Породы древесины и их применение



Екатерина Алексеевна Андреева

Художественная работа по дереву

 

 

Текст предоставлен издательством http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=293652

«Художественная работа по дереву»: РИПОЛ классик; Москва; 2007

ISBN 978‑5‑7905‑4556‑6

Аннотация

 

Дерево – одно из самых удивительных чудес природы. Люди научились обрабатывать этот материал много веков назад. Постепенно в распоряжении мастеров оказались металл, стекло и пластмасса. Однако даже более прочные и легкие в обращении материалы не смогли вытеснить древесину. Ее неповторимые свойства, удивительный запах и необыкновенная «теплота» до сих пор остаются востребованными.

Одно из самых интересных направлений работ по дереву – художественно‑декоративное. В данном издании собраны основные советы, предназначенные для любителей этого занятия.

 

Екатерина Алексеевна Андреева

Художественная работа по дереву

 

Введение

 

Без деревьев, которые привычно называют легкими планеты, жизнь человеческая вряд ли была бы возможной.

Деревья обогащают атмосферу кислородом, необходимым для каждого живого существа на Земле. Лес, сообщество деревьев, кустарников и других растений, служит домом для многих животных, птиц, насекомых. Если уничтожить лес, все они погибнут.

Нужны деревья и человеку. Древние люди находили в лесу пищу и кров, из древесины изготавливали орудия труда и оружие для охоты и защиты от врагов. Обрабатывая палку каменным резцом, человек понял, что из древесины можно вырезать красивые узоры.

Позднее из древесины стали строить жилища, способные защитить от дождя и холода, делать мебель, вырезать посуду и другие предметы быта, украшения и всевозможные безделушки.

Прошли годы, появились дома из камня. Люди населили города, и лес остался за пределами обыденной жизни. Но он продолжает манить человека. Посещение леса для горожанина – настоящий праздник. Люди отправляются в лес за грибами, ягодами, на охоту или просто так, чтобы насладиться вечной и неизменной красотой природы.

Лес – это еще и кладовая для любителей художественных работ по дереву.

Наша страна всегда славилась своими лесами, и потому декоративная обработка дерева издавна считается традицией. Изделия из древесины, созданные руками опытного мастера, приносят в дом чудесную атмосферу леса, его свежесть и аромат. Умело выполненные поделки радуют глаз своими теплыми оттенками цвета и изяществом формы.

Древесину нетрудно обрабатывать. Этот замечательный материал предоставляет широчайшие возможности для фантазии. Изготовление изделий из древесины не требует сложных установок и дорогих станков, его легко организовать в условиях обычной квартиры.

Для художественных работ годится не только древесина ствола. Практически все части дерева, даже наросты, можно использовать при создании поделок. Из корней и сучьев изготавливают лесные скульптуры; кору, листья и плоды применяют для панно и оригинальных украшений.

 

Глава 1

Вторая жизнь дерева

 

Деревья укрывают нас от солнца, дождя и ветра, они очищают воздух, дарят нам эстетическое удовольствие. Жизнь срубленного дерева переходит в вещи, без которых человек не может обойтись. Книги, мебель, игрушки, предметы обихода… Чего только не делают люди из дерева! Красивые деревянные статуэтки, симпатичные плетеные корзинки, резные украшения, картины – в этих творениях человеческих рук дерево продолжает жить и дарить нам свое тепло.

 

Древесина как материал для художественных работ

 

Дерево – одно из самых удивительных и самых совершенных созданий природы. С давних времен деревья были предметом восхищения людей. Им поклонялись друиды и древние славяне, позднее они служили источником вдохновения для поэтов, художников, архитекторов, скульпторов, мастеров декоративно‑прикладного искусства. Трудно удержаться от восторженного возгласа, глядя на нарядную корзинку, сплетенную из прутьев или бересты. Не меньшее восхищение вызывает изящная деревянная шкатулка, покрытая резными узорами.

 

Немного истории

 

Дерево – материал не слишком долговечный, жизнь его короче, чем жизнь камня, и о великолепии резного убранства деревянных строений, возведенных руками древнерусских мастеров, можно только догадываться.

В древних летописях говорится о существовании дивно украшенных деревянных хором и церквей, но, к сожалению, их уже давно нет на свете. Дошедшие до нас летописи XI–XIII веков упоминают об артелях строителей, плотников и столяров, возводивших деревянные здания. Есть в этих письменных свидетельствах и упоминания о резчиках по дереву, работавших в крупных городах Древней Руси.

О том, что древнерусские резчики по дереву были настоящими виртуозами, говорят открытия, сделанные археологами. Так, в Новгороде были найдены фрагменты деревянной колонны из постройки, относящейся к XI веку. Покрытая рельефной резьбой колонна украшена изображениями грифонов и кентавров. Неизвестный мастер тщательно прорезал все детали фигурок мифических существ: шерсть, крылья грифонов, складки одежды кентавров. Звериный стиль, используемый в резьбе по дереву, был очень популярен и в других областях древнерусского искусства, узоры с такими мотивами покрывали металлические застежки рукописей, браслеты и серьги, белокаменные стены церквей и соборов.

Раскапывая древние городища и курганы, археологи нашли инструменты, которыми пользовались мастера, и среди них топор, тесло, ложкарь. С помощью топора обрабатывали внешние формы, теслом выбирали внутренние объемы деревянной посуды. Этот инструмент, немного похожий на мотыгу, и теперь используется мастерами народных промыслов.

Ложкарь (металлический стержень с кольцеобразным ножом на конце) применялся для выравнивания внутренних поверхностей ковшиков, ложек и другой деревянной посуды. Использовали резчики по дереву пилу, бурав и долото.

Посуда и другая домашняя утварь, украшенная резьбой, вносила в жизнь семьи ощущение праздника. Древние умельцы создавали предметы быта и целые скульптуры. В Государственном Эрмитаже хранятся вещи, созданные еще в V–III веках до н. э.: ковш с ручкой в виде птичьей головы, деревянный олень с большими ветвистыми рогами и др. Эти предметы поражают своей пластичностью, искусной передачей характерных движений диких и домашних животных.

Древние резчики использовали также растительные орнаменты – гирлянды из листьев, трав, цветов. Они вырезали фигурки фантастических существ: русалок, грифонов, львов с «проросшими» хвостами. В Средние века языческие мотивы стали переплетаться с христианскими.

Растительные орнаменты украшали оклады икон XIV века, алтарные двери и Царские врата. В XV веке создавались роскошные иконостасы, в которых деревянная резьба дополнялась золочением. До нас дошло имя резчика и скульптора Амвросия, работавшего в Троице‑Сергиевом монастыре. Его резные деревянные кресты и иконы, выполненные из ценных пород древесины (палисандра, самшита, кипариса, грецкого ореха), отличались изысканностью формы и сложностью композиции.

В XV веке начала свою работу Кремлевская Оружейная палата. В числе других мастерских в ней была и мастерская резных и столярных дел, в которой в 1551 году появился один из шедевров русского декоративно‑прикладного искусства – молельня Ивана Грозного, предназначенная для Успенского собора Московского Кремля. Это роскошный трон с шатровым верхом, густо покрытый сложными резными орнаментами и сюжетными композициями.

