Триумфальные арки и общественные сооружения



МХК. 10 КЛАСС. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

 

Рим! Всемогущее, таинственное слово!..

Всё, что есть жизнь ума, всё, что души есть страсть —

Искусство, мужество, победа, слава, власть, —

Всё выражало ты живым своим глаголом,

И было ты всего великого символом...

  П.А. Вяземский. «Рим»

Более двенадцати столетий (с VIII в. до н.э. по V в. н.э.) насчи­тывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатей­шее культурное и художественное наследие: грандиозные архитек­турные ансамбли, новые типы инженерных сооружений, реалисти­ческие скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства, поэтические творения Вергилия и Горация, Овидия и Катулла, сатиры Марциала и Ювенала, ораторские шедевры Цицерона, систему римского пра­ва, историографию Тацита, философию Лукреция, интереснейший опыт в области театральных и зрелищных представлений.

Покорение римлянами Греции в I в. до н. э. произвело колос­сальный переворот в жизни Рима. Непреклонный и гордый Рим вы­нужден был признать величие культурных традиций Эллады. Поэт Гораций справедливо писал:

Греция, взятая в плен,

победителей диких пленила:

В Лаций суровый искусства

она принесла.

Искусство Древнего Рима сумело не только унаследовать, но и творчески развить лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный оригинальный стиль и неповторимую индивиду­альность.

В развитии художественной культуры Древнего Рима различа­ют три основных периода: искусство этрусков (VII—IV вв. до н. э.), искусство Римской республики (IV—I вв. до н. э.) и искусство Рим­ской империи (I—IV вв. н. э.).

 

Римский Форум

«Все дороги ведут в Рим» — гласит древнее изречение. В нём за­ложен не только буквальный смысл, но и выражено величие центра огромной Римской империи. Здесь, в Риме, велось строительство ог­ромных масштабов.

С VI в. до н. э. центром деловой и общественной жизни города стал знаменитый римский Форум. Здесь проходили народные собра­ния, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления госу­дарством, заключались торговые сделки, слушались судебные раз­бирательства, кипели страсти... На территории Форума было мно­жество зданий, памятников и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города.

Римский Форум. II в. до н. э. Современное состояние

Планировка его главной площади и размещение примыкавших зданий так же, как и в афинском Акрополе, асимметричны, но при­чины для этого были иные. В течение нескольких столетий Форум неоднократно перестраивался. Каждый новый император стремил­ся превзойти предыдущего в пышности и богатстве сооружений, вот почему археологам трудно воссоздать его первоначальную пла­нировку.

 

Так, в начале II в. до н. э. Марком Ульпием Траяном был сооружён самый грандиозный Форум, о котором говорили, что это единственное сооружение на земле, перед которым даже боги приходили в изумление: «Форум не может быть описан, и ничто подобное смертный не сможет больше создать». В центре об­ширной площади возвышалась конная статуя Траяна из позолоченной бронзы.

Но самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна (ок. 114 г. до н. э.), воздвигнутая по приказу императора на месте холма такой же высоты. Она представляет собой мрамор­ный цилиндр, водружённый на кубический поста­мент. Сверху донизу колонна спирально покрыта рельефами, рассказывающими о военных походах Траяна против придунайского народа даков (совре­менная Румыния). Длина рельефов достигает 200 м. Разбивка военного лагеря, осада города с помощью машин для метания каменных ядер, полные эмоци­ональной напряжённости сцены сражений — вот их основные сюжеты. Искажённые лица раненых и уби­тых, ожесточённые лица сражающихся воинов, фи­гуры пленных, просящих на коленях пощады.

Колонна Траяна. Около 114 г. до н. э.

 

И конечно же главное внимание уделено изобра­жению самого императора. Мы видим его в бою и на отдыхе, вот он переходит Дунай, а вот приносит жертву богам, наблюдает за постройкой лагеря, ко­мандует осадой, ведёт в бой кавалеристов и празднует победу. Это величественное сооружение призвано бы­ло прославить не только самого императора, но и мощь всего государства.

Позднее колонна выполняла роль надгробного па­мятника Траяна, и действительно, в её основании расположена комната с золотой урной, где хранится прах императора. Внутри колонны находится винто­вая лестница в 185 ступеней, ведущая на её вершину. Раньше вершину украшала статуя Траяна, но она бы­ла утрачена, и в XVI в. Папа Римский Сикст V дал указание заменить её на статую Святого Петра.

В конце XIX — начале XX в. во время археоло­гических раскопок на территории Форума были обна­ружены руины зданий, среди которых некогда возвышались восемь колонн храма Сатурна. Колоннада ионического ордера сохранилась лучше всего.

Храм Сатурна. 497 г. до н. э.

 

Один из крупнейших храмов мира был постро­ен на высоком подиуме. В его целле хранилась статуя бога Сатурна, которую выносили во время тор­жественных триумфальных процессий. Этого бога римляне отождествляли с греческим Кроносом и по­читали его за способность избавлять город от бедствий. В храме Сатурна хранили самое дорогое — государственную казну.

