Декоративно-прикладное искусство в контексте культуры



Nbsp; МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА по специальности 070601.65  Дизайн   (специализация «Дизайн среды»)  

Москва 2009


Субботина Н.Н., Савинов А.М., Чащина С.В., Дружкова Н.В., Рожкина Л.А.

 

Программа государственного экзамена по специальности 070601.65 Дизайн (специализация «Дизайн среды»). – М.: МГЭИ, 2009. – 33 с.

 

Одобрено кафедрой дизайна среды. Протокол заседания кафедры от 20 января 2009 г. № 5.

 

© Субботина Наталья Николаевна,

© Савинов Андрей Михайлович,

© Чащина Светлана Васильевна,

© Дружкова Наталья Владимировна,

Ó Рожкина Людмила Александровна

© МГЭИ, 2009

Предисловие

Программа государственного экзамена по специальности 070601.65 Дизайн разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и является методическим документом, цель которого – оказать помощь студентам в подготовке к экзамену. Она отражает основные положения дизайнерской науки и современный этап развития проектно-художественной сферы деятельности человека. Программа делится на три раздела: общий, специальный и посвященный специализации. Первый раздел содержит историю искусства и дизайна, второй – теорию и методологию дизайн-проектирования, в третий раздел включены темы отражающие технологию дизайн-проектирования по конкретной специализации.

Цель государственного экзамена по специальности 070601.65 Дизайн – выявление уровня владения знаниями, умениями и навыками, полученными в процессе изучения дисциплин предусмотренными Государственным образовательным стандартом и учебным планом Московского гуманитарно-экономического института.

На экзамене выпускник должен продемонстрировать знания:

·   исторического опыта развития мирового искусства, основные факты и закономерности историко-художественного процесса, значение наследия прошлых веков для современности;

·   по основным теоретическим направлениям в истории искусств, в определении специфики и сущности различных видов искусств;

·   научных методов познания произведений искусства и художественной жизни общества;

·   по истории и теории дизайна;

·   основных положений и современных методов дизайн проектирования;

·   основ инженерно-технологических знаний и инженерно-технологического проектирования;

Выпускник также должен продемонстрировать:

·   умение анализировать объект дизайн проектирования;

·   культуру профессионального мышления, способность в письменной и устной речи правильно и логично изложить свои профессиональные знания;

·   понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, их взаимосвязь в целостной системе знаний.

Экзамен проходит в форме ответа на экзаменационный билет, содержащий три вопроса: по одному вопросу междисциплинарного характера из каждого раздела.

В помощь студенту при подготовке к экзамену в программе приводится рекомендованная литература, и даются вопросы для подготовки к государственному экзамену.

Ответы студентов на государственном междисциплинарном экзамене оцениваются по следующим критериям:

Оценка «отлично»

· вопрос раскрыт глубоко и всесторонне,

· студент показывает знание основной и дополнительной литературы по специальности,

· самостоятельно, логически стройно и последовательно излагает учебный материал,

· демонстрирует умение анализировать различные научные подходы к основным положениям и современным методам дизайн-проектирования, обосновывает собственную позицию,

· теоретические положения творчески увязаны с практическими аспектами рассматриваемого вопроса,

· студент обладает навыками ведения научной дискуссии, свободно владеет терминологией, обладает высокой культурой речи и общения,

· дает аргументированные, исчерпывающие ответы на вопросы членов комиссии;

Оценка «хорошо»

· студент показывает твердые знания учебного материала в соответствии с программой государственного экзамена,

· хорошо ориентируется в основной литературе по специальности,

· самостоятельно и последовательно излагает учебный материал, но без глубокого теоретического обоснования,

· предпринимает попытки анализировать различные научные взгляды, выразить собственную позицию,

· умеет увязывать теоретические положения с практикой,

· имеют место отдельные неточности при освещении вопроса,

· отличается высокой культурой речи и общения,

· ответы на вопросы членов комиссии недостаточно полные и содержат неточности;

Оценка «удовлетворительно»

· в основном показывает знания учебного материала в соответствии с программой государственного экзамена;

· изложение отдельных вопросов было поверхностным,

· ориентируется лишь в некоторых литературных источниках по учебной дисциплине;

· учебный материал излагает репродуктивно, допуская некоторые ошибки;

· предпринимает попытки анализировать различные научные взгляды, выразить собственную позицию по требованию преподавателя;

· с трудом умет установить связь теоретических положений с практикой;

· речь и общение не всегда логичны и последовательны;

Оценка «неудовлетворительно»

· студент демонстрирует незнание основных положений учебного материала по специальности,

· допускает существенные теоретические ошибки или поверхностную аргументацию основных положений,

· не ориентируется в основных литературных источниках по специальности;

· не в состоянии дать самостоятельный ответ на учебные вопросы и выразить собственную позицию;

· не умеет устанавливать связь теоретических положений с практикой;

· речь и общение слаборазвиты и маловыразительны.

