Больше всего ценились со­баки, делавшие стойку при виде добычи, поэтому английские со­баководы вывели пойнтера, породу, ставшую знаменитой.

ПЕРВЫЕ ВЫСТАВКИ СОБАК

Со временем изменилось отношение к собакам: стали цениться не просто способные к охоте, но и внешне привлекательные и физически выносливые. Именно в этом направлении и начали работать собаководы, действуя с умом и сердцем. В 1859 г. в здании муниципалитета города Ньюкаслапон-Тайн прошла пер­вая выставка собак. На ней были представлены только охотничьи породы — всего пятьдесят пойнтеров и сеттеров. Стандарты и генеалогия особенно не брались в расчет, и собаководы понача­лу смотрели на выставки собак как на оригинальное спортивное событие без специальных правил. Однако четырнадцать лет спу­стя, 1 апреля 1873 г., в Лондоне был основан Английский клуб собаководства, начавший собирать книгу родословных, в которой записывались данные о собаках различных пород.

Английскому примеру последовали другие страны. В 1884 г. был создан Американский клуб собаководства, а в 1898 г. — Ита­льянский. В США первая выставка собак прошла в 1875 г. В то время как немногим более ста лет назад на выставках принимало Участие всего около пятидесяти собак, в наши дни подобные ме­роприятия собирают до 700 участников.

К концу прошлого века сторонники английского движения лю­бителей животных добились определенных успехов в том, что ка­сается контроля над жестоким обращением с собаками. В част­ности, речь шла о сохранившейся совершенно бесполезной прак­тике купирования ушей. Эта операция была необходима лишь во времена собачьих боев, когда ухо могло стать самым уязвимым местом. В 1898 г. в Англии было запрещено купирование ушей, и ни одна из, таким образом, изуродованных собак (даже из эстети­ческих соображений) не допускается на выставку. Согласно по­становлениям Американского клуба собаководства, «любая соба­ка, уши которой были купированы или обрезаны, ни при каких ус­ловиях не должна допускаться на какие бы то ни было соревно­вания в стране, где закон это запрещает, кроме специально ого­воренных исключений».

Подобное хирургическое вмешательство предусмотрено стан­дартами некоторых пород, однако, купируется не все ухо, а лишь его верхняя часть. Эта операция должна осуществляться ветери­наром, когда собака достигнет трехмесячного возраста, к которо­му обычно формируются хрящи.

ВОЙНА И МИР: РАЗНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОБАКАМ

В самом начале XX века собаки пользовались огромной популяр­ностью. Они были не только участниками выставок, домашними любимцами, армейскими, сторожевыми, пастушьими и охотничьи­ми собаками: изображение четвероногих друзей человека можно было увидеть на талисманах, игрушках, различных деревянных рез­ных изделиях, торговых марках, открытках и гербах. В этой связи следует отметить, что еще в средние века изображения гончих, борзых, мастифов и немецких догов знатные фамилии помещали на свои гербы. Собаки были символом важнейших в средние века и в эпоху Возрождения искусств — охоты и войны.

Во все времена войны приводили к истреблению собак: бед­ность и нищета заставляют человека забыть о том, что кто-то, кро­ме него, тоже нуждается в пище. В 1871 г. во время осады Парижа прусской армией во французской столице не осталось не только собак, но и лошадей, кошек, птиц и мышей. Подобным образом уже во времена двух последних мировых войн большое количе­ство собак погибло, потеряло жилище или хозяина. Во время войн собаки не только использовались в армии, но и были друзьями тех, кому приходилось хуже всего: солдат на фронте, пленных, В 1943 г. во время отступления советских войск солдат сопровож­дали собаки, которые не хотели покидать тех, кто делился с ними последним.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОБАК В НАУЧНЫХ ЦЕЛЯХ

Было подсчитано, что популяция собак в мире насчитывает сегод­ня от 120 до 150 миллионов. В Соединенных Штатах живет около 35 миллионов собак, во Франции — 7—8, в Германии — 5—6, в Италии—4, в Бельгии —1 миллион, в Швейцарии —400 000тысяч. Не всем из них легко живется. Многие были брошены неблагодарными хозяевами или стали жертвами невнимательных во­дителей и научных экспериментов. Гете, Шиллер, Вольтер, Шопенгауэр, Толстой, Марк Твен, Шоу и Малапарте наряду со многими другими философами, учеными и журналистами выступали в своем творчестве против подобной практики. В своих книгах Джером К. Джером, О'Генри, Д'Аннунцио, Ада Негри, Грациа Деледда, То­мас Манн, Джек Лондон, Кэтрин Мансфильд, Джон Стейнбек, Ми­хаил Зощенко и Эрик Найт выразили свою признательность и лю­бовь к собакам.

