Содержание программы «Фольклорная хореография»

Министерство образования и науки

Российской Федерации

«Согласовано»                                                          Утверждено

Директор НОУ «Русская школа»                          на педагогическом совете

                                                                                    Протокол № _____

 _______________ Е.А. Суворова                            от «__» _________ 200  г.

«___»_____________200  г.

Авторская программа

Предмета эстетического цикла

Дополнительного образования Русской школы

«ФОЛЬКЛОРНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ»

(1 – 4 классы)

Автор программы

Хореограф

Айсина Анна Олеговна

ТВЕРЬ, 2006-2007 гг.

Пояснительная записка

Наша Тверская земля - обладатель и хранитель не только кристально чистых истоков великих рек - Волги, Днепра и Западной Двины, множества озер и реликтовых лесов, но и сложившейся веками самобытной традиционной культуры, по праву считающейся одной из древнейших ветвей культуры великорусской. Духовная и нравственная сила этой культуры и в наши дни оказывает благотворное воспитывающее влияние на всех, кто к ней прикасается, сохраняя и оберегая наши традиционно нравственные и жизненные народные ориентиры.

Изучение самобытной уникальной культуры наших предков имеет огромное значение в выполнении задач нравственного, патриотического и эстетического воспитания подрастающего поколения.

В патриархальном обществе дети, естественно, были включены и в трудовую жизнь, где без них не могли обходиться, и в традиционную культуру, где у них была своя роль. характерная для прежних времен передача традиции от взрослых детям давно нарушилась. Современная система воспитания и образования выделила детей из мира взрослых, появились пространственная и психологическая разобщенность работающих родителей и детей, разрыв между «культурой взрослых» и «культурой детей». Нет ни вечерней сказки бабушки, ни колыбельной матери. То, что утеряно обществом в отношении народности образования, необходимо восстановить и переосмыслить в духе времени, которое характеризуется не только ростом национального самосознания народов, но и обострением межнациональных конфликтов. И сегодня каждый раз, прикасаясь к самобытной уникальной культуре наших предков, мы пробуждаем генетическую память, мы закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, отношение к Родине, Роду, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в гармонии со вселенной, частью которой являемся мы - человечество.

Как известно, сущность природы человека заключается в созидательном характере его деятельности. Именно эта особенность должна стать объектом постоянной заботы взрослых, ибо именно в детстве проявляется огромная естественная потребность человека в познании мира, в самостоятельном опыте. Трудно найти другой материал, столь же близкий детям по духу и одновременно содержащий огромные воспитательно- обучающие возможности, каким является фольклор. Наполненные творчеством учебные занятия, органичная связь в них пения, игры, пластики и других видов художественного самовыражения, помогает ребенку ощутить момент истинного творчества, вкусить его радость, сделать творчество такой же потребностью души, какую испытывают подлинные носители народной культуры.

Изучение традиционной народной культуры является одним из приоритетных направлений работы нашей школы. Занятия на основе фольклора объединяет содержание различных школьных предметов: народоведения, историей, литературой, русским языком, основами православной культуры, изобразительным искусством, музыкой, русским рукопашным боем. Изучая фольклор, учащиеся каждый раз могут убедиться в чистоте и мудрости нашего народа, в красоте и искренности народного танца и народной  песни.

Гармоничное соединение в фольклоре пения, танца, игры на народных инструментах и  драматического действия открывает большие возможности переключения внимания учащихся с одного вида творчества на другой. Тем самым, фольклор можно рассматривать как один из видов психофизической разгрузки, способствующей физическому развитию детей. Важной частью работы учащихся является изучение и воссоздание предметов крестьянского быта: домашней утвари, народной одежды, вышивки, игрушки, народных музыкальных инструментов. В работу очень широко вовлечены родители школьников. Они становятся не только сотворцами постановок ансамбля, пламенными   участниками бесед и диспутов о важности нравственного, патриотического и духовного воспитания детей средствами традиционного народного искусства, но и оказывают неоценимую помощь в проведении фольклорных экспедиций, коллективного посещения концертов, в покупке и изготовлении народных музыкальных инструментов, пошиве костюмов.

