Вопрос 11. Эсхил. Характеристика его эпохи, жизни, мировоззрения. Периодизация творчества. Трагедия «Персы»



Эсхил (525 – 456 гг. до н.э.) жил в самую волнующую эпоху истории своей отчизны. Общественная атмосфера была исключительно напряженной, порой грозовой и драматичной. Она создавалась прежде всего внутренним, социальным антагонизмом между освобождавшимся демосом и реакционными силами землевладельческой знати, а также острыми расхождениями и столкновениями в самом разнослойном демосе.

Когда Эсхилу было шестнадцать лет, в Афинах были свергнуты Писистратиды – сыновья захватившего власть в городе тирана. Через два года были проведены революционные меры Клисфена, направленные против сохранившейся родовой и плановой организации, на которую опирались аристократические верхи. Борьба не прекращалась и не затихала, 3а пять лет до смерти великого трагика реформа Эфиальта окончательно ликвидировала пережитки этой организации, упразднив старинные права высшего судилища – ареопага. Восходившие силы демократии – толща крестьян, ремесленников, корабельщиков, торгового и прочего предприимчивого городского люда – неуклонно утверждали свое значение. Став главной ведущей силой в афинском полисе, они должны были ограждать его и от внешних противников – олигархической Спарты, Беотии, Халкиды, Эгины. Отстояв в продолжительных войнах с ними свою самостоятельность, молодое аттическое народоправство блистательно доказало свою жизнеспособность. Она проявилась с огромной мощью особенно в годы тягчайшего исторического испытания – греко-персидских войн. Возглавив всенародную борьбу против могущественного врага, афиняне своим мужеством и патриотизмом вдохновили на ратные подвиги всю Элладу. Их тяжеловооруженные пехотинцы – гоплиты одержали победу при Марафоне (490 г. до н.э.), их моряки разгромили огромный персидский флот у Саламина (480 г. до н.э.), их войско в союзной греческой армии сыграло важную роль в сражении у Платеи (479 г. до н.э.), их эскадра в составе греческого флота нанесла последний удар персам у Микале. Разгром врага имел своим последствием отпадение от него Малоазиатской Греции – Ионии – и полное освобождение всего эллинского мира от посягательств персов.

По своему происхождению Эсхил принадлежал к аристократам, евпатридам, но своими взглядами, своими симпатиями и устремлениями был на стороне всего нового, прогрессивного, что воплощалось для него в афинской демократии. Всем своим творчеством он это новое утверждал, а когда над его родиной нависла угроза неволи, он с копьем в руке отважно защищал свою отчизну. Эту защиту отечества Эсхил считал важнейшим подвигом и назначением своей жизни, что явствует из автоэпитафии поэта, в которой отмечена лишь его доблесть как марафонского бойца. В надгробной надписи Эсхил не упомянул о своем трагедийном творчестве, видимо считая его подчиненным иному жизненному назначению.

Эсхил (525 - 456 до н.э.) - древнегреческий трагик, почитаемый как "отец трагедии". До Эсхила собственно драмматический элемент уступал в трагедии элементу лирическому: трагедия представляла собой диалог актера с хором, при этом лирические партии решительно преобладали. Эсхил ввел второго актера, что позволило существенно драматизировать действие и уменьшить объем партий хора.

Биографические сведения об Эсиле не слишком обширны. Известно, что он родился в аттическом поселении Элевсина в семье, принадлежащей к старинному аристократическому роду. В юности он был свидетелем свержения тирании и демократических реформ Клисфена; будучи уже зрелым мужем, вместе со своими братьями Эсхил принял деятельное участие в войне с персами. В ходе этих событий брат его Кинегир умер от ран, полученных при Марафоне. Другой брат, Аминий, в битве при Саламине командовал кораблем, открывшим сражение. Сам же Эсхил принял участие во всех трех важнейших сражениях греко-персидских войн: при Марафоне (490), Саламине (480), Платеях (479). По-видимому, свои заслуги как гражданина и воина Эсхил ценил выше достижений поэтических; во всяком случае, в его эпитафии, как полагают, им самим сочиненной, о победах на драматических состязаниях не говорится.
Из этой надписи мы узнаем имя отца Эсхила - Эвфорион, тогдашнее обозначение местности - Гела. Что же касается упоминания о мидянине, то греки нередко смешивали название персов с их соседями мидянами. В биографии Эсхила упоминается также и о его переселении под конец жизни на остров Сицилию, правда, приводимые объяснения не кажутся удовлетворительными. Чаще всего ссылаются на политическую обстановку того времени: реформу Ареопага, разрыв союза со Спартой, наступательные действия против персов и т.д.

