Жизнь личности, наделенной разумом 46 страница



6 Итак, поскольку некоторым ещё остаётся войти в него, а те, кому первым была возвещена благая весть, не вошли из-за непослушания, 7 то он опять устанавливает определённый день, когда по прошествии столь долгого времени говорит в псалме Давида «сегодня», как и сказано выше: «Сегодня, если вы слушаете голос его, не ожесточайте сердец ваших». 8 Ибо если бы Иисус Навин привёл их в место покоя, Бог позднее не говорил бы о другом дне. 9 Поэтому для народа Бога ещё остаётся субботний покой. 10 Ибо вошедший в покой Бога и сам обретает покой от дел своих, как и Бог от своих.

11 Поэтому сделаем всё возможное, чтобы войти в тот покой, дабы кто-нибудь не пал, последовав тому же примеру непослушания. 12 Ибо слово Бога живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого, и проникает даже до разделения души и духа, суставов и костного мозга, и распознаёт мысли и намерения сердца. 13 И нет творения, недоступного его взору, но всё обнажено и открыто пред глазами того, кому мы даём отчёт.

14 И потому, имея великого первосвященника, прошедшего через небеса, Иисуса, Сына Бога, да будем неустанно объявлять о нашей вере в него. 15 Ибо у нас не такой первосвященник, который не может сочувствовать нашим слабостям, но такой, который был испытан во всём подобно нам, но без греха. 16 Так приблизимся же со свободой речи к престолу милости, чтобы снискать милосердие и обрести милость для своевременной помощи.

 

5

 Ибо всякий первосвященник, взятый из людей, ради людей назначается над тем, что принадлежит Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи. 2 С непросвещёнными и заблуждающимися он может обращаться со снисхождением, поскольку и сам осаждён слабостями, 3 почему и обязан приносить жертвы за грехи как за народ, так и за себя.

4 К тому же человек не сам принимает на себя эту честь, но если призывается Богом, как и Аарон. 5 Так и Христос не сам себя прославил, став первосвященником, но был прославлен тем, кто сказал о нём: «Ты сын мой; сегодня я стал твоим отцом». 6 Как и в другом месте он говорит: «Ты священник навеки по образу Мелхиседека».

7 Во дни своей плоти Христос с сильным воплем и со слезами вознёс мольбы и просьбы к Тому, кто мог избавить его от смерти, и был благосклонно услышан за свою богобоязненность. 8 Хотя он и был Сыном, но через страдания, которые выпали ему, научился послушанию 9 и, достигнув совершенства, стал ответственным за вечное спасение для всех послушных ему, 10 потому что Бог отличил его, назвав первосвященником по образу Мелхиседека.

11 У нас есть многое, что сказать о нём, но что трудно объяснить, потому что ваш слух притупился. 12 Ибо, судя по времени, вам следовало быть учителями, но вас опять нужно с самого начала учить основам священных слов Бога, и вы дошли до того, что вам необходимо молоко, а не твёрдая пища. 13 Ибо всякий, питающийся молоком, несведущ в слове праведности, ибо он младенец. 14 А твёрдая пища предназначена для зрелых, которые через применение научили своё восприятие различать хорошее и плохое.

 

6

 А потому, оставив начатки учения о Христе, поспешим к зрелости и не будем вновь закладывать основание: раскаяние в мёртвых делах и веру в Бога, 2 учение о крещениях и возложении рук, о воскресении мёртвых и о вечном суде. 3 И это сделаем, если только Бог позволит.

4 Ибо невозможно тех, кто однажды был просвещён, и вкусил небесного дара, и стал сопричастен святому духу, 5 и вкусил превосходного слова Божьего и сил грядущей системы вещей, 6 но отпал, вновь привести к раскаянию, потому что они сами снова распинают на столбе Сына Бога и выставляют его на всеобщий позор. 7 Так, земля, впитывающая дождь, многократно сходящий на неё, и затем дающая растительность, пригодную для тех, для кого и возделывается, получает за это благословение от Бога. 8 Но если приносит терния и чертополох, то отвергается и близка к проклятию, и конец её сожжение.

9 Что же касается вас, возлюбленные, то мы уверены в лучшем и в том, что связано со спасением, хотя и говорим так. 10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыть труд ваш и любовь, которую вы проявили к имени его, послужив и служа святым. 11 Но мы желаем, чтобы каждый из вас проявлял такое же усердие и так имел бы полную уверенность в надежде до конца, 12 чтобы вы не обленились, но подражали тем, кто верой и терпением наследует обещания.