Тематика и содержание программы «Фольклорная хореография»  для учеников начальной школы (157 часов в год) .дают возможность для развития воображения и фантазии, формирования творческого мышления у детей, их эмоциональной сферы, развития эмпатии как глубоко нравственной черты человека.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей каждого года обучения. Программа построена по концентрическому принципу. Постоянное возвращение к отдельным темам, усложнение упражнений и заданий позволяет комплексно строить занятия, используя материал из разных тем. Таким образом, распределение материала по темам носит условный характер.

Программа позволяет познакомить учащихся начальной школы с музыкальным фольклором, историей, устным народным русского народа, его обычаями, обрядами, праздниками. Тем самым можно говорить о создании условий для пробуждения  генетической памяти детей, глубинного интереса и любви  к истории и традициям своей  Родины.

. Более того, содержание программы поможет ребенку понять себя и определиться в этом мире, реализовать свои творческие возможности через развитие музыкальных и общих способностей, формировать художественный вкус через пение, танец, общение с произведениями народных мастеров, расширять кругозор, открывая детям целый мир звуков, движений, образов.

Изучение народных традиций способствует формированию творческой личности, развитию мышления, помогает активизации интереса школьников к истории и культуре своего народа.

Обрести свободу и получить радости творчества, возможность выразить себя через звук, движение; снять напряжение, скованность, зарядиться положительной энергией, стать физически и морально здоровым человеком -  в этом главная концепция занятий по программе.

И в заключении хочется сказать, что путь к духовности и нравственности начинается с малой родины, с приобщения к истокам традиционной культуры, многовековой мудрости народа. Без них нам не выжить, не выстоять: они - наша опора и надежда, наша боль и радость.

 

Содержание программы «Фольклорная хореография»

 

 

Цели:

приобщение  учащихся к культурному наследию своего народа через  освоение  русского танца.

Задачи:

- осваивая движения русского танца, развивать силу, упругость и эластичность мышц, координацию движений, их образность и выразительность, навыки импровизации;

- дать учащимся широкое представление о фольклорном танце различных регионов России и тверской области.

 

Типовая схема урока:

I раздел

 Упражнения на развитие и укрепление мышц, развитие пластики.

II раздел          .

  Упражнения на развитие чувства ритма, чувства непрерывности с помощью таких вспомогательных предметов как скакалка, мяч.

III раздел

Творческие задания - комплекс упражнений, посредством которых вырабатываются навыки ритмической и двигательной импровизации. Задания строятся от простых к сложным.

IV раздел

Разучивание и исполнение основных элементов народного танца, фольклорной хореографии. Соединение пения и движения. В программе нет сложных элементов танца, так как она рассчитана на массовое обучение детей в образовательной школе.

V раздел

Музыкальные подвижные игры, где происходит развитие пластики, моторики, контактности детей, скоординированности движений и действий, скорость реакции.

 

 

Первый год обучения

Предполагает:

· Постановка корпуса. Виды поклонов.

· Изучение позиций ног в русском танце.

· Изучение основных положений рук.

· Рисунок танца, знакомство с ним. Построение и перестроение в

· линии, круг, полукруг, в 2, 3 линии и Т.д.

· Освоение ритмических и физических упражнений для развития чувства  ритма и выносливости мышц.

· Знакомство с группой вращающихся движений.

· Освоение походок.

· Дробь - неотъемлемая часть русского танца: ключ; притопы: одинарный, двойной, тройной.

· Походка и дробь - самостоятельная импровизация учащихся в танце;

· Игровое творчество.

 

Примерный репертуар

I четверть- 40,5 часов

- «Гусачок» (танец) - работа над корпусом.

- «Барыня» (танец) - притопы одинарные и двойные.

- «Утушка» (упражнение) - «ковырялочка», тройной притоп.

- Хоровод «Березка» - рисунок танца, пластичность рук.

- Игры на внимание.