Со временем Форум был полностью заброшен, часть обрушив­шихся зданий использовалась жителями для строительства домов, а большинство строений было уничтожено. В Средние века на этом месте пасли скот, а впоследствии Форум был полностью предан заб­вению. Лишь в начале XX в. археологам и архитекторам удалось восстановить этот грандиозный ансамбль, остающийся молчаливым свидетелем великолепия «вечного города» Рима.

 

Пантеон — «храм всех богов»

Одним из шедевров римского зодчества является Пантеон — «храм всех богов», построенный в Риме в 125 г. Он не имеет анало­гов в древнеримской архитектуре. Главная его достопримечатель­ность — грандиозное купольное перекрытие, достигающее в диа­метре 43,2 м. Своими размерами купол Пантеона превосходит все крупные своды, построенные в последующее время.

К цилиндрической части храма примыкает глубокий портик с двускатной крышей, которую поддерживают монолитные колонны коринфского ордера. Каждый человек, проходя сквозь небольшую арку с лесом колонн, ощущал границу между внешним суетным ми­ром и внутренним, священным пространством храма. В Пантеоне никогда не приносились жертвы и не совершался обычный ритуал. Главное его назначение сводилось к концентрации всех духовных сил и помыслов человека, который здесь приобщался к идее вечнос­ти и единства мира. Не случайно в настоящее время именно в Панте­оне создана усыпальница великих людей Италии.

Пантеон и его внутреннее убранство. Около 125 г. Рим

 

 

До сих пор поражает и гениально найденная соразмерность про­порций храма. Диаметр здания равен его высоте, а высота стены, не­сущей купол, составляет половину высоты Пантеона. Наружный об­лик храма отличается простотой и благородством.

Иначе выглядит внутреннее убранство с его сложной и богатой отделкой. Пол выложен мраморными плитами. Стены разделены на два яруса: нижний украшают глубоки ниши с коринфскими колоннами, где некогда размещались статут богов, а верхний декорирован ложными окнами и пилястрами (плоскими вертикальными выступами на поверхности стены) из цветного мрамора. Полусферический потолок свода разделен глубокими кессонами (квадратными углублениями), благодаря которым создаётся ощущение необыкновенной высоты и единства внутренней пространства.

Переступая порог храма, посетитель ждёт торжественного полумрака, но его внутренний облик поражает светом, наполняющим всё пространство. Свет льётся через сферическое окно диаметром 9 («глаз Пантеона»), перемещаясь в соответствии с движением солнца.

Колизей — «чудо света»

Среди архитектурных сооружений Древнего Рима особый интерес представляют зрелищные постройки. Самая крупная из них — Колизей, где разыгрывались пантомимы, происходили бои гладиаторов и укрощение диких зверей. Колизей (лат. «коллосеус» — колоссальный) представляет собой огромную овальную чашу (188 × 156 м). В центре Колизея находится арена, окружённая ступенчаты­ми скамьями для зрителей, число которых доходило до 56 тысяч.

Колизей. 75 - 80 гг. Рим

 

 

Стена Колизея высотой в 50 м сложена из крупных каменных блоков. Четыре яруса сводчатых арок опираются на скрытые в стене мощные столбы. Бесконечно повторяющиеся арки придают зданию монументальность и величие. Наружные стены украшены пиляст­рами трех архитектурных стилей. В первом этаже использованы по­луколонны тосканского ордера, во втором — ионического, в третьем и четвёртом — коринфского. Своеобразным украшением Колизея были статуи, стоявшие в арках второго и третьего ярусов.

Очень рационально организовано внутреннее пространство ам­фитеатра. Лестницы идут радиально, а галереи — концентрически. Подобное расположение позволяло быстро и кратчайшим путем рас­пределить людские потоки, входящие через 80 наружных арок к месту, указанному в билете. И хотя внутри Колизей был лишён ка­ких-либо украшений, «многолюдная толпа, — по словам Гёте, — служила достаточным его украшением». Грандиозность масштабов этого сооружения дала основание римскому поэту Марциалу на­звать Колизей чудом света. И сегодня руины Колизея поражают сво­ими размерами и величием.

 

Триумфальные арки и общественные сооружения

Архитектурный облик Древнего Рима невозможно представить без триумфальных арок, воздвигнутых в честь побед в военных по­ходах. Над аркой обычно взвивалась колесница, а мраморные стены украшали рельефы летящей фигуры богини победы Виктории, сце­ны походов и изображения взятых у врагов трофеев.

Триумфальная арка императора Тита ознаменовала его победу над восставшей Иудеей. Высокий пьедестал, на котором стоит двад­цатиметровая арка, и четыре стройные полуколонны с изящными капителями на фасадах подчёркивают благородство памятника. Ар­ка никогда не использовалась в качестве ворот, через неё имели пра­во проезжать в своих колесницах только одержавшие победу воена­чальники.