В XVI веке характер резьбы по дереву, сохраняя многие прежние традиции, значительно усложнился. Резьба стала выше, объемнее и живописнее, усложнились орнаментальные мотивы. Неистощимая фантазия резчиков проявилась в создании деревянного убранства древнерусских храмов. Настоящим образчиком их мастерства стал Коломенский деревянный дворец, который был спроектирован в XVII веке для царя Алексея Михайловича.

Те, кому довелось видеть это строение, называли его восьмым чудом света. Над созданием великолепной деревянной резьбы, украсившей дворец, трудились резчики, собранные со всего государства.

О том, как создавалось это чудо, писал в своем романе «Черные люди» Всеволод Иванов: «Режут хитро сквозные гребни на верховые князья‑бревна на крышах, со львами, медведями, конями, орлами, петухами, рыбами, травами, цветками, стругают и режут причелины, подвески, подзорники – узорные прорезные доски со зверями, солнцами, фараонами, ровно полотенца шитые, режут наличники светличные с колонками, наличники краснооконные, волоковые с птицами райскими – с Сирином да с Гамаюном, со псами зубастыми, с виноградными гроздьями среди лапчатых листьев, двери резные с узорами на персидское да на китайское дело, с косяками узорчатыми, словно гладью вышитые, и все красят в алый, розовый, лазоревый, красный, желтый, изумрудный цвета, золотят чисто».

Не только храмы, дворцы и царские палаты были украшены резьбой. Талантливые мастера трудились и в далеких глубинках, маленьких городках и селах. В декоре простых деревенских изб прорезная и накладная резьба сочеталась с рельефными фигурами на гладком фоне. Резной орнамент можно было увидеть и на предметах, которыми пользовались в хозяйстве, например на прялках. С прялками крестьянки коротали долгие зимние вечера, с ними ходили в гости, а когда были заняты другими делами, вешали их на стену как дорогое нарядное украшение.

В каждой местности были свои характерные особенности и собственные узоры для украшения прялок. Так, в Вологодской губернии узоры трехгранно‑выемчатой резьбы усыпали гребень и головку прялки, донце же оставалось гладким. Орнамент покрывался яркими красками.

А в Ярославской губернии красители не использовали, оставляя естественный цвет дерева. Среди рисунков, покрывающих прялки, можно было увидеть не только растительные или звериные орнаменты, но и жанровые сценки. В деревнях Нижегородской губернии гребень прялки оставляли гладким, резьба покрывала лишь головку и донце. Своеобразной была и техника исполнения: в светлую древесину осины, из которой делали прялку, мастера врезали части темно‑серого мореного дуба.

Резными узорами покрывали не только прялки, но и другие предметы домашнего обихода. Геометрическая резьба украшала солонки, совки для сбора ягод, рубели, вальки и доски‑штампы, предназначенные для выпекания пряников. На пряничных досках вырезали фигурки животных, птиц, рыб и даже людей.

В XVII веке зодчество, а вместе с ним и искусство резьбы испытало влияние иноземных традиций. Так, появился итальянский мотив виноградной лозы, ставший очень популярным.

В растительные узоры включались изображения сиринов (райских птиц с женскими головами) и других мифических и реальных птиц: попугаев, лебедей, орлов, гусей.

Фантастические существа (грифоны, сирины, русалки, единороги) были характерны только для светского искусства, церковная резьба XVII–XVIII столетий не допускала подобных мотивов. В этот период резьбу было принято покрывать позолотой самых разных оттенков: от красноватых до зеленоватых.

В начале XVIII века по указу Петра I мастерская резных и столярных дел вместе с другими мастерскими Оружейной палаты была закрыта. Большинство резчиков переехали в Петербург, в Адмиралтейство. Корабельное строительство требовало огромного количества мастеров, в том числе и искусных резчиков по дереву. Возле Петербурга было обустроено Охтинское поселение, где жили плотники, столяры, резчики. Пётр пригласил из‑за границы в Россию опытных специалистов по декоративной обработке дерева, которые набирали учеников и обучали их. А русских мастеров царь посылал стажироваться в Европу.

Корабельное дело и резьба по дереву были в ту эпоху неразрывно связаны. Корабельные мастера изготавливали миниатюрные модели судов, используя чертежи и рисунки, по которым на верфях строились настоящие корабли. Эти модели отдавались в Адмиралтейство, их можно увидеть там и в наше время. Среди них были и миниатюрные суда, сделанные руками самого Петра.

Нос кораблей украшали деревянные скульптуры – иногда человеческие фигуры, но чаще всего стоящие на задних лапах львы с раскрытой пастью и развевающейся гривой.

В качестве элементов резного декора кормы использовались герои мифологии (нереиды, сирены, Нептун в окружении тритонов и дельфинов) и декоративные мотивы, популярные в XVIII столетии (раковины, гирлянды из тюльпанов, картуши и т. д.).

В XIX веке передовые представители русского искусства, стремившиеся сохранить национальные традиции резьбы по дереву, создали в Абрамцеве, подмосковном имении известного мецената С. И. Мамонтова, центр резьбы по дереву. Руководила мастерской и школой резьбы художница Е. Д. Поленова, сестра знаменитого живописца В. Д. Поленова. Художница ездила по селам и собирала все лучшее, что было создано народными мастерами‑резчиками. Вещи, которые изготавливались в конце XIX столетия в Абрамцевской мастерской, поступали в продажу. Поленова выполняла рисунки для резной мебели, домашней утвари и других вещей. В качестве образцов использовались орнаменты вышивки, кружев, росписи.

В школе Поленовой обучались дети кустарей, жившие в этих краях. Среди них был и Василий Ворносков, сын плотника из деревни Кудрино, ставший в дальнейшем основоположником нового стиля – знаменитой кудринской резьбы (рис. 1).

Для своих работ Ворносков использовал мотивы и технику вологодской плоскорельефной резьбы с ее растительным орнаментом в виде пальчатообразных завитков и силуэтами птиц и зверей, знакомых по пряничным доскам XVII–XVIII веков. Наследие Ворноскова огромно: он создавал резную мебель, ларцы и шкатулки, домашнюю утварь, письменные приборы, деревянную скульптуру. Разработанные им приемы используют и современные мастера. В 1920‑х годах Ворносков стал главой артели резчиков, куда вошли мастера Кудрино и соседних сел. А в Абрамцеве в 1918 году был открыт музей.

Рис. 1. Фрагмент резного кашпо работы В. Ворноскова

 

Знаменитую абрамцево‑кудринскую технику применяют и в настоящее время. Для нее характерно сочетание растительных мотивов (побеги деревьев, гирлянды из листьев, ветвей, цветов, ягод) с изображениями птиц, рыб, зверей, всадников. В этой технике создаются долбленые, точеные декоративные изделия: солонки, лоточки, черпачки, ковшики, сухарницы, конфетницы, братины, блюда, вазы, шкатулки и т. д.

Широкую известность получила знаменитая богородская игрушка и скульптура. Еще в XV веке жители села Богородское, находившегося во владениях Троице‑Сергиевой лавры, занимались народными промыслами, в том числе и резьбой по дереву. В собраниях музеев хранятся созданные в XVIII – начале XIX века игрушки: фигурки животных и птиц, гусары, барыни в нарядной одежде, крестьяне и крестьянки, а также многофигурные скульптурные композиции. Их основные темы – сцены из сельского быта, эпизоды басен и сказок.

