Колонна пленных. Фрагмент панорамы, автор: Бут Н.Я., Дмитриевский В.К., Жигимонт П.И., Мальцев П.Т., Марченко Г.И., Самсонов М.И., Усыпенко Ф.П.



Весной 1982 года Студия военных художников им. М. Б. Грекова завершает создание панорамы Сталинградской битвы. Панорама площадью в 2000 кв. м стала самым крупным живописным полотном России, одной из крупнейших в мире панорам, написанной на тему Великой Отечественной войны. И все же панорамное полотно не является точной исторической иллюстрацией. Грековцы воссоздали героический дух времени, создали образ разрушенного, но победившего Сталинграда и обобщенный образ мужества eго защитников. Для этого они применили прием совмещения во времени и пространстве, хорошо известный в станковой живописи и панорамной практике. На фоне военных действий 26 января 1943 г художники-панорамисты воскрешают легендарные подвиги героев Сталинградской битвы: связиста Матвея Путилова, зажавшего в зубах концы оборванного провода; младшего сержанта Николая Сердюкова, закрывшего амбразуру вражеского дзота; летчика Виктора Рогальского, совершившего воздушно-наземный таран; медсестры Анны Бессчастновой, вынесшей с поля боя сотни раненых; охваченного пламенем красноармейца Михаила Паникахи, бросившегося под немецкий танк. Так, через конкретные подвиги авторы панорамы рассказывают о великом подвиге живых и павших, об огромной цене за Победу.

Балдина Ирина. Героиня Сталинградской битвы Наташа Качуевская (1984)

Ирина Балдина создала портрет своей школьной подруги Наташи Качуевской  – участницы Сталинградской битвы. На портрете изображена 20-летняя медсестра, которая погибла, спасая раненых бойцов, взорвав себя и фашистов гранатами. 20 ноября 1942 года в ходе контрнаступления 28-й армии южнее посёлка Хулхута, во время неравного боя с гитлеровскими автоматчиками, прорвавшимися в тыл наших войск, Наталья Качуевская спасла жизнь двадцати раненым бойцам. Когда враги стали окружать овраг, где находились раненые, она приняла неравный бой. О последних минутах жизни санинструктора Натальи Качуевской рассказывает картина художницы.

Владислав Коваль. Сталинградская Мадонна

Волгоградский художник Владислав Коваль написал картину, посвященную рисунку немецкого военного врача Курта Ройбера, сделанного им в ночь с 24 на 25 декабря 1942 года

Укутанная в черный плащ Богоматерь нежно держит на крепкой руке ребенка, склонившись над ним. Защищенный теплом ее тела и рук младенец безмятежно спит. Материнское объятие защищает его от ужасов жизни и смерти. Изнутри мистического круга, который образует фигура склоненной над Иисусом Девой Марией, идет свет... Вокруг - надписи на немецком языке: «Licht. Leben. Liebe. Weihnachten im Kessel. Festung Stalingrad» — «Свет. Жизнь. Любовь. Рождество в котле. Крепость Сталинград».

Этот рисунок, ставший иконой, немецкий пастор и врач 16-й танковой дивизии Курт Ройбер нарисовал в Сталинграде в ночь с 24 на 25 декабря 1942 года. Нарисовал в землянке, на оборотной стороне советской географической карты.

Рядом, в госпитальном бункере, умирали от голода и ран однополчане. В рождественское утро, увидев рисунок, многие немцы стали молиться, веря, что Богоматерь - знак свыше, посылаемое небесами спасение. «Когда открылась дверь и вошли мои товарищи, они остановились как вкопанные в благоговейном молчании, пораженные висящей на глиняной стене картиной, под которой горел огонек на вбитом в земляную стену полене, - писал Курт Ройбер в одном из своих писем. Весь рождественский праздник прошел под впечатлением от рисунка и слов, обрамляющих его: свет, любовь, жизнь». 25 декабря, в католическое Рождество, кольцо вокруг немцев намертво сомкнулось...

«Несколько лет назад священник волгоградского католического собора Альфред Манько обратился ко мне с просьбой выполнить копию с рисунка немецкого пастора и врача Курта Ройбера,  – рассказывает волгоградский художник Владислав Коваль. – Когда я стал работать с ксерокопией рисунка, меня поразило то, что я увидел. Расфокусировав взгляд, как это делают художники, чтобы обобщить детали и перенести характер рисунка на полотно, я увидел... лицо немца Курта Ройбера. Разумеется, сам Курт этого не делал, но для меня, как основоположника того направления, в котором я работаю, это было лучшим решением темы, которую я собирался писать. На следующий день я проснулся с идеей создать картину, посвященную «Сталинградской Мадонне» Ройбера.  Немецкие солдаты на моей картине – уже не захватчики, а просто воины, которые, вероятнее всего, останутся в этом окопе навсегда. Но последняя их надежда – вера в Бога, которого они вспоминают в последние минуты своей жизни, а вовсе не в Адольфа Гитлера. Уж он-то здесь абсолютно ни при чем. Немецкие солдаты вызывают жалость, они закутаны в платки, они перестают быть бравыми рыцарями рейха. Ноги Богородицы Курт Ройбер нарисовал обнаженными, постаравшись сказать тем самым, что она точно так же как они, немецкие солдаты в окопе, замерзает и кутает своего младенца, пытаясь спасти его от лютого сталинградского мороза. Она ­– с ними и среди них, в этом окопе близка и понятна как никогда раньше в их жизни».

Это знаковая работа, считает Владислав Коваль. Картина была написана за день, накануне католического Рождества и перед годовщиной победы в Сталинградской битве. «Тем, кому было 20 лет в то время, сейчас по 90, их – единицы, – говорит художник, – Дай-то Бог, чтобы кто-нибудь остался к 70-летию. Эта картина – и Прощание, и Прощение...». Кстати, копия рисунка Курта Ройбера находится в волгоградском католическом храме Святого Николая: ее привезли в 1993 году приехавшие в Волгоград на торжества, посвященные 50-летию Сталинградской битвы, бывшие воины-австрийцы. Волгоградские католики называют ее «Дева Мария Примирения».

Стихи о Сталинградской битве

Маргарита Агашина

Вечный огонь

Горит на земле Волгограда

Вечный огонь солдатский –

Вечная слава тех,


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!