Позитивистская теория права. Г.Ф. Шершеневич.



Оригинальный вариант концепции власти и правового государства был представлен Г. Ф. Шершеневичем (1863-1912).

Концепция власти. Государство представляет собой источник права как властного веления. Власть связана с волей, с умением «заставить других сообразовывать свое поведение с волею властвующих, вводить свою волю одним из существенных мотивов, определяющих поведение другого». В основе власти лежит эмоциональный и мыслительный настрой повинующихся. Шершеневич называет его «эгоистическим чувством», которое «составлено у него из страха и веры в то, что послушание может принести известные выгоды».

Социологическое понятие о государстве исходит из того, что трудно «построить понятие о государстве как силе, государстве как юридическом отношении, но возможно это сделать только с учетом и лишь на основе представления о нем как комбинации силы и воли». Государственная власть предстает в этом случае как «основанная на самостоятельной силе воля одних (властвую­щих) подчинять себе волю других (подвластных)».

Правовое государство. Основные пути формирования правового государства: строгое определение полномочий органам власти, устранение произвола государственной власти (установить нормы объективного права, определить пределы свободы каждого и отграничить одни интересы от других), государство должно быть ограничено охраною субъективных прав. Главные атрибуты такого государства: разделение властей, подчиненность государства стоящему над ним праву, наличие неотъемлемых прав личности, правовое самоограничение власти. Основной гарантией выступает «сдерживающая сила общественного мнения».

Он отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) Для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы и другие, в том числе и государственной организации, -отсюда идея господства права в управлении. 2) Если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав. 3) Чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердить самостоятельность судебной власти, и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы. Реальные гарантии правовой государственности Шершеневич видит в том, что в различное время выдвигались различные гарантии правового порядка против произвола "...а) неотъемлемое ограничение власти; б) принцип разделения властей; в) правовое самоограничение власти; г) подчиненность государства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения".

В.И.Ленин о государстве, праве и революции.

Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» произведение, в котором В. И. Ленин развивает марксистскую теорию о государстве (См. Государство).Опираясь на работы Маркса и Энгельса, Ленин раскрывает классовую сущность государства, предпосылки его возникновения, его роль в классово-антагонистическом обществе как орудия диктатуры эксплуататорских классов. Ленин доказывает, что хотя формы современного буржуазного государства разнообразны, но суть их одна: диктатура буржуазии. Ленин показал, как в процессе изучения опыта Революции 1848 и Парижской Коммуны (1871) развивались взгляды Маркса и Энгельса на государственный аппарат буржуазного общества, как представляли они себе образование аппарата пролетарского государства и его функции. В книге с классовых позиций решается и вопрос об отношении пролетариата к государству, о необходимости уничтожения старого, буржуазного государственного аппарата в ходе социалистической революции и создания государства нового и высшего типа. Ленин выступил против оппортунистов, извращавших марксистское учение о государстве, отрицавших диктатуру пролетариата. Ленин обосновывает необходимость диктатуры пролетариата на весь исторический период перехода от капитализма к социализму: «Марксист лишь тот, — подчёркивает Ленин, — кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма» (там же, с. 34).

подлинно демократическая природа пролетарского государства. Пролетарское государство рассматривается Лениным как необходимое условие построения социализма. Ленин полностью разделяет критику, данную Марксом буржуазному парламентаризму, углубляет и расширяет её на основе анализа новых фактов, относящихся к парламентской практике империалистического государства. Вместе с тем он видит выход не в уничтожении представительских учреждений, а в превращении их, по примеру Парижской Коммуны, из «говорилен» в «работающие» учреждения. Подчёркивая необходимость пролетарского государства для построения социализма, Ленин развил и конкретизировал учение Маркса и Энгельса о двух фазах коммунистического общества. Он указывал, что различия двух фаз определяются уровнем развития производительных сил, степенью экономической, политической и культурной зрелости. Ленин прозорливо определил роль и место государства в условиях победившего социализма, перехода от первой к высшей фазе коммунистического общества. «До тех пор, — писал он, — пока наступит “высшая” фаза коммунизма, социалисты требуют строжайшего контроля со стороны общества и со стороны государства над мерой труда и мерой потребления...» (там же, с. 97). Ленин раскрывает основы отмирания государства, он связывает этот процесс с построением высшей фазы коммунизма, преодолением противоположности между физическим и умственным трудом, между городом и деревней, с процессом слияния наций.

Книга Ленина «Г. и р.» сыграла огромную роль в теоретическом и идейном вооружений большевистской партии, российского пролетариата, международного коммунистического и рабочего движения. Основные идеи, развитые Лениным в этом и др. произведениях, написанных в первый период существования Советской власти, легли в основу практической деятельности Коммунистической партии по созданию и упрочению социалистического государства и строительству коммунистического общества. Они используются и ныне братскими коммунистическими и рабочими партиями в борьбе за демократию и социализм.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 282; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!