Богородская скульптура имеет свою технику изготовления (рис. 2). Сначала кусок дерева обрабатывается топором, которым обтесываются крупные грани. В этот момент намечаются пропорции будущей фигуры. Затем стамесками удаляется все лишнее и уточняются детали. Обработка завершается особым инструментом – богородским ножом. Одна из характерных особенностей богородской игрушки – оставление следов от ножа и стамески, что позволяет увидеть красоту дерева и мастерство резчика.

Кудринскую технику используют резчики из мастерских подмосковного города Хотьково, открывшихся в 1947 году. Красивые коробочки, шкатулки, ларчики, пудреницы, украшенные резными вставками из кости, создаются хотьковскими мастерами из тиса, ореха, самшита, капокорня и других материалов.

Рис. 2. Современная богородская игрушка

 

С давних времен резьбой по дереву занимались в Нижегородской губернии. В XVII–XVIII веках умелые мастера вырезали из дерева ложки, чаши и ковши, украшенные красивой резьбой. В городе Семёнове в начале XX века по образцам из абрамцевской мастерской резчики изготавливали резные вазы, сахарницы, солонки, ложки, матрешек.

А в Вятской губернии была популярна архитектурная резьба. Здесь создавалась долбленая деревянная посуда, развитие получило ложкарное дело. В конце XIX – начале XX века было налажено производство резных деревянных шкатулок, рамок, полочек, украшенных резьбой, росписью, выжиганием. С 60‑х годов прошлого века здесь стали применять главным образом геометрическую резьбу и прием, при котором светлый резной орнамент контрастирует с темным фоном, покрытым лаком.

 

Строение древесины

 

Древесина – материал, обладающий волокнистым строением. В ней можно выделить три основных среза: поперечный (торцевой), идущий поперек волокон; радиальный, направленный вдоль оси ствола; тангенциальный (тангентальный), располагающийся вдоль ствола по плоскости. Последний может находиться на любом расстоянии от оси. На поперечном срезе нетрудно заметить границу между корой и древесиной, между ними находится слой камбия, не заметный для обычного зрения. Он состоит из ростовых клеток древесины и коры.

Древесина одних пород имеет более светлую периферийную часть (заболонь), древесина других обладает темной центральной частью, расположенной возле самого ядра. По такому признаку деревья делятся на заболонные и ядровые породы. Заболонные – это липа, клен, ольха, береза, груша и т. д. К ядровым относятся сосна, кедр, дуб, ясень, можжевельник, лиственница, ильм.

При изготовлении художественных изделий из дерева важно знать, что сосуды в древесине ядровых пород забиты отложениями таннинов, смол и иных веществ, поэтому такая древесина с трудом пропитывается клеем, лаками и красителями. Следует также помнить, что у некоторых пород, например хвойных, имеются ярко выраженные годичные кольца (светлые и мягкие – ранние слои, темные и твердые – поздние). Древесина ряда пород обладает сердцевидными лучами. Эти горизонтальные сосуды, идущие от сердцевины, хорошо заметны на радиальных срезах у дуба, бука, ильма.

Древесина со сложным строением имеет более красочную текстуру. Этим свойством обладают породы с четкими годичными кольцами, развитыми сосудами, сердцевинными лучами. Если в древесине много сучков, наростов, глазков (слабо развитых побегов), годичные слои немного отклоняются, уступая место темным пятнам, обогащающим текстуру. Кроме того, текстурный рисунок зависит от направления среза. Наиболее красочна текстура тангенциального среза.

Некоторые лиственные мелкососудистые породы не имеют ярко выраженной текстуры, их годичные кольца практически незаметны. Таковы липа, осина и другие деревья. Их текстуру можно выявить лишь с помощью особых приемов окрашивания.

У корней деревьев плотность, прочность и слоистость гораздо меньше, чем у ствола. Для изготовления декоративных работ нередко используют переходную часть от корней к стволу. У березы, груши, платана, ореха она имеет необыкновенно красочную текстуру.

 

Важнейшие свойства древесины

 

Как и другие материалы, древесина обладает рядом физических, химических и механических свойств.

В древесине имеются органические вещества, в составе которых содержатся водород, азот, кислород, углерод, улетучивающиеся во время сгорания, а также минеральные соединения, образующие золу.

Благодаря важнейшим органическим веществам, в том числе лигнину и целлюлозе, древесина широко используется в промышленных целях. В ней содержатся красящие и дубильные вещества, а также эфирные масла. В горячей воде они растворяются, и древесина теряет цвет и другие свойства, ценные для декоративных работ.

Некоторые качества древесины особенно важны при выборе материала для декоративно‑художественных работ. От этих качеств зависит и способ, с помощью которого будет вестись обработка древесины.

 

Цвет

 

Цвет – одно из главных свойств древесины, применяемой для художественного творчества. Именно от окраски материала во многих случаях зависят красота и выразительность изделия.

Цвет определяется спектральным составом светового потока, отражаемого древесиной. Можно установить цвет с помощью атласа цветов, однако резчики обычно определяют цвет на глаз.

От чего зависит окраска древесины? Прежде всего от условий, в которых росло дерево. Если оно произрастало в умеренном поясе, древесина будет окрашена бледно. А вот тропические и южные породы имеют более яркую окраску.

Цвет древесины зависит также от возраста дерева: чем оно старше, тем интенсивнее окраска.

На цвет древесины влияют и грибы, поэтому не следует путать естественную окраску с грибной, свидетельствующей о начале загнивания древесины.

Цветовые оттенки древесины делятся на несколько групп, в каждой из которых преобладает один цвет.

Черный цвет: эбеновое дерево, мореный дуб.

Коричневый цвет: грецкий орех (светло– или темно‑коричневый), абрикос, черешня (желтовато‑коричневый), яблоня (желтовато‑розовато‑светло‑коричневый).

Бурый цвет: бук, лиственница, кедр, тополь, ольха, груша, каштан, анатолийский орех (зеленовато‑бурый), рябина (коричнево‑бурый), слива (красновато‑розовато‑бурый), ядро вяза (светло‑бурый).

Фиолетовый цвет: сирень, ядро бирючины.

Зеленоватый цвет: фисташка, хурма.

Красный цвет: красное дерево, тис.

Розовый цвет: чинара (темно‑розовый), лавровишня (желто‑розовый).

Оранжевый цвет: крушина.

Желтый цвет: береза, карельская береза, липа, ель, пихта, осина, граб, клен, боярышник, айлант (розовато‑желтый), черемуха (красновато‑буровато‑желтый), барбарис (лимонно‑желтый), ясень (беловато‑желтый со светлыми оттенками красного и розового).

 

Блеск

 

Блеск древесины – это ее способность направленно отражать поток света. Понятно, что наибольший блеск могут дать только идеально гладкие, как зеркало, поверхности, но их трудно получать даже при самой хорошей отделке.

Если поверхность матовая и имеет однородную шероховатость, она будет рассеивать отраженный свет.

Резчику по дереву важно помнить, что чистые срезы, направленные вдоль волокон, отражают свет, в то время как срезы, пересекающие волокна, рассеивают его.

