Основные черты классической, антропологической и социологической школ уголовного права, их влияние на законодательство.



   1) Выделяются три основных направления: просветительно-гуманистическое, классическое, антрополого-социологическое. Внутри уголовно-правовых направлений существуют самостоятельные школы (теории, доктрины). Например, в рамках классического направления образовались неоклассическое направление французского уголовного права (Гизо, Ортолан, Шаво-Эли), германская нормативная школа (Биндинг, Белинг, Франк, Биркмайер) и русская классическая школа (Таганцев, Сергеевский, Кистяковский).

   2) Исторически первым сформировалось просветительно-гуманистическое направление в уголовном праве. Оно возникло как реакция на средневековое беззаконие. Заслугой представителей просветительно-гуманистического движения было то, что они выдвинули требование замены системы правосудия, основанной на жестокости и произволе, новой системой, строящейся на принципах справедливости, гуманизма, равенства всех перед законом. Видные представители этого направления, просветители-гуманисты Монтескье, Руссо, Вольтер, Беккариа предложили конкретную программу реформы уголовного права и судоустройства, которая впоследствии послужила основой преобразований правовых систем многих государств.

           - Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755), французский писатель, философ, юрист, социолог, государственный деятель.

                           -Труд "О духе законов" (1748), он работал над ним двадцать лет.

                           - Высказал идеи о законности привлечения к уголовной ответственности, о соответствии                            наказания преступлению, об экономии уголовной репрессии и неотвратимости ответственности.                                      Эти идеи были            впоследствии развиты Ч. Беккариа, другими философами и юристами.

           - Чезаре Беккариа - книга "О преступлениях и наказаниях" (1764).

                           - Предложил позитивную программу уголовно-правовых реформ, которая опиралась на два исходных принципа: гуманизма (уменьшить карательность, сократить СК) и законности (устанавливать преступление и наказания только в законе, которые только законодатель издает).

           - Ансельм Фейербах – создал теоретическую основу для разработки институтов вины, покушения, состава, соучастия, которые потом были учтены во многих странах мира.

           - Наши ученые: Таганцев (самый известный русский правовед в сфере УП, автор курса УП)Спасович (издал первый курс УП), Неклюдов («Общая часть УП»), Кистяковскай.

   Некоторые принципы просветителей:

           - Формальное равенство перед законом (устранение сословных судов)

           - Принцип законности (non bis in idem, nullum crimen nullum poena sine lege)

           - Не исследовали личность преступника, но разработали отдельные институты УП.

   2) Антрополого-социологическое – появилось в 70-80-х гг. XIX в. в зарубежном уголовном праве в связи с ростом преступности и неспособностью классической школы предложить необходимые меры для борьбы с ней.

   Антропологическая школа уголовного права (именно ее чаще всего в зарубежной литературе и называют позитивистской) первоначально возникла в Италии.

           - Чезаре Ломброзо – основоположник, автор работы «Человек преступный». Ломброзо предпринял попытку основать новую науку - уголовную антропологию. Стремясь доказать, что преступность имеет, в первую очередь, биологические причины, Ломброзо осуществил огромные по своему объему исследования, в центре которых находился человек-преступник. "Своеобразный антропологический тип", о котором говорил Ломброзо, наделен, по мнению этого ученого, от природы совокупностью свойств (стигматов), делающих его легко узнаваемым. К таким стигматам Ломброзо отнес особенности черепа (глубокие лобные пазухи, объемистые скулы, большие глазные орбиты, многочисленные затылочные углубления, птицевидный тип носового отверстия и т. п.), лица (отвислые уши, косые глаза, кривой нос, скошенный лоб, узкие губы и т. п. см. Николая Валуева). Ломброзо создал типологию преступников (убийцы, воры, изнасилователи, мошенники), в которой отдельные типы различаются строго определенными стигматами. Меры воздействия на преступность, предложенные Ломброзо, были аналогичны мерам, применяемым к больным.

           - Энрико Ферри Он помимо антропологии еще выделял физические (климат, погода) и социологические факторы. Следовательно, он сказал, что УП должно иметь целью не наказание, а социальную защиту.

           - Фридрих фон Лист. Автор теории о целях наказания – и он ввел цель – предупреждение преступлений посредством применения репрессии.

Другой известный "социолог" Ф. фон Лист выразил несогласие с идеей замены уголовного права уголовной антропологией (Ломброзо) или уголовной социологией (Ферри). Он настаивал на сохранении уголовно-правовой доктрины и системы уголовного правосудия. Более того, он выдвинул идею о существовании единой науки уголовного права, которая включает помимо уголовно-правовой догматики криминологию и уголовную политику.

   Некоторые особенные принципы и идеи школы:

           - Социальная защита.

           - Цели УП.

           - Предложили ввести систему специальных судов для НЛ.

           - Придумали условное осуждение и условно-досрочное освобождение.

   3) Движение новой социальной защиты (Ф. Граматика, М. Ансель) поставило целью пересмотреть основные положения уголовного права и процесса с тем, чтобы выработать рациональную уголовную политику. При этом представители новой социальной защиты в принципе отказались от большого числа теоретических конструкций антропологического, социологического и неоклассического направлений. Вместе с тем, сторонники нового движения признали концепцию социологов о социальной защите и согласились с их отказом от классического понимания наказания как ответственности за "нравственную" вину. Однако они не уставали подчеркивать существенное различие между первым вариантом "социальной защиты" и "новой социальной защитой".

   Основным лозунгом новой социальной защиты стала его "деюридизация". В отличие от позитивистов Ломброзо, Ферри и других, требовавших полного отказа от уголовного права, сторонники нового движения согласны с сохранением уголовного права, но при определенных условиях. В вопросе о том, какие положения должны быть сохранены, а какие нет, мнения сторонников новой социальной защиты разошлись. Самые радикальные ее участники, возглавляемые итальянцем Ф. Граматикой (итальянская школа), предложили заменить уголовное право правом социальной защиты, а не модифицировать первое путем внесения в него идей второго, на чем настаивали представители второй группы ученых, руководимой М. Анселем (французская школа). Граматика и его сторонники отвергали такие понятия, как "вина", "ответственность", "наказание", "преступник", считая их принадлежностью традиционного уголовного права. Взамен ими были предложены новые понятия. К примеру, не "субъект преступления", а "лицо, отклоняющееся от нормы", не "уголовная ответственность", а "ресоциализация" и т. д. Основанием для вмешательства государства должна служить обнаруженная "антисоциальность" лица. Что касается санкции, то она является мерой социальной защиты, которая должна определяться в каждом конкретном случае, а не на будущее. Отсюда следует необходимость установления санкций с неопределенным сроком.

   Центральное место в теориях как итальянской, так и французской школ новой социальной защиты занимала идея ресоциализации преступника. Процесс ресоциализации, по мнению приверженцев этих школ, является процессом новой, вторичной социализации лица, совершившего преступление. Это процесс возвращения его в общество "нормальных" людей.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 625; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!