Триумфальная арка императора Тита. I в. н. э.

Пролет арки с обеих сторон украшен рельефными композиция­ми, изображающими триумфальное шествие императора Тита. На одной из них император, едущий в колеснице, на другой — римские легионеры несут драгоценные трофеи из Иерусалимского храма. На мраморных рельефах внутренних стен арки не только люди, но и са­ми боги воздают почести победителям. Покровительница «вечного города» богиня Рома в боевом шлеме ведёт под уздцы лошадей, впряжённых в колесницу полководца. А крылатая богиня Виктория держит над его головой золотой венок.

В верхней части ворот, над пролётом, помещена надпись, сделанная крупным латинским шрифтом. Она сообщает, что римский Сенат воздвиг эту арку «божественному Титу».

Много веков спустя триумфальные арки перешаг­нут с римских площадей в другие города мира. Вновь возродятся колесницы славы, управляемые крыла­той богиней Викторией. И повсюду они станут заме­чательными памятниками доблестных побед.

В особую группу архитектурных памятников мож­но выделить новые по тем временам инженерные со­оружения: водопроводы (акведуки), огромные камен­ные мосты (виадуки) и дороги — заме чательные об­разцы единства архитектурных форм и конструкций.

 

Пон дю Гар. Римский виадук через реку Гар с акведуком в верхнем ярусе. Южная Франция

 

Сооружения в виде каменного или бетонного арочного моста, служившие для укладки водопровод­ных труб через глубокие овраги, ущелья и долины рек, были воплощением смелого архитектурного замысла и высочайшей строительной техники. Вместе с тем акведуки и виадуки составляли единое целое с окружающим пейзажем. Инженер Фронтин, заведовавший водоснабжением Рима в начале II в., утверждал, что «акведуки — главное свидетельств величия Римской империи». Замечательные образцы колоссальных акведуков, построенных римскими инженерами, в настоящее время сохранились и за пределами Италии — в Сеговии (Испания) и  Пон дю Гар в Южной Франции.

 Аппиева дорога

 

 

Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд человека. До сих пор вызывает восхищение строительство дорог римлянами. Они имели бытовое назначение, то есть служили средством сообщения и объединения людей, живущих на огромных пространствах Римской империи. Кроме того, дороги выполняли важную стратегическую роль во время многочисленных военных кампаний. Знаменитая Аппиева дорога, вымощенная щеб­нем и бетонными плитами с добавлением для прочности вулканиче­ского пепла, хорошо сохранилась до нашего времени. Она была про­ложена из Рима в Капую. Начало строительства — 312 г. до н. э. Названа по имени своего строителя — цензора Аппия Клавдия Цека.

Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необ­ходимо назвать здания терм (общественных бань), являющихся не­отъемлемой частью любого города. Так, например, в Риме их насчи­тывалось великое множество: двенадцать больших императорских терм и сотни частных бань. Термы служили местом отдыха и развлечений, их посещение входило в повсед­невную жизнь римлян.

Главное здание терм обычно стояло на обширной искусственной террасе, окруженной со всех сторон тенистым парком, аллеями и цветниками. В парках сооружались стадионы с трибунами для зрителей, здания библиотек и многое другое. В главном здании терм располагался открытый бассейн с холодной водой, огромный, пышно украшенный мозаикой парадный зал со множеством мраморных статуй, теплая баня и круглая парильня. Полы и стены были выложены плитами из разноцветного мрамора.

Поражает четко продуманная система водоснабжения и отопле­ния в термах. Вода поступала из специального водопровода и отста­ивалась в больших цистернах, ее можно было менять в течение не­скольких минут. Горячий воздух от подземных печей быстро рас­пространялся по трубам, вмонтированным в пол и стены банных помещений.

Самые знаменитые термы были возведены римским императо­ром Каракаллой в III в. В облицованных цветным мрамором поме­щениях собиралась изысканная публика, велись философские и ли­тературные беседы, звучала музыка. Здесь легко можно было уеди­ниться под сводами деревьев и в одиночестве поразмышлять о смысле бытия.

К сожалению, время не сохранило многое из архитектурных со­оружений Древнего Рима, но и то, что предстает сегодня перед взо­рами многочисленных туристов, способно вызвать восхищение и до­нести до нас его былое величие и славу.

Пришельца потрясает запустенье;

Те арки, что страшили небеса,

И дерзкий мост, и мрамора леса —

Пожарище, камней нагроможденье.

Но этот прах — источник вдохновенья;

Ещё звучат былого голоса,

И зодчий, открывая чудеса,

Возносит к небу дивные строенья.

Не мните вы, что всё окрест мертво,

Колонны рухнули, не мастерство.

Обманчивому облику не верьте;

Вот он — веками истреблённый Рим,

Он воскресает, он неистребим,

Рождённый страстью, он сильнее смерти.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 404; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!