 

Влажность

 

Данное свойство является результатом нормальной жизнедеятельности живого дерева. Но если дерево срублено, распилено на части, его влажность будет зависеть от проведенной сушки, а затем от условий хранения.

Древесина может быть мокрой, если она долгое время находилась в воде. Ее влажность в этом случае составляет 100 % (под абсолютной влажностью подразумевают выраженное процентное соотношение массы влаги в образце древесины к массе древесины сухой). Влажность свежей, только что срубленной древесины – от 50 до 80 %. Если древесина длительное время лежала на воздухе, ее влажность составляет 15–20 % (воздушно‑сухая древесина). Влажность комнатно‑сухой древесины – 8–12 %.

Когда древесина подсыхает, в первую очередь испаряется свободная влага и только потом – связанная, расположенная в глубине клеточных оболочек. С поверхности влага испаряется быстрее, поэтому влажность в процессе сушки может быть неравномерной, особенно если древесина имеет большое сечение. Резчику необходимо помнить, что сырая древесина легко режется, но обрабатывается плохо.

 

Усушка

 

Усушка древесины – это уменьшение объема и линейных размеров в ходе испарения связанной влаги. Минимальную усушку, не выходящую за пределы 0,1–0,2 %, можно наблюдать лишь вдоль волокон. Усушка радиальная равна 3–8 %, тангенциальная – примерно в 1,5–2 раза больше радиальной. Усушка ранней древесины превышает усушку поздней.

Когда древесина увлажняется, происходит ее разбухание – явление, противоположное усушке. Если разбухание или усушка происходят неравномерно, древесина растрескивается или коробится. Понятно, что такой материал не годится для использования. Для художественно‑декоративных работ следует применять правильно высушенную и выдержанную древесину, тщательно предохраняемую от воздействия влаги.

 

Прочность

 

Это свойство древесины находится в прямой зависимости от влажности и породы дерева. Чем больше влажность, тем меньше прочность материала. Распознать прочность можно при сжатии и растяжении древесины вдоль и поперек волокон, а также при статическом изгибе, кручении, разрезании поперек волокон.

 

Твердость

 

Твердость древесины зависит от породы дерева и направления, по которому сделан срез. Самую большую твердость практически у всех пород имеет поперечный срез, самую меньшую – радиальный (у березы – тангенциальный).

Кроме того, твердость зависит от влажности материала. Так, у древесины, имеющей 15 %‑ную влажность, твердость будет почти вдвое больше, чем у древесины, высушенной до 30 %‑ной влажности.

 

Запах

 

У каждой породы свой особенный запах, и зависит он от того, какие именно ароматические вещества содержатся в древесине. Ароматические вещества – это эфирные масла, смола, а также таннины – дубильные вещества.

Свежая древесина обладает очень сильным ароматом, но со временем ее запах становится слабее. Усилить его можно с помощью нагревания. Иначе будет пахнуть древесина при загнивании.

Выбирая материал для декоративно‑художественных работ, очень важно помнить о запахе. Для определенных изделий подходит не всякий аромат. Так, многим нравится освежающий сосновый запах, но он вряд ли подойдет, к примеру, для емкости, предназначенной для хранения продуктов.

Бочонки для хранения меда принято делать из липы, а бочки для вина и пива лучше всего сколачивать из монгольского дуба, который растет на Дальнем Востоке. Его древесина улучшает вкус и аромат напитков.

Стойкий аромат имеют кипарис и сандал, приятным и сильным запахом обладает можжевельник. А вот сырая осина пахнет своеобразно, и не каждому ее тяжелый запах по нраву.

 

 

Породы древесины и их применение

 

Выбор древесины для художественных работ обусловлен целым рядом особенностей. В зависимости от характеристики материала и вида предстоящих работ резчик определяет, какое дерево ему требуется.

Все деревья и кустарники делятся на хвойные и лиственные. Хвойные породы обладают чешуйчатыми или пластинчатыми хвоинками, их древесина (кроме можжевельника, ели и тиса) пронизана смоляными ходами. Практически все хвойные породы меняют хвою один раз в три года, и только лиственница делает это каждый год.

Лиственные породы (кроме субтропических вечнозеленых) ежегодно сбрасывают листву – пластинчатые листья разнообразной формы.

У древесины лиственных пород нет смоляных ходов, зато имеются сосуды, являющиеся частью сокопроводящей системы. Есть деревья, у которых на защищенном торце четко видны эти сосуды. Такие породы называют крупнососудистыми. Их разделяют на кольцесосудистые (вяз, дуб, каштан съедобный, ясень, ильм и др.) и рассеянно‑сосудистые (хурма, грецкий орех).

Большинство произрастающих в средней полосе пород деревьев являются мелкососудистыми. Это береза, осина, тополь, ива, яблоня, рябина, ольха, клен и др.

Среди лиственных особо выделяются породы с твердой древесиной: груша, клен, бук, граб, орех. К твердым мелкососудистым относятся также породы, произрастающие в южной зоне: лимон, самшит, белая акация, тис, мандарин.

Чтобы выбрать нужный материал, узнать, будет ли он пригоден для данного вида работы, необходимо знать, какими свойствами обладает та или иная порода. Например, для рельефной и мелкой плоскорельефной резьбы мягкие хвойные породы не подойдут. Изящная резьба на фоне красочной текстуры, которая и сама по себе является украшением, просто «потеряется».

Кроме того, у хвойных пород плотность ранних и поздних слоев древесины разнится, и ровно вести резец не так‑то просто. Мешает обработке и смолистость древесины. Чаще всего хвойные породы используются для создания монументальных работ.

 

Липа

 

Белая с розовым или слабым красноватым оттенком древесина липы относится к мягким безъядровым породам. Годичные слои на всех срезах видны не очень четко, сердцевинные лучи тоже слабо различимы. На поперечном срезе они имеют вид тонких блестящих линий, на радиальном представляют собой темноватые пятна. Древесина легкая и пластичная и потому прекрасно подходит для мелкой резьбы. Она хорошо поддается распиловке, обработке резцом, легко окрашивается.

При сушке древесина липы сильно усыхает и коробится.

Луб старой коры применяют для производства бумаги, столярных, резных и точеных изделий.

Похожими свойствами обладают и такие мягкие лиственные породы, как ольха, осина, тополь.

 

Ольха

 

Древесина ольхи относится к мягким породам. Она хорошо поддается обработке режущими инструментами, легко полируется, не создает трудностей во время прессовки и пропитки, а вот сверлить ее не так‑то просто. Основными характеристиками являются легкость, вязкость, относительная прочность и податливость. Древесина ольхи не трескается при сушке и не колется во время резьбы.

На срезе древесина быстро желтеет, нередко приобретает яркий оранжевый оттенок. Постепенно окраска бледнеет, становится сероватой. После покрытия олифой или маслом приобретает равномерный интенсивный цвет, отличающий ее от других пород. Под воздействием солнечного света древесина ольхи за 2–3 месяца утрачивает оранжевый оттенок и внешне становится сходной с древесиной сосны.

Существенный недостаток древесины ольхи – сердцевинные включения темно‑бурого цвета, нарушающие ее равномерную текстуру и окраску. Причем продольные черточки могут быть как узкими, так и довольно широкими.