Начало драматической деятельности Эсхила относится к 500 г. до н.э. Однако только через 14 лет (484 г. до н.э.) он добился победы в драматических состязаниях. В последующие годы Эсхил еще 12 раз побеждал своих соперников. В 70-60-х гг. он был самым популярным в Греции трагическим поэтом. Хотя, согласно греческой традиции, обычно ставились драмы живых авторов, после смерти Эсхила для него было сделано исключение и его трагедии часто возобновлялись в афинском театре. Полагают, что Эсхилом было создано не менее 80 драматических произведений, однако из этого богатого наследия сохранилось только 7 трагедий, в основном охватывающих два последних десятилетия его творчества. Точные хронологические даты известны лишь для трех трагедий: "Персы" (472 г.), "Семеро против Фив" (467 г.) и "Орестея", включающая трагедии "Агамемнон", "Хоэфоры" и "Эвмениды" - 458 г. Все трагедии, за исключением "Персов", написаны на мифологические сюжеты, главным образом заимствованные из "киклических" поэм, нередко приписываемых Гомеру. Таким образом, не случайно, по свидетельствам древних, Эсхил называл свои произведения "крохами от великого пиршества Гомера".

«отец трагедии» (Энгельс). Родился в семье знатного землевладельца в предместье Афин. Аристократического происхождения, но одобрял демократию → «певец становления демократии».

Участвовал в персидской войне. Эпоха победы в Греко-персидской войне – победу принесло единство, не государственное, а духовное – эллинский дух. Эсхил славит эллинский дух в своих произведениях. Идея свободы, превосходство полисного образа жизни над жизнью варваров. Эсхил – утро эллинского демократизма Эсхил – единственный трагик, пьесы которого ставили после его смерти.

Персонажи Эсхила монументальны. Нет будничности

Ввёл 2-го актёра.

Для ранних пьес («Просительницы», «Персы») характерны преобладание хоровых партий, малое использование второго актера, слабо развит диалог. Средний период - Здесь появляется центральный образ героя, охарактеризованный несколькими основными чертами; большее развитие диалога, создаются прологи; более четкими становятся и образы эпизодических фигур. Третий этап представлен «Орестеей», с ее более сложной композицией, нарастанием драматизма, многочисленными второстепенными образами и использованием трех актеров.

1-й период творчества

Трагедия «Просительницы» (Умоляющие) основана на мифах о 50 данаидах – на этом примере он осваивает проблему брака и семьи. Каждой деталью трагедия Эсхила славит законы греческого полиса. 50 Египтиадов хотят 50 Данаид. Данаиды вместе в отцом – в Аргос скрываться у царя Пеласга. Данаиды – хор. Пеласг – первый трагический герой, его проблема – помочь Данаидам → война с Египтиадами, нет – бесчеловечно. Пеласг поступает так, как по мнению Э. должен поступить правитель – советуется с народом. Пролога нет, пьеса открывается выходом хора в орхестру. Второй актер уже имеется, но использован очень слабо; диалог развертывается преимущественно между одним из актеров и корифеем В конце «Просительниц» к хору Данаид присоединяется хор прислужниц, которые воспевают власть Афродиты.

След 2 части Просительниц восстанавливаются из мифа. Данаида Гиперместра, спасает её Афродита.

«Персы» - единственная (из дошедших) основанная не на мифах, а на реальных недавних событиях (Соломинской победе посвящается, кот была в 480г.) Сочувствует персам, обвиняет их императора Ксеркса, который пошел против установленного миропорядка – осушил море, сковал Геллеспонт. Боги выбрали греков для возмездия.