 

2 четверть - 31,5 час

- «Калинка» (танец) - смена ритма в музыке.

- «Как по травкам» - походка к песне, навыки импровизации, умение

ориентироваться на сцене.

- «Юрин конь» - тройной шаг на «пружинке».

- Дробные дорожки» - «ключ», «легкая», «двойная».

- Игры на внимание.

 

3 четверть – 45 часов

- «Плетень» (танец) - выстукивающие движения; руки.

- «Сени» (кадриль) - корпус, руки, рисунок. Умение танцевать в паре.

- Ритмическое упражнение в кругу - смена ритма, хлопки в ладоши, по    коленям, хлопушки и т.д.

- Физические упражнения на полу - укрепление мышц корпус, ног, рук, растяжка.

- Игры на ловкость и быстроту.

 

4 четверть - 36 часов

- «А что в этом у дому» - проходка к песне.

- «Восточный», «Туземский» - знакомство с элементами танцев

других стран для общего развития.

- «Зимняя дорога» (хоровод) - работа над корпусом, шаг с' носка,

рисунок, который заводит первый учащийся.

- Музыкальные игры.

Второй год обучения

Предполагает:

- Физические и ритмические упражнения.

- Дробные и выстукивающие движения.

- Новая группа вращательных движений.

- Прыжки и припадания.

- Знакомство с основными отличиями исполнения движений в танцах разных     регионов России.

- Знакомство и освоение основных танцевальных движений тверской земли.

- Импровизация - как основа фольклорного танца.

- Деревянные ложки (обучение).

- Игровое творчество.

 

Примерный репертуар

1 четверть - 40,5 часов

- Комплекс упражнений на середине и на полу.

- Прыжковая комбинация с припаданиями и вращениями (музыка из

репертуара «Иван Купала»).

- Упражнение с ложками, постановка рук (оркестровая народная

музыка).

- Народные игры.

 

2 четверть - 31,5 час

- «Черная смородина» (хоровод) - проходка.

- «Краковяк» (парный танец) - экспедиционная запись.

- «Частушки с подковыркой» (импровизационный танец) сольный.

 - «Я ду-ду» (проходка к песне).

- «Все мы песни» (проходка).

- «При в боре» (проходка), выстукивающие движения.

- Народные игры.

 

3 четверть - 45 часов

- «Девка по саду ходила» (положение рук, основной шаг, «пересек» ­

дробь на пересекание друг друга).

- Упражнение с ложками.

- Хороводы из репертуара Татьяны Устиновой: «Восьмиугольный хоровод», «Хороводная игровая», «Хороводная свадебная пляска».

- «Семеновна» (танец) - экспедиционная запись.

- Народные игры.

 

4 четверть - 36 часов

- «Танец с ложками»: соединение навыков игры на ложках с танцевальными движениями и рисунком танца.

- «Страдания», «Русского» - экспедиционная запись.

 

 

Третий год обучения

Предполагает:

- Постановка корпуса.

- Знакомство с «поклоном», его виды.

- Позиции рук.

- Позиции ног.

- Основные хороводные проходки.

- Основные плясовые проходки.

- Основные кадрильные проходки.

- Хороводные рисунки. Круг как основа хоровода. - Знакомство с группой выстукивающих движений.

- Самостоятельная работа - хороводный рисунок.

- Освоение игры на деревянных ложках.

 

 

Примерный репертуар

1 четверть - 40,5 часов

- Разминка в кругу (постановка корпуса).

- Упражнение для рук (позиции рук).

- Ритмическое упражнение (ритм, хлопки, удары в пол).

- «Зимняя дорога» (хоровод) - шаг с носка, рисунок.

- «Ванюшка» (руки, характер).

 

2 четверть - 3 1,5 час

- «При в боре coсенкa» (проходка).

- «На горе» (легкий шаг - «поступь»), «до-за-до».

- «А что в этом у дому...» - проходка.

- «Все мы песни перепели» (дробь «мелкий горох»).

- «Крестьяне» (характер).