При детальном рассмотрении структуры ольхи видно, что деление на заболонь и ядро отсутствует. Очертания годичных слоев извилистые, размытые и практически незаметные. Один годичный слой отделен от другого тонкой темной полоской, более плотной, чем остальная древесина. Располагается окантовка вдоль всей протяженности внешней границы слоя. Многочисленные сосуды едва различимы невооруженным глазом, их расположение тяготеет к радиальному.

Древесина ольхи используется для изготовления музыкальных инструментов и декоративных изделий. Особенно ценным в художественном отношении является кап ольхи.

 

Осина

 

Древесина осины относится к безъядровым породам. Она имеет однородное строение, благодаря чему без труда режется по всем направлениям, легко лущится, раскалывается на ровные части, хорошо пропитывается различными составами, прочно впитывает краску. Основными ее характеристиками являются легкость, упругость и высокая прочность, усиливающаяся со временем. Молодая осина, срубленная весной в дни соконаполнения и высушенная на воздухе (без попадания прямого солнечного цвета), приобретает прочность кости. Древесина осины не боится влаги, не коробится и не трескается при сушке.

На срезе древесина светлая, почти белая, с легким зеленоватым оттенком. Со временем становится серой и приобретает знаменитое серебристое свечение, которым славятся кровли северных памятников древнего зодчества. Обладая высокой устойчивостью к воздействию атмосферных явлений, древесина осины даже без специальных покрытий сохраняет естественный вид на протяжении десятилетий.

Текстура этой древесины тонкая. Годичные слои слабо различимы, однако более заметны, чем у березы. На радиальном срезе можно рассмотреть сердцевинные лучи, которые представляют собой узкие блестящие штрихи.

Из‑за своих свойств древесина осины имеет широкий спектр применения. Идеально подходит она для изготовления посуды, игрушек и предметов быта. Чрезвычайно удобны в работе инструменты с рукояткой из осины, так как они обладают высокой прочностью, легкостью и позволяют избежать образования мозолей (в отличие от березы).

Легкость шлифовки и полировки позволяет использовать древесину для выполнения цельнорезных орнаментов особой сложности, украшений и поделок с глухой резьбой.

Основным недостатком является ядровая гниль, часто встречающаяся в стволовой древесине осины. Это осложняет деревообработку (токарные работы, сверление и т. д.) и делает низким процент выхода деталей.

 

Тополь

 

Мягкая древесина тополя имеет беловатую или светло‑коричневую заболонь и ядро разнообразной окраски – от желтой до темно‑коричневой. Широкие годичные кольца четко очерчены, а вот сосуды почти неразличимы. Чаще всего они равномерно покрывают годичные кольца, но иногда представляют собой радиальные ряды.

Поверхность радиального среза слегка блестит, сосуды на нем имеют вид мелких желобков. Сердцевинные лучи тонкие и почти не видны ни на одном из срезов.

Тополь неплохо обрабатывается режущими инструментами, хотя и не так свободно, как липа, потому что резец немного вязнет в древесине.

Широко используется в качестве поделочного материала.

 

Ясень

 

Древесина ясеня относится к ядровым породам. Характеризуется высокой прочностью, упругостью и стойкостью. Легко поддается обработке режущими инструментами, без труда полируется, однако нуждается в порозаполнении при отделке. Резчики по дереву высоко ценят ее за красивый рисунок.

На срезе ядро древесины окрашено в светло‑бурый цвет, постепенно переходящий в желтовато‑белый в области заболони.

Текстура древесины кольцепоровая, вдоль колец идут хорошо заметные волнистые линии. Сосуды толстостенные, перемежающиеся многочисленными узкими сердцевинными лучами. Древесина ясеня используется для изготовления предметов мебели, паркета и лестничных перил. Главным недостатком ясеня является длительность процесса сушки и частое образование трещин. Растрескивания готовых поделок можно избежать при соблюдении всех правил сушки.

 

Айва

 

Древесина айвы принадлежит к числу безъядерных пород. Она легко поддается обработке режущим инструментом, без труда полируется, подходит для любых видов. Текстура древесины легкая. Древесина айвы отличается умеренной прочностью, не растрескивается во время сушки. Главным недостатком является плохая устойчивость к гниению.

Видимое разделение на ядро и заболонь отсутствует, годичные кольца не различимы невооруженным глазом. Волокнистые сосуды рассеяны по всему полотну древесины. Сосуды однотипные, различающиеся по длине члеников.

На срезе древесина окрашена в светло‑желтый цвет, нередко с розоватым оттенком.

Красивый рисунок делает ее одним из любимых материалов мастеров по мелким резным изделиям или поделкам.

 

Береза

 

Береза относится к заболонным породам. Ее древесина окрашена в белый цвет с желтоватым или легким красноватым оттенком. Окраска равномерна по всему сечению ствола. Годичные кольца слабо различимы по всем срезам. С внешней стороны годичных колец можно увидеть тонкую полосу – позднюю часть годичного слоя древесины. Она темнее ранней части. Годичные слои не широкие, на поперечном срезе их границы четко просматриваются.

На поперечном разрезе видны равномерно рассыпанные мелкие сосуды, на продольном сосуды почти не различимы, но если смотреть на них через лупу, они представляют собой мелкие штрихи. Узкие сердцевинные лучи практически не заметны на тангенциальном и торцевом срезах, зато на радиальном они видны как короткие штрихи и точки. Благодаря сердцевинным лучам продольные поверхности березы кажутся блестящими. Пересеченные сосудами сердцевинные лучи изгибаются, а при пересечении годичных колец расширяются.

Древесина березы прекрасно поддается механической обработке и хорошо режется. Ее нетрудно обточить на токарном станке.

 

Вишня

 

Древесина с ядром и заболонью. Заболонь желтая, светло‑желтая или беловатая, ядро буроватое или темно‑бурое, может иметь зеленоватый или коричневый оттенок. Годичные кольца хорошо заметны. Древесина рассеянно‑сосудистая, иногда с несильно выраженной кольцесосудистостью. Твердая, но хорошо обрабатывается, поэтому ее часто применяют для отделочных работ и изготовления декоративных поделок.

 

Дуб

 

Древесина дуба очень прочная, стойкая и тяжелая, хорошо высушивается. Имеет множество сердцевинных лучей. Ядро окрашено в коричневый с серовато‑зеленым оттенком цвет. В наиболее широкой части весенней древесины можно заметить разбросанные местами крупные сосуды.

Древесина легко подвергается обработке режущими инструментами, хорошо окрашивается и отделывается лаком.

 

Боярышник

 

Красноватая или розовая древесина с темным ядром и хорошо видимыми годичными слоями. Легко обрабатывается практически любыми режущими инструментами, хорошо поддается окрашиванию и лакировке.

Подходит для резных и токарных изделий. Благодаря своей прочности часто используется для создания рукояток к ударным инструментам.

 

Каштан

 

Древесина с ядром и заболонью, годичные слои хорошо заметны на всех срезах. Заболонь желто‑белая, ядро желтовато‑коричневое. Кора каштана гладкая. Сердцевинные лучи тонкие и на поперечном срезе не заметны.

Древесина каштана немного мягче и легче, чем у дуба. Без особого труда обрабатывается режущими инструментами, прекрасно полируется и долго сохраняет внешнюю отделку.