Несмотря на то, что общественное мнение решительно настро­ено против экспериментов на животных, в жертву ежегодно при­носится 100 миллионов животных, 100 тысяч из которых — соба­ки. Необходимы менее двусмысленные законы и более тщатель­ный контроль за экспериментами, осуществляющимися во имя науки.

СОБАКА ДЛЯ ЛЮБОЙ ОХОТЫ

После краткого обзора происхождения и социальной роли собак в жизни человека рассмотрим более детально умственные и фи­зические способности собаки, в частности к охоте. Не все одоб­рительно относятся к этому увлечению, но мы не будем касаться этого спора. Отметим лишь, что человек и собака нашли полное взаимопонимание и даже любовь именно на почве охоты. Некоторые охотничьи собаки обладают смелостью и способны напасть даже на более сильного и агрессивного противника. На фотографии: две гончие загнали рысь на верхушку дерева.

Если бы не существовало охоты, не было бы и этой связи, которая длится уже много веков, взаимопонимание и даже любовь именно на почве охоты. Если бы не существовало охоты, не было бы и этой связи, которая длится уже много веков.

Существует множество различных способов охоты на лесных животных. Есть хищные и пернатые, быстро бегающие и живу­щие в норах, пугливые и агрессивные, те, которые прячутся в ук­рытиях, и те, кто маскируется. Считается, что собака с древней­ших времен обладает такими же охотничьими инстинктами, что и человек. Биологически и генетически собаки лучше, чем другие млекопитающие, поддаются дрессировке. Oни не только способ­ны слушаться и обучаться, но каждое новое поколение передает потомству и свои знания, и новые физические возможности. Их можно сравнить с куском глины в руках скульптора, постепенно придающего податливому материалу любую форму, Процесс пси­хического и физического формирования пород собак длится уже века.

Изначально призванием собак была охота. Они инстинктивно способны искать добычу, поднимать ее из подлеска и выгонять на открытое пространство, где охотнику легче ее подстрелить. Одна­ко этих способностей оказалось недостаточно, и собак начали дрессировать и для других целей. Так, были выведены собаки, делающие стойку при виде добычи. Повинуясь инстинкту и дрес­сировке, такая собака становится неподвижной как статуя, с на­пряженными до дрожи мускулами и одной поднятой лапой. Эта стойка является сигналом охотнику, что добыча находится близ­ко, в направлении, которое указывает вытянутая морда. Среди собак, обладающих этой способностью, можно назвать легавых, спаниелей и гриффонов, в Англии были выведены пойнтер и сет­тер.

Человек также научил собак приносить подстреленную добы­чу. Это необходимо, когда подстреленное стрелой (а в наши дни — пулей) животное убегает и прячется где-нибудь в укром­ном месте. Именно для этого случая и были выведены ретриверы. Такие собаки могут приносить добычу из воды, кустарника или болота.

Терьеры же обладают способностью выгонять добычу из норы. Многие лесные и горные животные (лисы, барсуки, куницы и гор­ностаи) живут в норах, дуплах деревьев и в щелях между камней. Смелые и агрессивные коротконогие терьеры, обладающие очень острыми зубами, проникают в убежища этих животных, берут верх над ними в страшной схватке и выгоняют из норы.

Во времена французской монархии, когда охота на лис и оле­ней становилась светским развлечением, отличавшимся роскошью и размахом, выводились такие благородные породы, как голубая гасконская гончая, пуатвен и артезианская гончая. На охоту выхо­дили целые своры таких собак, сопровождаемые егерями, загон­щиками и всадниками.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!