 

3 четверть - 45 часов

- «Юрин конь» (тройной шаг с подставкой с одной ноги, рисунок танца начинает заводящий).

- «Шаловать и баловать» (Иваново) - руки внизу, притопы ногами, заводящий начинает пляску.

- «Как по травкам» (рисунок заводит солист).

- «Летал соловей» (руки).

 

4 четверть - 36 часов

- Упражнение с ложками.

- «Я ду-ду» (импровизация на проигрыш, ложки - как аккомпанемент

к песне ).

- «Девка по саду ходила» (работа над особенностями исполнения песни и танца Белгородской области: руки, шаг, пересек).

 

Четвертый год обучения

Предполагает:

- Специальные упражнения для укрепления мышц корпуса, рук, ног, шеи.

- Ритмические упражнения.

- Дробные и выстукивающие движения.

- Основные отличия исполнения движений в танцах различных

регионов России.

- Освоение основных танцевальных движений Тверской земли.

- Работа над импровизацией, образностью и характером исполняемого танца.

- Творческая работа: участие в концертах, конкурсах, фестивалях; посещение выставок, народных праздников и гуляний, знакомство с другими коллективами, сходными по жанру.

 

Примерный репертуар

1 четверть – 40,5 часов

- «Сяду на полу» (ритмический рисунок).

- «Молоковская кадриль» (1 и 2 часть).

- « Ой, ты, Таня» (проходка, характер).

- «3агорелась жаркая калина» (образ, областные особенности, руки).

- Повторение репертуара прошлого года.

 

2 четверть - 31,5 час

- Ритмические упражнения.

- «Молоковская кадриль» (3 и 4 часть) - работа над корпусом,

характером, рисунком.

- Упражнение с «дробями» (укрепление мышц ног).

- «Мы ранёшенько вставали» (образ, проходка).

3 четверть - 45 часов

- «Ты заря, ты моя зоренька» (хоровод) - хороводные особенности Сибири.

- «Молоковская кадриль» (5 и 6 часть).

- «Шаловать и баловать» (импровизации).

-«Масленичные песни» (характер, заклички, проходки, работа над сценарием).

 

4 четверть - 36 часов

- «Молоковская кадриль» (7 часть, поклон гармонисту).

- «Жнивная» (руки).

- Ритмическое, физическое, выстукивающее упражнение.

- «Краковяк», «Семеновна», «Страдания» - экспедиционная запись.

 - Подготовка и проведение отчетного концерта.

 

Использованная литература

Научно-методическая литература:

1. Актуальные проблемы художественного воспитания детей: Сборник­М., 1983.

2. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. - М., Советский композитор, 1988.

3. Аникеева З.П. Воспитание игрой. - М., 1987.

4. Аникин В.П. Детский фольклор. - Русское народное поэтическое творчество. - Л.: Просвещение, 1983.

5. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И.Земцовский. - Л.: Музыка,1987.

6. Богатырев п.г. Вопросы теории народного искусства. _о. М.: Искусство, 1971.

7. Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. - М., 1981.

8. Василенко В.А. Детский фольклор. Русское поэтическое творчество. ­М.: Педагогика, 1969.

9. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Педагогика, 1988.

10. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение,1988. .    '

11. Виноградов Г. Русский детский фольклор. Кн.1.- Иркутск, 1930.

12. Виноградов Г. Народная педагогика. - Иркутск, 1926 - Вып.2.

13. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. - М.: Искусство, 1989.

14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- - М.: Госиздат РСФСР, 1930.

15. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка. 1966.-№6

16. Горюнова Л. Мир народного творчества. Музыка в школе №1 - М.: Просвещение, 1990.

17. Детский фольклор: Примерная программа для фольклорных и этнографических кружков. - М.: ВНМЦ, 1987.

18. Детские фольклорные школы. Проблемы, опыт, перспективы". - М., 1999.

19. Картавцева М.Т. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. - М.: Музыка, 1978.

20. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981.

21. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики // Сибирский фольклор. Вып.2. - Новосибирск, 1971.