 

 


ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНА

 

Раздел 1. История искусства и дизайна

 

1. Искусство и дизайн как феномены культуры

1.1.Искусство как феномен

Искусство как важнейшая часть культуры. Природа искусства и его социальные функции. Две главных задачи истории искусства: 1. изучение закономерностей эволюции художественного языка; 2. художественная жизнь как объект изучения истории искусств. Морфология искусств. Значение живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства для эстетической организации окружающей среды.

1.2.Изобразительные виды искусства

Изобразительные и выразительные средства в живописи и скульптуре. Проблемы восприятия изобразительных видов искусства. Монументальная, декоративная и станковая виды живописи и скульптуры, специфика работы в каждом виде. Техники и материалы, применяемые в живописи и скульптуре. Значение данных видов искусства для эстетической организации окружающей среды.

Декоративно-прикладное искусство в контексте культуры

Декоративно-прикладное искусство как один из разделов декоративного искусства (наряду с монументально-декоративным и оформительским искусством). Разнообразные классификации ДПИ по функциональному назначению, материалам, техникам и т.д. Связь с эпохой, средовой характер ДПИ. Художественные аспекты анализа произведения ДПИ: особенности композиции в произведении ДПИ, изобразительные и неизобразительные средства художественного языка в произведении ДПИ. Декор и форма. Синтетический характер ДПИ.

Дизайн как феномен культуры

Социокультурная обстановка, обусловившая рождение новой сферы культуры - дизайна. Специфика дизайна по отношению к искусству и промышленной деятельности. Современные принципы дизайнерской деятельности: эстетический (художественная форма), инженерный (функцио-нальное совершенство), эргономический, социологический, экономический, экологический.

Значение среды для деятельности человека и общества. Значение дизайна для формирования человеко-ориентированной среды.

 


2. Первобытное искусство

2.1. Общая характеристика

Синкретизм первобытного искусства (религия, мифология, магия, производственная деятельность). Преломление анимизма, тотемизма, фетишизма в первобытном искусстве. Периодизация.

2.2. Искусств верхнего палеолита.

Эволюция палеолитических изображений: от красных ямок, отпечатков рук и "макарон" - к полихромным изображениям животных. Развитие орнамента в эпоху палеолита. Семантика изображений.

Франко-Кантабрийский регион и его значение для изучения древнего художественного творчества (фрески пещер Альтамира, Ляско, Хорнос де ла Пенья, Нио).

2.3. Искусство мезолита

Специфика эпохи. Изобретательская деятельность древнего человека. Монохромность живописи, единичные гравюры, использование различных оттенков красной и черной краски, изредка белой. Переход от больших реалистических изображений животных к схематизации и условности, характерной для искусств неолита. Гиперболизация в передаче отдельных частей человеческого тела.

2.4. Искусство неолита.

Сущность «неолитической революции» и ее значение для судеб культуры и искусства. Неравномерность развития неолита в разных регионах. Докерамический неолит Иерихона.

Появление монохромной керамики в Фессалии и Македонии (ок. 5520 г. до н.э.). Культура Триполье. Культуры линейно-ленточной и гребенчато-накольчатой керамики. Свайные поселения Швейцарии и Верхнего Подвинья. Наскальные изображения Скандинавии. Изображения Белого моря.

Искусство эпохи бронзы.

Распространение культур шнуровой керамики и воронковидных кубков в раннем бронзовом веке от Скандинавии и Средней Европы до Кавказа.

 Мегалиты, их классификация. Менгиры Карнака (Бретань, Франция). Дольмены Франции, Северной Европы и Кавказа. Стоунхендж в долине Солсбери (Англия) – его устройство и функции.

 

Искусство эпохи железа.

Технический переворот, вызванный распространением железа.

Железный век Италии: культура Вилланова (XI-VIII вв. до н.э.). Гальштатский период в Средней Европе. Скифо-сибирский звериный стиль. «Киммерийские» стелы (Северное и северо-западное Причерноморье, Северный Кавказ, Южный Урал): схематичные изображения предметов вооружения, шейных и височных украшений, диадем. «Оленные» камни (Северо-западная Монголия, Тува, Горный Алтай, Забайкалье): косые полосы на лицевой стороне, пояса, украшение, оружие; наличие изображений в скифском зверином стиле. Расцвет скифской культуры в Причерноморье: курганы Солоха, Чертомлык, Семибратние, Толастая могила, Куль-Оба в Крыму.

2.7. Искусство Африки.

Проблема африканской цивилизации. «Открытие» искусства негров европейским авангардом в 1906-1907 гг. Основные регионы наскального искусства Африки. Сахарский Атлас на севере – наибольшее скопление африканских рисунков. Тассилин-Аджер и Феццан, Тибести – наиболее известные скопления петроглифов.

Скульптура тропической Африки. Древнейшие терракоты из с. Нок (500 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Терракотовая и бронзовая скульптура Ифе. Связи Ифе и Бенина. Бронзовое литье Бенина (головы, декоративные рельефы, статуэтки воинов, музыкантов, придворных). Скульптура йоруба: маски тайных союзов, предметы магического содержания, музыкальные инструменты.