13 И Бог, давая обещание Аврааму, поскольку не мог клясться никем большим, поклялся самим собой, 14 говоря: «Воистину, благословляя, благословлю тебя и, умножая, умножу тебя». 15 И Авраам, проявив терпение, получил это обещание. 16 Ибо люди клянутся кем-то большим, и клятва их, как ручательство, кладёт конец всякому спору. 17 Таким же образом Бог, задумав ещё в большей мере показать наследникам обещания неизменность своего намерения, вступил в дело с клятвой, 18 чтобы благодаря двум неизменным вещам, в которых невозможно для Бога солгать, мы, бежавшие в укрытие, имели сильное побуждение ухватиться за надежду, которая перед нами. 19 И эта надежда у нас как якорь для души, надёжна и крепка, и входит за завесу, 20 куда вошёл за нас предшественник, Иисус, ставший первосвященником по образу Мелхиседека навеки.

 

7

 Ибо этот Мелхиседек, царь Салима, священник Всевышнего Бога, который встретил Авраама, возвращавшегося после расправы над царями, и благословил его 2 и которому Авраам выделил десятую часть из всего, в переводе прежде всего “Царь праведности”, а затем и царь Салима, то есть “Царь мира”. 3 Без отца, без матери, без родословной, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, но уподобленный Сыну Бога, он остаётся священником навсегда.

4 Посмотрите же, как велик был этот человек, которому Авраам, глава рода, дал десятую часть из лучшей добычи. 5 Да, люди из сыновей Левия, получающие священство, имеют заповедь собирать по Закону десятины с народа, то есть со своих братьев, хотя те и произошли от чресл Авраама, 6 но человек, чья родословная не велась от них, взял десятины от Авраама и благословил имевшего обещания. 7 Итак, бесспорно, меньший благословляется большим. 8 И в одном случае десятины получают смертные люди, а в другом тот, о ком засвидетельствовано, что он живёт. 9 И я бы сказал, что через Авраама даже Левий, получающий десятины, заплатил десятины, 10 ибо он был ещё в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.

11 Итак, если бы совершенство на самом деле достигалось посредством левитского священства (ибо оно было отличительной чертой данного народу Закона), то зачем ещё было нужно появляться другому священнику, который по образу Мелхиседека и о котором не сказано, что он по образу Аарона? 12 Ибо с изменением священства возникает необходимость изменить и закон. 13 Ведь тот, о ком это говорится, принадлежал к другому племени, из которого никто не служил у жертвенника. 14 Ибо ясно, что Господь наш произошёл от Иуды, из племени, о котором Моисей ничего не сказал относительно священников.

15 И это ещё яснее из того, что появляется другой священник, подобный Мелхиседеку, 16 ставший таким не по закону заповеди, основанной на плоти, но по силе неистребимой жизни, 17 ибо засвидетельствовано: «Ты священник навеки по образу Мелхиседека».

18 А потому происходит отмена предыдущей заповеди по причине её бессилия и бесполезности. 19 Ибо Закон ничего не сделал совершенным, но это было сделано введением лучшей надежды, через которую мы приближаемся к Богу. 20 И поскольку произошло это не без клятвы 21 (ибо есть ставшие священниками без клятвы, но этот с клятвой Того, кто сказал о нём: «Поклялся Иегова и не будет сожалеть: “Ты священник навеки”»), 22 то и Иисус стал залогом лучшего завета. 23 Кроме того, многие становились священниками, сменяя друг друга, потому что смерть не давала им оставаться таковыми, 24 но у него, как у живущего вечно, священство бессменное. 25 А значит, он способен и предоставить полное спасение приближающимся через него к Богу, потому что всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

26 Ибо такой и должен быть у нас первосвященник: преданный, чуждый коварства, неосквернённый, отделённый от грешников и ставший выше небес. 27 Ему не нужно, как тем первосвященникам, ежедневно приносить жертвы сначала за свои грехи, а затем за грехи народа (ибо он сделал это раз и навсегда, принеся в жертву самого себя); 28 ибо Закон назначает первосвященниками людей, имеющих слабости, а слово клятвы, пришедшее после Закона, назначает Сына, ставшего совершенным навеки.