22. Наука и эстетическое воспитание: Сборник. - М., 1972.­

23. Покровский Д.В. Фольклор и музыкальное восприятие // Восприятие музыки/ Сост. В.Н.Максимов. - М.: Музыка, 1980.

24. Эстетическое развитие и воспитание молодежи. - М.: Изд. Моек. Ин­та, 1978

25. Попова Т.В. Основы русской народной музыки. - М.: Музыка, 1974.

26. Роль искусства в развитии способностей школьников: Сборник. - М.,1985.

27. Рубцов Ф.А. Статьи по музыкальному фольклору. - М. - Л., 1973.

28. Симонов П.В. Методика К.С.Станиславского и физиология эмоций. ­М.: АН СССР, 1962.

29. Фольклор. Образ и поэтическое слово в контексте. - М.: Наука, 1984.

30. Шамина Л.В. работа с самодеятельным хоровым коллективом. - М.: Музыка, 1983.

31. Шатковский Г. На пути к импровизации // Проблемы развития системы музыкального образования: С6. трудов. ВЫП.87. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1986.

32. Ширяева Н.В. В поисках красоты. Музыка в школе №1. - М.: Просвещение, 1990.

33. Шуров В.М. Южнорусская песенная традиция: Исследование. - М.: Советский композитор, 1987.

34. Эльконин Д.В. Психология игры. - М., 1978.

35. Эстетическое развитие и воспитание молодежи. - М.: Изд. Моск. Ин­та, 1978

 

Репертуарные сборники

 

1. Архивные записи Московской консерватории им. Чайковского.

2. Архивные записи ТОДНТ.

3. Веретёнце: русские народные песни Вологодской обл. Всероссийское хоровое общество. - М., 1985.

4. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Кн.l. - Иркутск, 1930.

5. Гори, гори ясно. Для детских и юношеских ансамблей / Составитель Т.Новикова; Всероссийское музыкальное общество. - М., 1989.

6. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры / Составитель Науменко Г. - М.: Советский композитор,1977.

7. Жаворонушки: - Вып.2. - 1981.

8. Жаворонушки. - Вып.3 - 1984.

9. Жаворонушки. - Вып.4 - 1986.

10. Заплетися, плетень: Русские народные песни и хороводы / Сост. В.А.Агафонников. - М.: Музыка, 1987.

11. Золотые ворота: Игры. Новосибирск - 2002.

12. Заинька во садочке. Сост. Л.В.Суровян. Новосибирск пижица - 2002. 13. Зимние святки. / Сост. Л.К.Королева, И.Н.Некрасова. Тверь, 1997.

14. Как на нашей сторонке. В.М.О. №1, 2000.                    .

15. Круглый год: Русский земледельческий календарь. - М.: Правда, 1991.

16. Материалы фольклорных экспедиций ТМУ им. М.П.Мусоргского.

17. Материалы фольклорных экспедиций МГУК курс Антиповой, Сорокина П.А.

18. Медведева. Духовные стихи русского народа. - М., 1998.

19. Музыкальный фольклор и дети / Сост. Щербакова. - М., 1997.

20. Науменко Г.М. Народные праздники. - М., 2001. .

21. Не Тёсан терем. Муз.-просветительский альманах № 1, 2001.

22. Песенные узоры. Вып. 4. - М.: Музыка, 1990.           .

23. Плыла лебедь. Для детских народно-хоровых коллективов / Сост. П.А.Сорокин; Всероссийское музыкальное общество. - М., 1987.

24. Росынька: Песни и игры для фольклорных ансамблей / Сост. Т.Белоконева; Всероссийское хоровое общество. - М., 1982.

25. Руднева А.В. Курские танки и карогоды. - М.: Советский композитор,1975.

26. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия /Сост. М.Забылин. - М.: Книга Принтшоп, 1990.

 27. Русские народные песни для детей. - Санкт-Петербург, 1999. 28. Устинова Т. Танцы Тверской земли. - Тверь, 2002.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!