 

Бук

 

Желтоватая (иногда с красноватым оттенком), без блеска древесина бука имеет ложное ядро, окрашенное в красновато‑бурый цвет. Годичные слои и широкие лучи хорошо видны на всех срезах. Узкие лучи можно заметить только на торцевом срезе.

Древесина обладает красочной текстурой и имеет физические и механические свойства, похожие на свойства дуба, березы и ясеня.

Отлично сушится, быстро усыхает, однако может слегка коробиться. При неправильной сушке растрескивается. Твердая и довольно тяжелая, хорошо обрабатывается и легко колется. В числе достоинств – гибкость и пластичность, один из недостатков – нестойкость по отношению к гнилостным процессам.

Резчикам следует помнить, что ядро бука плохо пропитывается, но с легкостью подвергается распиловке и отделке.

 

Граб

 

Заболонная порода без видимого ядра. Древесина без блеска, равномерного серовато‑белого цвета. Годичные слои хорошо заметны благодаря извилистым контурам. Сосуды невозможно увидеть без помощи лупы. На радиальном срезе можно заметить тусклые сердцевинные лучи.

Древесина граба твердая и прочная. Обрабатывается с трудом, зато хорошо окрашивается. Из нее иногда делают имитации черного дерева.

 

Орех

 

Древесина с красочной текстурой, серо‑коричневым или буро‑коричневым ядром, имеющим неравномерные темноватые прожилки. Встречаются разные по цвету экземпляры – от совсем светлого до желтовато‑серого. При искусственной сушке древесина приобретает темно‑серый оттенок. Заболонь серовато‑бурая, широкая. На всех срезах отлично видны сосуды и годичные слои.

Древесина тяжелая и твердая, хорошо обрабатывается всеми режущими инструментами. Легко окрашивается, лакируется и полируется.

 

Платан

 

Имеет красновато‑бурое ядро и заболонь, окрашенную в сероватый цвет. Ложные сердцевинные лучи придают древесине серебристый блеск. Годичные слои и мелкие сосуды почти не заметны, зато сердцевинные лучи широкие и видны на всех срезах. На радиальном срезе лучи образуют узор, характерный только для платана.

Древесина тяжелая, не поддается гниению. Сушится хорошо, но слегка коробится.

Легко обрабатывается, поддается распиловке, но очень плохо пропитывается красителями.

Древесину платана используют для столярных и токарных изделий, а также для художественно‑декоративных работ.

 

Можжевельник

 

Ядровая порода с серовато– или красновато‑коричневым ядром и розово‑белой неширокой заболонью.

Древесина имеет слабый блеск, красивую текстуру, очень приятный запах. Обладает хорошими механическими свойствами, прочностью и стойкостью. Прекрасно поддается любым видам механической обработки. Используется для токарных изделий. Из нее с давних времен вырезали игрушки, трости, шахматные фигурки.

 

Туя

 

Древесина ядровых пород, с оранжево‑коричневым или темно‑коричневым ядром и беловато‑желтой заболонью. Хорошо сушится. Древесина не очень прочная и умеренно стойкая. Легко обрабатывается режущими инструментами, отлично полируется. Используется для токарных работ и изделий с резьбой.

 

Облепиха

 

Ядровая кольцесосудистая порода, имеет буровато‑желтое ядро и светло‑желтую заболонь. На всех срезах хорошо видны годичные кольца и штрихи, неширокие сердцевинные лучи почти не заметны.

Сушится хорошо, не подвержена короблению и растрескиванию. Обладает высокой прочностью, твердостью, стойкостью по отношению к гниению. Неплохо обрабатывается резцами‑ножами, прекрасно лакируется и полируется. Древесину облепихи используют в основном для столярных изделий, точеных и резных работ.

 

Падуб остролистный

 

Белая древесина с зеленоватым или сероватым оттенком. Без видимого ядра, имеет мелкую и довольно ровную текстуру. Волокна расположены в беспорядке, поэтому обрабатывать древесину падуба не так‑то просто. Сделать это можно лишь с помощью инструментов с очень острыми режущими краями, применяя угол резания не более 20°.

Хорошо окрашивается и полируется, неплохо склеивается. Часто применяется как имитация самшита, а при подкрашивании – эбенового дерева. Идет на изготовление токарных изделий, декоративных поделок, инкрустаций, мозаики, граверных досок.

 

Эвкалипт

 

Родиной этого дерева являются Австралия и Океания. Также эвкалипт произрастает на Филиппинах, в Индонезии, на Черноморском побережье Кавказа.

Растение включает в свой род около 500 видов, наиболее распространенными и известными из которых являются эвкалипт гигантский и эвкалипт шариковидный.

На территории России чаще всего встречается наиболее морозоустойчивый эвкалипт Дальримпля – порода со светлой заболонью и бурым ядром, обладающая высокой прочностью и биостойкостью.

Древесина эвкалипта пригодна для резания, строгания, ее поверхность легко поддается шлифовке.

 

Ярра

 

Название «ярра» является торговым наименованием одной из разновидностей австралийского эвкалипта. Древесина этой породы отличается яркой окраской – от клубничного до темно‑красного цвета. По прошествии времени древесина может принимать самые разнообразные оттенки. Ярра твердая, прочная и устойчивая к воздействию вредителей и огня, хорошо полируется и шлифуется, но достаточно трудно обрабатывается, а также коробится, закручиваясь в направлении волокон.

Древесину ярры можно использовать для изготовления полов, мебели и предметов декоративно‑художественного назначения.

 

Палисандр

 

Название «палисандр» объединяет в себе разные породы, которые имеют сходную по строению и цвету древесину. Чаще всего палисандром называют древесину дальбергии черной, которая произрастает в Бразилии, или розового дерева, родиной которого является Юго‑Восточная Азия.

Палисандр является ядровой рассеянно‑сосудистой лиственной породой. Отличительной чертой этой древесины является наличие крупных сосудов. У палисандра имеются серьезные различия между заболонью и спелой древесиной: заболонь обычно серовато‑белая, иногда с присутствием розоватого оттенка, узкая; спелая древесина темно‑коричневого цвета со светлыми продольными жилками, иногда присутствует сиреневый или фиолетовый оттенок.

Древесина палисандра отличается прочностью и твердостью, а также легко поддается резке, шлифованию и полированию. Сушка древесины данной породы довольно часто бывает проблематичной – из‑за ускорения процесса могут появиться многочисленные трещины.

 

Тис

 

Древесина тиса имеет извилистые годичные слои, узкую заболонь желтовато‑белого цвета и красно‑бурое ядро. Текстура древесины этой породы очень красива, поэтому достаточно высоко ценится в качестве отделочного материала. Из нее делают мебель, а древесина капов может применяться для изготовления строганого шпона и различных поделок.

Единственным недостатком древесины является большое количество отходов из‑за сучковатости.

 

Сосна

 

Древесина сосны широко используется в строительстве, мебельном производстве и т. д. Она имеет розоватое ядро, хорошо выраженные годичные слои, широкую заболонь от желтоватого до розового цвета и многочисленные смоляные ходы.

Древесина сосны достаточно плотная и прочная, к тому же устойчива к гниению и легка в обработке.