 

8

 И вот в чём суть сказанного: у нас есть такой первосвященник, который сел справа от престола Величественного на небесах, 2 служитель святого места и истинного шатра, воздвигнутого Иеговой, а не человеком. 3 Ибо всякий первосвященник назначается, чтобы приносить дары и жертвы, поэтому и ему было необходимо иметь что принести. 4 А если бы он находился на земле, то не был бы священником, потому что есть те, кто приносят дары по Закону, 5 совершая священное служение, которое есть прообраз и тень небесного; как и Моисей, когда собирался воздвигнуть шатёр, получил Божье повеление, ибо «Смотри, говорит он, сделай всё по образцу, показанному тебе на горе». 6 Теперь же Иисус приобрёл служение на благо людям ещё более превосходное, так что он ещё и посредник столь же лучшего завета, законно утверждённого на лучших обещаниях.

7 Ибо если бы первый завет был безукоризненным, то не искали бы места второму; 8 ибо он укоряет народ, говоря: «“Вот, приходят дни, говорит Иегова, и я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 9 не так, как тот завет, который я заключил с их отцами в день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, поскольку они не пребыли в моём завете, и я перестал заботиться о них, говорит Иегова.

10 И вот завет, который я заключу с домом Израиля после тех дней, говорит Иегова. Вложу законы мои в разум их и напишу их на сердцах их. И стану их Богом, а они станут моим народом.

11 И уже не будут учить каждый согражданина своего и каждый брата своего, говоря: “Познай Иегову!” Ибо все они будут знать меня, от самого малого до самого великого. 12 Ибо я буду милосерден к неправедным делам их и грехов их больше не вспомню”».

13 Говоря «новый завет», делает отжившим прежний. А отжившее и устаревающее близко к исчезновению.

 

9

 Прежний же завет имел предписания относительно священного служения и святое место на земле. 2 Ибо устроено было первое отделение шатра, в котором находился светильник, а также стол и выложенные хлебы и которое называется «Святое». 3 А за второй завесой было отделение шатра, называемое «Святое святых». 4 Там была золотая кадильница и ковчег завета, покрытый со всех сторон золотом, внутри же него был золотой сосуд с манной, распустившийся жезл Аарона и скрижали завета, 5 а над ним херувимы славы, тень которых покрывала крышку умиротворения. Но теперь не время говорить об этом подробно.

6 При таком устройстве священники входят в первое отделение шатра во всякое время, чтобывыполнять обязанности священного служения, 7 но во второе отделение входит только первосвященник раз в год, не без крови, которую он приносит за себя и за грехи, совершаемые народом по неведению. 8 Так святой дух показывает, что путь в святое место ещё не был явлен, пока стоял первый шатёр. 9 Этот шатёр наглядный пример для назначенного времени, которое уже настало, и согласно этому примеру приносятся дары и жертвы. Однако они не могут сделать исполняющего священное служение совершенным в совести, 10 но относятся только к пище и питью и к различным омовениям. Эти законные требования относились к плоти и были установлены до назначенного времени исправления.

11 Однако Христос, явившись как первосвященник пришедших благ, через шатёр более великий и совершенный, нерукотворный, то есть иного творения, 12 раз и навсегда вошёл в святое место но не с кровью козлов и тельцов, а со своей кровью и приобрёл для нас вечное избавление. 13 Ибо если кровь козлов и быков и пепел телицы, окропляя осквернённых, освящают так, что делают чистой плоть, 14 то насколько же больше кровь Христа, который посредством вечного духа принёс себя, беспорочного, Богу, очистит нашу совесть от мёртвых дел, чтобы мы совершали священное служение живому Богу!

15 Поэтому он и есть посредник нового завета, чтобы через смерть, послужившую для освобождения выкупом от преступлений, совершённых под прежним заветом, призванные получили обещание вечного наследства. 16 Ибо где завет, там требуется, чтобы наступила смерть человека, вступившего в завет. 17 Ибо завет утверждается над жертвами умерщвленными, поскольку не имеет силы, пока жив вступивший в завет. 18 Поэтому и прежний завет был введён в действие не без крови. 19 Ибо Моисей, произнеся каждую заповедь Закона перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водой, багряной шерстью и иссопом и окропил саму книгу и весь народ, 20 говоря: «Это кровь завета, который возложил на вас Бог». 21 И шатёр, и все сосуды для служения народу подобным образом окропил кровью. 22 Да, по Закону почти всё очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.