2.8. Искусство Древней Америки.

Своеобразие американской цивилизации. Искусство Месоамерики. Расцвет культуры ольмеков – XII-VIII вв. до н.э. Древнейшее божество – «богиня с косами». Образ ягуара.

Культура майя. Периодизация. Г. Тикаль: «храм масок» и «храм двухголовой змеи». Г. Паленке: Храмы солнца, Креста, Надписей, Большой дворец. Г. Пьедрас-Неграс - крупный центр скульптуры. Г. Бонампак - центр монументальной живописи).

Культура ацтеков: главный город Теночтитлан – посредине оз. Тескоко. Почитание бога солнца Уицилпочтли.

2.9. Искусство Австралии и Океании.

«Рентгеновский стиль» долины Арнхемленд. Искусство центральных областей: преобладание условных геометрических композиций, воплощение абстрагированных форм вещей. Цветовая палитра Австралии (только 4 краски)

Первобытное искусство и его значение для современного искусства, развития материально-предметной среды, дизайна.

 

3. Искусство Древнего Египта

3.1 Общая характеристика

Географические и климатические особенности региона. Изоляционизм данной культуры, способствовавший длительному сохранению традиций в целостном и незамутненном виде. Религия как культурная доминанта данного общества. Значение религиозных представлений и, в частности, заупокойного культа в судьбах искусства. Периодизация.

3.2.Искусство до династического периода (4 тыс. до н. э).

Архитектура гробниц (мастаба). Изображения на шиферных табличках и глиняных сосудах. Плита фараона Нармера (ок. 3000 г. до н. э).

3.3.Искусство Древнего царства (30 – 23 вв. до н. э).

Монументальная архитектура как структурообразующее звено египетского искусства. Эволюция пирамид. Солнечный храм в Абидосе. 

Типология круглой скульптуры и рельефа. Теснейшая связь с заупокойным культом. Изображение Хефрена (первая половина 3 тыс. до н. э). Статуи писца Каи, зодчего Хемиуна. Парные статуи Рахотепа и Нофрет. Росписи в Медуме.

3.4.Искусство Среднего царства (21 – 18 вв. до н. э).

Эволюция храмового зодчества. Полускальный храмовый комплекс Ментухотепа в Дейр-эль-Бахри. Эволюция египетского портрета. Портрет Сенусерта III. 

Усиление индивидуализации портретных черт фараонов, эмоциональной выразительности лиц. Утонченность и элегантность образов мелкой пластики, в том числе деревянной. Росписи гробницы Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в. до н. э).

3.5. Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н. э).

Внутренняя периодизация. Развитие наземной, полускальной и скальной архитектуры. Архитектура эпохи Тутмесидов: заупокойный полускальный комплекс царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, украшенный росписями.

Карнак и Луксор как монументальные наземные комплексы. Красочные живописные изображения быта знати, охоты, пиров и выездов (роспись гробницы Нахта в Фивах). Мелкая пластика.

Религиозная реформа Эхнатона (1370-1340 гг. до н.э.). Изменение изобразительного языка в Амарнскую эпоху. Памятники из гробницы Тутанхамона.

Эпоха Рамессидов (14 – 11 вв. до н. э). Скальные комплексы Рамсесов II и III, Рамессеум. Скульптура Большого Храма Рамсеса II в Абу-Симбеле. Монументальная живопись гробницы Нефертари.

3.6.Искусство Позднего царства (10 в. – 332 г. до н. э)..

Сочетание египетской традиции иноземных влияний. Усиленное внедрение античности в египетскую культуру в IV-III вв. до н.э. Храмы Гора в Эдфу, Хатор в Дендере, Исиды на о. Филе (юг). Фаюмский портрет.

 


4.Искусство Передней Азии

4.1. Искусство Месопотамии V-III тыс. до н.э.

Географические и этнографические особенности региона. Особенности религии. Периодизация.

V-IV тыс. – периоды Убайд и Урук - храмы Тепе-Гавры и раннего Эреду (га).

IV–1-я пол III тыс. – формирование многочисленный номов – городов-государств (Ур, Урук, Киш, Лагаш, Ниппур), ставших основой шумерской цивилизации. Монументальная архитектура («Красное здание» и Белый храм в Уруке); монументальная скульптура (голова Инанны), каменные сосуды, парчовый стиль в глиптике.

III тыс. до н.э. – приход семитов, сосуществование шумерской и аккадской культур. Ювелирные изделия из царских гробниц Ура, «Стела коршунов». Рельефы Шумера над входом храма в Убайде (сер. 3 тыс. до н. э.)

2400-2200 - Аккадское государство. Замена шумерского схематизма и условности аккадской изобразительностью. «Голова Саргона Древнего», стела Нарам-Суэна (ок. 2236-2200).

Ок. 2100 – новое объединение страны – государство Шумера и Аккада/ III династия Ура (2112-1997 гг. до н.э.). Стела Ур-Намму. Формирование модели зиккурата (зиккурат в Ур-Намму).

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!