 

Фисташка

 

Древесина данной породы отличается отграниченной от ядра широкой заболонью желтовато‑белого цвета, практически незаметными сердцевинными лучами и ядром, которое при срубе имеет зеленовато‑бурый цвет, а по прошествии некоторого времени приобретает красновато‑бурую окраску.

Древесина фисташки очень плотная и износостойкая, трудно раскалывается, на ощупь маслянистая.

 

Черное дерево

 

Под названием «черное дерево» объединены разные породы, которые имеют древесину черного цвета.

Древесина данных пород отличается незаметными годичными слоями, узкой белой заболонью и глянцевато‑черным ядром. Чаще всего черное дерево применяется для изготовления музыкальных инструментов и предметов художественно‑декоративного назначения.

 

Шелковица

 

Шелковица известна также под названием «тутовое дерево» и отличается темнеющей со временем красновато‑бурой древесиной с узкой заболонью. Может использоваться для мозаичных работ. Трудно обрабатывается режущим инструментом, но хорошо полируется.

 

Черешня

 

Древесина этой породы похожа на древесину вишни, но отличается от нее большей плотностью и твердостью. К ее недостаткам можно отнести подверженность червоточине.

 

Фернамбук

 

Древесина этого дерева при хранении изменяет цвет от желтовато‑оранжевого до темно‑вишневого или черного.

Древесина фернамбука считается дорогим материалом и используется для изготовления скрипичных смычков и дирижерских палочек. Она не гниет, не поддается в сухом виде короблению, но тяжела в обработке, подвержена сильному усыханию, растрескиванию и изменению формы.

 

Тик

 

Данная порода произрастает в Восточной Африке, Бирме, Индии и Индонезии. Древесина тика имеет золотисто‑коричневый цвет с темными вкраплениями, отличается хорошо выраженной текстурой и ровным или слегка волнистым направлением волокон.

Древесина этой породы почти не гниет из‑за высокого содержания маслянистых веществ, устойчива к внешним воздействиям и нагрузкам, легко поддается обработке.

 

Мовингу

 

Растение произрастает в Камеруне, Нигерии, Габоне и Либерии. Древесина этой породы отличается сердцевиной лимонного цвета с добавлением коричневого или зеленого и глянцевой поверхностью. Древесина мовингу используется для изготовления мебели, шпона и паркетных работ.

 

Рябина обыкновенная

 

Рябина представляет собой ядровую породу с древесиной, имеющей почти не заметные сердцевинные слои, широкую красновато‑белую заболонь и красновато‑коричневое ядро. Древесина используется для изготовления токарных изделий.

 

Сандаловое дерево

 

Название «сандаловое дерево» объединяет породы древесины, предназначенные для различных поделок и дающие черную, синюю или красную окраску. Древесина белого и желтого сандала ароматична и применяется в столярном деле, медицине и в производстве парфюмерии.

 

Оливковое дерево

 

Древесина данной породы плотная, практически не подвержена усыханию, имеет тонкую текстуру, светло‑коричневую заболонь, которая со временем становится темнее. Зрелая древесина отличается желто‑белым цветом, иногда с красным оттенком и нерегулярными темными лучами. Древесина оливкового дерева имеет гладкую поверхность и легко подвергается обработке.

 

Секвойядендрон

 

Порода ядровая, хвойная, древесина которой отличается узкой белой заболонью и ядром от светло‑вишневого до красновато‑коричневого цвета. Из‑за того что поздняя древесина более плотная и темная, годичные слои хорошо заметны. Ранняя древесина мягкая и рыхлая, не имеет смоляных ходов.

По механическим свойствам секвойядендрон близок к ели, но отличается от нее большей устойчивостью к гниению. Древесина этой породы широко применяется в Северной Америке, которая является ее родиной.

 

Ятоба

 

Дерево родом из Центральной Америки, отличается серовато‑белой, достаточно широкой заболонью и древесиной от оранжево‑коричневого до фиолетово‑коричневого цвета.

Древесина плотная, тяжелая, прочная, эластичная, с легкостью поддается шлифованию и полированию, но трудна в обработке. При шлифовании можно добиться изменения окраски до почти белой или лимонно‑желтой. Во время ускорения процесса сушки могут образоваться многочисленные трещины.

 

Слива

 

Древесина этой породы прекрасно подходит для изготовления украшений или точеной утвари. Она отличается твердостью, прочностью и наличием множества разноцветных прожилок, которые смотрятся достаточно декоративно. Недостатком этой древесины является подверженность короблению и растрескиванию при сушке.

 

Сапелли

 

Деревья этого рода произрастают в Экваториальной Африке. Древесина с широкой заболонью от белого до серого цвета. Зрелая древесина отличается красно‑коричневой окраской с золотистым блеском. Декоративность ей придают спирально расположенные волокна. Подвержена короблению при сушке, хорошо поддается полированию.

 

Самшит

 

Древесина этой породы используется для изготовления музыкальных инструментов, резных и токарных изделий. Похожа на древесину граба по механическим качествам.

Древесина светло‑желтого цвета, матовая, плотная, твердая, с узкими, слегка волнистыми годичными слоями и незаметными сосудами и сердцевинными лучами. Произрастает в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа.

 

Санбау

 

Растение известно также под названием «солнечное дерево» и используется чаще всего для изготовления дорогой мебели. Отличается древесиной, которая переливается шелково‑золотым цветом при изменении угла обзора. Древесина очень плотная, устойчива к изменению влажности.

 

Пинкадо

 

Растение распространено в естественных условиях в тропических лесах Юго‑Восточной Азии. Зрелая древесина имеет тонковолокнистую перевитую структуру и отличается красновато‑коричневым цветом с темно‑коричневыми или фиолетово‑коричневыми прожилками, который со временем может потемнеть.

Древесина устойчива к деформации и не расслаивается при обработке.

 

Бархатное дерево

 

Растение является ядровой породой с отграниченной от бурого ядра узкой желтой заболонью. В области поздних годичных слоев заметны дугообразные линии и короткие черточки, образованные группами мелких сосудов. Древесина бархатного дерева по внешнему виду и строению напоминает древесину ясеня, но отличается более низкими механическими качествами. Древесина может успешно применяться в производстве строганого шпона и мебели.

 

Массарандуба

 

Древесина этого растения имеет темно‑красный цвет с бледно‑коричневой заболонью, отличается твердостью и стойкостью к гниению и паразитам, легко обрабатывается, но требует тщательности при склеивании. Может применяться для строительства прочных сооружений и при покрытии пола.

 

Гонкало

 

Древесина отличается желтовато‑серой или желтовато‑коричневой заболонью. Спелая древесина имеет продольные или диагональные неравномерные полосы коричневого цвета и общий фон от желтовато‑коричневого до красновато‑коричневого. Рисунок древесины крупный, достаточно эффектный.

 

Железное дерево

 

Растение известно также под названием «парротия персидская». Его древесина окрашена в бледно‑розовый цвет, приобретающий со временем коричневые оттенки. По механическим свойствам железное дерево напоминает самшит. Древесина плотная, твердая, может быть использована в качестве поделочного материала.

 

Кедр

 

Древесина кедра отличается мягкостью, прочностью, сильным специфическим запахом и повышенной стойкостью к гниению. Может применяться в столярном деле при производстве изделий, которые впоследствии не будут подвергаться большим нагрузкам. Чаще всего в качестве отделки изделий из кедра применяется вощение. Древесина кедра прекрасно подходит для резьбы.

