Обедненная и наряженная гамма



 

Необходимо отличать рисунки с цветовыми растяжками светлых тонов от рисунков с обедненной цветовой гаммой. В таком случае ребенок использует один или два цвета. Часто это бывает только простой карандаш, хотя вы предложили ему использовать все карандаши по желанию. Это говорит, что такие дети слишком пассивны, они от чего‑то устали. Или вы невольно показали ссоры и конфликты в семье, и ребенок от этого устал. Возможно, у него большая нагрузка, он недосыпает, много смотрит вечерних передач. Такие дети обладают ослабленным вниманием, долго не могут концентрироваться на выполнении задания. Дайте такому ребенку передышку, спокойная атмосфера прогулки и спорт дадут ему жизненную энергию.

Одноцветные рисунки еще могут говорить о недавно пережитом стрессе, что ребенок находится на стадии восстановления и еще не нашел способ перейти к более положительно окрашенному эмоциональному фону. Раскройте ситуацию, которая тревожила его в прошлом. Не нужно, чтобы у ребенка накапливались старые проблемы и росли как снежный ком.

Пониженная плотность цвета наблюдается, когда рисунок очень слабый, нажим еле заметен, линии – как паутинки, дети не хотят вообще закрашивать рисунок. В таком случае перед вами негативно настроенный ребенок, действующий по принципу «Если все против меня, то я – против всех». Во всяком случае, ему так кажется. Обычно негативно настроенные дети – это дети заброшенные, на которых вообще не обращают внимания, либо где над ними существует постоянный надзор и опека, где их перехваливают, реагируют на каждую жалобу ребенка и решают каждую его мельчайшую проблему или каприз.

Если в рисунке преобладают темные тона, особенно если рисунки черно‑синие или черно‑коричневые – ребенок устал, он наблюдает конфликт, возможны неполные семьи, или там где родители недавно развелись и находятся в состоянии «холодной войны».

Если наблюдаются напряженные, очень насыщенные цвета, кричащие и негармоничные сочетания, много красного или ядовито‑зеленого, то ребенок попал в состояние напряжения, и не имеет разрядки. Он конфликтен и возбудим, во всем обвиняет окружающих. Впадает в истерики, подвержен эмоциональным срывам и агрессии, ломает игрушки и т. д.

Преодолевайте тяжелую ситуацию вместе с ним. Попытайтесь найти ему занятия по душе. Пусть он перепробует несколько увлечений, от пения до танцев, займите его активно. Выясните его степень половой идентификации, возможно, это ранимый женственный мальчик или девочка, которой по душе мужественные профессии и занятия. Дайте ребенку раскрыть свои способности, и конфликт разрешится. На агрессию никогда не реагируйте криками и замечаниями, создайте ситуацию игры, а критика должна быть не прямой, а косвенной, основанной на примерах других детей.

Если очень яркие цвета сочетаются с темными, рисунок небрежен и как бы затушевывается грязью, то такие дети одновременно тревожны и чувствительны, легко поддаются печальному настроению. Хвалите таких детей там, где у них что‑то получается, будьте бережны с ними. Не поддавайтесь их настроению, здесь нужно быть спокойным, уверенным и терпеливым.

Цвет проникает всюду. Он связан с работой не только глаза, но и других органов чувств. Попробуйте предлагать детям любые окрашенные материалы. Для этого подойдут дерево и стекло, цветная бумага и картон, пластилин и глина. Ребенок рисует разноцветные картинки – самое первое представление о мире, о себе, отражает тот маленький и вместе с тем огромный опыт, которым он наделен от рождения. Он идет в школу, где упор делается на обучение чтению и счету, развитие логического мышления, все это усиливает, в основном, восприимчивость к форме. На этом этапе важно не утерять индивидуальность ребенка в восприятии и передаче цвета.

 

 

Дети – великие колористы

 

Художники говорят – все дети гении и великие колористы. Некоторые мастера используют свои детские рисунки и по их мотивам пишут картины. Не всякому удается сохранить свежесть и яркость красок детского видения… Взрослые просто обязаны беречь и сохранять детские рисунки, это достояние и эмоциональное богатство, уникальный опыт ребенка. В школе важно, чтобы дети не теряли свободы выражения своих впечатлений и фантазии, смелости в применении красок и материалов. Всеобщее требование к аккуратности и порядку не должно превалировать в работе с изобразительными средствами. Иначе с водой можно выплеснуть и самого младенца.

Дети непосредственны, доверчивы, любознательны. Эти черты помогают сохранять интерес к учебе, а рисование развивает и усиливает их. Ребенок приносит с собой из дошкольного возраста красочную палитру чувств, подчас импульсивных и непроизвольных. Но школа заставляет подчинить их определенному режиму, дисциплине, организационному порядку. Не стоит удивляться, что дети ситуативны, их настроение меняется как погода. Они быстро заражаются настроением окружающих, радость сменяется печалью, страх – удивлением, удовольствие – отчаянием. Эмоции детей неустойчивы и всегда выражены внешне. В этом возрасте ребенок очень внушаем, и здесь кроются большие возможности для развития артистизма, творческой смелости и самостоятельности. Взрослый может направить, увлечь ребенка, дать ему более широкие возможности в материале. Все дети в какой‑то период очень увлекаются и искренне выражают себя в рисовании, лепке, аппликации, всюду цвет присутствует как составляющая. В данном случае взрослый не должен навязывать свои способы работы с материалом и вкусы. Забудьте слово «правильно» и «неправильно»: пусть ребенок выразит себя через цвет, не заставляйте его фотографически срисовывать мир. Пусть живопись ребенка какое‑то время будет «беспредметной», пусть он рисует, как ему придет в голову. И вы увидите в его рисунках прогресс, в применении и видении цвета. Иначе ребенок может затормозиться, твердо усвоив, что трава зеленая, ствол дерева – коричневый. И так – на всю жизнь.

Приведем конкретный случай из педагогической практики. Дети сообщают преподавателю художественной школы‑студии, что карандашами рисовать нельзя, а можно только красками. Оказывается, учитель рисования в школе запретил пользоваться мелками, карандашами и фломастерами, так как иначе нельзя научиться рисовать.

Многие дети после этого вообще могут бросить занятия рисованием. Наоборот, покажите разнообразие техник, чтобы дети не боялись владеть разными материалами. В данном случае, будет верным даже рисование пальцем, если кому‑то так нравится. Краска – та же цветная глина, только на плоскости. Интересный прием – рисование на цветной бумаге, ночь можно изобразить на черной или на темно‑синей бумаге. Хороший прием – отпечатки краски, при помощи различных форм и материалов – резинового ластика или разрезанной напополам картофелины. Через изобразительное творчество проходят абсолютно все.

Младший школьник во многом подражает взрослому. Он начинает копировать все подряд. Этот вид воображения называют воссоздающим. Ребенок орудует уже имеющимися в его распоряжении образами. Многие дети срисовывают с открыток, воспроизводят образы из мультфильмов. Дети пяти‑шести лет легче и свободнее выражают себя и свою фантазию на бумаге. Труднее в этом отношении работать с 10–12 – летними. Они могут уже не трансформировать свой багаж, а идти в сторону подражания реальности. «У меня неправильно получилось, я не умею рисовать» – утверждает ребенок. Избыток аналитического и логического подхода к реальности забивает все лучшее, что было раньше.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!