Хор - персидские старейшины. Матьери Ксеркса Атоссе сниться, что Ксеркс запряг в колесницу 2-х женщин – Европу (бесится) и Азию (терпит). Она вызывает тень мужа Дария, он предвещает поражение персов

Э. хочет этой трагедией показать: демократия греков –в этом причина их победы,

склонность Ксеркса к насилию – плохо

«Семеро против Фив» - борьба между сыновьями Эдипа за власть над Фивами. первая из известных нам греческих трагедий, в которой партии актера решительно преобладают над хоровой частью, и, вместе с тем, первая трагедия, в которой дается яркий образ героя. Других образов в пьесе нет; второй актер использован» для роли вестника. Началом трагедии служит уже не парод хора». а актерская сцена, пролог.

2-й период

«Прометей-огненосец» (между 468-458гг)- 1 часть. «Прометей прикованный» - 2 часть.(дошла) «Прометей освобожденный» - 3 часть.

Прометей у Эсхила олицетворяет творческие способности человека в борьбе с природой. Вера в олимпийских богов у Эсхила поставлена под сомнение: Зевс несправедливо поступает с Прометеем.

3-й период

«Орестея» - 458 год до н.э. Каждая из входящих в трилогию драм – неотъемлемая часть целого. Судьба рода Танталидов – Атридов. Род – неделимое целое. Первая трагедия – «Агамемнон» - возвращение из-под Трои. Агамемнон после окончания войны возвращается в свой г. Аргос, дома его «ждет» Клитемнестра Вторая трагедия – «Хоэфоры» - женщины, приносящие надгробные жертвы. Третья трагедия – «Эвмениды». Между действиями в первой и второй трагедии – 7 лет. «Эвмениды» - суд над Орестом. Эриннии по законам матриархата наказывают его.

Особенности творчества:

  • герои появляются в момент наивысшего душевного напряжения
  • личность сама по себе не интересна
  • торжественный возвышенный стиль (значение конфликта)

богатство лексики, внутренней рифмы, яркость приемов

Трагедия "Персы", самое раннее из точно датируемых произведений Эсхила, построена на историческом материале, повествующем о поражении персидского флота под Саламином. Действие трагедии разворачивается в Сузах. Хор составляют старейшины города, отправляющиеся ко дворцу. Они тревожатся о долгом отсутствии царя Ксеркса, с большим войском отправившегося в Грецию. В его отсутствие правит мать царя Ксеркса Атосса. Правительница сообщает хору о виденном ею недобром сне, а хор советует ей молить о помощи тень покойного супруга Дария. Одновременно он рассказывает Атоссе и о стране и народе Греции, характеризуя греков как свободный народ: "Никому они не служат, не подвластны никому". Эту характеристику подтвердит также появляющийся затем с известием о поражении Ксеркса вестник. По его свидетельству, греки одержали победу, несмотря на малые силы. Охваченная горем царица спрашивает: "Так можно ли Афины разорять?" И вестник отвечает ей: "Нет, мужи им надежная охрана". Таким образом, в уста врагов вкладывает Эсхил славящие Афины речи, и легко представить, какую патриотическую гордость вызывали они у слушателей. В финале трагедии появляется Ксеркс, оплакивающие свое несчастье. Он представлен как жертва непомерной гордыни и неразумия, дерзнувший нарушить закономерный порядок вещей. В победе греков видит автор поддержку богов, одобряющих строй эллинской государственности.

Трагедия эта строго датирована - 472г. до н.э. и входила в тетралогию, которая до нас не дошла и о которой возможны только смутные догадки.

Трагедия изображает состояние Персии непосредственно после поражения Ксеркса у Саламина. В персидской столице Сузах хор старейшин волнуется мрачными предчувствиями вследствие долгого отсутствия Ксеркса, ушедшего на войну с Грецией. Это подавленное состояние усугубляется приходом матери Ксеркса, Атоссы, рассказывающей хору о виденном ею дурном сне и тоже волнуемой страшными предчувствиями. И действительно, тут же появляется глашатай с подробным рассказом о гибели персидского флота у Саламина и о страшных потерях, понесенных персидским войском, что вызывает у хора и у Атоссы стоны и слезы.

