Римская проза первой половины I в до нэ. Цицерон



Римские государственные деятели перестают удовлетворяться той литературной продукцией, которую поставляли для них выходцы из другой среды, и сами берутся за перо. Они выступают с памфлетами, с политическими отчетами в виде мемуаров или автобиографий; входит в обычай публикация речей

Марк Туллий Цицерон (106 -43 до н. э.)

Родился г. Арпин и мечтал стать крупным гос. деятелем. Удалось добиться власти. Много колебаний, нерешительности. Не годился для политики своей эпохи.

Это сложное время в истории Италии, век восстаний рабов, провальной Ягуртинской войны.

Приходит греческая философия, за ней – филология. Рим не только берет, но и создает свое→ некое единство. Преобладает проза, создается «золотая латынь» - синтез греческой и римской культуры.

Дошло 57 речей, трактаты по риторике и философии, 800 писем (только форма письма, а так – литературное произведение). Дошли благодаря переписчику Терону. Большие трактаты о красноречии «Оратор», «Об ораторе», философские трактаты « О законах », «О республике», «Об обязанностях», этические сочинения «О дружбе», «О старости», «О природе богов». Все эти работы не научные, а просветительские. Его письмам подражали многие авторы.

80 г.– речь за Секста Росция – решительный шаг. Секст – идиот, якобы убил отца, на деле убили его родственники из-за наследства. Ц. выиграл и прославился. Но он не скрыл того, что убийц прикрывал Сулла (диктатор)→ вынужден уехать. Сулла отказывается от власти → Ц. возвращается. Занимает все должности по порядку.

Заслуги:

1. сохранил недошедшие греческие философские идеи

2. создал филос-ую терминологию на лат. яз.

3. переписал утерянные филос-ие труды (произведения эллинистических мыслителей, которые были утеряны).

По стилю:

1. азионист (азианский стиль включает обилие слов, мысль должна быть исчерпывающе развернута, нечего домыслить. Демосфен – нельзя убавить, Ц. – нельзя прибавить)

2. выработал собственный стиль (лёгкость и изящество изложения)

Особенности:

1. много общих мест → мало сюжета

2. тройственность («твердость, доблесть, мудрость», «не слыхали, не читали, не учили») – по ↑.

3. не боялся не льстить, не пугать судей

4. очень театрален

5. очень честолюбив и тщеславен.

6. много повторов (его речи не столько для суда, сколько для публики, его цель – убедить самого глупого слушателя)

7. есть и комический эффект.

 

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!