23 Поэтому было необходимо, чтобы прообразы небесного очищались таким образом, а само небесное жертвами, лучшими этих. 24 Ибо Христос вошёл не в рукотворное святое место, устроенное по образу истинного, но в само небо, чтобы предстать теперь за нас перед лицом Бога. 25 И не для того, чтобы многократно приносить себя в жертву подобно тому, как первосвященник из года в год входит в святое место с чужой кровью. 26 Иначе ему надлежало бы многократно страдать с основания мира. Но теперь он явил себя раз и навсегда при завершении систем вещей, чтобы покончить с грехом, пожертвовав собой. 27 И как людям предстоит умереть один раз, а потом суд, 28 так и Христос раз и навсегда был принесён в жертву, чтобы понести грехи многих, и во второй раз он явится уже независимо от греха тем, кто с нетерпением ждёт его для своего спасения.

 

10

 Ибо Закон имеет тень грядущих благ, а не сами блага, поэтому люди никогда не могут одними и теми же жертвами, которые они постоянно приносят из года в год, сделать приходящих совершенными. 2 А иначе разве не перестали бы приноситься жертвы, ведь совершающие священное служение, очистившись раз и навсегда, не имели бы уже осознания грехов? 3 Напротив, этими жертвами из года в год напоминается о грехах, 4 ибо невозможно, чтобы кровь быков и козлов снимала грехи.

5 Поэтому, входя в мир, он говорит: «“Жертвы и приношения ты не захотел, но приготовил мне тело. 6 Всесожжений и приношения за грех ты не одобрил”. 7 Тогда я сказал: “Вот! Я пришёл (в свитке книжном написано обо мне) исполнить волю твою, Боже”». 8 Сказав вначале: «Ни жертв, ни приношений, ни всесожжений, ни приношения за грех жертв, которые приносятся по Закону, ты не захотел и не одобрил», 9 затем говорит: «Вот! Я пришёл исполнить волю твою». Отменяет первое, чтобы утвердить второе. 10 По этой-то «воле» мы освящены приношением тела Иисуса Христа раз и навсегда.

11 И всякий священник изо дня в день занимает своё место, чтобы совершать служение для народа и многократно приносить одни и те же жертвы, поскольку они никогда не смогут полностью снять грехи. 12 А этот принёс одну жертву за грехи навсегда и сел по правую руку от Бога, 13 с тех пор ожидая, пока враги его не будут положены в подножие ног его. 14 Ибо одним жертвоприношением он сделал освящаемых совершенными навсегда. 15 Кроме того, свидетельствует нам и святой дух, ибо сказав: 16 «“Вот завет, который я заключу с ними после тех дней, говорит Иегова. Вложу законы мои в сердца их и в умах их напишу их”», 17 он затем говорит: «И грехов их, и беззаконных дел их больше не вспомню». 18 А где прощение грехов, там уже нет приношения за грех.

19 Поэтому, братья, имея смелость входить в святое место благодаря крови Иисуса путём, 20 который он открыл для нас как новый и живой путь через завесу, то есть свою плоть, 21 и имея великого священника над домом Бога, 22 приблизимся же с искренними сердцами в полной уверенности, которую даёт вера, окроплением очистив сердца от порочной совести и омыв тела чистой водой. 23 Будем же твердо держаться того, чтобы не колеблясь всенародно возвещать о нашей надежде, ибо верен обещавший. 24 И будем внимательны друг к другу, чтобы побуждать к любви и добрым делам, 25 не оставляя наших совместных встреч, как есть у некоторых обыкновение, но ободряя друг друга, и тем более, чем более видим приближение того дня.

26 Ибо если мы, получив точное знание истины, намеренно грешим, то не остаётся больше жертвы за грехи, 27 но некое страшное ожидание суда и палящая ревностъ, готовая истребить противников. 28 Всякий, кто пренебрёг законом Моисея, умирает без пощады на основании свидетельства двух или трёх. 29 Насколько же более сурового наказания, думаете, заслуживает тот, кто попрал Сына Бога и посчитал чем-то обыденным кровь завета, которой был освящён, и кто с презрением оскорбил дух милости? 30 Ибо мы знаем того, кто сказал: «Отмщение за мной, я воздам»; и ещё: «Иегова будет судить свой народ». 31 Страшно попасть в руки живого Бога.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!