Являющаяся из загробного мира тень Дария во всем обвиняет Ксеркса и предрекает новое несчастье для Персии. Тут же наконец является и сам Ксеркс, свидетельствующий уже своим видом о поражении персов, и вместе с хором изливает свое горе в грандиозном плаче.

Исторической основой трагедии являются знаменитые греко-персидские войны, участником которых был и сам Эсхил. За исключением отдельных и незначительных неточностей, "Персы" дают правильную картину состояния обеих борющихся сторон и в значительной мере являются первоисточником для истории этого периода Греции. Но Эсхил не хотел быть бесстрастным созерцателем этих великих событий, они прежде глубоко пережиты им самим, так же как и греческим народом.

Прежде всего здесь перед нами горячий патриотизм. Этот патриотизм оправдывается у Эсхила особой философией истории, по которой самой судьбой и богом персам было предназначено владычество в Азии, а грекам - в Европе. Персы не имели никакого права переступать пределы Азии; и если они переступили, это было их трагической дерзостью (hybris), темной и преступной, а греки защищали свою самостоятельность благодаря своему мудрому "ола-гомыслию" (sophrosyne). светлому и благородному.

Противопоставление Греции и Персии усугубляется у Эсхила еще и противопоставлением свободного народа, свободно строящего свою судьбу, и восточного народа, лежащего ниц перед деспотом и раболепно выполняющего волю этого последнего, все его преступные замыслы. Эсхил не ограничивается общепатриотическими и общенародными идеями. Можно с полной достоверностью утверждать, что в борьбе передового демократа и сторонника морской экспансии Фемистокла с вождем землевладельцев, предпочитавших сухопутную войну, Аристидом Эсхил, несомненно, занимал позицию этого последнего. Этим и объясняется, например, факт выдвижения у него на первый план сухопутной операции на Пситталее под предводительством Аристида.

Наконец, вся эта философско-историческая, политическая и патриотическая концепция завершается также и религиозно-моральной концепцией, по которой Ксеркс, помимо всего прочего, оказывается еще и разрушителем греческих храмов, глумящимся над греческими богами и героями, не признающим ничего святого.

Жанр "Персов" мало чем отличается от "Умоляющих". Это также трагедия ораторного типа, где даются не события сами по себе (они совершаются за сиеной), но лишь мысли и переживания, связанные с этими событиями, то ли при воспоминании о них, то ли в их предчувствии и ожидании.

Характеры в "Персах" продолжают быть неподвижными и монолитными. Атосса, мать Ксеркса, только ожидает катастрофу, а потом отдается ее переживанию. Вестник выступает только как моралист в отношении Ксеркса, а сам Ксеркс только рыдает по поводу своего поражения. Таким образом, драматизм характеров здесь никак не представлен.

С точки зрения развития действия "Персы" гораздо более просты, чем "Умоляющие". Действие здесь развивается совершенно прямолинейно. Схема этого развития чрезвычайно проста, и сводится она только к постепенному углублению той ситуации, которая дана уже с самого начала.

Именно сначала мы имеем предчувствие катастрофы, выражаемое хором старейшин из народа. Это предчувствие углубляется с появлением Атоссы, рассказывающей о своем дурном сне. Предчувствие далее превращается в потрясение в связи с прибытием вестника и его рассказами о Саламине. Потрясение углубляется уничтожающей моральной оценкой политики Ксеркса его отцом Дарием. И наконец, потрясение, глубоко обоснованное реальной катастрофой и углубленное моральным авторитетом Дария, превращается с прибытием Ксеркса в сплошное рыдание, в нескончаемые дикие вопли.

Завершенная идея "Персов", заключающая в себе грандиозную философско-историческую концепцию Востока и Запада, дана в трагедии необычайно оригинально: не путем прямого описания греческой победы, но путем изображения страдания и ужаса персов по поводу их поражения.

Этот френетический стиль "Персов" заостряет и основную их идею в том смысле, что здесь не только прославляется победа греков над персами, уже достаточно понесшими наказание за свою агрессивность, но и проповедуется необходимость прекратить дальнейшие преследования персов. Это соответствовало больше политике Аристида, чем Фемистокла.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 1548; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!