 

Амарант

 

Растение родом из Центральной Америки, отличается рассеянно‑сосудистой древесиной красновато‑фиолетового цвета с крупной ярко выраженной текстурой. В ходе использования может потемнеть. Древесина этой породы плотная, но гибкая, с трудом поддается распиливанию и лакировке. Чаще всего используется для производства дорогой мебели.

 

Лиственница

 

Древесина этой ядровой породы обладает стойкостью к гниению в условиях сильного намокания, отличается наличием большого темного ядра, имеет текстуру, похожую на текстуру сосны. Подвержена растрескиванию при высыхании, обладает высокой плотностью, прочностью. Древесина лиственницы малосучковатая.

 

Красное дерево

 

Это название объединяет разносемейные породы деревьев, которые имеют схожий цвет и строение древесины. Древесина красного дерева мягкая, легко поддается обработке, часто применяется для столярных работ.

Свежесрубленная древесина красного дерева имеет желтовато‑красный цвет, который темнеет с течением времени и становится малиново‑красным или коричнево‑красным с темными и светлыми прожилками.

Красное дерево может быть полосатым, узорчатым, огненным, узловатым, гладким, крапленым и т. д.

 

Ива

 

Ива является быстрорастущей породой с ядровой древесиной, с широкой белой заболонью и буровато‑розовым ядром. По механическим качествам она похожа на липу. Может применяться для изготовления посуды.

 

Грецкий орех

 

Грецкий орех служит прекрасным материалом для резьбы по дереву, так как обладает красивой текстурой с широкой гаммой тональных переходов цвета. Ценность древесины этой породы зависит от возраста дерева: чем оно старше, тем больше ценится материал. Древесина плотная, но податливая, легко окрашивается и тонируется, может применяться для мозаичных работ и изготовления мебели.

 

Клен

 

У большинства видов клена древесина имеет красноватый или буроватый оттенок, хорошо заметные сердцевинные лучи, которые создают характерную для этой породы рябоватость. Древесина твердая, плотная, с красивой текстурой.

Самым ценным видом является сахарный клен. Свилетовый клен хорошо подходит для обработки и резки, но склонен к образованию трещин.

 

Красный дуб

 

Древесина этой породы отличается прочностью, пористостью и твердостью. Заболонь светлая, сердцевина красноватая. Может использоваться для изготовления изделий, которые будут экспонироваться или эксплуатироваться как на открытом воздухе, так и в помещении.

 

Джатоба

 

Родиной данной породы считается Южная Америка. Древесина джатобы от оранжево‑коричневого до красновато‑коричневого цвета, с розовато‑коричневой, белой или серой заболонью, отличается долговечностью, с легкостью подвергается обработке, склеиванию, шлифованию. Может быть использована для изготовления паркета или шпона.

 

Ироко (камбала)

 

Ироко является наиболее распространенной африканской породой. Отличается узкой серой заболонью, высокой устойчивостью к изменениям климатических условий, вредителям. Зрелая древесина ироко желтовато‑коричневая, в процессе эксплуатации темнеет, напоминает по внешнему виду тик.

 

Карагач

 

Ядровая порода с узкой желтовато‑белой заболонью и красновато‑бурым ядром. Древесина с красивой текстурой, вязкая, плотная, прочная, легко поддается отделке, особенно полированию.

Может применяться для производства мебели, музыкальных инструментов, мозаики. Капы, часто образующиеся на стволах этой породы, можно использовать в качестве шпона в мозаичных работах.

 

Бакаут (гваяковое дерево)

 

Широкое распространение получили два вида этого дерева: гваякум лечебный и гваякум священный. Древесина первого и второго вида различается шириной желтоватой или кремовой заболони. Ядро зеленовато‑черное. Полости сосудов заполнены бурым содержимым. Древесина бакаута тяжелая, износостойкая, плотная, подходит для изготовления токарных изделий.

 

Дару (гару)

 

Древесина этой породы прочная, тяжелая, твердая, устойчивая к воздействию влаги, золотисто‑бежевая или золотисто‑розовая, обладает стойким приятным запахом.

 

Атласное дерево

 

Достаточно редкая порода на российском рынке, применяется чаще всего для изготовления украшений или мозаичных вставок. Древесина атласного дерева имеет бурый, желтоватый или красный оттенок с вкраплениями мелких блесток.

 

Кемпас

 

Древесина с желтовато‑белой заболонью, резко отличающейся от светло‑красной сердцевины, которая со временем темнеет и приобретает красно‑оранжевый оттенок.

Структура древесины данной породы равномерная, плотная. Кемпас отличается твердостью, плотностью, долговечностью (при эксплуатировании в благоприятных условиях). При обработке древесина может ворситься. Хорошо поддается сверлению и шлифованию. Корневая часть чаще всего используется для отделки скрипок.

 

Акация белая

 

Распространенная на территории России ядровая порода, древесина которой считается самой твердой. Заболонь узкая, желтоватая, ядро желтовато‑серое или зеленовато‑серое. Древесина акации белой отличается твердостью, прочностью, устойчивостью к гниению, приятным цветом и красивой текстурой, со временем темнеет, что придает большую выразительность. Она не подвержена растрескиванию и короблению, имеет сопротивление трению, подходит для полировки, поэтому применяется в качестве материала во многих областях.

 

Целебесская вишня (кумьер)

 

Произрастает в Юго‑Восточной Азии. Древесина этой породы напоминает по внешнему виду кемпас, но отличается более ярко выраженной текстурой и наличием волнообразных продольных линий на продольном срезе.

Древесина плотная, тяжелая, хорошо поддается обработке, особенно шлифованию и покрытию лаком. Используется для изготовления полов и декоративных резных изделий.

 

Керуинг

 

Деревья этой породы произрастают на Филиппинах, в Индии, Шри‑Ланке, Юго‑Восточной Азии и Таиланде. Древесина отличается слабой спутанной свилеватостью, умеренной стойкостью к воздействию неблагоприятных факторов, серовато‑коричневой заболонью и светло‑красным или красновато‑коричневым ядром.

 

Кайя (африканский махогани)

 

Цвет древесины этой породы – от темно‑красного до коричнево‑розового, со светлой желтовато‑коричневой заболонью. В древесине могут иметься зигзагообразные поперечные трещины, которые трудно найти из‑за небольших размеров. Также кайя плохо поддается обработке антисептиками, но хорошо отделывается, склеивается, держит крепеж и имеет умеренную склонность к короблению.

 

Афрормозия

 

Растение родом из Экваториальной Африки, с однородной структурой древесины и равномерно расположенными волокнами. Древесина афрормозии твердая, плотная, устойчивая к нагрузкам и неблагоприятным внешним воздействиям и может быть использована в качестве материала при изготовлении мозаичных элементов.

 

Лапачо (ипе)

 

Распространенное в Центральной и Южной Америке растение с красно‑серой заболонью и тяжелой прочной древесиной оливково‑серого цвета с вкраплениями темных и светлых участков. Лапачо содержит маслянистые вещества, легко поддается сушке, но при этом может сильно коробиться.

 

Глава 2


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!